В первый день состоялся показ балета “Легенда о любви”. В качестве ведущего вечера выступил заслуженный деятель искусств, театровед, первый заместитель главного редактора журнала “Балет” Сергей Николаевич Коробков. На сцену главного театра страны возвращается знаменитый балет "Легенда о любви". "Легенда о любви" моментально прославила молодого хореографа.
Премьера балета “Легенда о любви” состоялась в Нур-Султане
Со вступительным словом выступил сотрудник библиотеки Ломтева Ольга Алексеевна, представив интересные факты из истории создания балета: «Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах. Либретто балета создал турецкий поэт и драматург Назым Хикмет на основе собственной драмы «Ферхад и Ширин». Как отметила Ольга Алексеевна, работа над балетом продолжалась два года, молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов приступил к созданию в 1958 году, а в 1961 уже состоялась премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени С.
Но так как никто из последователей не мог сравниться с титанами, танцевавшими "Легенду" в 60-е годы, то интерес опадал самым естественным образом. Так же естественно а вовсе не из-за гонений тогдашнего худрука Васильева на репертуар опального Григоровича выпал из афиши и сам спектакль: то готовились к юбилею поэта Пушкина, то к загранкомандировкам, то ставили Бориса Эйфмана, Джорджа Баланчина и Пьера Лакотта Pierre Lacotte.
А когда власть переменилась и Юрий Григорович вернулся в театр возобновлять свое "Лебединое озеро", решили заодно попросить его лично почистить и "Легенду". Мэтр и его ассистенты потратили на чистку уже танцевавшего состава два месяца для сравнения: неведомого Баланчина в Большом поставили за три недели. И вот теперь вполне рядовое репертуарное событие преподносится как великая победа отечественного балета. Свежеотрепетированная "Легенда" и впрямь выглядела поучительно.
Во-первых, стало понятно, почему этот "современный балет" сразу после премьеры в 1961 году в Кировском театре добился признания и властей, и критики, и публики. Пьесу турка Назыма Хикмета, написанную в капиталистических застенках, положенную на музыку азербайджанцем Арифом Меликовым, русский Юрий Григорович поставил как поэму о борьбе чувства и долга. Побеждал, разумеется, долг: юноша Ферхад отвергал любовь принцессы Ширин, дабы, сокрушив гору, напоить родной народ после столь идеологически верного балета можно было спокойно вручать 38-летнему хореографу главный театр страны. Эстеты того времени пленились ориентально "условной" пластикой, жесткой режиссурой, аскетизмом сценографии и костюмов художник - Симон Вирсаладзе , усмотрев во всем этом идейный отпор опостылевшей хореодраме.
Массового зрителя тоже не пришлось перевоспитывать: балет оказался повествователен и общедоступен. Герои открывали сердце любимым, выдаивая левую грудь и выплескивая невидимое содержимое к ногам избранника; ковшом растопыренных пальцев зачерпывали "любовь" из-под ног и подносили ко рту. В общем, только дурак не поймет, кто здесь хороший, кто плохой и что происходит. Во-вторых, стало очевидно, что остальные пять оригинальных балета советского классика - калька "Легенды о любви".
Жесткая схема спектакля четверка протагонистов, у каждого - свой кордебалет и свой монолог; к каждой массовой ударной сцене прилагается контрастная - лирическая сработала безотказно и была способна к тиражированию. Небогатая лексика тоже оказалась достаточной: Юрий Григорович четверть века так и переносил из спектакля в спектакль все эти ренверсе, верхние поддержки, большие батманы, падения на колено - вплоть до характерных жестов, одинаковых что у Визиря, что у Красса, что у Ивана Грозного. В-третьих, стало ясно, почему московские артисты десятилетиями танцуют грязно. Крупный помол хореографии Григоровича, на которой выросли поколения, не требует ни отчетливости позиций, ни выворотности, ни изощренности - только силы и выносливости.
А также особой пафосной остервенелости раньше ее называли одержимостью , для которой отчетливость танца даже вредна. Есть у танцовщиков эта самая одержимость - и можно не обращать внимание на косолапые ноги, сорванный пируэт, запоротое шене; а вот если ее нет, любой спектакль Юрия Григоровича тут же превращается в примитивный плакат. Ну вроде как песни Высоцкого, которые можно слушать только в его собственном надрывном исполнении. Сегодняшние артисты от кордебалета до премьеров работали так старательно, как никогда не работали на каком-нибудь Баланчине, Эйфмане и тем более на Лакотте.
Отшкуренные репетиторами, с младенчества воспитанные на том, что лучше этой хореографии мир еще не создал, они выполняли знакомые григоровичевские па, как высокий ритуал. Но с высоцкими нынче плохо - время ушло. Все прыгали, вертелись, переживали и, как могли, пытались соответствовать легендарным предшественникам. Реанимировать свою роль смог только не обремененный пиететом Геннадий Янин: несмотря на откровенно трюковой характер партии, его горбатый хромой шут ошарашивал, как нежданный выходец из преисподней.
И все равно "Легенда о любви" была обречена на успех. Воспитанная на Григоровиче публика реагировала на спектакль, как собака Павлова на привычные раздражители: цирковая верхняя поддержка в шпагат ли, "на стульчик" - аплодисменты, фуэте - бурные аплодисменты, jete en tournant в быстром темпе два круга - овация. Как в счастливом детстве, когда советский балет был опорой в трудный час, когда, как сказано в буклете, "умели тогда, знали, как побеждать и быть на коне". И чтобы опять почувствовать себя на коне, надо всего лишь вернуть в театр Григоровича.
Его водружали на пьедестал еще год назад - после возобновления "Лебединого озера". Тогда не получилось, постановка оказалась уж очень невразумительной и скучной. И вот на авансцену опять выводят хореографа со звездой Героя соцтруда на лацкане. Зал ревет, цветы летят, мэтр властно гонит кордебалетное стадо к рампе.
Независимая Независеммая газета, 26 апреля 2002 года Майя Крылова Н. Бессмертнова Ширин и В. Тихонов Ферхад в балете "Легенда о любви Слагаемые "Легенды" - либретто по пьесе турецкого поэта-коммуниста Назыма Хикмета, музыка Арифа Меликова, декорации темный складень в виде огромной книги Симона Вирсаладзе. Знатоки ислама находят скрытые суфийские мотивы, попавшие в балет от литературного первоисточника - поэм Навои и Низами.
В событиях притчи участвуют две сестры-царицы, один пригожий зодчий, идея справедливости и скала, которую надо героически пробить, чтобы в средневековой стране была вода. Этот аскетический балет-плакат в духе и букве шестидесятников многие считают лучшей постановкой Григоровича. В момент создания спектакль потряс невиданной в сталинском балете диалектикой "объективной" судьбы народа и субъективизма частных жизней. Не менее поражала почти диссидентская идея, что жизнь человека зависит от его собственного выбора, а не от закономерностей исторического процесса.
Но Григорович угодил и тем, кто требовал от художников "воспитательного" искусства: мироздание у него героизировано, а нравственная коллизия между "хочу" и "должен" решается в пользу долга. Долгушин - Ферхад, Татьяна Зимина - Мехменэ Бану балет "Легенда о любви Апологеты не замечали малого набора балетной лексики и восторгались, что хореограф отменил синонимичность понятий "балетная драматургия" и "сюжет", обильные бытовизмы и танцы "по поводу", заменив их потоками "обобщающих" танцев с хореографическими лейтмотивами. Только ленивый не упоминал про персидские миниатюры, вдохновлявшие Григоровича.
Напомним, что проект получил грант Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии. Художественный руководитель балетной труппы — народная артистка РФ и РБ, лауреат Государственной премии им. Юлаева, обладатель приза «Душа танца» от журнала «Балет» Леонора Куватова.
Это представление поразит зрителей великолепной музыкой, постановкой и оформлением. Ариф Меликов написал балет «Легенда о любви» на либретто известного турецкого поэта Назима Хикмата по мотивам драмы «Фархад и Ширин».
Премьера балета состоялась 23 марта 1961 года в Ленинградском театре оперы и балета ныне Государственный академический Мариинский театр в Санкт-Петербурге. В июле 1962 года премьера произведения состоялась на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета.
Культовый балет «Легенда о любви» - любовь с первого взгляда
Появляется Ширин. Она нравится ему. Их неодолимо влечет друг к другу. Но принцесса недосягаема для простого рисовальщика… Действие II Картина первая. У иссохшего источника собрался народ. Воды нет. Чтобы ее добыть, нужно пробить огромную гору. Это не под силу людям… Воду привозят издалека и только во дворец. Картина вторая. Страстная любовь к Ферхаду терзает сердце царицы, не дает ей покоя.
Напрасно шуты и танцовщицы пытаются развлечь ее. Теперь царица понимает, какую жертву принесла она сестре. Мехменэ Бану молода и жаждет любви, но безобразна и не может нравиться Ферхаду. Картина третья. Встреча с Ферхадом принесла счастье Ширин. Ферхад проникает в ее покои, любовь соединяет сердца молодых. Чтобы не разлучаться с Ферхадом, принцесса готова покинуть дворец. Без раздумья она следует за любимым.
Надо это выделить так, чтобы зритель это увидел. В заключении художник не смог оставить мольбу народа, страдающего от безводья, и приносит себя в жертву. Эти глубокие мысли, сложный сюжет, эмоциональные сцены погони и отваги передала чарующая музыка симфонического оркестра театра. Элмар Бурибаев, дирижёр: - Мы много работали и искали оттенки, искали новые вещи. На самом деле, это устоявшаяся балетная классика и оркестр её уже очень хорошо знает. У каждого инструмента есть своя очень сложная, сольная партия. Наши ребята большие молодцы. На самом деле, оркестр высочайшего уровня. На сцене «Астана Балет» спектакль представили в яркой сценографии и пленительных мелодиях.
Ферхад в горах. Ему видится, что он открыл дорогу воде, и перед ним возникает образ любимой Ширин. Страсть и любовь к Ферхаду мучают царицу Мехменэ Бану. В своих мечтах она вновь прекрасна, и Ферхад любит ее. Ширин разрушает грезы Мехменэ Бану. Она молит сестру вернуть Ферхада. Великая надежда привела в горы людей. Если Ферхад совершит свой подвиг, их жизнь будет спасена. В окружении свиты появляются Мехменэ Бану и Ширин. Влюбленные бросаются друг к другу, упоенные счастьем встречи.
В ней живое сердце, страсть, молодость, и она ещё не умеет жить в своём новом, уродливом образе. Дальше всё вокруг этого. И в этой теме — обезображенная женщина, привыкшая мыслить себя красивой, и сгорающая от страсти, которую не может выразить, а она всё растёт и растёт и огнём ошибок, ненависти и отчаяния обжигает возлюбленного и его избранницу; младшая красивая сестра — почти девочка, которая к концу балета превращается в настоящую страстную женщину, борющуюся за своего мужчину. Эта невыраженная женская страсть, музыка, хореография, которую выбрал для неё Григорович, полна эротики и раскрывает сразу столько пластов темы Мужчина и Женщина! И не взволновала бы тоска по мужским подвигам ради женщины и тоска по женской покорности. Он идёт крушить скалу, чтобы быть с ней. Она бросает всё и подвергает свою жизнь опасности ради него. Ради него она готова бежать куда угодно, не спрашивая - где квартира, машина, бриллианты. Бежать без оглядки, по зову любящего женского сердца.
Балет «Легенда о любви» празднует юбилей
Скоро я приторможу именно с музыкальными театрами, а пока расскажу вам о балете "Легенда о любви", который произвел на меня неизгладимое впечатление. больше, чем балет в общепринятом смысле этого жанра. Купить официальные билеты на балет Легенда о любви в Государственный академический Большой театр России. Все-таки в балетах Григоровича очень сильно впечатление зависит от того, чем наполнит роль конкретная личность.
Покоривший мир балет «Легенда о любви» снова на бакинской сцене!
Большой представляет премьеру возобновленного балета "Легенда о любви". Второй премьерой 79-го театрального сезона Башкирского государственного театра оперы и балета станет балет «Легенда о любви» Арифа Меликова. Со вступительным словом выступил сотрудник библиотеки Ломтева Ольга Алексеевна, представив интересные факты из истории создания балета: «Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах. "Легенда о любви" моментально прославила молодого хореографа. Древневосточное царство, гордые и могущественные властители которого становятся участниками простой человеческой драмы неразделённой любви, откроет вам свои тайны в День всех влюблённых, 14 февраля. Купить официальные билеты на балет Легенда о любви в Государственный академический Большой театр России.
"Легенда о любви", 1998
Астана Балет - «Легенда о любви», овации, восторг ташкентской публики | До представления грандиозного балета известного композитора Арифа Меликова «Легенда о любви» во Дворце Гейдара Алиева остался 1 день. |
Восточная вязь «Легенды о любви» | «Легенда о любви» в театре имени С. М. Кирова (ныне Мариинском) стала вторым по счету спектаклем молодого ленинградского балетмейстера Юрия Григоровича, спектаклем, изменившим его судьбу и судьбу советского балета. |
В Башкирском государственном театре оперы и балета прошла премьера балета "Легенда о любви" | они так совершенны, что исполнителям надо тянуться за уровнем, потому что в самой хореографии заложена такая мощь высказывания, такая. |
«Легенда о любви» — восточная сказка с трагичным концом | Народный артист России Николай Цискаридзе посвятил на своей странице в Instagram пост балету народного артиста Азербайджана Арифа Меликова "Легенда о любви". |
Купить билеты 18.05.2023 Балет Легенда о любви, Мариинский театр, «Афиша Города» | В «Легенде о любви» Григорович не стал отрекаться от принципов советских балетов-драм, от костюмов и декораций, но придал своей работе лаконизм и динамическую остроту. |
Балет «Легенда о любви» на сцене Мариинского театра
Есть все составляющие кассового успеха: русский балет, две мировые звезды, травма, постепенное сближение, любовь. – В балете конкуренция высокая! Я мечтаю о роли Эгиды из «Спартака» и Мехменэбану из «Легенды о любви». "Легенду о любви" можно снова увидеть в Большом (Время новостей, 26.04.2002). Татьяна Кузнецова. "Легенда о любви" как правда о балете. И хотя шпагаты и почти спортивные поддержки на балетной сцене уже были, после «эпохи» драмбалета «Легенда о любви» воспринималась ошеломляюще новой. Уфимцы увидели знаменитый балет Арифа Меликова "Легенда о любви" в постановке Юрия Григоровича. Большой представляет премьеру возобновленного балета "Легенда о любви".
В Большом театре покажут балет «Легенда о любви» в честь юбилея Светланы Адырхаевой
Танец силой темперамента и поэтичностью выражает все перипетии столь сложного сюжета. Страдания Мехменэ Бану, проникновенная и пылкая любовь Ферхада и Ширин, муки Визиря — всё это точно и блестяще отображено артистами башкирского театра. Чувствуется, что каждый человек, сидящий в зрительном зале, вдохновенно вчитывается в каждое движение героев, в каждое пластическое слово артистов, в каждую коллизию этой легенды. Бесконечно влюблённая в балет "Легенда о любви" художественный руководитель балетной труппы Леонора Куватова, обратившись к Юрию Григоровичу, отметила, что "мы люди восточные, и наши артисты сложности любят". И оказалось, эту "сложность" полюбили не только артисты, но и сама публика. Любовь и безответность, ревность и жертвенность, страсть и нежность — вот, что пленило уфимского зрителя, заворожено наблюдающего за тем, как на сцене Башкирского театра оперы и балета рождается новый спектакль - "Легенда о любви". Отметим, что постановка балета была реализована на грант Главы Республики Башкортостан. Для справки: В основе сюжета — древняя восточная легенда.
Две сестры — Мехменэ Бану и Ширин — страстно влюбляются в придворного художника Ферхада. Если Ширин сразу покоряет сердце прекрасного юноши, то путь к любви для Мехменэ Бану закрыт навсегда: когда-то она пожертвовала своей красотой ради спасения жизни сестры и превратилась в страшную старуху. Но и сбежавших из дворца влюблённых ждёт настоящее испытание, вследствие которого Ферхад пожертвует своей любовью ради спасения народа… Подпишитесь на каналы ИА "Ореанда-Новости": Материалы по теме:.
Аплодировать начали уже во время действия - зал откликался и на появления солистов, и на помпезные массовые сцены, и на красоту орнаментальных движений. Каждый акт завершался овациями, а финальные поклоны длились почти четверть часа под несмолкаемые "браво". В одном из антрактов удалось переговорить с присутствовавшим на премьере Джоном Ноймайером. Восторженный руководитель Гамбургского балета признался, что спектакль Григоровича произвел на него ошеломляющее впечатление.
Правила покупки 1-го билета Уважаемые клиенты! Если звонок для Вас неудобен, просто выберите интересующий Вас билет и оформите заявку без оплаты , менеджер с Вами свяжется и подтвердит бронь.
Композитор же делает то, что во время создания балета называлось "творчески переосмыслить" - на кованый ритм "Болеро" Равеля нанизывает расцвеченные подробности. Да, Юрий Григорович в 1961 году отлично знал, что делать с кордебалетом. Начинал без разбега, из центра сцены, из книги, танцовщики разбегаются вширь и фронтально на зал, так что от этого азиатского покорения пространства впору поежиться. В сильной сцене погони может, лучшее, что сделал Григорович хореограф взбивает вихрем бег войсковых четверок и восьмерок, кидает людскую массу на весь объем сцены, заставляя вспомнить устрашающие военные фокусы восточных военачальников. Царица во главе войска шлет воинов вперед знаковым жестом Красса, атакующего Спартака в следующем балете Григоровича.
Завораживает сцена жестко. Невыносимая правдивость этого бытия будто лишает воздуха. Пафос боя литавр и звериная балетная серьезность моментально обесцениваются, когда на сцене появляются обездоленный народ девушки с кувшинами или текучая вода девушки с накидками.
О Меликове он говорил как об одаренном композиторе: ""Легенду" характеризует глубокая музыкальная драматургия партитуры, ее внутреннее развитие, точность и выразительность музыкальных характеристик героев, редкое искусство в оркестровке, особая ее красочность, множество находок заставляют с большим интересом слушать этот талантливый музыкальный опус". Галина Уланова признавалась: "Долго я ходила под впечатлением "Легенды", жалела, что уже не танцую". Николай Цискаридзе, которого называют одним из лучших интерпретаторов роли Ферхада, отмечал, что "миссия "Легенды о любви" - показать силу любви, способную изменить человека", а "исполнители стремились привнести в эту историю личный свет, уникальность, тем самым обрекая эту легенду на бессмертие и вечную любовь зрителей". Майя Плисецкая была такая величественная, волевая Мехмене Бану, с таким характером, что было ясно: она во всем пойдет до конца. И совсем иная, более мягкая Нина Тимофеева, она совсем другой образ создавала", - рассказывал Меликов. Балет был поставлен во многих странах мира. А Григорович признавался: "Я очень люблю этот балет и поэтому никогда не отказывался, когда меня приглашали поставить его на других сценах: в Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Баку, Праге, Софии, Стамбуле…" В Большом театре в новой редакции "Легенду" исполнили в апреле 2002 года. С 23 по 26 октября 2014 года на Исторической сцене ГАБТ прошла серия премьерных показов еще одного возобновления. Билеты были проданы сразу же после поступления в кассы, администрация срочно поставила в график еще один спектакль - и на него билеты исчезли за несколько часов. Композитор, который присутствовал на генеральной репетиции и на премьере, рассказывал, что к нему подходили люди, видевшие балет 20-30 лет назад, задавали "вопросы, из которых понятно, что человек над спектаклем думал, а вот сейчас увидел автора и хочет воспользоваться случаем, спросить, правильно ли он понимает тот или иной момент". Балет, созданный более 60 лет назад, до сих пор сохраняется в репертуаре Большого и Мариинского.
«Балет – моя легенда о любви»…
В нем есть место страсти и трепетной первой любви, борьбе чувства долга и пылкой влюбленности. Он поражает яркими массовыми сценами и самозабвенными дуэтами, полными неги и чувственности. В центре сюжета — царица Мехменэ Бану, которая пожертвовала своей сказочной красотой, чтобы спасти жизнь младшей сестры Ширин.
К счастью, спохватились вовремя. Над возобновлением работал сам Юрий Григорович, восстановивший спектакль практически без изменений.
На премьеру приехал автор музыки - азербайджанский композитор Ариф Меликов. За дирижерским пультом стоял Павел Сорокин. Публика тепло встретила возвращенную "Легенду". Аплодировать начали уже во время действия - зал откликался и на появления солистов, и на помпезные массовые сцены, и на красоту орнаментальных движений.
День первый: «Легенда о любви» Опубликовано: 20 декабря 2021 В завершение года, 18 и 19 декабря, в Башкирском государственном театре оперы и балета с триумфом проходит ХХIII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Нуреевский фестиваль был организован еще в 1993 году Юрием Григоровичем совместно с главным балетмейстером театра Шамилем Терегуловым, и по сей день зрители обладают возможностью созерцать мастерство ведущих артистов балета как отечественной, так и мировой сцены. До творческих открытий хореографа в балете не существовало ни флешбэков — возвращений к прошлому, ни флешфорвардов, когда герои грезят наяву. Впервые возникает образ простого народа, и вечная история охватывает бытовой мир людей. Впервые балет был поставлен 23 марта 1961 года на сцене Мариинского театра в то время Кировского , где работа осуществлялась вместе с художником-постановщиком Симоном Вирсаладзе. Театровед отметил, что одна из ключевых идей спектакля содержится в образе художника Ферхада. Идея осуществить постановку в Башкирском театре оперы и балета принадлежит народной артистке России и Башкортостана Леоноре Куватовой, она же является художественным руководителем балетной труппы. Премьера состоялась 29 октября 2016 года. В балете создается удивительный синтез музыки Арифа Меликова с восточными элементами, хореографии и поэтического слога. Сложная симметричная пластика напоминает рельефы древней Месопотамии, руки девушек похожи на изгибы тюльпана.
Партии кордебалета отражают внутреннее состояние и настроение главных героев, а соло различных инструментов раскрывают духовные миры и образы каждого. Чарующие танцы девушек в звенящих костюмах проносятся в стремительном круговороте, симметрия, резвые марши стражей, придворных, солдат вторят усиливающимся ударам барабанов. Экспрессивный, властный характер передает Визирю передает Виталий Биктимиров — солист Большого театра.
Соавтор хореографа, художник Симон Вирсаладзе, одел танцовщиков в трико, переключив внимание зрителя на тело и линии, напомнили в учреждении. По сюжету, царица Мехменэ Бану обезображена колдуном для спасения сестры и была ею предана, теперь ее никогда не полюбит художник Ферхад, и она самовластно разлучит влюбленных. История рассказывает о фатальной невозможности любви, главный герой жертвует личным счастьем во имя народа.
Однако, полагают в театре, сюжет балета скорее антисоветский — человеческое несчастье в «Легенде о любви» растворяется в государственном восторге.