В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности. Кто такие современные отходники?
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Во-вторых, колхозники могли, в конце концов, уехать даже без справки и паспорта. Бывали периоды остро- го экономического кризиса, когда практически все трудоспособное население колхоза уходило, чтобы где-нибудь заработать денег. Членство в колхозе обеспечивало семью хлебом и картофелем если жена зарабатывала трудодни , а также приусадебным участком больших размеров, чем у дворов, в колхозе не состоящих. Он благополучно прибыл в селение Тохчар...
Дагестанской республики, явился в правление колхоза им. Правление пошло гостю навстречу. На второй день этот "кустарь" нанимает 5 чел.
Все они имеют справки о том, что являются членами колхоза. Но так бывало не всегда. Порой отходник забирал всю семью в город.
По закону он имел право сдать свой дом, но не участок даже если под «участком» подразумевался двор возле дома. Тем не менее, как говорилось в правительственном постановлении 1939 г. Из всех крестьян наемные работники, особенно отходники, больше всего заботились об отстаивании своих прав.
В целом из-за их двойственного статуса вопрос об их правах и обязанностях был сложным. Колхозы и местное руководство нередко игнорировали или неверно толковали закон, да и сами законы далеко не всегда были четко сформулированы и свободны от противоречий. Такой же вопрос задавал секретарь сельсовета из Татарской республики, у которого жена продолжала работать в колхозе.
Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения.
Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники.
Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус.
Тарбаев Б. Людей, уходивших на заработки называли "отходниками". Помещик , особенно в зимнее время, мог отпускать крестьян на заработки, видимо, не без выгоды для себя - крестьяне расплачиваться с помещиком денежным оброком. Временный уход крестьян из мест постоянного жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы, в др. Было распространено было среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после реформы 19 ФВ 1861. XVIII-первой пол. XIX вв. Сказывались рост налогов и платежей, упадок охоты и рыболовства, развитие товарно-денежных отношений и ряд др.
В этих условиях жители Коми края начинают искать дополнительный заработок за пределами своего постоянного местожительства. Отходничество практиковалось в рамках отдельных регионов и за их пределами. Как правило, первый тип был связан с кратковременным отходом, второй - с длительной отлучкой работника от своего хозяйства. Хотя на практике иногда было сложно отделить отход в пределах, напр. Долговременный отход населения Коми края в осн. Законный статус отходнику долгое время давал только паспорт. В первой пол. XIX в. Так, в Остаповской Объячевской волости Усть-Сысольского уезда в 1825 было выдано 8 годовых паспортов, в 1828 - 18 и в 1841 - 69.
Понятно, что обычно значительно больше выдавалось отпускных билетов. В упомянутой Остаповской волости в 1841 их получили 662 человека. Одним из самых распространённых видов отхода крестьян за пределы края были работы по обслуживанию частных судов, которые проходили с различными грузами в Устюг, Вологду, Архангельск, Чердынь и др. Отходники нанимались лоцманами, кормщиками, гребщиками, бечевниками, судорабочими. Население печорских волостей обслуживало суда чердынских купцов , перевозивших хлеб, точильный камень и др. Устьцилемцы в отдельных случаях нанимались на морские промыслы. На речных судах, проходивших с грузами по Печоре, Ижме , Цильме, Пижме, в 1840-1850-х ежегодно находили работу от 200 до 340 человек. Особенно многие работали на речных судах жителей Усть-Сысольского и Яренского уездов. В 1842-1860 на обслуживании судов, которые прошли по рекам Коми края к Устюгу, Вологде, Архангельску, трудились от 4760 до 16998 судорабочих, в осн.
Это привело к возникновению протестантизма, новой ветви христианства, которая оказала огромное влияние на политику и культуру Европы. Переселенцы — это люди, которые добровольно или вынужденно покидали свою родину и оселялись в новом месте обитания. Они часто оставались под влиянием культуры и обычаев своей родины и вносили эти элементы в новое общество. Например, переселенцы из Китая в США в XIX веке принесли с собой свою кухню, язык и традиции, которые со временем стали неотъемлемой частью американской культуры. Архитекторы — отходники, которые отвергли традиционные стили и подошли к архитектуре с новой философией. Например, Фрэнк Ллойд Райт, один из величайших архитекторов XX века, отверг классический стиль и разработал свой собственный органический подход к архитектуре, который вдохновил многих других архитекторов и оказал огромное влияние на современное зодчество. Художники — многие художники были отходниками от традиционного искусства и пришли к новым формам самовыражения.
Например, Пабло Пикассо стал одним из самых влиятельных художников XX века, разработав свой стиль — кубизм, который полностью отклонялся от привычной перспективы и пропорции. Философы — многие философы в истории были отходниками от существующих систем знания и разработали свои философские учения. Например, Фридрих Ницше отверг моральные и религиозные нормы своего времени и разработал философию воли к власти и «сверхчеловека». Это только некоторые примеры отходников в истории, которые своими идеями и действиями повлияли на ход событий и формирование культуры. Отходники как источник исторической информации Отходники — это письма, записки и другие документы, которые содержат информацию о событиях прошлого, но не предназначены для общего обозрения. Такие документы могут быть неформальными, личными или внутренними, что делает их особенно ценными для историков. Отходники являются важным источником исторической информации, потому что они отражают ежедневные события, мысли и отношения людей прошлого.
В них могут быть сохранины неформальные разговоры, страхи, надежды и другие эмоции, которые не отражены в официальных документах. Они предоставляют историкам уникальную возможность понять прошлые эпохи через глаза обычных людей. Отходники также могут содержать сведения, которые не были зафиксированы в официальных источниках. Например, они могут раскрывать секретные сделки, конфликты или внутренние разногласия в правительствах или организациях. Это позволяет историкам получить более полную и объективную картину прошлого. Примерами отходников, которые стали важными источниками исторической информации, являются: Личные дневники и записные книжки, где люди описывали свои мысли, эмоции и события, которые они встречали в своей повседневной жизни. Письма и корреспонденция, которые раскрывают информацию о личных связях, политических или бизнес-отношениях.
Внутренние документы и заметки компаний или правительственных органов, которые могут содержать сведения о решениях, спорах или инструкциях, которые не были опубликованы. Использование отходников в исследованиях позволяет историкам взглянуть на прошлое не только через призму основных событий и фигур, но и через призму обычных людей и их повседневной жизни. Эти источники могут добавить глубину историческому исследованию и помочь лучше понять историю и ее влияние на современность. Перспективы использования отходников в исследованиях Отходники — это остатки или отбросы от производства, использованные предметы или материалы, которые были выброшены, утилизированы или оставлены без какого-либо использования. В историческом контексте отходники могут стать ценным источником информации для исследования различных аспектов прошлого. Использование отходников в исследованиях открывает множество перспектив и возможностей: Археология: Отходники могут содержать материалы и артефакты, которые помогают археологам реконструировать образ жизни и культуры древних народов. Находки, такие как остатки пищи, инструменты, орудия труда, могут дать представление о технологиях, применяемых в разных эпохах, а также о питании и образе жизни людей.
История: Отходники могут предоставить информацию о повседневной жизни людей в прошлом. Например, старые письма, фотографии, календари или рекламные материалы могут рассказать о социокультурных аспектах и событиях, произошедших в определенный период времени. Экологические исследования: Химический анализ отходов может помочь определить загрязнение окружающей среды в прошлом. Такие исследования могут раскрыть экологические изменения, произошедшие в результате человеческой деятельности и их влияние на окружающую среду.
Каждая четвертая семья в России выживает за счет трудовой миграции Иван Полетаев 29. Пока так называемые отходники подвизались в крупных городах на заработках, их семьи оставались дома и управлялись с детьми и немалым крестьянским хозяйством.
Сегодня отходничество, похоже, возвращается. Молодые мужчины из небольших городов, вымирающих сел и деревень уходят на заработки. Уходят не от скуки, а от того, что дома никакая работа им не светит. Многие из них готовы ехать за сотни километров, лишь бы помочь семье. Не отказываются и валенки валять, и лес валить, и срубы сколачивать. На худой конец идут в сторожа, дворники, вахтеры, бурлаки, грузчики, поденщики, дальнобойщики на своем транспорте, работают домашней прислугой.
Все на заработки Новое отходничество в России зародилось не сегодня, а в начале девяностых при полном отсутствии рынка труда в малых городах. Остановку и банкротство крупных и малых государственных предприятий горожане сравнивали с катастрофой. Если сельским семьям после расформирования колхозов помогало выжить подсобное хозяйство, то горожане не могли существовать без производства. В небольших городах до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть. Безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих подсобного хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, вспомнить отхожие промыслы своих прадедов. Жители лесных регионов, рыбаки и охотники повезли в областные столицы мебель собственного изготовления и разнообразную добычу.
Постепенно в процесс включились и женщины. Они чаще всего находят стороннюю работу в торговле и идут в прислугу. Вторая волна отхода, как считают эксперты, проявила себя в 2004 году, когда в больших и малых городах разрослось число госслужащих и места в рыночном секторе освободились. Их и начали массово занимать деревенские. Чем живут и как выживают люди, работающие в дали от дома? Как умудряются экономить, чтобы из своей скромной зарплаты помогать родным и близким?
Какие перспективы для себя открывают?
Сельские "промышленники" и отходники 19 века.
Отходники в Петербурге появились в самом начале XVIII века — ведь город, по приказу Петра Первого, строили именно приезжие крестьяне, в основном из ближних губерний, а кроме этого — из Ярославской и Тверской. это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах. Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.
Отходники и другие наемные работники
Иными словами, немалая доля ВВП страны обеспечивается отходниками, но не учитывается статистикой и не может быть учтена, потому что отходники как субъект рынка для экономической науки не существуют. А для власти они не существуют и как объект социальной политики. Отходни-ки находятся вне политики: как объект управления они не существуют не только для органов государственной власти, но и для местной власти, которая не знает про них ничего. А ведь они и есть те самые жители, ради которых муниципаль-ная власть претворяет в жизнь одну из тех трех общеизвестных и достойных наук управления, о коих некогда писал чиновник М. Салтыков [3]. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Не знаем, что со-бой представляют семьи отходников, как протекает социализация детей в них, чем они отличаются от семей соседей-неотходников.
Что же это такое — новое отходничество в России? Почему вдруг — как бы с чистого листа — оно возродилось в современной России? Повторно, как новый массовый феномен социально-экономической жизни, отходничество возникло в середине 90-х годов XX века. В начале 1990-х годов в качестве ответа на экономический беспорядок в стране начали быстро «стано-виться уклады» — новые модели жизнеобеспечения населения, принужденного к самостоятельному поиску средств выживания. Помимо создания новых моделей таких как «челноки», впрочем, вполне родственных «мешочникам» 20-х годов , «вспоминались» и реанимировались давно забытые, первыми из которых стали возврат к натуральному хозяйству и возрождение отхожих промыслов. В начале 90-х годов я специально озадачился вопросом выявления и описания разнообраз-ных моделей жизнеобеспечения, к которым принуждено было обратиться населе-ние страны с началом «шоковой терапии» экономики.
К моему тогдашнему удив-лению, в новых обстоятельствах провинциальное население в массовом порядке стало обращаться не к современным моделям экономического поведения таким как «челноки» или «постановка на безработицу» — не ради мизерного пособия, а исключительно с целью сохранения трудового стажа ради будущей пенсии , а к моделям давно исчезнувшим, забытым, «архаическим». Таковыми и оказались, с одной стороны, натуральное хозяйствование, массовое для целых сел и городов [4] , с другой стороны — возрождение отхожих промыслов как модель жизнеобеспече-ния, дополнительная к натуральному производству [5]. Причем началось это новое отходничество не из своего исторического центра, из нечерноземных областей, а с окраин, из бывших союзных республик, в центр. Лишь спустя какое-то время это центростремительное движение захватило и ближние к нему области, когда-то бывшие главными районами отхода [6]. Может быть, поэтому в отхожие промыслы ныне вовлечено население не только областей традиционного «старого отходни-чества», но и почти всех постсоветских республик, а также восточных сибирских территорий России, чего ранее не бывало. Отходничество — явление, широко распространенное в крестьянской среде имперской России XVIII, XIX и первой трети XX века, — имело характерные при-знаки, позволяющие классифицировать его как особую форму трудовой мигра-ции населения.
Под отходничеством понимались сезонные возвратные перемещения крестьян, преимущественно мужчин, из мест постоянного их проживания и хозяйствования в другие населенные пункты и губернии с целью поиска допол-нительных заработков путем разнообразных промыслов кустарных ремесел или найма, предложения своих услуг на стороне. Отходничество было очень масштаб-ным явлением. К концу XIX века от половины до трех четвертей всего мужского крестьянского населения нечерноземных центральных и северных губерний каж-дый сезон обычно зимой отправлялось на заработки в соседние и дальние райо-ны, губернии, добираясь до самых окраин империи [7]. Отходничество как модель экономического поведения может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает от-носительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, за-ставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно было прокормиться на плотно заселенных уже к XVIII веку бедных нечернозем-ных территориях в центральной и северной России. Однако население, пожиз-ненно прикрепленное к земле государством, общиной или помещиком, не мог-ло без веской причины покидать места своего проживания.
Предположительно государство само дало первый сильный толчок населению к развитию отхожих промыслов, определенно существовавших и в XVI—XVII веках, массовым прину-дительным перемещением крестьян в начале XVIII века на петровские «великие стройки» Санкт-Петербург и многие другие новые города и на великие войны рекрутский набор [8]. Сельская община также с большей легкостью начинает от-пускать на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещики уже к началу XIX века, осознавая, что оброк выгоднее барщины, с каждым годом отпускают на промыслы все большее число крепостных, более того, способствуют их обучению ремеслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи. С середины XIX века начинается еще более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением по-мещикам заклада имений, затем освобождением 1861 года [9] , а к 1890-м годам — промышленным бумом [10] , а также перенаселенностью. Последняя в немалой мере имела место по причине агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротив-лением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышении плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов [11].
К 10 — 20-м годам XX века отходничество достигло пика своего развития [12] , в немалой степени стимулированное кооперативным движени-ем в провинции, которое имело гигантские темпы и приняло в России 20-х годов выдающиеся масштабы. Но затем довольно скоро отходничество вовсе сошло на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации. Оба эти взаимос-вязанных процесса социально-экономического развития страны не предполага-ли никаких свободных инициативных форм трудового поведения, а ведь именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осе-нью или зимой, и возвращался к началу весенних работ.
Семья отходника, его жена, дети, родители, оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел [13]. Впрочем, немало отходников обычно из трудоизбыточных центральных губерний [14] работали и в летний сезон, нанимаясь в грузчики, бурлаки или по-денщики. Однако это были преимущественно молодые бессемейные и безземель-ные мужчины-бобыли, которых ни сельские работы, ни семья не держали, хотя и контролировала община, платившая за них налоги. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необ-ходимых объемах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечернозем-ных губерниях средней полосы и севера Европейской России.
В черноземных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось, за исключением указанного выше особого, но широко распространенного к середине XIX века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «емкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду сообразно плодородию почв [15]. Вынужденность со-временного отходничества в провинции обусловлена отсутствием или низким качеством рабочих мест — по сути той же нехваткой на месте необходимых для жизни ресурсов. Третьим отличительным признаком отходничества был его наемный и про-мышленный характер. Получение дополнительного заработка на стороне обеспе-чивалось путем промыслов — изготовления и продажи продукции разнообраз-ных ремесел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сель-скохозяйственных районах бурлаки, грузчики, поденщики и проч. Нынеш-ние отходники — также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз, в том числе таксисты и дальнобойщики на собственных транс-портных средствах , непосредственно предлагающие их на рынке.
Но сейчас гораздо больше среди них работников наемных, часто выполняющих неквали-фицированные виды работ охранники, вахтеры, сторожа, дворники, уборщи-ки и т. В-четвертых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер. Каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет» [16] , мог покинуть место проживания на срок до года и пред-лагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Артели эти были узкопрофес-сиональными, представлявшими одну отдельную «профессию» или вид деятель-ности, как, например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжеры», торгующие вразнос икона-ми, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией [17]. Совокупность перечисленных признаков отходничества позволяет выделять этот вид трудовой миграции в особую форму, существенно отличающуюся от дру-гих способов перемещений на рынке труда.
И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозмож-на была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожи-ло саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в совет-ские годы, такие как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, такие как «шабашка» и «бичевание», не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть постав-лены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком бы-стро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспе-чения.
Условием же такого возрождения отходничества выступила новая форма «закрепощения» населения — теперь это «квартирная крепость», отсутствие мас-сового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям менять место жительства [18]. Считаю, что без этой формы «крепости» не возникло бы и со-временное отходничество. Что оно собой представляет? Представим абрис фено-мена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009—2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодиче-ские исследования отходничества велись нами и в 2009—2010 годах.
Таким обра-зом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отно-шение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов от-рабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественных методах, на прове-дении наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как то статистические и отчетные данные местных властей, архивные источники, имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов евро-пейской части России и некоторых сибирских районах [19].
Развитие современного отходничества, несмотря на непродолжительный срок — менее двадцати лет, — уже, по моему мнению, прошло два этапа. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в ма-лых городах европейской части страны, второй этап — перемещение источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление вос-становление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Этот процесс в середине 1990-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого произ-водства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных пред-приятий в начале 1990-х годов. Внезапное отсутствие работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием подсобного хозяйства, которое, в свою очередь, по-зволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов в те времена.
Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным.
Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник — это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши — керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из забытых деревень это была завидная партия.
Кто такие отходники? Первые отходники — это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи — Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом подушной податью. Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким.
Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус. Тарбаев Б. Людей, уходивших на заработки называли "отходниками". Помещик , особенно в зимнее время, мог отпускать крестьян на заработки, видимо, не без выгоды для себя - крестьяне расплачиваться с помещиком денежным оброком. Временный уход крестьян из мест постоянного жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы, в др. Было распространено было среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после реформы 19 ФВ 1861. XVIII-первой пол. XIX вв. Сказывались рост налогов и платежей, упадок охоты и рыболовства, развитие товарно-денежных отношений и ряд др. В этих условиях жители Коми края начинают искать дополнительный заработок за пределами своего постоянного местожительства. Отходничество практиковалось в рамках отдельных регионов и за их пределами. Как правило, первый тип был связан с кратковременным отходом, второй - с длительной отлучкой работника от своего хозяйства. Хотя на практике иногда было сложно отделить отход в пределах, напр. Долговременный отход населения Коми края в осн. Законный статус отходнику долгое время давал только паспорт. В первой пол. XIX в. Так, в Остаповской Объячевской волости Усть-Сысольского уезда в 1825 было выдано 8 годовых паспортов, в 1828 - 18 и в 1841 - 69. Понятно, что обычно значительно больше выдавалось отпускных билетов. В упомянутой Остаповской волости в 1841 их получили 662 человека. Одним из самых распространённых видов отхода крестьян за пределы края были работы по обслуживанию частных судов, которые проходили с различными грузами в Устюг, Вологду, Архангельск, Чердынь и др. Отходники нанимались лоцманами, кормщиками, гребщиками, бечевниками, судорабочими. Население печорских волостей обслуживало суда чердынских купцов , перевозивших хлеб, точильный камень и др. Устьцилемцы в отдельных случаях нанимались на морские промыслы. На речных судах, проходивших с грузами по Печоре, Ижме , Цильме, Пижме, в 1840-1850-х ежегодно находили работу от 200 до 340 человек. Особенно многие работали на речных судах жителей Усть-Сысольского и Яренского уездов.
Отходничество в пореформенной России
- Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...
- Толковый словарь
- Отходники: определение и сущность
- Строка навигации
- Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства
- Словарь Ушакова
ДЕНЬ ВАХТОВИКА
После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г. Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды.
Отходники в истории: понятие и значение
Это происходило чаще в нечерноземье, где доходы с земель были небольшие, поэтому владельцам было выгоднее отпускать своих крепостных на заработки, чтобы они смогли выплатить денежный оброк. В основном отходники нанимались на сезонные или строительные работы, женщины — на работу по дому. Отходничество как явление появилось в начале 17 века, сначала в Санкт-Петербурге, куда со всех концов России тянулись группы крестьян на строительство города. Позже они стали наниматься на работу и в других городах.
Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения.
Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков.
Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник - это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши - керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью.
Для девушек из это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус. Тарбаев Б. Людей, уходивших на заработки называли "отходниками". Помещик , особенно в зимнее время, мог отпускать крестьян на заработки, видимо, не без выгоды для себя - крестьяне расплачиваться с помещиком денежным оброком. Временный уход крестьян из мест постоянного жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы, в др. Было распространено было среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после реформы 19 ФВ 1861.
XVIII-первой пол. XIX вв. Сказывались рост налогов и платежей, упадок охоты и рыболовства, развитие товарно-денежных отношений и ряд др. В этих условиях жители Коми края начинают искать дополнительный заработок за пределами своего постоянного местожительства. Отходничество практиковалось в рамках отдельных регионов и за их пределами. Как правило, первый тип был связан с кратковременным отходом, второй - с длительной отлучкой работника от своего хозяйства. Хотя на практике иногда было сложно отделить отход в пределах, напр. Долговременный отход населения Коми края в осн.
Законный статус отходнику долгое время давал только паспорт. В первой пол. XIX в. Так, в Остаповской Объячевской волости Усть-Сысольского уезда в 1825 было выдано 8 годовых паспортов, в 1828 - 18 и в 1841 - 69. Понятно, что обычно значительно больше выдавалось отпускных билетов. В упомянутой Остаповской волости в 1841 их получили 662 человека. Одним из самых распространённых видов отхода крестьян за пределы края были работы по обслуживанию частных судов, которые проходили с различными грузами в Устюг, Вологду, Архангельск, Чердынь и др. Отходники нанимались лоцманами, кормщиками, гребщиками, бечевниками, судорабочими.
Население печорских волостей обслуживало суда чердынских купцов , перевозивших хлеб, точильный камень и др. Устьцилемцы в отдельных случаях нанимались на морские промыслы. На речных судах, проходивших с грузами по Печоре, Ижме , Цильме, Пижме, в 1840-1850-х ежегодно находили работу от 200 до 340 человек. Особенно многие работали на речных судах жителей Усть-Сысольского и Яренского уездов. В 1842-1860 на обслуживании судов, которые прошли по рекам Коми края к Устюгу, Вологде, Архангельску, трудились от 4760 до 16998 судорабочих, в осн. Некоторые жители Коми края находили заработок, занимаясь извозом. В Усть-Цилемской и Ижемской волостях перевозкой грузов в 1847 занималось 160 человек, в 1849 - 119 и в 1855 - 260 человек. Они перевозили на лошадях и оленях хлеб, рыбу, соль и др.
На юге края извозом особенно активно занимались крестьяне Остаповской волости.
В 1859 году в России было выдано 1,3 миллиона таких документов сроком до трех лет. Причем паспорта короткого срока действия не входят в это число. Историки называют следующие причины: Низкий уровень земледелия, который не мог обеспечить потребности трудового населения. Крестьяне не могли выжить в малоплодородных регионах, они голодали, поэтому вынуждены были работать и получать доход от других промыслов. Поворот в экономической политике 60-х годов XVIII века, в результате которого стало развиваться промышленное и торговое предпринимательство. Низкая урожайность в 60-х годах XVIII века, заставлявшая крестьян искать прочие возможности доходности. Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени. Это явление наблюдалось не повсеместно. Такие крестьяне покидали свои наделы после одобрения помещиков.
Они устраивались на работу временно - на 3-5 лет. Заработав ренту, крестьянин возвращался обратно, к своей семье. Вернув ренту, работник уходил снова. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. В тех областях, где не было отходников, преобладала барщина или месячина. То есть, крестьянин работает на помещика в течение нескольких месяцев, оставляет свое хозяйство. Фактически, крестьянин становится рабом, перестает вести натуральное хозяйство. А помещик при этом приобретает большой объем урожая для продажи. Особенности пореформенного периода После реформы 1861 года популярность ухода на работу возросла еще больше. Это было связано с тем, что у крестьян появилась свобода передвижения.
Отходничество в это время еще более распространилось, нежели ранее. Крестьяне уходили в Санкт-Петербургскую, Московскую губернию и прочие центральные регионы. Кроме того, в северо-западных областях была возможность работать на лесозаготовках. В это время отходничество приобретает специфические черты: число мигрантов неуклонно возрастает; появляются специализации деятельности ушедших крестьян, то есть работники их конкретных губерний занимаются определенными промыслами; время отхода увеличивается; география явления расширяется; в отход вовлекаются женщины, дети и подростки. После ухода на работу крестьянин не вычеркивался из сельской общины. Однако оставшееся население спешило исключить, долго не возвращавшихся крестьян, из земельных наделов. Вернувшись, такие крестьяне с трудом добивались получения земельного участка, им могли дать надел худшего качества. Сферы занятости Чем конкретно занимались крестьяне-отходники? Это еще один интересный вопрос. Вот основные сферы их деятельности: транспортные перевозки чаще всего в зимнее время ; промысел на судах весной и осенью ; работа на промышленных предприятиях в основном, текстильной направленности ; строительство; выпас скота.
Это основные занятия отходников. Несмотря на существование трудовой миграции, «раскрестьянивание» не приобрело массового характера.
Автор: 4 года назад 0 Отхожий промысел также отходничество — временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения.
Отходники современной России
Обычно крестьяне нанимались не только на вырубку, но и на сплав леса-кругляка, досок и бруса. Какая-то часть крестьян вывозила в др. Отход крестьян на заработки в пределах Коми края был полностью замкнут на обслуживании промышленных предприятий, кустарных мастерских и местных промыслов. Без отходников в пределах края невозможно представить, напр. Определённые элементы отходничества были присущи для охоты и "брусяного дела". Многие сотни крестьян обслуживали основное производство на железоделательных и Серёговском солеваренном заводах. В целом отходничество в Коми крае носило повсеместный и массовый характер. С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников — свободной рабочей силы, перемещающейся между большими городами и глубинкой. Как выглядит это социальное явление в сегодняшней России? Есть ли угроза для государства в росте количества отходников?
Кто эти люди? Эти люди работают чаще всего неофициально, не платят налогов, не пользуются бесплатным здравоохранением, не рассчитывают на пенсию и фактически живут «вне государства». О социальных и экономических корнях этого явления рассказали на состоявшемся 29 октября круглом столе участники проекта, организованного фондом поддержки социальных исследований «Хамовники». Отходничество как феномен русской действительности Отходничеством социологи называют особый вид трудовой миграции, когда один из членов семьи уезжает на заработки в другой город или регион. Оно существовало в России на протяжении нескольких веков и исчезло лишь в советское время. Отхожие промыслы были важным источником дохода крестьян, покидавших на время родные деревни, чтобы наняться на работу в шахту, на стройку, на фабрику, в бурлаки и т. В конце XIX в. В конце 1990-х гг. На протяжении последних десятилетий растет число тех, кто, стремясь вырвать свою семью из нищеты, отправляется в другие города и регионы.
Такие люди предлагают себя в качестве охранников и строителей, лесорубов или плотников, продавцов, прислуги, иногда врачей, воспитателей, учителей и водителей. Сегодня можно говорить о том, что в российском обществе существует постоянно растущая прослойка, ее составляет самая активная часть населения — отходники. Изучению ее был посвящен специальный проект «Отходники в малых городах России», организованный и профинансированный фондом поддержки социальных исследований «Хамовники» и осуществленный сотрудниками Высшей школы экономики НИУ-ВШЭ. Исследования в рамках проекта продолжались три года. За это время участники проекта побывали в 16 регионах, наблюдали, интервьюировали по специальной анкете самих отходников, их родственников и соседей. По мнению Юрия Плюснина, современное отходничество — это не какой-то новый феномен, а лишь возрождение того, что существовало и прежде. Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома. При этом дети, как правило, идут по стопам родителей: дети бюджетников хотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников в будущем тоже готовы заняться отходным промыслом. За не очень длинным рублем Основной причиной отхода на заработки является, чаще всего, желание не просто сводить концы с концами, а жить достойно — чуть лучше, чем соседи — и главное, выучить детей.
Отправиться всей семьей в отпуск для многих отходников — почти недостижимая роскошь. Большинство из них, и так устав от беспрерывных поездок, отдыхают дома, ходят на рыбалку, встречаются с друзьями. При этом в рублевом эквиваленте запросы отходников довольно скромны. Они готовы работать по месту проживания, если их заработок будет всего в 3-5 раз выше прожиточного минимума, то есть составит 20-25 тыс. Официальная зарплата продавца в магазине в малых городах, как правило, составляет 5-6 тыс. На производстве зарплата немного выше — 10-15 тыс. В реальности отходники зарабатывают в 2 два раза больше того, ради чего готовы оставить на время дом и семью, и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания. Все это позволяет им чувствовать себя более состоятельными по сравнению со своими соседями. Интересно, что ожидания тех, кто нанимается на неквалифицированную работу — охранниками — значительно выше, чем например, у строителей, а доходы наоборот — ниже.
Как предполагают авторы книги, возможно, охранники слишком много смотрят телевизор, и под его воздействием у них формируются завышенные потребности. Цена вопроса, в среднем, составляет: При этом значительную часть заработанных денег отходнику приходится потратить на еду и жилье на чужбине. Типичный отходник — хорошо социализированный, высоко мотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий к тяжким бытовым условиям мужчина средних лет. Он общителен, умственно развит, мало пьет, позитивно смотрит на жизнь, имеет несколько детей. В отличие от столичных жителей, отходники видят позитив не на Западе, не в опыте других стран, главную ценность для них составляет их семья, собственный дом, хозяйство, маленькое поместье, которое они и обустраивают, их труд неотделим от отдыха, отмечает председатель экспертного совета фонда «Хамовники», ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Это обобщение довольно условно, поскольку среди отходников тоже можно выделить разные категории: по уровню жизни, квалификации и запросам, считает Юрий Плюснин. Низкоквалифицированные охранники, например, не особо мотивированы к труду, в отличие от строителей или дальнобойщиков. Именно последние более альтруистичны, готовы поддержать родственников, соседей, знакомых и именно на эту группу людей может положиться общество. Отходники и государство Отходники сами находят работу — как правило, через знакомых.
В большинстве случаев они почти не взаимодействуют с государством: работают неофициально, не платят налогов, не пользуются социальными льготами и бесплатным медицинским обслуживанием, не рассчитывают на бесплатное образование для своих детей и на пенсию для себя. Официальная статистика практически никак не учитывает их, и потому о количестве отходников можно судить лишь приблизительно. Исследователи НИУ-ВШЭ использовали для этого сразу несколько источников: официальные данные по занятости населения, примерные оценки местных жителей, данные из местной прессы и даже информацию из школьных классных журналов, опросов учителей и удивительного документа, который, оказывается, существует — социального паспорта школы. С помощью всех этих методов получилось, что общая численность отходников в масштабах всей страны может составлять 15-20 миллионов семей. Как заявила в апреле 2013 года вице-премьер Ольга Голодец, «из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48 млн работают в секторах, которые нам видны. Где и чем заняты остальные, мы не понимаем». При определенных обстоятельствах она вполне может проявить себя и как политическая сила. Государство пока не замечает отходников и не затрагивает их, но весьма вероятно, что скоро оно все же вплотную ими займется, считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.
А мордовских мужиков мы не отличаем, хотя «вся Мордовия охраняет Москву». При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Кроме отходников, есть другая группа самодеятельных людей, которых мы нечаянно обнаружили. Это люди, работающие на рассеянных мануфактурах. Они существуют только в малых городах, потому что там есть какие-то уникальные ресурсы, на которых в советское время было создано предприятие. Когда оно исчезло, население либо ушло в отход, либо стало выживать за счет кооперации для производства массовой продукции, на которую есть потребность: пуховых платков, носков, трусов, шапок и т. Например, в Ростове Великом есть рассеянная мануфактура ростовская финифть , и главный заказчик — РПЦ. В некоторых городах на рассеянных мануфактурах работает практически все трудоспособное население. Третья категория — это гаражники, люди, которые в больших городах в гаражах создают все, вплоть до деталей космических кораблей. Это тоже самозанятость, которую не может контролировать государство. Все эти люди — гигантская часть населения России. В фонде мы пытаемся их описать. Но кто эти «другие» люди? С моей точки зрения, эту большую группу населения можно назвать маргиналами, потому что они вне структуры, окармливаемой государством. Чем они отличаются от нас? Это активное население, которое живет само по себе, без государства, но, по сути, является опорой и надежей государства, потому что это самодеятельное самозанятое население. Литература Plusnin J. Wandering Workers. Жидкевич Н. Сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири. Иркутск: Центр независимых социальных исследований. Социальный портрет современного российского отходника. Кордонский С. Г, Плюснин Ю. Местное самоуправление или муниципальная власть? Книга 1. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования.
Будучи тесно связанным с внутренней миграцией, oтходничество возродилось и в постсоветской России, где оно часто известно как вахтовый метод трудоустройства. Молодой человек, вы можете такую информацию найти в интернете, и не тратить свои баллы!!!
Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи.
Отходничество
Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России | Итак, отходники – это люди, уходившие на заработки в отдаленные районы. |
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции | отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. |
Термин "отходники" что значит? | ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. |
Очерки истории родных мест. - Отходничество крестьян. | Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками». |
Почему россияне ищут лучшей доли вдали от дома? | Программы | Общественное Телевидение России | Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». |
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...
Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении. Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям.
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест
- ОТХОДНИКИ | Легенды нашей эпохи
- Отходничество — Википедия
- Отходничество — Википедия с видео // WIKI 2
- Смотрите также
- «Черные копатели»
Строка навигации
- Отходники: жизнь вне государства
- Вы точно человек?
- Из крестьян в пролетарии
- Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России
- Значение слова "отходник"
- Отходники или вахтовики?
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Некоторые из них: Протестанты — в XVI веке группа христиан реформаторов, отделившихся от католической церкви. Отходники от католицизма, они стремились отказаться от практик и учений, которые, по их мнению, не соответствовали Священному Писанию. Это привело к возникновению протестантизма, новой ветви христианства, которая оказала огромное влияние на политику и культуру Европы. Переселенцы — это люди, которые добровольно или вынужденно покидали свою родину и оселялись в новом месте обитания. Они часто оставались под влиянием культуры и обычаев своей родины и вносили эти элементы в новое общество. Например, переселенцы из Китая в США в XIX веке принесли с собой свою кухню, язык и традиции, которые со временем стали неотъемлемой частью американской культуры. Архитекторы — отходники, которые отвергли традиционные стили и подошли к архитектуре с новой философией. Например, Фрэнк Ллойд Райт, один из величайших архитекторов XX века, отверг классический стиль и разработал свой собственный органический подход к архитектуре, который вдохновил многих других архитекторов и оказал огромное влияние на современное зодчество. Художники — многие художники были отходниками от традиционного искусства и пришли к новым формам самовыражения.
Например, Пабло Пикассо стал одним из самых влиятельных художников XX века, разработав свой стиль — кубизм, который полностью отклонялся от привычной перспективы и пропорции. Философы — многие философы в истории были отходниками от существующих систем знания и разработали свои философские учения. Например, Фридрих Ницше отверг моральные и религиозные нормы своего времени и разработал философию воли к власти и «сверхчеловека». Это только некоторые примеры отходников в истории, которые своими идеями и действиями повлияли на ход событий и формирование культуры. Отходники как источник исторической информации Отходники — это письма, записки и другие документы, которые содержат информацию о событиях прошлого, но не предназначены для общего обозрения. Такие документы могут быть неформальными, личными или внутренними, что делает их особенно ценными для историков. Отходники являются важным источником исторической информации, потому что они отражают ежедневные события, мысли и отношения людей прошлого. В них могут быть сохранины неформальные разговоры, страхи, надежды и другие эмоции, которые не отражены в официальных документах.
Они предоставляют историкам уникальную возможность понять прошлые эпохи через глаза обычных людей. Отходники также могут содержать сведения, которые не были зафиксированы в официальных источниках. Например, они могут раскрывать секретные сделки, конфликты или внутренние разногласия в правительствах или организациях. Это позволяет историкам получить более полную и объективную картину прошлого. Примерами отходников, которые стали важными источниками исторической информации, являются: Личные дневники и записные книжки, где люди описывали свои мысли, эмоции и события, которые они встречали в своей повседневной жизни. Письма и корреспонденция, которые раскрывают информацию о личных связях, политических или бизнес-отношениях. Внутренние документы и заметки компаний или правительственных органов, которые могут содержать сведения о решениях, спорах или инструкциях, которые не были опубликованы. Использование отходников в исследованиях позволяет историкам взглянуть на прошлое не только через призму основных событий и фигур, но и через призму обычных людей и их повседневной жизни.
Эти источники могут добавить глубину историческому исследованию и помочь лучше понять историю и ее влияние на современность. Перспективы использования отходников в исследованиях Отходники — это остатки или отбросы от производства, использованные предметы или материалы, которые были выброшены, утилизированы или оставлены без какого-либо использования. В историческом контексте отходники могут стать ценным источником информации для исследования различных аспектов прошлого. Использование отходников в исследованиях открывает множество перспектив и возможностей: Археология: Отходники могут содержать материалы и артефакты, которые помогают археологам реконструировать образ жизни и культуры древних народов. Находки, такие как остатки пищи, инструменты, орудия труда, могут дать представление о технологиях, применяемых в разных эпохах, а также о питании и образе жизни людей. История: Отходники могут предоставить информацию о повседневной жизни людей в прошлом. Например, старые письма, фотографии, календари или рекламные материалы могут рассказать о социокультурных аспектах и событиях, произошедших в определенный период времени.
Ермила Гирин портрет. Положение основных слоев общества во второй половине 19 века. Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. Галичанские крестьяне 19 век. Новосильский уезд Тульской губернии. Крестьяне Новосильский уезд. Крестьяне Тамбовской 1900. Ярославская Губерния крестьяне 19-20 век. Переселенцы из Тамбовской губернии. Корзухин сбор недоимок картина. Крестьяне на заработках в городе. На заработки картина. На заработки в город картина. Крестьянин уходивший на заработки в город. Отходники на Руси. Нижегородская ярмарка торговцы 19 век. Рыбный промысел 17 века Россия. Торговля в России 19 век. Термин отходничество в истории. Украинский Селянин 19 век. Украинские крестьяне 17 век. Беглые крестьяне 18 век. Бондарь 17 век. Сельское хозяйство России в пореформенный период. Крепостные крестьяне 19 век. Сельское хозяйство России 19 век. Сельское хозяйство в пореформенный период 19 века. Финские крестьяне. Капиталистыt крестьяне. Капиталист е крестьяны это. Крестьяне отходники это в истории. Босяцкий цикл Горького. Батрак Российская Империя. Крестьяне Смоленской губернии 19 века. Крестьянские промыслы Нижегородской губернии в 18 веке. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. Крестьяне 19 века в России стройка. Деревянные постройки в Российской империи. Деревня 19 века в России. Крестьяне 19 века Владимирской губернии. Сибирские крестьяне 19 век. Быт крестьян в 19 веке в России крестьян в 19 веке. Отходничество причины.
Какие отрасли хозяйства города обеспечивали приезжие крестьяне? Хозяйство больших городов — очень сложный механизм. Чем больше город, тем богаче живут его жители, но в то же самое время тем они и уязвимее в случае каких-то аварий или несчастных случаев. В современном Петербурге приезжие рабочие занимают те рабочие места, которые по тем или иным причинам не спешат занять местные жители. В царской России это явление называлось отходничеством. Карл Коллманн, «Плотники», 1840 г. Фото: ru. Жители Ярославской, Костромской и Тверской губерний на многие десятилетия оставались наиболее многочисленной группой отходников, для их перевоза по весне и по осени на железной дороге назначались специальные «удешевленные» поезда, состоящие только из теплушек. За весну и осень каждый год они перевозили сначала из мест жительства крестьян до города, а потом — в обратном направлении от 10 до 30 тысяч человек. Люди шли и ехали в Петербург поодиночке и артелями. Затем, устроившись на работу в городе, временные работники создавали землячества.
Но и те из отходников, кто работают в сфере услуг, в охране, торговле, даже не имея возможности в отходе находиться в постоянном взаимодействии, у себя дома, уже вернувшись, поддерживают особые отношения, как люди, объединенные одинаковыми обстоятельствами и трудностями профессиональной деятельности, а помимо этого - и особым своим положением в местном обществе. Следовательно, отходники, помимо того, что они наиболее деятельны, наиболее активны, квалифицированны, обладают еще и опытом трудовой солидарности, закаленным трудностями и опасностями работы. С кем из их соседей в местном обществе мы могли бы сравнить отходников по этим качествам? Это только лишь местные мелкие предприниматели, вынужденные и приспособившиеся действовать в крайне неблагоприятной среде [38]. И те, и другие в социально-экономическом отношении - лучшие люди в местном обществе [39]. И как раз первые исключены из местной экономики, а вторые находятся на положении «падчерицы». География отходничества: направления и удаленность отхода Направления отхода сегодня несколько иные, чем столетие-два назад, но если учесть фактор произошедших изменений в административно-территориальном делении России, то придется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика. Преимущественными направлениями отхода для жителей европейских регионов повсеместно являются Москва с Подмосковьем или, реже, региональные столицы. Раньше отходники чаще ехали в Санкт-Петербург и, реже, в Москву, теперь же северная столица привлекает отходников преимущественно из ближних областей Псковской, Новгородской, Тверской, Ленинградской и Карелии , да отчасти из областей, связанных с Петербургом давними трудовыми традициями - Архангельской, Вологодской и Костромской. Сейчас Подмосковье притягивает к себе как отходников из этих областей, так и из восточных и всех южных регионов европейской России. В других регионах Центрального федерального округа, за исключением Москвы и Подмосковья, работает или работал всего лишь один из каждых десяти опрошенных отходников. Санкт- Петербург и Ленинградская область в наше время не пользуются таким вниманием отходников, как в прежние годы. Причем значительная доля отходников в северную столицу наблюдалась нами лишь в Тверской до трети и Ленинградской почти все областях. Последняя оказалась единственным из обследованных нами регионов европейской части, в котором Москва и Подмосковье не являются основным направлением отхода. Таким образом, значимым центром притяжения отходников Санкт-Петербург является только для жителей самых близлежащих территорий. Еще одним значимым направлением отхода указывается север, или «севера», под которым имеется в виду любое удаленное от дома место в восточном и северо-восточном направлении, включая Урал и Сибирь. Как правило, работа на «северах» связана с добычей полезных ископаемых или строительством трасс и трубопроводов, обустройством территории в том числе подготовкой трасс, где необходим опыт лесорубов. Однако и сами уральские отходники например, Чердынский район Пермского края предпочитают Сибирь Москве и крупным городам европейской России, если уезжают далеко от дома. Внутрирегиональный отход в пределах своей области довольно редок, тогда как отход на дальние расстояния встречается много чаще. Этим современное отходничество отличается от прежнего, и наиболее вероятной причиной этого видится существенное улучшение транспортного сообщения, прежде всего ускорение коммуникации, что позволяет современному отходнику отойти на более дальнее расстояние от дома за время, потраченное на саму поездку. Причем местом внутрирегионального отхода вовсе необязательно является региональная столица, это могут быть и нередко являются соседние районы. Такие отходники часто работают лесозаготовителями, работниками пилорам, нередко водителями-дальнобойщиками. Распределения направлений отхода по отдельным федеральным округам в европейской России показывают, что для отходников все эти территории имеют совершенно несущественное значение. В городах Приволжского округа, в Северо-Западном без Санкт-Петербурга и Ленинградской области , в Южном без Сочи и окрестностей работали или работают единицы отходников из малых городов. В редких случаях нам указывали и конкретные города, куда ездят отдельные отходники. Таким образом, географическое положение при выборе места отхода не имеет решающего значения нигде в регионах европейской России, кроме городов, ближайших к Санкт-Петербургу. И отовсюду отходники тянутся к громадному рынку Москвы и Подмосковья. Отходники Предуралья и Урала, вероятно, тяготеют уже больше к Сибири. Поэтому кажется наиболее вероятным, что сибирское отходничество, если оно и получило развитие, не выходит за пределы своих регионов и федеральных округов. Отходники южного Приморья также обычно трудятся в пределах своего региона. Если связать направления отхода с удаленностью его от места жительства отходника, можно получить следующую картину. Современный отходник перемещается на поездах, автобусах, маршрутных такси или на личном транспорте на легковых и грузовых автомобилях. Радиус ближнего отхода составляет около 200-300 км, реже 400-500 км, что соответствует примерно от 4-6 до 8-10 часов езды на поезде или автомобиле. Это расстояние позволяет работнику практически еженедельно или раз в две недели возвращаться домой без ощутимых для бюджета семьи транспортных расходов затрачивая на дорогу в оба конца от 500 до 1500 руб. Именно на таком расстоянии от Москвы и Подмосковья проживают большинство отходников, нанимающихся там в охрану. Зарабатывая за две недели вахты около 15 тыс. На таких же расстояниях от мест работы проживают многие из тех, кто нанимается дворниками, нянями, гувернантками и т. Однако и эти отходники и отходницы живут нередко по нескольку месяцев без возвращения домой; в данном случае условия работы не позволяют регулярно ездить домой, где к тому же их зачастую уже не держат ни хозяйство, ни дети. Отход на средние расстояния средний радиус составляет около 500-700 км психологически соответствует одной ночи в поезде - от 10 до 12 часов - или примерно такой же по продолжительности, но менее комфортной поездки на автомобиле. Поскольку затраты на поездку и в поезде, и на машине составляют более 3 тыс. Обычно именно отходники-профессионалы особенно плотники, строители, инженеры проживают на таком удалении от мест работы. Сезонность работы и ее аккордный характер позволяет им возвращаться домой на одну-две недели каждые месяц-два и успеть заняться хозяйством, семьей и даже детьми. Радиус дальних отходов - это 1000-1500 км от мест проживания, что соответствует суткам пути от дома. На таком удалении работают непрерывно обычно несколько месяцев. Наконец, очень дальние расстояния - это более двух суток пути на поезде, или свыше 3000 км от дома. В таких случаях отходники уезжают почти на год и дольше, и если их работа - на предприятиях «на северах», то люди возвращаются домой только во время отпусков, примерно раз в два года. Таким образом, очень сильно варьируют и сроки, и периодичность отхода, находясь в зависимости не только от дальности, но и от вида, и характера работы. Дать единообразного, цельного абриса, по-видимому, невозможно. С учетом сильнейшего притяжения Москвы и Подмосковья в окружающих Москву «подмосковных» областях - Рязанской, Орловской, Тверской, Ивановской, - Республике Мордовии и других преобладает отход на ближние расстояния; в более удаленных - Вологодской, Костромской - отход на средние расстояния. Естественно, что в каждом конкретном городе предпочтительные расстояния отхода оказываются разными и определяются прежде всего близостью к крупному рынку труда. Отходники Костромской области Солигалич, Чухлома, Макарьев, Кологрив , Никольска, Торопца, Алатыря, Каргополя преимущественно отправляются на средние расстояния отхода в ту же Москву, в меньшей степени - в Санкт-Петербург. Но при этом и дальние расстояния отхода оказались характерны для отходников Темникова, Кинешмы, Никольска, Чердыни, Касимова, Каргополя. Как видим, отходники - очень мобильная часть трудоспособного населения; его массовая подвижность, легкость смены места приложения трудового усилия позволяет говорить нам об отсутствии каких-либо границ на региональных рынках труда по всей территории России. В отличие от того, что писали в 1990-е гг. Масштабы российского отходничества явно превосходят масштабы трансграничной трудовой миграции на постсоветском пространстве [40]. Чрезвычайно высокую мобильность отходников мы должны рассматривать не только и даже не столько в экономическом аспекте, сколько в социальном и политическом ракурсе; мы должны смотреть на отходников как на «новую трудармию», обладающую качеством инициативности и самодеятельности большинства ее «воинов». Притом для общества и для государства эта «армия» невидима, она как бы и не существует. И все это ставит перед государством крайне непростую а главное, новую и на сегодняшний день никак не разрешимую задачу регулирования и контроля этой части общества [41]. Обычная для того времени узкая специализация жителей разных уездов в том или ином виде промысла была вызвана во многом сильнейшей конкуренцией между ними, особенно в столицах, вследствие широких масштабов отходничества среди крестьян. Современное же отходничество, по сути, только возрождается и лишь на наших глазах начинает приобретать масштаб, сопоставимый с прежним. Тем не менее нам казалось, что специализация уже имеет место; такое впечатление сложилось у нас во многом потому, что мы начали наши полевые исследования в Костромской области, население которой издавна специализируется в плотницком ремесле и продолжает сохранять эти традиции. В результате работы в Костромской области и затем в Мордовии у нас создалось впечатление, что северное и южное отходничество существенно различаются по видам деятельности и характеру работ: если на севере преобладают строительные профессии, то на юге большая часть отходников работают в качестве охранников. Дальнейшие исследования в Вологодской и Архангельской областях, в Пермском крае, затем в Рязанской, Тверской и Орловской областях, в Чувашии как будто подтвердили такую широтную дифференциацию регионов по специализации отходничества. Однако выяснилось, что исходно сложившаяся схема деления регионов по преобладанию отхожих промыслов на основе грубого широтного градиента оказалась неудачной. Вернее было бы поделить регионы по другому основанию: именно по важным местным ресурсам, которые местное население может использовать самостоятельно, предлагая его переработку на стороне. Такой наиболее доступный непосредственно населению ресурс - лес и его продукты. Именно ресурсы леса в широком смысле - не только древесина, но и дикоросы, включая лекарственные травы, мох, смолы и прочее, - да еще, может быть, ресурсы многочисленных рек и, частью, морей, являются, по нашему мнению, единственными в своем роде, до сих пор слабо или никак не контролируемые государством. В других странах давно уже существует государственный контроль таких ресурсов [43]. Но, вероятно, только в России эти ресурсы остаются во многом неподконтрольными и более доступными для использования населением. Что же касается заготовки грибов, ягод, коры, мха, лекарственного сырья, то учет такого сырья вообще отсутствует. Поэтому следует признать российскую уникальность именно в такой возможности для значительной части населения поддерживать свое благосостояние за счет использования неконтролируемых ресурсов. Масштабы такого использования поражают - за 1-2 летних месяца семья способна только на ягодах и грибах обеспечить себя суммой денег, эквивалентной 2-5 годовым окладам бюджетника в своем регионе. Что же говорить о предпринимателях, арендаторах лесосек и хозяевах пилорам, если они повсеместно «на каждую сотню кубов официально проданного пиломатериала уводят налево еще пятьсот» [44]? При этом в лесных регионах едва ли не все предприниматели-производители - это «лесники», а в среднем «лесном» районе в 2000-е гг. Именно в силу этого обстоятельства во всех обследованных нами старых городах и деревнях Архангельской, Вологодской и Костромской областей, как и Пермского края, многие отхожие промыслы связаны с лесом напрямую. Кроме такой работы, отходники из этих областей нанимаются и лесорубами, нередко в соседние районы. В Каргопольском районе, например, есть целая бригада отходников, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи - обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. Отходники-северяне, не занятые на лесозаготовках или в деревянном строительстве, кроме того работают на отделке квартир, капитальном строительстве многоэтажных домов или промышленных зданий. При этом для северных областей работа отходника в охране - редкость, и, например, в городах Архангельской и Вологодской областей - Каргополе и Никольске - мы не обнаружили ни одного охранника. В Рязанской, Орловской, Саратовской областях, в Чувашии и в Мордовии также, как и в Приморском крае, отходники вообще не занимаются строительством деревянных домов. Тверская область, по нашим наблюдениям, особенно Торопец и отчасти Кашин и Бежецк, оказалась самым разнообразным регионом по видам отхожих промыслов. Помимо строителей брусовых домов и охранников и тех, и других - примерно каждый десятый , три четверти всех торопецких отходников - это представители рабочих специальностей: строители капитальное строительство , сварщики, связисты, электрики, водители, монтажники-связисты, монтажники уличных рекламных конструкций, сантехники, автомеханики, рабочие пищевых предприятий и прочее. Женщин-отходниц здесь больше, чем в северных областях, но меньше, чем в остальных южных регионах, где женское отходничество является вполне рядовым явлением. Торопецкие отходницы работают штукатурами, малярами, домработницами. А просмотр классных журналов в одной из торопецких школ позволил зафиксировать еще и новые виды отхожих профессий: среди родителей-отходников, указавших место работы в Москве или Петербурге, встречаются такие профессии, как инженер-строитель, ювелир, водитель, электрик, официант, высотник-монтажник, бухгалтер. Есть и такие варианты, как директора фирм в Москве и в Пскове [45]. Менее разнообразны виды деятельности отходников в Рязанской области, в городе Касимове. Здесь каждый пятый отходник занят в охране, примерно столько же - в капитальном строительстве, ремонте и отделке квартир. Многие работают водителями и в сфере грузоперевозок, сварщиками, монтажниками, экскаваторщиками, токарями. Женщины работают в торговле, в общепите, гувернантками, нянями, домработницами. Помимо охранников, мужчины из Кинешмы, имеющие специальности, ездят работать строителями в мостоотряды, на машиностроительные предприятия, участвуют в капитальном строительстве. Здешние респонденты называли нам в качестве отходников даже юристов, медицинских работников и педагогов. Женщины работают в торговле, швейном производстве что обусловлено текстильной специализацией области , медицине в городе медицинское училище , операторами на складах, гувернантками, горничными, сторожами. Здесь есть даже такие семьи, где в отход уходит только жена, а муж работает дома. Высока доля охранников и в Мордовии Темников, Ардатов и Саранск ; основываясь на оценках местных жителей, соседей отходников, мы полагаем, что в действительности там таких отходников подавляющее большинство. Мордовские отходники, если заняты не в охране, работают в капитальном строительстве, разнорабочими и водителями. Интересно, что в Мордовии мы не обнаружили обычного четкого деления отхожих профессий на мужские и женские. Но имеются и особые профессиональные предпочтения. В Темникове и Ардатове сохранились медицинские училища, продолжающие готовить медицинские кадры, спрос на которые в условиях «съеживания» здравоохранения падает. Это привело к возникновению медицинского отходничества среди женщин. Фельдшерицы и медсестры ездят в Москву, где работают в частных клиниках. Отдельно стоит выделить деревни Темниковского района Мордовии, откуда значительная группа жителей ездит работать на алмазодобычу в якутский поселок Айхал, где уже сформировалась большая мордовская диаспора; возможно, этих людей уже нельзя причислять к отходникам. Отходничество в столичном Саранске схоже с тем, что бытует в провинциальных районах Мордовии. Аналогичная ситуация со специализацией отходников и в соседних западных районах Чувашии город Алатырь. В целом чувашское отходничество весьма схоже с мордовским, они нанимаются преимущественно охранниками по данным из Алатыря. Причина очень большой доли охранников среди отходников, проживающих в областях, окружающих Москву, состоит только в том, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в провинции много людей с плохим профессиональным образованием, делающим их по сути неспособными конкурировать за виды работ, требующих специальной профессиональной подготовки. Подпорожское отходничество на северо-востоке Ленинградской области в целом близко к отходничеству из нелесных регионов средней полосы России, но и у него есть своя особенность. Здесь наблюдается самая высокая доля отходников, работающих на заводах Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Нам назывались ювелирные заводы, текстильные предприятия, чайные фабрики, предприятия по производству картонных коробок, и на такие производства, как правило, устраиваются женщины. В селе Вознесенье, расположенном в том же Подпорожском районе, но в истоке реки Свири и на окончании Онежского канала, основная масса отходников - это так называемый плавсостав, то есть люди, работающие на судах Онежского бассейна. Это связано с тем, что градообразующим предприятием поселка в советское время была ремонтно-эксплуатационная база флота.