Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая. 4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. В последний раз Святейший Патриарх Кирилл видел отца Ермогена, когда четыре года назад владыка Евсевий пригласил его во Псков.
Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси
Господь послал Ермолаю таково мирское имя Патриарха Ермогена замечательного наставника и духовного отца — им стал святитель Герман Казанский, впоследствии стяжавший мученический венец от рук опричников Иоанна Грозного. Еще в юности Ермолай вступил на поприще священства, и еще тогда современники отзывались о нем: Муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный. Знаком избранничества и милости Царицы Небесной к отцу Ермолаю была выпавшая ему честь — первым принять от земли обретенный в Казани чудотворный образ Божией Матери. Явление Казанской иконы Богородицы знаменовало возрождение Казани из пепла страшного пожара 1579 года — и этот же чудотворный образ Пречистой, сопутствовавший ополчению Минина и Пожарского, соделался знамением воскрешения всей России из руин Смутного времени. И один из будущих спасителей Отечества, в ту пору — скромный священник Ермолай, сложил умилительный тропарь Казанскому образу Богородицы, который с тех времен и поныне знает наизусть и с любовью воспевает вся православная Россия: Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим… Овдовев, отец Ермолай принял иночество с именем Ермоген и доблестно подвизался в подвигах поста и молитвы в московском Чудовом монастыре, на месте своего будущего мученичества. Духовная высота его жизни вызывала всеобщее изумление, и он был возведен на Казанскую митрополичью кафедру, стал преемником великих святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Когда в России возгорелась смута и в Москве воцарился Лжедмитрий I, орудие коварных иезуитов и властолюбивых поляков, — на защиту Православия восстали Казанский митрополит Ермоген и Коломенский епископ Иосиф. Еще не имея уверенности в том, что новый правитель — самозванец, да и не рассуждая об этом, святители не затрагивали политических вопросов. Они отстаивали святыню веры, требуя, чтобы полячка Марина Мнишек, с которой Лжедмитрий I собирался вступить в брак, торжественно приняла Православие — Россия не должна иметь царицу-католичку. Точно так же — не о политике, а о вере — ревновал святитель Ермоген среди бурных потрясений российской смуты.
Не о правах на престол второго самозванца, тушинского вора, говорил угодник Божий, но указывал на явное нечестие Лжедмитрия II. Святитель Ермоген благословил народ и на присягу польскому королевичу Владиславу, но при строжайшем условии, что тот примет Православие, прервет всякие сношения с Папой, выведет из Москвы поляков, явится защитником святынь русского народа. Лишь когда посягательства иноземцев и мятежников простирались на святую православную веру, святитель воспламенялся праведным гневом, делался непреклонен, огненным словом поднимал народ Божий на борьбу с врагами. Русская история тех времен свидетельствует о тщетности и порочности любых политических расчетов, не сопряженных с попечением о духовности. Так, Борис Годунов до своего избрания на царство казался «идеальным правителем», самым умным политическим деятелем своего времени — на троне этот властолюбец, запятнанный убийством святого отрока, сделался мрачным тираном, приведшим страну на край пропасти. Затем бояре избрали править Россией еще одного «талантливого политика» — Василия Шуйского, бывшего соучастником Бориса в сокрытии истины об убийстве царевича Димитрия. Царствование Василия было недолгим и бесславным. Продиктованный политическим расчетом союз с иноверцами-шведами, против которого восставал святитель Ермоген, привел к усугублению смуты. И наконец, попытка бояр опереться в борьбе с мятежом на сильную Польшу — предложение русского престола королевичу Владиславу — повлекло за собой польскую интервенцию.
Лишь чудо Господне спасло державу от окончательной гибели. А возрождение России началось не при «умных политиках» и «крепкой власти», но в царствование совсем юного Михаила Романова, соборно избранного всем русским народом Божиим.
Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 27 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода и жажды.
Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве.
И 6 ноября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре.
Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году его раки: через 40 лет после смерти патриарх Ермоген лежал как живой, и вскоре его тело было перенесено в Успенский собор Московского Кремля. В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти патриарха-героя.
Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как теплого молитвенника и предстателя пред Господом. И Всемилостивый Господь вознаградил эту веру. Ко дню торжественного прославления, совпавшему с 300-летием со времени кончины священномученика Ермогена, в Москву стали стекаться верующие из всех концов России.
Паломники спешили поклониться мощам святого патриарха, находящимся в Успенском соборе Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды. Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней покров с гробницы, на котором святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению Русской земли от польско-литовских захватчиков преподобного Дионисия Радонежского.
На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче». Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославлявших угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами патриарха началось чтение Пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену.
Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя.
Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.
Пожилого святителя содержали в ужасных условиях: в темнице не было света, еду и воду спускали на веревке через маленькое окошко. Ему постоянно угрожали расправой, требуя составить грамоты, которые заставят ополченцев прекратить сопротивление. Но Ермоген не поддался на эти уговоры, продолжая ободрять и наставлять русских воинов.
До полного освобождения Москвы святитель не дожил. Он скончался от голода в феврале 1612 года после девяти месяцев заключения и был погребен на территории Чудова монастыря. В 1652 году, через 40 лет после смерти, его гробницу вскрыли и обнаружили нетленные мощи.
После этого останки святителя перенесли в Большой Успенский собор, где они хранятся по сей день. В 1913 году патриарх Ермоген был канонизирован как священномученик. День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы Первый храм в честь священномученика Ермогена был освящен в 1913 году сразу после его канонизации.
Он находился в подземелье Чудова монастыря. Однако в 1930 году обитель была полностью разрушена, а ее святыни перевезли в Третьяковскую галерею. В 2011 году стартовала программа строительства православных храмов в Москве, согласно которой в столице планировалось построить три храма священномученика Ермогена в Гольяново, Крылатском и Зюзино.
В каждом из них уже ведутся регулярные богослужения.
Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх спасает Россию. Сейчас в наши учебники истории, может быть, внесены какие-то коррективы, но когда я учился, на уроках ни слова не говорилось об этом судьбоносном для страны подвиге святителя. Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем. Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
В Троицком храме Реутова Святейший Патриарх Кирилл провёл Божественную литургию, а также совершил рукоположение архимандрита Ермогена (Корчукова) в епископа Туранского. чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его. 21 февраля настоятель храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине. Вечером по всей Москве снова совершены всенощные бдения, всецело посвященные прославлению святителя, Ермогена. Патриаршая проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля. 2 марта празднуется память святителя и чудотворца Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Святитель и чудотворец Ермоген.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Он много и часто исповедовал, хотя признавался, что исповедь его выматывает. Много времени уделял людям, вновь пришедшим к вере. Любил иногда поговорить, но, что важнее, умел выслушать каждого приходящего к нему человека. В пастырских беседах, столь нужных всем нам, он никогда не отказывал людям, хотя привычка торопиться, приобретенная, наверное, еще в детстве, в нем оставалась. Отец Ермоген говорил и о том, что каждый человек должен преодолевать себя и совершать ежедневно усилие над собой для своего преображения: «Конечно, требуется подвиг, требуется волевое усилие, никуда от этого не денешься. Здесь пригодится даже и память смертная. Без молитвы мы не получим благодать, а без благодати спастись невозможно. Молитва — это не искусственное обрядовое установление — это необходимость». Еще батюшка учил никогда не унывать, ведь Православие — это вера оптимистов: «Главное — в уныние, в отчаяние впадать не надо. С ними надо бороться всеми силами, ни в коем случае нельзя их допускать.
Они крайне опасны. Уныние ищет утешения вне Бога. Даже если молитва не идет, все равно нужно начать: «Богородице, Дево, радуйся! Поклончик сделать, Иисусову молитву прочесть — только не поддаваться отчаянию». Господь послал отцу Ермогену тяжелую болезнь. Он мужественно, по-христиански принял страдания, как принимал волю Божию и во всем остальном, и как учил поступать своих духовных чад. Отошел ко Господу отец Гермоген в своем дорогом монастыре. Отпевание иеросхимонаха Ермогена было совершено 9 октября в величественном Преображенском соборе обители. Возглавили отпевание наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва и епископ Щигровский и Мантуровский Паисий, на протяжении 20 лет бывший насельником обители.
Молитвенно проводить отца Ермогена пришло огромное количество людей.
Александр Муртазов, как тогда еще звали будущего схиархимандрита, был старше меня на четыре года. Хотя вряд ли только эта разница в возрасте определяла то, что среди шустрых, каковым по тем годам был и я, однокурсников он уже тогда выделялся рассудительностью, склонностью к уединению, молитвенным настроем, который он возгревал, стараясь как можно чаще посещать богослужения. Какая-то тихость отмечала его жизнь. Мы здесь, на Псковской земле, даже не знали, что он несет еще и подвиг схимы, — узнали об этом уже только перед самой его кончиной. А так он всю свою жизнь скромно служил, исповедовал. Сначала на протяжении почти 30 лет в Пюхтицком женском монастыре, потом Господь призвал его потрудиться над восстановлением псковской Снетогорской обители.
Причем откровение об этом он получил еще при постриге в Пюхтице в 1978 году, когда митрополит Эстонский Алексий — будущий Святейший Патриарх Алексий II — постриг его 17 марта, в день памяти преподобномученика Иоасафа Снетогорского. В Снетогорском монастыре он бессменно окормлял сестер и принимал народ более 20 лет. Главное дело жизни — его всегдашняя забота о людях. Как бы его ни одолевали усталость и немощи, он не знал покоя ни днем ни ночью: молился, исповедовал, наставлял, вникал в какие-то трудности, помогал... К нему обращались и простые люди из самых разных уголков России и даже из-за рубежа, ехали и высокопоставленные чины, — и неизменно каждый получал добрые советы, нужные для служения всей России или на своем скромном рабочем месте, для своей семьи... В этом году исполнилось 40 лет со дня пострига отца Ермогена в монашество, а он, несмотря на тяготение к схимническому затворническому житию, привлекал своей добротой и любовью даже маленьких шумных деток. Милый наш батюшка!
В нем был какой-то дух неувядаемой искрящейся бодрости, которым он делился со всеми. Царство Небесное! Он меня сразу определил: — Тебе надо поступать в духовную семинарию. Подростком мне тогда сложно было представить себя пастырем, поэтому особого значения я его словам не придал. Спокойно учился, отслужил в армии. После демобилизации батюшка мне еще несколько лет на раздумье дал... А после я к нему сам примчался: — Готов!
Так и стал священником. К батюшке, помню, приедешь, а у него точно Сам Дух Утешитель возрадует тебя и умиротворит. По его молитвам все твои недоумения разрешались. Иногда батюшка прямо тебе говорил: — Ты страдаешь вот из-за этого. Павлуша он так меня называл , делай так-то и так, — я слушался, и все улаживалось. А если настоишь на чем-то своем, шишек не оберешься. Потом приезжаешь на исповедь, каешься, а после радость, легкость такая!
Бывало, человек к батюшке придет весь как клубок туго наверченных проблем и страстей, а батюшка потихонечку всю эту пряжу жизни разберет, все узелочки развяжет, все ему расскажет, что да как, — и человек выходит просветленный. А то, бывало, и на молитву с собой поставит: — Стой молись, и я буду молиться! И тут человек понимает, что что-то такое началось... Словами это не передашь. Но у многих было четкое ощущение, что что-то очень серьезное происходит в его келье во время молитвы. Так, батюшка мог буквально вытягивать души из греховной жизни к свету. Одна женщина пришла как-то к батюшке: — Муж пропал!
Ни полиция, ни поисковики найти уже какие сутки не могут... Как только литургия была отслужена, его тело всплыло на реке. Помню, какой-то профессор из Санкт-Петербургской духовной академии приезжал к батюшке и обронил такую фразу: — Мы отца Ермогена знаем: у него сила молитвы есть. Батюшка у себя в келье молился прямо-таки громогласно, в голос, просто вопиял к Богу. Правило читал монашеское, акафисты, сугубо за кого-то Христа умолял, а потом выходил мокрый — рясу хоть отжимай! Моя мама, в постриге монахиня Варсонофия, келейница батюшки, рассказывала: придет какая-то сестра, срочно просится к старцу, а он там громогласно молится... По неотступности просьбы мама постучится, приоткроет дверь: — Ба-а-тюшка...
Он там весь в молитве, дух работает... Владыка Тихон верно сказал, что батюшка всю жизнь к отходу в вечность готовился. Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот... Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились. Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить.
Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать. В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть. Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось. Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого...
В Свято-Георгиевском храме с. Пригорское встретили мощи святителя Спиридона Тримифунтского и блаженной Матроны Московской Добавлено на 26.
Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя. Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.
В воскресенье, 25 мая 1913 года, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл блаженнейший Григорий, патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества. Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси: 2 марта — преставление сведения о жизни и подвиге помещены в этот день и 25 мая — прославление в лике святителей. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли.
Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь 1607 , октябрь 1609 , ноябрь 1610 и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». Широко известна литературная деятельность первосвятителя Русской Церкви.
Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 ; послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках 1591 ; сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения 1598 ; патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу 1606-1613 и другие произведения. Отзывы современников свидетельствуют о патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской».
Навигация по записям
- День памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
- 2 марта - день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
- Где находятся мощи святого
- Слово Патриарха. О святителе Ермогене. Смутное время
Мины день. Что можно и что нельзя делать 23 декабря 2023 года
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, прославлен в лике святителей 12 мая 1913 года. Святитель Ермоген видел эту опасность. По решению Собора святитель Ермоген отослал в Свияжск разрешительную грамоту, сняв с них обвинения. Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая. 2 марта празднуется память святителя и чудотворца Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Святитель и чудотворец Ермоген.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ермогена
На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Первая достоверно известная дата в биографии святителя Ермогена — 1579 год, когда он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Что же эта за тьма искушений и бед, которую разогнал своими светозарными лучами святитель Ермоген?