Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева.
Опера Не только любовь
Думается, что каждому зрителю новое воплощение оперы «Не только любовь» запомнилось по-своему, но уж точно никого не оставила равнодушным. Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера). При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). В «Санкт-Петербург опера» прошла премьера спектакля «Не только любовь» Родиона Щедрина. В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь».
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
первую оперу Родиона Щедрина. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь». 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова.
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
«Не только любовь» — первая опера Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта. Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей. По словам Щедрина, причина провала в том, что опера опередила своё время. Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова.
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
«НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» ЩЕДРИНА: на удивление классная опера про колхоз. Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Но в целом опера не сложилась. Щедрин сделал много богатых оркестровок, из-за которых слова практически невозможно разобрать. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой.
Другие новости:
- Блоги-спутники
- Лирическая опера в двух действиях
- Telegram: Contact @mariinsky_theatre
- На фоне советских полотен
- Опера Не только любовь 2021 в Концертном зале Мариинского театра, Санкт-Петербург
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». Опера «Не только любовь» — произведение новаторское, оно во многом отходит от привычных оперных канонов. 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова. попытку прописать у себя оперу Щедрина «Не только любовь».
Родион Щедрин -- лирическая опера "Не только любовь"
Считается, что постановочная судьба оперы неудачна именно из-за либретто. Ничего не выходило. Первый делал Тышлер художник. Ничего не вышло. Дирижер был Светланов. И ничего не получалось. Плохое либретто». Кстати с тех пор, сочиняя музыку на сюжеты кого бы то ни было из великих, Щедрин либретто пишет сам. Картина дня.
Премьера трехактной оперы «Не только любовь» оказалась дорогим подарком юбиляру. Режиссер-дебютант постановки Александр Кузин, впервые столкнувшийся с оперным жанром, превосходно справился с материалом, сочетающим лирику, комедию и драму.
При поддержке художника-постановщика Александра Орлова и художника по костюмам Ирины Чередниковой он мастерски освоил непростое пространство Концертного зала, в котором как будто совсем исчезли неудобные для постановок параметры. Придумав три березы от пола до потолка, он словно бы поставил зрителей в большой хоровод, придав залу форму круговой арены. Грамотный световик Александр Сиваев умело высветил нужные ракурсы больших и малых сцен. В этой опере индивидуальное тесно переплетается с массовым, как, собственно, и было в России, очнувшейся после разрушительной Второй мировой войны. Все бытовое в постановке отодвинуто на периферию, а в центр поставлены яркие человеческие характеры, напоминавшие как оперных прототипов, так и героев советского кино — от «Судьбы» до «Афони». В любовном треугольнике из председателя колхоза Варвары Васильевны, городского пижона-одуванчика Володи Гаврилова признающего не без самоиронии «Какой же я мужчина! Я — Володя…» и его преданной невесты Наташи проглядывали многочисленные оперные треугольники русской и зарубежной оперы.
Сюжет оперы на первый взгляд кажется вполне бытовым. Но лишь на первый. Новое поколение мужчин, на месте выкошенных войной, еще не взросло. Колхозом руководит 28-летняя Варвара, одинокая, сильная, как будто лишенная эмоций, взявшая на себе бремя колоссальной ответственности. Лариса Андреева в этой роли не копирует типажи из советского кино про колхозы. Красивая, высокая, сильная, она, скорее, напоминает образ жрицы, царицы или богини, которая запрещает себе человеческие слабости во имя долга. Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева. И это не просто бытовая проблема неких далеких от нас советских колхозников. Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая. Не будет урожая, не будет жизни. Классический оперный любовный треугольник здесь тоже демонстрирует удивительное слияние бытового реалистического конфликта с высотами истинной трагедии. Молодой паренек Володя, легкомысленный балабол, избалованный вниманием девок, появляется перед более чем скромными односельчанами, как Сергей Сергеевич Паратов — в белом костюме и элегантных туфлях. Кирилл Матвеев создает очень яркий характер обаятельного пустомели, который своей асоциальностью рушит шаблоны жесткой системы деревенского сообщества.
Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен».
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
Любовный треугольник почти как в «Аиде» — женщина, облеченная властью пусть и на уровне колхоза, а не древневосточной деспотии , любит и желает быть любимой, ее объект — всех привлекающий тенор, соперница — нежное безвольное сопрано. Финальное разрешение коллизии отдаленно навевает воспоминания о «Евгении Онегине» — долг превыше всего, а сила натуры главной героини проявлена в верности раз избранному пути. Колхозные реалии спустя шесть десятилетий уже никого не шокируют — видали мы и не такое на оперной сцене: режиссерский театр нас приучил ко многому. Тем более что в данном случае режиссер оставляет все на месте — на сцене пашня чернозема и перспектива высоковольтных ЛЭП на фоне затянутого тучами вечно дождевого неба сценография Максима Обрезкова. Постановщик Евгений Писарев позволяет себе лишь некоторую вольность в финале, делая его открытым: примирения увлекшегося было Варварой пижона Володи и его невесты Наташи положенное по либретто не происходит, герой в отчаянии убегает прочь, а главная героиня кружится, словно в забытьи, под проливным дождем, будто смывая с себя морок любовного наваждения, в который сама дала себя увлечь. В остальном постановочная команда строго следует первоисточнику — на сцене серые будни послевоенной неустроенности, телогрейки и кирзовые сапоги, веселенький ситчек выходных платьиц колхозниц костюмы Марии Даниловой , сельскохозяйственный инвентарь, дощатые скамейки и грубо сколоченные ящики. Не переиначивая содержания оперы, не изобретая эпатирующую концепцию, Писарев занимается настоящим театром — подробно разрабатывает характеры героев, делая их яркими и точными, дает четкие актерские задачи и лепит убедительные образы. Застегнутая поначалу на все пуговицы, а позже становящаяся вулканом страстей Варвара, опереточный фанфарон Володя в белом костюме, робкая Наташа с косичками, основательный как пенек бригадир трактористов Федот Петрович. При этом Писарев умно выстраивает мизансцены, грамотно разводит массовку, переключает планы — смотреть спектакль как драматическое действо не менее интересно, чем вслушиваться в тембрально богатый и разнообразный звуковой мир Щедрина. Как тонкий психолог режиссер не перебарщивает и с реализмом в этом, казалось бы, сугубо реалистическом спектакле.
Здесь есть и образы-метафоры: танцующие под дождем девушки пластика Сергея Землянского или бегающий весь спектакль по сцене в воинской каске деревенский дурачок Андрюша выразительная мимическая работа Андрея Альшакова. Есть и почти античный хор-комментатор, не только задорно голосящий частушки, но и с балконов, словно волю богов, обрушивающий на Варвару ответы на вопросы, которые она боится задавать сама себе и все же задает — и героиня слышит свою совесть и поступает по ней. Вкрапления-новации, не предусмотренные ни либретто, ни партитурой, незначительны и лишь обогащают спектакль.
И переворачивает мир Варвары Васильевны — председателя колхоза. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Москвич, консерваторец, он испытал настоящий культурный шок, когда провел какое-то время в деревне: наслушался частушек, узнал не понаслышке глубинный народ.
С Мариинским театром Родиона Щедрина связывают многолетние теплые творческие отношения. Здесь поставлено большинство его оперных сочинений, три из пяти его балетов, регулярно звучит концертная музыка. Специально к открытию Мариинского-2 композитору была заказана партитура «Левши», а в декабре 2015 года прошла премьера новой оперы Щедрина «Рождественская сказка», посвященной Валерию Гергиеву и Мариинскому театру.
Несмотря на то, что героини как бы противопоставлены друг другу, им обеим хочется искренне сопереживать. Герой лауреата международных конкурсов Елисея Лаптева — Федот Петрович бригадир трактористов запомнился мужественным, сдержанным характером. Голос певца звучал наполнено и с глубоким чувством. Никита Шаров тенор, класс профессора, народного артиста Росси, доктора искусствоведения Кизина М. И даже его комичная несуразность и наивность представлена композитором с долей обаяния. В заключение хотелось бы отметить актёрский талант исполнителей и поблагодарить их за проделанную работу. Главные действующие лица очень естественно передавали эмоции и переживания своих героев на сцене. В картинах народного гуляния, при отсутствии пышных декораций, был прекрасно передан антураж сельской местности.