Дни масленичной недели.
Масленица - что это за праздник: дата, традиции и обычаи, дни масленичной недели
Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас.
Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы.
А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших.
Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т.
Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией.
Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки.
Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу.
Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели.
Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская.
Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба.
Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф.
О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе.
Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста.
Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время.
Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав.
В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики.
К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением.
Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама.
Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения.
По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах.
Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай.
Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом.
Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале.
Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом.
Праздник старинный — с ним связано много традиций и поверий. Сегодня, 26 февраля, последний день Масленой недели, а по совместительству — Прощеное воскресенье. В этот день не только сжигают масленичную куклу, но и просят друг у друга прощения, чтобы с чистой душой приступить к Великому посту. По поверьям, в Прощеное воскресенье обязательно нужно печь и есть блины.
Считалось, чем дальше катятся салазки, чем громче смех и шум, тем урожайнее будет год. Вторник Масленицы - «заигрыш». В 2014 году - 25 февраля В старину этот день посвящали молодоженам, тогда же начинались массовые гулянья - строились балаганы, карусели, ледяные горы, устраивались катания на санях. Среда Масленицы - «лакомка». В 2014 году - 26 февраля На «лакомку»» хозяйки приглашали в дом гостей: соседей, родных, друзей и накрывали стол. Готовили блины, пироги, медовые пряники, сбитни и орехи в меду. В среду же принято было угашать зятьев блинами. Пекли по своему достатку, кто с икрой, красной рыбой, сыром, кто с селедкой, картошкой да с луковым припеком. Отсюда и выражение: «Придет зять, где сметанки взять? Четверг Масленицы - «разгуляй». В 2014 году - 27 февраля В четверг, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на санях «по солнышку», то есть по часовой стрелке вокруг деревни. А еще строили снежные городки. Мужчины боролись за свои крепости, а женщины и дети были зрителями. Пятница Масленицы - «тещины вечерки». В 2014 году - 28 февраля Название не случайно, в этот день зятья приглашали в дом своих тещ и угощали их блинами. Зять должен был не просто позвать в дом родителей жены, а накануне нанести визит и уважительно пригласить их.
Делалось это с далеко идущей целью. Впереди был Великий пост, во время которого запрещены свадьбы, а вот уже после него, как раз на Красную горку, молодые, познакомившиеся во время заигрышей, уже могли пожениться. Те, кому смотрины были неинтересны, в этот день звали в гости родственников и друзей. Чем более изобильным был стол, тем больше уважения выказывал хозяин. Во вторник впервые начинали зазывать Масленицу: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Лакомка, или Скоромная среда В середине Масленичной недели зять ходил в гости к теще — на блины, конечно же. И не только он — поесть блинов приходили его друзья и родственники. Теща в этот день была особенно ласкова к зятю, всячески демонстрировала свое к нему расположение. Гости смотрели и млели — повезло же парню с родней. Хотя причина такого поведения матери была во многом рациональной — считалось, что чем добрее теща к зятю в этот день, тем лучше будут отношения у ее дочери с новой семьей. Разгуляй, или Широкий четверг С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все работы по дому прекращались, заниматься хозяйством в ближайшие дни считалось дурной приметой. Поэтому народ оставлял все свои дела и шел на площадь, чтобы как следует повеселиться. На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга: кулачные бои; катания на лошадях и в повозках; соревнования на ловкость и выносливость; хороводы; штурм и захват снежного городка; разведение костров и прыжки через огонь; песни, пляски и, конечно же, поедание блинов. Отсидеться дома в этот день не получалось. Верили, что всех, кто по какой-то причине проигнорирует всеобщее веселье, настигнут горести и неудачи. Ну, и осуждение соседей, конечно же.
Народный календарь. Что нужно и чего нельзя делать в первый день Масленицы, 28 февраля
Праздник старинный — с ним связано много традиций и поверий. Сегодня, 26 февраля, последний день Масленой недели, а по совместительству — Прощеное воскресенье. В этот день не только сжигают масленичную куклу, но и просят друг у друга прощения, чтобы с чистой душой приступить к Великому посту. По поверьям, в Прощеное воскресенье обязательно нужно печь и есть блины.
В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.
Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю. Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа.
Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды. Кульминация Масленицы — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни. Вечером поминали усопших и ходили на кладбище. Традиции 3 Традиции Масленицы направлены на то, чтобы проводить зиму и встретить весну.
Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник.
Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы. Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др.
Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков. Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5]. В Моравском Словацке был обычай жарить особые «колобки для кротов». Их относили в поле в конце масленицы, «чтобы поле не разрывал крот». Некоторые исследователи видят в этом пережиток жертвоприношения умершим [6]. Масленичная неделя Василий Суриков. Взятие снежного городка.
Однако запрещено есть мясо, но в избытке можно употреблять молочные продукты, сыры и рыбу, а также нельзя пить алкоголь. Первый день праздника называется — встреча, в этот день люди готовились ко встрече Масленицы - они долго спали, а после занимались своими делами. Дети мастерили чучело, которое выставляли на улицу на всеобщее обозрение, а в конце недели сжигали. Считалось, что весь год пройдет так, как первый день Масленицы, поэтому все старались съесть как можно больше блинов - чтобы выше был достаток. При этом блины нельзя резать ножом, иначе у всех членов семьи испортится здоровье. Также люди не ссорились с близкими и не обижали животных.
Масленичная неделя — названия по дням недели
Дата Масленицы зависит от даты празднования Пасхи Христовой. В этом году первый день Масленицы приходится на 8 марта Международный женский день. В масленичную неделю согласно поверьям, запрещается злиться и ругаться, употреблять нецензурные слова. Масленичная неделя — 2024 по дням и заговоры на блины. В 2023 году Масленичная неделя начинается с 20 февраля, а закачивается 26 февраля. Празднование Масленицы начинается за неделю до Великого поста и за 56 дней до Пасхи.
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
Начинается Масленичная неделя за семь дней до Великого поста. Пост длится семь недель до Пасхи, поэтому даты Масленицы меняются ежегодно. 3Масленичная неделя. Снег в первый день Масленичной недели — к богатству.
Масленица 2023: что категорически нельзя делать в праздничную неделю, чтобы год был счастливым
Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля.
Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица?
Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай.
С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным.
Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек.
Так что размах празднования был велик. Гулять на славу на Руси в этот праздник продолжали, и сегодня традиция продолжает жить. А еще с XIX века появилась традиция кулачных боев.
Она пошла от языческих верований о связи Масленицы и будущего урожая. По легенде, сила участников противостояний переходила к пшенице.
Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру.
Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась глубоко-покаянная проповедь патриархом. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных. Святая Церковь в Прощеное воскресение вспоминает грехопадение первых людей и потерю рая.
Этим она напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. Иисус Христос пришел к человекам, чтобы спасти род человеческий и даровать ему потерянный рай и жизнь вечную. Но чтобы получить спасение, надо покаяться. Первые слова проповеди Иисуса Христа — это призыв к покаянию. На масленой неделе мы должны подумать, как нам принести искреннее покаяние в течение Великого поста, чтобы души наши воскресли к Пасхе вместе с Воскресшим Христом и чтобы Он сподобил нас радоваться вечной радостью вместе с Ним и со всеми святыми, прославляя Святую Троицу во веки веков. Блины, блинчики, оладьи — простые рецепты, вкусные блюда! Блины обыкновенные Мука 2,5 стакана Яйца 4-5 шт.
Сахар 100 г. Масло 200 г. Молоко 3-4 стакана Для обыкновенных, тонких блинчиков тесто готовят из муки, молока, яиц и соли. Для начала нужно отделить желтки от белков. Затем растереть желтки с сахаром, понемногу вливая в полученную смесь молоко. Следом добавляют соль и растопленное, разогретое сливочное масло. Осторожно всыпают муку и размешивают до получения однородной массы главное, чтобы не было комочков!
В последнюю очередь добавляют пену взбитых белков. Блинчики выпекаются на смазанных маслом раскаленных сковородках. Блины боярские Мука пшеничная — 2 стакана, мука гречневая — 3 стакана, молоко — 4 стакана, сливки густые — 1 стакан, сахар — 1 ст. Поставить в теплое место на 1,5—2 часа. Добавить в опару остальное молоко, желтки, сметану, масло, соль, сахар и пшеничную муку. Размешать и дать тесту подняться. Влить в тесто взбитые сливки, затем взбитые яичные белки, перемешать и дать постоять 15—20 минут.
Выпекать блины на раскаленной с маслом сковороде с обеих сторон. Подавать со сметаной, маслом или рыбной икрой. Ореховые блины Творог 250 г, молоко 220 мл, лимон 1 шт. Лимон вымыть, натереть цедру и добавить ее к творогу. Отжать сок из лимона и перемешать с массой. Посыпать сахарной пудрой. Разморозить малину.
Белки взбить. Замесить тесто из крахмала, муки, орехов, желтков, соли и 200 мл молока. Осторожно, снизу вверх, перемешать со взбитыми белками. Испечь из теста в масле маленькие блинчики. Половину блинов намазать творогом, сверху выложить малину и накрыть оставшимися блинами. Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex. Zen Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.
Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Пятница — тещины вечерки. Будут 24 февраля. Теща идет в гости к зятю и зятек должен напечь для нее блинов. Суббота — золовкины посиделки. В этом году будут 25 февраля. Невестки приглашают в гости родственников мужа и обязательно золовок сестер мужа. Золовке положено подарить небольшой подарок. Воскресенье — проводы Масленицы и проводы зимы. В этом году будут 26 февраля. Главный день народных гуляний с конкурсами и песнями завершается сжиганием чучела. В православии последний день Масленицы совпадает с Прощеным воскресеньем. В этот день принято прощать и просить прощение, чтобы начинать пост с чистой совестью и душой.
Про успех и неудачи Блины — главные угощения масленичного стола. И, конечно, именно с них начинаются праздничные приметы. И успехи, и неприятности славяне всегда определяли по получившимся блинчикам. Одну из примет мы уже упоминали: первый блин должен быть отдан малоимущим. Таким образом, они возносят молитвы к предкам, а те, в свою очередь, оберегают семью отдавшего от болезней и несчастий в течение будущего года. Но есть и другие распространенные верования: хозяйки должны испечь как можно больше блинов: если их будет мало, семья испытает нужды в финансовом плане; первый румяный и поджаристый блинчик означает, что семья будет здорова физически; ажурный и тонкий первый блин символизирует легкость в жизни, успешное решение проблем, в то время как толстый и некрасивый — всяческие неприятности и сложные задачи. Про погоду Погодные приметы считаются одними из самых верных. Ведь люди веками учились читать знаки природы и правильно интерпретировать их. Не исключением стали и приметы на Масленицу: сырое, мрачное воскресенье в канун понедельника — гарантия большого количества грибов в лесу весной; мороз и вьюга, наступившие прямо перед праздником, означают хорошее теплое лето без изнуряющей жары; дождь, снег, слякоть и другие неприятные погодные явления окупятся весной: она будет теплой и солнечной; обилие сосулек в масленичную неделю — признак того, что год будет успешным для многих начинаний. Про свадьбу Масленица в Древней Руси считалась отличным временем для того, чтобы найти себе суженого. Союзы, заключенные в этот период, были крепкими и незыблемыми, а семьи жили в достатке и счастье. В православных церквях тоже есть такая традиция — искать свою пару на Масленицу. Однако свадьбы принято играть уже после Великого поста. Рассмотрим несколько интересных примет для незамужних: первый красивый блин, получившийся у девушки, означал, что скоро она удачно выйдет замуж; прилипший и подгоревший блинчик — признак того, что в этом году дама останется незамужней; количество дырок в блине — число детей, которое будет в семье; неровные края у продукта символизируют жениха с отрицательными чертами характера, ровные — верного и любящего супруга; имя первого встречного, которому дама отдаст сделанный собственноручно блин, будет и именем ее суженого. Те, кто собирается с размахом встретить праздник, нередко задаются вопросом, в каких числах и что можно делать. Запретов не так уж и много, и соблюсти их окажется несложным делом: нежелательно есть много мяса, а еще лучше убрать его совсем, заменив кашами, икрой, молочными и сырными продуктами, рыбой, сладостями, орехами; нельзя ссориться с близкими, друзьями, затевать скандалы, склоки, ведь масленичная неделя предназначена в первую очередь для примирения и налаживания отношений; не следует встречать гостей в доме, где царит беспорядок, поскольку тот же беспорядок будет сопровождать вас и весь следующий год; в первые три дня торжества Узкая Масленица можно спокойно стирать, убираться в доме, гладить, а вот начиная с четверга всего себя следует отдать увеселениям и празднованиям. И не только потому, что предстоит сделать много закупок и начать готовить праздничные блюда. Это еще и день, когда хозяйки должны освободить квартиру от мусора и ненужного хлама, скопившегося за долгие годы. Чучело, сделанное из старых вещей и сжигаемое в последний день Масленицы, символизирует прощание со старым, пробуждение, стремление к новой жизни. Что означает каждый день Масленицы, смотрите в видео.
Встреча Масленицы: 24 февраля у православных начало Масленичной недели
В последний день Масленицы по приметам можно определить, какая погода будет летом, какого ждать урожая. Для определения даты Масленицы необходимо отнять от дня празднования Пасхи 56 дней. Его начало зависит от даты празднования Пасхи. Дату начала праздника отсчитывают от даты Пасхи, нужно отнять 56 дней. В 2024 году Масленица будет отмечаться с 11 по 17 марта. Дата Масленицы зависит от даты празднования Пасхи Христовой. Дата Масленицы зависит от даты празднования Пасхи Христовой.
Масленица в 2023 году: какого числа, значение каждого дня, приметы
Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней.
В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав.
В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.
Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный.
Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города.
Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу.
Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.
В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы.
Принято ходить по гостям, чтобы попробовать блины. Также в этот день было принято устраивать смотрины невест. Среда — "Лакомки".
Тещи угощают блинами зятьев: чем дружелюбнее теща к зятю, тем более счастливой окажется супружеская жизнь молодых. Устраивались кулачные бои. Каждый день Масленицы имел особое название и значение Каждый день Масленицы имел особое название и значение Четверг — "Разгуляй". Начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, песнями и хороводами.
Пятница — "Тещины вечерки". На тот раз зятья должны пригласить тещ в дом и потчуют блинами. Чем щедрее зять, тем удачнее сложится жизнь молодой семьи. Суббота — "Золовкины посиделки".
Невестки зовут в гости сестер мужа, угощают их блинами, дарят подарки. Люди оценивали, как молодая хозяйка обращается с родственниками. Воскресенье — последний день Масленицы, ее проводы. В этот день прощались с зимой и сжигали чучело Масленицы.
Он символизирует проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым. К Христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Оно было большим — поэтому на его подготовку уходило несколько дней. Затем его устанавливали на центральной улице деревни, а в последний день масленицы сжигали. Сжигание чучела — это прощание с зимой и со всеми проблемами, болезнями и неудачами, которые случились в прошлом году. Вместе с чучелом в костер можно «бросить» неприятные воспоминания, которые накопились на душе и мешают появлению в жизни нового и светлого. Считалось, что вместе с огнем уходят страдания, ссоры, недопонимания. Именно поэтому ритуал имеет сакральное значение для каждого человека — пламя растопит землю после зимних холодов и согреет сердце каждого человека перед Великими постом. Приметы на Масленицу о замужестве: встретить на праздник выпившего мужчину — скоро появится и жених; первый блин ровный и румяный — девушка в ближайшее время выйдет замуж; блин прилип к сковороде и вышел «комом» — замужества не видать; сколько в блине дырочек — столько будет детей. Если девушка вынесет на улицу первый испеченный блин, отдаст его прохожему мужчине и спросит его имя — так же будут звать ее будущего мужа.
А богатство семьи зависит от количества блинов — чем больше блинов напечет хозяйка, тем больше достатка будет в доме в этом году. Чтобы привлечь удачу а «встречу» нельзя грустить и печалиться, а наоборот — весь день должен сопровождаться весельем, отличным настроением, счастьем. На «встречу» активно готовятся к предстоящей широкой Масленице — пекут блины, делают чучело из соломы. Чучело в понедельник устанавливали на площади и начинались масленичные гуляния, катания на санках, днем веселилась детвора, а вечером и взрослые присоединялись. Катания на санях — не просто забава, это древний обряд. Встречать праздник в понедельник было принято поздним утром, рано вставать в этот день не спешили, наоборот, считалось, чем дольше поспать в этот день и позже встать, тем удачнее пройдет весь год. Обижать ближних и не прощать обиды. Блины на Масленицу нельзя резать ножом.
Масленица - что это за праздник: дата, традиции и обычаи, дни масленичной недели
А Пасха, как известно, каждый год бывает в разные дни. Вот почему масленица разное время теперь. Масленица сохраняет популярность Несмотря на все исторические коллизии, Масленица и сегодня остается одним из самых любимых народных торжеств. Почему так происходит? Во-первых, этот праздник символизирует долгожданный приход весны, пробуждение природы после зимнего сна. А во-вторых, он дарит людям радость общения, веселья, сытных угощений после нелегкой зимы. Масленица в современном мире В советские времена празднование Масленицы не приветствовалось, так как считалось проявлением религиозности. Однако позже к ней вернули былую популярность.
В среду вовсю пекли блины и пироги, приглашали на угощение друзей, близких и знакомых.
Оттого среду называли «Лакомка». Зять навещал тёщу, которая готовила и угощала его блинами. Эта традиция актуальна и сохранилась и в наше время. Тёще полагалось готовиться к приходу зятя и гостей и потчевать их блинами и вкусными блюдами, да так, чтобы никто не остался в обиде — важно было показать доброжелательное расположение. Масленицу называли широкой: люди повсеместно присоединялись к праздничным гуляниям, играм и водили хороводы вокруг чучела Масленицы, разводили костры и прыгали через огонь. Дети ходили по дворам и колядовали, читали разные стихи хозяевам, а взамен просили сладости и угощения. Люди собирались на площади, устраивали соревнования и кулачные бои, забеги, штурм и взятие снежного городка. Пятница называлась «Тёщины вечёрки».
Зятья приглашали тёщ к себе в гости и потчевали их различными блюдами, сладостями и обязательно блинами, выказывали уважение. Ответственность за приготовление всех кушаний непременно возлагалась на супругу зятя. В субботу продолжалось общение между родственниками, невестка накрывала стол и приглашала в гости сестру или сестёр мужа — золовок, отсюда и название «Золовкины посиделки». В качестве угощения к чаю обязательно подавались блины. В благодарность сёстры мужа дарили невестке различные украшения и одежду. В субботу на масленичной неделе Русская православная церковь празднует единственный день памяти по всем святым преподобным отцам и жёнам. Завершалась суббота ритуальным расставанием с зимой: разводили большой костёр, вокруг которого устраивали хороводы и веселились, пили чай из самовара с блинчиками, пирогами и другими лакомствами, а также прыгали через огонь. В конце дня провожали зиму: сжигали на костре чучело Масленицы.
Пепел, оставшийся после костра, разбрасывали по полям для обеспечения плодородия почвы и богатого урожая. Седьмой день масленичной недели носил название «Прощёное воскресение», или «Проводы». Люди старались проявлять самые добрые чувства и просили прощения за причинённые неудобства и неприятности, сами прощали все обиды и невзгоды.
Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы.
Понедельник, 20 февраля, «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений к празднику и выпекали первый блин, который было принято отдавать неимущим. В первый день люди готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Вторник, 21 февраля, «Заигрыш». В этот день было принято устраивать народные гулянья — кататься на санях, ледяных горках, каруселях. Среда, 22 февраля, «Лакомка». Третий день ознаменовывался приходом гостей на блины, а тещи угощали блинами своих зятьев. Примета: чем дружелюбнее теща к зятю, чем больше блинов он съест у нее в доме, тем счастливее будет супружеская жизнь молодых. Также в среду проводились кулачные бои. Готовить просто: нежный блинный торт к Масленице Четверг, 23 февраля, «Разгуляй». С четвертого дня начинается широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями. Пятница, 24 февраля, «Тещины вечерки». В этот день по традиции зятья должны пригласить своих тещ в дом и угощать блинами.