Икона Крещения Иисуса Христа. Так почему же Господь наш Иисус Христос крестился от Иоанна в 30 лет? Как Иисус Христос мог крестился, если христианская религия возникла после его смерти на кресте? Господь наш Иисус Христос действительно Сам никого не крестил. Это прямо и подтверждает Евангелия словами: "хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его. А после того, как Иисус Христос попросил его крестить, Иоанн Предтеча возразил, заявив, что не может этого сделать, ведь перед ним стоит истинный Бог.
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
С купаниями разобрались. А что же сама крещенская вода? Еще в древней Церкви были замечены ее особые животворящие и исцеляющие свойства. Но я не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую тех, кто ближе к нашему, полному скепсиса времени. Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий, на долю которого выпала жизнь в крайне трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. Когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял с молитвой принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час, считая это сильнейшим лекарством. Святые советуют чаще прибегать к целительной силе святой воды Два раза в год - в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня Богоявление - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма "агиасма" по-гречески значит "святыня". Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "... И даждь ей благодать и избавления, благословение Иорданово... Кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих.
В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Фото: GettyImages Но все-таки вода, даже и святая, о которой так много говорят в эти зимние дни, не главное. В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета. К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый для учителя веры, - Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию.
Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием.
Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит. Евангелие Мф. Великое Водоосвящение.
В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой греч. Великое освящение воды символизирует собой примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода, тем самым, является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день праздника освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя.
Каноническое основание Великому освящению воды положено в древнем христианском памятнике «Апостольские постановления», где заложено начало не только самому священнодействию, но и прослеживается наличие молитв освящения. Кроме «Апостольских постановлений», свидетельства о совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня можно найти св. Василия Великого, св. Епифания Кипрского, Феодора Чтеца. В древности, до IV — V вв. Затем уже и вся полнота Православной Церкви восприняла эту традицию и теперь почти в каждом храме совершается крестный ход «на Иордань», где совершается освящение воды. Освящение воды в день навечерия совершается в храме.
А в день самого праздника Крещения Господня, по окончании литургии бывает крестный ход «на Иордань» с пением церковных песнопений. При освящении воды, после паремий, Апостола, Евангелия, относящихся к празднику Крещения, читается молитва на освящение воды и совершается троекратное погружение креста в воду при пении тропаря праздника. Великую Агиасму Церковь употребляет для окропления домов, храмов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, а также для других нужд. Иоанн Златоуст так говорит о воде, освященной в праздник Крещения Господня: «В этот день Христос крестился и освятил природу воды. Потому-то и приносит народ в полночь этого праздника сосуды для воды, черпает ее и хранит на целый год, потому что именно ныне вода освящается и совершается очевидное чудо, так как, несмотря на продолжительность времени, природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей и после сколького времени равняется только что почерпнутой из источника» Св. Беседа о крещении. Святой Епифаний Кипрский выводит основание древнего обычая черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления.
Этим повторяется чудо претворения воды в вино, совершенное Иисусом Христом в этот день.
Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
Евангелие от Матфея, гл. Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января 19 янв. Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил показал Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя.
А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.
Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощенным Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? На это Спаситель ответил следующее: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» Мф 3:15. В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов: во-первых, Иисус Христос, как рожденный в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле — просто следовать воле Божьей.
Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди. После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук.
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус
Они же есть живые уроки, поучающие нас жизни истинно христианской, так как имеют непреходящее духовное значение, каждый из них имеет силу к возбуждению в нас веры, благоговения и благодарности к Богу. Над всеми христианскими праздниками возвышается один, величайший — Пасха, Воскресение Христово; далее по значению, согласно Церковному Уставу, следуют 12-ть великих праздников, которые для удобства названы «двунадесятыми» от церковно-славянского слова «двунадесять», что в переводе на современный русский значит: «двенадцать». В число двунадесятых главных праздников Православной Церкви входит и ныне отмечаемый нами Господский праздник, который в Церковном календаре называется так: Святое Богоявление. Праздник один, но празднуются им два события, потому и двойное название. В повседневной своей речи люди называют этот праздник просто и сокращённо: Крещение, ставя на первый план событие Господня Крещения, как более понятное оно и произошло раньше на несколько минут. Господь наш и Бог, вочеловечившийся Спаситель мира Иисус Христос крестился, как обычный человек, в реке Иордан от пророка Иоанна Крестителя — вот одно празднуемое событие.
Во время Крещения совершилось явление Бога Троицы — это второе событие праздника. Об этих величайших событиях говорится во всех четырёх Христовых Евангелиях, главных святых книгах христиан: от Матфея гл. Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы, с юных лет жил в пустыне, проводя время в посте и молитве. Когда ему исполнилось 30 лет, Бог повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение. Услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его.
Иоанн требовал от всех искреннего покаяния и исправления греховной жизни добрыми делами. Кто верил его словам и каялся в грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, поэтому он называется Крестителем. Предтечей же назван потому, что пришёл к людям перед Христом, приготовить путь для Него в сердцах людей - ко Христу человеку можно придти только через покаяние и исправление себя. Потому Креститель Иоанн зовётся ещё проповедником покаяния, и нам ценен тем, что учит покаянию и ручается перед Господом за тех, кто к нему обращается с молитвой. Крещение от Иоанна означало, что как тело омывается водой, так и душа человека кающегося и уверовавшего во Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов и тем достойна Его Царствия.
Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» это значит: крещение Христово будет опалять ваши грехи, как огонь, и подавать вам дары Святого Духа. В то время, когда Иоанн проповедовал и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он также пришёл на реку Иордан, чтобы получить крещение.
Также в данном апокрифическом тексте указывалось, что Иисус «лобзал уста» Магдалины. Иисус Христос и Мария Магдалина После казни на Голгофе Мария стояла вместе с Богородицей у креста, она же рано утром пришла к гробу Иисуса, чтобы помазать миром благовонным маслом его тело. Однако ангел сообщил, что Христос воскрес.
Она побежала рассказать о случившемся апостолу Петру, думая, что кто-то украл тело, но вернувшись, увидела Спасителя мира, объявившего ей, что он восходит к Отцу. Смерть и воскресение Последние события, принесшие господу эмоциональную и физическую боль, причисляют к его страстям. Среди них: торжественный вход в воскресенье в священный город, когда он въехал в него на осле символе мира , встреченный горожанами, устилавшими его путь пальмовыми ветвями. А в среду Иуда предложил представителям высшего религиозного учреждения — Синедриона — предать его за 30 монет; в четверг пасхальная трапеза с апостолами Тайная вечеря , где он преподал им величайший пример любви и смирения, омыв их ноги, предсказал предательство одного из них и судьбу мира, а также установил обряд Святого Причастия; молитва в Гефсиманском саду, где просил Отца избавить его от предстоящих страданий; арест стражниками, ворвавшимися в сад вместе с Иудой. Предатель поцеловал и тем выдал им своего учителя.
Поздно ночью его приговорили к смерти, признав виновным в богохульстве; подтверждение в пятницу римским наместником Пилатом несправедливого наказания. Вначале он не нашел вину праведника, заслуживающей казни, и с целью спасти невиновного, предложил его амнистировать ради праздника. Но народ, собравшийся на площади, выбрал для помилования вместо безгрешного Богочеловека убийцу Варавву. Тогда Пилат приказал подвергнуть его избиению в надежде, что толпа, увидев его окровавленным, смягчится. Но желаемого не произошло, и он утвердил вердикт.
Примерно в полдень Спасителя отвели на Голгофу и распяли на кресте. Предсмертные страдания его длились около 6 часов. Когда же он скончался, земля сотряслась и погрузилась во тьму. Распятие Иисуса Христа Иудейский старейшина Иосиф из Аримафеи вместе с еще одним приверженцем учения Христа с позволения Пилата снял господа с креста и похоронил в принадлежавшей ему гробнице, прорубанной в скале. На 3 день после гибели Сын Божий воскрес.
И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии. На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий. На Крещение совершали великое водосвятие.
Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга.
Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов.
Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби иордани не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб: «Праздник Трех царей волхвов , или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной.
Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты abbates , епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи.
Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков.
В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож». Святая Крещенская вода Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой».
Явление «Света Неприступного» в верованиях православных сопровождается сверхъестественным и мистическим изменением и освящением всего, к чему этот Свет прикасается, — духовной и физической природы мира в целом, воды, душ и тел крестящихся людей, и т. Поэтому сегодня неотъемлемой частью православного празднования Крещения является ставшее уже популярным в народе практическое исполнение крещенских обрядов: проведение крещенских литургий на берегу рек и водоёмов, троекратное погружение в крещенскую купель, освящение воды и т. По убеждениям православной церкви, Иисус Христос, погрузившись в воды Иордана, «заложил» возможность духовного обряда «водосвятия», поэтому накануне праздника вода освящается в православных храмах, а непосредственно в день праздника Богоявления обряд освящения совершается в отношении вод открытых рек и водоёмов. К слову сказать, сегодня православным священством и теологами всё чаще пересматривается опыт активного ежегодного «обрядового» крещения, столь популярного в народной среде. Уже открыто можно услышать мнение православных иерархов о том, что «обрядовое» ежегодное крещение есть не совсем библейская рекомендация, а скорее более народная, традиционная практика.
Таким образом, в православной среде снимается напряжённость в отношении ежегодно крестящихся, которые, называя себя православными, по сути таковыми не являются. В церквях евангельско-баптистского братства празднование крещения Господня связано с воспоминанием о том, как был крещён Иисус Христос. Практическое значение крещения как раз находится в осмыслении этого события и поиска возможных сфер применения для нас, как для последователей Мессии. Всю информацию, связанную с фактами и значением крещения Христа, в первую очередь мы ищем не в каких-либо преданиях, сказаниях и народных традициях, а в Святом Евангелии. Евангелисты о крещении Тексты из Евангелий с разных перспектив описывают суть этого Божественного события. Авторы-писатели говорят о Христе, как о Сыне Человеческом, который, уподобившись людям, пришёл к водам Иордана, чтобы, приняв крещение, именно таким образом начать исполнять «всякую правду» Мф. Иисус Христос присоединился к множеству простых людей, пришедших к пророку для крещения. Интересно, что Иоанн Креститель пытается сознательно удержаться от того, чтобы крестить Сына Человеческого. Но Христос при народе говорит ему: «Оставь теперь».
Во-первых, этот ответ указывает на исключительный и временный аспект реакции Христа «на этот раз оставь» , и, во-вторых, собственно на правильность оценки всего происходящего непосредственно самим Иоанном: «Но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его» Мф. Евангелист Матфей Также у евангелиста Матфея крещение Христа мистическим образом сопряжено с грядущими апокалиптическими событиями, которые обязательно будут реализованы в будущем: «Соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнем неугасимым» Мф. Внимательному читателю бросается в глаза существующее пророческое предвосхищение будущих событий. Иоанн знает, что это точно будет, но не знает, когда это будет. Это типично для пророков Ветхого Завета и их посланий. Евангелист Марк Марк более детально подчёркивает видение Иоанна, которое, похоже, было необходимо прежде всего самому пророку: «Увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» Мк. После этого, по описанию евангелиста Марка, Иисус немедленно был ведён в пустыню Мк. Эта сжатость повествования Марка и о событиях крещения, и об искушении в пустыне как бы уточняет и настраивает фокус, более ярко показывая фигуру Христа, как провозвестника Божьего Царства: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» Мк.
Крещение Господне — история праздника
После Крещения от Иоанна в Иордане Иисус Христос начал исполнять миссию и проповедь приближения Царствия Небесного. Праздник Крещения называют Богоявлением, потому что в тот далекий день, когда 30-летний Иисус Христос, не ради своего очищения, как мы, а ради нашего спасения крестился в водах реки Иордан, Отец Небесный явил себя голосом с неба. Зачем крестился Иисус Христос? Христос пришел к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Какого числа Крещение будет в 2024 году и как принято отмечать этот праздник, читайте в материале В Иерусалиме люди хорошо приняли Иисуса Христа, но потом отвернулись от него.
Иисус и крещение
1. Иисус крестился в воде во свидетельство Иоанну Крестителю Рассматривая цели Иоаннова Крещения, мы выяснили, что одной из его целей было явление Христа Израилю. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения. Слова «крещение» (в смысле, обряд омовения, необходимый для принятия в христианство) и «крест» (стало священным столетиями позже распятия Христа) являются родственными только в славянских языках. Праздник Крещения называют Богоявлением, потому что в тот далекий день, когда 30-летний Иисус Христос, не ради своего очищения, как мы, а ради нашего спасения, крестился в водах реки Иордан, Отец Небесный явил Себя голосом с неба. Икона Крещения Иисуса Христа. Перед тем, как Иисус отправился креститься, Господь пришел во сне старцу Иоанну и дал ему наказ крестить всех, кто придет к нему с покаянием.
19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
Он определённо отказался от поведения, которое превосходило, попирало или нарушало бы установленные Им же Самим законы природы. Дело Его жизни должно было быть организовано и исполнено в согласии с законами природы разве что течение некоторых природных процессов могло быть в редких случая ускорено и существующей социальной организацией. Так Иисус избрал программу жизни, которая соответствовала решению не прибегать к чудесам и волшебству. Он мог бы воспользоваться Своими сверхчеловеческими способностями для других, но для Себя — никогда. Евреи ожидали, что Мессия будет творить ещё большие чудеса, чем Моисей, который, якобы, высек воду из пустынной скалы и накормил их праотцев манной в пустыне. Иисус знал, какого Мессию ждали Его соплеменники, и Он обладал всем могуществом и всеми прерогативами для того, чтобы оправдать их самые радужные надежды. Однако Он отказался от такого величественного плана, сулившего могущество и славу. Подобный путь сотворения ожидаемых от Него чудес был для Него возвратом к прежним временам, к невежественной магии и отсталым ритуалам диких шаманов. Возможно, Он мог бы пойти на ускорение законов природы для спасения Своих созданий, но Он не соглашался преступать Свои собственные законы для личной пользы или для внушения благоговейного страха Своим человеческим собратьям. Иисус сочувствовал Своему народу. Он прекрасно понимал, что привело их к ожиданию прихода Мессии, — времени, когда, как считалось, земля будет приносить в десять тысяч раз больше плодов, и одна виноградная лоза разрастётся тысячью ветвей, а каждая ветвь родит тысячу гроздей, а на каждой грозди вырастет тысяча виноградин, а каждая виноградина даст литры вина.
Евреи верили, что Мессия возвестит эру волшебного изобилия. Они давно уже воспитывались на чудесных преданиях и волшебных легендах. Иисус не был тем Помазанником, что явился лишь для умножения хлеба и вина. Он прибыл не для того, чтобы удовлетворять только мирские потребности. Он пришёл, чтобы раскрыть Небесного Отца Своим земным детям, пытаясь убедить их следовать за Ним в искреннем стремлении жить так, чтобы Своей жизнью исполнять волю Небесного Отца. Этим решением Иисус Назарянин показал смотрящей на Него вселенной безумство и греховность превратного использования божественных талантов и данных Богом способностей для личного возвеличения, для чисто эгоистической выгоды и прославления. А в этом и состоял грех предателя Люцифера и его сообщника Калигастии. Это великое решение Иисуса является яркой иллюстрацией той истины, что эгоистическое удовлетворение и чувственное наслаждение неспособно само по себе принести счастье развивающимся людям. Принимая это решение, Иисус сидел в тени у самого края скалы, нависшей над обрывом. Он прекрасно понимал, что может броситься с уступа вниз и не причинит Себе никакого вреда, если только аннулирует Свои решения.
Иисус знал, что Его соплеменники ожидали Мессию, Который был бы выше законов природы. Можно ли было оправдать такое высокомерие, такое попрание установленных Богом законов тяготения, защитой от возможного вреда или же завоеванием доверия у Своего народа, сбитого с толку и усвоившего ложные учения? Понимая всё это и зная, что в Своём собственном поведении Иисус отказывался действовать вопреки установленным Им законам природы, можно не сомневаться в том, что Он никогда не ходил по воде и ничем не нарушал материальный порядок управления миром. Четвёртым решением Иисус постановил не использовать какие-либо из Своих сверхчеловеческих возможностей для привлечения внимания и завоевания преданности Своих соплеменников. Даже тогда, когда Он допускал проявление многочисленных милосердных деяний, сокращавших время, Он почти всегда призывал тех, кто получал от Него целительную помощь, никому не рассказывать об этих благодеяниях. Иисус поистине мудро предвидел, что чудеса и волшебство, внушая людскому разуму благоговейный страх, могут привести только к внешней покорности. Такие действия не могли бы раскрыть Бога, как не спасли бы они человека. Он отказался стать только Чудотворцем. Он решил посвятить Себя единственной задаче: установлению Царства Небесного. Пятым решением Иисус отверг роль освободителя, который явился бы для того, чтобы своей чудодейственной властью повергнуть врагов Израиля и сделать евреев мировыми правителями, не знающими нужды и угнетения.
Иисус знал, что этой мечте не было суждено когда-либо сбыться. Он знал, что путь в Царство Небесное лежит через ниспровержение зла в сердцах людей и является сугубо духовным свершением. Иисус поставил Своей целью завершить Свой земной труд так же, как Он его начал, — в качестве Сына Человеческого.
Они опасались, что неведомый им грех может отсрочить приход Мессии. Они чувствовали себя частью виновной и погрязшей в грехе нации, и приходили, чтобы своим крещением продемонстрировать плоды национального покаяния. Поэтому очевидно, что Крещение Иисуса ни в коей мере не было ритуалом раскаяния или искупления грехов. Принимая крещение от Иоанна, Иисус лишь следовал примеру многих благочестивых израильтян. Когда Иисус Назарянин вошёл в Иордан для Крещения, Он был смертным данного мира, достигшим вершины эволюционного человеческого восхождения во всех сферах, имеющих отношение к овладению разумом и самоотождествлению с духом.
В тот день в воде Иордана стоял ставший совершенным смертный эволюционных пространственно-временных миров. Этот обряд был последним актом чисто человеческой жизни Иисуса на Земле. Когда Иоанн возложил свои руки на Иисуса, чтобы крестить Его, Дух Иисуса обрёл новый статус и предстал перед Ним в зримом виде. И Иоанн, вместе с двумя братьями Иисуса, также услышал эти слова. Стоявшие у воды ученики Иоанна не слышали этих слов, как не видели они явления Духа Иисуса. Только глаза Иисуса видели Его Дух. Да придёт Царство Твоё! Это небесное видение видел только Иисус.
В течение всей оставшейся земной жизни Иисус пребывал в постоянном ещё более глубоком, чем прежде общении со Своим, обретшим новый возвышенный статус, Духом. Когда Иисус крестился, Он не каялся в злодеяниях, не исповедовался в грехах. Во время Своего Крещения Он услышал ясный призыв Своего Отца, окончательное веление исполнить дело Отца, и Он удалился на сорок дней, чтобы в уединении обдумать эти многочисленные проблемы. Этот день Крещения подвёл черту под чисто человеческой жизнью Иисуса. Нужно добавить, что на момент Крещения Иисусу был почти тридцать один с половиной год от роду. Хотя евангелист Лука говорит, что Иисус был крещён в пятнадцатый год правления цезаря Тиберия что должно было бы произойти в 29 году н. Поэтому пятнадцатым годом его фактического правления был именно этот, 26 год н. В этом же году римским наместником Иудеи стал Понтий Пилат.
Во время уединения в горах Переи Он избрал линию поведения и методы для нового, изменившегося этапа Своей земной жизни, к которому Он собирался приступить. Иисус удалялся не для поста и утешения Своей души. Он не был аскетом. Он явился, чтобы навсегда положить конец всем подобным представлениям о приближении к Богу. Причины, по которым Он искал уединения, принципиально отличались от тех, что двигали Моисеем, Ильёй и даже Иоанном Крестителем. Иисус желал удалиться для спокойных размышлений, продумать планы и определить методы Своего общественного труда на благо Земли и всех остальных миров Своей вселенной. В течение всех этих сорока дней уединения Иаков и Иоанн Зеведеевы продолжали искать Иисуса. Не раз они находились поблизости от места Его обитания, но так и не нашли Его.
Первым решением Иисуса в горах было не учить одновременно с Иоанном Крестителем. Он собирался оставаться в относительном уединении до тех пор, пока труд Иоанна не достигнет своей цели или же пока Иоанна не заставят замолчать внезапным заключением в тюрьму. Иисус хорошо знал, что вскоре бесстрашные и дерзкие проповеди пробудят в гражданских правителях страх и враждебность. Согласно Своему плану Иисус не должен был оставлять после Себя на планете каких-либо записей. Впредь Он писал только на песке.
Кстати, ветхозаветное обрезание также является прообразом христианского новозаветного Таинства Крещения.
В то время, когда Иисусу исполнилось 30 лет, в Иорданской пустыне близкий приход Спасителя проповедовал Иоанн Креститель. В знак покаяния и очищения от грехов он крестил тех, кто к нему приходил, в водах Иордана.
Погружение человеческой природы в воды со Христом в К. Посредством К. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Связь между К. Григорий Богослов открывает праздничное послание в этот день увещеванием: «Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти! Однако, по мнению свт. Иоанна Златоуста, К. Вместе с тем К.
Что было с пасхою, то же происходит и с крещением. Как там Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало, так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» Ioan. XIII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Крещение Господне. Екатерины на Синае Описание К. Троице Aug. В контексте полемики с гностиками, к-рые утверждали, что в момент крещения Всевышний Спаситель сошел на человека Иисуса напр. VII 23. III 17.
III 9. Дух сошел на Него, чтобы обозначить переход Его дара от иудеев к новому спасенному во Христе народу Ibid. В контексте полемики с арианами, к-рые использовали евангельский рассказ о К. Афанасий Александрийский отмечал особенность этого события: Иисус был освящен Духом не в Своей божественной природе, но в человеческой: «... Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св. Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св. Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К. In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св.
Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact. IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св. Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист. I 204; Lact. IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер. Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч. Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т.
Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr. Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg. Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg. Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К. Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ.
Возможно, прибавление этих элементов к описанию К. Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св. В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide. De Nativitate.
Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К. Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении... Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К. Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К.
Востока - из Египта, Сирии и М. В традиции Церквей этих регионов 6 янв. В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. XII в. Екатерины на Синае О дате праздника К.
Согласно первой, которая известна как гипотеза «Школы истории религий», христ. Ефрема Сирина сообщается, что Христос родился в 8-й день до январских ид и спустя 13 дней после зимнего солнцестояния, т. Епифаний сообщает, что в Александрии, Петре и идумейской Элусе 6 янв. Если допустить, что египетская дата 11 тобе изначально при старом подвижном календаре - в 27 г. Эта гипотеза была выдвинута Г. Узенером и поддержана Х. Лицманном, К. Баумштарком и в особенности Б. Боттом см. По поводу 6 янв.
Епифаний Кипрский упоминает также другой егип. В связи с этим Епифаний отмечает, что 6 янв. Литургическое чтение, посвященное чуду в Кане, зафиксировано в егип. Лекционарии V в. Феномен обретения водой в источниках вкуса вина засвидетельствован также Плинием Старшим в «Естественной истории» Plin. II 106 , но он не сообщает, в какой именно день это происходило.
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял с молитвой принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час, считая это сильнейшим лекарством. Святые советуют чаще прибегать к целительной силе святой воды Два раза в год - в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня Богоявление - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма "агиасма" по-гречески значит "святыня". Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "... И даждь ей благодать и избавления, благословение Иорданово... Кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Фото: GettyImages Но все-таки вода, даже и святая, о которой так много говорят в эти зимние дни, не главное. В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета.
К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый для учителя веры, - Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию. Как свидетельствовал историк Иосиф Флавий, "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве". Покаявшиеся, в знак очищения, принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение, и подобно тому, как человек, погружаясь в воду, очищает тело от грязи, так и раскаяние очищало душу от скверны греха. В то время все жили ожиданием прихода Спасителя, поэтому многие решили, что Иоанн и есть Мессия. Но Иоанн говорил, что он крестит водой в покаяние, а вот за ним идет Сильнейший, Тот, Который "будет крестить вас Духом Святым и огнем" - в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь попаляющая всякую греховную скверну.
Праздник этот древний и ведёт своё начало от первых времён христианства. Древними христианами этот праздник отмечался вместе с праздником Рождества Христова, и на это имеется своё основание: Господь Иисус Христос крестился совсем близко от Своего Дня Рождения — действительно, 7 января и 19 января отстоят недалеко. И время от Рождества Христова до Крещения Господня в Русской Православной Церкви издревле считалось святым, праздничным — оно и поныне называется в Церковном календаре: святые дни а в народе: святки , когда нет поста даже в среду и пятницу. Но Господь крестился не в младенчестве, а в возрасте 30 лет.
Праздники Рождества и Крещения со временем были разделены, однако, в них осталось много общего. Крещение Господне, как и Рождество Христово, предваряется Навечерием Богоявления Крещенским сочельником — днём кануна праздника 18 января , который отмечается долгим торжественным Богослужением и строгим однодневным постом. В старину на Руси, как и в Рождественский сочельник, верующие в этот день ели только сочиво — отваренные зёрна с мёдом и говели «до воды», то есть принимали пищу то самое сочиво после освящения воды, сначала, конечно, выпив этой новой святой воды. В наше время канун праздника Крещения Господня 18 января также по Уставу Церкви является строго постным днём. Особенностью праздника Крещения Господня Богоявления было с апостольских времён и есть до ныне — великое освящение воды во всех православных храмах, где бы они ни находились. Исключительной красоты, значения и торжественности чин великого освящения воды берёт начало от святых Христовых апостолов, создан специально только для праздника Крещения и используется однажды в году, но дважды в течение праздника: накануне — 18 января и в сам праздник — 19 января. Таким образом и вода, освящённая в эти два дня — одна. В наше время, когда мы переживаем последствия недавней трагической насильственной оторванности народа от веры и Церкви, и множество людей остаются ещё духовно непросвещёнными, возникло немало новых околоцерковных предрассудков. Один из них — это стойкое поверье, будто вода, освящаемая 18 января — богоявленская, а освящаемая 19 января — крещенская, и что они разные. А иные и сам праздник разделяют надвое из-за его двойного названия.
Не надо этого делать! Давайте жить не по-своему, а по-божьему, как о том и пословица русская говорит: «Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит», то есть по Заповедям Божиим и Церковному Уставу. Почему в Уставе прописано освящать воду в Крещение дважды: накануне праздника и в сам праздник? Обратимся к истории христианской Церкви.
Что это за место: Вифавара? Скорее всего авторы Синодального перевода были под давлением древней традиции, которая пошла от Оригена 1. В одной своих работ он указал, что Иоанн Креститель крестил при Вифаваре. Нам трудно сегодня понять по какой причине Ориген указал именно это географическое место. Сквозь века мы уже и не узнаем было ли это ошибкой Оригена или он имел какое-то доказательство, указывающие на эту локацию. Именно таким образом вошел этот топоним в Textus Receptus.
Где находилась Вифания Заиорданская? По мнению Карла Ланея, до VI-VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега 2. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время предполагаемое место крещения Иисуса находится на суше 3. В связи с этим, все современные места, связанные с крещением Иисуса, которые туристам показывают гиды, являются очень условными и географически неверными. Гиды из Израиля и Иордании указывают разные места крещения Иисуса, одни со своей стороны Иордана, другие со своей. Время крещения Время крещения, как и место, тоже сложно определить. Нам трудно определить не только день и месяц крещения, но и год. По свидетельству Луки, Иисус начал Свое служение сразу после крещения в 30-летнем возрасте. Отталкиваясь от этого внутреннего свидетельства Евангелия от Луки, мы можем, примерно, узнать год, в который состоялось крещение.
Казалось бы, все просто, Иисус крестился в 30-м году н. Но это не так. Почти все современные исследования, доказывают, что нынешнее летоисчисление несколько не точно. Римский аббат, один из "скифских монахов" Дионисий Малый Dionysius Exiguus в 525 году получил задание от Римского Папы Иоанна I составить пасхальные таблицы. В то время основная часть Европы жила по Римскому летоисчислению от первого года правления римского императора Диоклетиана. Дионисию пришла гениальная мысль, он предложил в новых списках считать началом летоисчисления ни годы правления жестокого гонителя христиан, а Рождение Христа. Пользуясь своими знаниями и доступными ему источниками Дионисий Малый установил год рождения Иисуса Христа. При этом Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу, когда Он начинал Свою проповедническую деятельность, было около 30 лет по Евангелию от Луки , что распят Он был в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику исчисления дат Пасхи с учётом солнечного и лунного календарей , он установил, что Воскресение Иисуса Христа приходится на 25 марта 31 года от Его рождества. Его предложение не было воспринято с большим желанием, так как смена летоисчисления несла в себе много трудностей экономического, политического и бытового характера.
Но у этой идеи был хороший провайдер - Церковь, по этой причине в течении последующих двухсот лет, предложенное Дионисием Малым летоисчисление, вытеснило с Европейской территории различные другие локальные и национальные летоисчисления. Но спустя несколько столетий, особенно после развития археологии стали появляться критики Дионисия, находящие в его вычислениях пробелы и откровенные ошибки. Во времена Дионисия считалось, что Иисус с учениками провел не более 1,5 лет. В современном богословии укрепилась мысль, что Иисус как минимум был с учениками 3,5 года. На сегодняшний день в научных кругах принято считать, что монах ошибся на 5-7 лет в своих исчислениях даты рождения Иисуса. Есть несколько свидетельств этому. Ссылаясь на археологические и древние письменные источники мы можем утверждать, что царь Ирод родился в 679 году от основания Рима 74-73 год до нашей эры. Большинство историков настаивают на 4 годе до нашей эры как дате смерти Ирода. Наследники Ирода начинают править именно в 5—4 годах до н. Вторая важная деталь, именно с этой датой синхронизируются события в более широком контексте Римской империи.
Ирод прожил 70 лет, из которых 37 был царём в Иудеи 4. Год его рождения известен, значит можно высчитать дату смерти 74—73 год до н. Из Евангелия мы видим, что Ирод пережил рождение Иисуса. Ирод еще жил, когда Иисус уже родился. Это значит, что Иисус никак не мог родиться 4 года спустя после смерти Ирода, который умер в 4-3 году до нашей эры.
Таким образом, Новый Завет, как и Старый Ветхий Завет; Евангелие, как и вся Библия — это книга, которая содержит истину и говорит об исторических событиях и конкретных исторических личностях. История и археологические открытия подтвердили истину Евангелия Нового Завета и существование центральной Личности — Иисуса Христа. Однако следует напомнить о том, что признание Христа историческим лицом еще не дает нам права на жизнь вечную. Исторический Христос не спасает. Только живой Христос, принятый личным Спасителем, Христос Первосвященник, ходатайствующий на небе пред Отцом, только Христос, пребывающий в нашем сердце Духом Святым, приводит нас к кресту на Голгофу и помогает нам склониться у подножия креста в готовности понести наказание за свои грехи и возненавидеть их. И только Распятый Христос становится Спасителем мира и там, на Голгофе, меняется с нами местами: берет на себя наши грехи и взамен предлагает нам прощение и Свою праведность, чтобы нам жить обновленной жизнью, «распяв своего ветхого человека со страстями и похотями». Только Живой Христос может «спасать приходящих к Нему». Дорогой читатель! Если тебе до сих пор неверие и сомнение препятствовали в принятии Христа как личного Спасителя, если ты стоял перед дилеммой, не миф ли Христос, то теперь ты получил доказательства, что Христос историческая Личность. Он родился, жил и трудился на земле как Мессия. Он был распят, умер и воскрес. Он сегодня ходатайствует за грешников на небе. И это не легенда, не миф! Это реальная действительность! Если ты поверил в это, то прими Его как своего личного Спасителя, Который предлагает тебе жизнь и обновление. Ибо, «если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие больше… Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» 1 Иоан.
Как происходило крещение Иисуса Христа?
Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном и отвергнуты им. Иоанн говорил приходившему креститься от него народу: порождения ехиднины! Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму Лк. Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему меняли свою жизнь: отдавали лишнюю одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованием, не вымогали лишние налоги. Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять Крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Господь успокоил Иоанна и повелел исполнить над Собой то, что исполнял он над всеми приходящими.
Как известно, рождение Иисуса было ознаменовано появлением особенной звезды: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Американский исследователь Роберт МакИвор, исследуя римские монеты в честь Августа, отчеканенные при императоре Тиберии, обратил внимание, что на них изображена рядом с портретом шестиконечная звезда, а на реверсе показан Орел над землей. Он предположил, что это изображение новой звезды в созвездии Орла McIvor R.
Проводил он это таинство в Иордане. Считалось, что таким образом люди смоют грехи и будут чисты от всепоглощающей нечистой скверны. Кроме этого, именно так верующие могли покаяться и стать ближе к Господу Богу. Однажды к Иоанну пришел сам Иисус Христос. Он попросил Иоанна крестить его. Сначала Иоанн отказывался. По его мнению, это была слишком большая честь для него. Однако Иисус объяснил, что все это — воля Бога. Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь. А произошло святое таинство как раз 19 января.
Считается, что вода в храмах в этот день свята. Традиции и запреты светлого дня: Начало празднования Крещения наступает еще 18 января, когда люди собираются дома и проводят вечер в кругу семьи.
Иисус ответил, что так надлежало поступить: «Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог» Матфея 3:15. Существует несколько причин, по которым Иоанн крестил Иисуса в начале Его служения.
Христос собирался начать Свой великий труд, и было уместно, чтобы Его предтеча публично признал Его. Иоанн был «голосом глашатая в пустыне», предсказанным Исаией, который призывал людей к покаянию в ожидании прихода их Мессии Исаии 40:3. Крестив Иисуса, Иоанн объявил всем, что Он был тем, кого они ждали, — Сыном Божьим; тем, кто, как он предсказывал, «будет крестить Духом Святым и огнем» Матфея 3:11. Крещение Иисуса приобретает дополнительное измерение, если учитывать, что Иоанн принадлежал к колену Левия и был прямым потомком Аарона.
Лука указывает, что оба его родителя были из рода священства Аарона Луки 1:5. Одна из обязанностей священников в Ветхом Завете заключалась в том, чтобы представлять жертвы Господу.
Богоявление
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку. История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи. Праздник установлен в честь принесения в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями, которое состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день вспоминают о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился в реке Иордан. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".
Годы рождения, крещения и распятия Христа
Почему же Христос крестился в тридцать лет, и зачем Ему было креститься? Крещение Иисуса Христа Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем так осязательно явил Себя Единый истинный Бог в Троице поклоняемый. Крещение Христа – один из первых эпизодов евангельской истории. Согласно Писанию, когда Иисус достиг тридцатилетия, в Иудейской пустыне проповедовал Иоанн Предтеча (Креститель). 19 января, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Гедеон (Харон) совершили Божественную литургию в Богоявленском соборе города Казани. В то время, когда Иоанн проповедовал и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он также пришёл на реку Иордан, чтобы получить крещение.