Рассказываем о жизни и службе Ивана Мазепы, как от «покоевого» он дослужился до гетмана и почему предал царя. Иван Мазепа был компромиссным кандидатом, устраивающим как старшину, так и Голицына, поэтому 25 июля на казацкой раде он и получил булаву. Иван Мазепа: к портрету идеального предателя. Мазепа в российской истории – имя нарицательное.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. уйти от влияния России и приблизиться к Европе. В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. етман Иван Мазепа – одна из тех исторических фигур, которые вызывают острые споры по сей день. один из четырех кораблей такого типа, строящихся для ВМС Украины в Стамбуле. 8 сентября 305 лет назад умер знаменитый гетман-предатель В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский).
Мазепа: гетман, меценат, изменник
Иван Мазепа был компромиссным кандидатом, устраивающим как старшину, так и Голицына, поэтому 25 июля на казацкой раде он и получил булаву. В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз. Мазепа прибыл в Бендеры сразу после Полтавского сражения в 1709 году. Мазепа Иван Степанович (1639—1709) — активный участник событий, связанных с проблемной ситуацией украинских земель и их воссоединением с Россией.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
В начале 1690-х он подавил восстание Петрика на юге [12]. В 1691—1692 годах он поднимал сечевых казаков одновременно и против гетмана Мазепы, и против русской власти. Истинный самостийник, был он против любого иноземного владычества, в том числе и против поляков. Однако он не смог склонить запорожских казаков на свою сторону и вошёл в Малороссию из Крыма только с татарами и с небольшими отрядами сторонников из казаков. К нему пристали также сторонники из простого народа, «посполитой черни», но уже подступив к пограничным городам Малороссии, татары бежали назад в Крым, испугавшись превосходящего по численности войска Мазепы. Ушёл с ними и Петрик, который в дальнейшем предпринимал ещё несколько попыток восстания, пока в 1696 году не был убит отрядами Мазепы [21] по другим данным, дожил до 1708 года при Молдавском княжеском дворе. Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову [22]. Пётр лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». С этого времени гетман именовался в документах «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман и славного чина святого апостола Андрея кавалер». Мазепа был лишён ордена 6 ноября 1708 года, после перехода на сторону шведов. В начале Северной войны Мазепа помогал Петру I.
В 1702 году он дал знать государю, что в январе отпустил на службу во Псков низовое Войско Запорожское и что запорожцы, не имея в очах своих ни страху, ни стыда, так буйно и лениво шли, что едва на масленице вышли на смоленский рубеж, и сколько на походе своём причинили неправд, грабежей и обид людям малороссийским и великороссийским, того и пересказать нельзя, едва и неприятель может хуже поступить; за это, прибавлял Мазепа, надобно их поставить на таком месте, где бы лучше отслужили. Пётр велел сейчас же отдать пушки черкасам и нарядить следствие о том, как с ними поступали на сенах. Шереметев отвечал, что черкасы сами пушек не взяли, потому что везти не на чём; что, будучи во Пскове и во многих городах в походе, русские сёла и деревни они разоряли, людей побивали, топили и грабили. Мазепе дано было знать, что такое поведение служилых людей его регимента только для него презрено и прикрыто милостиво; но пусть вперёд закажет им накрепко, чтоб вместо неприятеля над своими такого разорения не чинили [23]. В 1704 году , воспользовавшись восстанием против Речи Посполитой и вторжением в Польшу шведских войск, Мазепа занял Правобережную Украину и неоднократно предлагал Петру I присоединить её к землям Его царского Величества Войска Запорожского, от чего Пётр отказывался, так как это бы нарушало условия Вечного мира 1686 года. В 1705 году совершил поход на Волынь , на помощь союзнику Петра — Августу. В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве , где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России [24]. До наших времён дошла фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года : «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству» [10]. Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции».
Был он в тяжёлой обиде на Петра после военного совета в Жолкве в марте 1707 года , на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана, но строить планы измены он начал, по разным данным, ещё в 1703—1705 годах, однако всё ещё был готов ждать до «крайней, последней нужды» — пока не станет очевидно, что Пётр проигрывает войну. К сожалению для него, им овладела иллюзия непобедимости армии Карла XII. Переход на сторону Карла XII 1706 год был годом политических неудач Российского государства: 2 февраля 1706 года шведы нанесли сокрушительное поражение саксонской армии. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года , Россия осталась в войне со Швецией в одиночестве. Тогда же, предположительно, Мазепа замыслил возможный переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля. Как сообщает в главе 13 своей книги Таирова-Яковлева [25] , точная дата начала переговоров неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся своему генеральному писарю Орлику. Было очевидно, «что речь шла о заранее продуманном плане» [25]. В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой». Таким образом, уже за год до перехода на сторону Карла Мазепа подготовил почву для того, чтобы перейти на сторону противника, если тот будет побеждать. Существуют сведения, что первый замысел перехода на сторону Швеции обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года известны письма Дольской.
Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского [10]. Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Незадолго перед тем Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Палий был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Тобольск. С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы , говорившие о его измене. Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало [12] [25]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи Василия Кочубея , посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября 1707 года. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной , которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь опять счёл донос ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Головкину и Петру Шафирову.
Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года , были обезглавлены под Киевом [12] ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине , обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку.
Султан отказался его выдать. Умер в 1709.
Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного «славного чина святого апостола Андрея кавалер» с 1700. Князь Священной Римской империи с 1 сентября 1707 года. Длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины.
В его личном владении находились около 100 тыс. Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения.
Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми. Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление. В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву. Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом.
По мнению шведского монарха, разгром России был делом времени. Также по теме Господарь, учёный и союзник Петра I: какую роль в отношениях России и Молдавии сыграл Дмитрий Кантемир 26 октября 1673 года родился Дмитрий Кантемир — господарь Молдавского княжества и российский сенатор. Сын правителя Молдавии,... Точная дата их первых контактов неизвестна, но в сентябре 1707 года о них уже знали в ближайшем окружении Мазепы. Параллельно гетман оказался замешан в очередной истории.
А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста. По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры. Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей. О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна.
Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь. Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману. В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены. Незадолго до этого Мазепа также написал лжедонос на одного из видных казацких полководцев Семёна Палия, которого вскоре отправили в Сибирь.
Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Хотя русские уже доказали, что шведов можно успешно побеждать, Мазепа всё ещё верил в непобедимость Карла XII.
Она также была существенно искажена в его биографии, отчасти из-за вымыслов писателей.
Поэтому некоторые факты из личной жизни знаменитого гетмана и по сей день служат предметом для горячих дискуссий. Сплетни, легенды и домыслы, безусловно, наложили свой отпечаток и на сведения об отношениях Ивана Мазепы с женщинами. Однако обо всем этом и другом - по порядку...
Иван Мазепа - гетман Войска Запорожского. Родился Иван Мазепа 1639-1706 в родовом хуторе Мазепинцы, невдалеке от Киева. Его отец был шляхтичем и казацким атаманом.
Рос Иван в бурные годы Богдана Хмельницкого, поэтому мятежные события той эпохи не могли не повлиять на формирование характера будущего воина, от природы обладавшего острым аналитическим умом и прагматическим мышлением. Мать его была также знатного рода, именно от нее он взял дивную красоту и тонкую романтическую натуру. Поэтому, и не мудрено, что в юного красавца влюблялись не только девушки, но и замужние женщины.
И что интересно, такая противоположная двойственность натуры каким-то загадочным образом весьма органично уживались в одной личности. Правда или вымысел о любовных похождениях Мазепы Иван Мазепа. Наибольший интерес к его персоне вызвали скандальные романы с красивыми женщинами.
Так, по одной из легенд, повествующих о любовных похождениях Мазепы, польский шляхтич Фальбовский застал свою жену в объятиях обнаженного Мазепы. Разъяренный муж тут же приказал привязать соперника как есть — без одежды — к лошади и пустить ее вскачь на все четыре стороны. Лошадь стремглав понеслась по полям, а там уже Мазепу спасли местные крестьяне.
Первым этот сюжет описал французский писатель Вольтер в своей «Истории Карла XII», взяв его из мемуаров одного из придворных короля Карла. Поэтому совершенно не исключено, что поляк не мог простить давнишнего противника и просто придумал эту историю или же существенно преувеличил реально существующий факт. К слову сказать, лорд Джордж Байрон после прочтения этой истории у Вольтера вдохновился на написание поэмы «Мазепа», а вслед за ним и французский писатель Виктор Гюго написал одноименную поэму.
Многие историки этот сюжет считают местью клеветнического характера, а грешную связь престарелого гетмана с молодой крестницей Матреной Кочубей, не более, чем плодом фантазии литераторов того времени; да и то, что влиятельная вдова княгиня Анна Дольска была любовницей Мазепы, напрочь отрицают.
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы
Во внешней политике Мазепа отказался до поры до времени от попыток выйти из-под контроля Москвы за счет соседних государств. Благодаря своему дипломатическому таланту он смог установить тесные связи с московским правительством, в частности — с молодым царем Петром, благодаря чему добился минимизации вмешательства царского правительства во внутренние дела Гетманщины. Иван Мазепа активно помогал царю в реализации его антиосманской политики; в частности, казацкие полки участвовали в Азовский походах 1695-1696 гг. Кроме того, Мазепа давал молодому монарху многочисленные советы в части отношений с Речью Посполитой, что также стало основанием для личной дружбы между правителями. Большое внимание Мазепа уделял экономике Гетманщины. Он пытался создать богатое государство, пользуясь принципами меркантилизма. Так, гетман благоприятствовал развитию торговли как внутри своих владений, так и с соседними землями — Правобережьем, Крымом, Слобожанщиной, центральными районами Московского государства. Также Мазепа стимулировал развитие промышленности — известно 14 универсалов о предоставлении земель под рудни, кузнечные производства, селитряные заводы. Все это, вместе с политической стабильностью и отсутствием боевых действий, привело к настоящему расцвету Гетманщины, особенно в сравнении с предыдущими десятилетиями разрухи. Надо сказать, что, хоть налоговое бремя также возросло, однако даже крестьянство пользовалось значительными привилегиями в сравнении с другими регионами России и Речи Посполитой — крестьянские переходы не ограничивались, а размеры арендных платежей и отработок за пользование землей четко регулировалось гетманскими универсалами.
Огромное внимание Иван Мазепа уделял развитию культуры. Именно в конце XVII в. За счет личных средств гетмана построены либо капитально отремонтированы многие культовые сооружения. Так, Мазепа спонсировал капитальную реконструкцию Софийского собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры, церквей Выдубицкого и Михайловского монастырей — современный вид эти объекты получили именно в то время. Также за деньги Мазепы в 1699-1706 гг. Софийский собор Колокольня Софийского собора Успенский собор Киево-Печерской лавры Кроме упомянутых соборов, Мазепа профинансировал постройку множества других церквей и монастырей по всей Гетманщине. Также он опекал свою альма-матер — Киево-Могилянскую академию, построив новые корпуса и увеличив количество студентов до 2 тысяч. К культурным заслугам Мазепы нужно также отнести финансирование издания множества книг. Всего за время своего правления гетман потратил на меценатство больше 10 млн.
Умом и участием в походах Петра В. С 1706 вел переговоры с королем Лещинским, врагом России, устраняя людей, опасных ему Палей или доносивших на него Искра и Кочубей , 1708 заключил договор с Карлом XII, обещая ему помощь. По сделке с польск. Полоцким и Витебским на правах, подобных герц.
После полтавского поражения бежал в Бендеры.
Он получил образование сначала в Польше, а затем в Голландии. На протяжении более чем 20 лет — с 1687 по 1708 год — Мазепа возглавлял Войско Запорожское в должности гетмана. Войско Запорожское представляло собой военное формирование. В то же время под его административным контролем находилась значительная часть современной Украины — Малороссия. Это образование пользовалось автономными правами в составе Русского царства. В должности гетмана Мазепа прославился отнюдь не военными или административными талантами, а предательством.
Свой главный поступок в жизни, а именно — измену своему народу, Мазепа совершил во время Северной войны 1700-1721 гг. Подробности этого предательства раскрыты британским Королевским историческим обществом. В мае 1698 года и в январе 1700 года король Англии, являвшийся одновременно правителем штатгальтером Голландии, заключил два антирусских соглашения с королём Швеции. По ним Лондон обязался кредитовать все военные акции шведского монарха, направленные против русского царя. Благодаря этому сотрудничеству Швеция смогла нанести серьезные удары по русским войскам на севере Европы. В этот период Иван Мазепа, будучи гетманом Войска Запорожского, решил поддержать Швецию в ее военных действиях против России. Мазепа был сторонником противостояния России и пытался достичь независимости для Украины.
Однако его предательство привело к трагическим последствиям для украинского народа. В послевоенные годы Мазепа был осужден и объявлен предателем. Его личность стала символом измены и позора в украинской истории.
В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям.
Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему. Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Предполагаемый портрет Матрены Кочубей. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII , но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра.
Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Он надеялся, что шведский и польский короли помогут ему в отделении Украины от России. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Именно он посоветовал шведскому королю идти на Москву через Полтаву.
Иван Мазепа: предатель или гетман?
Иван Мазепа — Запрос «Мазепа» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иван Степанович Мазепа Іван Степанович Мазепа 12-й Гетман Украины 25 июля 1687 — 6 ноября 1708 Предшественник: Иван Самойлович Самойлович Преемник: Филипп Орлик (в изгнании). Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем. В юности Иван Степанович Мазепа служил пажем при дворе польского короля Яна Казимира. Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства.
Миф о величайшем злодее и беззаветном патриоте Украины
Так что мы имеем в итоге? Мы имеем сферический в вакууме пример польского вельможи, который всю жизнь оставался польским вельможей и отдал «жизнь за царя» точнее — за короля. При этом украинцы его не поддержали. Случай с Мазепой вполне можно приводить как пример верности украинцев дружбе с Россией.
Или, точнее, как то, что украинцы тоже имперский народ, чьи лучшие представители видят себя в служении великой цели Мазепа просто на столетие опоздал — Речь Посполитая ужа теряла статус империи. Инструкция по организации измены А посмотрим с другой стороны — из Москвы и Санкт-Петербурга. Увидим мы немногое, но оно тоже будет интересным.
Допустим, в Москве проигнорировали всю предысторию Мазепы, включая службу у Петра Дорошенко — далеко не самого лояльного к Москве гетмана. После описанной выше перемоги в Москве он делал в своих краях что хотел. Стал самым богатым олигархом Украины.
Когда на него стучали, то доносы с извинениями возвращали назад. Трагедию Кочубея и Искры замечательно описал Александр Сергеевич, присовокупив в комментариях к «Полтаве», что под «вельможами» в тексте имеются в виду «тайный секретарь Шафиров и гр. Головкин, друзья и покровители Мазепы; на них, по справедливости, должен лежать ужас суда и казни доносителей».
Согласно общепринятому мнению, Кочубей раскрыл замысел гетмана перебежать к шведам и пытался предупредить об этом Петра Но ведь они не сами так решили! Они действовали по указанию Петра и Меншикова, которые Мазепе полностью доверяли! Пушкин не мог этого написать по цензурным соображениям… Так что ситуация с Мазепой — вполне достойный образец малороссийской политики московских царей тут и Петр, и Софья действовали в традиции, заложенной ещё при Алексее Михайловиче.
Сводилась она к тому, что Москва принципиально отказывалась вникать в скучные подробности украинской политики; работала только с высшим руководством или особо предприимчивыми старшинами, умевшими влезть без мыла; мнением народа и даже старшины не интересовалась; олицетворяла собой тупую и бездумную карающую силу см. В результате идейные союзники и относительно надежные партнёры отправлялись в те далеко не травоядные времена не в Ростов, а прямиком в Сибирь, а то и на плаху. Гетманами же становились мазепы.
Мазепа же просто хотел вернуться в Польшу. Мазепа не связывал своё будущее с Украиной. В перехваченной переписке он упрашивает польского короля дать ему владения в Белоруссии.
Где предательство? Предательство есть.
Однако после смерти сына Хмельницкого началась череда измен, часть гетманов просили поддержки Польши и Крымского ханства. Затем власть над Украиной поделили между собой два гетмана: гетман Левобережья Иван Самойлович, к оторый служил р усскому царю, и гетман Правобережья Петр Дорошенко, у которого служи л Мазепа. В 1674 г оду Ма зепа отправился с диплом атической миссией в Крым и Турцию, но был взят в плен запорожцами и чуть не убит за то, что от Петра Дорошенко «пер едавал» для сул тана пятнадцать левобережных казаков, а запорожцы сочли это за страшное преступление и приговорили Мазепу как исполните ля мис сии к смерти. Легенда гласит, что его спас кошевой атаман Иван Сирко, передав левобережн ому гетману Ивану Самойловичу. Но и здесь Мазепа прослужил недол го.
По словам историков, используя свое великолепное образование, дипломатический талант, харизму и обаяние, он вошел в доверие к князю Голицыну, который командовал царскими войсками, и сделал донос на Самойловича, после чего того сместили. Так Мазепа стал украинским гетма ном Левобережная Украина , территория имела определенную автономию, но находилась под властью русского царя. Мазепа: предательство ц аря Про Мазепу можно сказать, чт о он с тал рекордсменом по пребыванию в должности гетмана Запорожского войска. Русская власт ь нео днократно его награждала и всячески выделяла. В 1700 году царь наградил его орденом Святого апостола Андрея Первозванного, учрежденным незадолго до этого. После начала Северной войны гетман Мазепа усердно выполнял пр иказы Петра I, отправляя казачий конт ингент на войну, которая шла в Прибалтике, Польше и Белоруссии, а также на строительство Петербурга. Царь безоговорочно доверял гетману и не верил неоднократным доносам против Мазепы.
Затем наступила череда неудач русского царя в Северной войне: в 1704 году Швеция овладела Варшавой, а в 1706 году Карл XII нанес поражение союзнику России — саксонскому и польскому королю Августу II, который был вынужден отказаться от короны. Русская армия была бессильна помочь союзнику и, преследуемая шведской армией, поспешно бежала из-под Гродно во избежание разгрома. Мазепа стал все больше и больш е убеж даться в слабости русского царя, который пытался дипломатическим путем добиться мира со Швецией, и за спиной Петра I стал вести переговоры со шв едским королем. Мазепа счел это вторжение самы м удоб ным случаем, чтобы переметнуться на сторону Швеции.
Лайфа году его Мазепы. Лайфа посланец заключил договоры с Карлом и Лещинским, с первым чисто военного характера, со вторым — политического. Самому Мазепе была обещана награда в виде удельного княжества вроде Курляндии, выкроенного из воеводств Витебского и Полоцкого, — писал , например, видный польский историк Юзеф Фельдман в книге "Польша в эпоху Великой Северной войны, 1704—1709 гг. Станислав Лещинский. Лайфа , которая нар[яду] с др[угим] в пункте 8 предусматривал возврат Польше утраченных ею "восточных земель", то есть, очевидно, Левобережья Украины Гетманщины...
Мазепа договаривался с Лещинским об объединении которое выше названо "возвращением Польше восточных земель". Вопрос об этом принципиально решён был уже в сентябре 1707 года, — пишет Александр Оглоблин в книге "Гетман Иван Мазепа и его эпоха" Нью-Йорк — Париж — Торонто, 1960 год. Оглоблин же добавляет далее, что "есть сведения о том, что по соглашению с Лещинским Мазепа должен был получить вместе с княжеским титулом в своё личное владение воеводства в Витебске и Полоцке на правах герцога курляндского, вассала Речи Посполитой; по другим сведениям донос Кочубея , это должен быть титул князя черниговского", и отмечает, что, "возможно, действительно об этом было договорено". Какой статус видел для себя и Украины Мазепа, можно понять из его письма к Лещинскому, перехваченному русскими драгунами, в которой "борец за свободу" именовал себя "верный подданный и слуга наинизший Ян Мазепа, гетман".
Подпись Мазепы под письмом польскому королю, после измены в ноябре 1708 года Служил Мазепа царю-батюшке, аки верный пес: его казацкие полки в рядах царской рати беспрекословно шли в поход супротив не только бусурман. Гетман с гордостью ответствовал Петру, что за «свейскую кампанию» его «черкесы» поучаствовали в 11 летних и 10 зимних походах. Собственно, и гетманский бунчук Иван Степанович получил из рук московитов: избрание состоялось «вольными голосами» казаков, доставленных в русский военный лагерь, и под чутким руководством фаворита Софьи-регентши — князя В. Позже Мазепа признался Петру I, что любезность боярина «коштувала» ему «денег 11 тыс. При вступлении в должность он подмахнул без сожаления Коломацкие статьи, на корню урезавшие малороссийские «привилеи». По ним гетман не мог без монаршей воли смещать старшин. Ему запрещалось через голову царя иметь какие-либо сношения с другими державами. Широкая автономия Малороссии на этом благополучно закончилась. Спасибо Ивану Степановичу. С казацкой вольницей и всякими поползновениями к самостийности Мазепа разбирался круто. Например, в 1704 г. И там, уже по собственному почину, вяжет руки легендарному фастовскому полковнику Семену Палию — победителю татар и поляков, батьке независимого казацкого улуса. Мазепа профессионально стряпает на него дело с наветами про антимосковские «заколоты» и передает Петру сермяжного полковника. После чего тот загремел в ссылку в Енисейск. В 1707 г. Мазепа активно участвует в подавлении восстания Кондратия Булавина — ватажка донских казаков. Заслуги Мазепы в строительстве империи безусловны и неоспоримы. Гетман стал вторым человеком после Федора Головина — президента Посольских дел, генерал-фельдмаршала, удостоенным в 1700 г. Мазепа по делам обласкан был монаршей милостью. Он гетман — фактический хозяин Малороссии. В своем батуринском дворце ведет роскошную жизнь. От талантов, Богом данных, Иван Степанович на досуге марает очередную поэтическую думу. Не отказывает себе в удовольствии волочиться за молодухами.
«Иудина награда» Ивана Мазепы
В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. Мазепа прибыл в Бендеры сразу после Полтавского сражения в 1709 году. легендарный, излюбленный романтиками персонаж, вдохновивший Пушкина, Листа, Делакруа, Байрона и Гюго. В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
Служил гетм. Самойловичу, затем, снискав расположение кн. Голицына, низверг гетмана; 1688 избран гетманом. Умом и участием в походах Петра В. С 1706 вел переговоры с королем Лещинским, врагом России, устраняя людей, опасных ему Палей или доносивших на него Искра и Кочубей , 1708 заключил договор с Карлом XII, обещая ему помощь.
Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты. Можно возразить, что оригинал упомянутого договора Мазепы и Лещинского не сохранился что, впрочем, не так уж и удивительно для документов начала XVIII века. Но даже у западных историков ХХ века нет сомнений в том, что таковой действительно существовал. Лайфа году его Мазепы. Лайфа посланец заключил договоры с Карлом и Лещинским, с первым чисто военного характера, со вторым — политического. Самому Мазепе была обещана награда в виде удельного княжества вроде Курляндии, выкроенного из воеводств Витебского и Полоцкого, — писал , например, видный польский историк Юзеф Фельдман в книге "Польша в эпоху Великой Северной войны, 1704—1709 гг. Станислав Лещинский. Лайфа , которая нар[яду] с др[угим] в пункте 8 предусматривал возврат Польше утраченных ею "восточных земель", то есть, очевидно, Левобережья Украины Гетманщины... Мазепа договаривался с Лещинским об объединении которое выше названо "возвращением Польше восточных земель".
Официальное название событий в Батурине того времени, согласно документам Кабинета Министров Украины [24] — «Батуринская трагедия». Более ста шведских солдат отморозили себе руки и ноги, несколько десятков погибло. Раздраженный Карл в начале января бросил свои войска на Веприк, не желавший пускать шведов. После ожесточенной обороны, когда порох кончился, город сдался. Шведская армия потеряла около двух тысяч человек и множество офицеров. Как сообщает Даниел Крман который, впрочем, не был очевидцем сражения , «Король оказал всем милость. Гетман же Мазепа вверг одних своих подданных в ямы, других же уморил голодом» [25]. Впрочем, королевская милость не означала свободу. Пленные содержались с января по июнь в специальных лагерях и были освобождены в результате восстания при поддержке русской армии незадолго до Полтавской битвы. Местечки сопротивления не оказывали. В основном они стояли пустые. Карл распорядился их грабить, дома жечь, жителей убивать. В конце января был предпринят поход на Слободскую Украину, в результате которого еще десятки сел и местечек были уничтожены. Такие действия шведов спровоцировали начало партизанской войны, которую вели, прежде всего, крестьяне и которая делала положение Карла еще более тяжелым. В феврале 1709 года шведы сожгли Коломак [27]. Поражение, анафема и смерть Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы Но, судя по всему, Карл XII продолжал доверять Мазепе и 8 апреля 1709 года заключил с ним формальный договор, фиксирующий, по всей видимости, прежние договоренности, частично уже исполненные, а частично уже невозможные, в котором, в частности, даровал Мазепе пожизненное звание «законный князь Украины». Уже накануне разгрома, «высокие договаривающиеся стороны» делят Россию между собой: «Все, что завоюется из бывшей территории Московщины, будет принадлежать на основании военного права тому, кто этим завладеет». Однако Мазепа осознал свою ошибку почти сразу после своего перехода к шведам. Уже в конце ноября 1708 года, менее чем через месяц после перехода, миргородский полковник, будущий гетман Д. Апостол , один из самых близких Мазепе людей, прибыл с этим предложением к Петру. Следом с письмами Мазепы приехали Шишкевич, цирюльник Войнаровского, и полковник Галаган. Было даже заключено соглашение с гарантиями безопасности Мазепе, но тем всё и кончилось. Мазепа не был нужен окружению Петра [8]. Царь более не доверял Мазепе. Ряд авторитетных историков отмечал, что неизвестно, насколько серьёзными были намерения Мазепы [10] [20] [28]. Более того, высказывались также сомнения в самом факте предложения Мазепы. Украинский журналист Сергей Павленко утверждает, что вся операция по выдаче Карла XII была провокацией московского правительства, имеющей целью рассорить Мазепу с шведами; среди прочего, он ссылается на то, что на черновом послании Апостола к Мазепе, подтверждающем передачу царю предложения гетмана, стоит приписка канцлера Г. Головкина: «Писма, что писаны к Мазепе по измене ево фальшивые от канцлера» [29]. Строго говоря, это не свидетельствует о недостоверности предложения, но даёт основания в нём сомневаться. Историк В. Артамонов оспаривает утверждение С. Павленко и утверждает, что версия о предложении Мазепы заслуживает доверия [30]. Согласно желанию Петра, был избран Иван Ильич Скоропадский. В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил» [31]. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Однако объективным результатом его перехода к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска: «Карл шел в Украину с большими надеждами. Малороссийский гетман Иван Мазепа вступил с ним в тайный договор, и его тайная присылка к королю с просьбою идти скорее была, как говорили, причиною внезапного поворота королевского» [21] [32]. Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, многие из которых вскоре его покинули, воспользовавшись объявленной Петром амнистией. Позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа. Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении. В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы. Войска шведов под Полтавой 27 июня 8 июля 1709 года были раздавлены вдвое превосходящими их силами Петра 60 тысяч против 27 тысяч [33] , влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны , где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры. Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефимков , которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана. Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника, Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там перепохоронено в церкви Св. Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему [39]. В настоящее время в ряде средств массовой информации дискутируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 году [42]. Обращение Президента было связано с тем, что канонические Украинская православная церковь в Канаде в составе Константинопольского патриархата [44] и Украинская греко-католическая церковь , а также неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь не признают анафему на гетмана Мазепу и проводят богослужения за упокой его души. С этой целью московская власть в Украине, наряду с ежегодными анафемами , уничтожала [45] все изображения гетмана Мазепы на картинах , в церквях, на иконах и гравюрах.
В начале 1690-х Мазепа помог подавить на юге Малороссии восстание Петрика Петро Иваненко , выступавшего одновременно против гетмана и русской власти, участвовал в обоих походах Петра к Азову. Однако после военного совета в Жолкве в марте 1707 года гетман затаил на Петра сильную обиду. Дело в том, что на этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана. Измена 1706 год выдался для России не слишком удачным. В сентябре, после поражения саксонской армии, король Польши и курфюрст Саксонии Август II отрекся от польского престола в пользу Станислава Лещинского, который был ставленником шведов, разорвав при этом союз с Россией. Таким образом у Петра больше не осталось союзников в Северной войне. Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. Гетман обещал предоставить шведам зимние квартиры и провиант, а также склонить на сторону шведского короля запорожских и донских казаков и калмыцкого хана Аюку. Получив осенью 1708 года от Петра приглашение присоединиться к русским войскам под Стародубом, гетман не спешил туда отправляться, сославшись на свои недуги и смуты, связанные с продвижением шведов на юг.
Иван Мазепа: предатель или гетман?
Иван Мазепа с юности отличался изворотливостью ума, умением легко сходиться со знатными особами, умением нравиться нужным людям. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику. Сегодня в день трехсотлетия Полтавской Виктории считаю уместным повторить пост, в котором рассказывается о мазепе и несколько больше: Мазепа: от злодея-любовника европейских романтиков до агента западных спецслужб Книгу под названием Иван Мазепа: анатомия. Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения.
История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен
Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты :: | Иван Мазепа, герой на Украине, чья фамилия в России стала синонимом предателя. |
Биография Мазепы for Dummies | Иван Степанович Мазепа, также Мазепа-Колединский или Мазепа-Калединский ( на украинский язык не подразумевает признания его существования в качестве отдельного естественного языка. |
Иван Мазепа - биография гетмана Украины | Воспоминания советского разведчика. Кобец Иван Лукич. |
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Заговор гетмана Мазепы | Иван Мазепа – одна из самых противоречивых политических фигур Европы XVII-XVIII ст. Предатель или патриот, человек высокой культуры или беспринципный политик, сильный лидер или конъюнктурщик-коррупционер? |
Мазепа: гетман, меценат, изменник | Параллельно с ним донесения в столицу о готовящемся предательстве Мазепы неоднократно пишет полтавский полковник Иван Искра. |
Иван Мазепа: предатель или гетман?
После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме « Полтава » названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [8] [9]. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Образование и жизнь при дворе польского короля Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли.
Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Яна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора.
Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [12]. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни , истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [11]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах» [11]. Карьера Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем. В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников.
По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14]. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12]. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12].
Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В "Истории России" С. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей.
И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [10]. Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» [11]. Разорение храмов, осквернение святых икон — это тоже политика? Третье преступление Мазепы. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная разумеется, до ее отпадения предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский г. Милан, Италия отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи [13]. I, стр. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме. Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе — это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение. И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором… А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» [16]. Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором. В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями — Черниговским Иоанном Максимовичем и Переяславльским Захарией Корниловичем. Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн Максимович , будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных? Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом по крайней мере, кафедральном храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема. Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? Третий аргумент. Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе. Данный аргумент также не выдерживает критики.
Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки. Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа.
Он поклялся ему в том, что не пустит врага на земли Малороссии. Однако вскоре Северная война посеяла раздор не только между шведами и россиянами, но и между царем и гетманом. В военные годы Петр I сильно урезал свободу украинских военачальников, что сказывалось на авторитете Мазепы. В частности, в 1704-м войско казаков могло спокойно захватить польскую часть Украины и присоединить ее к России, но государь запретил делать это. Из-за этого приказа гетман затаил обиду на своего друга, так как тот не позволил ему объединить страну. Предательство Ивана Мазепы Сегодня существует много версий о том, когда именно гетман начал строить план предательства. Однако, вероятней всего, это произошло в 1706 году. Ведь именно в тот период шведские войска одержали наибольшее количество побед. Тогда многие поверили в то, что армия Карла XII является непобедимой. Начиная с 1707 года Иван Мазепа ведет активную переписку с вассалами шведского короля. В ней он обсуждает план будущего нападения. Уже тогда приближенные Петра I предупреждали о том, что гетман готов предать его. Но из-за своей дружбы царь не мог поверить в эти слова. Он до последнего дня надеялся на то, что Мазепа останется верен ему. И лишь осенью 1708 года весь мир увидел истинное лицо украинского воеводы. С этого момента лидер казаков начал действовать открыто. Он всецело поддерживал шведские войска: давал им провизию, выступал с ними под одним знаменем и уничтожал всех, кто противился новой власти. А заключающим этапом их союза стало то, что в апреле 1709 года они подписали официальный договор, согласно которому после победы Швеции Малороссия получает полную автономию. Но их планам не суждено было сбыться. После него шведская армия быстро теряет свои позиции, а Карл XII вынужден в спешке отступать на родину. Что касается Ивана Мазепы, то он также бежит из страны. Его новым домом становится Османская империя. Однако из-за большого душевного потрясения гетман начинает чахнуть на глазах, и 22 сентября 1709 года он умирает в городе Бендер.