Новости рижский мирный договор 1921

Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР (также от имени БССР, бело-русское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18. Рижский мирный договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше.

Ольшанский П. Н. Рижский договор и развитие советско-польских отношений. 1921–1924. М., 1974.

Советско-польские мирные переговоры начались в Минске 17 августа 1920 года и продолжились в Риге 21 сентября на фоне польского наступления на Волыни и в Белоруссии. В начале октября польская делегация выдвинула свое требование по установлению границы: линия Дисна — Вилейка — западнее Минска — Лунинец — Сарны — Ровно — по реке Збруч; восточнее этой линии должна быть нейтральная полоса шириной 30-40 километров. Советская делегация, после некоторых протестов, приняла эти условия и 12 октября в Риге был подписан прелиминарный договор между РСФСР и Украиной с одной стороны и Польшей — с другой. С 18 октября прекратились боевые действия РККА на польском фронте, с 19 октября прекратили боевые действия и польские войска. По условиям Рижского договора граница Польши проходила значительно восточнее "линии Керзона", захватывая около трех тысяч квадратных километров в Полесье и на берегу Западной Двины с населением почти 14 миллионов человек в большинстве, белорусов и украинцев. За вклад в экономику Российской империи Польша потребовала 300 миллионов рублей золотом и две тысячи паровозов. Советская сторона согласилась на 30 миллионов плюс 300 паровозов европейской колеи, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов. Стороны взаимно гарантировали невмешательство во внутренние дела друг друга и обязались не разрешать пребывания на своей территории организаций и сил, враждебных другой стороне.

Польша должна была предоставить украинцам и белорусам языковые и культурные права. Стороны взаимно отказались от возмещения расходов на ведение только что закончившейся войны. Однако Россия и Украина должны были вернуть Польше все, что было вывезено с ее территории с 1772 года, в том числе, военные трофеи, библиотеки и коллекции произведений искусства, архивы органов власти и общественных организаций, документы и карты, научные лаборатории и приборы и так далее вплоть до колоколов и предметов культа.

С 24 мая по 11 июня 1921 года Ян Домбски исполнял обязанности главы Министерства иностранных дел, затем закончил работу в дипломатии. Леон Василевский 1870-1936 с 17 ноября 1918 г.

Близкий сотрудник Юзефа Пилсудского. В 1920 году возглавил дипломатическую миссию в Эстонии. Леон Василевский был членом мирной делегации в Риге и возглавил польскую комиссию по делимитации восточной границы Польши. Адольф Иоффе - председатель российской делегации и Ян Домбски - председатель польской делегации вскоре после подписания Рижского мирного договора в Доме Черноголовых, Рига, 18 марта 1921 года Польский институт и Музей генерала Сикорского в Лондоне Польская делегация во время мирных переговоров. Казимира Великого в Быдгоще, Архив семьи Познаньских.

Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р.

Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в.

Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз. Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф.

Савейки к устью речки, впадающей в Западную Двину между Коськовцы и Ф. Новое Село, далее по реке Западной Двине до ф. К 14-му дню по ратификации мирного договора обе договаривающиеся стороны обязуются отвести свои войска к государственной границе на свои территории.

Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от каких бы то ни было расчетов, вытекающих из прежней принадлежности Латвии к России, и признают, что государственное имущество разных наименований, находящееся на территории каждой из них, составляет неотъемлемую собственность соответственного государства. Право требования на Российское государственное имущество, которое после 1 августа 1914 года было вывезено с территории Латвии в пределы третьего государства, переходит к Латвийскому государству. Равным образом к Латвийскому государству переходит право требования России на юридических лиц и третьи государства, поскольку эти права касаются Латвийской территории.

Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п.

В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство.

Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей.

Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора.

Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI.

Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики.

Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета.

При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII.

Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора.

Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора. Статья XIX.

Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч. Статья XX. Россия и Украина обязуются признавать, согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. В случаях, предусмотренных в первом абзаце этой статьи, Россия и Украина будут признавать обязательную силу не только за подлинными документами, удостоверяющими имущественные права польских лиц юридических и физических, но и за теми документами, которые будут выдаваться Смешанными Комиссиями, предусмотренными статьями XV и XVIII настоящего договора.

Статья XXI. Статья XXII. Впредь до заключения торгового договора и железнодорожной конвенции обе договаривающиеся стороны обязуются допускать транзит товаров на нижеследующих условиях. Изложенные положения настоящей статьи должны лечь в основу предстоящего торгового договора в части, касающейся транзита.

Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу свободный транзит товаров по всем железнодорожным и водным путям, открытым для транзита. Перевозка транзитных товаров будет производиться с соблюдением правил, установленных в каждом из договаривающихся государств для движения как по железным дорогам, так и по водным путям, принимая во внимание провозоспособность дорог и нужды внутреннего движения. Под свободным товарным транзитом обе договаривающиеся стороны понимают, что товары, перевозимые из России или Украины, а также в Россию или Украину через Польшу, равно как из Польши или в Польшу через Россию или Украину, не будут облагаться никакими транзитными пошлинами, ни иными транзитными сборами, независимо от того, следуют ли эти товары через территорию одной из договаривающихся сторон прямо, или же на пути выгружаются, временно останавливаются на складах и вновь нагружаются для дальнейшего следования, под условием производства этих операций в складах, находящихся под надзором таможенных властей страны, через которую товары следуют транзитом. Польша оставляет за собою свободу нормирования условий транзита для товаров германского и австрийского происхождения, ввозимых из Германии или Австрии через Польшу в Россию или Украину.

Запрещаются к транзиту предметы вооружения, военного снаряжения и боевые припасы. Это ограничение не может быть распространено на предметы, хотя и являющиеся боевыми припасами, но не предназначенные для военных целей. Для провоза таковых товаров требуется заявление соответствующего правительства, что они не будут использованы как военные материалы. Изъятия допускаются также для товаров, по отношению к коим, в интересах народного здравоохранения, борьбы с эпизоотией и с заразой растений, могут применяться исключительные запретительные мероприятия.

Товары третьего государства, перевозимые транзитом через территорию одной из договаривающихся сторон, при ввозе их на территорию другой стороны не будут облагаться ни иными, ни более высокими сборами, чем те, которые надлежало бы взимать с таких же товаров, прибывающих прямо из страны их происхождения. Фрахты, тарифы и иные за провоз транзитных товаров сборы не могут быть выше таковых, установленных за провоз однородных товаров местного значения на том же пути в том же направлении. До тех пор, пока фрахты, тарифы и иные сборы не будут взиматься за провоз местных товаров в России и Украине, — плата за провоз товаров, идущих из Польши и в Польшу транзитом через Россию и Украину, не может быть выше платы, установленной для перевозки транзитных товаров наиболее благоприятствуемой страны. В виду необходимости надлежащего оборудования пограничных станций в пунктах схождения железных дорог обеих договаривающихся сторон, временно назначаются для транзитного движения из России и Украины через Польшу и обратно из Польши через Россию и Украину, передаточные станции на участках Минск — Барановичи и Шепетовка — Ровно, а именно: на территории Белоруссии и Украины для приема товаров, идущих с запада, ст.

Минск до приспособления ст. Негорелое и ст. Шепетовка до приспособления ст. Кривин , а на территории Польши для приема товаров, идущих с востока, ст.

Столбцы и ст. Порядок и условия транзитного движения подлежат установлению в железнодорожной конвенции, имеющей быть заключенной между договаривающимися сторонами после ратификации настоящего договора. Вместе с тем договаривающиеся стороны примут надлежащие меры к скорейшему, по возможности, приспособлению для транзитного движения также и других направлений с тем, что пункты смычки сходящихся дорог будут определены особыми соглашениями. Передаточными пунктами на границах обеих сторон с другими государствами для транзитного движения будут служить все пограничные станции, которые открыты или будут открыты для международных сообщений.

Для перегрузки транзитных товаров, прибывающих водой или следующих на воду, открывается в г.

Рижский мирный договор между Советской Республикой и Польшей, 18 марта 1921 г.

В зале заседания польско-советской мирной конференции в г. Риге. 1921 г. Фотоснимок. Мероприятие проходило в читальном зале библиотеки для учеников 10-го класса Ружанской средней школы, учителей, работников и гостей библиотеки. В ходе лекции были рассмотрены исторические моменты важных событий в жизни нашего государства, таких как Рижский. Текст рижского договора 1921 года, статьи 1-10. В мирном договоре эти требования были учтены, и в октябре 1921 года РСФСР передала первую часть предусмотренного договором золота, а поляки выслали неугодных большевикам лиц. Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. как не странно устраивали в краткосрочной перспективе все заинтересованные стороны.

РИ́ЖСКИЙ МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1921

Потому что хотели скорейшего заключения мира. В том числе и в советской делегации. Иоффе [советский дипломат] предписывалось идти на всяческие уступки, в том числе территориальные. За счет белорусских земель», — объяснила кандидат исторических наук Ольга Боровская. Договор гарантировал белорусам национально-культурные права. Но началось ополячивание. Закрывались белорусские школы. Православных притесняли.

Белорусов не брали на госслужбу.

Версальский мир 1919 г. И его самую главную часть: как и где пройдёт новая польско-российская граница? Польша, конечно, при формировании Версальского мироустройства имела куда как более сильные позиции, чем Советская Россия. Хорошей иллюстрацией реального положения двух держав в новом глобальном раскладе политических сил служит простой факт. Польшу на Парижской мирной конференции представлял один из виднейших польских политиков Роман Дмовский, в то время как представителей России, красной или белой, на переговорах не было вовсе. Одной из констант Версаля было исключение России из числа великих держав и ликвидация правительства большевиков.

Отторжение державами-победителями правительства Ленина было легко объяснимо, весь сами большевики в тот момент надеялись на начало мировой или во всяком случае общеевропейской революции, которая покончит с «империалистами». Совершенно иным было положение Польши, которая не только пользовалась достаточно большими симпатиями, как крупная европейская нация наконец-то обретавшая независимость после столетия небытия, но и рассматривалась западными политиками в качестве важного элемента нового баланса сил. Возрождённая Польша, с серьезным индустриальным потенциалом, внушительным населением и мощной армией, должна была стать гарантом нового мироустройства на Востоке Европы. Варшава была призвана сыграть особую роль в обеспечении контроля над униженной и растоптанной, но сохранявшей огромный потенциал, Германией на западе от своих границ. На Востоке Польша должна была, по мысли творцов Версаля, стать надёжным заслоном от «большевистской заразы», а, возможно, и поучаствовать в свержении советской власти. Шаг вперёд и два назад Поскольку международное положение в начале 1919 г.

Маршал Пилсудский — вот кто несет ответственность за то, что Рижский договор не был выполнен. Польское руководство, конечно, пытается сегодня так или иначе переложить ответственность на Москву — дескать, неважно, была Украина в числе подписантов или нет, ведь она являлась сателлитом Москвы, выполняла просто роль, выражаясь языком Фонвизина, имени прилагательного, потому что прикладывалась к Москве. Это все разговор в пользу бедных.

Если вы я имею в виду нынешних варшавских политиков высказываете претензии по поводу того, что вам кто-то что-то должен, вы их высказываете одновременно и России, и Украине, иначе это все недействительно. Кроме того, в гораздо большей степени следует высказывать претензии к нынешней Украине, ведь Варшава не получила обещанного ей золота только по причине того, что не захотела расставаться с этими нынешними украинскими «героями» я имею в виду прежде всего Семена Петлюру, которому недавно открыли памятник в Виннице. Понятно, что их никто не предъявит. И кстати, именно по этой причине, несмотря на громкие заявления польских депутатов парламента, сразу после того, как стали известны подробности Рижского договора, тема была снята с повестки дня. Однако у меня нет ни малейших сомнений в том, что рано или поздно поляки все-таки попытаются эту историю реанимировать. Но этот эстрадный номер не пройдет, потому что если к международным документам подходить таким образом, то завтра Варшава может потерять очень многие земли, которые были к ней присоединены по итогам Второй мировой войны. Кто-нибудь из немецких политиков вполне может предложить рассмотреть вопрос о том, что нужно вернуть некоторые земли Восточной Пруссии, которые стали территорией Польши. И они с этой точки зрения будут правы. Я ни в коем случае не говорю о том, что Москва должна предложить Польше обсудить, например, наш Советского Союза вклад в восстановление Варшавы.

Об этом я еще расскажу на страницах этой книги. Нет, речь идет принципиально о другом. На все подобные польские вызовы нужно отвечать максимально жестко. Надо показывать договор и задавать принципиально простой вопрос: кто конкретно сорвал выполнение его условий? И еще один момент. Главной пострадавшей стороной в результате неисполнения Польшей Рижского договора оказалась Белоруссия. Да, та самая республика, которая по формальному признаку в переговорном процессе вообще не участвовала. Потому что именно белорусский язык, белорусские школы и белорусская культура подверглись очень жесткой полонизации. О том, как происходил этот процесс, я расскажу опять же на страницах этой книги на примере Русской православной церкви, чтобы читатели понимали, каким подлинно «демократическим» государством была вторая Речь Посполитая.

Здесь же принципиально важно иное — белорусы по этому поводу полякам ничего не сказали. И поляки во всех разговорах про Рижский мир фактор Белоруссии тоже не упоминают. Потому что если поднять документы, то может получиться еще хуже. Тогда у современного западного обывателя могут возникнуть дополнительные вопросы, а этого Варшаве категорически не хочется. Ведь если начать рассказывать, мало никому не покажется. Слишком много всего происходило на территории Польши вопреки соглашениям, закрепленным Рижским мирным договором.

Успехи Польши весной и летом 1919 г. Польские руководители во главе с Пилсудским предпочли продолжить войну.

До середины мая военная фортуна была на стороне Польши, в начале этого месяца польские силы и союзные им силы украинских националистов Симона Петлюры вошли в Киев. Впрочем, вслед за успехами для польской армии началась череда неудач, в результате которых Красная Армия к августу 1920 г. Параллельно с боями на полях сражений проходила и интенсивная политическая борьба. Франция оказывала постоянную военно-политическую помощь Варшаве. Великобритания, напротив, приверженная давнему принципу «баланса сил» была готова проявлять гибкость. В конце весны 1920 г. Одновременно правительство большевиков стремилось использовать поддержку по линии Коминтерна и европейских социал-демократов, с нетерпением ждали наступления красных и немецкие революционеры. В поисках компромисса Варшавская битва, окончившаяся полной победой польского оружия, остановила продвижение Красной Армии у польской столицы в августе.

А изматывающие, но малорезультативные осенние бои двух армий, заставили обе стороны обратиться к поискам мира. Этому способствовала и позиция главного архитектора Версальского мироустройства — Великобритании, которую полностью устраивало шаткое равновесие на востоке Европы.

Немного истории: Рижский мирный договор 1921 года.

Разоблачая эту ложь, ЦК Польской коммунистической рабочей партии 25 августа обратился с воззванием к пролетариату всех стран. Если бы так было, не нужно было бы особого положения и излишни были бы принятые сеймом исключительный устав и другие репрессивные законы, не лилась бы кровь польского рабочего на улицах Варшавы, Лодзи и Познани, не существовали бы полевые суды и каторжные приговоры. Победа союза Пилсудского и Врангеля означала бы неслыханное усиление польского империализма, кровавое уничтожение рабочего движения в Польше, беспощадное затягивание петли на шее польского пролетариата». Обострение внутриполитического положения сказалось на боеспособности армии буржуазно-помещичьей Польши. Классовые конфликты начали достигать значительной силы. Дальнейшее продолжение буржуазно-помещичьим правительством войны не могло не привести к срыву временного неустойчивого и противоречивого национального единства, которого удалось достигнуть господствующему классу в момент наступления Красной Армии на Варшаву. Эта опасность была тем вероятнее, что войска буржуазно-помещичьей Польши продвигались во враждебной им среде. Белорусские и украинские крестьяне видели в бело-польских войсках силу, несшую им угнетение. В ходе войны изменился социальный состав польской армии. В ее ряды были призваны значительные массы рабочих и крестьян старших возрастов, участвовавших в первой мировой войне. Это делало армию легко восприимчивой к революционным идеям.

Поражение Красной Армии под Варшавой усилило стремление империалистических кругов в Западной Европе к организации широкой антисоветской интервенции. Однако противоречия преодолеть им не удалось. В силу того, что им не удалось преодолеть существовавшие противоречия, планы этой интервенции потерпели провал. Британское правительство считало, что основой для решения вопроса о польских границах является соглашение, заключенное в Спа 10 июля 1920 г. Сочинения, т. Британское правительство, соглашаясь решить все нерешенные вопросы в духе соглашения в Спа, ставило их в прямую зависимость главным образом от «хода событий на территории бывшей Российской империи». Это означало, что чем крупнее будут успехи Врангеля, тем решительнее Англия будет возражать против расширения восточных границ Польши. Позиция правительства США была изложена в инструкции послу в Париже 31 августа 1920 г. Государственный департамент указывал, что, если вопрос о восточной границе Польши явится предметом дискуссии на конференции послов, американский посол в Париже должен руководствоваться следующими положениями: «линия Керзона» не является окончательной границей Польши, она может быть расширена, но при условии соглашения с Врангелем. В инструкции указывалось: «Любая справедливая претензия к востоку от линии, установленной Верховным Советом мирной конференции, не является невозможной ввиду этого решения, но при таких условиях, когда Россия также может быть заслушана...

Польша не должна пытаться восстанавливать гражданскую администрацию к востоку от линии, установленной мирной конференцией, впредь до установления в будущем определенной границы». Вслед за этим госдепартамент разъяснял своему послу, что изменение позиции США в этом вопросе объясняется изменениями военной ситуации. В начале третьего похода Антанты Польша была единственной реальной силой для борьбы с Советской Россией. Теперь же положение изменилось. Войска буржуазно-помещичьей Польши хотя и наступали, но уже серьезной силой не являлись. Основная ставка в борьбе с Советской Россией была сделана на Врангеля. В связи с этим изменилось отношение западных империалистов и к территориальным вопросам. По вопросу о польских границах высказались также правящие круги Франции. Близкая к французскому министерству иностранных дел газета «Тан» писала: «Надо отличать линию фронта от государственной границы. Фронт зависит от военных необходимостей.

Что же касается государственных границ, то нам кажется, что линия Керзона с двумя исправлениями, предложенными добровольно через большевиков, является удовлетворяющим базисом.

Помимо огромных территориальных потерь, закрепленных в рижском договоре, советская Россия также понесла существенные моральные и особенно экономические потери. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года: Из Cтатьи XI [Рижского договора 1921 г. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: a всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Таким, образом, все, что было взято в качестве военных трофеев при разгроме и разделах Речи Посполитой еще войсками под командованием А. Суворова согласно данного пункта договора необходимо было вернуть полякам, однако если данное требование являлось сугубо моральным и не представляло какой-то особой ценности для новой рабоче-крестьянской власти, то другие статьи договора ухудшали и без того уже катастрофическое состояние экономики молодой страны советов. Согласно пункта 1 статьи XIV Мирного Договора Россия и Украина возвращают Польше в натуре или в эквиваленте в общем 300 паровозов, 260 пассажирских вагонов и 8100 товарных вагонов, сверх имеющегося в настоящее время в Польше ширококолейного подвижного состава с российско-украинской сети, в количестве: паровозов 255, пассажирских вагонов 435 и товарных вагонов 8859. Общая стоимость этого возвращаемого подвижного состава определяется суммой 13 149 000 золотых рублей.

Пограничную линию в Ямпольском районе спрямляют в пользу Польши. Участники договора дают друг другу гарантию того, что будут уважать государственный суверенитет другой страны и воздерживаться от вмешательства в ее дела. Польское государство обеспечивает русским, украинцам и белорусам, которые находятся на его территории, возможность придерживаться своей культуры, говорить на родном языке и выполнять ритуалы, связанные с религией. Участники договора не станут требовать возмещения затрат на ведение боевых действий и компенсации потерь.

Можно было, разумеется, не отдавать библиотеку, ведь такой шаг могли оценить далеко не все: для широкого круга обывателей ее судьба не представляла никакого интереса. Но это было великодушие сильного государства. В определенном роде история с передачей библиотеки была не столько шагом в сторону Польши, сколько демонстрацией: советская страна начинает все с нуля, она ведет себя совершенно иначе, чем Российская империя. Это было действие, рассчитанное не столько на реакцию мирового или общеевропейского общественного мнения — скорее, на мировых интеллектуалов. Я думаю, оно было сделано очень грамотно, с расчетом на перспективу, на то, что Советам будут верить и доверять как стране, которая собирает народы под общей идеей равенства и братства. Уверен, что об этом поступке не стоит ни в коей мере сожалеть, хотя в итоге библиотека погибла в 1944 году — во время Варшавского восстания. Оставшись в нашем городе, она бы практически точно уцелела, поскольку коллекция Публички во время войны была полностью сохранена. Но никто ведь не знал, что может случиться... Кстати, советская сторона, как это ни странно, была заинтересована в судьбе поляков гораздо больше, чем польская. Поясню, что имею в виду. В содержании пленных была колоссальная разница: в советских лагерях полякам жилось гораздо более вольготно. Их неплохо кормили, я уже не говорю о том, что никто не видел в них врагов, поскольку действовала государственная установка: считать польских военнопленных нашими братьями по рабочему классу и крестьянству. Их надо было, что называется, обратить в правильную, коммунистическую, веру. Что очень активно и осуществлялось. Расчет был на то, что поляки «перекуются» и, вернувшись на родину, принесут туда «бациллу большевизма», станут исподволь влиять на политику своего государства. Что же касается военнопленных Красной армии, находившихся в Польше, то там ситуация была совершенно иная и отношение к ним было абсолютно другое. В них видели только захватчиков, пришедших с оружием на польскую землю. Кроме того, особое значение имел тот факт, что пленные красноармейцы были в основном либо православными, либо безбожниками, «нехристями». Католическая Польша очень ловко на этом играла, представляя, что красноармейцы вообще неполноценные люди, поэтому нисколько не стоит сожалеть о том, что они находятся в плену в скотских условиях. Недальновидные действия — Вы уже упомянули, что, по условиям договора, в составе Польши оказались Западная Украина и Западная Белоруссия... На присоединенных территориях новые власти стали проводить жесткую политику ополячивания. Более успешно удавалось влиять на социальную верхушку, предоставляя ей льготы, привилегии и дивиденды. Но если верхи можно было как-то купить, то для низов все было гораздо хуже. Подобная целенаправленная государственная линия встречала ожесточенное сопротивление, особенно со стороны украинцев, — вплоть до действий националистического подполья и террористических актов против представителей польской администрации. Иногда не грех обратиться не только к архивным документам, но и к порой забытым произведениям художественной литературы. Был такой замечательный ленинградский писатель Павел Леонидович Далецкий. Автор многих известных романов, один из которых — «На краю ночи», над ним он работал двадцать лет, с 1939-го по 1958 год. И в нем писатель очень глубоко вник в последствия отторжения Западной Украины и Западной Белоруссии, пронзительно говорил о процессе ополячивания, рассказывал о том, как трудно было в Польше неполякам, которые сохранили свою православную веру и не желали, чтобы их дети говорили по-польски... Так что и в этом смысле польская власть далеко вперед не заглядывала, жила сегодняшним днем.

Рижский мирный договор 1921 года и 17 сентября 1939 – День единения Беларуси

РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Подписан 18 марта в Риге. По их словам, речь идёт о Рижском мирном договоре, на основании которого Советская Россия должна была предоставить Польше 30 млн рублей золотом. Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне. 18 марта 1921 года был подписан Рижский мир, завершивший советско-польскую войну. пардон за высокий слог.

Рижский мирный договор, 1920

Ровно 100 лет назад — 18 марта 1921 года — подписанием Рижского мирного договора закончилась советско-польская война. РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Подписан 18 марта в Риге. Крикатурное представление итогов рижского договора: «Далой ганебный рижский раздел! блемы Рижского мирного договора 1921.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий