26 октября в православных храмах пройдут службы, посвященные обретению Иверской иконы Божией Матери. Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась.
История Иверской иконы
Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями. История почитания Иверской иконы на Руси началась в первые годы царствования Алексея Михайловича Романова (1645–1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий. 25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь – Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом. После молитвы перед иконой Божьей Матери Иверской случались многочисленные чудеса: исцеление хромых, слепых, болеющих.
История Иверской иконы Божией Матери
Цвета также имеют смысловое значение: В Иверской иконе Божией Матери преобладает золотой. Он является символом божественного света, присутствия Бога, его благодати. Желтый цвет в изображениях несет то же значение, что и золотой. Простую краску использовали для написания недорогих икон. Присутствие белого и серебристого цвета символизирует святость, чистоту, добродетель. Оттенки синего являются символом иного мира, мудрости, божественного откровения, небесной чистоты. Оттенки красного — это символ Воскрешения. Они несут тепло, любовь, вечную память.
С другой стороны — это цвет крови и огня, символизирует муки, горе, страдания. В чем помогает Божия Мать всегда являлась защитницей человечества от многих напастей. Ей молятся, делясь болью, радостью, прося защиты, благодаря за чудо. Иверская Божия Мать является чудотворной. Много чудес совершилось при обращении к ней. В монастыре, перед подлинным образом, висит лампада.
По преданию, ее нанес воин-иконоборец. На оригинале иконы, который находится в Иверском монастыре на Афоне, действительно есть изменения красочного слоя, напоминающие запекшуюся кровь. Согласно одному из сказаний, в IX веке во время царствования императора Феофила женщина, проживавшая недалеко от города Никеи, опустила образ Богородицы в море, чтобы спасти его от иконоборцев. А через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пошел по воде и принес икону в главный храм монастыря. Но утром иноки обнаружили ее над воротами обители. Образ вновь перенесли в храм. А утром — вновь нашли его над воротами. Так повторилось несколько раз. Икону решили оставить у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей наименование «Иверская» она получила от имени обители. Первоначально образ находился в киоте непосредственно над входом в монастырь, однако позднее был помещен в часовню у ворот, где и пребывает сегодня.
Можно ее совсем не тушить. Обращение к Богородице лучше начинать с благодарности за то, что имеешь. Затем молиться о своих просьбах. Главное в молитве — это искренность. Она должна идти от чистого сердца, с открытой душой, не по принуждению. Просить можно за себя, семейных, близких. Чтобы сердце было открыто, надо настроиться, подойти к молитвочтению с почтением. Если нет лика святого, можно обратиться мысленно, представив образ Богородицы. Молиться допустимо стоя или на коленях. Перед началом молитвы и по ее завершении надо перекреститься. Во время чтения также можно креститься. Нет строгих правил, как правильно молиться. Разрешено даже своими словами. Произносить молитву стоит вслух или про себя, наизусть или из молитвослова.
Это впечатлило святотатцев, они ушли из дома, но обещали вернуться завтра. Вдова вынуждена была расстаться с обожаемым образом. В тот же день она пошла к реке, помолилась образу и опустила его в воду. Икона приняла вертикальное положение и медленно поплыла по течению. Это событие определило духовный путь сына благочестивой вдовы. Он выбрал служение Богу, постригся в монахи и попал в Иверский монастырь, где и рассказал о явленном ему чуде. Иверский монастырь, Афон. Иверский монастырь расположен на святой земле Афона. Он был построен на месте бывшего храма Посейдона династией грузинских монархов Багратионов примерно в X веке. Понятно, что изначально он был грузинским, но в XIX столетии стал греческим. Примерно через пару веков после описанных событий иноки Иверского монастыря узрели чудо: по воде вертикально плыла икона Богоматери, а над ней виднелся столб пламени, уходящий в небеса. Они хотели спасти святыню из воды, но образ чудесным образом удалялся от подплывающей лодки. Ночью одному из монахов, отшельнику Гавриилу Святогорцу, явилось видение: Царица Небесная повелела пойти и забрать чудесный образ. И что вы думаете? Утром старец прошел по воде, аки по суше, и икона легко далась ему в руки. Чудесный образ поставили в храме и начали неустанно ему молиться. Но как только иноки удалились, образ странным образом исчез, но ушел недалеко: наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она каждый раз перемещалась на врата. Богородица посетила Гавриила Святогорского во сне еще раз. Приснодева сказала, что ее защищать не нужно: она сама желает стать заступницей монастыря, Иверии Грузии и Афона. С тех пор чудесный образ поселился над вратами, где и пребывал под открытым небом до тех пор, пока на этом месте не построили для него персональную часовню. А икона получила альтернативное название: Портаитисса или Привратница. Где находится оригинал Шедевр иконописи и духовная жемчужина всех православных христиан находится на том же месте, куда она изволила явиться почти тысячу лет назад. Тем не менее с чудотворного образа было сделано множество списков, многие из которых почитаются как чудотворные. Несколько «Привратниц», наделенных божественной силой, есть и в России. Это произошло благодаря инициативе архимандрита Никона — он написал письмо в Иверский монастырь с просьбой прислать список в Москву. Иконописец трудился над образом целый год. Все это время он выдерживал строгий пост, вкушая пищу только в выходные дни. В результате живописцу удалось создать точную копию священного прообраза с сохранением его чудодейственных свойств. Образ встречали в Москве с величайшими почестями, молились ему денно и нощно. Впоследствии Иверская икона стала духовным достоянием и защитницей царской семьи, откуда была передана в Новодевичий монастырь, где провела почти три столетия. В годы советской власти обитель закрыли, а на территории комплекса был организован филиал Государственного исторического музея. Иверская Богородица долгое время была приписана к фонду музея, пока не была передана РПЦ на безвозмездной основе. Теперь она доступна для поклонения и почитания.
История Иверской иконы Божией Матери
Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Икона Богоматери Иверской, по словам Самой Пречистой Владычицы нашей Богородицы, была дана афонскому монастырю как хранительница «не только в настоящем, но и в будущем веке». Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. Иверская икона Божией Матери неоднократно помогала братии монастыря в самых трудных ситуациях. Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил.
История Иверской иконы Божией Матери
Огонь является символом веры и радостного благоговейного горения души перед Богом. Лампада зажигается в любое время. Можно ее совсем не тушить. Обращение к Богородице лучше начинать с благодарности за то, что имеешь. Затем молиться о своих просьбах. Главное в молитве — это искренность. Она должна идти от чистого сердца, с открытой душой, не по принуждению. Просить можно за себя, семейных, близких. Чтобы сердце было открыто, надо настроиться, подойти к молитвочтению с почтением. Если нет лика святого, можно обратиться мысленно, представив образ Богородицы. Молиться допустимо стоя или на коленях.
Перед началом молитвы и по ее завершении надо перекреститься. Во время чтения также можно креститься. Нет строгих правил, как правильно молиться.
В царствование императора-иконоборца Феофида 829-842 неподалёку от города Никее жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё и однажды ночью в дом ворвались воины , один из них ударил икону мечем, желая изрубить её на куски.
Удар пришёлся на изображение правой ланиты Пречистой, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей на ней кровью. Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.
Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же её благополучно добрался до Афона и принял там постриг. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы. Прошло много лет, но рассказ об иконе продолжал жить в преданиях афонских иноков. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке IХ-Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием.
Однажды, в огненном столпе, к Святой Афонской горе приплывает по морю икона Божией Матери и становится достоянием Иверской обители.
Желтый цвет в изображениях несет то же значение, что и золотой. Простую краску использовали для написания недорогих икон. Присутствие белого и серебристого цвета символизирует святость, чистоту, добродетель. Оттенки синего являются символом иного мира, мудрости, божественного откровения, небесной чистоты. Оттенки красного — это символ Воскрешения. Они несут тепло, любовь, вечную память. С другой стороны — это цвет крови и огня, символизирует муки, горе, страдания. В чем помогает Божия Мать всегда являлась защитницей человечества от многих напастей.
Ей молятся, делясь болью, радостью, прося защиты, благодаря за чудо. Иверская Божия Мать является чудотворной. Много чудес совершилось при обращении к ней. В монастыре, перед подлинным образом, висит лампада. Если она начинается раскачиваться, значит Богородица посылает предупреждение о грядущей неприятности. Чем сильнее качается, тем большая беда ожидается.
Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий.
Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. Икона будет находиться в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 1648 », «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа.
С вечера до утра иноки творили вместе великое молебное пение, святили воду со святыми мощами и обливали ею Иверскую икону; затем, собрав воду в чашу, облили ею новую доску из кипариса. Снова собрав воду в чашу, служили Божественную Литургию, а потом отдали эту воду лучшему иконописцу. Он смешал святую воду с красками и, выдерживая строгий пост, начал писать икону. В помощь ему, перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». Так появился новый Иверский образ, который ничем не отличался от подлинника. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря ; с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея.
Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа. Поначалу образ пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков и, одержав победу, установил образ в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который имел высокий статус «царского богомолья».
История Иверской иконы Богородицы
Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века). Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.