Новости гештальт подход в психологии

Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную. Психология и коучинг.

Что такое гештальт в психологии

это научно-популярный проект посвященный популяризации психологии и поиску наиболее эффективных способов психологической помощи. Критика гештальт-подхода. Гештальт-подход в других сферах. Ольга Лесницкая — Магистр психологии, практикующий психолог, cпециалист в области индивидуального консультирования, гештальт-терапии, системно-феноменологической психотерапии, арт-терапии музыкального направления. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков.

Как работает гештальттерапия

Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта.

Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход

Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны. Пустой стул «Техника пустого стула» — тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз основоположник гештальттерапии , но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган. И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно. Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру.

Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно. Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент. У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу! И этими методиками вообще нельзя было пользоваться. Так тоже бывает. Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт.

Со стороны клиента: недостаток обратной связи. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок — лучший они ж все — яблоки, Кэп! Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе. А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа — так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений. Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики.

Под запись, в канал ЧТП, подкаст, ютуб, whatever. И ЭОТ. Возможно, потом ещё напишу об этом подробнее, но лучше давайте об этом в камментах посрёмся. За коучинг здесь особенно обидно, кстати: если до каких-то пор отделение инструмента для лучшего понимания его потенциальными клиентами ещё имело смысл, то, чем дальше, тем страшнее. Дебри мракобесия, куда завели этот процесс инфоцыгане, поистине обширны и непознаваемы. И теперь любой, кто вещает про свой личный опыт и выдыхание денег из матки, гордо называет себя коучем, что является прямой дискредитацией подхода.

Биологическая база у человека — одна. Психика происходит из деятельности нервной системы. Она очень вариативна, но принципиально познаваема. Подходы к работе с ней могут быть разными, но лишь по форме. А по сути они будут похожи, так как обращаются к одним и тем же биологическим механизмам. Пример: Терапия травмы: Травмирующее событие как бы отщепляет от психики кусочек, который впечатывается в мозг и остаётся сцепленным с переживанием того события.

Биологически это нужно для того, чтобы человек избегал похожих ситуаций, и лучше выжил в итоге. Тогда мне было 3 года, я вела себя так-то и так-то, чувствовала вот это, и в момент шока происходило то-то и то-то. И теперь, попадая в похожую ситуацию, но уже взрослой, я выпадаю в ту, трёхлетнюю девочку, пугаюсь и убегаю. Проработка травмы в данном случае нацелена на то, чтобы разлепить то воспоминание с эмоциями, пережитыми тогда, давно, интегрировать напуганную девочку обратно в себя, и вернуться в себя реальную. И это может быть сделано сотней разных способов, но суть от этого не поменяется. Поэтому я настаиваю на том, чтобы больше копать в суть вещей, и того, как они работают, чем упарываться по форме.

Главное, чтобы работало. И имело под собой научно-доказательную базу, конечно же. Это по умолчанию. Зачем вообще противопоставлять гештальт и КПТ? И вот тут я встаю в тупик. Потому что для меня эти два подхода абсолютно гармонично сочетаются друг с другом.

И могут прекрасно друг друга дополнять, а где-то полностью пересекаются. Зачем их противопоставлять вообще? Работа с убеждениями, чтобы появился осознанный выбор в поведении, а не автоматизмы? Гештальт делает это в той же степени, что и КПТ. Подращивание адаптивности к текущим обстоятельствам и отношениям, без ущерба для личности, а даже и с укреплением её целостности? Ну, то есть лучше понимать себя, свой способ жизни.

Что в принципе и ведет к изменениям и коррекции. Цель КПТ это изменения и конкретные коррекции. Что достигается путем лучшего понимания себя и своего способа жизни и изменением их. Я бы сформулировала так: Гештальт — про изменения через понимание, как и что у человека устроено осознанность , и какими ресурсами он будет изменения производить. Осознавая и пересобирая свою целостность, я возвращаю ресурсы в систему, сил становится больше, изменения тащить проще. Про адаптацию к актуальным и меняющимся условиям жизни и отношений.

И она тоже ведётся через лучшее понимание того, как там у меня чего работает, и какими ресурсами я это буду делать и под это приспосабливаться. И другие проверенные подходящие инструменты и техники, которым нас учат на специализации, например, могу использовать, этого никто не запрещает. Если работает, то почему не использовать? К тому же, ко мне идут в основном айтишники, и другие люди, которые много работают головой, и часто имеют нарушенную связь с телом, поэтому на начальном этапе работа идёт «через голову», пока контакт с телом и «внутренний слух» постепенно восстанавливается. С кем-то мы можем и по полгода «висеть на уровне головы». Но, если это помогает клиенту работать с его запросом и делает его жизнь лучше — то зачем бежать впереди паровоза?

У каждого процесса — своя скорость. Больше фокуса на запросе клиента и на нём самом, чем на отработке каких-то методик, которые «должны быть». Ничто не мешает пробовать разное, и искать то, что помогает лучше. Или периодически пробовать то, что раньше не работало. Оно может в какой-то момент взять и начать работать. В общем, я за творчество, за исследование и поиск оптимального решения под конкретного человека.

Мне нравится изучать разные инструменты, и смотреть, как они соотносятся с тем, что я уже знаю и умею. В какой-то момент в голове происходит «щёлк! Особенно в контексте, когда человек не очень понял, где ему не подошёл подход, а где — терапевт, но уже свалил всё на подход.

Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки!

Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую. Но все мои коллеги ходят в ресторан. Что делать, если они позовут с собой?

Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда. Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал.

Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить. Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта.

Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения. Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы. Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром. В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка.

Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино. А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается.

Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил. Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию.

Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас.

Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус.

Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу.

Это нормально. Это часть опыта. В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так!

Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль.

Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же.

И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные. Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам.

К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца. Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего!

Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей.

Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью.

Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям.

Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой.

С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты.

И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать?

Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент.

В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?..

С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться. Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести. Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты.

Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения.

Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта.

Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали.

Из статьи вы узнаете: что такое гештальт-терапия и что означает выражение « закрыть гештальт »; чем гештальт-терапия отличается от других психотерапевтических подходов; с какими запросами клиенты обращаются к терапевту; какие приёмы используются в гештальт-терапии; Виктория Лукшина Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. Мы завели телеграм-канал «Ты как? Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте.

Что такое гештальт-терапия? Гештальт-терапия — это направление психотерапии, в основе которого лежит принцип «здесь и сейчас». Суть в том, чтобы помочь человеку сделать свою жизнь более комфортной и яркой, осознать связь мыслей с телом и чувствами и жить в настоящем. Ещё гештальт-терапию называют терапией контакта, потому что в этом подходе человек рассматривается как субъект, контактирующий с внешним миром и другими людьми. Выражение «закрыть гештальт» как-то связано с этим направлением?

Да, оно напрямую связано с гештальт-терапией и означает «завершить начатое, собрать целостный образ» с немецкого gestalt — «целостный образ». Например, вас обидели, но вы так и не сказали об этом обидчику. Такая недоговорённость мучает, заставляет заниматься самокопанием, провоцирует недоверие к людям. Но если вы выразите свои чувства и восстановите границы, то вас перестанет это тяготить. Причём необязательно назначать встречу оппоненту.

Помочь может техника пустого стула: клиенту предлагают представить на пустом стуле того, к кому есть невысказанные чувства. У человека появляется возможность высказать их в безопасной среде и закрыть гештальт. Читайте также: Психодрама: что такое, техники, кому поможет Чем гештальт отличается от КПТ и психоанализа? Основной принцип гештальт-терапии — рассмотрение человека как целостного субъекта: специалист наблюдает его мысли, эмоции, чувства и физические ощущения как взаимосвязанные между собой элементы. Этим гештальт-терапия и отличается от других направлений психотерапии, где чаще делается акцент на чём-то одном.

Например, в психоанализе идёт работа с сексуальной энергией. Считается, что это основа, которая по-разному сублимируется. В когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии специалист обращает внимание на мысли и поведение человека. С осознанным человеком, который в целом очень хорошо всё про себя понимает, гештальтист будет работать в сторону усиления его чувств: замечания эмоций, отслеживания телесных реакций. Если клиент хорошо разбирается в своей эмоциональной жизни, важно будет уравновесить его осознание когнитивными процессами.

Определение гештальта

  • 4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
  • Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
  • Основы гельштат-психологии: гештальт-терапия и гештальт-подход
  • 4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
  • Гештальт vs КПТ / Хабр
  • Гештальт-терапия, что это простым языком и кому подойдет?

Что такое гештальт и зачем его закрывать

Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. Главная психология личности Как не стать психопатом, или мифы о гештальт-терапии. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции.

Гештальт в психологии: что это простыми словами

Это уже первый шаг к решению проблемы, а дальше можно поступить по-разному. Одним удобнее проговорить все с терапевтом, другим — выплеснуть эмоции на бумагу, третьим — воспользоваться техникой пустого стула. Последнее — разговор с воображаемым собеседником, с которым ранее не удалось обсудить важные вопросы. Благодаря этому получается высвободить чувства, которые люди не решаются высказать в настоящей беседе. Если гештальт связан с чем-то материальным, избавиться от него достаточно просто. Допустим, в детстве вам не купили красивую куклу или навороченную машинку, о которой вы мечтали. Зато теперь вы взрослый человек и сами можете их приобрести. Может быть, вы хотели устроиться в компанию мечты или признаться в чувствах к давно любимому человеку, но тогда помешали обстоятельства — это тоже формирует гештальт. Какие-то возможности, безусловно, со временем исчезают, но не все — всегда имеет смысл поинтересоваться, есть ли у вас шансы. И постарайтесь избегать новых гештальтов: доводите дела до конца и не копите эмоции в себе. Завершить гештальт — пожалуй, наиболее часто встречающаяся цель клиентов психотерапевтов.

Мало у кого выходит закрыть гештальты во всех областях жизни, и все же даже одна решенная проблема может сильно поменять процессы восприятия. Понять, что гештальт закрыт, легко: ситуация перестает вызывать у вас эмоциональный отклик, вы смотрите на нее спокойно. Опасность незакрытых гештальтов Незавершенность гештальта человек может даже не осознавать, но она негативно влияет на его психологическое благополучие. Прибавляется тревожность, ресурсы организма расходуются — и это приводит к ощущению внутренней неудовлетворенности, усталости. Большое количество психологических проблем, как правило, вызвано скоплением непроработанных деструктивных гештальтов. Отсюда идут болезненные реакции на события и явления, напоминающие о негативных историях из прошлого. В подсознании человека эти ситуации так и остаются незавершенными, хотя у него могут быть хорошая карьера, семья и другие атрибуты жизненного успеха. Но он не чувствует себя счастливым, да и добиться мог бы большего. Или того, чего хотелось ему самому, а не родителям.

Или оно потерялось во время прогулки. Отпало во время опознавания. Стало ненужным из-за завершения гештальта. Это аллеи диковинных и обыденных иллюзий, защит и заблуждений. И я искренне желаю себе оставить там свой ненужный мне тяжелый груз. Смотреть на это иногда умилительно, иногда страшно, иногда любопытно, иногда невыносимо, иногда просто грустно. Грусть И важно, что тут можно не прятать чувства, тут можно их достать и прожить. Ведь так важно, чтобы чувства были прожиты, иначе не почувствовать себя живым. Сознание податливо, но ядро имеет свойство возвращать все в прежние русла. И здесь важны и грусть, и боль, и страдание. Потому что, подбираясь к этим вещам честно, становится возможным увидеть за ними и радость, и любовь, и нежность. А так же силы дальше идти. И ресурсы говорить «Да» жизни. Оно начинается на букву «я». Но буквы я для этого недостаточно. Есть еще звучное -дро-. Такое громкое и твердое, которое может защитить нашу истину от кучи представлений, которые уводят совсем не туда, куда нам надо. Которые делают из нас массу, понятную и послушную. И в этой массе быть легко. Потому что на все можно найти инструкцию. Где понятно, что можно и нужно прятать. Где есть проторенные пути и «живые» примеры. И все мы учимся в ней находиться с детства. Так что со временем кажется, что уже нет четкой границы между отдельным индивидом и этой массой. Что каждый - всего лишь клеточка некой социальной ткани. И баста. И тут пригождается «дро», которое помогает продираться сквозь ткань, чтобы иногда ощущать себя и абсолютное свое персональное счастье. Я убеждена в глубинной ценности Я. И вижу свою цель идти к нему и вести. Потому что есть надежда, что там присутствует индивидуальная истина. И там присутствует ресурс к любви. Который можно обратить на себя. И не только. Но, как я теперь понимаю, встреча со своим Я и даже просто путь к нему, требует больших душевных сил. И часто по дороге случается видеть то, к чему человек еще не готов. Здесь я планировала написать пример из моей практики. Как моя клиентка очень испугалась на пути к своему Я. И пока не идет дальше. Мне нужно время. Строгий цербер Много из сказанного лежит на поверхности моего пруда или реки. Мне даже не приходилось нырять, чтобы это сказать. А что в глубине? Ведь последние недели, я почти каждый день думала про это эссе, боялась к нему приступить. И много мыслей и даже какое-то осознавание посещало меня. И я мысленно ставлю минусы и плюсы. Что удалось, а что нет. Смотрю и оцениваю итог. Нервничаю и думаю об уровне своей компетентности. Есть результат, выраженный в этих буквах, на этом листе. Хаотичный и иллюстративный. Суть-суть про меня и чуть-чуть про гештальт. У меня нет стройного ответа на поставленный в заглавии вопрос. Есть либо сухой и четкий. Либо бесструктурный и невнятный, чрезмерно метафоричный. И я продолжаю свой путь. Несовершенный, бессистемный и импульсивный. Но при этом красивый, настоящий путь живого человека. Гештальт-подход и психотерапия в его рамках и вне есть часть моей жизни. Которая существует вместе с другими частями моей жизни. Одна из паутин путей. По которым идет и течет моя жизнь. Эта паутина путей не поглотила меня, я много где остаюсь еще. Но сейчас не место говорить о сравнительных величинах и иерархии. Потому сравнений нет. Как нет и однозначных истин. Я ничего не могу сказать о мужчине в большом джипе. Потому что в такой формулировке «мужчина в джипе» - это клеточка социальной ткани, персонаж из частушки. А есть места, куда еще хочется успеть, состояния, в которых еще хочется побыть, воздух, которым хочется еще подышать. Смерть Я дописываю последние строки и думаю про то, что, наверное, так же я буду умирать. Когда остро чувствуется, что еще пока живешь, но уже скоро совсем не будешь жить. Меня эта мысль вдохновляет и вселяет силы, я понимаю, что еще пока могу что-то успеть. Так и здесь, еще можно что-то досказать. Эти листки будут распечатаны, прочитаны и схоронены. Я смотрю на это, перечитываю текст и расписываюсь в собственном бессилии стать гением и в собственной ограниченности.

Он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него, возможно, так и остались бы в черновых набросках. Влияние экзистенциализма. Идеи экзистенциализма 20 — 30 х годов, в частности, философии Мартина Бубера «Я и Ты» и Пауля Тиллиха «Мужество существования» оказали влияние на все любопытствующие умы того времени. Философия экзистенциализма с ее гуманистическими ценностями и сейчас актуальна для всего человечества. Пожалуй, можно лишь напомнить, что гештальт-терапия была первой клинической практикой, которая положила эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с клиентами. Влияние буддизма и восточных практик. Никаких встреч, которые можно было бы «обвинить» в этом влиянии, не зафиксировано. Однако суть и философия ГТ, ее взгляд на мир, как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к индивидуальной истине, скрытой в глубине каждого из нас — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Хотя есть и отличия, их мы увидим дальше. Теоретические корни ГТ — гештальт-психология и теория поля Курта Левина. Само слово «gestalt» нем. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную фигуру. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Проще говоря, исследуя феномены человеческого восприятия, они выяснили, что человеческий мозг ленив и не склонен каждый раз заново создавать из деталей новые образы. Мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений гештальтов. Нармипер, бкувы в солве муогт слдеоавть в лоюбм пояркде — мы все рнаво пноиамем сымсл. Гештальты — атомы нашей психики. Просто, если мы видим что-то не совсем знакомое, мозг сначала ищет в «базе данных», на что же это похоже, и чаще всего находит. Согласитесь, это гораздо удобнее и экономичнее, чем каждый раз изобретать велосипед. И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое? Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом. Фигура-Фон Психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, то есть те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры. Они являются частью целого, структура которого гибка, так как фигура может стать фоном и наоборот. В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Lamme 1995. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой. Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления. Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны. Оно нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти далеко. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый из нас хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в силах заняться чем-то другим. Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций. Например, пока отношения не завершены — они продолжаются. Логично, правда? И мы ведем бесконечные внутренние диалоги, храним обиды многолетней давности и, встретившись, удивляемся тому, что начинаем разговор с того же места, из которого ушли, хлопнув дверью, много лет назад. Теория ГТ В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, по сути — представление о мудрости природы. Если дереву не мешать — оно само возьмет все, что нужно, чтобы вырасти. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен, как дерево, растущее в хорошем месте. Поскольку мы — дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья. И вся наша жизнь складывается из взаимодействия с миром. Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Если не будет голода, обедать вы не пойдете. Из этого ощущения рождается желание — этот голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью: когда и как его лучше удовлетворить, выбираете время и место, предпринимаете некоторые действия, чтобы реализовать ваше желание. И, наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности в данном случае — собственно с едой. Если все прошло как надо, и вы довольны процессом и результатом, то вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен. В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы обедали с кем-то из коллег или друзей, и как-то об этом договаривались, или вы решали, где вы хотите пообедать. Наконец, вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите именно сейчас или пойти в магазин, или соорудить что-то из того, что есть дома. Точно так же, сам обед мог быть включен в бОльший гештальт под названием «Деловая встреча» или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся». Так вся наша жизнь и жизнь всего человечества — как матрешка, сложена из разных-разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни.

Им может быть сложно активно участвовать в процессе, чего требуют неструктурированные методы, и легче следовать инструкции. Или же им важно, чтобы цели и техники психотерапии были четкими. Людям с тяжелыми психическими расстройствами, например шизофренией и биполярным расстройством, больше подходит психотерапия с четкой структурой, например когнитивно-поведенческая. В том числе и потому, что работа с гештальттерапевтом способна вызывать сильные эмоции — и человек должен быть в силах с ними справиться. Необходим опытный специалист. Как правило, импровизировать сложнее, чем работать по шаблону. И для успеха в гештальттерапии — с ее отсутствием четкой структуры и фокусом на свободном диалоге — нужен достаточно опытный специалист, получивший качественное образование. Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале.

Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта

Гештальт-психология на службе корпораций. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. Слово «гештальт» сегодня очень популярно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гештальт, интересно, психология на развлекательном портале

Гештальт-терапия. В чем суть метода?

Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем.
Гештальт: что это такое и зачем его закрывать — Бэби.ру Свежие новости. Информационно-психологический проект. Здесь всегда можно найти интересные и полезные статьи, ссылки и информацию из различных сфер и направлений психологии и психотерапии.
Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно.

Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?

Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Реляционный гештальт-подход в психологическом консультировании. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. гештальт терапия это в психологии. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания.

Читайте также

  • Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды
  • Гештальт - что это такое простыми словами, как закрыть гештальт
  • Как закрыть гештальт?
  • Гельштат психология и терапия. В чем разница?
  • Что такое гештальт терапия в психологии

Что такое гештальт?

  • Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
  • Психологические беседы
  • Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход
  • Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог - Чемпионат

Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами

Эффект сохраняется какое-то время, но потом форма стремиться стать такой, какой была до воздействия. Иногда происходит трансформация. Но истинные изменения случаются нечасто. И это то, что вызывает во мне интерес. И то, что делает задачу психотерапевта еще интересней. Сначала я все хотела излечить и эффективно нанести быстротечную пользу. Но в процессе первых опытов моей работы, я поняла, что эффект от такой пользы если и бывает позитивным, то долго не сохраняется. Подушка с эффектом памяти. Недолгим эффектом. Абсолютно уникальная неповторимая подушка.

Приведу другую метафору. Я представляю это как ядро. Внутри каждого есть смысло- и формообразующее ядро. Вокруг ядра постоянно что-то происходит. Вокруг ядра есть гибкая и податливая субстанция, которая подвержена сильным изменениям со стороны среды и со стороны самого ядра. И действительно, под воздействием разных сред эта субстанция деформируется, покрывается паленой корочкой или плесневеет. Или же, напротив, благоухает, сверкает, свежеет. Или протыкается до самого ядра. Но потом все равно стремится к базовой своей форме, которая исходит от ядра.

Потому что именно ядро определяет суть. Сейчас я задумалась о более простой и яркой метафоре, но ничего не пришло в голову. В общем, бессмысленно ковырять корочку, это не изменит ядра. А чтобы подобраться к ядру, чтобы понять, какое оно у меня, как оно живет и как меняется, здесь нужна долгая работа. Путешествие, которое приведет к боли и множеству чувств. И страх и тревог. И трепета. И восторга. Тут есть долгий путь, пройдя который, можно найти ответы или хотя бы сформулировать необходимые вопросы.

Стремясь к ядру и обращаясь к нему, становится возможным чудо под названием психотерапия. Лакированная корочка, обычные люди и психотерапевты Поначалу мне казалось, что это уход от проблемы. Что в каком-то смысле, это официальная констатация своей бесполезности как психотерапевта. И зарабатывание на этом денег. Многие уповают на психолога почти как на колдуна, который сможет научить манипулировать другими людьми и находить мгновенные исцеления от проблем. Когда так эффектно можно заполировать корочку. А если психолог не делает это, он никудышный, мошенник или шарлатан. Я живу в обычном мире, где вокруг очень мало психотерапевтов. И сталкиваюсь с обычными вопросами и претензиями: ты же психолог, а общаться не умеешь,… а личная жизнь у тебя не налажена,… а использованию своей власти не научилась,… а не можешь мужа своего на место поставить… Если женщина пришла одна в ресторан, то, что это значит… А если мужчина ездит в большом джипе, значит у него маленький член?

Что могут сказать психологи про такого мужчину? Возмущение звучало неубедительно. И если быть честной, то я внутри не знала ответов, но считала, что должна бы их знать. Я лакировала свою корочку теми знаниями, которые жадно ела, я приходила и пряталась за спины авторитетных людей и верила им. Но не осознавала. Я шла так, это был мой путь. Я проходила личную терапию. Я шла с конкретной внешней проблемой, а терапевт не давал советов и не назначал конкретных волшебных таблеток. А все разговоры сводились к моему ядру, моим чувствам, меня, как личности здесь и сейчас.

Но мне было непонятно, что это за ядро. Я внутренне упрекала терапевта за уход от нужной для меня темы. Время шло, я понемногу принимала одну ответственность и снимала другую. Я плакала и грустила, я чувствовала опустошенность отчаяние. Я вдохновлялась и ощущала как силы в одном случае втекают в меня, а в другом высыпаются как сухой песок. Сейчас я не вижу особого смысла в том, чтобы манипулировать другими людьми. И решать за других их судьбы мне тоже не интересно. Потому что лакировать корочку бессмысленно. Такой путь ведет в тупик.

Сейчас это стало для меня настолько ясным, и мне кажется, что я это не только понимаю, но и чувствую каким-то отдельным чувством. Может быть шестым J? Я и другой или живые и пластмассовые рыбы В последнее время мне гораздо интересней стала я сама. Можно сказать внезапно открыла в себе клад. И познакомилась с еще одной собой. Мне даже иногда не по себе от того, насколько много нового и свежего я о себе узнаю. Столько лет прожила и не знала. Раньше я мало смотрела на некоторые свои стороны. И эти стороны так и жили во мне не отсмотренными.

И во мне жила какая-то такая Юля, о которой я мало знала и мало интересовалась. Я люблю ездить в машине и размышлять о себе и том, что происходит со мной и миром вокруг. Нырять в свои чувства, ловить хвосты истинных рыб и отбрасывать пластмассовые муляжи. Как будто есть что-то действительно то, чего я хочу, и то чего я не хочу, просто это вроде как надо хотеть. Второе что навязано хотеть или подложное - пластмассовая рыба. Если начать реализовывать такое «хочу», то удовольствия нет. А если поймать хвост настоящего своего «хочу» и следовать ему, тогда получается чувствовать течение, ощущать жизнь в себе. Чувствовать, как движешься. Наверное, как раз во время этого процесса ловли хвостов настоящих рыб, я выбрала остаться в психологии.

Как плавать на настоящей рыбе А в терапии мне стало возможным быть, когда я поняла, что от этого увлекательного знакомства с собой мне стали иначе интересны другие люди.

Поэтому эту методику работы с пациентами можно назвать одной из наиболее эффективных. Нужно отметить, что работа гештальтиста очень сложная.

Он должен найти способ мягко направить человека к решению проблемы, не навязывая своего мнения и не вмешиваясь в механизмы его мышления. Чтобы сделать это, гештальт терапевт использует множество методов работы, подбирая для каждого пациента индивидуальную программу упражнений. В этом ему помогает знание основ гештальт-терапии.

Основы гештальт-терапии В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия. Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии.

Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях». Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению.

В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные. Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем. Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт?

Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом. При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий: 1.

Поиск способов удовлетворения потребности. Реализация одного из способов. Осознание полученного опыта.

Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается. Если нет — возникает незавершённый гештальт. Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам.

В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни. Так что же такое гештальт-терапия простыми словами? Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное.

Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека. В первую очередь не спрашивает «почему», а интересуется «как» чувствует и проживает моменты пациент. Для выполнения задачи работа специалиста должна быть выстроена так, чтобы гештальт-терапия помогала выстраивать доверительный диалог. Для начала выслушать человека, обратившегося за помощью. Доброжелательно и с интересом расспрашивать о подробностях его жизни, внутренних переживаниях. Внимательно наблюдать за тем, как проявляет себя собеседник в процессе взаимоотношений с терапевтом «здесь и сейчас», полного присутствия в моменте. Фиксировать поведение клиента, его речевые обороты, интонации, язык тела, за которыми предложить наблюдать и клиенту.

Это помогает устанавливать контакт c собой и своим телом и снимать напряжение от тревожащих его ситуаций. Проявлять психологу собственные чувства — это также подход гештальт-терапии. Делиться наблюдениями и размышлениями, чтобы человек видел обратную эмоциональную связь.

В его взаимодействии с клиентом много спонтанности. Одним людям такой формат подходит. Другие же чувствуют себя некомфортно. Им может быть сложно активно участвовать в процессе, чего требуют неструктурированные методы, и легче следовать инструкции. Или же им важно, чтобы цели и техники психотерапии были четкими. Людям с тяжелыми психическими расстройствами, например шизофренией и биполярным расстройством, больше подходит психотерапия с четкой структурой, например когнитивно-поведенческая. В том числе и потому, что работа с гештальттерапевтом способна вызывать сильные эмоции — и человек должен быть в силах с ними справиться.

Необходим опытный специалист.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий