Гештальт-подход в психологии представляет собой фундаментальную концепцию, разработанную немецкими психологами в начале 20 века, прежде всего Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффка. Осознать свои желания и достичь желаемого нам помогает гештальт-терапия. Запись на гештальт-терапию в Москве в МедиАрт по тел: 8(495)2-876-000. Свежие новости. Информационно-психологический проект. Здесь всегда можно найти интересные и полезные статьи, ссылки и информацию из различных сфер и направлений психологии и психотерапии.
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций. Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход. Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе.
подписаться на рассылку
- Гештальт в психологии: что это простыми словами
- «Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
- 4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
- Цели гештальт-терапии
- Что такое гештальт терапия в психологии
- «Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
Как работает гештальттерапия
Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход». Московский гештальт институт. Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины.
Гештальт-терапия
Кроме того, приходится находить способы установки контакта, получения желаемого, а полученный опыт запоминать. К сожалению, это не всегда возможно. Некоторым людям свойственно прерывать собственные действия. Происходит это по причине особенностей темперамента, характера или полученных ранее психоэмоциональных травм. Большое значение в решении определенной задачи имеет и наличие опыта. Вернемся к рассмотренному ранее примеру с поиском информации во Всемирной сети: человек не умеет пользоваться интернетом или получил от знакомых неправильную «наводку» на сайт. Итог такой: интерес остался неудовлетворенным, ведь нужные сведения не найдены. Иногда процесс решения задачи прерывается форс-мажорными обстоятельствами, то есть тем, на что человек повлиять не может: стихией, аварией, болезнью и т.
И далеко не каждый настолько морально силен, чтобы быть способным стойко вынести переживания и приспособиться к обстоятельствам. Давайте разберем такой случай. Неожиданно выключили свет, а глава семьи, чувствуя раздражение, так как только прилег на диван, чтобы посмотреть футбольный матч, выплеснул свою негативную эмоцию на членов семьи. Свое напряжение он, конечно, снял, но удовлетворения от этого не получил. Было лучше, если бы мужчина либо немного потерпел, подождав появления света, либо позвонил в соответствующую службу, чтобы узнать причину его выключения или вызвать дежурного электрика. Иногда бывает и так, что гештальт закрыть невозможно из-за отсутствия в этом мире человека, от которого хотелось бы получить принятие и любовь — он умер. Выход — процесс горевания, при котором можно получить переживания печали, злости, шока, благодарности.
Такие чувства помогают понять невозможность удовлетворения своей потребности и тем самым закрыть гештальт. Психологи считают, что есть смысл отменить задачу в случае потери ее актуальности: нужно просто осознать, что это невозможно, и больше не мучится из-за «зависшего» дела. Гештальт-терапия позволяет восстановить коммуникацию человека с окружающей средой. Ее методики помогают восстановить способность человека к запретным на публике эмоциям: горю, обиде, нежности, радости, тоске, любви, а также замечать потерявшее актуальность повторяющееся поведение, затрудняющее контакты. После прохождения такой терапии индивид начинает самостоятельную жизнь, учитывая только свои ограничения и возможности, а не установленные кем-то представления. Совет от гештальт-терапевтов: если вы испытываете сложности при начинании какого-либо дела, то используйте метод маленьких первых шагов. То есть, разбейте сложное большое на мелкие простые детали.
Это приведет к тому, что даже при откладывании такого дела вы будете постоянно к нему возвращаться, чтобы, в конце концов, его завершить. Контакты центра г.
Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое ; Общая зона принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Гештальт — качество Термин «гештальт—качество» нем. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому: разные тональности одной и той же мелодии, картины Пикассо например, рисунок Пикассо «Кот». Константы восприятия Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке.
Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона. Фигура и фон Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию взглянув на фигуру дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию. Гештальт—терапия Гештальт-терапия — направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века.
Термин «гештальт» — это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его — единое целое. Основатель гештальт — терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница — это два основных понятия данного направления. Контакт — процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода — нам нужна пища. Жизнь абсолютно любого человека — это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события.
Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе — все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. Техника гештальт-терапии Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми. Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности со своими эмоциями — со страхом, беспокойством. Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения — что происходило с вами.
Техника игры: Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул — для воображаемого «участника» вашего собеседника , а другой стул — ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности. Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности. Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.
Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства. Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия.
Расскажите немного о том, как она работает? Здесь важно знать, что все наши проявления, реакции, эмоции возникают в теле и там же сохраняются. Слышали такое понятие, как телесная память? Человек может забыть, что с ним что-то происходило.
Травматичное событие могло произойти в его младенчестве, когда в силу недостаточно развитого мозга и психики он мог просто не осознавать, что случилось. Но тело все помнит. Подготовка в области телесной терапии помогает мне строить терапевтические гипотезы в работе. А в жизни — избегать ненужного напряжения в отношениях или, наоборот, поддерживать близких, кому эта поддержка нужна.
Когда ты понимаешь природу того, что происходит с человеком, тех проблем и ограничений, с которыми он сталкивается в себе, тогда бережливее к нему относишься. В процессе терапии я много внимания уделяю телесным проявлениям и привлекаю к ним внимание клиентов. Бывает, человек, рассказывая что-то, меняется, начинает сутулиться, горбиться, у него вдруг сжимаются руки, появляется какое-то движение. В гештальт-терапии есть целое направление — работа с телом.
Я отношусь к нему с большой любовью. Это всегда как музыка, как рождение чего-то нового, когда клиент через тело начинает осознавать свои подавленные эмоции, выражает их, вдруг вспоминает, с чем связано то, что он проживает телом. Более того, многие гештальт-эксперименты завязаны на теле. Например, я могу предложить клиенту выразить что-то движением или усилением действия.
Можно сказать, это прямой путь к эмоциям, к спрятанным, зажатым переживаниям. Есть такой феномен: неосознанное членовредительство, когда с человеком постоянно что-то происходит. То он ломает ногу, то руку, ударяется одним и том же местом. Все это — сигналы.
Бессознательное что-то хочет нам сказать через тело. И это то, с чем можно работать для разрешения внутренних проблем клиента. Хочется у увлеченного своим делом человека спросить: что кроме психологии во всех ее проявлениях Вас наполняет? Я люблю шить одежду, и когда у меня выдается свободное время, занимаюсь этим.
Создаю простые и комфортные вещи. Могу по итогу их даже не носить, но сам процесс меня вдохновляет. Шитье для меня — медитация. Погружаясь в этот процесс, я отключаюсь от всего, и тоскую, когда не хватает времени сесть за машинку.
Второе хобби — декупаж. Люблю украшать вещи. Недавно появилось новое увлечение: роспись по ткани. Мне нравится придумывать какие-то образы, использовать подручные средства, штампы, трафареты.
Сначала рисуешь основу и потом с этим играешь: что-то дорисовываешь, где-то дополняешь цвета. Что еще дает мне мощный ресурс? Встреча с группами. Будучи преподавателем в университете, я получала огромное удовольствие от работы со студентами.
Это был настоящий взаимный обмен, после которого хотелось творить, становиться лучше, читать, узнавать новое. Семья — это априори. Здесь я черпаю много энергии, общаясь с детьми, мужем, родителями, сестрами. Очень вдохновляют встречи с друзьями.
После них хочется творить. Удивительно, но здесь в Саудовской Аравии я нашла замечательную подругу — очень близкого по духу и уникального человека. Если честно, в моей жизни очень много людей, про которых я могу сказать: потрясающий, уникальный, талантливый, необыкновенный. Не знаю, моя ли это индивидуальная особенность или приобретение, появившееся благодаря гештальт-терапии, — замечать прекрасное в других.
Бережно и внимательно. Мы живем здесь почти пять лет по причине работы мужа. Он — ученый, математик — был приглашен в один из крупнейших вузов Саудовской Аравии King Abdullah University of Science and Technology. Для меня жизнь в другой стране — что-то совершенно новое и вдохновляющее.
Особенно удивительно то, что я, автор диссертации, тема которой связана с межкультурным взаимодействием, оказалась в университетском городке, где живут представители более чем 140 стран. Детям здесь тоже прекрасно. Обучение проходит в школе с международной программой. Атмосфера очень дружественная.
Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом. Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни.
Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным».
В процессе реализации методики иногда получаются неплохие рассказы. Ну и, наконец, можно приложить усилия и отыскать человека, ставшего причиной терзаний, чтобы поблагодарить, извиниться или выполнить обещание, даже если кажется, что о нем уже никто не помнит. Либо сделать то, что всегда хотелось, но не представлялось возможным: пусть это и покупка велосипеда или уроки музыки.
В конце концов, быть взрослым хорошо именно потому, что можно поступать, как хочется, не спрашивая разрешения у родителей. Как понять, что техника сработала? Если гештальт закрыт, человек спокойно реагирует на ситуации и людей, которые напоминают ему о прошлом.
Пропадает необходимость что-то доказывать и делать «назло». Приходит чувство облегчения и гармонии с собой. Все гештальты закрыть невозможно.
Пока человек жив, они будут время от времени формироваться. Но навык заканчивать дела и расставлять все точки над «i» позволяет жить здесь и сейчас. И делать это максимально счастливо.
Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
У терапевтической сессии — тоже. Первый этап гештальт-сессии — ориентировка. По сути, на этой фазе терапевт работает с феноменами клиента — с его представлениями, его картиной происходящего, его чувствами и переживаниями, ожиданиями по поводу терапии. Пока терапевт не прояснил, куда двигаться, он внимательно наблюдает, слушает, чувствует, расспрашивает.
Иногда эта фаза длится несколько встреч, иногда — буквально минуты. Но она — начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними. Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент.
Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее. И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни. Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными.
Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т. В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика.
Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю. Приведем пример супервизируемой работы.
Я хочу поговорить с тобой о моей внешности… Т. Со мной?
Человек ориентируется в своих потребностях благодаря чувствам и эмоциям, а удовлетворяет потребности благодаря взаимодействию с внешним миром.
Таким образом, на протяжении всей жизни, по мере взросления, каждый из нас вмешивается в процесс саморегуляции. Например, маленький ребенок зависит полностью от взрослого. Его основная биологическая потребность — любовь со стороны взрослых.
Поэтому они могут легко поменять себя ради того, чтобы мамочка не злилась, не плакала и давала вовремя покушать. Вот такой простейший пример. Однако, этот пример ужасен.
Все потому, что ребенок с пеленок, привыкший подстраиваться под ситуацию, которая ему неприятна, так или иначе, убивает в себе способность ориентироваться в жизни с помощью своих чувств. Спустя время, малыш взрослеет, становится взрослой полноценной личностью. Все бы хорошо, но… Он расщеплен.
Из него в лучшем случае вырастает эгоист, которому очень важно, что хочет он. Рассмотрим несколько путей Человек игнорирует собственные потребности. Так как его потребности ведут к опасности и боли.
Он боится чего-либо хотеть, так из-за него кому-то может стать больно. Он приходит к выводу, что лучше тогда ничего не хотеть вовсе. Со временем чувствительность у ребенка совсем пропадает, и уже во взрослой жизни у него начинают появляться проблемы: он не может различить собственных желаний от чужих.
Человек пытается любыми путями избегать возникновение своих потребностей. Он их знает и чувствует, но избегает, чтобы они удовлетворились. Порой он сам может этого не замечать.
А подсознательно он будет: - пугать себя различными рода фантазиями. Иногда они основаны на личном опыте, иногда на чужом. При этом могут быть следующие отговорки: «Воспитанные люди себя так не ведут» или «Так некрасиво».
Вести странные диалоги внутри себя, вместо того, чтобы высказать свое недовольство окружающим. Человек полностью игнорирует собственные чувства либо подавляет их, не давая волю эмоциям. Однако, постоянно держать контроль над своими чувствами совсем непросто.
Рано или поздно они накапливаются и словно снежный ком, могут обрушиться на окружающих в самый неподходящий момент. Это не означает, что можно наплевать на мнение других людей и вести себя эгоистично по отношению к ним. Крайности тоже неуместны.
Вся проблема заключается в том, что человек, в большинстве случаев, живет стереотипами, то есть так, как живут другие. Все комплексы и формы неправильного поведения закладываются в нас еще в самом раннем детстве.
На самом деле он просто раз за разом совершает одну и ту же ошибку, не замечая этого. Что значит «закрыть гештальт» По словам Марины Ионычевой, гештальт как процесс имеет свой цикл развития, от начала к середине и до конца. Можно сказать, что каждые новые отношения — это открываемый гештальт: они имеют начало, какую-то середину и обязательно должны иметь завершение. Закрыть гештальт означает довести какую-то жизненную ситуацию до завершения Психолог подчеркнула, что «завершение гештальта» — это проживание чувств, которые долгое время были невыраженными и мешали спокойно жить, это чувство облегчения и освобождения, возможность строить отношения не по привычным сценариям, а более осознанно, выбирая то, что хочется, а не то, что «надо» или «привычно». Современные психотерапевты не закрывают гештальты.
Это скорее понятие, которое стало популярно в медийной среде. Она открывает возможность для того, чтобы пробовать что-то новое в той области, с которой уже долго связано ощущение замкнутого круга. Когда ситуация разрешается, человек чувствует облегчение. Это и называют «закрытым гештальтом». В процессе работы исследуем установку «надо выйти замуж поскорее», а за ней тянутся негативные убеждения о себе — «я недостаточно хороша для хороших мужчин». В процессе работы нам удалось отследить эти мысли, оказывается, клиентка переняла их от матери. Благодаря терапии женщина начала выбирать более подходящих людей в свое окружение и пересмотрела свои взгляды на замужество как на единственный способ реализоваться Марина Ионычевагештальт-терапевт Можно ли закрыть гештальт самостоятельно По словам Юлии Ананьевой, самостоятельно человек может проработать какие-то несущественные моменты.
Если речь идет о глубоких травмах, лучше обратиться к психотерапевту. Если за открытым гештальтом прячется болезненная ситуация или серьезная утрата, человек самостоятельно не пойдет в свою травму, если он, конечно, не мазохист.
Из моего самоуничижения я жутко волнуюсь, что придут и разоблачат мою безграмотность, туповатость, увидят мое заискивание перед публикой, где я буду сдерживать свою искренность и прятаться за маской эксперта, каким даже, наверно, не смею себя называть. Пригласили же, надо как-то быть эффективной и подать все вкусно, а главное профессионально, ведь придут такие умные люди, коллеги. Ну, я тоже психолог и вроде неплохой, даже думаю крутой иногда, хотя - не знаю. Я мало что знаю, но и имею достаточный опыт проведения групповых мероприятий. Так бурлит во мне моя тревога , состоящая из тщеславия и самоуничижения, раньше еще смачнее было.
Я предполагаю, что через подобные душевные терзания проходят многие профессионалы, и наш брат психолог в их числе несомненно. Мне захотелось поисследовать этот феномен глубже, обсудить его с Вами, уважаемые коллеги, не для того, чтобы найти противоядие от этих чувств, а обнаружить и подтвердить, если хотите, что переживание тщеславия и самоуничижения на терапевтическом пути есть важный этап, который обогащает опыт и формирует цельную идентичность человека помогающей профессии. До встречи в психологической беседке! Происходит легкая, ресурсная работа, где клиенту становится легче, он наполняется силой и радостью от эффективности процесса. И так продолжается некоторое время, пока не происходит остановка, где сопротивление не пускает дальше, и терапия замедляется, сходит на нет и клиент покидает поле поиска. Так бывает, что терапевт, работая собой, не впускает в контакт некоторые части себя, которые считает раненными, недолеченными, боясь навредить, войти в слияние с клиентом на общей теме. Можно предположить, что терапевт включает в контакт только часть себя, которой доверяет, тем самым, не приходя на встречу цельным, а только своей «хорошей, теплой, принимающей, бережной и т.
И тогда теряется возможность увидеть в клиенте глубину, где как раз прячется его ядро , его Самость во всех цветах. И в белых, и в черных. На мастерской «Тень терапевта» мы попробуем встретиться с теми частями себя, которые прячем в терапевтической работе с клиентом, но которые могут быть очень нужны в моментах ступора, сопротивлений, и также для рождения новых интервенций, продвигающих на пути исцеления души.
Как понять, что гештальт не закрыт
- Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
- Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
- Читайте также
- Что такое гештальт-терапия?
Примеры незакрытых гештальтов в отношениях
- Навигация по записям
- Что такое гештальт и как его закрыть
- Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии
- Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии
- Школа гештальтпсихологии
- Please wait while your request is being verified...
Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций.
Что такое гештальт и как его наконец закрыть
Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. "Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту. Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя. Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. Психология и коучинг.
Гештальт-терапия, что это и кому подойдет?
Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет. Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т. В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах. Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов. Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение.
Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты. То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта. И человек по ходу процесса делает множество выборов. Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть. Но до обеденного перерыва — еще полчаса.
Почему у нас такой жесткий график? Может, подключить профсоюз и поменять условия труда? Или съесть припрятанное яблоко? А хватит мне яблока? Насколько я голоден? Да, кажется, слона бы съел! Тогда придется подождать.
Эх, мне бы стейк! В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки! Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую. Но все мои коллеги ходят в ресторан. Что делать, если они позовут с собой?
Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе. Но у меня только яблоко и два бутерброда. Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал. Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит! По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить.
Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта. Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения. Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы. Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром.
В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности. Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино. А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит.
Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада. Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил. Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван. Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта.
Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас. Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования. Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус.
Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие. Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта.
В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа. Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими.
От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль. Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом». Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения.
А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция. В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные. Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца.
Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей.
Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди?
Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции. Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам.
Но ведь книга Эрика Берна для пятнадцатилетнего возраста не проста...
Наверное, мне не все было понятно, но из-за того, что я много читала, мне не пришлось через нее продираться. Берн пишет хорошим, понятным языком, описывает модели человеческого поведения, которые я наблюдала в жизни. При первом прочтении она меня не слишком впечатлила, а вот после Эрика Берна я к ней вернулась, было сложновато, но интересно. Потом приступила к Эриху Фромму. Книга с его самыми известными эссе «Лечение от любви», «Бегство от свободы» — до сих для меня настольная. Время от времени перечитываю, каждый раз нахожу там что-то для себя, будто все глубже и глубже проникаю. И еще одно из первых впечатлений — это «Человек и общество» Эрика Эриксона про динамику возрастного развития человека.
Тоже до сих пор с удовольствием ее открываю. Несмотря на то, что все главы читаны-перечитаны, всегда нахожу что-то новое. Очень интересный феномен. Довольно долго работая в университете, в то время я была больше погружена в социальную психологию, этническую психологию, в психологию семейных отношений. До встречи с гештальтом получила дополнительное образование как раз по семейной системной терапии. А в 2008 году попала на семинары к Александру Рязанцеву сегодня — директор одного из институтов в Санкт-Петербурге. Я познакомилась с ним как с системным расстановщиком, а о том, что он гештальт-терапевт, узнала позже.
В итоге взгляд сфокусировался на гештальте, и когда Александр предложил набрать группу для обучения этому подходу, я с радостью откликнулась, стала организатором, набрала людей. К третьему занятию количество участников уменьшилось, из-за чего тренеру стало нерентабельно ездить к нам. Однако идею я не бросила, обратилась к своему коллеге по университету, Лифинцеву Дмитрию, который и стал моим учителем на долгие годы. Благодаря ему я пришла в гештальт устойчиво, осталась и продолжила самосовершенствование в этом направлении. Причем, Дмитрий тогда открылся с другой стороны, не просто как коллега по кафедре, а как гештальт-терапевт, и стал для меня проводником и опорой в этом пути. К большой радости, он согласился принять участие в нашей программе «Гештальт-подход в психологическом консультировании» и будет вести одну из важнейших, на мой взгляд, дисциплин «История гештальт-терапии», которая помогает студентам понять истоки и основу направления, в котором они собираются двигаться. Давайте поговорим про сам подход.
В описании программы есть три принципа гештальт-терапии — осознанность, актуальность и ответственность... Само слово «гештальт», которое гештальт-терапия взяла из гештальт-психологии, в одном из переводов означает «целостный образ». А ключевая идея гештальт-терапии заключается в том, что человек — одно целое с миром, единство психики, тела и того опыта, который он проживает. Для меня терапия, работа с клиентом — это путь от точки А, в которой мы встречаемся, в точку Б, где клиент достигает целостности. Человек приходит с одним опытом, не очень осознанным, не очень понятным, наполненным интроектами. Интроекты — насаженные извне убеждения, к которым человек пришел не сам и, несмотря на их возможную неэффективность, несет их с собой по жизни. А в ходе терапии у него формируется новый опыт, восстанавливающий его целостность.
Второй важнейший принцип гештальт-терапии — это осознанность. В процессе терапии гештальт-терапевт помогает человеку осознавать, что с ним происходит, что он чувствует, как его тело реагирует на какие-то слова, события. И это осознание дает возможность двигаться к изменениям, потому что пока ты чего-то не замечаешь, этого для тебя не существует. И именно здесь встает вопрос про ответственность. Узнав что-то о себе, придется принять решение: либо менять ситуацию, делать жизнь более свободной, счастливой, либо оставлять все как есть. Гештальт-терапия — это терапия свободного человека. Потому что, когда ты понимаешь, к чему приводит каждое твое решение, ты берешь за это ответственность и становишься более осторожным, осмотрительным, внимательным, четче выстраиваешь отношения, точнее понимаешь свои границы и ограничения.
Чем больше ты осознаешь, тем более широкий у тебя формируется взгляд на мир, тем перед тобой больше путей и выборов. Тогда ты сам — кузнец своего счастья, ты сам — строитель своей жизни. Возможно, это звучит слегка пафосно и отчасти банально, но это так. И именно за это я люблю гештальт-терапию. И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами.
Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина. В первом случае может быть достаточно несколько сессий. У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии. Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года. Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно.
Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы. И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения. Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта.
Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.
Мы думаем, многие из вас сталкивались с таким понятием, как гештальт. Но далеко не все правильно понимают его значение. Давайте вместе восполнять пробелы в знаниях. Определение Гештальт простыми словами — образ, состоящий из нескольких самостоятельных элементов, воспринимаемых человеком как единое целое. Наше восприятие обладает уникальной способностью связывать воедино отдельные объекты и создавать из них нечто новое. Эта способность значительно облегчает жизнь. Например, с помощью нее мы легко распознаем знакомые лица. Для этого нам не нужно разглядывать нос, рот, глаза человека по отдельности. Мы воспринимаем лицо целиком. В роли гештальта часто выступает определенная последовательность действий, которую мозг стремится завершить. Незакрытый гештальт — это обычно какая-то ситуация, воспринимаемая нами как незавершенная. Например, кто-то нагрубил вам в очереди на почте, а вы не смогли ему достойно ответить. И целый день теперь обдумываете эту ситуацию, прокручиваете в голове, ищете подходящие слова. Это пример того, как незакрытый гештальт заставляет нашу энергию утекать в никуда и мешает нам сосредоточиться на действительно важных вопросах. А вот другой пример — положительный. Вы погладили рубашку, отвлеклись на посторонние мысли и забыли выключить утюг. Хоть сознательно вы этого и не заметили, но мозг зафиксировал, что привычная для него последовательность действий оказалась незавершенной. Выйдя из дома, вы почувствовали сильную тревогу и дискомфорт, что в итоге заставило вас вернуться. Для чего психике нужен гештальт Гештальт помогает человеку удерживать в памяти незавершенные дела. Расскажу вам интересный случай из жизни двух великих психологов. Как-то один из основателей гештальт-психологии Курт Левин и его ученица Блюма Зейгарник зашли в кафе в центре Берлина. Их внимание привлек официант — молодой энергичный парень. Девушка заметила, что он не пользуется блокнотом, а все заказы держит в уме. Когда парень подошел к их столику, Блюма сделала ему комплимент по поводу его памяти. Он ответил, что никогда ничего не записывает и все прекрасно помнит. Тогда девушка попросила его воспроизвести заказ, сделанный посетителями, которые только что ушли. К своему удивлению, парень не смог вспомнить содержимое заказа, хотя обслуживал людей совсем недавно. На основе этого наблюдения был сделан вывод о том, что память бережно хранит незавершенные дела, а завершенные тут же вычеркивает. Мы постоянно пользуемся этой невероятно полезной особенностью психики.