Средневековому армянскому храму Гандзасар возвращена чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона могла быть выполнена и вложена самим мастером в свой приходской храм ко дню празднования Благовещения, который отмечался по старому стилю 25 марта (7 апреля).
Когда Благовещение в 2023 году: история и традиции празднования
Сотрудники музея-заповедника "Александровская слобода" показали редкие иконы, посвященные празднику Благовещения. Такова икона Благовещения Андрея Рублева – левая рука Богородицы прижата к груди, правая же протянута к Ангелу, знаменуя принятие воли Господа. Когда лучше воздержаться от прикладывания к иконам и можно ли целовать изображения на Благовещение, пояснил протоиерей Максим Первозванский.
Благовещение 7 апреля 2023: смысл праздника и его традиции, что можно и нельзя делать
Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту. После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет. Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием. Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…» и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо. Неожиданно в ее комнате случилось чудо — она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту. Протянув их Марии, Гавриил сказал: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою!
После приобретения иконы в 2019 году она находилась в Козельске, в доме И. Яценко, перед ней постоянно читался акафист Благовещению с составленным преподобным Амвросием припевом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое"». Из воспоминаний настоятельницы Болховского Богородичного Всесвятского женского монастыря игумении Иларии известно, что образ «Спорительницы хлебов» был написан по благословению старца Амвросия. В январе 1894 года игумения Илария писала в Оптину пустынь: «…в начале июня 1889 г. При прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать "Спорительница хлебов", прислать ему; такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. Он ответил: "Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания". И вспросил: "А у себя оставила такую же?
А после праздника, «Аверов» отправлялся на Балканы, дабы принять участие в боевых действиях. А пока епископ благословлял корабль, экипаж опустился на колени, загадывая сокровенное желание. И оно, конечно же, исполнилось. Ещё одна провинция была отбита у турок и присоединена к исконной родине. Все эти чудеса утвердили людей во мнении, что Тинос является центром Ортодоксального Христианства Греции. А началось всё задолго до рассказываемых мною событий. Пирр Фессалийский, врач и философ, в своём историческом труде упоминает, что ещё в 1821 году, накануне праздника Евангелизма, житель Тиноса — Михалис Полизонис, 80 лет от роду, увидел во сне Божью Матерь, которая обратилась к нему со словами: «Ступай на участок земли, принадлежащий Антонию Доксара, и возведи там церковь на руинах дохристианского храма. А я помогу всем, кто возьмётся за её строительство». Михалис Полизонис проснулся, перекрестился и, решив, что видел сон, приготовился спать и дальше. Но сон не шёл. И он всё думал и думал над словами Пречистой Девы. И тогда, словно для того, чтобы он понял всю важность видения, Матерь Божья предстала перед ним снова, одетая в белоснежную одежду и окружённая серебристым сиянием. На этот раз обратилась она к старцу строго: - Чего боишься? Или не признал меня? А может, страх твой — результат недостатка веры? Так знай, всё, что я поручила тебе, следует исполнить немедленно. Ступай на тот участок, о котором я говорила тебе и найди икону с моим изображением. Она должна лежать там, под слоем земли. С этими словами Богородица исчезла. Старик поднялся и стал размышлять, к кому ему лучше всего обратиться. И решил идти прямо к Митрополиту. Последний, впрочем, выслушал его с недоверием. Он стал уверять старика, что тот просто увидел всё это во сне. И напрасно Михалис уверял священнослужителя в том, что если в первый раз Пресвятая Дева и явилась к нему во сне, то во второй раз он вовсе не спал. Обеспокоенным вышел Михалис Полизонис от священнослужителя. И всякий раз, останавливаясь по пути домой, он рассказывал то, что случилось с ним этой ночью. Поверили ему двое. Так втроём они разработали план. Вечером, когда стемнело, они пробрались на участок, принадлежащий Антонио Доксара и стали копать. Но участок был большой, копали они неглубоко. К тому же их сбил с толку тот факт, что в какой-то момент они нашли остатки античной стены. Причём, они не поняли, что именно они нашли, и принялись было вынимать из стены мраморные камни, пытаясь найти икону среди них. А когда над Тиносом взошёл рассвет, щедро крася небо, море и землю розовым цветом, они в спешке собрали свои лопаты и кирки. И ушли восвояси, донельзя разочарованные. А меж тем, всё та же сила уже направляла волю никем неизвестной монахини… В местечке Кехровуни, что лежит вблизи деревушки Кехрос, в монастыре Успения, или как его ещё называют Повелительницы Ангелов ;;;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;; , построенном в десятом веке, принимает постриг девица Лукия Негрепонти, принимая имя Пелагия. Именно ей со временем предстоит быть посвящённой в ранг святых. Монахини очень скоро обнаруживают, что Пелагию отличают не только скромность и аскетизм, но и ясновидение. Всё это помогает Пелагие завоевать уважение других монашек. И вот, 9 июля 1822 года было Пелагие видение: явилась ей во сне Богоматерь и объяснила, как, впрочем, уже объясняла она Михалису Полизонису что на холме, близ пристани, среди развалин сожжённой Сарацинами церкви, выстроенной на развалинах храма Диониса, находится икона. И что необходимо найти икону и поспешить со строительством церкви, куда и должна быть помещена эта икона.
Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью. Обнажённая плоть Иисуса тело покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящие Распятие Христово является традиционным указанием на наличие в нём человеческой природы. Нимб Иисуса написан тёмным серебром. Архангел Гавриил Изображён в охряном хитоне и голубоватом гиматии с золотыми волосами. Заглубления и тени одежды переданы дополнительными цветами, а глубина складок подчеркнута тёмным вилкообразным рисунком. Хитон и волосы Гавриила покрыты золотым ассистом, наложенным по диагонали, что указывает на направление света, падающего на иконе сверху и слева. Через гиматий проступает оранжевый тон нижней одежды. Отчетливость складкам гиматия придаёт грузило, прикреплённое к концу гиматия, перекинутому через правое плечо архангела. Гавриил с ораторским жестом обращается к Марии. В его левой руке виден сохранившейся фрагмент мерила. Колпакова отмечает, что Гавриил изображён так, что его «движение словно натыкается на незримую преграду, демонстрируя непреодолимую даже для небесного вестника границу между тварным архангел и Той, что служит вместилищем Несотворённого». Ветхий Денми Изображён в синей мандорле, сидящем на красном престоле-этимасии, поддерживаемом огненными херувимами. Выше их расположены серафимы с золотыми рипидами. Голова окружена крещатым нимбом, в левой руке свиток, а от правой благословляющей руки исходит луч к Богородице возможно в луче было традиционное для икон Благовещения изображения Святого Духа в образе голубя. В XVI веке икона была отреставрирована: новым левкасом окружили фигуры архангела, Марии и Ветхого Деньми фрагменты древнего золотого фона уцелели у полусферы неба и в нижней части иконы. В соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены изначальные контуры фигур: головы уменьшены, а сами фигуры сделаны более тонкими. В этот же период, вероятно, были дописаны либо был изменён их контур крылья архангела Гавриила. Это подтверждается тем, что они написаны на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях, а также тем что крылья отсутствуют на списке иконы, сделанном перед реставрацией Устюжского Благовещения, для Архангельского собора, что отражает древнюю традицию изображения ангелов без крыльев. По мнению исследователей, иконописец, создавший Устюжское Благовещение, связан с мастерами, украшавшими мозаикой и фресками Михайловский Златоверхий собор. При этом византинист К. Манго отмечает, что новгородская икона воспроизводит иконографию аналогичной фрески, украшавшей апсиду Халкопратийской базилики Константинополя в которой хранился пояс Богородицы.
Читаем икону «Благовещение»
В некоторых иконах служанка выглядывает из-за колонны или сидит у ног Божией Матери, что можно видеть в византийской иконе XIV века из Музея изобразительных искусств имени А. В пространстве храма Благовещение занимает особое место. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения стали помещать на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма. Обычно Архангел располагается слева, а Богоматерь — справа, фигуры оказываются с двух сторон от алтарной арки; таким образом, между ними раскрывается алтарное пространство, которое в семантике храма символизирует рай, вход в Царство Небесное. Это символизирует то самое начало главизну спасения, которое совершается после того, как Пресвятая Дева отвечает Богу «Да будет». Нередко обе фигуры образуют композиционную пирамиду с алтарным образом Богоматери в конхе верхней части алтарной апсиды — олицетворением Церкви торжествующей. Это или Богоматерь на троне, или Оранта — Богоматерь, молящаяся с воздетыми руками. С появлением на Руси высокого иконостаса сцена Благовещения стала размещаться в царских вратах, сохраняя тот же смысл.
Наиболее традиционный вариант — когда Богородица и Архангел помещаются в верхней части врат, а ниже изображаются четыре евангелиста. Таким образом, отмечается Евангелие как событие и Евангелие как книга, написанная евангелистами. Но и в Византии нередко Благовещение располагали на царских вратах, причем чаще всего это были ростовые фигуры Богородицы и Архангела Гавриила; их помещали на разных створках, и когда в начале Литургии врата отворяются, фигуры как бы расходятся, открывая пространство алтаря, где совершается таинство Евхаристии — таинство Царства. Новые сюжеты: книга, лилии, мирт Праздник Благовещения входит в круг главных праздников литургического года — двунадесятых, называемых так по их числу. Уже в XII веке в Византии получила распространение традиция эпистилиев — двенадцати праздников, написанных на одной доске. И среди них, конечно, было и Благовещение. Позже, примерно с XIV — начала XV века, при формировании высокого иконостаса, двунадесятые праздники заняли целый ряд — так называемый праздничный чин.
В русской традиции это отдельные иконы, поставленные одна за другой. Так, например, распространились изображения Божией Матери, читающей книгу стоя или коленопреклоненно перед аналоем. Амвросий Медиоланский. Однако самое раннее сохранившееся изображение читающей Богородицы относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно, сделанной в Меце. В западной традиции начиная с XV века стали появляться изображения Девы Марии с книгой, на которую сходит Святой Дух в виде голубя как мы видим на картине Лоренцо Коста , или даже просто читающей Марии как у Антонелло да Мессины. И то и другое подразумевает Благовещение. Для западной традиции также характерно изображать Архангела Гавриила с лилией в руке.
Создав Адама, Он тут же берет его соработником в управлении Раем и всеми творениями в Раю. Точно так же и при Новом Творении: пред Христом, Новым Человеком, идут ангелы; при созидании Своего Царствия Господь сразу же берет в соработники апостолов, а затем и других лиц, что трудятся вместе с Ним, не только пребывая на земле, в земной жизни, но и после своей телесной смерти. И доныне Бог делает соработниками Своими святителей, мучеников и всех прочих, которые этого удостаивались и удостаиваются. Но к кому был послан великий архангел Гавриил? Иоанн Златоуст. Беседа на Благовещение. К Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова. Новый мир должен быть сама непорочность, сама чистота, в противовес ветхому, истлевшему миру, который стал нечистым из-за своего упорного непослушания Творцу своему. Дева должна послужить вратами, чрез кои Спаситель мира войдет в мир как в Свою мастерскую и Свою обитель; Дева, а не жена, ибо жена, какою бы возвышенной духом она ни была, привязана к ветхому миру и ветхому творению, будучи привязана к мужу своему, и потому не свободна от мирских желаний и мирской пристрастности.
Посему не жена, но Дева, Чистая, Пречистая, совершенно преданная единому Богу и сердцем Своим отделенная от мира сего. Таковая Дева телесно возросла в тленном мире, как крин на гноище, однако пребыла нетронутою тлением мира. Эта избранная Дева была обручена мужу, именем Иосиф, из дома Давидова, сроднику своему. Почему Она была обручена? Промысл Божий так устроил, дабы сохранить Ее от посмеяния бесовского и человеческого. Если бы Она родила, не бывши обрученной, кто из людей мог бы поверить, что Сын Ее не незаконнорожденный? И какой судия земной в случае сем пощадил бы Ее, избавив от строгости закона? Промысл Божий не хотел наводить беду на Избранницу Свою и тяжкое искушение на людей, потому устроил так, да прикроет Деву и Ее рождество видом обручения. Беседы на Евангелие от Матфея.
Почему мужа звали именно Иосиф? Чтобы напомнить о дивном и целомудренном Иосифе, в страшно развращенном Египте соблюдшем свою телесную и душевную чистоту; да и тем укрепится совесть верных в вере, что плод Девического чрева Богоматери есть воистину от Духа Божия, а не от земного страстного человека. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Новое творение - радость Богу и людям; потому оно и открывается благовестием: радуйся! Словом сим начинается драма нового творения. Сие есть первое, начальное слово, прозвучавшее, когда стал подыматься занавес великой тайны. Гавриил именует Деву Марию Благодатною, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святаго, небесного благоухания и небесной чистоты. Безблагодатные - те, чьи души затворены для Бога, отворены же только для земли, а потому пахнут землею, грехом и смертью.
Благословенна Ты между женами. С кем Господь, с тем и благословение. Удаленность Бога от человека есть проклятие, близость Бога к человеку есть благословение. Конечно, имеющему понятие о человеколюбии Божием ясно: Бог никогда не удалился бы от человека, если бы человек первым не удалился от Бога. Пришествие Господа Иисуса Христа в мир являет это безграничное Божие человеколюбие. И если человек создал пространство между собою и Богом, вот, Бог все-таки первым приближается к человеку, дабы навести мост над пространством тем. Жена первою положила бездну между человеком и Богом. Се, Жена становится и мостом над бездною. Ева первою впала в грех, и при том в светлом Раю, где все удерживало ее от греха; Мария первою победила все искушения, и при том в темном мире, где все подталкивает ко греху.
Посему слабовольная Ева и родила как первый плод свой на земле братоубийцу Каина; в то время как Подвижница Мария родила Подвижника подвижников, изведшего из темницы греха и смерти братоубийственный род человеческий, род непослушливой и нечистой Евы. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Как дитя! Мария и есть истинное дитя. Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное Мф. Сей мир страстей и страстности быстро старит человека. Наше детство весьма кратко, а в нынешние времена оно становится все короче и короче. Кто может обратиться и еще раз стать ребенком? Мария была и всю Свою жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу.
Вот, Царствие Божие внутри Нее было Лк. Как дитя, Она и смутилась при явлении ангела; как дитя, и размышляла, что бы это было за приветствие. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно. Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога.
Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал". Слово на Благовещение. Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом "непорочном зачатии", то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее.
Ей приносились многочисленные драгоценные дары-подвески, из которых, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, в 1742 году был сделан серебряный оклад и золотой венец для иконы утрачены при нашествии французов в 1812 году. В 1816 году для иконы был сделан новый оклад. По церковным описям XIX века, икона представляла собой изображение, выполненное масляными красками на штукатурке. Размеры образа 190 на 120 см. В 1891-1892 годы в Благовещенской церкви, в память о спасении семьи императора Александра III во время крушения поезда у станции Борки, в башне, на стене которой был написан образ, устроили придел во имя святителя Иоанна Милостивого. В нём на стене поместили изображение явления Богородицы узнику этой башни. Церковь Благовещения на Житном дворе вместе с её иконой была разрушена в 1932 году. К этому святому лику можно обращаться в любой день года, однако РЦП торжественное празднование в ее честь проводит 7 апреля, в светлый день Благовещения. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей.
Мы узнаём об этом по красной ткани, которая перекинута от одного здания к другому. Она называется велум и говорит о том, что событие происходит внутри здания. Перед появлением Архангела Гавриила Пресвятая Богородица была занята работой. Видите, в Её левой руке — клубок красной пряжи. По преданию, Матерь Божия по поручению священников Иерусалимского храма должна была соткать покров красного цвета. Но надо сказать, друзья, что не на всех иконах Благовещения Пресвятая Богородица изображена с пряжей в руках. Существуют и другие виды изображений этого праздника. Они называются изводами. На других — беседует с Архангелом Гавриилом у колодца. Почему же у одного события столько разных изображений? Дело в том, что в Священном Писании не говорится о том, чем занималась Богородица при появлении Архангела.
#ЭкспонатНедели
Разночтения возникают из-за того, что православная церковь пользуется юлианским календарем, а католическая — григорианским. Эти системы летоисчисления расходятся на 13 дней. Благовещение в 2024 году — история События Благовещения описаны в Евангелие от Луки. Через несколько месяцев после обручения с Иосифом Мария по своему обыкновению читала Священное Писание.
В этот момент к ней явился архангел Гавриил и произнес «Радуйся, Благодатная! Затем небесный посланник рассказал девушке, что ей предстоит стать Матерью Сына Божьего. Мария смутилась и спросила у ангела, как такое может случиться, ведь она сохранила девство.
Тогда Гавриил пояснил, что ее осенит Святой Дух и зачатие будет непорочным. В ответ на это Дева произнесла «Да будет Мне по слову твоему». Как отмечают богословы, именно этот момент стал ключевым для Благовещения.
Мария не просто проявила покорность воле Господа, она осознанно вручила ему свою судьбу, приняв роль Богоматери. Без ее свободного согласия воплощение Спасителя на земле было бы невозможно. В 2024 году праздник Вход Господень в Иерусалим отмечают 28 апреля Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I—II веках нашей эры.
Однако как особый церковный праздник это евангельское событие не отмечали. В церковный календарь торжество вошло в VI веке и уже к концу следующего столетия стало одним из важнейших как в Византийской, так и в Римской церквях.
Ангел на иконе изображен летящим трижды: принимающим благословение Саваофа, несущим благую весть Марии и указующим путь к дому Иосифа и Марии. По одной из версий, праздник Благовещения Богородицы был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века. По другой версии, праздник был известен еще в III веке.
В этот день ослабляется строгий Великий пост - христианам разрешается есть рыбу во все время поста подобное послабление делается только дважды: на Благовещение и на праздник Входа Господня в Иерусалим.
Так, на иконе дважды представлен Христос: в небесах, в предвечном существовании, и на земле, воплощающийся через Богоматерь. На тайну Боговоплощения указывает и моток пряжи, которую держит Богородица. Согласно преданию, при посещении Архангелом Мария пряла пурпурную пряжу, из которой затем была соткана завеса для Иерусалимского Храма.
И, как свидетельствует Евангелие, в момент смерти Спасителя на Кресте эта завеса разодралась сверху донизу.
Ограничения насчет целования икон или креста тоже сняты, однако данные рекомендации зависят от роста заболеваемости коронавирусом. Количество болеющих людей должно стать сигналом для принятия решения — целовать икону или же приложиться к ней. Также допустимо склониться в почтительном поклоне. И даже если число заболевших ковидом держится на одном уровне, в храмах не помешает обрабатывать поверхности дезинфицирующим раствором.
В "Александровской слободе" хранится редкая икона "Благовещенье"
Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская Виленская 27 апреля 2024 г. Сегодня, 27 апреля, — Лазарева суббота, вспоминается воскрешение праведного Лазаря. Остробрамская Виленская икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа.
Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у Острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.
Но что же позволило Ей мгновение за мгновением, день за днём побеждать свою природу и непрерывно подниматься по лестнице святости? Что сделало Деву Марию достойной вместить в себя Самого Бога? Пресвятая Дева всегда в полноте приписывала все свои таланты и дарования их истинному источнику — Богу.
В полноте доверяла Его благому промыслу о себе. И именно это великое смирение сделало Её достойным сосудом для боговоплощения! Многие из нас сегодня восстают против именования «раб Божиий».
Такие люди не обладают ни духовным зрением, ни смирением Божией Матери. Духовная слепота мешает им увидеть, что истинный выбор заключается лишь между рабством Богу и рабством греху. И в этой парадигме быть рабом Божиим — единственно верный и благой для человека выбор.
Отсутствие же смирения мешает таким людям понять, что Небесный Отец всех, по любви ввергающих себя в Его волю, делает сынами Божиими. Подражать Пречистой Деве «Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха», — призывает нас к благодарственной молитве Пресвятой Богородице праведный Иоанн Кронштадтский. Протоиерей Андрей Ткачёв, вспоминая события Благовещения, предлагал христианам не забывать и о том, каким образом Пречистая ежедневно сохраняла себя в чистоте и совершенствовалась в добродетели: «Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах».
По Преданию, во время явления архангела Гавриила Дева Мария как раз читала пророчество Исайи о рождении Мессии: «Се дева во чреве примет и родит сына».
XII в. ГТГ Благовещение Устюжское. ГТГ празд. Прокопия Устюжского , почитаемый образ, созданный в нач.
Новгороде в наст. История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в.
В Описи Успенского собора 1627 г. В течение XVII в. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп.
Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери.
Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница». А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский.
Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
7 апреля. Об иконах праздника Благовещения - Радио ВЕРА | 1. Благовещение (Устюжское) Век:XII Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва Иконографическая справка: Возможно, икона попала в Георгиевский собор. |
Образ Благовещения | Этот святой образ выполнен мозаичистом Валентином Борисенко по образцу иконы «Благовещение» XVII века. |
Благовещение Пресвятой Богородицы — Википедия | В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица. |
В Кирилло-Белозерском музее в Благовещение представили уникальную икону 1696 года
Благовещение | Икона Благовещения, называемая Устюжским, 12 века. На этой иконе нет никаких второстепенных деталей. |
Благовещение Пресвятой Богородицы - Храм- Икона Божией Матери Неопалимая Купина | В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. |
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога | «БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. |
Благовещение 2023: как празднуют, что можно делать и чего нельзя
Верующие люди сохранили икону Благовещения Божией Матери, написанную в 1907 году известным томским иконописцем Иосифом Панкрышевым. Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом. «Устюжское Благовещение» — икона Благовещения Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. Старинная Храмовая икона Благовещение Пресвятой Богородицы с избранными Святыми 18 век.
Как была найдена Чудотворная икона Благовещения на
Такова икона Благовещения Андрея Рублева – левая рука Богородицы прижата к груди, правая же протянута к Ангелу, знаменуя принятие воли Господа. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии. Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I–II веках нашей эры. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Старинная Храмовая икона Благовещение Пресвятой Богородицы с избранными Святыми 18 век. Позднее предание ошибочно связывает происхождение иконы с Великим Устюгом, отчего она часто называется «Благовещение Устюжское».
Смысл икон: Благовещение Пресвятой Богородицы
Тот же сюжет иллюстрирует еще одна, более поздняя миниатюрная иконка. Во время недавней реставрации под окладом была обнаружена ранее скрытая живопись. Богоматерь изображена и на правой створке Царских врат, которая также хранится в "слободе". Подписывайтесь и будьте в курсе всех событий! Опубликовано: 7 апреля 2023 года.
В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». ГI [13]; Новгородская II летопись под 1561 г. Успенского собора от нач. РИБ; Т. Большого Успенского собора. Археологическое описание церк.
Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. Летопись Великоустюжская. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск.
Примерно к этому времени иконография Благовещения приобретает устойчивые черты. Мария сидит на седалище, занятая рукоделием, к Ней приближается Архангел, в одной руке у него посох, другая вытянута в жесте благословения. Именно эта иконография получила наибольшее распространение в христианском искусстве. Правда, на Востоке и на Западе у нее были свои варианты. В православной иконографии, как правило, сцена Благовещения показана на фоне палат. Возможно, первоначально строения обозначали всего лишь дом, в котором произошло это событие. Но со временем архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, начало которой положено в Боговоплощении. Да и Сама Богоматерь прославляется Церковью как «одушевленный храм», где обитает Господь. Между зданиями обычно перекинута красная ткань — велум, которая является прообразом пурпурной завесы Иерусалимского храма, что разорвется пополам, когда Сын Божий примет смерть на Кресте. Это указание на кульминацию евангельской истории, которая в момент Благовещения только начинается. Мы видим, что Богоматерь держит в руках клубок алой пряжи, из которой и будет соткана ткань храмовой завесы. Тут возникает символическая параллель пурпурной пряжи и Плоти Христовой, которая только начинает формироваться во чреве Божьей Матери. В восьмой песни Великого канона преподобного Андрея Критского есть такой образ: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася... Надо сказать, что гимнография оказала огромное влияние на развитие иконографии в целом и Благовещения в том числе. Также повлияли и сочинения и проповеди святых отцов, в частности, Слова на Благовещение Григория Неокесарийского, Андрея Критского, Иакова Коккиновафского, дававшие богатый материал для иллюстрирования. Нередко в сцене Благовещения изображается луч, нисходящий с небес на Пресвятую Деву, что символизирует зачатие от Святого Духа и как бы наглядную связь неба и земли. В некоторых образах в этом луче прямо изображается голубь — символ Святого Духа. Для православной иконы не характерна акцентировка внимания на эмоциях, тем не менее различные оттенки чувств находят свое отражение в иконографии. И мы видим, как в разных иконах через жесты Марии передаются различные нюансы Ее душевного состояния: руки Богоматери могут быть смиренно сложены в знак согласия, но могут выражать и сомнение; тогда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В некоторых иконах Богородица как бы отстраняется от неожиданной вести или, наклонив голову, словно прислушивается к тому, что происходит в глубине Ее сердца. Фигура Архангела чаще всего показана в движении, с развевающимся плащом, поднятыми крыльями, — словно в полете, который чуть замедляется при приближении к Марии. Правая рука Архангела или вытянута, или чуть согнута, но всегда направлена на Богоматерь, благословляя Ее.
В связи с этим было выдвинуто предположение, что это и есть та самая икона Благовещения, которая была вывезена Иваном Грозным из Новгорода и хранилась в Успенском соборе. По благословению Великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг. Владыка Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни святого Прокопия. В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр Лёвшин кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, так же связав ее почитание с памятью праведного Прокопия Устюжского. На иконе «Устюжское Благовещение» в лоне стоящей Богоматери изображен Христос, благословляющий правой рукой. Слева — Архангел Гавриил, обращенный к Богоматери и благословляющий Ее. Вверху в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами изображен Ветхий деньми в голубом ореоле славы. Ветхий денми, Ветхий днями — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца. Он сидит на красном престоле, у подножия которого — красные Херувимы, а выше по бокам — красные Серафимы с золотыми рипидами. Ветхий деньми в левой руке держит свиток, а правой благословляет Марию — от руки к Ней исходит синий луч. Хитон Его голубой, гиматий бледно-зеленый. Архангел Гавриил в охряном с золотым ассистом хитоне и голубоватом гиматии, сквозь прозрачную ткань которого проступает оранжевый тон нижней одежды, приподняв голову с золотыми волосами, обращается с ораторским жестом к Марии. К концу его перекинутого через плечо гиматия прикреплено грузило, придающее отчетливость складкам. Пресвятая Богородица в винно-красном мафории и темно-синем хитоне стоит перед троном, застланным орнаментированной золотой тканью; как бы прислушиваясь, Она склонила голову к вестнику. Поверх мафория на Ее груди изображается Младенец Христос в темном нимбе, с зеленоватой повязкой на бедрах. В опущенной левой руке Богоматери — моток киноварно-красной пряжи, нить которой поддерживается Ее поднятой к груди правой рукой. Волосы Архангела исполнены золотым ассистом по темно-коричневой охре. При этом в соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены контуры: головы уменьшены и фигуры сделаны более тонкими. Фрагменты древнего золотого фона уцелели вверху, у полусферы неба, и в нижней части, около фигур и у стоп Архангела.