Новости кто такие отходники

Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими.

Отходники современной России

Солонины, говядины или свинины в скоромные щи кладется немного, так что крепкого бульона не получается - лишь бы только навару жиру было побольше, если говядина не жирна, то к ней прибавляют свиного сала. Мы видим, что в этой образцовой пище много жиру, да и животные азотистые вещества употребляются в трудно переваримой форме: говядина заменяется солониной, свежая свинина - ветчиной. Замена различных составных частей нормальной прочной пищи другими делает пищу более или менее легкой, то есть такой, которая быстрее переваривается, быстрее выпоражнивается. Но тут необходимо еще заметить, что с понятием о хорошей прочной пище соединяется еще и то, что пища имеет густую консистенцию и бросает на пойло. Если солонину в щах заменить свежей говядиной, то пища уже будет менее прочная; она сделается еще менее прочною, если солонину заменить свежей свининой, потому что свежая свинина нудит.

Замена солонины салом и, наконец, снетками еще понижает достоинство щей, но только в таком случае, если солонина жирная; при тощей солонине щи с салом предпочитаются. Точно так же пища сделается менее прочною, если крутую гречневую кашу - самое любимое кушанье - заменить размазней, киселем, густой картофельницей, супом-крупником; хотя бы даже и с говядиной. Все эти замены сильнее понижают прочность пищи, так что уже оказывают влияние на количество работы, чем замена в щах солонины салом или снетком. Молоко сладкое и кислое считается легкой пищей, только творог, который на треть с гречневой крупой едят в пирогах или с лепешками, считается прочной пищей.

Я имел случай наблюдать, как питаются рабочие, работающие сдельно артелью на своих харчах при условиях, когда выгодно хорошо есть. Это были резчики дров, работавшие не у меня, но в соседнем лесу, и забиравшие у меня некоторые материалы для харчей. Народ - молодцы на подбор. Работали замечательно, дров нарезали количество непомерное.

На харчи денег не жалели: каждый день водка, каша, такая крутая, что едва ложкой уколупнешь, с коровьим маслом, щи жирные. Но мяса ели мало, и вот тут-то я и убедился, что работающие люди вовсе не придают значения мясу, как питательному веществу: водку, например, предпочитают мясу во всех отношениях. Но я не могу сказать, чтобы это были пьяницы. Грешный человек, я сам предпочту обед, состоящий из стакана водки, щей с салом и каши, обеду, состоящему из щей, мяса, каши, но без водки.

Я это испытал в путешествиях, когда лазил по оврагам Курской губернии для исследования фосфоритов, когда всходил на Качканар, когда плавал по озерам и речкам Олонецкой губернии. Думаю, что со мною согласятся интеллигентные люди, служившие солдатами в последнюю войну. Желал бы слышать и возражения только не теоретические, не немецкие, отзывающиеся колбасой гороховой. Все время самых трудных работ проходит без мяса.

Петровки, когда производятся земляные работы - а это самое лучшее время для таких работ: сухо и день велик - пост, да и пост-то самый неудобный, потому что даже огородина не поспела. В ильинский мясоед - трудное время покоса - мясо еще не поспело, бараны не выросли, скот не вполне отъелся, да и сохранить мясо, даже посоленное, в жаркое летнее время невозможно. И зимней солонины в это время достать трудно, потому что она начинает портиться: дух пускает, червяк заводится. Потом, опять пост - спасовки, время уборки хлеба.

Да еще постоянно - середа да пятница, середа да пятница. Конечно, и говорить нечего, если бы было достаточно мяса, сала, молока то есть творогу , то и в деревне летом никто постов не держал бы. В нынешнем году у меня летом не хватило постного масла, масло было дорого, да и достать его негде, между тем свиного сала было достаточно, я предложил рабочим есть скоромное. Все ели, за исключением одного очень богомольного.

Когда поп приехал перед петровым днем собирать яйца - перед окончанием поста попы ездят по деревням разрешать на скоромину и выбирают в петровки яйца, в филипповки горох, великим постом не ездят потому, вероятно, что выбирать нечего, - то и разрешать было некому. Какое малое значение придается мясу, видно из того, что рабочий человек всегда согласится на замену мяса водкой. На это, конечно, скажут, что известно, мол, русский человек пьяница, готов продать за водку отца родного и т. Но позвольте, однако же тот же рабочий человек не согласится заменить молочную кислоту нормальной пищи водкой, не согласится заменить водкой жир или гречневую кашу.

Однако пора уже возвратиться к обедающим вареной картошкой граборам, замечание которых, что не стоит лучше есть, когда работаешь с поденщины, за 45 копеек день, дало мне повод сделать такое длинное отступление. Я хотел сначала только рассказать о наших граборах, как об одном из самых интереснейших, интеллигентнейших и самобытных типов артельных рабочих нашей местности, но что же делать, если, говоря об этих людях, приходится постоянно отвлекаться. Каюсь, что ужасно люблю наших граборов или, лучше сказать, граборские артели. В них есть что-то особенное, благородное, честное, разумное, и это что-то есть общее, присущее им, только как артельным граборам.

Человек может быть мошенник, пьяница, злодей, кулак, подлец, как человек сам по себе, но как артельный грабор он честен, трезв, добросовестен, когда находится в артели. Недалеко от меня, за Днепром, есть несколько волостей, населенных граборами, исконными, старинными граборами, которые еще при крепостном праве занимались этим ремеслом. Специальность граборов - земляные работы: рытье канав, прудов, погребов, отсыпка плотин, плантовка лугов, выкапывание торфяной земли, штыкование садов и огородов, отделка парков, словом - все работы с заступом и тачкой. Но, если требуется, граборские артели исполняют и всякие другие хозяйственные работы: корчуют пни, деревья, кусты, косят, пашут, молотят, словом - делают все, что потребуется в хозяйстве.

Все хозяйственные работы граборы исполняют хорошо, потому что они сами хозяева и занимаются дома земледелием, а граборское ремесло служит им только подспорьем. Исконные, старинные граборы, из поколения в поколение занимающиеся граборским делом, достигли в земляном деле высочайшей степени совершенства. Нужно видеть, как режет грабор землю, вырывая, например, прудок, - сколько земли накладывает он на тачку, как везет тачку! Нужно видеть, как он обделывает дерном откосок!

До какого совершенства, до какого изящества доведена работа! Грабор работает, по-видимому, медленно: он тщательно осматривает место работы, как бы лучше подладиться, тщательно выбирает такой дерн, какой ему нужен, режет землю тихо, аккуратно, так, чтобы ни одной крошки не осталось, ни одной крошки не свалилось с заступа, - он знает, что все это будет потеря работы, что все эти крошки придется опять поднять на ту же высоту, с которой они свалились. Нельзя не залюбоваться на граборскую работу, тем более, что вы не видите, чтобы грабор делал особенные усилия, мучился на работе, особенно напрягал мускулы. Ничего этого нет.

Он работает, как будто шутя, как будто это очень легко: дерн, глыбы земли в пуд весом грабор отрезывает и выкидывает на тачку, точно режет ломтики сыру. Так это все легко делается, что кажется, и сам так бы сделал. Только тогда и поймешь, как трудна эта граборская работа, сколько она требует науки, когда рядом со старым опытным грабором увидишь молодого, начинающего, недавно в артель. Старый уже выкидал свою дольку земли и сел трубочку покурить - залогу делает, а молодой еще возится на своей дольке, и глыбы земли у него не такие, и земля крошится, и подчистки много, и тачку опрокинул, не довезя до конца доски, подчищать нужно.

Старые позаложили, отдохнули, пора за новые дольки браться, а ему и отдохнуть некогда, потому что нужно выгнать столько же, сколько и другие товарищи артели. Положим, в артели каждый получает за то количество кубов земли, какое он вывез, но ведь едят сообща, совестно отставать от артели. И вот, нервно пососав трубочку, отдохнув всего какую-нибудь минуту, молодой грабор опять берется за заступ и спешит на свою дольку. Искусство граборов в земляном деле еще более ярко выделяется, если посмотреть на эту же работу, когда ее делают обыкновенные крестьяне, не граборы.

Мне достаточно посмотреть то место, с которого брали землю, чтобы безошибочно определить, кто работал: граборы или крестьяне. Где брали землю неграборы, тотчас видно, что люди делали огромную массу непроизводительной работы, бесполезно растрачивали силу. Крестьяне, впрочем, за настоящие граборские работы никогда почти и не берутся, и если в деревне нужно вырыть канаву или пруд, то нанимают граборов. Инструменты грабора, заступ и тачка, - топор они употребляют очень редко и даже при корчевке кустов обыкновенно отсекают коренья заступом - доведены ими до высокой степени совершенства.

Применяет грабор эти инструменты опять-таки наисовершеннейшим образом, да оно и понятно, что человек, который совершенно точно знает, сколько на каком харче можно сработать, который считает, что на дешевой работе не стоит хорошо есть, такой человек не сделает лишнего взмаха заступом, не выкинет лишнего фунта земли, и для выполнения каждой работы употребит minimum пудо-футов работы. Понятно, что у таких людей и инструмент налажен наисовершеннейшим образом. Нужно заметить, что наладка инструмента очень характеризует работника. У хорошего работника инструмент всегда отлично налажен и индивидуально приспособлен.

Он всегда знает свой инструмент и свою работу. Когда я удивлялся этому, видя, что человек тотчас узнает свою завязку на мешке, след от своего лаптя и т. Разве вам все равно, каким пером писать? Особенно хорошо поймешь всю важность наладки инструмента, когда увидишь, как работает человек из интеллигентных, которому нужны месяцы работы для того только, чтобы понять всю важность и суть наладки - не говорю уже выучиться насаживать и клепать косу, делать грабли, топорища, оглобли, оброти и тысячи других разнообразнейших предметов, которые умеет делать мужик.

Сравнительное ли благосостояние, вследствие большого заработка, или особенности граборской работы, требующей умственности, тому причиною, но граборы очень интеллигентны, и смышлены. Не говоря уже о том, что настоящий грабор отлично определит, как нужно провести канавы, чтобы осушить луг, отлично опустит воду, сделает запруды и стоки, чтобы наидешевейшим образом исправить худое место на дороге - сам становой со всеми своими "курятниками" не сделает лучше, - вычислит емкость вырытого пруда для этого всегда в артели есть особенный умственный человек , поставит лизирки, чтобы нивелировать местность. Замечательно еще и то, что граборы обладают большим вкусом, любят все делать так, чтобы было красиво, изящно. Для работ в парках и садах, при расчистке пустошей, если кто хочет соединить полезное с приятным, граборы - просто клад.

Даже немцы-садовники, презирающие "русски свинь мужик", дорожат граборами. В самом деле, стоит только сказать грабору, чтобы он так-то и так провел дорожку, обложил дерном, перекопал клумбу, сделал насыпь, сточную канаву, и он тотчас поймет, что требуется, и сделает все так хорошо, с таким вкусом, с такою аккуратностью, что даже немец удивляться будет. Расчищая на луга заросшие пустоши, я хотел так расчистить поляны между рощами, чтобы пустоши превратились в красивый парк. Стоит такая расчистка не дороже, а между тем и самому приятней, и для скота хорошо, если всюду есть чистые проходы, наконец, и ценность имения возвышается.

Линии лужаек на пустошах определялись рощами, но необходимо было сделать опушки красивыми, оставить кое-где деревья на полянах, осушить низкие места, сделать просеки или дорожки, по которым пастух мог бы опережать стадо, и пр. Наняв для расчистки пустошей граборов с тем, чтобы они, расчищая, выбирали все годное на дрова, срезали кочки, давали, где нужно, канавки, я объяснил рядчику, чего бы мне хотелось достигнуть. Он понял с двух слов. Чтобы, значит, поляны были для травы, чтобы скот на виду у пастуха шел, чтобы красиво было.

Понимаю: чтобы в роде гульбища было. А деревья какие на лужайках оставлять? Да ты работал где-нибудь в парках? Дорожек только не будет.

Вот эту низину мы на этой неделе к субботе отделаем. Пожалуйте тогда посмотреть. Будете довольны. Знаю, что ребятам по стаканчику поднесете.

В субботу я пришел посмотреть расчистки. Поражен был - просто прелесть. Поляна уже обозначилась, опушки рощ были подчищены и выровнены, лом везде подобран, кусты и лишние деревья на поляне вырублены, кочки срезаны. Грабор тотчас же заметил, что я доволен.

Я здесь на лужке, в закоулке, сосенку подпустил, сосенка-то она не того, чтобы очень, пораскидистее бы нужно, да что делать, какая есть, все-таки хорошо будет на березе темным отдавать - вот отсюда посмотрите. Действительно, на красивой лужайке, окруженной березовыми зарослями, была оставлена небольшая сосна, темная зелень которой превосходно оттеняла освещенную вечерним солнцем светлую зелень молодых берез. Грабор сам любовался и сиял удовольствием. Там над рвом на бичажку я еще дубок оставил, славный дубок, пряменький, на всякую поделку годен.

Нет раскидистых дубов, а раскидистый бы лучше, и ни в какое дело не годится, целее бы был. Ну, да попытаем на счастье оставить. В Петлине работали, дерева там сажали всякие. Да мы у самой Шепелихи работали, а уж та ли барыня не чудила.

Чего-чего там не делала, на полях пруды рыли, дерном откосы обкладывали, дорожки по полям проводили, цветы сажали, горы насыпали. Уж так чудила, так чудила, аглицкую парку из всего имения сделать хотела, чтобы всюду чисто было, духовито. Коровы с колоколами. Уж на что ваша Брендиха чудит, каждый год кусты с места на место пересаживает, а про Шепелиху и говорить нечего.

Чудная барыня, нужно чуднее, да не найдешь. Денег сколько хочешь — одних граборов больше ста человек артель, да и цены-то какие - 60 копеек поденщина. Жаль, умерла эта барыня, много граборам работы давала. Как умерла, все работы прекратились...

А вот тут канавку нужно дать, - остановился грабор. У вас тут с этой луговины сена страсть что будет. Следовало бы ребятам четвертушку поставить, заморились за эту неделю во как, лозник, ведь, все, мокрота. Уж так старались.

Граборы в общей сложности принадлежат к числу зажиточных крестьян нашей местности. Некоторые деревни после "Положения" уже успели приобрести в собственность значительные помещичьи хутора, смежные с их деревнями. Они арендуют заливные луга большей частью на деньги. Дома граборы занимаются хозяйством, а зимою многие деревни занимаются обжиганием извести, выламыванием и доставкою известковой плиты.

Граборские заработки составляют для них важное денежное подспорье. Главное для граборов - это иметь по возможности близко от дома заработок. На дальние заработки, на железные дороги граборы, по крайней мере обстоятельные хозяева, не ходят - разве только какие-нибудь обедневшие одиночки, бобыли, бросившие землю. Граборы ищут работы главным образом вблизи, у соседних помещиков.

В настоящее время, когда помещичьи хозяйства поупали, работ стало меньше, граборы разбились на мелкие артели в 5-10 человек и очень дорожат работой у помещиков, особенно у молодых, рьяных, новеньких, которые садятся на хозяйство с деньжонками, мало знакомы с делом, любят проводить канавы на лугах и полях, копать прудочки, причем скоро ухлопывают деньжонки на дорогие граборские работы, часто для хозяйства совершенно бесполезные. Не только граборские рядчики, но и большинство граборов отлично понимают хозяйственное значение своих работ и пользу, которую они могут принести. Если хозяин будет советоваться с грабором, не будет чудить, будет требовать от грабора, чтобы делалось то, что может принести пользу, то можно вполне положиться на рядчика, что он не сделает бесполезных работ. Хороший рядчик не только сумеет осушить луг, но, как хозяин, может наперед сказать, стоит ли осушать.

Он точно так же может сказать, стоит ли расчищать какую-нибудь заросль под луг или поле, нужно ли провести те или другие канавки на полях. Я много раз слышал советы опытного рядчика, что такую-то луговину не стоит осушать, потому что травы на ней все равно не будет, а в сомнительных случаях советует попробовать сначала отделать небольшую частицу и т. Но если барин сам загадывает работы, сам назначает, где проводить канавы, где плантовать, где расчищать, то грабор не только беспрекословно будет исполнять, но даже и замечаний никаких не сделает, хотя очень хорошо будет понимать, что пользы от работы не будет. Видя однажды, что граборы у соседнего помещика роют совершенно бесполезную, даже вредную канаву, я спросил у знакомого рядчика, зачем это?

А нам что? Денег, должно быть, у него много, деньги ведь ему ничего не стоят, а нам что! Приказано, ну и роем. Ничего не понимает.

Да ведь не всякому сунешься говорить.

Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной. В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов. Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом.

В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города. После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Это трудовые мигранты, покидающие свои семьи и родные места ради заработков в других районах. Литература Чаславский.

II, СПб. Земства», ; Щербина Ф. Шаховской, «Сельско-хозяйственные отхожие промыслы» М. Каховки, Таврической губернии» изд. Отходники в Москве.

Фото нач.

Одновременно с трудом, но нарождался класс свободных людей, обладавших и природной сметкой и опытом сельской жизни. На первых порах данная категория населения тоже растерялась. Одно дело когда злободневные вопросы гарантированно решались помещиками и крестьянин знал, что он находится как бы под опекой барина -имели место явления иждивенческого характера, другое дело когда опеки не стало. Крестьянину приходилось искать возможность заработать средства не только для содержания своей семьи и выплаты государственных податей, но и вносить выкупные платежи за землю, полученную от помещика, и пока еще не в собственность. У государственных крестьян картина была несколько иной, но искать деньги для выкупных платежей в казну также оказывалось обременительной заботой. Так волею обстоятельств, вступая в отношения друг с другом, бывший правящий слой и вчерашние крепостные искали пути сближения.

Появилась потребность в законодательной регламентации трудовых отношений сельскохозяйственных рабочих. В России начал развиваться капитализм. Пошло бурное развитие промышленности, мануфактур, сферы услуг. Получило новый толчок такое явление в экономике как отходничество. Добавками к земледельческому хозяйству по месту жительства в наших краях являлись в основном кустарные и земледельческие промыслы в своем регионе. Местные промыслы и работы внутри уезда были наименее оплачиваемыми, но являлись самыми распространенными видами отходничества. Белорусские губернии, а также Смоленская имели наименьшие от среднего уровня показатели обеспеченности землей.

Тут приходилось на душу в среднем четыре десятины. Урожайность зерновых составляла примерно сам три или сам четыре. Местами отходничеств по большей части являлись Москва, Петербург, уходили люди на строительство железных или шоссейных дорог. В общем далеко от дома земляки старались не уходить. Автор данных строк не нашел внятного объяснения причинам указанного явления. Во всех статистических справочниках и исследованиях приводятся другие, в том числе и хлебопроизводящие губернии за исключением Смоленской и Белорусских. Но кто-то ведь основал Смоленскую волость район в Алтайском крае?

Почему именно там оказалась икона Смоленской Божьей матери Одигитрии? И вообще, как мужики в лаптях и при помощи тачек смогли построить почти десять тысяч километров Транссиба. Впрочем, данная тема к сельским рабочим отношения не имеет. Везде, где хозяйство русского крестьянина не давало необходимых средств к существованию и уплаты податей, способом пополнения данного недостатка являлись промыслы. Промыслы бывали местными, когда крестьяне находили заработок по месту своего жительства, и отходническими, когда ему приходилось искать его вдали от дома. Местные промыслы условно можно подразделить на: 1 сельскохозяйственные или близкие к сельскому хозяйству, когда крестьяне нанимались на сельхозработы к близко живущим помещикам, или брали в аренду земли для обработки. Кроме того могли подряжаться для выгонки смолы, дегтя, рубки и возки дров, рыбной ловлей, охоты и т.

Местные промыслы были распространены повсеместно на всей территории европейской России. Долгая и суровая зима давала мужику время для занятий местными промыслами. Крестьянам было удобно не покидая родных мест и сохраняя связь с семьей и хозяйством или же покидая свои усадьбы на непродолжительное время иметь некоторый источник доходов. В совершенно в иные условия поставлены отходнические промыслы крестьян. В «отход» уходили люди преимущественно лишние, которым дома ввиду разных обстоятельств не находилось место в период когда все селяне заняты на весенне-летне-осенних работах. На зиму, когда земледельцу вообще нечего делать в доме, эта категория крестьян возвращалась домой. В течение нескольких месяцев люди проживали в чужом краю, в далеких от привычной среды условиях, общались с чуждыми их интересам людьми.

Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Таким своеобразным путем перетекала рабочая сила, так необходимая при зарождении капиталистических отношений в места, где впоследствии будут построены заводы, фабрики и данная категория населения переместится в города образуя рабочий класс капиталистической России. С постепенным увеличение городов росло и число крестьян уходивших на промыслы в эти города. Люди овладевали заводскими профессиями и вскоре становились горожанами. Очень часто крестьяне отправлялись наугад. Не будучи осведомленными о видах работ которыми им придется заниматься, шли имея лишь направление движения. Первое, с чем сталкивались мужики отправляясь в другие регионы империи это необходимость иметь паспорта.

Данная процедура не являлась затруднительной. Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке. Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания. Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство». Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности.

Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось. Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами. По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты. Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи.

Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений. Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент. Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством. Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам. Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные.

Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей. Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет. Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу.

К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров. Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги. Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде. Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров.

По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути. Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем. Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков. Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду. Но вот крестьянин не находил денег.

Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками. Это разорение. Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли. Жестока жизнь в отношении слабых. Небогат у мужика выбор найти денег.

Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей. Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды.

Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков. Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян. Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими. Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия.

Косари несли с собою косы. Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком. Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь. Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели. Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей.

В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников. Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили. Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта. Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них.

Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ. Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например.

В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина.

Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо.

Естественно, что современные отходники далеко не всегда сами предлагают продукты своего труда на рынке, как это было раньше, когда значительная часть отходников являлись кустарями, выходящими на рынок со своими изделиями [25]. Сейчас такими можно считать немногих, например, плотников, изготавливаю-щих срубы домов, бань и других деревянных построек и предлагающих свою про-дукцию на обильном рынке Подмосковья и областных городов. А часть кустарно-го ранее производства бытовых предметов, необходимых в повседневной жизни, но производимых отходниками, переместилась теперь в иной, так называемый этноформат. Изготовление валяной обуви, плетеных кресел, глиняных горшков и прочих кустарных изделий теперь предлагается в структуре туристского бизнеса. В некоторых местах скопления туристов число отходников, мимикрирующих под местных жителей, бывает немалым [26]. Содержание деятельности отходника изменилось по сравнению с имперски-ми временами: отходник стал больше наемным работником, чем индивидуальным предпринимателем кустарем. Основные виды занятий современных отходников весьма немногочисленны.

Опрос более полутысячи человек позволил нам зафик-сировать не более полутора десятков видов деятельности, тогда как столетие назад в каждом крупном селе можно было насчитать до полусотни самых разных видов отхожих профессий. Сейчас же это преимущественно строительство, транспорт есть и те, кто занимается дальним извозом на собственных грузовиках, но многие нанимаются таксистами или водителями в организации , услуги различные виды коммунальных услуг, сопряженные со строительством , торговля как лоточная на городских рынках, так и в супермаркетах. Особенно популярен охранный бизнес: многочисленная армия охранников в офисах и на предприятиях крупных городов состоит почти исключительно из отходников. Наем на крупные предприятия для производства самых разных видов работ осуществляется организованными группа-ми, бригадами, составленными из знакомых и родственников артельный принцип. Как правило, такие бригады выполняют вспомогательные, черные виды работ. Факт, заслуживающий особого внимания, — высокая степень консерватив-ности видов отхожих промыслов в традиционных отходнических территориях. Современные отходники «вспомнили» не только дедовы промыслы, они воспро-извели и основные профессии, бывшие характерными для этих мест сто лет на-зад. Так, отходники Кологрива, Чухломы и Солигалича в Костромской области основным видом отхожего промысла выбрали строительство деревянных домов изготовление и перевоз срубов , а жители Касимова, Темникова, Ардатова, Ала-тыря в большинстве своем нанимаются охранниками и идут в торговлю. Направления отхода нынче немного иные, чем столетие назад, но если учесть фактор изменений административно-территориального деления страны, то при-дется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика.

Если раньше Заволжье «тянуло» преимущественно в Питер, то сейчас — в Москву. В обоих случаях — в столицу. То же и с областными городами: при смене област-ного центра соответственно меняется и направление отхода из районных городов. География отходничества расширилась, но не радикально. Поскольку скорости перемещения за сто-летие выросли на порядок, то и сами перемещения отходников стали более часты-ми. Теперь при расстояниях от 100 до 600—700 км ездят и на неделю-две, а не как раньше — на полгода-год. Но в структурном отношении география отходничества осталась, вероятно, прежней [27]. Люди весьма детально и точно просчитывают экономические составляющие сво-ей трудной деятельности — и не только временные затраты, но и долю заработка, приносимую в хозяйство. Сколько же денег приносит отходник домой?

Против распространенных представлений, отходник в среднем не довозит «большие тыщи» до дому. Зарабо-ток на стороне сильно зависит от квалификации и вида деятельности. Строители-плотники за сезон зарабатывают до полумиллиона, исходя из ежемесячной зарплаты в 50 и даже 100 тысяч рублей [28]. Но в пересчете на месяц у них будет вы-ходить 30—50 тысяч. Работающие в промышленности, на транспорте и в строи-тельстве зарабатывают поменьше — от 30 до 70 тысяч, но работают почти кру-глый год. Менее квалифицированные отходники зарабатывают до 20—25 тысяч, а охранники — до 15 тысяч но надо иметь в виду, что и работают они две неде-ли в месяц. За год получается 300—500 тысяч рублей у квалифицированного от-ходника и 150—200 тысяч — у неквалифицированного. Этот заработок в среднем выше, чем если бы человек работал в своем городе, где средний заработок не пре-вышает 100—150 тысяч рублей в год. В большинстве малых городов и деревень за-работок бюджетника составляет сейчас от 5 до 10—12 тысяч рублей, то есть в год около 100 тысяч, однако найти работу даже на 10 тысяч на месте практически не-возможно — все места заняты.

Так что отходником быть выгодно. Правда, высококвалифицированным от-ходником, и то в сравнении со своими соседями-бюджетниками или безработ-ными. Потому что если вычесть расходы, которые принужден отходник нести во время работы, то в итоге получится не столь уж большая сумма. По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35—40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в горо-де. Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5—10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления». Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч. Так что домой отходник при-возит не 50—70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20—25 тысяч ежемесяч-но. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц.

Что же дома у отходника? Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важ-ный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столи-цу, чтобы жить поближе к работе. Все они хотят жить там, где живут сейчас. Да и работать они хотят здесь же. Но не удовлетворяются тем, что имеют или мог-ли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения. Этой особенностью — более высокими материальными запросами — и отличают-ся, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают. Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и сто-летие назад [29]. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей?

Отходник хочет тратить до-полнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи. Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех от-ходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре. Это ремонт или стро-ительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей [30]. В сред-нем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей. Во вто-рую очередь — автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл. Обычные траты на технику — 50—100 ты-сяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы — многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали су-щественно выше, чем раньше.

Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и на-воза; трактор в малом городе и в селе — это как лошадь в прежние годы — вспа-хать огород, разгрести снег и проч. Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем про-мысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70—100 тысяч около 30—60 тысяч составляет оплата обучения и до 40—50 тысяч уходит на оплату достаточно деше-вого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты. Наконец, это раз-влечение — отпускные траты — многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80—100 тысяч. Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тра-тят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях от-ходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсио-неров. Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним. Так и было в 1990-е годы хотя челноки в большей степени вызывали зависть и недо-вольство , но в 2000-е доля отходников среди населения сильно выросла, и теперь они скорее стали законодателями мод, на них равняются и стараются не отстать завидующие соседи.

В целом же отношения с соседями у отходников обычные, добрые; соседи давно поняли, насколько труд отходника тяжел, зависть перело-жена жалостью. Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рас-сказы о том, где были и на каких пляжах загорали — это не роскошные автомоби-ли и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зави-сти соседей. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресур-сами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе. В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным де-фицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дис-криминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляю-щиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить раз-нообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домо-хозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организо-вать семейный детский дом ниже. Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки».

Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники

Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты.

Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр.

К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П.

Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход. Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев.

Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю.

Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки.

Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу.

Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания.

Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение».

Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом.

Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства. Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей.

Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество. На фото — биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год. Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости.

Но гладко вышло только на бумаге. Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда. С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина.

Кто на севере — тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах. В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается. Разные местности специализируются на разном.

Ростовцы, например, прекрасные огородники — и весной мигрируют в Москву, Петербург и даже Ревель, где арендуют участки земли, чтобы снабжать столы тамошних жителей свежим горошком. Ярославцы идут в трактирщики. Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку — здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным.

Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость — так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы. Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник. Оно и понятно: обходиться такой работник будет дешевле, а зависимость от нанимателя в этом случае будет почти кабальной.

Словарь был подготовлен в рамках реализации государственного заказа на унификацию норм русского литературного языка, испытавшего серьезные изменения в начале прошлого столетия. Всего словарь содержит 4 тома, в которых представлено более 90 тысяч словарных статей. В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов.

Крестьянин, уходящий на отхожий промысел.

Жители Санкт-Петербургской губернии зимой занимались извозом, а в летнее время шли в город на строительные работы. Женщины из этого региона в основном шли в услужение, спрос на кухарок и горничных в столице всегда был высок. Чухонцы из соседних с городом волостей занимались вывозом нечистот огромного города. При этом — с одной стороны, они получали деньги за вывоз… отходов, а с другой стороны, за то самое, что они вывозили из города, крестьяне деревень в радиусе десятков верст платили деньги. Ведь «это» было удобрением, позволявшим сильно увеличить урожайность многих огородных культур.

Одновременно жители из чухонских деревень, расположенных недалеко от Санкт-Петербурга, вели молочное хозяйство, поставляя в город молоко и масло. Помните у Пушкина: С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний скрипит. Все строительство столицы империи — дело их рук. Пусть архитектором был итальянец или француз, но каменные стены клали местные мастеровые, причем в основном из приезжих. Штукатурили, белили — тоже они. Более того, и камень для строительства добывали отходники.

Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественные методы, на проведение наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями.

Многие дополнительные материалы, как-то статистические и отчётные данные местных властей, архивные источники имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап — перемещением источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни.

Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Это процесс в середине 90-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 90-х годов.

Внезапное отсутствием работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием здесь подсобного хозяйства, которое в то время позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов. В те годы я бывал в посёлках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. А тот факт, что в те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть, имел такие широкие масштабы именно в малых городах и посёлках, что даже не рассматривался как общественная катастрофа.

Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом — по мере развития рынка труда в областных и столичных городах — становился всё более массовым источником. Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй — невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья — явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикреплённости» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов.

Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и посёлков в сельскую местность. Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые.

Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам С. Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществлённым в первые два срока президентства В. Путина, особенно начиная с марта 2004 года.

Теперь доля бюджетников в составе занятого населения обычно достигает 40, а кое-где даже 60-70 процентов трудоспособного населения[21] — и именно в районных центрах, бывших немного ранее основными местами отхода. Эти две причины — рост местного производства и развитие бюджетной сферы — худо-бедно, но стали способствовать снижению масштабов отходничества в малых городах. Но тропа-то уже была проторена и «свято место пусто не бывает»: рабочие места, оставленные в столицах отходниками из городов, заместились отходниками из деревень.

Если раньше безработные мужчины из деревни искали заработка в районном центре, то теперь всё большее их число путями, указанными им их коллегами из райцентров, уезжают в Город в область или в Подмосковье и там добывают средства для жизни.

Что такое отходничество в истории кратко

отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. В конце 1920-х годов (восстановление народного хозяйства) бригады отходников составляли больше 70% всех строителей, по некоторым профессиям — порядка 70%. В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности.

Что такое отходничество в истории кратко

Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Часть отходников трудоустроены неофициально, а те, кто оформлен, платят НДФЛ по месту своей работы, что негативно сказывается на наполнении бюджетов муниципалитетов, в которых проживают отходники и их семьи. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям.

Отходничество в россии - фотоподборка

Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность». О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма.

ДЕНЬ ВАХТОВИКА

Они использовали и данные местных властей, и обходы домов, и другие методы. На втором месте идет Санкт-Петербург, куда чаще ходят из близлежащих или традиционно связанных областей: Псковской, Новгородской, Тверской, Карелии, Архангельской, Вологодской и Костромской. Как правило, работа «на Севере» связана с добычей полезных ископаемых или строительством трасс и трубопроводов для их транспортировки, обустройством территории в том числе подготовкой трасс, где необходим опыт лесорубов. Особенности распределения В 16 обследованных городах масса отходников распределяется примерно по трети на тех, кто уезжает в ближний, средний или дальний отход. Естественно, что в каждом конкретном городе «предпочитаемые» расстояния отхода оказываются разными и определяются прежде всего близостью к крупному рынку труда. Но при этом и дальние расстояния отхода оказались характерны для отходников Темникова, Кинешмы, Никольска, Чердыни, Касимова, Каргополя. Свои территории Постепенно складываются места отходов, где преимущественно трудятся земляки. Например, из Темниковского района Мордовии значительная группа жителей ездит работать на алмазодобычу в якутский посёлок Айхал, где уже сформировалась большая мордовская диаспора. Более того, даже главой администрации Айхала является мордвин. В Якутию ездит преимущественно мордовское население района, причём основная часть — из сёл. Например, практически во всех семьях из села Подгорного Канаково есть люди, работающие в Айхале.

Из Подпорожского района Ленинградской области люди работают на конкретных юверлирных заводах, текстильных предприятиях, чайных фабриках и т. А почти все село Вознесенье в истоке реки Свири и на окончании Онежского канала основная масса отходников — это так называемый плавсостав, то есть люди, работающие на судах Онежского бассейна. Автор: Константин Маркелов.

Исторические исследования: множество историков посвятили свои исследования теме отходников. Их работы могут содержать детальные описания и анализ этого понятия, а также приводить примеры из истории, где отходники играли важную роль. Хроники и летописи: в старинных хрониках и летописях можно найти информацию о лицах, которые были признаны отходниками. Такие документы обычно содержат сведения о событиях, связанных с этой категорией людей.

Мемуары и дневники: мемуары и дневники, оставленные людьми, которые были свидетелями или участниками событий, связанных с отходниками, могут содержать интересные и полезные сведения. Эти материалы могут быть полезны для более глубокого понимания понятия отходника. Художественная литература и кино: многие писатели и режиссеры создавали произведения, в которых изображали судьбу отходников и их влияние на исторические события. Некоторые из таких произведений могут дать представление о том, какое место занимают отходники в культуре и обществе. Все эти источники информации помогают более полно понять, что такое отходник в истории, его значение и влияние на развитие общества и культуры. Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах. Сведения, восстановленные из отходников, позволяют историкам создавать более полную и точную картину мира прошлого. Они помогают исследователям понять множество аспектов жизни и деятельности различных цивилизаций: технологических достижений, социальных структур, экономических отношений и культурной среды.

Отходники также важны для изучения истории материальной культуры. Из них можно узнать о типах и формах использования различных предметов, их происхождении, функциональности и эстетических характеристиках. Благодаря отходникам мы можем восстановить давно утерянные навыки и технологии и понять, каким образом люди в прошлом создавали и использовали предметы повседневного обихода. Кроме того, отходники помогают во многом пересмотреть и изменить представления о прошлом. Они подтверждают или опровергают существующие исторические гипотезы и теории.

Инициатива с Севера Классический тип отходника сформирован преимущественно в северных областях европейской России, на Урале, выяснили исследователи. Важным условием является наличие на территории проживания отходников природных ресурсов, которые население имеет возможность массово использовать и предлагать на рынок самостоятельно. К таким ресурсам относятся лес и водные объекты, переработка продукции которых возможна частным образом, но требует особых умений. Именно в лесных регионах возможна самостоятельная переработка и предложение на рынке ресурсов леса. К этому классическому «северному» типу отходника примыкают вариации с неполным набором признаков, которые мы также относим к отходничеству — вахтовые работы с официальным трудоустройством и наём в сфере услуг и производства.

Таких, отходников, отличных от классических северных, мы находим в центральных и южных областях России тип «южных» отходников. На севере европейской части России, Урале и в Сибири преобладают отходники-мужчины, многие из которых работают не по специальности, часто — охранниками, иногда занимаются мелким бизнесом. В центральных и южных регионах страны преобладают отходники-женщины, которые обычно не обладают специальными навыками и на рынке труда неконкурентоспособны. Вне социума Большинство отходников не работают по полученным ими ранее специальностям. В силу неформальной занятости они не «зафиксированы» в экономике. Отходники нередко выпадают из государственных социальных программ и не пользуются, в силу занятости не по месту регистрации, обязательным комплексом государственных услуг, предоставляемых всем гражданам. Они также не пользуются услугами государственного бесплатного здравоохранения и практически исключены из системы соцобеспечения. Вместо врачей они прибегают к услугам аптекарей, знахарей и занимаются самолечением», — отмечает Плюснин. По его словам, отходники «формируют мощную социальную группу, которая не зависит от государства и выплачиваемых им пенсий и пособий». Отходники мало или совсем не участвуют в местной общественно-политической жизни.

В последнее время широкое распространение получила экскурсионная сфера услуг, организуются близкие и далекие туры по России, а также заграницу. Некоторые водители находят работу в сфере городского ЖКХ. Востребованы водители и на бесчисленных стройках страны, причем не только на грузовой транспорт, но также трактористы, крановщики, бульдозеристы.

Водители, которые могут управлять только легковым транспортом, работают в городе личными водителями, водителями такси, менеджерами… Женщины тоже едут на заработки В дореволюционной России только малочисленная часть женского населения, можно сказать, единицы решались отправиться на заработки в город. Да и где могла найти себе тогда рабочее применение женщина в городе - в основном, это были такие профессии, как прислуга, кухарка, нянька. Крестьянских девочек-подростков приглашали в няньки в основном родственники, за еду и одежду они присматривали за маленькими детьми.

Профессия няньки, гувернантки на данный момент очень востребована, конечно, и требования, которые предъявляются родителями к кандидатуре, велики: желательно высшее педагогическое образование, стаж работы на данном поприще не менее 5 лет, хорошие рекомендации с предыдущих мест работы. Некоторые требуют обязательного медицинского образования, но это в том случае, если нужно ухаживать за маленькими детьми до 3-х лет. Цены за эту важную воспитательную работу колеблются от 20 000 до 80 000 тысяч рублей.

Сейчас рынок труда, где могли бы себя применить женщины, настолько широк: бухгалтеры, швеи, повара, кладовщики, продавцы, менеджеры, дизайнеры и многое другое. Некоторые жительницы Верхнеландеховского района не страшатся трудностей, меняют привычный ход жизни и уезжают на заработки в город, где трудятся на благо своей семьи. Зачастую семья уезжает вслед за женщиной, снимают квартиру, дети учатся, ходят в детский сад.

Юридически эти люди числятся жителями района, поскольку они прописаны на территории Верхнеландеховского района, а фактически являются жителями городов Иваново, Москва, Нижний Новгород и других, там, где нашли работу. Подведем некоторые итоги Отхожие промыслы на данном этапе развития российского общества занимают важное место, являясь основным источником дохода многих мужчин и женщин и их семей в деревнях, селах и поселках. Но при этом происходит отток деревенского, сельского населения в город.

Местная немногочисленная молодежь всеми силами старается после учебы остаться в мегаполисах, поскольку там можно найти высокооплачиваемую работу. Конечно, промыслы поменяли свой вид, стали более многочисленными и, в силу образованности населения, разнопрофильными. Если раньше они все-таки были «довеском» к основной, сельскохозяйственной деятельности крестьянина, то теперь это основная профессиональная занятость человека.

И если сравнивать народонаселение Верхнеландеховского района сейчас и в 1901 году, о котором дают представление нам «Материалы для оценки земель Владимирской губернии», то результат получится малоутешительным. Всего за какие-то сто лет население сократилось почти в четыре раза - с 20621 человека до 5038 человек данные предоставлены районным отделом статистики на 1 декабря 2013 год , количество населенных пунктов деревни, села от 224 сократилось до 125 причем фактически жилых деревень, конечно, меньше. Населения трудоспособного возраста насчитывает 2974 человека данные на 2013 год.

К сожалению, нет конкретных данных о тех, кто трудится в других городах. Причины возникновения отхожих промыслов в наше время наводят на грустные размышления. Не от хорошей жизни современному мужчине а чаще это все-таки мужчины приходится бросать свою семью, дом, хозяйство и отправляться на заработки в город — это говорит о том, что по месту проживания невозможно найти работу с достойным заработком, чтобы обеспечить свою семью.

Я разговаривала с людьми, которым приходится трудиться вахтовым методом в городах, и каждый из них заметил: если бы здесь, дома, была работа с высоким заработком, то, конечно, не пришлось бы уезжать. Если ситуация не изменится коренным образом и не будут приниматься никакие меры по созданию рабочих мест и повышению заработной платы в сельской местности, через каких-нибудь пятьдесят лет, а это, поверьте, не столь далекое будущее, в Верхнеландеховском районе останутся только поселок Верхний Ландех и село Мыт — и те будут немноголюдны. В одной из старинных книг о занятии сельским хозяйством в нашем крае можно было прочитать, что земледелие не составляло главного заработка населения, проживающего в лесистой местности по реке Пекше.

Хлебопашеством занимается в большинстве случаев оставшееся в деревнях женское население, тогда как мужчины почти поголовно уходят на отхожие промыслы. Вследствие слабого развитии хлебопашества у значительного большинства сельского населения своего хлеба на прокормление не хватало. Земли этой территории были слишком неплодородными.

Между реками Пекшей и Киржачом почва состоит из суглинка, местами переходит в глинистые почвы. Лучшие же почвы находятся между Суздалем. Гавриловым-Посадом, Симой и Юрьев-Польским.

Самые лучшие почвы для ведения сельского хозяйства находятся между Юрьев Польским и Гавриловым-Посадом. Плодородный чернозем на этой территории, видимо, получился за счет многовекового удобрения, культурного возделывания мерянами, а затем славянами. С самого начала заселения нашей территории славянами, им пришлось столкнуться с большими трудностями, и поэтому они стали искать возможность иметь дополнительные заработки, чтобы купить хлеб и другие необходимые товары и продукты на востоке, в о польских землях.

Это их побудило развивать кустарные промыслы, а затем и отхожие. В каждом населенном пункте существовали как бы свои традиционные развитые промыслы. Были открыты свои конторы, светелки, кустарные мастерские и т.

В Завалинской и Коробовщинской волостях большинство кустарных промыслов было связано с плисорезанием, в Дубкоской с портняжеством и ткачеством, в Давыдовской медницким и плотницким, кузнечным делом. Были на территории района кроме заводов Товарищества Кольчугина небольшие мелкие заводики, фабрики и мастерские. В деревне Троице Дубковской волости был завод обработки сырых кож, принадлежавший Новоженину Петру Васильевичу, на котором работали 15 человек.

В деревне Золотуха ткацкая фабрика Слушаевых, где работало около 80 человек. В деревне Деево существовали две ткацкие мастерские, принадлежавшие братьям Петровым- Ивану и Якову, у которых работало 30 человек наемных рабочих-крестьян. Были такие мастерские и в других деревнях и селах, но особенное развитие в нашем крае получило плисорезное дело.

Это относится к Завалинской и Коробовщинской волостям. Так, в Завалинской волости, в каждой деревне занимались плисорезаньем уже определенные мастера-специалисты этого дела. Они имели свои светелки, нанимали рабочих, привозили товаре фабрик Орехово-Зуево, Москвы и других городов.

Всего резанием пляса в Завалинской волости занималось более 360 человек: в с. Беречино 8 человек, с. Белавки 28 человек, д.

Володино 28 человек, д. Городец 8 человек, с. Завалино 16 чел.

Зиновьево 35 человек, д. Киреевка 4 чел. Конюшино 3 человека, с.

Кудрявцево 10 человек, д. Косковка 18 человек, д. Лопыри 13 человек, д.

Льгово 40 человек, д. Новая 19 человек, д. Павликово 20 человек, оельцо Поддубки 7 человек, д.

Поздияково 19 человек, д. Собино 3 человека, д. Сафоново 15 человек, д.

Тюхтово 17 человек, д. Ульяииха 3 чел. Шустино 20 человек.

В Коробовщинской волости плисорезаньем занималось 51 человек: д. Авдотьино 8 чел. Шилово 7 чел.

Новое Фетиньино 16 чел. Лакомово 9 чел. Косковке Завалинской волости существовало три мастерские, по нарезке плиса, которые принадлежали Клещеву Василию Лариоиовнчу.

Лакомово Коробовщинской волости мастерская принадлежала Курагину Михаилу Федоровичу. Плисорезные мастерские в селе Фролищево принадлежали Морозову Василию Васильевичу, ему же принадлежало плисорезное заведение в д. В этой же деревне у братьев Морозовых Ивана Ивановича и Семена Ивановича было также две плисорезные мастерские.

Поздияково в плисорезном заведении Семенова Николая Матвеевича работало 7 человек, а в д. Шустино вырабатывали ленты по 1500 кусков в год. Стоимость одного куска 40 коп.

Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Ответы : что такое отходничество Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян.
Кто были такие отходники? Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места.
Отходники современной России Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории.
Значение слова "отходник" Кто такие отходники.
Значение слова «отходник» в 3 словарях Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников.

ОТХО́ДНИЧЕСТВО

В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. тот, кто на время уезжает из семьи, чтобы кормить ее, зарабатывая на стороне, и возвращается как маятник - каждую неделю, через месяц, через полгода. Кто такие отходники. Кто такие отходники. Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими.

Значение слова "отходник"

Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников. В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий