Более подробно с порядком участия в дистанционном голосовании можно ознакомиться из материалов подготовленных и размещенных на нашей странице. Дистанционное голосование использовали в качестве эксперимента на выборах депутатов Мосгордумы в трех избирательных округах столицы.
Что представляет собой дистанционное голосование?
- Министерство
- Чистые голоса. Избиратели могут быть спокойны за свой выбор, даже за дистанционный
- О выборной трёхдневке и электронном голосовании. Мнение юриста
- ДЭГ 2024: регистрация на выборы президента России
- Какие документы нужны для голосования
- Домен припаркован в Timeweb
Онлайн-собрания: проводить или погодить? Первые итоги судебной практики
Главное, чтобы можно было подтвердить личность участника. Способы участия могут быть установлены законом, уставом компании или единогласным решением участников. Если заседание проводят онлайн, нужно указать это в протоколе. В этом случае надо указать не место встречи, а способ дистанционного участия.
Если одна часть участников присутствует лично, а другая — онлайн, стоит указывать как место собрания, так и способ дистанционного участия. Также с 1 июля можно совмещать голосование на очном заседании с заочным, то есть одни участники проголосуют в режиме реального времени, а другие пришлют уведомление о своем решении. Проводить такое голосование можно, если это предусмотрено уставом компании или решением ее участников.
Однако комиссия перед этим должна убедиться, что он не голосовал дистанционно. Глава ЦИК Элла Памфилова на заседании, которое прошло в режиме видеоконференции, добавила, что для проведения дистанционного электронного голосования будет использован единый портал 2020og. По её словам, во время такого голосования и при определении его результатов могут присутствовать наблюдатели и представители СМИ. ЦИК 2 июня утвердил порядок общероссийского голосования по закону о поправке к Конституции.
Вместе с тем Памфилова отметила, что в единый день голосования в 2023 г. ДЭГ будет применено в 20 регионах. По ее словам, заявки на применение электронного голосования были поданы в 30 регионах, однако они пройдут отбор по нескольким критериям, в том числе по охвату интернетом и охвату госуслугами. Окончательный перечень регионов, которые применят ДЭГ в единый день голосования в 2023 г.
Также администратор внесла данные за тех, кто не голосовал на собрании. А еще было сформировано три варианта протокола с результатами этого собрания. Что на это возражал ответчик: собрание с использованием системы проводилось впервые, администратору пришлось столкнуться с техническими проблемами, в этой связи допускалась незначительная задержка при внесении бюллетеней голосования в систему; существует не три, а два варианта протокола; протокол, сформированный системой, не отвечал обязательным требованиям, поскольку в нем отсутствовало указание на то, принято ли решение по вопросу повестки дня или нет, а формулировки, предложенные системой, являлись неоднозначными. Поэтому администратор был вынужден сообщить владельцам информационной системы, что подписание отложено до получения юридической консультации и внесения исправлений для приведения протокола в соответствие с требованиями закона в части, не затрагивающей численные итоги голосования; первоначально сформированный протокол хранится в системе вместе с протоколом, который подписан администратором. Итоговый протокол дополнен лишь итоговыми выводами по каждому вопросу повестки дня, то есть указано, принято решение по вопросу или нет. Суд не стал вдаваться в эти детали, а заключил, что на собрании отсутствовал кворум, и именно по этой причине признал принятые решения недействительными. Он вычел голосование: - представителей собственников, чьи полномочия на голосование не подтверждались документально; - тех собственников, голосование которых администратор внесла в систему, но чьи бюллетени не предоставила; - и тех собственников, чьи бюллетени были датированы числом более поздним, чем официально завершилось голосование. На этом примере опять видно, как важно выбирать надежного администратора. Экономическая или финансовая сторона И здесь нужно внимательно изучить договор или оферту. Бывает, что сервис берет плату и за факт проведения собрания, и абонентскую плату в год, и еще деньги за обновление реестра собственников. Кто-то предлагает доступ на квартал или год, а туда уже все включено, и собранийможно проводить сколько угодно. Можно спросить у менеджера про скидки и помощь в проведении традиционного бумажного собрания для выбора информационной системы. Иногда если собственники хотят выбрать какой-то сервис для онлайн-голосований, то этот сервис бесплатно или с большой скидкой выгружает реестр собственников и предоставляет возможность подготовить документы для собрания по выбору этой системы. Это тоже зависит от конкретного сервиса. Хоть в ЖК РФ и предусмотрена возможность использования иных информационных систем, но внятных требований к системам не содержится. Поэтому некоторые думают, что онлайн-голосование — это почти любой опрос с использованием интернета. Так думать не надо. Пример [12] В Чебоксарах собственники на обычном общем собрании приняли решение «Использовать системы или иные информационные системы и мобильные приложения при проведении в дальнейшем общего собрания собственников, а именно использование мобильного приложения Viber — путем создания группы — и присоединения всех собственников дома через контактный телефон в данную группу». По иску управляющей компании это решение было признано недействительным. Мотивировка такая: ЖК РФ допускает при проведении голосования использование иных информационных электронных систем. При этом должны учитываться порядок и сроки, которые кодекс предусматривает для онлайн-голосования. Информационная система — это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку. Мессенджер Viber является лишь электронным средством связи, с помощью которого пользователем информационно-телекоммуникационной сети передается либо получается информация через интернет. Этот вид связи не обеспечивает сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, касающейся процедуры проведения общего собрания МКД. Также он не позволяет достоверно определить, что тот или иной документ исходит именно от того, кто вправе принимать решения. Поэтому мессенджер Viber не может быть отнесен к иным информационным электронным системам в понимании Жилищного кодекса. Примерную повестку можно взять у самого сервиса или согласовать с ним свою. Может, они что-то добавят типа утверждения правил использования системы. Обязательные вопросы: об использовании при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования иной информационной системы. Здесь обычно прописывается название или адрес системы; об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены на использование иной информационной системы при проведении общего собрания собственников в форме заочного голосования администратора ; о порядке приема администратором сообщений о проведении общих собраний собственников, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Это то, как и когда администратору удобно принимать собственников с их бюллетенями и инициатора с его сообщением о собрании. Например, по такому-то адресу, в рабочие дни с 19 до 21 часов, а в выходные — по предварительной договоренности по такому-то телефону; о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием. Надо продумать число дней не меньше 7 и не больше 60. При выборе информационной системы надо учитывать изменения в продолжительности голосования. Потому что раньше был срок от 3 до 5 дней, и увеличенная продолжительность появилась лишь в 2020 году. Что делать тем, кто раньше, до 2020 года, утвердил короткую продолжительность голосования, законодатель не указал. Хотя мог бы просто увеличить максимальную продолжительность, и все было бы нормально. В общем, правовое регулирование онлайн-собраний оставляет желать лучшего. Пример [13] Пример про продолжительность. В Самаре суд признал недействительным решение обычного собрания, на котором собственники проголосовали про возможность онлайн-голосования. Они проводили собрание уже после поправок в Жилищный кодекс РФ. Может, инициаторы не читали про изменения или воспользовались готовыми шаблонами из интернета, но в итоге собрание утвердило продолжительность онлайн-собраний с 3 до 5 дней. Суды признали это решение недействительным, так как оно не соответствует текущим требованиям ЖК РФ. Что еще включить в повестку Можно включить в повестку вопрос об упрощенном порядке уведомления собственников о собрании сообщениями на информационных досках , если раньше такое решение не принималось, а уведомлять через ГИС ЖКХ по каким-то причинам проблематично. Еще — о размещении итогов собрания в общедоступном месте МКД. Если система платная для собственников, то надо заранее продумать и решить вопрос финансирования и оплаты сколько стоит, кто оплачивает, как собирать с собственников. Плату часто собирает управляющая компания, поэтому надо договориться с ней, чтобы не было сюрпризов. Иногда собственники решают, что оплачивает собрание тот, кто его инициирует. В таком случае можно обойтись без управляющей компании. Если система бесплатная, то вопрос, разумеется, не нужен. Собрание членов ТСЖ в иных информационных системах Проведение общего собрания членов ТСЖ ТСН с использованием информационной системы возможно в случае, если такая возможность предусмотрена уставом товарищества ч. То есть до проведения онлайн-собрания нужно внести изменения в устав товарищества не забыть зарегистрировать изменения в налоговой и направить в ГЖИ. Несколько собственников посчитали, что собрание проведено с нарушениями, и обратились в суд. В системе не размещен реестр сведений о голосовании, что лишило возможности принять участие в собрании. Суд отказал в удовлетворении требований. Согласно протоколу, решения по вопросам повестки дня приняты большинством от принявших участие в голосовании. Материалы собрания также переданы в Мосжилинспекцию. Истцы должны были доказать, что при проведении собрания нарушен ЖК РФ, но они не подтвердили доказательствами свои доводы. Также они не доказали, в чем заключаются нарушение их прав. При этом другие собственники решения общего собрания не обжаловали. Пример [15] Неудачное собрание. Суды признали принятые решения недействительными. На собрании не было кворума. Об этом было написано в самом протоколе, который информационная система обозначила как протокол общего собрания собственников. Даже если пересчитать голоса только членов ТСЖ, то собрание и в этом случае было бы неправомочным. Прямое указание в протоколе о неправомочности собрания не помешало ответчикам настаивать на наличии кворума. Также в Уставе ТСЖ не было предусмотрено онлайн-голосование. Еще суд отметил нарушение компетенции. При этом в повестке дня стояли вопросы исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ, а именно избрание правления ТСЖ. Однако собрание собственников не наделено полномочиями по избранию членов правления. Почему здесь администратор не выбрал нужную форму собрания — непонятно. Например, в установлении требований к иным информационным системам, чтобы у судов и ГЖИ не возникало вопросов к таким собраниям. Что могут сделать собственники уже сейчас — это выбрать надежного и честного администратора. Как видно из примеров, администратор способен из несостоявшегося собрания сделать состоявшееся и наоборот. Административная ответственность для администратора есть с 2018 года, но в ГАС «Правосудие» решений о реальном привлечении к ответственности найти не удалось. Ответы на вопросы Вопрос: нужно ли протокол распечатанный передавать в ГЖИ и нужно ли формировать им пакет документов, как при очном голосовании, подшивая все реестры и бумажные решения? Ответ: по общему правилу, не надо. Исключения из общего правила: если собрание проведено в иной системе, которая не предусматривает автоматическое размещение протокола в ГИС ЖКХ, если протокол требуется куда-то еще, кроме ГЖИ для ФКР, для согласования перевода помещения и т. Это прописано в законе, а как быть со сторонними системами?
Выбор на удаленке. Как будет работать дистанционное голосование за поправки к Конституции РФ
В порядок дистанционного электронного голосования. ЦИК утвердил проведение дистанционного электронного голосования в 24 регионах в сентябре. Где будет применяться ДЭГ Дистанционное голосование будет доступно жителям 28 регионов.
ЦИК утвердил порядок дистанционного электронного голосования по Конституции
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | Прием заявлений для участия в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) и голосовании на выборах Президента РФ в марте 2024 года через механизм. |
Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно | Чтобы провести дистанционное заседание участников, акционеров или членов органов юридических лиц, нужно заранее предусмотреть такую возможность в уставе или единогласным решением гражданско-правового сообщества. |
В ЦИК разъяснили порядок электронного голосования
Дистанционное электронное голосование проводят, используя специальное программное обеспечение. Депутаты предлагают изменить эти нормы и установить на федеральном уровне возможность проводить в РФ дистанционное электронное голосование, а также голосование по почте. солидарны с мнением Вишневского о том, что дистанционное голосование добивает легитимность института выборов в стране. В 2024 году впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование.
Выборы президента России впервые пройдут с использованием дистанционного электронного голосования
В этом случае надо указать не место встречи, а способ дистанционного участия. Если одна часть участников присутствует лично, а другая — онлайн, стоит указывать как место собрания, так и способ дистанционного участия. Также с 1 июля можно совмещать голосование на очном заседании с заочным, то есть одни участники проголосуют в режиме реального времени, а другие пришлют уведомление о своем решении. Проводить такое голосование можно, если это предусмотрено уставом компании или решением ее участников. В этом случае участникам, которых нет на очном собрании, нужно разослать документы для голосования. Протокол заседания и результатов голосования может быть бумажным, электронным или видеозаписью. Что это значит для бизнеса.
Это особенно актуально при возникновении таких угрожающих здоровью и жизни ситуаций, как пандемия коронавируса. Если угроза распространения не спадет, дистанционным форматом могут воспользоваться контактирующие с больными коронавирусом пациентами медики, болеющие граждане и члены их семей, те, кто находится на карантине или в обсервации. Благодаря возможности голосовать из дома, в выборах сможет участвовать большее количество избирателей. Например, маломобильные граждане, люди с ограничениями по здоровью и те, кто живет в труднодоступных или удаленных местах. Как будет работать дистанционное голосование Для дистанционного голосования нужно будет оставить заявку на портале госуслуг или МФЦ. В некоторых случаях это придется делать через территориальные и участковые комиссии, уточнила Памфилова. Решение о том, где и в каком виде применять ДЭГ, будут принимать члены комиссии. При проведении выборов на цифровых участках те, кто работает не в своем городе, могут прийти и удаленно проголосовать за кандидатов в родном регионе. Устройства, через которые будет осуществляться волеизъявление граждан, нестационарны и подключены к интернету, чтобы снизить риски кибервмешательства. По большому счету можно организовывать при наличии технической возможности цифровые участки», — отметил Вяткин. Еще один вид удаленного голосования — по почте. Он и до этого предусматривался законодательством , но только для региональных или местных выборов и референдумов. Дистанционное голосование использовали в качестве эксперимента на выборах депутатов Мосгордумы в трех избирательных округах столицы.
Такое решение было принято на заседании Центризбиркома. Но, как вы знаете, у нас недавно совершенно прошла, я бы тогда сказала, супермасштабная тренировка, в процессе мы вообще охватили огромный массив всех регионов нашей России, вообще проверяли запас прочности федеральной системы голосования, многие другие аспекты. Мы решили дать добро», — отметила Элла Памфилова. Сегодня же Центризбирком зарегистрировал группу избирателей, которая была создана для поддержки выдвижения Владимира Путина на выборах президента, и разрешил открыть специальный счет, чтобы начать сбор подписей.
Для москвичей процедура пройдет на портале mos. Основное отличие - использование кода подтверждения из СМС, привязанного к личному кабинету. Голосование онлайн занимает немного времени и позволяет избежать очередей на участках. При соблюдении простых правил электронный способ дает вам полноценную возможность выразить свою гражданскую позицию. Получение результатов онлайн голосования После того, как вы проголосовали онлайн, важно убедиться, что ваш голос учтен. Для этого можно воспользоваться несколькими способами: Проверить статус голосования в личном кабинете на Госуслугах или mos. При успешной отправке бюллетеня появится соответствующее уведомление. Получить подтверждающее СМС или email о том, что ваш выбор принят системой. Дождаться официального оповещения об итогах голосования в вашем регионе. Также результаты электронного голосования можно будет сравнить с итогами офлайн голосования на избирательных участках.
Чистые голоса. Избиратели могут быть спокойны за свой выбор, даже за дистанционный
Комиссия должна будет определить сроки проведения ДЭГ, а также системы, которые будут применяться для этого. Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах будет принимать ЦИК, он же введет требования для электронных систем голосования. Зарегистрироваться для участия в онлайн-голосовании нужно будет через специальный интернет-портал. После осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума повторное голосование не допускается. Избиратель, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке.
Сделать это нужно до 11 марта. Те, кого с 15 по 17 марта не будет в стране, смогут проголосовать в зарубежных посольствах и консульствах России. Для этого также следует подать заявление об участии не по месту жительства через «Госуслуги». Подать его можно и лично, если прийти в территориальную избирательную комиссию или МФЦ до 11 марта.
А зарегистрироваться, придя на избирательный участок, можно до 14 марта. Чтобы проголосовать за границей, подойдут загранпаспорт, паспорт моряка, дипломатический или служебный паспорта. А вот онлайн-голосования за рубежом не будет. Глава ЦИК Элла Памфилова объяснила, что такое решение связано с безопасностью, ведь за границей хакеры могут вмешаться в российские выборы.
По той же причине некоторые посольства и консульства закроются раньше времени в случае опасности для россиян. Москвичам не нужно регистрироваться предварительно, но важно, чтобы у них был подтвержденный аккаунт на портале mos. Если человек не хочет голосовать электронно, то он может пойти на участок. Как только человек сделает выбор в одном из мест, возможность голосовать в другом автоматически закроется.
В остальных 28 регионах нужно регистрироваться заранее.
Особенности первого онлайн-собрания заключаются в администраторе, повестке, уведомлении о собрании, праве собственников на отказ от онлайн-голосования. Инициатором такого первого онлайн-собрания может быть любой собственник или лицо, которое управляет домом.
Инициатор собрания становится его администратором только в отношении этого собрания. Он определяет: - сколько будет длиться голосование от 7 до 60 дней ; - как именно не голосующие через интернет собственники смогут передать ему бумажные решения. Некоторые жилищные инспекции принципиально не подтверждают функцию администратора.
Они считают, что закон не возлагает на них такой обязанности. Другие инспекции функцию администратора подтверждают, но не быстро. Кому-то приходится писать параллельно обращение в ГЖИ, кому-то — жаловаться в прокуратуру.
Некоторые инициаторы запускали свои собрания без подтверждения функции администратора. Там указывается форма проведения собрания, можно выбрать «заочное с использованием системы» и далее выбрать систему — ГИС ЖКХ. После этого появляется возможность указать, что это первое собрание с использованием системы, и тогда в повестку автоматически добавляются нужные вопросы.
Жилищный кодекс РФ умалчивает о том, что будет, если инициатор-администратор не включит эти вопросы в повестку, или включит, но решения по ним не будут приняты. Уведомление о собрании. Не позднее чем за 10 рабочих дней до даты первого онлайн-собрания, инициатор-администратор размещает в информационной системе и направляет через нее собственникам сообщение о проведении собрания и о том, как собственники могут отказаться от такого формата.
Тогда же инициатор-администратор размещает это сообщение о собрании и возможности отказа в общедоступных местах — на досках объявлений, размещенных в подъездах или в пределах земельного участка МКД. Там же он должен разместить правила доступа к информационной системе не зарегистрированных в ней собственников. Другая особенность первого онлайн-собрания — право собственников отказаться от такого формата.
Для этого несогласные должны не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания, передать в свою УК ТСЖ, кооператив письменные отказы от проведения общего собрания. УК должна зарегистрировать эти отказы, а потом — не позднее чем за два рабочих дня до собрания — представить их инициатору-администратору ну или оставить у себя, если УК и есть инициатор. Сведения об отказах и сами письменные отказы должны размещаться в ГИС ЖКХ [4] — тоже лицом, которое управляет домом и тоже не позднее чем за два рабочих дня до собрания.
Если УК недобросовестная и выступает инициатором собрания, то у нее появится закономерное желание скрывать полученные отказы. Дальше УК аннулировала сообщение о собрании, инициированном жителями, и их онлайн-голосование технически прекратилось. Инициатору-собственнику пришлось вручную составлять протокол собрания и прикладывать к нему распечатку из системы.
Еще УК отключила лицевые счета собственников, чтобы те не смогли голосовать онлайн, но внесла в систему сведения о голосовании собственников типа «на бумаге». Десятки собственников путем присоединения к иску обратились в суд. Они указывали, что собрание проведено с нарушениями, они не голосовали, кворума нет.
Суды признали решения собрания недействительными. Они пришли к выводу, что кворума на собрании действительно не было. Из подсчета были вычтены бюллетени: - те, что подписаны не собственниками не уполномоченными на то лицами ; - те, которые были подписаны якобы истцами, хотя собственники пояснили, что бюллетени не подписывали, письменные решения являются подложными.
Поэтому надо хорошо подумать перед тем, как проводить онлайн-собрание, если возможно какое-то противодействие со стороны управляющей организации. Полное бездействие тоже рискованно для собственников — управляющая организация может сама стать инициатором и администратором первого заочного голосования с использованием информационной системы. В таком случае, скорее всего, она вынесет на голосование вопрос о выборе себя в качестве постоянного администратора.
Тут надо будет либо голосовать против, либо следить, чтобы компания не проголосовала за собственника самостоятельно путем заполнения и последующего внесения в систему бумажного бюллетеня. Здесь мы подошли к вопросу о фальсификациях на онлайн-голосовании, которые обычно происходят путем внесения в информационную систему бумажных бюллетеней тех лиц, кто их не заполнял и не сдавал администратору. Приведем еще несколько примеров из Московской области по голосованию через региональную информационную систему.
Инициатором и администратором собрания были муниципальные власти как собственник нескольких квартир. На голосовании решали про заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Истец — другой собственник — настаивал на том, что кворума на собрании не было.
Суд указал, что права истца принятым решением не нарушены, и он сам может инициировать свое собрание по таким же вопросам. Про позицию 15 собственников, которые указали на свое неучастие, суд отметил: «Информация о том, что третьи лица не участвовали в оспариваемом общем собрании и не принимали решения по вопросам повестки дня, учтивая идентичность риторики их обращений, с учётом отсутствия их интереса к непосредственному участию в судебном разбирательстве, вызывает у суда недоверие, очевидно, что данные обращения писались одни человеком, который вероятно имеет доступ к их личным кабинетам». При этом понятно, что по таким делам часто привлекают юриста, который и готовит позиции и документы для истца и тех, кто его поддерживает.
Логично, что они будут однотипными. Но даже если предположить, что заявления собственников были сфальсифицированы, то совершенно «прекрасно» выглядит возможность доступа в личные кабинеты собственников, о которых упомянул суд. По жалобе истца Московский областной суд всё же признал решения недействительными: «Ввиду отсутствия оригиналов оспариваемых решений осуществить проверку подлинности подписей собственников жилых помещений на решениях, о фальсификации подложности которых заявлено третьими лицами, путем назначения судебной экспертизы невозможно, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым исключить указанные решения из числа доказательств, в результате чего общая площадь помещений проголосовавших собственников составит 1 352,10 кв.
На нем собственники сменили управляющую организацию. Один из собственников — истец — настаивал на отсутствии кворума. Он привел двух свидетелей — других собственников, которые якобы голосовали на бумажных бюллетенях.
Они подтвердили суду, что не голосовали на собрании. Однако суд на это написал: поскольку истец ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы на предмет подлинности подписей не заявил, то оснований для исключения бюллетеней из подсчета голосов не имеется. В данном случае свидетельские показания не являются допустимыми доказательствами».
Собрание через другие информационные системы «Иные информационные системы» — это, как правило, сервисы разных коммерческих организаций. Это какие-то частные системы, и иногда даже непонятно кто разработчик — на сайте нет никакой информации, а домен зарегистрирован за частным лицом. Возвращаемся к вопросу о первом онлайн-собрании сразу в иной информационной системе.
В 2020 году в ст. То есть если ранее нужно было сначала провести традиционное бумажное собрание, принять на нем решения о возможности в будущем голосовать через информационные системы, выбрать администратора и решить другие организационные вопросы, то теперь этот шаг убрали. Создатели и маркетологи иных информационных систем разделились на 2 лагеря: одни по-прежнему предлагают помощь в проведении обычного собрания для выбора себя в качестве информационный системы, а вторые говорят, что поправки касаются всех систем, можно онлайн сразу у них.
Еще есть третьи, которые предлагают клиентам решить самостоятельно, стоит ли рисковать или нет. Минстрой РФ в своих письмах [8] не раз обращал внимание на то, что голосование в иных информационных системах возможно лишь после решения об этом на бумажном собрании: Но письма ведомства не носят обязательного характера, а в законе написано не очень однозначно, поэтому сервисы особенно созданные в 2020 году выбирают наиболее выгодную для себя позицию о возможности первого онлайна сразу в своей системе. Получается, что собственники рискуют за свой счет.
Обратите внимание, что иные информационные системы, предлагающие голосовать сразу у них, без предварительного традиционного собрания, обычно никак не обеспечивают право собственников на отказ от такого формата, предусмотренный в ст. Суды поддерживают позицию Минстроя РФ о том, что перед голосованием в иной информационной системе требуется обычное собрание, на котором собственники выберут эту «иную систему», то есть решат о возможности собраний через нее. Пример [9] В Москве суд признал недействительными решения общего собрания, проведенного через ИС «Электронный дом» по инициативе одного из жильцов.
Одной из причин такого решения стало как раз отсутствие предварительного выбора этой системы. Это не про портал госуслуг Москвы, а про коммерческую систему из Новосибирской области. Собственники-истцы указали, что о собрании узнали лишь после размещения его результатов, кворума на собрании нет, а процедура голосования — нарушена.
Суд изучил Регламент доступа и использования системы «Электронный дом». Там одним из обязательных условий предоставления собственнику доступа к системе «Электронный дом» являлось предоставление заявления самого собственника. Однако из материалов следует, что собственники 10 квартир не подавали таких заявлений.
Кто за них голосовал — неизвестно. Еще две квартиры подали заявления уже после проведения собрания, в котором якобы участвовали. Заявления по 118 квартирам не содержали даты, поэтому невозможно установить, могли ли они голосовать на этом собрании.
Собственники 4 квартир смогли предоставить заявления до дня утверждения самого Регламента предоставления доступа и использования системы «Электронный дом». То есть они не могли знать условия предоставления доступа. Таким образом, из решений и заявлений о предоставлении доступа следует, что необходимого кворума для принятия не имелось.
Также суд пришел к выводу, что ответчик нарушил процедуру, предусмотренную ч. Мотивировка подробная и соответствует позиции Минстроя РФ: В соответствии с пунктом 3. Частью 13 статьи 47.
Особенностью, установленной в статье 47. Таким образом, для проведения общего собрания собственников с использованием иных информационных систем необходимо предварительное принятие решений, предусмотренных пунктами 3.
Впрочем, оставить заявку на электронное голосование удалось не всем. Прием заявлений на электронное голосование завершился 13 сентября, и Центризбиркому понадобилась пара дней, чтобы всех посчитать. Отдать голос онлайн захотели 2 млн 800 тысяч россиян — тогда как на прошлом голосовании по поправкам к конституции желающих было чуть больше миллиона.
Получилось, правда, не у всех — москвичка Александра теперь вынуждена идти на участок: «Поскольку в эти выходные я буду не в Москве, я решила попробовать проголосовать дистанционно. В понедельник вечером, около 11 часов, зашла в «Госуслуги» и пыталась оформить себе заявку на электронное голосование, но сделать у меня это не получалось, потому что на одном из этапов, когда я вносила личные данные и проставляла галочки, приложение вылетало, выдавало ошибку и просило попробовать зарегистрироваться еще раз. Попробовала другой способ: я перерегистрировалась, как мне казалось, на офлайн-участок в другом городе — Сочи. Но вот в четверг вечером обнаружила, что в «Госуслугах» у меня по-прежнему указан мой родной избирательный участок, на который я хожу в каждые выборы». По большей части заявки на электронное голосование оставляли через «Госуслуги» — там же проходила верификация, там же надо будет отдать голос.
В день голосования откроется страничка со списком кандидатов. У жителей Москвы был вариант с порталом mos. Но иногда возникали проблемы.
ВС отклонил иск из-за электронного голосования
Убедиться, что на портале Госуслуг есть актуальная учетная запись. Данные должны быть подтверждены. Жителям Москвы необходимо завести полную учетную запись на mos. За 3 дня до голосования через личный кабинет на Госуслугах подать заявление на участие в как проголосовать онлайн. Дождаться подтверждения заявки и проверить статус в личном кабинете. Он должен быть «Учтено». При необходимости установить специальное ПО и оборудование, рекомендованное для электронного голосования в вашем регионе. При соблюдении этих условий вы сможете проголосовать онлайн в день выборов наравне с другими избирателями.
На Госуслугах должна быть подтвержденная учетная запись, а данные в личном кабинете должны совпадать с теми, что содержатся в реестре избирателей. Для жителей Москвы есть особенности подготовки к электронному голосованию.
Осуществление дистанционного электронного голосования 6. Дистанционное электронное голосование проводится с 8. В сроки, указанные в пункте 6. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет vybory.
Идентификация и аутентификация осуществляются посредством ЕСИА. В случае если избиратель не включен в список участников ДЭГ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код должен состоять не менее чем из пяти цифр.
Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20. После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность ознакомиться со сведениями о кандидатах, после чего избиратель вправе осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участника ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной избирательной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7.
Электронные копии списков участников ДЭГ, подписанные электронными подписями председателя и секретаря ТИК ДЭГ, записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей, предоставленных определенными в соответствии с пунктом 5. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому субъекту Российской Федерации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата.
В случае отсутствия заявлений ДЭГ в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования на территории субъекта Российской Федерации данные не отображаются и в сводную таблицу об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования в субъектах Российской Федерации 8. После подписания протокола ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные об итогах дистанционного электронного голосования записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. В ИКСРФ данные об итогах дистанционного электронного голосования распечатываются в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к Порядку с учетом утвержденной формы протокола об итогах голосования и с использованием таблицы соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложение N 6 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу об итогах голосования графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации согласно утвержденным ЦИК России формам протокола и сводной таблицы.
В случае если итоги дистанционного электронного голосования по субъекту Российской Федерации были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу об итогах голосования, не учитываются в протоколе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении сроков их хранения, указанных в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком. Средствами отображения информации ПТК ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ и в Общественной палате Российской Федерации обеспечивается постоянное непрерывное отображение следующей информации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании получивших доступ к электронному бюллетеню , от общего числа участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ.
Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, ее региональные отделения в субъектах Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, зарегистрированный кандидат, доверенные лица зарегистрированного кандидата, общественная палата субъекта Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, могут назначить не более трех наблюдателей на портале наблюдения ПТК ДЭГ. Наблюдателю на портале наблюдения ПТК ДЭГ, имеющему подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, и ИКСРФ, где проводится дистанционное электронное голосование, с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения ПТК ДЭГ дополнительно обеспечивается возможность: получения блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования. Особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы 11. Общие положения 11. Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы.
Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК , который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11. В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69, 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке за пределами территории города Москвы и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2. Условия участия в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11.
Избиратели, указанные в пункте 11. Оператор ГИС ДЭГ не ранее 3 февраля 2024 года направляет в Мосгоризбирком информацию о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, являющихся пользователями Портала Москвы с полной учетной записью в этой системе, с целью подтверждения активного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации и сопоставления с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". Не позднее чем 5 марта 2024 года Мосгоризбиркомом формируются итоговые сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, в том числе с помощью стационарного или переносного терминала электронного голосования, и передаются оператору ГИС ДЭГ для загрузки в базу данных ГИС ДЭГ и информирования избирателей о возможности участия в дистанционном электронном голосовании. Не позднее чем в 18. Сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, уточняются с момента завершения их формирования и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в Мосгоризбирком. Сведения также уточняются на основании информации об участии избирателя в голосовании на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе.
При использовании на избирательных участках списков избирателей в электронном виде избиратель, включенный в выписку из списка избирателей, подавших заявления обращения о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, к которому были направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения для голосования, не может принять участие в дистанционном электронном голосовании до возвращения членов УИК , выезжавших по заявлению устному обращению данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования, в том числе не получил доступ к электронному бюллетеню на переносном терминале электронного голосования.
В законопроекте указаны принципы и порядок проведения дистанционного электронного голосования, уточнена структура избирательных комиссий. Также четко прописаны требования к участию в выборах лиц, выполняющих функции иностранного агента и аффилированных c ними лиц.
В последнем случае применять нужно положения абз. При этом нужно учесть определенные правила и требования, которые законодатель установил в п. Кроме того, нужно учитывать требования специальных законов. Например, в ООО протоколы общих собраний нужно составлять в письменной форме, чтобы подшивать в книгу протоколов абз. Место проведения. Приобретает существенное значение место проведения собрания. В протоколе должны быть указаны дата и время проведения заседания, место проведения заседания и или способ дистанционного участия членов гражданско-правового сообщества в заседании.
Также нужно указать сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол. В случае проведения заседаний при дистанционном участии членов гражданско-правового сообщества вместо места проведения собрания в протоколе должен быть указан способ дистанционного участия. Факт принятия решения и состава участников. Эту информацию нужно подтвердить у нотариуса или в специальном порядке. В противном случае решение будет ничтожным. Однако возможность нотариального удостоверения факта принятия решения собранием участников, которое проводят в очной форме путем дистанционного участия, вызывает сомнения. Текущее регулирование пока не до конца позволяет использовать существующие механизмы для проведения дистанционных заседаний в соответствии с требованиями законодательства.
Даже с учетом недавних изменений, которые прописали в Федеральном законе от 27. Еще в поправках законодатель уточнил положения о том, кто должен подписать протокол.
О выборной трёхдневке и электронном голосовании. Мнение юриста
Дистанционное электронное голосование на выборах-2023 будет задействовано не более чем в 20 регионах, хотя заявки на новый формат подали порядка 30 субъектов РФ, сообщила председатель ЦИК Элла Памфилова. 19 января комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству одобрил законопроект, вводящий единые правила дистанционного электронного голосования для всех российских регионов. Кроме того, дистанционное голосование позволит увеличить скорость и точность обработки документации, подсчета голосов, подведения итогов голосования и публикации результатов выборов.
Чистые голоса. Избиратели могут быть спокойны за свой выбор, даже за дистанционный
На выборах в законодательные органы власти дистанционное электронное голосование впервые было проведено в единый день голосования 8 сентября 2019 года и на выборах депутатов в Московскую городскую Думу VII созыва. Дистанционное электронное голосование — это онлайн-голосование без бумажного бюллетеня. Онлайн можно проголосовать при помощи дистанционного электронного голосования (ДЭГ) из 28 регионов России. Дистанционное голосование на выборах президента России с 15 марта станет доступно жителям 29 регионов, но важно знать, как правильно принять в нем участие. В законопроекте указаны принципы и порядок проведения дистанционного электронного голосования, уточнена структура избирательных комиссий. Поправки ЦИК России к постановлению о порядке дистанционного электронного голосования (ДЭГ) выглядят техническими, но, возможно, обретут сущностное значение.
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году
Подтвердить свою личность, введя код, присланный в СМС на зарегистрированный номер телефона. Ознакомиться с инструкцией по заполнению электронного бюллетеня. Загрузить бюллетень, сделать свой выбор и подтвердить его. Дождаться сообщения о том, что ваш голос принят системой. В случае возникновения ошибок, например при зависании страницы, обновите ее и повторите попытку. Если проблему не удается решить, воспользуйтесь другим способом голосования. Для москвичей процедура пройдет на портале mos.
Основное отличие - использование кода подтверждения из СМС, привязанного к личному кабинету. Голосование онлайн занимает немного времени и позволяет избежать очередей на участках. При соблюдении простых правил электронный способ дает вам полноценную возможность выразить свою гражданскую позицию.
Дистанционное электронное голосование должно проводиться с использованием ГАС "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям, установленным Центральной избирательной комиссией РФ. Смотреть другие новости рубрики » 27 Апреля.
Электронное голосование на всех выборах, проходящих в Воронежской области, начнётся в 8. В течение этого же времени будет проходить и традиционное голосование — на избирательных участках. Как и когда можно выбрать способ голосования? Жители Воронежской области, обладающие активным избирательным правом, смогут выбрать для себя наиболее удобный способ голосования: — на избирательном участке по месту регистрации; — на избирательном участке по месту нахождения с помощью технологии «Мобильный избиратель» : заявления о включении в список избирателей по месту нахождения принимаются в территориальных избирательных комиссиях, МФЦ, через Единый портал государственных услуг РФ ЕПГУ — с 24 июля по 4 сентября, в участковых комиссиях — с 30 августа по 4 сентября; — вне помещения для голосования на дому , подав соответствующее заявление с 31 августа до 14:00 10 сентября; — онлайн с помощью ДЭГ подать заявление можно с 24 июля по 4 сентября. Как проголосовать в системе ДЭГ — пошаговая инструкция Для участия в ДЭГ необходимо, во-первых, обязательно иметь подтвержденную запись на портале. Во-вторых, эта запись должна быть сопоставлена с регистром избирателей ГАС «Выборы». Дальнейший порядок действий: 1 подача заявления на Госуслугах его можно отозвать, если гражданин выбрал другой способ голосования ; 2 на указанный в профиле номер телефона приходит код подтверждения; 3 после сопоставления данных с Регистром избирателей в ЦИК России гражданин вносится в список участников онлайн-голосования и исключается из списка избирателей по месту регистрации на своём избирательном участке; 4 проголосовать онлайн можно будет на портале vybory.
Его можно отозвать, если передумаете. Обратите внимание, что данные в учётной записи должны совпадать с данными регистра избирателей ЦИК России. Какие ещё сервисы доступны избирателям Для тех, кто в день голосования будет далеко от дома, на Госуслугах работает сервис «Мобильный избиратель».