Согласно официальной версии, собирать ее начал около 150 лет тому назад дед Элия Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев. На телеканале "Россия 24" вышел репортаж о коллекции мировых шедевров из личного собрания художника Элия Белютина. Картины Элия Белютина, переданные в дар Псковскому музею, хотели видеть в Литве и Польше.
Элий Белютин. Формула времени
На телеканале "Россия 24" вышел репортаж о коллекции мировых шедевров из личного собрания художника Элия Белютина. БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012). Рос. живописец, педагог, историк иск-ва. Основатель (1946) и руководитель творч. студии «Новая реальность», одного из центров воспитания художников отеч. «нонконформистского» направления. художник, историк и теоретик искусства, педагог. «Элий Белютин был художником своего времени, и его работы актуальны по сей день.
БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012)
Работы художника Билютина Элия Михайловича в каталоге аукционного дома Vladey. Как сообщает издание, коллекция принадлежала художнику Элию Белютину, который вместе с женой нашел уникальные картины в тайнике дома на Никитском бульваре в Москве. Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными. Согласно официальной версии, собирать ее начал около 150 лет тому назад дед Элия Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев.
Моя галерея. Элий Белютин
Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Союз художников России. Элий Белютин, один из лидеров советского "неофициального искусства", получил известность в 1962 году, когда организовал в Манеже выставку авангардистов, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников. На открытии этой экспозиции присутствовал Никита Хрущев, который раскритиковал абстрактное искусство и велел закрыть выставку, а также запретить деятельность нескольких художников, среди которых были Юло Соостер и Владимир Янкелевский. По словам театрального критика Григория Заславского, именно эта выставка является окончанием "оттепели" и началом последующего застоя.
Связи с тем, что Белютинцы вдохновлялись творчеством Василия Кандинского , заслуживает быть отмечено, что цвет был главенствующим в их произведениях. Студийцы огромное внимание уделяли цветовой символике Однако, в их произведениях нет цвета привычного локального скорее оттенки , которые передают всю сложность чувств и страстей , которым охвачены словно соревнующееся в своих душевных выплесках фигуры. Человеческая фигура в картинах художников в большинстве случаях показана как графических знак — линией эмоциональной и нервной, намечается как чувствуется с большой быстротой в один прием. В изображении двух фигур студийцы добиваются передачи внутреннего движения. Герои их полотен ведут невидимые разговоры.
В итоге рассмотрения данного аспекта можно сказать что, несмотря на систему на которой было построено обучение в «Новой реальности» и всеобщий коллективизм , индивидуальность в произведениях членов студии брала вверх. Ученики Белютина в своем творчестве нашли индивидуальный и драматический способ переложения на холст окружающего их мира : Наталья Левянт сделала акцент на материализацию цвета; Вера Преображенская выстаивала колорит своих работ согласно ритму; Анатолий Сафокин пришел к необычной организации масс, в произведениях Тамары Тер Гевондян невероятная динамика цвета; отличительная черта Люциана Грибкова — пастозность; Владислав Зубарев с фокусировался на теме непрерывного движения в искусстве. Представители аукционного дома Сотбис в Абрамцево. Творчество «Белютинцев» после изгнания После разгромной выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР 1962 года в результате , которой началась операция «по борьбе с формализмом и абстракционизмом» студия «Новая реальность» перебазировалась в Абрамцево. В обитель «Абрамцевского братства» приезжали кроме Белютинцев также жить и работать художники, у которых не было собственных мастерских. Сезон длился с мая по ноябрь, в конце устраивались отчётные выставки. В 1980-х годах советская культурная политика стала мягче, «Новая реальность» начала активнее выставляться и на родине, и за рубежом. Художники побывали в Лондоне, Варшаве, Париже и других городах.
Последняя известная выставка студии состоялась в 1998 году в Орле. В 2014 была произведена попытка создать «Фонд абстрактного искусства» , который занимался исключительно творчеством студийцев. Но к сожалению , в данный момент фонд прекратил свою работу , а творчество членов «Новой реальности» находиться в разных музеях мира и в частных коллекциях.
И наше же отчество Михайлович. Микеле Белуччи, «Михаила Стефановича Белютина» из местечка Белуно, взяли прямо на улице в 27-м и без суда и следствия расстреляли. На допросе он сохранил тайну драгоценной коллекции своего тестя, в Гражданскую войну укрытой в доме на Никитском. Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал самые дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — у самого была русская народная «чуйка», но нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным и ни разу не ошибся в выборе, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа… Простой люд не пожелал приобщиться к чуждому буржуазному искусству. Горели костры из книг и картин, брошенные в топку свидетельства истории. Наверное, Леонардо да Винчи в старинной деревянной раме взялся бы особенно хорошо… Большая часть потолков в их доме имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров. Между разницей потолков соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. В 1919-м дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — и Микеланджело, спрятал все это добро в том самом «пустом» пространстве. До лучших времен. Семью выгнали вон. Комната, хранящая в себе драгоценные сокровища, отошла представителям победившего пролетариата. Рубенс «Портрет инфанта». Фотография из личного архива До того момента, как сюда, много десятилетий спустя, въедут счастливые молодожены Белютины, Элий и Нина, ремонта в коммуналке, слава богу, так и не сделают. Но уже под иным ракурсом. Я вижу в объективе юную Нину Молеву. И ни один из них не эмигрировал! Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом! От старого боевого ранения. В своей постели. Тем не менее, я знаю одно: на собственной земле взять в руки оружие против своего народа невозможно, немыслимо». И он попросил жену с единственной дочерью, моей мамой, никогда не покидать родину», — вспоминает Нина Михайловна. Уговаривал их как мог. Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». Микеланджело «Юный фавн». Фотография из личного архива Родовое гнездо их было в Ливнах Орловской губернии. Степной городок, в прошлом одна из крепостей, защищавших южные рубежи Московского государства. В начале прошлого века здесь было два нотных магазина на девять тысяч человек населения. Развожу руками: да, были люди… Ее бабушка, мама матери, София Стефановна Матвеева, — из рода Тургеневых: ее прадед — двоюродный внук писателя. Сама же София Стефановна первой из русских женщин закончила знаменитую Сорбонну, получила невероятный даже по нынешним временам диплом магистра математики… «Чтобы получить это образование, она пошла против воли родителей, ей нашли богатого жениха, владельца огромного элеватора, но бабушка, чтобы выбраться из-под опеки, выскочила замуж за первого же встречного штабс-капитана…» Шаферами на их свадьбе стали актер МХАТа Тезавровский и его приятель Всеволод Мейерхольд… Фиктивный брак «за первого встречного» превратился в брак по большой любви — штабс-капитан, сын бедного крестьянина, ничего за душой не имевший, кроме офицерского жалованья, вырос в того самого «красного генерала». Его похоронили в Ливнах со всеми почестями. Революционные «люди в кожанках» опоздали — бумага на его арест пришла через несколько дней после его смерти. Опасаясь преследований, мать и дочь Матвеевы перебрались из Ливен в Ставрополь. Минька Молев, Минька-голубятник, абсолютная шпана по тем временам — и моя мама, вчерашняя гимназистка, голубоглазая и с русой косой…» «Ми» — Miraculum — «Чудо» 22 июня 41-го года в 12 часов дня по радио выступил Вячеслав Молотов. А к двум часам на станцию Коминтерна привезли 15-летнюю активистку московского пионерского движения Нину Молеву, до самой войны ведущую детские концерты в Колонном зале Дома союзов, с тем чтобы она обратилась ко всем ребятам Советского Союза. В отличие от Молотова бумажку ей не дали, сказали, чтобы говорила «набело». Так что могу теперь пересказать: «Ребята, у нас было очень хорошее детство, — сказала я своим сверстникам. Каждый на своем месте». Выйдя из Центрального телеграфа, где находилась радиостудия, Нина тут же нырнула в метро, доехала до Красных Ворот и уже оттуда направилась в только что организованный сортировочный госпиталь. Показала значок «Будь готов к санитарной обороне первой степени». Ей тут же дали два огромных пакета с ватой и бинтами. Толпа народа, от безусых юнцов и до стариков, в это время штурмовала военкоматы. Врали про возраст, про состояние здоровья, лишь бы только побыстрее попасть на фронт. Мужики уезжали на фронт, а мы, грешные, должны были расставлять койки и таскать на себе прибывающих уже тяжелых раненых». Леонардо да Винчи с учеником «Мадонна с книгой». Фотография из личного архива «Я понимаю, Катя, что психологически во всем этом сейчас очень трудно разобраться, трудно в это поверить, как могло сочетаться в этой огромной стране одно с другим?! Как можно было в той же нашей семье скрыть свое прошлое, когда до революции каждый год издавались огромной толщины справочники офицеров царской армии? Да — были репрессии, аресты, «черные воронки». Но была и любовь к родине! Настоящая любовь и настоящий патриотизм. Кстати, мой отец, Михаил Молев, приехав из Ставрополя вместе с женой, моей мамой, получил в Москве инженерное образование и работал одним из первых инженеров-электриков. Так вот в его профессиональной среде, в отличие от актерской и писательской, «не взяли» вообще ни одного человека. И нас не тронули. Потому что, возможно, понимали, что без техников страна пропадет! Мы едины в беде. И вопрос о национальном самосознании, национальной идее — вот он, народ нашел на него ответ сам. Это наша земля, земля наших дедов, и мы ее не отдадим».
Он разделил учеников на три группы, каждая имела свой план работы на день, вечером они собирались для обсуждения проделанной работы. По итогам поездок устраивались просмотры. Следующий зал, посвящённый Абрамцево, приближен к той обстановке: в зале расположены картины, прислонённые к стене. Белютин проводил занятия на даче в Абрамцеве после скандала в Манеже. Абрамцево для Студии — это и место для работы, и место для показа выставок. В процессе деятельности он создал законы «Теории всеобщей контактности». Благодаря им художники учились передавать эмоцию от страха и гнева до сочувствия и радости при рисовании. В процессе создания картины эмоции должны достичь кульминации, это позволит создать связь между художником и зрителем.
Выставка «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина
В 1954 году он основал экспериментальную студию живописи и графики, которую назвал «Новая Реальность». Белютин разработал авторскую теорию «всеобщей контактности». Концепция этой теории заключается в том, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека, и, что каждый человек может развить в себе способности проявлять свой творческий потенциал. Белютин утверждал, что искусство может стать истинным стимулом развития общества.
В студии Белютина в разные годы занималось от нескольких сотен до тысячи человек. Каждому из них Элий Белютин сумел помочь раскрыть свое творческое начало, многие из них позднее создали собственные художественные школы.
Нина Михайловна объясняла это сотрудничество своим особым отношением к Калининграду и к городской Художественной галерее. Галерея стала первой среди региональных музеев, показавшей публике творчество Элия Белютина после долгих лет её запрета. Нина Молина, решив сохранить наследие своего супруга в едином музейном пространстве, сделала галерее столь щедрый подарок, передав в её собственность даже фамильные ценности, принадлежавшие семье художника. В планах галереи, после переезда в новое здание, создание постоянной экспозиции авангарда.
Галерея стала первой среди региональных музеев, показавшей публике творчество Элия Белютина после долгих лет её запрета. Нина Молина, решив сохранить наследие своего супруга в едином музейном пространстве, сделала галерее столь щедрый подарок, передав в её собственность даже фамильные ценности, принадлежавшие семье художника. В планах галереи, после переезда в новое здание, создание постоянной экспозиции авангарда. В ней будут показаны не только лучшие работы Элия Белютина, но и воссоздана обстановка его мастерской из вещей, принадлежащих мастеру.
Новая реальность. Элий Белютин 1 Элий Михайлович Белютин 1925—2012 — российский художник, педагог, теоретик искусства. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность». В соавторстве со своей женой, Ниной Молевой, выступал в качестве автора трудов по истории художественной педагогической системы ХVIII-ХХ веков, а также является основоположником теории «всеобщей контактности». Его теория исходила из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин перенёс в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества 2 Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института.
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина
БЕЛЮТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ Элий Михайлович (р. 10.6.1925), рос. живописец и теоретик иск-ва (2005). Согласно официальной версии, собирать ее начал около 150 лет тому назад дед Элия Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев. Известно, что Молева вместе с мужем, художником Элием Белютиным, собрали значительную коллекцию картин и предметов искусства. Элий Белютин – самобытный русский художник и теоретик искусства XX века, основатель школы "Новая реальность", автор «теории всеобщей контактности». Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и скончавшейся в феврале его вдовы Нины Молевой вызывает немало вопросов.
А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг
Выставка посвящена творчеству советского неофициального художника Элия Белютина. Он работал в стиле абстрактного экспрессионизма и постепенно пришел к созданию своего художественного языка – «модульной живописи». Такие непростые и ёмкие вопросы ставили перед собой участники встречи-диалога, прошедшего 24 Апреля на закрытии выставки художника Элия Белютина. БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012). Рос. живописец, педагог, историк иск-ва. Основатель (1946) и руководитель творч. студии «Новая реальность», одного из центров воспитания художников отеч. «нонконформистского» направления. В Москве в понедельник, 27 февраля, на 86-м году жизни умер художник и теоретик искусства Элий Белютин.