Первая страница Декларации прав женщины и женщины-гражданина Декларация прав женщины и гражданина (французский язык: Déclaration des droits de la femme et de. Вопрос викторины: Викторина на Международный женский день. Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками.
Борьба за права женщин
Для контроля за соблюдением прав при Центральном комитете ВКП б создали женский отдел. Затем такие же появились при каждом органе власти — от уездного совета до райкома партии. Во власть были призваны тысячи активисток, чья задача — клеймить власть мужчин. И тут девушек, надо признать, занесло. Коллонтай запустила кампанию по освобождению женщин от «кухонного рабства», в рамках которой в магазинах почти перестали продавать продукты. Дескать, хочешь есть — иди на «фабрику-кухню». Затем большевики начали кампанию полового равноправия — сама Александра Коллонтай продвигала теорию «стакана воды». Дескать, комсомолке дать любому комсомольцу так же естественно, как протянуть товарищу напиться. Только стремительный рост венерических заболеваний остановил это всеобщее развращение.
Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом.
Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий.
Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах.
Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м. Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С.
Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности».
Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса.
Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию. Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу».
Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью. Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Получив по высочайшему соизволению допуск к итоговым экзаменам в юридической испытательной комиссии, сдавала их не там, а в Московском университете. Испытания Дзюбинская успешно прошла в 1914 году Фото: Центральный государственный архив г. Москвы Стать вольнослушательницей было не так-то просто. Многие университеты, не желая снижать требования к поступающим, хотя те и шли учиться на изначально неравных со студентами условиях, решили проводить дополнительные экзамены для женщин. В основном приходилось проходить испытания по математике и древним языкам. Учитывая, что во многих школах для девочек не преподавали эти предметы совсем либо преподавали их гораздо более поверхностно, чем мальчикам, абитуриенткам приходилось готовиться самостоятельно. Наиболее популярными среди девушек юридическое и медицинское направления.
Были и те, кто стремился в инженерно-промышленные, политехнические и сельскохозяйственные институты. Характерно, что педагогическое поприще, к которому готовили историко-филологические и физико-математические факультеты, не особо привлекало женщин. А ведь именно эту деятельность как наиболее «подходящую» им навязывало государство. В целом, преподаватели были довольны вольнослушательницами. Так, профессор Томского университета М. Соболев отмечал , что те были хорошо подготовлены, прекрасно разбираются в теоретических вопросах, умело излагают свои мысли, учатся прилежно и сознательно. У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях. Диплом Евгении Дзюбинской, выданный после экзаменов в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Борьба за полноценный доступ женщин в университеты Либеральный министр народного просвещения И. Толстой не чинил вольнослушательницам препятствий.
Он даже предложил председателю Совета министров С.
Берта Бенц была супругой изобретателя автомобиля Карла Бенца. В 1888 году эта девушка отправилась в дальнее путешествие на трицикле, который построил ее муж. Дистанция составляла почти 80 км. Так она хотела прорекламировать транспорт, который с момента создания не пользовался спросом почти 2 года. Интересно и то, что Берта решила скрыть такое решение от мужа, а в поездку отправилась, пока он спал.
Очевидцы заявляли, что автомобилю явно не хватало мощности на подъеме, а топливо слишком быстро заканчивалось. Первыми импровизированными заправками в то время были аптеки, в которых жидкость продавали в маленьких пузырьках. Данное средство было предназначено для лечения кожных заболеваний, но подходило и в качестве топлива. Говорят, что после такого отважного поступка жены, Бенц начал получать первые заказы на автомобиль.
Может быть, и за руль их долго не пускали? AD AD Как оказалось, женщина села за руль практически в то же время, что и мужчина. Берта Бенц - супруга одного из изобретателей автомобиля Карла Бенца - в 1888 году предприняла первое дальнее путешествие на построенном мужем трицикле и преодолела дистанцию почти в 80 км. Дама таким образом решила прорекламировать автомобиль, который за два года с момента постройки не вызвал особого интереса у публики.
Причем Берта свою авантюру от мужа скрыла и отправилась в поездку, когда тот мирно спал.
Когда женщины в России впервые получили паспорта?
Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. У женщин появилось право быть единственной женой в противовес многоженству. История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. Новости по теме: В Швеции мужчина попытался сжечь себя в знак протеста против произвола властей.
Вы точно человек?
Первой, кому такая мысль все же пришла в голову, стала американская суфражистка Люси Стоун. Она вышла замуж в 1855 году и решила сохранить свою девичью фамилию. Стоун оказалась куда удачливее и богаче своего мужа, потерявшего все деньги на инвестициях. В СССР новый семейный кодекс, согласно которому женщины получили право сохранять свою фамилию, вступая в брак, вступил в силу в 1926 году. Свадебная фотография 1855 года getty Право участвовать в Олимпийских играх Первые современные Олимпийские игры прошли в Афинах в 1896 году. Правда женщин на них допустили лишь на трибуны, но не в списки участниц. Организатор Игр барон Пьер де Кубертен считал, что участие спортсменок было бы «непрактичным, неинтересным, неэстетичным и неприличным». Правда, справедливость восторжествовала довольно быстро. Уже спустя четыре года на Олимпиаде в Париже шесть спортсменок разыграли первенство в соревнованиях по теннису и восемь — по гольфу. А спустя 12 лет на Играх в Стокгольме женщины впервые появились в плавательном бассейне. В 1908 году газета The New York Times вышла с заявлением на передовице, гласившим, что администрация города запрещает женщинам курить в публичных местах.
Перспектива того, что когда-нибудь в далеком будущем женщина сможет стать врачом или полицейским становилась сюжетом для карикатур. Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания — в 1928, а Швейцария — так и вовсе в 1971. На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было. К примеру, в США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях. Более того, целый ряд привычных сейчас узлов придуман женщинами: к примеру, первые дворники резиновый валик с ручным приводом запатентовала американка Мэри Андерсон, а первые дворники с электроприводом — ее соотечественница Шарлотта Бриджвуд в тот же год, кстати, когда еще одна американка спроектировала самый первый глушитель.
Равноправие — равноправие субъекта как равенство перед законом. Равноправие — равноправие субъекта как социальное равенство. Что такое равноправие в отношениях? Сколько жен можно иметь в Саудовской Аравии? В соответствии с законами ислама, мужчинам в Саудовской Аравии разрешено иметь до четырех жен. Когда женщины получили право голоса в Великобритании?
Однако, не все профессии были доступны женщинам, и они также сталкивались с ограничениями в получении пенсии. С началом 20 века женщины в России начали активно бороться за свои права. В 1905 году правительство разрешило женщинам участие в избирательном процессе, хотя они все еще не имели полного избирательного права. И только в 1917 году, после Февральской революции, женщины в России получили полное избирательное право. Однако, даже после Февральской революции, Россия не была единственной страной, где женщины имели право голоса. Например, в США женщины получили право голоса только в 1920 году, а в Саудовской Аравии — только в 2024 году. Таким образом, история прав женщин в России до революции 1917 года является историческим этапом в борьбе женщин за свои права. Хотя противники равноправия женщин пытались подавить их настроения, женщины продолжали отстаивать свои права, и их усилия в конечном итоге привели к повышению статуса женщин в обществе. Значимость и наследие борьбы за равноправие женщин в России В России история борьбы за равноправие женщин имеет давние корни. Ещё в старину на Руси женщины не имели многих прав, которые сегодня считаются самоочевидными. Одним из первых примеров борьбы за права женщин была их стремление получить право на водительские права. Во время Первой мировой войны многие женщины вступили в армию и стали водителями автобусов и грузовиков. Однако, когда война закончилась, женщинам запретили работать водителями автобусов. Это ограничение было отменено только в 1930-е годы, после долгой борьбы женщин за свои права. Следующий важный момент в истории равноправия женщин в России — получение ими права на работу и политическую деятельность. Раньше женщинам было запрещено занимать определенные профессии и участвовать в выборах. Только после революции 1917 года они получили политическое право голосовать и быть избранными. Однако, даже после получения формальных прав, женщины продолжали бороться за равноправие на практике. Законодательство не всегда обеспечивало реальные гарантии равенства полов в сфере труда и личной жизни. Борьба за равноправие женщин в последние десятилетия В последние десятилетия в России женщины продолжают бороться за свои права в различных сферах жизни. Неформальная дискриминация на рынке труда, насилие в семье, неравное представительство в политике — все эти проблемы остаются актуальными. В 2024 году Россия внесла изменения в закон о браке и семье, которые расширили права женщин. Теперь женщины-водители имеют право на рождение и воспитание детей без угрозы увольнения, а также получение оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Однако этот шаг к равноправию ещё не решает всех проблем. Многие женщины по-прежнему сталкиваются с тяжёлыми условиями труда, а их возможности в политической жизни ограничены. Суфражистки и активистки продолжают бороться за изменение законодательства и повышение осведомленности о проблемах женщин. Значимость борьбы за равноправие женщин в России Борьба за равноправие женщин в России имеет огромное значение для общества в целом.
Юридические права женщин в истории
Отсутствие прав у женщин в прошлом относится отнюдь не ко всем культурам. Они утвердили положение о выборах Учредительного собрания, в котором женщинам впервые гарантировали равные избирательные права. Незамедлительно появляются симптомы тяжелого невроза, который мучает женщин всю жизнь. История женских прав в России: когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование и как появился Международный женский день. Лига равноправия женщин (одна из многих российских организаций того времени, боровшихся за права женщин) направила правительству петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах, а 19 марта женщины начали вновь выходить на демонстрации.
Борьба за равные права женщин. Фото.
От средних веков к новому времени: как появлялся феминизм | АНО «Современная семья» | Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками. |
Юридические права женщин в истории | Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. |
Право быть Женщиной | В крупнейших городах страны женщины, причем представительницы самых влиятельных семей, организовывали инициативные группы с целью открытия женских курсов для получения высшего образования. |
Свежие записи
- Когда у женщин в России появились права?
- Появление прав женщин в России
- Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость
- Чего добились женщины (женские права)
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Право быть Женщиной
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024
- Когда у женщин в России появились права?
- История женских прав: когда и как появились права у женщин
- Почему женщины стали бороться за свои права • Arzamas
- 100 лет борьбы за женские права: что изменилось - ИА "Финмаркет"
Женщины в Древней Руси: формальные права и реальные возможности
Однако, поскольку Саудовская Аравия является монархией, где все политические решения принимаются королем, изменение законов и введение избирательных прав для женщин происходят только после принятия соответствующего решения короля. Женщины стали иметь право голосовать и быть выбранными в различные деятельности, в том числе и в политике. Это решение было связано с широкими реформами и усилиями по обеспечению равенства между полами в Советском Союзе. Таким образом, избирательное право для женщин появлялось в разных странах в разное время в истории. Сегодня в большинстве стран мира женщины имеют полные политические права и могут голосовать и быть выбранными на различные должности. Права женщин в Российской Империи до революции 1917 года В древней Российской Империи права женщин ограничивались их ролями в семье и обществе. Они не имели полных гражданских прав и были подчинены мужчинам. Однако, с течением времени, женщины в России постепенно начали добиваться некоторых прав. Первые ограниченные права женщин в России появились в 1753 году, когда правительство запретило сокращение девичьих наследств. Это означало, что женщины больше не теряли свои права при выходе замуж или решении родам. В 1861 году, с окончательным отменой крепостного права, женщины в России получили право на образование и занятие определенных профессий.
Однако, не все профессии были доступны женщинам, и они также сталкивались с ограничениями в получении пенсии. С началом 20 века женщины в России начали активно бороться за свои права. В 1905 году правительство разрешило женщинам участие в избирательном процессе, хотя они все еще не имели полного избирательного права. И только в 1917 году, после Февральской революции, женщины в России получили полное избирательное право. Однако, даже после Февральской революции, Россия не была единственной страной, где женщины имели право голоса. Например, в США женщины получили право голоса только в 1920 году, а в Саудовской Аравии — только в 2024 году. Таким образом, история прав женщин в России до революции 1917 года является историческим этапом в борьбе женщин за свои права. Хотя противники равноправия женщин пытались подавить их настроения, женщины продолжали отстаивать свои права, и их усилия в конечном итоге привели к повышению статуса женщин в обществе. Значимость и наследие борьбы за равноправие женщин в России В России история борьбы за равноправие женщин имеет давние корни. Ещё в старину на Руси женщины не имели многих прав, которые сегодня считаются самоочевидными.
Одним из первых примеров борьбы за права женщин была их стремление получить право на водительские права. Во время Первой мировой войны многие женщины вступили в армию и стали водителями автобусов и грузовиков. Однако, когда война закончилась, женщинам запретили работать водителями автобусов. Это ограничение было отменено только в 1930-е годы, после долгой борьбы женщин за свои права. Следующий важный момент в истории равноправия женщин в России — получение ими права на работу и политическую деятельность. Раньше женщинам было запрещено занимать определенные профессии и участвовать в выборах.
Менделеев, а историю на Владимирских и Лубянских — Т. Грановский и В. На курсах Герье преподавали профессора Московского университета, а на Бестужевских — Петербургского. Хотя курсы и так бились за выживание, власти вскоре стали препятствовать их работе. Создавать подобные учебные заведения в других городах, например в Одессе, Варшаве и Харькове, министр народного просвещения Д. Толстой в конце семидесятых — начале восьмидесятых уже не позволил. А в 1886 году был остановлен и набор на действующие курсы. Последние выпускницы покинули их в 1888-м. Всему виной стало распространение среди курсисток идей «вольнодумства»: идей о демократизации и равноправии. Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений. Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье. Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло. Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны. Например, московские курсы Герье не разрешали восстановить 11 лет — до 1900 года. Ходатайства из других университетских городов чиновники отклоняли. Лишь под влиянием революционных событий 1905 года правительство разрешило свободно открывать частные высшие курсы. После этого появилось 72 подобных учебных заведения в разных городах, но до 1917 года из них дожили только 59. В 30 могли обучаться только женщины, а в оставшихся 29 был смешанный состав учащихся, но курсистки составляли большинство. Курсистки за изучением химических составов лекарств. Санкт-Петербург, 1912 г. Юридический факультет появился лишь в 1906 году — на Бестужевских курсах, затем на частных высших женских курсах В. Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е. Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей. Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах. Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток. Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м. Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло. Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г. Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия».
Позже, конечно, поняла, что в нашем — и не только в нашем — доме существовало и существует отторжение от официальных праздников. Подшучивать над «днем Клары Цеткин» было совершенно обычным делом. Но вообще-то, несмотря на всю фальшивую официальную риторику, особенно режущую слух в нашей стране, где представители государства и церкви регулярно заявляют о том, что если муж побьет жену, то ничего страшного в этом нет, а организацию, борющуюся против домашнего насилия, объявляют иностранным агентом, — а может быть, не несмотря, а как раз из-за всей этой фальши и двойных стандартов, я с годами все больше симпатизирую женскому празднику с 23 февраля как-то по-прежнему не складывается. Да и к Кларе Цеткин тоже начинаю относиться с большим сочувствием. Какими бы левыми ни были ее идеи, но мысль о том, что женщины должны защищать свои права, вообще-то, вполне разумна. Другой вопрос, как это делать.
Препятствия Дискриминационные законодательства все еще существуют, а семейные, гражданские и уголовные кодексы по-прежнему не вполне учитывают интересы женщин. Пробелы в правовых и нормативных актах узаконивают де юре и увековечивают де-факто неравенство и дискриминацию. Женщины не имеют достаточного доступа к правосудию из-за юридической малограмотности и нехватки средств, равнодушия и предвзятости ответственных за выполнение закона чиновников и судебных властей, а также из-за бытующих в сознании многих людей традиционных мировоззренческих стереотипов о подчиненной роли женщины. Женщины и нищета Достижения Достигнут прогресс в растущем признании проблемы неравенства полов как одной из основных причин бедности, и предприняты усилия по включению пунктов о решении этой проблемы в политику и программы искоренения нищеты. Был достигнут прогресс при осуществлении подхода к обеспечению женской занятости и предпринимательской деятельности в двух направлениях, в предоставлении базовых социальных услуг, включая образование и здравоохранение. Препятствия Усилия, направленные на искоренение женской неграмотности и расширение для девочек доступа ко всем уровням и видам образования, сдерживались, среди прочего, отсутствием или нехваткой средств на улучшение инфраструктуры и проведение реформ в сфере образования; постоянной дискриминацией по половому признаку и предубеждением против женщин; традиционными стереотипами о женских и неженских занятиях, бытующими в школах и общинах. Образование и профессиональная подготовка женщин Достижения Достигнут прогресс в женском образовании и подготовке на всех уровнях, особенно в тех странах, где в этом направлении проводится адекватная политика, и выделяются средства. Во всех регионах приняты меры по созданию систем альтернативного образования для девочек коренных национальностей и других, наименее защищенных групп населения; пропаганде среди девочек нетрадиционных областей знаний; устранению из сферы образования половых предубеждений. Препятствия Усилия, направленные на искоренение женской неграмотности и расширения для девочек доступа ко всем уровням и видам образования, сдерживались, среди прочего, отсутствием или нехваткой средств на улучшение инфраструктуры и проведение реформ в сфере образования; постоянной дискриминацией по половому признаку и предубеждением против женщин; традиционными стереотипами о женских и неженских занятиях, бытующими в школах и общинах. Препятствия Прогресс сдерживался отсутствием целостного подхода к охране здоровья женщин и девушек на протяжении всего жизненного цикла, усугубляемым недостаточным уровнем исследований и технологии в этой области, нехваткой половозрастных данных и безопасных для пользователей показателей. Недостаток финансовых и людских ресурсов привел к созданию не отвечающей современным требованиям инфраструктуры и низкому уровню обслуживания. Насилие в отношении женщин Достижения Правительства инициировали проведение соответствующих реформ и создание таких механизмов по борьбе с насилием, как межведомственные комиссии, директивы и протоколы. Были приняты новые либо внесены поправки в существующие законы по защите женщин от различных видов насилия, включая изнасилование, сексуальное домогательство и торговля женщинами. Искоренение варварских обычаев, калечащих женские гениталии, получило международную поддержку, и этим вопросом занимается Специальный посол, назначаемый Фондом народонаселения ООН. Препятствия Предпринимаемым в этом направлении усилиям препятствует недостаточное понимание коренных причин насилия по отношению к женщинам и неполная информация о различных видах насилия. Исторически сложившиеся и обусловленные социокультурной средой мировоззрение и система ценностей закрепляют подчиненное положение женщины в обществе. Несмотря на некоторое улучшение ситуации, работники правоохранительных органов, особенно специалисты по уголовному праву, мало занимаются этой проблемой, а профилактические мероприятия носят случайный характер. Женщины в период вооруженных конфликтов Достижения Уставы и правила специальных международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде и Международного уголовного суда содержат статьи об уголовном преследовании за преступления против женщин, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов. Ни у кого не вызывает сомнения, что женщины могут внести весомый вклад в процесс примирения и разрешения конфликтов. В ряде стран приняты директивы по защите женщин-беженок и одобрены законы, исключающие преследования по гендерному признаку, и ставшие основой для определения статуса беженца по половому признаку. Препятствия Серьезным препятствием является отсутствие женщин на всех уровнях, где принимаются решения о восстановлении и поддержании мира, примирении сторон после конфликта и восстановление разрушений.
Когда женщинам разрешили садиться за руль?
Конвенция о политических правах женщин. Это день борьбы женщин за свои права, учрежденный Кларой Цеткин и Розой Люксембург как праздник, продвигающий равноправие и популяризацию эмансипации. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869.
Онлайн-курсы
- Женщины Петрограда
- В каком году появились права у женщин? - Про технологии и гаджеты
- Telegram: Contact @russiauniversities
- Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
- История женских прав: когда и как появились права у женщин
- Ответы : Когда женщины начали качать свои права и откуда это пошло?
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский День уже по всей стране. Позднее в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где и встретились с Кларой Цеткин… Вдохновленная действиями «американских социалистических сестёр» , Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие.
Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена. Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин.
В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая.
В 1920 году советское правительство легализовало аборты. В 1922 году супружеское изнасилование было запрещено в Советском Союзе.
Законы о труде также помогали женщинам. Женщинам были предоставлены равные права в отношении страхования на случай болезни, восьминедельного оплачиваемого отпуска по беременности и родам и минимальной нормы заработной платы, установленной как для мужчин, так и для женщин. Обоим полам также предоставлялся оплачиваемый отпуск.
Советское правительство предприняло эти меры, чтобы производить качественную рабочую силу из представителей обоих полов. Хотя реальность такова, что не всем женщинам были предоставлены эти права, они стали опорой традиционных систем российского империалистического прошлого. Для наблюдения за этим кодексом и женскими свободами Всероссийская коммунистическая партия большевики создала в 1919 году специальный женский отдел Женотдел.
Отдел производил пропаганду, побуждающую больше женщин становиться частью городского населения и коммунистической революционной партии.
Эти структуры способствовали усилению возможностей государства по сбору, обработке и распространению информации по признаку пола. Препятствия Главным препятствием в работе таких национальных структур является нехватка финансовых и людских ресурсов в сочетании с недостаточным пониманием проблемы равенства полов и главных направлений деятельности по решению этой проблемы, а также преобладание в этом вопросе мировоззренческих стереотипов в противовес государственным приоритетам и недостаточная связь с общественностью. Женщины и средства массовой информации Достижения Женщины стали занимать высокие руководящие должности в различных областях, а создание местных, национальных и международных женских информационных сетей обеспечило распространение информации по всему миру, обмен мнениями и поддержку женщин, активно работающих в средствах массовой информации. Развитие информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, расширило возможности для общения и активизировало участие женщин в работе средств массовой информации. Достигнут прогресс в установлении профессиональных норм и добровольных кодексов поведения, обеспечивающих честное и беспристрастное изображение мужчин и женщин, а также использование литературного языка в информационных программах. Препятствия Число женщин, занимающих ключевые руководящие должности, все еще недостаточно для оказания серьезного влияния на политику в области средств массовой информации.
Кое-где возросло количество примеров негативного и стереотипного изображения женщин, порнографии, а некоторые журналисты относятся к женщинам с предубеждением. Область информационных и коммуникационных технологий основана на мужских представлениях и культуре Запада. Инфраструктура Интернета недостаточно развита, а доступ к ней ограничен и зависит от политической воли, совместных усилий и финансовых средств. Женщины и окружающая среда Достижения Национальная политика и программы в области охраны окружающей среды стали учитывать интересы и потребности женщин. Возросло участие женщин в процессе принятия решений, все большее их число занимают руководящие посты и другие должности в природоохранных организациях и ведомствах. Признавая связь между нищетой и ухудшением окружающей среды, правительства стали принимать меры по развитию женского предпринимательства и созданию женских рабочих мест, а также по организации обучения женщин в области управления природными ресурсами и защиты окружающей среды. Препятствия Общество еще недостаточно знакомо с проблемами охраны окружающей среды и не осознает, что равенство полов в решении этих проблем может принести ему благо и экономическую выгоду.
Политика и программы по охране окружающей среды часто не учитывают интересов женщин, их роли и вклада в достижение природного равновесия. Фактор незначительного участия женщин в определении и проведении политики в области охраны окружающей среды и их недостаточное представительство в руководящих структурах усугубляет ситуацию. Девочки Достижения Достигнут прогресс в области начального и, в меньшей степени, среднего и специального образования для девочек благодаря созданию более благоприятной школьной обстановки и механизмов поддержки беременных девушек и юных мам в возрасте от 13 до 19 лет, расширению возможностей получения домашнего образования и росту посещаемости научно-технических классов. Больше внимания стало уделяться здоровью девушек, включая половое и репродуктивное здоровье девочек-подростков. Еще несколько стран ввели закон о запрещении калечащих операций на женских гениталиях и более строгого наказания за сексуальное надругательство и сутенерство в отношении девочек. Препятствия Традиционные предубеждения против женщин и девочек и неправильное понимание специфических потребностей девочки-ребенка, когда, например, домашние обязанности мешают ей получить образование, приводят к тому, что девочкам будет трудно обрести независимость и уверенность в себе. Осуществлению программ мешала нехватка средств и специалистов, статистических данных по положению девочек и технических возможностей.
Существует мало отлаженных государственных механизмов по проведению политики и осуществлению программ в интересах девочек.
Законодательство регулирует вопросы равной оплаты труда, декларирует защиту от дискриминации при трудоустройстве и содействует созданию равных условий для карьерного роста. Несмотря на то, что еще существует определенная доля неравенства и проблем, женщины получили возможность участвовать в экономической жизни страны и достичь успеха в различных сферах. Международное сотрудничество и партнерство Борьба за права женщин в России является частью мирового движения в противодействии дискриминации по половому признаку. В России активно сотрудничают с международными организациями, такими как ООН и Европейская комиссия, для разработки и внедрения мер и программ по защите прав женщин, предотвращению насилия и поддержке женского предпринимательства. Это позволяет стране активно участвовать в формировании глобального сознания о важности равенства полов и создании условий для полноценного развития женщин.
В заключение, следует отметить, что вопросы равенства и прав женщин остаются актуальными в современном обществе. Правовая база и достижения России в этой области отражают сложность и многогранность этой проблемы.
Когда у женщин появились права в России
Избирательные права женщинам были предоставлены в Англии в 1928 году, во Франции — 1944, в Италии — 1945, Греции —1956, в Швейцарии — в 1971 году. По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869. В 1804 году в Кодексе Наполеона появилась статья, согласно которой мужчина обязан был опекать женщину и отвечать за ее гражданские права. Женщины России проделали огромный путь от момента, когда не имели никаких «взрослых» прав, до современности.
Краткая история феминизма
Почему женщины до сих пор борются за свои права (18+). Как феминизм изменился после Второй мировой войны и почему мало получить законные права — нужно еще иметь возможность их реализовать. Тем не менее права женщин все-таки стали темой дебатов, в результате которых женщины обрели новые и важные гражданские права. Лига равноправия женщин (одна из многих российских организаций того времени, боровшихся за права женщин) направила правительству петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах, а 19 марта женщины начали вновь выходить на демонстрации.