Новости йемен шииты или сунниты

На севере Йемена 13 января вновь вспыхнули столкновения между шиитами и суннитами. В Йемене в результате вооруженных столкновений между сепаратистами шиитского движения «Хуси» и местным суннитским племенем «Хашид» погибли по меньшей мере 60 человек. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. Шииты более-менее компактно проживают на севере Йемена, в их среде вызрела секта хуситов (по названию самого могущественного там клана Хуси) — более радикальных шиитов, официально именуемых движением «Ансар Аллах».

Кто такие йеменские хуситы и почему они воюют с США и Британией: История и идеология движения

При этом ожидалось, что к коалиции присоединятся такие арабские страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет, однако этого не произошло. СМИ предполагают, что эти государства скорее будут оказывать скрытую помощь коалиции. Бахрейн — заинтересованная сторона Привлекает внимание, что единственной арабской страной, которая вступила в военно-морскую коалицию, стал Бахрейн — самое крошечное среди государств Персидского залива, которое особых претензий к йеменским повстанцам и не имеет. Да, Бахрейн выделил определенное количество военнослужащих и вооружения во время совместной многолетней войны стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ против хуситов. Однако это было больше проявлением солидарности с братьями по Заливу.

В этот раз бахрейнский ВМФ станет участником операции на море против хуситов, в которой отказались принять участие даже ведущие игроки региона — Эр-Рияд и Абу-Даби. Несомненно, данное решение Бахрейна связано с внутриполитическими особенностями страны. Так, большинство граждан Бахрейна — этнические шииты, которые тяготеют к своим религиозным собратьям — хуситам. Кроме того, стоит отметить, что в период "арабской весны" против суннитской власти подняли головы и шиитское население Бахрейна.

Что вызвало гражданскую войну в Йемене? В 2011 году восстание Арабской весны вынудило правителя страны Али Абдаллу Салеха уйти в отставку после трех десятилетий правления. В ходе переговоров стороны подготовили почву для проведения новых выборов. Однако, хуситы отвергли план, появившийся в результате этих переговоров.

В 2014 году правительство снизило субсидии на топливо, что вызвало протесты, и хуситы вытеснили правительство Хади, силы которого сохраняют контроль над восточной частью страны. Иран, где большинство составляют шииты, оказал помощь хуситам, а Саудовская Аравия, где большинство составляют сунниты, поддержало правительство. Насилие опустошило простых еменцев, которые говорят, что между авиаударами, экономическим коллапсом и растущим голодом жизнь стала почти невыносимой. Какую угрозу представляют хуситы за пределами Йемена?

Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами — бедные. В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей, а на юге Индии «черные шииты» были беднее всех мусульман региона. Во всех названных выше странах, кроме Ирана где шииты — единая полиэтническая группа и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе — национальная идентификация. Это явление — историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй.

Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире — кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины — в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, — арабский, а не фарси. Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана с городами Бухара, Самарканд и др. Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры. Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах.

Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран? Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни.

Сходное положение — на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами.

В Сирии — четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы , по две — в Ливане мутавали и друзы , Йемене зейдиты и исмаилиты-мусталиты , Саудовской Аравии имамиты и зейдиты, а кроме того — иностранцы. В Ливане соотношение численности и влияния этноконфессиональных групп существенно изменилось после того, как в 1930—1940-х годах оно было закреплено в конституционных актах сначала автономии, а с 1946 года — независимой республики. Небольшое государство Великий Ливан было создано Францией после Первой мировой войны в рамках подмандатной территории. Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом.

Ядром государства послужил Горный Ливан, состоявший из Земли маронитов исторически — вассального эмирата, во главе которого стоял знатнейший арабский род аш-Шейбани, тайно крестившийся, но официально считавшийся суннитским. Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью. К земле маронитов примыкает область Шуф, где марониты живут совместно с друзами — очень своеобразной синкретической общностью, во главе которой в течение веков стоял феодальный род Джумблат. Отсюда друзы мигрировали в орошаемые дождями горные оазисы южной Сирии: Хауран, Джебель-Друз и др.

Марониты и друзы были горными воинами-земледельцами, с независимостью которых должны были считаться все правители региона. К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья. Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали.

Обе стороны использовали артиллерийские орудия и пулемёты, отмечает агентство. В результате боя погибли более 40 человек. Число раненых не уточняется. Шииты из группировки «Аль-Хуси» сражались против бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха на протяжении 6 лет, скрываясь в пустыне. В 2010 году стороны достигли соглашения о прекращении огня.

Хамас, аль-каида, шииты, сунниты...

В Саудовской Аравии, где правят сунниты, нефть добывают там, где живут шииты. Йемен: последние новости 07:44 мск Lenta. Шииты в Йемене проживают в основном на севере, их число составляет от 14 до 17 млн человек по всей стране. 2. Население Йемена делится почти поровну на шиитов и суннитов, что создает почву для серьезного религиозного конфликта.

«За бочку воды можно навсегда женщину купить». Это дикий Йемен, напавший на Израиль

Хуситы обвиняют власти Йемена в дискриминации шиитов-зейдитов и стремятся к возрождению зейдитского имамата, а также к предоставлению большей автономии северной провинции Саада. Ветеран СВР Безруков назвал последствия ударов по Йемену для морских перевозок. Шииты недовольны тем, что сунниты качают их нефть, но к управлению государством не подпускают. Шииты недовольны тем, что сунниты качают их нефть, но к управлению государством не подпускают.

Война в Йемене может обернуться против Саудовской Аравии

Сегодня шииты все чаще упоминаются на фоне своих гораздо более многочисленных собратьев-суннитов. Шииты с точки зрения салафитского руководства Саудовской Аравии и Катара вообще еретики, которых надо «вырезать». На севере Йемена 13 января вновь вспыхнули столкновения между шиитами и суннитами. Йемен сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики.

Кто такие сунниты и шииты

Тут власти ОАЭ верны себе — только бизнес и ничего личного. Что важнее для Египта — деньги или власть? Как ни странно, но в коалицию против хуситов не вступил и Египет — самая заинтересованная сторона, которая теряет ежедневно миллионы долларов из-за действий йеменцев в Красном море. Так, администрация Суэцкого канала заявила, что с ноября 55 судов поменяли маршрут и не прошли через канал.

При этом стоит отметить, что доходы от Суэцкого канала одна из главных статей наполнения бюджета для Египта. Аналитики ожидали, что Египет в числе первых вступит в коалицию против йеменской группировки, однако прогнозы не оправдались. Скорее всего, главная причина, по которой Каир остался в стороне от операции, — это чрезмерная популярность хуситов среди арабов, в том числе египтян.

Так, арабская улица уже объявила йеменских повстанцев "героями, воюющими с Израилем в одиночку", и открытая война Египта против хуситов привела бы к недовольству среди населения страны, которая, стоит добавить, за последние месяцы приняла тысячи палестинских беженцев. Такое недовольство населения, тем более сразу после все еще хрупкого поствыборного периода в Египте, властям страны точно не нужно.

Но последние прекрасно помнят об аналогичной попытке Насера вмешаться в гражданскую войну в Йемене, которая мягко говоря, закончилась полным разгромом. Тем более у Египта существует более реальная угроза своей безопасности — Ливия, где разрастается ИГ. А участие необстрелянной армии Саудовской Аравии в конфликте с большой долей вероятности будет означать ее полное физическое уничтожение. Прекрасно понимая свое, мягко говоря, затруднительное положение, Саудовская Аравия предпринимает попытки втянуть в эту безнадежную авантюру так называемое «мировое сообщество». Саудовский посол в США припугнул американский истеблишмент заявлением о потенциальной угрозе со сторону повстанцев: «У нас сейчас ситуация, когда боевики контролируют баллистические ракеты, а теперь еще и ВВС».

Арабские сказки слышны и в Европе, где транслируются предостережения главы саудовского МИДа о желании хуситов перекрыть Баб-эль-Мандебский пролив, через который проходят танкеры с нефтью. Реальность, однако, куда менее прозаична: хоуситы себе не враги, соответственно перекрывать пролив или обстреливать проплывающие суда без видимой необходимости не будут. Как бы ни мечтали об этом адепты «барреля по 200». В антихоуситской коалиции косвенно участвуют и США. Вашингтон уже пообещал Эр-Рияду поддержку поставками оружия и предоставлением разведданных. И в данном случае Штаты свое слове сдержат. Так же, у администрации Обамы тесные отношения с бывшим президентом Хади, который выдал американцам полный карт-бланш для борьбы с местной Аль-Каидой.

Правда, звездно-полосатые беспилотники нанося удары по позициям исламистов, зачастую сносили целые кварталы с мирным населением. Но президент Хади закрывал на это глаза, за что его и ценили. Свои интересы в Йемене имеются и у Ирана, который позиционирует себя как новую Персидскую империю. Первая область интересов — религиозная. Не секрет, что Тегеран проводит прагматичную политику собирания земель шиитских, оказывая поддержку всем, кого условно можно назвать шиитами — от сирийских алавитов до йеменских хоуситов. Но основной интерес Ирана заключается в переформатировании существующих ныне конфигурации региона, что можно наблюдать на примере Ирака и Сирии, где против ИГ воюет Корпус Стражей Исламской Революции. Приятным бонусом для Тегерана стала бы ликвидация династии ас-Саудов в Саудовской Аравии.

Однако это не более чем гипотеза, так как ни одного фактического доказательства тому нет. Нет так же доказательств тому, что инициатором хоуситского движения является Тегеран. Иран, безусловно, поддерживает мятежников, и с большим удовольствием наблюдает за потугами саудитов разыграть свою карту в Йемене. Однако влияние Тегерана на хоуситов не столь велико, как его нам рисуют. Тесные контакты, разумеется, есть, поставки оружия и инструкторов из КСИРа также имеют место быть. Но не более. Если проследить первоисточник новостей о военном присутствии в Йемене Ирана, то мы выйдем на новостные агентства арабских монархий.

Целью вбросов, как и в случае с угрозой обстрела хоуситами танкерного флота, является попытка привлечь на свою сторону новых союзников. Происходящее в Йемене необходимо рассматривать в контексте глобального противостояния Ирана и Саудовской Аравии, а не как локальный конфликт. Если угодно, то восстание хоуситов можно расценивать как иранский ответ саудитам на их прошлогоднюю акцию на пакистано-иранской границе, где радикальные группировки белуджей при поддержке пакистанской разведки и саудовских денег некоторые время терроризировали иранских силовиков. Серьезных проблем Ирану это не принесло, чего никак не скажешь о сегодняшнем положении Саудовской Аравии. Как уже говорилось выше, страна находится в зоне высокой турбулентности, и существует теоретическая возможность, что Эр-Рияд из нее не выйдет. Проблемы преследуют саудитов как внутри страны, так и на внешних границах. После смерти короля Абдаллы и восхождения на престол его брата Салмана в королевстве началась безжалостная «схватка бульдогов под ковром».

Безусловно, представители династии ас-Саудов не будут рубить сук, на котором сидят, но всевозможные подковерные интриги могут ослабить власть, чем непременно воспользуются Иран и Турция.

Впрочем, все эти теологические расхождения нисколько не мешают альянсу Ирана с зейдитами Йемена. Иран вообще не нацелен на конфронтацию с какими-либо мусульманскими общинами. Более того, в создании движения «Ансар Аллах», поднявшего нынешнее восстание, приняла непосредственное участие ливанская Хизбалла и иранский Корпус стражей исламской революции. Это народное движение, направленное против доминирования американцев и их ставленников на Ближнем Востоке. Вполне возможно, что в процессе взаимодействия с иранцами и Хизбаллой оно перейдет в большей степени на позиции шиизма двенадцати Имамов, являющегося на сегодня мейнстримом в шиитском мире. Можно провести некоторые аналогии с альянсом шиитского Ирана и Башара Асадом. Есть расхожая точка зрения, что их объединяет вероисповедание — однако так говорить некорректно. Асада часто называют шиитом, но это не так. Алавизм — это синкретическое вероисповедание, и к классическому шиизму его крайне сложно привязать.

Хотя наблюдается и один любопытный феномен, связанный с тем, что в процессе гражданской войны в Сирии шиитское ливанское движение Хизбалла очень активно помогает правительству Асада. В связи с этим многие сирийцы-алавиты действительно перешли в классический шиизм, который господствует в Иране и который исповедуют шииты из ливанской Хизбаллы. Но ставить знак равенства между алавизмом как таковых и шиизмом как таковым — неверно. Что вовсе не помешало военному союзу Асада, Хизбаллы и Ирана. Поэтому этот альянс, называемый «шиитской осью» - несколько шире какого-то конкретного направления в шиизме. И в принципе он не направлен и против суннитов. И с точки зрения их идеологии и права это имеет очень конкретные практические последствия, потому что любых людей, которые не разделяют их точку зрения, такфиристы полагают возможным безнаказанно убивать. Их жизни, их имущество, их женщины считают дозволенными. Процветает и торговля живым женским товаром, и совершенно зверские убийства шиитов, христиан. Представители «шиитской оси», все те, кем сегодня командует и кого направляет иранский генерал Касем Сулеймани, уже при жизни ставший легендой, ведут войну не против суннитов, а против этого явления, которое называется такфиризм от слова «такфир» — это обвинение в неверии.

Cейчас многие стали заложниками поверхностного впечатления, будто ИГИЛ «Исламское государство» — это антиамериканское движение. Но на самом деле есть много свидетельство о связях этого движения со спецслужбами Израиля. В общем-то, версия, согласно которой и американцы — республиканцы — могут стоять за этим движением, тоже не лишена оснований.

Именно это с тало основанием считать, что хуситы пользуются военной помощью Ирана, но ни одного доказанного факта поставки оружия или иной помощи от Ирана приведено не было. Естественно, что Иран выступил против военного вмешательства КСА в йеменские дела, поскольку обе эти страны находятся в состоянии идеологической конфронтации, но заявления некоторых «экспертов» о возможности вмешательства Ирана в этот конфликт, скажем мягко, являются необоснованными. При всей своей экономической и военной силе руководство Ирана обладает политической и дипломатической мудростью, чтобы не вмешиваться открыто в этот военный конфликт, разгорающийся на Аравийском полуострове. Кроме того, существенно изменившиеся в положительную сторону отношения с США, имеют столь важное значение, что рисковать ими даже ради шиитской солидарности Иран не станет.

Саудовская Аравия, напротив, претендует на место лидера не только суннитского ислама, но и всего мусульманского мира. Война с хуситами очень четко укладывается в эту концепцию лидерства КСА, но совершенно открыто разжигает именно суннитско-шиитский конфликт. Можно отметить однозначно лишь то, что многострадальный Йемен — одна беднейших стран мира - чаще всех остальных арабских стран оказывался в конце ХХ- начале ХХ1 века в горниле гражданских войн, и вновь подвергается испытанию. Война эта вряд ли быстро завершится на беду всего йеменского народа. Читайте нас в.

Шииты-монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны. Сунниты-шафииты преобладают в Южном Йемене и на окраинах Северного Йемена – в Тихаме. есть сунниты, шииты, христиане, марониты, друзы и черт знает кто еще. 50% – шииты-зейдиты (особенно многочисленны в горной части страны – Джебеле, мухафазах Саада, Сана); ок. 49% – сунниты-шафииты (многочисленны в мухафазах Ходейда, Таиз, прибрежной части страны).

«За бочку воды можно навсегда женщину купить». Это дикий Йемен, напавший на Израиль

В этом стремлении опять слышится безусловное желание отдать пальму первенства земному — пусть даже это и потомки Пророка, а не воле Аллаха. Вдобавок, шииты полагают что светское не следует отделять от духовного - религия должна направлять политику и жизнь общества, ибо в Коране и хадисах дано полное руководство для праведного и правильного человеческого бытия. И , хотя многим такая позиция покажется стремлением загнать людей в духовный концлагерь, на самом деле это проявление заботы о них, дабы человеки по своей лени или элементарному незнанию не впали в грех и не лишились возможности попасть в Рай. Сунниты напротив, говорят что все должно быть отдельно: задача муллы - спасать души, а халифа — халифатить, и смешивать это не следует. Но в реальности, получается немного по-другому. Поскольку сунниты то же считают, что следует жить так как записано в Коране и поэтому в той же Саудовской Аравии где доминирует ваххабизм — суннитское течение даже под микроскопом очень трудно разглядеть где заканчивается светское и начинается религиозное. За тысячу с лишним лет существования ислама, шиизм и суннизм разошлись так же далеко как и Вояджер с Землей. Сформировались религиозные обоснования для каждого ответвления ислама и возникли политические центры, которые никогда не расстанутся со своей властью и всячески будут сохранять это разделение.

Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось. Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка с. По их мнению, выросший в доме Пророка с. Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али — шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа с. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада с. То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна. В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга. В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий макрух , согласно маликитскому мазхабу — запретных деяний харам , а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным халяль. Особенности шиизма Шиизм — исламское течение, в котором Али ибн Абу Талиб р.

Алексей Макаркин Перевороты и гражданские войны в Йемене После 1962 года в Йемене понеслась карусель переворотов и гражданских войн. Передышка возникла после обретения независимости Южного Йемена от Британской империи. В одном государстве преобладали зейдиты, в другом — сунниты. Объединение обеих стран в Йеменскую Республику произошло в 1990 году, рассказал Макаркин. Но уже через пару лет подняли голову недовольные: слишком уж явно правительство продвигало сунитов. Тут и появляется движение людей, которых позднее назвали хуситами. Их лидером стал молодой политик и религиозный деятель аль-Хуси. Имамы и короли хоть последние правили недолго успели скомпрометировать себя в глазах изрядной части общества. Все правители мало отличались от других арабских монархов и не слишком соответствовали ключевым моральным принципам хуситов. Поэтому они подняли флаг не монархии или имамата, а ислама. Алексей Макаркин Макаркин подчеркнул, что хуситы — совершенно самостоятельное движение, хотя они и перенимали опыт у иранцев, в том числе антиамериканизм и ненависть к Израилю и США. В результате получилась гремучая смесь из национализма, религиозной идеи и популизма. Считается, что название «хуситы» образовано от племени Хуси, из которого происходили лидеры движения. Однако сами члены военизированного сообщества называют себя «Ансар Аллах» — или «сподвижники Аллаха». Других терминов они не приемлют. Первоначально хуситы занимались образовательными проектами и власти довольно спокойно к ним относились, добавил историк.

Напомним, что группировка, сформированная в 2013 году, действует в Ираке и в Сирии, координирует свои действия напрямую с иранским Корпусом стражей Исламской революции КСИР. Перед заявлением аль-Валаи ряд иракских шиитских организаций пригрозили Вашингтону возмездием за военную помощь Израилю. Например, с жёстким заявлением выступил Хади аль-Амири, лидер иракской шиитской Организации Бадр порядка 15 тысяч человек , депутат парламента республики. Он заверил, что при американском военном вмешательстве против Палестины его бойцы ударят по всем базам Штатов в Ираке. Сегодня также лидер движения Садр в Ираке Муктада ас-Садр призвал к «миллионной демонстрации» в поддержку Палестины. Он обратился к шиитам и суннитам, призывая вместе совершить пятничную молитву в пятницу, 13 октября, а затем участвовать е в демонстрации в поддержку Палестине на центральной площади «Тахрир» в Багдаде. Движение называет этот день днем искупления, героизма и жертвоприношения.

Шиитский интернационал Асада. Кто воюет в Сирии? Великая вражда Сирийцы шииты или сунниты

Марониты и друзы были горными воинами-земледельцами, с независимостью которых должны были считаться все правители региона. К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья. Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища — особенно архаичными.

В 20—40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы не все были сторонниками самостоятельного Ливана. В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы. Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас православный , но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов.

С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов. В парламенте и других органах власти были представлены прочие этноконфессиональные группы пропорционально их численности и влиянию. Они создавали собственные политические и другие организации например, друзы стали социал-демократами под руководством традиционных наследственных вождей. Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов.

В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали. Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов. Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города. Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане.

Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира Франция, США, Латинская Америка и т. Но у христиан, друзов и суннитов, издавна живших в городах, владевших имениями и получавших лучшее образование, многодетные семьи сменились малодетными. Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские — усиливались. Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту.

По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами. Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались — с помощью единоверного Ирана. Как и друзы, они создали собственные политические и прочие организации; особенно активно действовала радикальная шиитская организации «Хезболла» «Партия Аллаха» , вооруженная и поддерживаемая Ираном. Подобно некоторым другим арабским боевым организациям, она применяла против своих противников — суннитов, христиан и Израиля — террористические действия.

После создания государства Израиль 1947 и арабо-израильских войн 1947—1973 в Ливан хлынули палестинские беженцы, в большинстве сунниты, ставшие здесь численно значительной и политически влиятельной частью населения. В результате в 1975—1990 годах Ливан потрясла гражданская война, в которой «Хезболла» сражалась против христианских и суннитских ополчений. Сунниты оставались относительным большинством, но среди них общесирийский патриотизм и политическая ориентация на Сирию сменилась на дистанцирование от сирийских властей, которых они считали покровителями шиитов и христиан.

Остальные суннитские мазхабы в современном исламе в силу утраты преемственности считаются прекратившими свое существование. Между собой четыре суннитских мазхаба признают правомерность остальных, и мусульманин может следовать тому мазхабу, позиция которого для него является наиболее приемлемой: мусульманин не обязан следовать какому-то определенному мазхабу, а следование определенному мазхабу фанатично является порицаемым. Течения суннитского ислама Наряду с религиозно-правовыми школами в исламе различают также исламские течения, которых насчитывается несколько десятков. Расхождения между этими течениями заключаются в ряде религиозных вопросов.

Суфизм Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце. Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности. В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом — чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге. Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше.

А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными. Салафия Салафия — это еще одно исламское религиозное течение или направление, и его название в переводе с арабского языка на русский означает «предки» или «предшественники». В этом исламском течении нашли точку соприкосновения многие мусульманские деятели, которые придерживались того варианта веры, который преобладал во времена первой мусульманской религиозной общины, и на разных исторических этапах развития ислама призывали к этому своих последователей. Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью бида. По мнению салафитов, бида: трактовка священной Книги Аллаха Коран с точки зрения символико-аллегорического метода; нововведения, привнесенные в религию ислам после контакта исламской цивилизации с западным миром. К числу известных салафитов относят таких ученых-богословов ислама, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, Ибн Таймийа , а также других богословов. В литературе Запада для обозначения салафии и ее идеологии используются преимущественно такие термины, как «фундаментализм», «возрожденчество» и «традиционализм».

Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию. Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии.

В этот раз бахрейнский ВМФ станет участником операции на море против хуситов, в которой отказались принять участие даже ведущие игроки региона — Эр-Рияд и Абу-Даби. Несомненно, данное решение Бахрейна связано с внутриполитическими особенностями страны. Так, большинство граждан Бахрейна — этнические шииты, которые тяготеют к своим религиозным собратьям — хуситам.

Кроме того, стоит отметить, что в период "арабской весны" против суннитской власти подняли головы и шиитское население Бахрейна. Тогда волнения удалось подавить, а суннитский монарх королевства обвинил во всем Иран и его прокси в регионе. Таким образом, борьба с хуситами в Красном море для Бахрейна становится и некой возможностью еще раз продемонстрировать оппозиционно настроенным слоям населения королевства решимость в борьбе с повстанческими группировками шиитского толка. Саудовская Аравия и ОАЭ просчитывают каждый шаг При этом Саудовская Аравия и ОАЭ, которые до недавнего времени вели полномасштабную войну против хуситов и фактически пострадали от них больше всего, решили открыто не объявлять им войну. Во-первых, это связано с тем, что Саудовская Аравия, которая после долгих усилий начала процесс нормализации отношений с Ираном, просто не хочет возвращаться на точку старта.

Во-вторых, Эр-Рияду в данный момент было бы невыгодно начинать новую конфронтацию с Тегераном, который поддерживает хуситов.

Главная книга любого мусульманина — Коран, но сунниты наделяют не меньшей важностью сунны — нормы и правила, опирающиеся на примеры из жизни пророка. Правоверный мусульманин, по мнению суннитов, обязаны точно следовать суннам. И воспринимают они это максимально буквально. К примеру, у афганских талибов строго регламентируется внешний вид, вплоть до длины бороды.

Шииты такой догматизм не признают. Они полагают, что этот радикализм порождает ваххабизм и подобные ему течения. Шииты уверены в непогрешимости имамов. Сунниты же допускают, что грешны все люди, а непогрешимы только пророки. Отличаются и места паломничества у суннитов и шиитов.

А шииты помимо этих мечетей совершают паломничество и в иракский город Кербела - к мавзолею убитого имама для обряда поминовения. Основные мусульманские праздники Курбан-байрам, Ураза-байрам все мусульмане отмечают по единым традициям, а день Ашура с расхождениями. Для шиитов это поминальная процессия, связанная с мученической смертью внука Мухаммеда Хусейна. По сей день в отдельных шиитских общинах практикуют в эту дату нанесение себе кровоточащих ран мечом или цепями под траурные песнопения. Сунниты воспринимают день как любой другой траур.

Сунниты с шиитами расходятся и во взглядах на временный брак. Первые считают, что это хоть и разрешено пророком Мухаммедом во время военного похода, но вскоре попало под запрет по его же воле.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий