Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Картины художника Перова необыкновенно реалистичны и изобилуют деталями. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны.
Перов картины
В русской живописи Василий Перов один из первых художников, кто раскрывает запретную среди многочисленных своих коллег тему правды того времени, заглядывая во все потаенные уголки самобытного образа жизни угнетенного народа. Василий Григорьевич Перов краткая биография. Василий Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году , в семье барона Георгия Криденера. Будучи незаконно рожденным сыном Криденера, в то же время Перов носил фамилию Васильев, унаследованную им от имени крестного отца. И самое удивительное, фамилия Перов, поначалу это было даже прозвище, нареченное ему его учителем по грамматике, за успешное владение пером для написания писем.
Впоследствии прозвище Перов закрепилось за ним, как его, уже знакомая нам фамилия художника. В дальнейшем Перов поступает на учебу в уездную школу в городе Арзамасе, где получил первые навыки по рисованию и живописи а в 1853 году Перов приезжает в Москву и здесь поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Уже к 1856 году он заслуживает малую серебряную медаль, за небольшой этюд головы мальчика. В 1858 году молодого художника награждают уже большой серебряной медалью за работу Приезд станового на следствие.
Все эти этапы учебы Перов много работает достигая очередной награды в 1860 году малой золотой медали за произведения Сцена на могиле и Первый чин - Сын дьяка, произведенный в коллежские регистраторы.
Картины «Тройка», «Приезд гувернантки» так же широко известны публике. За них художнику было присуждено звание академика. Его картины «Рыболов» и «Охотники на привале» были представлены на Всемирной выставке в Вене. Василий Перов был и прекрасным портретистом. Ему необходимо было передать не только характерные черты лица, но и духовную суть человека.
Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал художник. О них писали: «Портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Ученик Перова, Михаил Нестеров, оставил о нем живые воспоминания. Тиф и воспаление лёгких подорвали здоровье художника. Он умер, прожив всего 48 лет. Василия Перова называли «подлинным певцом скорби».
Приезд станового на следствие На могиле, 1859, ГТГ Проповедь в селе, 1861, ГТГ По происхождению художник являлся незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи 1846-1849 и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1853-1861 , в частности у Сергея Константиновича Зарянко. Жил и работал художник в Москве, а в 1862-1864 годах в Париже как пенсионер Академии художеств. Василий Григорьевич Перов испытал особое влияние творчества Павла Андреевича Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.
Картина Перова ботаник. Перов Трапеза. Василий Перов охотники на привале оригинал. Василий Григорьевич Перов охотники на привале оригинал. Охотники на привале картина Перова.
В Перов охотники на привале 1871. Продавец песенников в Париже. Василий Перов тройка картина. Владимир Васильевич Перов. Владимир Васильевич Перов художник. Перов Владимир Васильевич 1868—1898 -. Василий Перов 1865. Василий Григорьевич Перов очередные у бассейна. Владимир Егорович Маковский охотники на привале.
Василий Перов чаепитие в Мытищах. Чаепитие в Мытищах. Василий Перов «чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862 год. Перов тройка картина. Тройка ученики мастеровые везут воду 1866. Пазл картина тройка Перова. Василий Перов. Ученики-мастеровые везут воду. Василий Перов тройка.
Савояр Перов. Передвижники картины. Художники передвижники Ярошенко старик. Мясоедов Маковский. Василий Перов «чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Перов «чаепитие в Мытищах» 1862. Василий Григорьевич Перов картина "чаепитие в Мытищах". Василий Перов чаепитие в Мытищах близ Москвы 1862. Чаепитие в Мытищах картина Перова и Кустодиева.
Василий Перов Парижские тряпичники. Василий Григорьевич Перов картины с названиями. Перов накануне девичника. Василий Перов «накануне девичника. Проводы невесты из бани». Василий Перов Монастырская Трапеза. Василий Перов картины шарманщик. Перов тройка. Перов критический реализм картины.
Критический реализм в живописи 19 века в России. Василий Григорьевич Перов прием странника.
Василий Григорьевич Перов: биография, творчество, лучшие картины русского художника
Как видно из его рассказа «Наши учителя», юноша, будучи в это время уже старшим воспитанником,весьма критически относился к преподаванию Зарянко. Уже во время учебы Перов получил малую серебряную медаль за скромный эскиз. Эту, первую из своих наград , художник всегда вспоминал с особой теплотой. В декабре 1856 года Василий Григорьевич был удостоен второй серебряной медали за работу «Голова мальчика». За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: В 1857 году художник написал картины «Бабушка и внучек» и «Приезд станового на следствие». Последней ученической работой Перова стала картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику Малую золотую медаль. Для конкурса на Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Европу, Василий Перов представил Совету Академии эскиз сюжета «Сельский крестный ход на Пасхе». Совет эскиз отверг по причине, как было указано в сопроводительной записке, «непристойность изображения особ духовного сословия». Тогда Перов представил эскиз другого сюжета — «Проповедь в селе». В пояснительной записке к эскизу художник написал, что священника изобразит не в ризе, а в рясе. Совет, эскиз утвердил и осенью 1861 года картина была закончена.
Василию Перову была присуждена Большую золотую медаль, а вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера. Совет Императорской Академии художеств так и не понял, что Перов в картине мастерски показал ироничность восприятия проповеди различными слоями народа. В этом же году Перов представил на суд зрителей ещё одну свою работу «Сельский крестный ход на Пасхе» Эта картина была антицерковной и антикрепостнической по своему содержанию и положила начало новому направлению критического реализма. Будучи выставленной в помещении Общества поощрения художников в Петербурге, она имела большой общественный резонанс. Власти сняли картину с постоянной экспозиции и запретили её воспроизведение в печати. Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике. Ранние картины Василия Перова вообще очень часто проникнуты сатирическим, своего рода «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство «Проповедь в селе» 1861 года и более поздняя «Чаепитие в Мытищах». Художник сознательно особенно тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохранилась у Перова и в более поздних его работах, однако с годами постепенно ослабевала сменяясь драматической экспрессией либо просто добродушным юмором. В 1862 году Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах», в которой продолжил тему обличения духовенства.
Работы представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике. В 1862 году Василий Перов отправился за границу, воспользовавшись своим правом на пенсионерскую поездку.
Сельский крестный ход на Пасхе Чаепитие в Мытищах, 1862, ГТГ Дилетант, 1862, ГТГ Парижская шарманщица, 1864, ГТГ Продавец, 1864, ГТГ Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862 ; художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, все четыре вышеперечисленные картины — Третьяковская галерея, Москва. Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» 1865 и «Тройка.
Крамского, Г. Мясоедова, В Пукирева, В. Фильм из цикла "Передвижники" студия "Неофит".
В любом обществе рано или поздно наступает момент, когда нужно что-то менять. И инициатором этих перемен становятся личности, которые побуждают общество к прозрению.
Жизненная правда Василия Перова
О тяжелой женской доле рассказал Перов в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ). «Стол» вспоминает «пасхальные» картины Василия Перова все новостные обзоры на сегодня на на «Стол» вспоминает «пасхальные» картины Василия Перова все новостные обзоры на сегодня на на Картина Василия Перова ушла с молотка более чем за $1 млн. В минувшую субботу в центре литературы по искусству состоялся арт-час «О чём говорят картины Василия Перова». Перов картины в Третьяковской галерее. Василий Перов 10 известные картины.
5 картин передвижников, которые должен знать каждый
Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке. в рубрике телеканала «МИР 24» «Главный экспонат» рассказала главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX -начала XX вв. «Стол» вспоминает «пасхальные» картины Василия Перова все новостные обзоры на сегодня на на Поскольку Перов относится к числу известных художников, к продаже его картины стоит как следует подготовиться. РИА Новости, 1920, 02.01.2024.
5 картин передвижников, которые должен знать каждый
Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье». Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше.
Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать. В положении ее тела чувствовалось изящество.
Сложена она была хорошо. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом.
Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.
Ге, И. Крамского, Г. Мясоедова, В Пукирева, В.
Ответ на этот вопрос художник оставил на усмотрение публики. Другое его название - "Ученики мастеровые везут воду". Художник написал его в 1866 году. Форматно, это крупнейшая из работ художника - размер полотна составляет 123,5 на 167,5 см.
В этой картине художник намеренно использовал мрачные, лишенные яркости, унылые цвета. Трое детей в обносках - два мальчика и девочка, надрываясь, тянут бочку с ледяной водой. Дети измучены и истощены непосильным трудом. В лицо им бьет холодный зимний ветер. Сзади бочку поддерживает и толкает взрослый, лица которого нам не видно, сбоку от детей бежит пес. Вот что написал об этом произведении критик и историк искусств В. Стасов: Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"!
Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах... Эта картина сделала Перова "художником великой скорби народной" и принесла заслуженное звание академика. Полотно сравнивали с "Записками охотника" И. Тургенева, при этом обвиняя художника в излишней театрализации сцены. Салтыков-Щедрин, например, говорил о неестественности и наигранности поз персонажей.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Удивительные фотографии знаменитых картины русского живописца. В любом обществе рано или поздно наступает момент, когда нужно что-то менять.
Выставка-вернисаж к 185-летию русского художника Василия Перова
Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Осенний лес на картине был написан Перовым вместе с другим известным «передвижником» – Алексеем Саврасовым. Интерфакс: Государственная Третьяковская галерея провела реставрацию картины "Охотники на привале" Василия Перова, полотно будет представлено на выставке в самарском филиале галереи. один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Самые известные картины Василия Григорьевича Перова, народного художника. Поскольку Перов относится к числу известных художников, к продаже его картины стоит как следует подготовиться.
5 картин передвижников, которые должен знать каждый
А рядом стоит слепой калека-солдат с мальчиком-проводником, который просит милостыни. Но давайте задумаемся, каким образом слепой нищий попал в церковный сад, где монахи устраивают себе чаепитие? Ведь обычно такой сад огорожен крепкой изгородью и надёжно заперт. Может быть, нищего специально пропустили к столу? Точно так же и картина «Сельский крестный ход на Пасху» изображает вовсе не то, чем так восторгались нигилисты и либералы. Впрочем, как свидетельствовал художник Василий Худяков, сам Перов назвал свою картину «Поп» — это было общепринятое в то время сокращение слов «пастырь овец православных». Но владелец картины Павел Третьяков был противником столь широких обобщений и изменил название картины на «Сельский крестный ход на Пасху». Чаепитие в Мытищах Видимо, сам Третьяков неважно разбирался в тонкостях церковных обрядов, иначе он бы увидел, что на картине изображён вовсе не крестный ход, то есть не часть пасхального богослужения, когда духовенство, клир и прихожане торжественно шествуют вокруг храма, как бы вспоминая величественные процессии первых веков христианства. В древней Византии именно на Пасху — раз в год — совершалось крещение нововоцерковлённых христиан, и из храмов-баптистериев с крестильными купелями процессия неофитов шла в храм на первую литургию — в память об этом и была установлена традиция пасхального крестного хода. Нет, изображённые на картине Перова «богоносы» так называли в деревне крестьян, соглашавшихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю выходят вовсе не из храма, но из обычной деревенской избы.
Или, скорее всего, из кабака — при этом сам храм нарисован слева вдали. Время действия — вечер. То есть это не пасхальная полночь, когда, собственно, в православных храмах и совершался крестный ход. И это не утро одного из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется. Наконец, обратите внимание на облачение священника: его мантия и епитрахиль голубого цвета, тогда как на крестный ход священник надевает облачение белого или красного цвета — в зависимости от времени суток. Голубой цвет облачения означает, что священник совершает «требы» — вернее, обряд «славления», которого уже не существует в современной церковной практике. Конечно, в прежние времена все добропорядочные христиане отчисляли церкви десятину, то есть десятую долю своих доходов. Например, самый первый православный храм, построенный равноапостольным князем Владимиром Красное Солнышко, назывался Десятинной церковью, потому что церковь была построена за счёт церковной десятины князя. Но уже в Средневековье традиция платить десятину ушла в прошлое.
Немалую роль в этом сыграли и церковный раскол XVII века, и форсированная европеизация страны при Петре Великом, и государственная политика секуляризации церковных владений, когда царская власть, отбирая у церкви имущество и ценности, пожертвованные прихожанами, назначала церкви содержание за счет государственного бюджета. В годы правления Николая I правительство окончательно оформило Русскую церковь как «министерство духовности», а священнослужители стали государственными служащими на окладе. Жалованье, правда, было ничтожным, и неслучайно митрополит Киевский и Галицкий Арсений в том же 1862 году писал: «Мы живём в век жестокого гонения на веру и Церковь под видом коварного о них попечения». Например, в начале ХХ века жалованье протоиерея составляло 200—300 рублей в год, диакона — 100—150 рублей, тогда как учитель начальной школы получал уже 400—500 рублей в год учитель гимназии — существенно больше. Но и эти небольшие суммы были положены только небольшой части духовенства, служившей в городах. Сельские приходские священники должны были кормиться «с земли», то есть довольствовались теми средствами, которые им удавалось собрать у прихожан за совершение трёх основных «треб»: обрядов крещения, отпевания и венчания церковь вела метрические книги, и от процедур, связанных с метрической записью, крестьянам было не отвертеться. Понятно, что самым дорогим обрядом была свадьба: за неё священник мог получить от 3 до 10 рублей в зависимости от благосостояния брачующихся. А вот крещение и отпевание они проводили практически бесплатно — у многих крестьян и самих-то не было денег. Поэтому, чтобы обеспечить семьи, священники и диаконы вынуждены были вести собственное хозяйство, а по большим праздникам — на Рождество или Пасху — они шли по окрестным деревням на «славления» — проще говоря, выпрашивали деньги за освящение домов.
На «славлении» процессия с «богоносами» заходила в каждую избу, читались благопожелательные молитвы и псалмы, за что крестьяне платили гостям: кто-то давал копеечку, но чаще всего подавали продуктами и наливали по рюмке-другой деревенского хлебного самогона, приговаривая: — Батюшка, выпей, так тебе четвертак, а не выпьешь, так пятак! И выпивали. Так что к концу мероприятия нередко все участники мероприятия были пьяны, как говорится, «до положения риз». Причём, как писали дочери священника Сергия Самуилова в своей книге воспоминаний «Отцовский крест», многие священники были очень недовольны и своим вынужденным попрошайничеством, и пьянством. Но в ожидании того момента, когда государство наконец вспомнит о бедных приходских священниках, у них просто не было иного выхода, кроме как ходить на «славления». И Перов обличал вовсе не распущенность батюшек, но само государство, которое сначала беззастенчиво ограбило церковь, а потом загнало священнослужителей в униженное и бесправное положение. Но беда в том, что — как тогда, так и сейчас! Достаточно вспомнить, как описывает Чехов в своем рассказе «Кошмар» впечатление молодого избалованного жизнью чиновника Кунина из Петербурга от встречи с бедным деревенским священником, одежда которого была грязна и заношена: «Какой странный, дикий человек! Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница… Боже мой, и это священник, духовный отец!
Это учитель народа! Воображаю, сколько иронии должно быть в голосе дьякона, возглашающего ему перед каждой обедней: «Благослови, владыко! Владыко, не имеющий ни капли достоинства, невоспитанный, прячущий сухари в карманы, как школьник… Фи! Господи, в каком месте были глаза у архиерея, когда он посвящал этого человека?
Свои работы они противопоставляли произведениям "академистов" с их полотнами на библейские и мифологические сюжеты и портретам в парадном стиле. Популярностью пользовались так называемые салонные пейзажи. К российским художникам-академикам относят, например, Александра Иванова и Карла Брюллова. Передвижники же черпали вдохновение в истории народа и его культуре. Первая выставка картин художников, входящих в это объединение, была проведена в 1871 году в здании, где располагалась Петербургская академия художеств.
Позже эти работы переместились в Москву, Киев, Харьков. Своеобразными "хитами" собрания картин тогда стали полотна "Грачи прилетели" А. Демонстрации работ передвижников проходили в различных городах российской империи. Среди целей подобных мероприятий были, в частности, знакомство жителей русских провинций с произведениями русских художников и развитие любви к искусству среди современников из разных слоев общества. Попутно художники продавали свои полотна, поскольку существовало объединение за свой счет. Их приобретали как в музеи, так и для частных коллекций. Нередко передвижники писали портреты на заказ. Крестный ход, состоящий из основательно подгулявших прихожан, вываливается из избы на раскисшую слякотную улицу. Какой-то мужичок держит икону перевернутой, а дьячок от количества выпитого валяется на крыльце почти без чувств.
Да и вид остальных участников хода весьма удручающий. Надо сказать, что действие происходит во время Светлой седмицы, после празднования Пасхи - в это время священник обычно приходил навестить прихожан. И по случаю праздника в каждом доме ему, конечно, был уготован почет и угощение. Эскиз картины Перова Василия Григорьевича "Сельский Крестный ход на Пасхе" был отвергнут, а полотно, к работе над которым впоследствии снова вернулся неугомонный Перов, запрещено.
Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать. А больше ничего не известно. Несмотря на то, что вскоре после рождения Василия барон Криденер и Акулина Иванова обвенчались, ни фамилию свою, ни титул отец своему первенцу не смог передать. Василий был приписан к арзамасским мещанам с фамилией Перов. Детство С самого рождения Василия семья Криденера постоянно куда-то переезжала. Поначалу это было связано со службой отца, затем, после скандала в Архангельске барон Криденер был человеком образованным и воспитанным, но вот на язык весьма несдержанным из-за сатирических стихов, описывающих всех фигурантов губернской администрации, службу пришлось оставить. Теперь скитания семьи были связаны с поисками новой службы. Петербург , Ливонские губернии, Самара, Арзамас - везде жить приходилось у многочисленных родственников, что не делало атмосферу в семье полностью счастливой. Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе. Через три месяца учение закончилось однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: "Нет! После того, как место управляющего барон потерял ну не мог сдержаться Криденер от колкостей , семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина.
Автор В. После смерти первого мужа женщина встретила Криденера и стала его гражданской женой. Когда родился Василий, брак родителей все еще оставался неузаконенным, поэтому мальчику дали фамилию его крестного, дьяка Васильева. Таким образом, согла сно церковной записи, настоящая фамилия художника Перова — Васильев. Перов — это псевдоним, который мальчик получил за отличное владение пером на уроках чистописания, которому обучал его местный дьячок. Несмотря на то, что вскоре после рождения ребенка родители обвенчались, их сын Василий так и не получил ни отцовскую фамилию, ни знатный дворянский титул. Мальчик был причислен к сословию мещан под фамилией Перов. Родители Перова постоянно меняли место жительства. Причинами этого были новые назначения отца, а также его язвительный характер. Несмотря на образованность и хорошие манеры, барон часто в сатирической манере высмеивал губернских служащих, невзирая на их чины и положение. После этого ему, как правило, приходилось оставлять свою должность и искать новое место службы. За время скитаний семье довелось пожить в Петербурге, Самаре, Арзамасе и других городах. Из-за отсутствия собственного жилья квартировать приходилось у родственников, что не совсем положительно отражалось на общей атмосфере семьи. Образование В начале сороковых годов отец Перова получил назначение на должность управляющего крупным имением Саблуково, которое располагалось в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. В 1843 году десятилетнего Василия отдали в арзамасское уездное училище, где он проучился до 1846 года. Все это время мальчик самостоятельно занимался рисованием, поэтому вопрос о его дальнейшем обучении решился сам собой — сразу после окончания училища он поступил в школу живописи Александра Ступина. За время учебы Василий проявил себя как способный ученик и раньше других начал использовать в своих работах масляные краски. К концу сороковых годов им было написано уже несколько картин, среди которых «Нищий, просящий милостыню» и «Деревенская тройка». Его однокурсниками были будущие знаменитости, среди которых Иван Шишкин, ставший его близким другом. В начале учебы Василий испытывал немалые трудности: ему не хватало денег на жизнь, также были проблемы с жильем. Он уже подумывал уйти из училища, но на выручку ему пришел преподаватель Егор Васильев, который не только поддержал начинающего художника, но и поселил его в своей квартире. Первый успех пришел к Перову в 1856 году. За мастерски выполненный этюд головы мальчика он был награжден малой серебряной медалью на конкурсе, проводимом Академией художеств. Через год ему вручили уже большую серебряную медаль за работу «Приезд станового на следствие». Очередную малую медаль, но уже золотую, Перов получил за картину «Первый чин». Многочисленные критики, сошлись во мнении, что в полотнах Перова прослеживаются традиции живописца Павла Федотова, приверженца критического реализма в художественном искусстве. Творчество Проповедь в селе. В этом же году он был награжден золотой медалью первого класса за свою работу «Проповедь в селе». На картине изображены священник и невежественная толпа, каждый ее представитель занят своими мыслями, лишь дети внимательно смотрят на священника, словно понимают важность его речи. Остальным фигурантам не интересна проповедь. Кто-то из них откровенно спит, кто-то флиртует, на лицах некоторых крестьян отражены их каждодневные заботы. В этом же году появилось еще одно полотно Перова с подобным сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». На картине изображена русская деревня шестидесятых годов, нищие крестьяне и порочные священники.
Глашатай истин вековых
А вот сейчас давайте попробуем взглянуть иначе на композицию, на планы. Он явно неуместен в общей, храмовой обстановке. Он со всех сторон окружен чуждыми ему элементами. Они сами по себе. Да, они находятся в церкви.
Но они — не церковь. А что же тогда, кто же тогда церковь? Приглядимся к тому, что происходит за задним столом. Вот здесь и находится истинное монашество.
Здесь — простота, чтение Евангелия, общение с народом видите людей, слушающих чтение? И здесь, вдруг, невидимо ни для кого, кроме читающего — некая птичка, словно осеняющая этот стол своим полетом. Да, это не величественный белый голубь, это не глас с небес, слышимый для всех. Это — небольшой знак Его присутствия, видимый тем, кто готов видеть.
Читающий Евангелие и стоящий лицом к распятию, лицом к страдающему Христу. Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Церковь — это не только несколько верных. На этом же плане, параллельно заднему столу, мы видим еще два цветовых и световых пятна.
Это распятие и иконостас. И таким образом, задний план простирается шире, чем передний, почти обнимает собою все остальное. Но не слишком ли много мы вчитали в картину? Действительно ли художник все это подразумевал?
Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене это особенно видно на оригинале в Русском музее, и к сожалению, теряется в электронных копиях. Если смотреть на картину, то становится ясно, что четко прописанные слова предназначены для зрителя, ведь остальной фон — роспись той же самой стены с цветами и пейзажами — нарисован расплывчато, приблизительно. Итак, мы подходим к самому главному. Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться.
Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание. Это — четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа. Перов дает нам подборку, которая вряд ли появилась бы именно в этой последовательности, а уж на стене монастырской трапезной — тем более. Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно из-за освещения в музее и бликов , можно только гадать.
Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит. Это слова из истории о воскрешении Лазаря.
В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых. Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения. Но для Христа нет ничего невозможного.
Он — воскресение и жизнь. И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. Остальные два послания — нам с вами. Но, во-первых, это еще не вся церковь, а может, и не церковь вовсе.
Следующим местом пребывания художника становится Париж. Под впечатлением от увиденного В. Перов пишет несколько картин по мотивам увиденного. Местный колорит, сцены уличной жизни Парижа — всё это нашли своё отражение в картинах «Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре, «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и др. В итоге художник понимает, что истинное вдохновение приносит только родные пейзажи, знакомая и в тоже время такая мало познанная русская жизнь, с её мерным укладом и неприхотливым бытом. Поэтому в 1864 году В. Перов возвращается в Москву.
Обосновавшись в Москве, художник продолжает творить в своей излюбленной манере и за время с 1865 по 1871 года пишет картины, которым суждено завоевать публику и вознести своего творца на художественный олимп. Этими картинами стали: «Тройка», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза», «Очередная у фонтана», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Чистый понедельник», «Сцена у железной дороги», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Рыболов», «Охотники на привале».
Кладбищенская тема Картины смерти у Василия Григорьевича предстают в самом неприглядном свете. Здесь нет лишних свидетелей горя.
Каждый персонаж чётко прописан и доносит до зрителя особый смысл. Отсутствие прочих скорбящих показывает людское одиночество в горе и безутешность. Проводы покойника На небольших санях еле умещаются все персонажи картины. Запряженной понурой лошадкой управляет вдова.
Чёрный вдовий платок и ладно скроенная доха выдают женскую фигуру. Гроб из струганной доски перевязан бечевой, из-под крышки выбивается саван. Девочка-подросток накрывает гроб рогожей, словно умерший ещё может ощущать холод. С другой стороны завёрнут в отцов тулуп мальчик.
Из-за малых лет его нельзя оставить дома. Видно, что он промёрз и пригибается за спину матери от холодного ветра. Критики отмечали особую трагичность картины. Даже в сравнении с Некрасовской поэмой «Мороз, Красный Нос» работа Перова выглядит более печальной и безотрадной.
Крестьянская семья осталась наедине со своей бедой. Сцена на могиле Христианский крест с навершием является центральным элементом композиции. Три женщины по-своему переживают общее горе. Пожилая высохшая от работы мать убивается по умершему сыну.
В нём она видела отраду своей жизни и теперь не знает, кто упокоит её на старости лет. Вдова в свои молодые годы уже одела чёрный платок на шею. Своё горе она затаила глубоко в сердце, поскольку сейчас у неё на руках младенец — общий с почившим сын. На заднем фоне сестра с усталостью переживает семейную трагедию.
Сам Перов отмечал непрофессионализм данной картины. По его мнению, она не проработана на должном уровне, слишком стилизована. Дети-сироты на кладбище Сестра и брат стоят у могилы родителей. Из двоих детей только младший может сполна отдаться переживаниям.
В глазах у мальчика стоят слёзы — он наверняка вспоминает своих родителей. Девочка выглядит уставшей. На её хрупкие плечи свалилась тяжесть взрослых забот. Она старается оградить меньшого от трудностей — на это указывает расположение братика на закорках.
Вся картина сквозит отчаянием и обречённостью. Старики-родители на могиле сына Престарелая пара в солнечный день пришла к могиле своего сына. Одёжа у родителей изношенная, на отце висит пальто и штаны. Видимо, из-за переживаний мужчина сильно похудел.
Художник считал, что его коллегам стоит рассказывать о трудностях крестьянской жизни. Чтобы изобразить детский труд, он использовал мрачные цвета. Пустынная улица города на картине дополнительно нагнетает обстановку. Бурлаки на Волге Картина, созданная в 1870—1873 годах, изображает артель бурлаков во время работы. Они тянут на бечеве суда против течения реки. Бурлаков художник увидел на Неве.