В 337 году Римский папа Юлий I утвердил датой Рождества Христова 25 декабря. Праздновать Рождество Христово 25 декабря отдельно от Богоявления стали в середине IV века.
С первой звездой: история и традиции Рождества
Как вычислили дату Рождества? История одного Дня рождения - Православный журнал «Фома» | 7 января православные отмечают Рождество Христово. |
Рождество Христово в России | Когда отмечают Рождество Христово в 2024 году? |
Рождество Христово 2023 в России - когда празднуют, 6 или 7 января | Правда, еще Петр I распорядился, чтобы дома к празднику украшали сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками и ввели летоисчисление, не от сотворения мира, а от Рождества Христова. |
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово в 2024 году | По третьим свидетельствам II–III веков, Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. |
Православные верующие празднуют Рождество | Православные верующие этой ночью начали отмечать один из главных церковных праздников - Рождество Христово. |
Рождество Христово 2023 в России - когда празднуют, 6 или 7 января
Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Икона Рождество Христово_Синай До IV века Рождество Христово праздновалось в один день с Крещением Господним -6(19) января, будучи объединено с ним понятием Богоявления, т.е. явления Бога миру. Почему Рождество празднуют 7 января Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года.
Как появилась песня «В лесу родилась ёлочка»?
Главный фестиваль Рождества в России 6—8 января 2023 | Икона «Рождество Христово», Новгород, 16-й век. |
Рождество Христово. Большая российская энциклопедия | В современной православной церкви Рождество Иисуса Христа отмечается дважды — 25 декабря и 7 января. |
Приметы на 7 января. Что нельзя делать в Рождество, чтобы не навредить своим детям | По третьим свидетельствам II–III веков, Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. |
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества | Время праздновать: почему православные отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря. |
Православные верующие празднуют Рождество | Задумывались ли вы, почему в большей части мира Рождество празднуется 25 декабря, а в России – 7 января? |
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Главная» Новости» Когда рождество праздновали 6 января. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. Читайте про Рождество Христово 2025 в России в материале КП. Самым главным зимним праздником в России является Рождество Христово.
Рождество Христово: даты, история, традиции
Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического — 7 января. Традиции русского рождества В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния. Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений.
У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей».
С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп. Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди. Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии.
Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т.
Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний. Рождественские цветы и украшения Рождественский стол С окончанием Великого поста начинался охотничий сезон, и можно было резать домашнюю скотину. Поэтому рождественский стол в России традиционно ломился от мясных блюд. Непременным его атрибутом были домашние колбасы, заливное, бараний бок с кашей, запеченный поросенок, курица или фаршированный гусь.
Много готовилось и закрытых пирогов с начинкой из мяса, грабов или капусты. Пеклись блины. Но это непосредственно на Рождество.
Отметим, что Украина недавно стала отмечать Рождество два раза в году — по старому и новому стилю. Почему стали праздновать Рождество 7 января? Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском церковном календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января. А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января! В каком году стали праздновать Рождество? Согласно профессору М. Скабаллановичу, впервые праздник Рождества Христова был отделён от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века. Читайте также Какой год считается официальной датой рождения русской письменности? Почему 25 декабря и 7 января? И в наше время Православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Это произошло из-за путаницы календарей.
Именно по её окончании можно начать разговляться, то есть принимать в пищу не только постные блюда. Набожные крестьяне соблюдали пост, а потому по-настоящему праздничный стол готовился не к Новому году, а к Рождеству. К этому дню в деревнях был приурочен забой скота. Потому на столе вместо рыбы, которую дозволялось есть в некоторые дни Филиппова поста, появлялся жареный поросёнок, гусь в яблоках, заливное из рыбы, холодец и блины. Обязательными были кутья, пироги и пряники. Последние служили угощением для детворы, которой в этот день обязательно надо было устроить праздник. Следили в этот день за погодой. В случае метели она предвещала много мёда. Иней на деревьях сулил много хлеба, а звёздное небо обещало, что уродится много бобовых. Что нельзя делать на Рождество Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. В большой праздник считалось как минимум неприличным надевать тёмные вещи. Считалось, что тем самым можно навлечь на себя беду. Много традиций было связано с застольем. Так, нельзя было вставать из-за стола раньше гостей. Взятую в руки ложку нельзя было класть на стол. А незамужним девушкам и холостым парням запрещалось садиться на углу.
Константинополь Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали. Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представители двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется. Разница в традициях Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть. Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год Помимо разного подхода к учению о Святой Троице, католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. У католиков есть Чистилище, у православных его нет. В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.
Рождество Христово. Что можно и что нельзя делать 7 января 2024 года
Мужчины отправились в Вифлеем, обнаружили в пещере святое семейство и поведали о чуде. Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества. О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу.
Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет. Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод. Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января.
Традиционным рождественским напитком является узвар — заваренные сухофрукты и ягоды. Города и курорты Рождественские каникулы в России пройдут в особой атмосфере и подарят заряд незабываемых эмоций. Путешественникам, которые хотят оказаться в настоящей зимней сказке, придется по душе отдых на Кольском полуострове, который расположен в заполярной зоне. Он подарит возможность понаблюдать за уникальными явлениями природы — белыми ночами и северным сиянием. В центре Хибинского горного массива находится база отдыха, которая обладает комфортной инфраструктурой и позволяет отдохнуть от городской суеты.
Сафари на квадроциклах и снегоходах, пешие прогулки по тундре принесут заряд адреналина. Центр зимнего туризма в России — озеро Байкал. Байкальский лед представляет собой захватывающее зрелище — прозрачная застывшая вода переливается в солнечных лучах. Туристы смогут покататься на лыжах и коньках, поскользить на буерах, прогуляться по поверхности льда и осмотреть живописные бухты, заливы. В поселке Аршан расположен курорт, который славится своими лечебными термальными и минеральными водами. Ознакомиться с культурой и историей России поможет тур по городам «Золотого кольца». В каждом из них расположены достопримечательности, которые поражают своей красотой и величием Троице-Сергиева Лавра, Суздальский Кремль, Успенский собор. Города предлагают своим гостям недорогие гостиницы и рестораны. Россия — страна, богатая горными системами. Любителям зимних видов спорта понравится отдых на горнолыжных курортах: Домбай, Шерегеш, Красная Поляна, Банное, Белокуриха.
Эти курорты привлекают красотами заснеженных вершин, лесистых склонов, горных озер и рек, чистым воздухом и целебными источниками. Также интересны.
Когда в небе появилась Вифлеемская звезда, путешествующие волхвы восприняли ее как знак исполнения этого пророчества. Волхвы явились к месту рождения Иисуса, чтобы поклониться Божественному младенцу и преподнесли ему драгоценные дары — золото, ладан и смирну. О рождении Спасителя вскоре узнал царь Ирод, который тогда правил в Иудее. В пророчестве было сказано, что младенец в будущем станет царем Иудейским, поэтому Ирод приказал найти его и уничтожить. Когда мальчика не смогли обнаружить, Ирод велел избавиться ото всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестностях. Однако ангел предупредил Иосифа, который смог спрятать свою семью. Но до начала XIX века в этот праздник не было массовых гуляний.
Обычай организовывать рождественские балы и приемы, устраивать праздничные ярмарки в городах и селах, а также ставить в домах украшенные елки и класть под них подарки пришел из европейских стран.
В сочельник украшали дом, наряжали елку и раскладывали под ней подарки, трогать которые можно было только после праздничного ужина. Затем семья собиралась у зеленой красавицы, и кто-нибудь из детей раздавал всем предназначенные им сувениры. Получивший подарок разворачивал и показывал его всем, благодарил. Вечер было принято посвящать близким, семье, но можно было пригласить одиноких людей вместе встретить праздник и разделить трапезу. Народные поверья Вечер сочельника считался благоприятным временем для всевозможных прогнозов на будущее.
Перед ужином было принято выходить на улицу и "смотреть звезды", которые благодаря различным приметам могли рассказать о предстоящем урожае, а значит, и о благосостоянии семьи. Так, метель предвещала, что пчелы будут роиться хорошо. А звездная ночь сулила хороший приплод скота и обилие лесных ягод. Иней на деревьях был предвестником удачного урожая зерновых. Перед трапезой хозяин должен был обойти с горшочком кутьи вокруг дома трижды и затем выбросить несколько ложек каши за порог — угощение для духов. Чтобы задобрить "мороз", для него открывали двери и приглашали к столу.
До конца кутью не съедали, в ней оставляли ложки, что было символической данью беднякам. Первый день праздника 7 января Рождество Христово начинали отмечать со всей широтой души. После утренней Литургии православные отправлялись друг к другу в гости. Праздничный скоромный стол ломился от разносолов, его не убирали, поскольку знакомые, которые явились поздравить хозяев, постоянно сменялись. Считалось хорошей традицией посетить всех родственников, особенно тех, кто стар и одинок. Католические обычаи По мнению западных христиан, никто в Рождественскую ночь не должен остаться без подарка.
Главным дарителем выступал Святой Николай Санта Клаус. Раздавал он подарки весьма примечательным способом: раскладывал их в носки и развешивал над камином, а затем сам исчезал в трубе.
Почему католическое Рождество 25 декабря, а православное – 7 января
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Пожарского, Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Пожарского», Народное ополчение имени К.
Репродукция Sputnik Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней. Поначалу большевики закрывали на нее глаза, и многие продолжали устраивать рождественские елки для детей и подпольно праздновать. В 1929 году Сталин решил усилить антирелигиозную борьбу, запретил празднование и даже упразднил выходной, сделав 7 января обычным рабочим днем.
Те, кто продолжал тайно праздновать, рисковали работой и даже свободой. И все же даже в ГУЛАГе люди умудрялись устраивать тихие рождественские вечера и готовить самодельные подарки и открытки. Чтобы порадовать детей, традиция рождественской елки превратилась в новогоднюю елку с пышным празднованием и подарками. Официально Рождество вновь разрешили только после развала СССР, но в уцелевших церквях всегда тайно велись службы. А вот в русском православии сложилась другая традиция: у нас главным религиозным праздником считается Пасха, Светлое Христово Воскресение. Священники объясняют некое первенство Пасхи цитатой апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1Кор.
Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января.
Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина.
Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.
Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря.
Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер.
Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября.
Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа.
Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение.
Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.
Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении.
Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения.
Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в.
Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово.
Фреска монастыря св.
Вместе с нами его готовятся отметить в январе еще три из пятнадцати православных церквей — Грузинская, Иерусалимская и Сербская. Кроме них 7 января Рождество празднуют афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, а также католики восточного обряда и часть протестантов. Также и среди православных граждан есть те, кто считает главной датой 25 декабря, как и католики. Это прихожане одиннадцати из пятнадцати православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским. К ним присоединились и протестанты, живущие по григорианскому календарю. Нам проще рассуждать о праздновании в 2023 году и обозначать Рождество как православное и католическое, а по сути речь идет лишь о расхождении дат. В целом это один из самых значимых праздников для христианской культуры. Соблюдая его, многие начинают готовиться к Рождеству задолго до его наступления в 2023 году. Пост чаще называют Рождественским.
Второе название — Филиппов — обусловлено тем, его начало приходится на день памяти святого апостола Филиппа. В это время важно не только воздерживаться от определенной пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Это период молитв, покаяния, добрых поступков и слов, чтобы встречать Рождество Христово в 2023 году с чистым сердцем и душой. Едят блюдо после вечернего богослужения. В этот день в храмах совершается литургия святого Василия Великого. Поют песнопения Рождества Христова, так будет и в 2023 году. Во время поста в те дни, когда разрешается вино, можно выпить один бокал. Когда Рождество едва не было предано забвению, в 1935 году прежние традиции неожиданно стали частью светского празднования Нового года 1 января. Любимая всеми рождественская елка стала именоваться новогодней, а подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.
Православные верующие отмечают Рождество
Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. А вот католики, лютеране, часть протестантских конфессий и англиканская церковь отмечают Рождество Христово раньше – 25 декабря. 7 января православные отмечают Рождество Христово.
5 любопытных фактов о православном Рождестве
Россия перешла на Юлианский календарь и год, который стали отсчитывать от Рождества Христова, стал 1701, а начинался он 1 января. Рождество Христово – один из главных праздников, который отмечают православные 7 января по новому стилю. Праздновать Рождество Христово в России начинают 6-го января с восходом первой звезды, когда вся семья садится за стол с праздничным ужином. Россия перешла на Юлианский календарь и год, который стали отсчитывать от Рождества Христова, стал 1701, а начинался он 1 января. Задумывались ли вы, почему в большей части мира Рождество празднуется 25 декабря, а в России – 7 января? Миллионы православных верующих сегодня встречают Рождество Христово.
История праздника Рождество Христово — традиции и обычаи православного Рождества
Православное христианство — наиболее распространенная форма христианства на Ближнем Востоке, большинство из которых проживает в Египте и Ливане. По оценкам, 10-15 миллионов египтян являются христианами, подавляющее большинство которых принадлежит Коптской православной церкви. Как возникло январское православное Рождество и всегда ли оно 7 января? Православное Рождество - вертеп. Противоречивые даты православного Рождества уходят корнями в глубину веков, хотя Папа Григорий XIII стремился утвердить дату праздника в 1582 году и предложил григорианский календарь. Но Православная Церковь, отделившаяся от Католической во время Великого Раскола 1054 года, не придерживалась этого положения.
Вместо этого они полагались на юлианский календарь, что означает, что Рождество они обычно празднуют 7 января. Другие группы православных христиан, например армяне, празднуют его 6 января. Однако в начале 20 века некоторые православные церкви приняли пересмотренный юлианский календарь. Православные христиане в Греции, Кипре, части Ливана и Румынии отмечают православное Рождество и вовсе 25 декабря, придерживаясь слов Святого Писания о рождении Иисуса в дни зимнего солнцестояния. Исторический бонус: почему некоторые христиане в прошлом хотели запретить Рождество?
Боже, зачем запрещать?!
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года или накануне и продолжаются до Бабьих каш. Народные традиции празднования[ править править код ] Ряженые : медведь, дед-поводырь, старуха, коза рисунок П. Каверзнева, XIX век Подробнее см.
Коляда В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования , когда ряженые накануне Рождества и в Святки ходят по домам, часто с закреплённой на шесте самодельной звездой, поют славословия Христу или колядки -пожелания, а в ответ получают всякие угощения с рождественского стола [13]. Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — « Ночь перед Рождеством » Н. Гоголя [3]. Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» [14]. Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью.
По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию.
Синайский монастырь Святой Екатерины. Центральное место в них занимает образ Богоматери на ложе, вокруг которого располагаются ясли, фигуры пастухов, вола и ослицы. В византийском искусстве с 5 в. В течение 6 в. В послеиконоборческий период канонизировалась повествовательная версия, которую часто сопровождают сцены «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Поклонение волхвов» мозаики церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо , Палермо, 1140-е гг. После 1000 г.
Позднее под влиянием западноевропейской иконографии в сцене Рождества Христова появляется мотив кормления грудью Младенца. Древнерусское искусство продолжает византийскую традицию иконы из Спасо-Преображенского собора в Твери , середина 15 в. В поздних русских иконах центральный мотив Рождества Христова может дополняться сценами «Убиение Захарии» икона конца 16 в. Гринберг Мария Владимировна В западноевропейском искусстве 6—8 вв. Он сохраняется в искусстве «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения» , дополняясь сценами «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Омовение Младенца», в него проникают архитектурные элементы древнеримского происхождения навеса — базилики , стен Вифлеема в виде римского каструма сторожевой башни пастухов. В романский период восточная схема упрощается: в ней остаются Младенец в яслях, животные, ангел и Мария с Иосифом. Под влиянием богослужения вводится новая форма яслей — алтарь.
Сцена Рождества Христова становится частью цикла детства Христа или прообразовательного цикла витраж Шартрского собора, 1215.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года. Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года.
Возвращение евангельского смысла С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно.
Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия. Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России.
Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью.