внешней разведки (подробнее).
На смену «девятке»
Американские наблюдатели умудрялись даже учиться играть на музыкальных инструментах. В СССР гораздо дешевле обходилось. И одной из первых встреч с американскими сенаторами была долгая беседа с ныне покойным сенатором Джоном Маккейном. Я тогда спросил у него: «Джон, а почему ваш антироссийский закон назван именем юриста адвоката Магнитского, который никогда никаким адвокатом не был и даже не имел юридического образования? Маккейн не поверил, говорит: «Не может быть! Я ему показываю официальную справку. Джон явно напрягся, осознавая, что его изначально ввели в заблуждения те, кто лоббировал и потом готовил проект Закона.
Впрочем, его ввели в заблуждения не только с профессией, но и во всей истории со смертью Магнитского. Он потом добавил: «: «Недавно были у меня представители российской оппозиции, так они, наоборот, требовали максимальных санкции против России. Вы требуете сейчас совсем другое. Вы разберитесь между собой». Но после нашей встречи Маккейн никогда уже не называл Магнитского юристом. Его страшно ломали.
Причем, тогда, во вьетнамской войне, советские «советники» из спецслужб а их было немало не работали с пленными, это был приоритет вьетконговцев, жестокость которых была ужасна. Но за всеми пытками и невозможно тяжёлыми условиями плена будущий сенатор Маккейн видел только «руку Москвы», отсюда и его ненависть ко всему, что связано с Россией. Я, разговаривая с ним, наблюдал в его глазах эту боль из прошлого, которая становилась стеной между нами. Он не мог простить Вьетнам и те самые страшные семь лет. Нет ли здесь двойной игры? Далеко идущего американского плана?
Ушли красиво и навсегда. Мой нынешний прогноз печален: сейчас американцы все сделают для того, чтобы талибы расширялись максимально. США надо как-то прикрыть свой полный провал. Им надо выглядеть достойно перед мировым сообществом. Перед Украиной, Грузией, прибалтами — кому они давали обещания, а потом оказалось, что им верить нельзя.
Часть, но не вся. Конечно, КГБ неизлечимо болен, как болен весь организм тоталитарного режима. Тому примеров немало.
Вот лишь короткие выдержки из материалов спецпроверки и писем сотрудников Ростовского областного управления КГБ вышестоящему начальству в Москве. УКГБ иностранец похитил секретные документы, в том числе шифротелеграммы... УКГБ, отдыхавший на юге с особо опасным преступником-убийцей... Сотрудник отдела Васильцов выдал объекту оперразработки мафиози — Е. Начальник отдела правительственной связи УКГБ Кравченко продал по спекулятивным ценам более тонны бензина и других горючесмазочных материалов. Деньги, как пояснил, требовались для встреч комиссий из центрального аппарата КГБ... О том, что доносительство давно стало нормальной формой взаимоотношений между сотрудниками КГБ, что там, так же как и в миру, подношения начальству было обычным делом кстати, Крючков, по слухам, подобных подарков не брал и систему подношений пытался подавить , — об этом и говорить не приходится. Слава Богу, не в замкнутом мире жили и живут.
Так что КГБ болен — тут нет вопроса. Кроме одного: известно, что раковые больные могут жить годами, если сердце качает кровь. А Комитет — это сердце системы, и, разнося токсины, истерически хватаясь за жизнь, — не убьет ли он всех нас?.. Но не следует забывать и другого. То, что "нежные" и "бархатные революции" в Восточной Европе безумно напугали чекистов. Кстати, о бывших соцстранах. Известно, что все начальники управлений этих "подразделений" обязаны были пройти стажировку в Высшей школе КГБ. Немало оперсотрудников вышли из тех же стен, закончив обычные пяти- или трехлетние курсы.
Не открою Америки, если скажу, что "перестройки" и там не обошлись без Комитета. Ибо понятно, что устойчивость военно-экономического Варшавского блока требовала более или менее ровной политической ситуации во всех соцстранах. Именно в Берлине, в районе Карлсхорст располагался европейский центр КГБ, откуда, согласно годовому отчету ведомства по охране конституции ФРГ, 350 офицеров и многочисленный вспомогательный персонал руководили советской разведывательной сетью в Западной Европе. Электронные архивы госбезопасности ГДР за два дня до штурма здания штази разгоряченной толпой были удачно переправлены в Союз. Сотрудники берлинского центра вместе со специально прибывшими из Москвы специалистами из Оперативно-технического управления КГБ СССР могут отнести эту удачную операцию на свой счет. Что касается бывших соцстран... В декабре 1990 года чехословацкие газеты обнародовали сенсационный документ — текст секретного договора между КГБ СССР и министерством внутренних дел ЧСФР в него входит управление безопасности , заключенный сроком на 5 лет. В марте 1991 года появилось сообщение, что этот договор в одностороннем порядке был расторгнут чехословацкой стороной.
Важно: развитие событий в Восточной Европе убедило чекистов, что они неспособны контролировать лавину, именуемую тягой народа к нормальной жизни и хотя бы минимальной личной свободе. Но самое главное: на примере Чехословакии и ГДР они поняли, что при смене режима а не косметическом ремонте его, как мечталось интеллектуалам от КГБ им места нет. Новой, действительно демократической власти они могут оказаться не нужны вовсе. Таким образом, КГБ терял не только свою власть — обыкновенные, рядовые чекисты теряли личный, персональный кусок хлеба с маслом. И именно это превращало их борьбу с демократами в борьбу за выживание. Потому переворот, возвращение страны в тоталитарное русло, им был необходим. И не поддержать его они не могли. Материалы Государственной комиссии по расследованию деятельности КГБ во время путча этот мой скептицизм подтвердили.
Расследование показало: 19 августа, в первый день переворота лишь единицы среди чекистов выступили против ГКЧП, абсолютное большинство — либо участвовало в перевороте, либо выжидало. Что касается спецназа "А-7", то приказа взять штурмом здание российского правительства боевики просто-напросто не получали. Не было такого приказа. Случилось другое. В переворот не вступил второй эшелон власти — теневые кабинеты КГБ, ВПК, армии, партийная и советская номенклатура на местах. Другими словами — переворот не поддержал тот важнейший передаточный механизм, та, образно говоря, "шестеренка", которая в тоталитарном государстве соединяет верхушку с ее "руками" и "ногами" — силовыми структурами. Без этой "шестеренки" приказы перестают быть приказами, их просто саботируют. Но уже к исходу дня понял: у "восьмерки" ничего не получится.
А поняв это — он начал свою игру, в которой члены ГКЧП были не только не нужны — мешали. Повторю: в принципе гекачеписты все рассчитали правильно. Не додумались они до другого — самолюбие не позволило: в ГКЧП вошли люди, во-первых, из прежней властной когорты — уже по одному этому им не поверили. Во-вторых — до крайности лично непопулярные в стране. В третьих что, может быть, самое главное — непопулярные в своих собственных ведомствах. Премьер Павлов скомпрометировал себя в глазах населения тем, что поднял цены на товары первой необходимости и провел бессмысленную кампанию по обмену 50-рублевых денежных билетов. При этом пострадали прежде всего неимущие. В возглавляемом им Совете Министров над Премьером почти открыто смеялись.
Вице-президент Янаев давно имел репутацию клоуна, пристяжного при Горбачеве. Трясущиеся с похмелья руки вице-президента на пресс-конференции 19 августа стали анекдотом года. Главный колхозник страны Стародубцев потерял вес среди активного крестьянства благодаря своей борьбе с новыми фермерами и выступлениями против передачи земли в частную собственность. Маршала Язова тысячи российских матерей обвиняли в том, что он посылает на смерть их детей в Закавказье. Не говоря уже о том, что "старик" безумно раздражал и мешал молодой поросли генералов. Тизяков и Бакланов для рядовых сограждан были "темными лошадками". Но важнее, что против Тизякова выступал Научно-промышленный союз Аркадия Вольского, а против Бакланова — целый ряд влиятельных людей из ВПК, которые "объелись бессмысленными указаниями Бакланова еще в то время, когда тот был председателем военно-промышленной комиссии Совета Министров, а потом секретарем ЦК КПСС, ведавшим вопросами обороны. Пуго сменил на посту министра внутренних дел пользовавшегося известностью Вадима Бакатина.
Коррумпированность милиции была притчей во языцех повсеместно в стране. Не говоря уже о том, что Пуго был латыш, в ментальности обывателя — инородец, чужак. Наконец, Крючков как выходец из партаппарата имел сильную клановую оппозицию профессионалов в КГБ. Хотя его уму, собранности, умению организовать работу многие отдавали должное. Однако смещения Крючкова с поста Председателя КГБ его же коллеги добивались давно и лишь поддержка или — зависимость? Горбачева позволила Крючкову сохранить кресло летом 1991 года. Короче, окажись, не дай, конечно, Бог, во главе путчистов фигура фигуры менее известная и, уж во всяком случае, не так скомпрометированная, августовские события могли повернуться совсем по-другому. И совсем по-другому — не сомневаюсь — повел бы себя и второй эшелон власти.
Но произошло то, что произошло.
Данная структура оставалась неизменной вплоть до 1991 года. Также ПГУ занималось организацией противодействия спецслужбам зарубежных государств на территории СССР и других социалистических стран. Этим же документом СВР была напрямую подчинена главе российского государства. В настоящее время работа СВР России регулируется законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 года и положением о службе от 19 июля 2004 года. Согласно закону, СВР осуществляет свою деятельность "в целях обеспечения президента, Федерального собрания и правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях", а также содействует экономическому и научно-техническому развитию России.
Юридическое бюро с арбитражем было преобразовано в отдел; 29 августа 1989 г. Пресс-бюро КГБ преобразовано в Центр общественных связей 30 октября 1990 г. Служба оперативного анализа и информации преобразована в Аналитическое управление; В декабре 1990 г.
Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ
Федотов ; — Третье Главное управление военная контрразведка — Д. Леонов ; — Четвертое управление борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждеб ными элементами — Ф. Харитонов ; — Пятое управление контрразведывательная работа на особо важных объектах — П. Ивашутин ; — Шестое управление контрразведывательная работа на транспорте — М. Егоров ; — Седьмое управление наружное наблюдение — Г. Добрынин ; — Восьмое Главное управление шифровально-дешифровальное — В. Лукшин ; — Девятое управление охрана руководителей партии и правительства — В. Веденин ; — Следственное управление. Дзержинского Высшая школа КГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 ггода, а в апреле 1954 года первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили его с отличием.
На самом деле это была воля высшего руководства страны. Сдавать святая святых — технику подслушивания в посольстве если не противника, то конкурента! Бакатин оправдывался: мол, американцам всё равно об этом было известно. Ничего подобного! Там была применена совершенно новая технология. Элементы звукопроводящей системы были замурованы в кирпичах. Мы их получали от зарубежных поставщиков. Это было ноу-хау. Строили зарубежные подрядчики, которым американцы доверяли. КГБ завербовал подрядчиков». Разрушением большой России — СССР, советского проекта и цивилизации, которые были альтернативой западного проекта, рабовладельческой модели, которая ныне полностью доминирует на планете. Вместо модернизации, совершенствования и развития, избавления от слабостей и ошибок народ получил разрушение и деградацию, обернувшуюся гибелью миллионов людей, потерями, сравнимыми с несколькими нашествиями Гитлера. И перспективу новой цивилизационной катастрофы, когда Русский мир сделали периферией «рыночной» модели, в сущности — полуколонией Запада.
В числе важнейших задач в Отчетном докладе ЦК КПСС требовалось: «Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов. Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистического государства» [46]. Но все же, главным событием ХХ съезда, придавшим ему не только поистине всемирно-историческое значение, но и некоторую таинственно-детективную составляющую, явился закрытый доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, уже после окончания работы съезда, предварительно не обозначенный в его повестке дня. Поскольку нам в дальнейшем придется еще не раз обращаться к содержанию этого исторического документа, представляется целесообразным коротко познакомить читателя с некоторыми положениями этого доклада. Поспелова и А. В отчете о работе последнего за период с октября 1952 по 1 марта 1956 года отмечалось: «…В результате разоблачения ЦК КПСС банды Берия и его сообщников выяснилось, что они, злоупотребляя властью, творили вопиющий произвол, грубо нарушали социалистическую законность — без всяких оснований зачисляли в число врагов народа честных и преданных партийных работников, пытались поставить органы госбезопасности над партией… КПК проводилось расследование и рассмотрение дел на работников НКВД — МГБ, допускавших фальсификацию следственных материалов… установлено, что бывшее руководство Прокуратуры СССР т. Сафонов и Главной военной прокуратуры Т. Васильев не выполняло своей первой партийной и государственной обязанности — высшего надзора за соблюдением социалистической законности судебно-следственными органами. Давая санкции на арест советских граждан по политическим обвинениям, они слепо верили материалам следствия НКВД-МГБ и в дальнейшем не осуществляли контроля и надзора за следствием по этим делам, штамповали обвинительные заключения, составленные фальсификаторами… Военная Коллегия Верховного Суда СССР… глубоко не разбиралась, на каких конкретных материалах и доказательствах основаны эти обвинения, не изучала обстоятельства того или иного дела, в результате чего выносились неправедные приговоры… В ряде случаев приговоры Военной Коллегией выносились заочно, заявления подсудимых о невиновности не принимались во внимание, дела рассматривались в течение 10 — 15 минут, свидетели не опрашивались…» [47]. Необходимо сразу подчеркнуть, что сам текст доклада Хрущева, без опубликования его в печати, после съезда в качестве закрытого документа Центрального комитета ЦК КПСС был разослан во все партийные организации и зачитывался на партийных и комсомольских собраниях. Было ознакомлено с ним и руководство зарубежных коммунистических партий. Не смотря на то, что текст доклада имел конфиденциальный характер, уже в июне 1956 г. К широкой публикации текста доклада Хрущева о культе личности на Запада приложили руку непосредственно государственный секретарь и директор Центрального разведывательного управления США братья Джон Форстер и Аллен Даллесы: 4 июня 1956 г. Позднее в своей книге «Искусство разведки» в 1963 г. Даллес писал: «Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведывательных операций за время моей службы в разведке. Поскольку доклад был полностью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретения документа продолжали оставаться тайной» [49]. Несмотря на то, что в Советском Союзе идентичность опубликованного текста подтверждена не была, он был помещен во многих зарубежных сборниках выступлений и интервью Н. Хрущева с пометкой «в соответствии с текстом, переданным для ознакомления делегациям зарубежных коммунистических партий» [50]. Горькая и тяжелая правда доклада Хрущева была столь впечатляюща, что уже в 1988 и 1989 гг. Во избежание возможных сомнений и спекуляций по этому поводу, сразу отметим, что отрывки воспоминаний Хрущева идентичны их российскому изданию. Официально в нашей стране текст доклада Н. Сталина и его последствиях» был впервые опубликован лишь в марте 1989 г. Естественно, что многие положения доклада или их интерпретации, активно использовались в антисоветской и антикоммунистической пропаганде как за рубежом, так и в самом СССР, других социалистических странах, что привело к серьезным политическим кризисам осени 1956 г. Также сразу оговорюсь, что мне, естественно, известна получавшая некоторую популярность в нашей стране книга американского профессора Гровера Ферра Furr Grover «Антисталинская подлость», в 2006 году, в год пятидесятилетия ХХ съезда КПСС, изданная в Англии. В англоязычном варианте ее заглавие даже более категорично: «Хрущев лгал! Однако не следует легкомысленно воспринимать на веру его слова о том, что «из всех утверждений «закрытого доклада» партии, разоблачавших Сталина или Берию, не оказалось ни одного правдивого» [51]. Но то, что можно объяснить и простить зарубежному автору, не может не удивлять у некоторых наших соотечественников. Немалая доля возражений и «разоблачений» Ферра касалась голословных обвинений Берии, тогда как реально к этим деяниям были причастны другие лица — Ягода, Ежов, Заковский, Абакумов и т. О нем в диктовавшихся в конце 60-х годов мемуарах Н. Хрущев говорил «Во всем, что касается личности Сталина, встречается и хорошее, правильное, и дикое, не укладывающееся ни в какие рамки. Надо рассматривать все стороны этой сложной личности» [52] … На наш взгляд, следует также коснуться вопроса о мотивах выступления Хрущева, безусловно, лично причастного к репрессиям, с докладом о их разоблачении. О чем достаточно откровенно писал сам Хрущев: «…несмотря на то, что я довольно давно сомневался в справедливости обвинений в адрес многих «врагов народа», в целом у меня не возникало недоверия к Сталину. Я считал, что имели место перегибы, однако в основном все было сделано правильно». И чуть ниже не менее откровенно признавал: «К рубежу 50-х у меня сложилось мнение, что когда умрет Сталин, нужно сделать все, чтобы не допустить Берию занять ведущее положение в партии» [53]. Непосредственно данные о личной причастности Н. Берии и его окружения письма репрессированных и их родственников, материалы их проверок органами прокуратуры в 1953—1954 годах, вскрывали многочисленные факты злоупотреблений следователей, необоснованности и недоказанности выдвигавшихся обвинений. Хрущев, — приподнять занавес и узнать, как же все-таки велось следствие, какие имели место аресты, сколько людей всего арестовали, какие существовали исходные материалы для ареста и что показало потом следствие по этим делам. Необходимо особо подчеркнуть, что из общего числа 1 115 427 осужденных за контрреволюционные преступления в период 1939 — первую половину 1953 годов, на годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годы приходятся 476 617 осужденных. Из общего числа осужденных по материалам органов госбезопасности 799 455 человек были приговорены к высшей мере наказания, остальные — к лишению свободы, ссылке, высылке или иным мерам наказания выдворению за границу, принудительному лечению, к исправительно-трудовым работам, осуждены условно [56]. Особо подчеркнем, что какими бы горькими не были эти цифры, уже в 1988 г. Яковлевым, но не были тогда объявлены официально, вызывая массу всевозможных домыслов и политических спекуляций, самым негативным образом сказывавшихся на морально-политической обстановке в обществе. Говорить об этих драматических страницах нашей истории и знать правду необходимо потому, что, как говорил наш известный соотечественник Н. Карамзин — История, единственная наука, превращающая человека в гражданина! Напомним, что история не выставляет оценок за невыученные ее уроки, она лишь наказывает за их незнание! Представленный в Президиум ЦК в январе 1956 г. Аристова потряс узкий круг его читателей — даже самые осведомленные, самые «многолетние» члены высшего партийного руководства, вряд ли до этого имели представление о подлинной картине репрессий, но они, естественно, не горели желанием обнародовать эти факты, резонно полагая, что неизбежно встанут вопросы об их личной осведомленности, участии и т. Убеждая своих коллег по партийному руководству, Хрущев говорил: — Когда от бывших заключенных партия узнает правду, нам скажут: позвольте, как же это: состоялся ХХ съезд и там нам ни о чем не рассказали. Сказать, что мы ничего не знали, будет ложь: ведь мы теперь знаем обо всем правду, и о репрессиях, ничем не обоснованных, и о произволе Сталина. Возражая, бывший нарком обороны К. Ворошилов предупреждал о неминуемых последствия выступления о репрессиях: — Слухи о том, что происходило при Сталине, станут достоянием гласности и тогда от нас потребуют ответа. Как мы сможем объяснить, что мы делали при Сталине?! Все же большинство членов Президиума ЦК проголосовало за то решение, что бы с соответствующим докладом выступил персонально Н. Хрущев был прав, говоря о том, что «большинство слушателей впервые узнало правду о трагических событиях: делегаты были поражены рассказом о зверствах, которые были совершены по отношению к заслуженным людям, старым большевикам и молодежи Это была трагедия для партии и для делегатов съезда» [58]. Увы, трагедия состояла еще и в том, что партийное руководство не продумало того, а что же должно последовать с его стороны за докладом о преступлениях предыдущей эпохи? И 25 февраля, обращаясь к делегатам съезда, Н. Хрущев пророчески предрек: — Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии. Первый секретарь ЦК КПСС подчеркивал необходимость «серьезно разобраться и правильно проанализировать этот вопрос для того, чтобы исключить всякую возможность повторения даже какого-либо подобия того, что имело место при жизни Сталина, который проявлял полную нетерпимость к коллективности в руководстве и работе, допускал грубое насилие над всем, что не только противоречило ему, но казалось ему… противоречащим его установкам». Тот же руководитель, кто старался доказать свою точку зрения, «тот был обречен на исключение из руководящего коллектива с последующим моральным и физическим уничтожением». В период 1935—1938 годов, неслось с трибуны партийного съезда, «сложилась практика массовых репрессий по государственной линии сначала против противников ленинизма…. Вполне естественно, что на партийном съезде Хрущев говорил о репрессиях против членов ВКП б , хотя необоснованные политические репрессии непосредственно затронули и многих наших беспартийных сограждан. Эта, вполне понятная и объяснимая непоследовательность и недосказанность Хрущева, породила впоследствии немало вопросов, дискуссий и споров. Для борьбы с «инакомыслием», продолжал докладчик, мнимыми и подлинными преступлениями была изобретена удобная формулировка, лишенная юридического содержания — «враг народ». Произвольно прерывая здесь речь Хрущева, к сожалению, следует отметить, что и позднее, в годы «перестройки», мы вновь встретились с рецидивом этого примитивно-конфронтационного мышления во времена поиска скрытых «врагов»: перестройки, «прогресса» и «демократии». Сталин, констатировал Первый секретарь ЦК КПСС, отбросил «ленинский метод убеждения и воспитания, переходил на путь административного давления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы. Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других… Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч… порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление… Если бы в этой борьбе с «уклонистами» от партийной линии — О. Хрущев информировал съезд, что рассмотрение ЦК КПСС в 1953—1955 годах ряда уголовных дел в отношении репрессированных лиц «обнаружило неприглядную картину грубого произвола, связанного с неправильными действиями Сталина». Признававшиеся «враги народа» в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т. Достаточно сказать, что с 1954 г. Для этого конкретно предлагалось: — искоренить как чуждый духу марксизма-ленинизма и несовместимый с принципами партийного руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме; — последовательно и настойчиво проводить работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях сверху донизу ленинских принципов партийного руководства и прежде всего высшего принципа — коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Уставом КПСС, по развертыванию критики и самокритики; — восстановить ленинские принципы демократизма, выраженные в Конституции СССР, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью. По докладу Н. Хрущева съезд поручил вновь избранному Центральному комитету КПСС «последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности руководства» [59]. Доклад Н. Хрущева, отмечал его современник, «произвел прямо-таки ошеломляющее впечатление. Сразу воспринять все сказанное было просто невозможно, настолько тяжелыми и неожиданными оказались впервые обнародованные факты столь масштабных нарушений законности и чудовищных репрессий… Нужно было как следует осмыслить все сказанное, понять, как такое могло произойти в социалистической стране… В стратегическом плане выбранный курс был единственно верным, без него невозможно было здоровое развитие общества. Тактически же мы совершили серьезную ошибку, пойдя на этот шаг без соответствующего пропагандистского обеспечения… Огромные же массы советских людей оказались в положении без вины виноватых, испытывая чувство горького разочарования и опустошенности» [60]. Сразу подчеркну, что, по моему убеждению, чтобы не говорилось и не писалось об Андропове, Юрий Владимирович всегда был и оставался последовательным приверженцем курса и решений XX съезда. Что и принесло ему репутацию «либерала» в некоторых слоях тогдашнего советского общества. Как это не парадоксально — в порой диаметрально противоположно настроенных группах — от партийного чиновничества разного ранга, до интеллигенции и «диссидентов» об особенностях интерпретации и восприятия последнего термина мы подробнее поговорим далее. Дальнейшую конкретизацию комплекс мер по восстановлению законности и исторической правды и справедливости получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении последствий культа личности Сталина», опубликованном в центральном органе ЦК газете «Правда» 5 июля 1956 г. Поясню, что уже в начале 70-х годов прошлого века, изучая историю КПСС в чекистском ВУЗе, автор этих строк обратил внимание на то, что в официальном, периодически издававшемся многотомном сборнике документов «КПСС в резолюциях и решениях съездов партии и Пленумов Центрального Комитета» был помешен лишь краткий фрагмент этого документа, в связи с чем для современного читателя представляется необходимым привести его более полно, поскольку он также самым непосредственным образом связан с предметом нашего исторического повествования. В данном постановлении Центрального комитета, в частности, отмечалось, что выдвинутые ХХ съездом КПСС «важные принципиальные теоретические положения о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения войн в новую эпоху, о многообразии форм перехода стран к социализму оказывают благотворное влияние на международную обстановку, содействуют разрядке напряженности, укрепляют единство действий всех сил, борющихся за мир и демократию». В то же время отмечалось, что в капиталистических странах развернута широкая пропагандистская антисоветская кампания, связанная с осуждением КПСС культа личности И. При этом подчеркивалось, что «организаторы этой кампании прилагают все усилия к тому, чтобы «замутить воду», скрыть тот факт, что речь идет о пройденном этапе в жизни Советской страны; они хотят замолчать и извратить то, что последствия культа личности ликвидируются с исключительной настойчивостью и решительностью… Развертывая клеветническую кампанию, идеологи буржуазии пытаются бросить тень на великие идеи марксизма-ленинизма, подорвать доверие трудящихся к первой в мире стране социализма — СССР, внести замешательство в ряды международного коммунистического и рабочего движения. Съезд поручил ЦК КПСС последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидировать его последствия во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства… Обнародованные партией факты нарушений социалистической законности и других ошибок, связанных с культом личности И. Сталина, естественно, вызывают чувства горечи и глубокого сожаления. Но советские люди понимают, что осуждение культа личности было необходимо… Советский народ видит, что партия за последние годы настойчиво осуществляет практические меры, направленные на устранение последствий культа личности…». В постановлении подчеркивалось также, что органы госбезопасности имели несомненные заслуги перед народом и страной, но «дело изменилось тогда, когда контроль над ними со стороны партии и правительства был постепенно подменен личным контролем Сталина, а обычное отправление норм правосудия нередко подменялось его единоличными решениями», в результате чего были оклеветаны и невинно пострадали многие честные люди. Однако нельзя вместе с тем забывать, что советские люди знали Сталина как человека, который вставал всегда в защиту СССР от происков врагов, борется за дело социализма…». В постановлении говорилось, что приведенные факты объясняют, но отнюдь не оправдывают культ личности и его последствия, резко и справедливо осужденные партией: «Партия твердо стоит на страже ленинизма, дела социализма и коммунизма, соблюдения социалистической законности и интересов народа, обеспечения прав советских граждан. Это является лучшим доказательством силы и жизненности советского социалистического строя. Это вместе с тем говорит о решимости до конца преодолеть последствия культа личности и не допускать впредь повторения ошибок подобного характера». К сожалению, приходится констатировать, что страна и партия не смогла избежать рецидивов возрождения «культа личности» первых руководителей государства и во второй половине прошлого века. В постановлении также отмечалось, что осуждение культа личности и его последствий «вызвало одобрение и широкие отклики во всех братских коммунистических и рабочих партиях… Коммунисты зарубежных стран рассматривают борьбу против культа личности и его последствий как борьбу за чистоту принципов марксизма-ленинизма, за творческий подход к решению современных проблем международного рабочего движения, за утверждение и дальнейшее развитие принципов пролетарского интернационализма…». В то время, подчеркивалось в постановлении, когда «Советский Союз многое сделал и делает для разрядки международной напряженности…, американский монополистический капитал продолжает ассигновывать крупные суммы для усиления подрывной деятельности в социалистических странах. В разгар «холодной войны», как известно, американский Конгресс официально помимо тех средств, которые отпускаются неофициально , ассигновал 100 миллионов долларов только для подрывной деятельности в странах народной демократии и в Советском Союзе. Теперь, когда Советский Союз и другие социалистические страны делают все возможное для ослабления международной напряженности, сторонники «холодной войны» стараются активизировать действия, осуждаемой народами всего мира «холодной войны». Об этом говорит решение американского Сената о дополнительном ассигновании 25 миллионов долларов на подрывную деятельность, которая цинично именуется «поощрением свободы за «железным занавесом» [61]. Далее в постановлении подчеркивалось: «Мы должны твердо оценить этот факт и сделать из него соответствующие выводы… Все это свидетельствует о том, что нельзя допускать беспечность в отношении новых происков империалистической агентуры, стремящейся проникнуть в социалистические страны, чтобы вредить и подрывать достижения трудящихся… Теперь, когда социализм стал мировой системой, когда между социалистическими странами установилось братское сотрудничество и взаимная помощь, создались новые благоприятные условия для расцвета социалистической демократии, для дальнейшего укрепления материально-производственной базы социализма, неуклонного подъема жизненного уровня трудящихся, для всестороннего развития личности нового человека — строителя коммунистического общества». Таково было содержание этого исторического документа, подводившего определенный итог под проделанной работой по освобождению от груза прошлых ошибок и преступлений, к разговору о которых нам придется еще не раз возвращаться в ходе нашего повествования. Осмысление приоткрывшейся картины «большого террора» требовало принятия мер, способных исключить повторение подобных трагедий. Одним из направлений стала отмена законодательных актов, создававших предпосылки для необоснованных репрессий. Так 19 апреля 1956 г. ЦК КПСС принимает постановление о восстановлении национальной автономии ингушского и чеченского народов, депортированных в феврале 1944 г. В тоже время была восстановлена национальная государственность балкарского, калмыцкого и карачаевского народов [62]. Параллельно с пересмотром уголовных дел шел процесс проверки личного состава органов КГБ на причастность к нарушениям законности — подобные факты нередко вскрывались в процессе пересмотра архивных дел по жалобам и обращениям граждан с просьбой о реабилитации. По этому поводу в отчете Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС о работе в 1956-1961 годах отмечалось, что ею было рассмотрено 387 персональных дел на виновных в грубом нарушении социалистической законности, и 347 из них были исключены из КПСС. Среди них — 10 бывших министров внутренних дел и госбезопасности союзных и республиканских и их заместителей, 77 «ответственных работников» центральных, областных, краевых и республиканских аппаратов НКВД-МГБ, 72 начальника городских и районных отделов МГБ [63] [38]. Около 200 человек были уволены из Центрального аппарата КГБ, 40 были лишены генеральских званий». Он также отмечал, что, по сравнению с 1954 г. Крючков, только в 1954—1957 годах за грубые нарушения законности, приведшие к необоснованным репрессиям, к уголовной ответственности были привлечены 1 342 сотрудника НКВД-МГБ, в том числе некоторые из них были приговорены к расстрелу, в том числе и ряд бывших руководителей органов НКВД-МГБ в центре на местах. ЦРУ и идеологические диверсии «Я лично правами человека накушалась досыта. Эта идея отслужила свое, и хватит врать про права человека и правозащитников. А то как бы не срубить сук, на котором мы все сидим». Новодворская, известная диссидентка, лидер «Демократического союза». Газета «Новый взгляд», июль 1994 г. Еще в 1955 г. Вопрос о назначении, сущности и содержании идеологических диверсий до сих пор вызывает немалую оживленную дискуссию в нашей стране. Что же скрывается за этим понятием? Некоторые полагают, что за этим эвфемизмом скрывается банальная «борьба с инакомыслием», «диссидентами». Эта точка зрения представлена, например, в статье Н. Однако и она не только не рассматривает всех аспектов проблемы, но и имеет ряд методологических погрешностей, существенно искажающих реальную картину исторического процесса. В этой связи вряд ли без каких-либо оговорок можно согласиться с утверждением автора о том, что «на протяжении всего периода… в структурах госбезопасности существовали подразделения, в чьи задачи входила борьба с «преступлениями мысли», т. Из предмета и контекста исторического анализа Н. Петровым, равно как и А. Пожаровым, исключаются концептуальные взгляды «главного противника» — стратегов США и других ведущих империалистических государств, на цели и задачи внешнеполитического противоборства с СССР, а также роль и назначение «психологической войны». Названые авторы также не учитывают эволюции, смены парадигм, концептуальных взглядов зарубежных теоретиков геополитического противоборства с СССР, которые во второй половине ХХ века также претерпели ряд существенных трансформаций. А ведь даже официально провозглашавшиеся США внешнеполитические доктрины — от концепции «сдерживания коммунизма» Г. Трумена 1947-1953 гг. Эйзенхауэра 1954-1963 гг. Джонсона 1964-1980 гг. Рейгана 1981-1988 гг. На наш взгляд, без учета реальных доктринальных, стратегических и тактических установок «главного противника» в области «тайной войны», воссоздать и провести объективный анализ деятельности КГБ СССР в целом и его 5-го управления невозможно. Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологические диверсии рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим соперником и конкурентом. Напомним, что составной частью провозглашенной в 1964 г. Чтобы разобраться с вопросом о сущности идеологических диверсий, обратимся к работам признанных авторитетов в деятельности спецслужб. Еще в первом отечественном научном труде, посвященном вопросам разведки, вышедшем в 1911 году, «Тайные силы Военное шпионство », Генерального штаба генерал-майор В. Клембовский подчеркивал, что целью деятельности разведки является добывание сведений об армиях, вероятных Театрах военных действий, о населении и об экономике. При этом к группе «Сведений о населении» были отнесены: примерная густота населения, состав его по племенам и вероисповеданиям, настроения жителей, их нравы, обычаи, род занятий, степень зажиточности, административное устройство, количество и характер населенных пунктов». В числе общих выводов, Клембовский указывал, что потом неоднократно повторялась многими писавшими о проблемах обеспечения безопасности: «Пока идеи о всеобщем разоружении и всесветном мире не вышли из области мечтаний, каждое государство должно быть готово к войне со своими соседями». А готовность эта выражается, в том числе, и во внимательном изучении средств борьбы сопредельных государств, что звучит по-прежнему актуально и сегодня. Поэтому автор указывал и на «необходимость постоянного осведомления о намерениях и силах, как материальных, так и нравственных, своих соседей». В то же время подчеркивая необходимость скрывать собственный оборонительный потенциал.
С 17 июля 1953 г. С 1939 г. В июне 1941 г. С 1955 г. С 23 июня 1955 г. В годы Великой Отечественной войны работал начальником отдела Ленинградского управления госбезопасности. Затем был переведен на работу во внешнюю разведку, в 1950-1952 гг. На посту руководителя внешней разведки свыше способствовал развитию научно-исследовательской работы, контрразведывательной, научно-технической и нелегальной линий разведки. Сахаровский руководил отделом внешней разведки КГБ во время ключевых событий холодной войны, включая венгерское восстание и Кубинский ракетный кризис. Из ФРГ в Западный Берлин срочно перебрасывались специально подготовленные террористы и диверсанты, из которых создавались ударные группы для проникновения в ГДР с целью организации там беспорядков. Обстановка накалилась до такой степени, что в любой момент мог вспыхнуть конфликт с непредсказуемыми последствиями. В конце 1961 года советская разведка добыла материалы ноябрьского заседания Совета НАТО, на котором было признано целесообразным вступление трёх западных держав в переговоры с Советским Союзом. Однако начавшиеся в конце 1961 года советско-американские контакты были прерваны в связи с разразившимся в 1962 году Карибским кризисом. С 15 июля 1971 г. С 1958 г. С июля 1971 года по январь 1974 года генерал-лейтенант Мортин встал во главе советской внешней разведки. Наибольший вклад Мортин сделал в развитие научно-технической разведки, своевременно поняв перспективность этой службы. С 13 января 1974 г. В 1959—1971 гг. В 1988 г. А 1989 г. С 1 октября 1988 г. Профессиональный разведчик, он неоднократно работал в резидентурах государств Северной Африки. С 1979 г. После распада СССР руководил группой консультантов при директоре Службы внешней разведки РФ, возглавлял коллектив авторов 6-томного издания «Очерки истории внешней разведки». С 6 февраля 1989 г. Кадровый разведчик, был резидентом в Индии 1975-1977 , Иране 1979-1983. В 1980-х гг. С 22 по 23 августа 1991 г. В сентябре того же года вышел в отставку. В период с 22 по 30 сентября 1991 г. В 1959 году окончил восточный факультет Московского государственного института международных отношений и как специалист по Индии был направлен на работу в Генеральное консульство СССР в Калькутте. С 1963 года во внешней разведке. По линии разведки находился в двух долгосрочных загранкомандировках. С 1984 года — на руководящих должностях в центральном аппарате внешней разведки. С 30 сентября 1991 г. Ученый-арабист, он работал корреспондентом газеты «Правда» на Ближнем Востоке. Стал первым разведчиком, который занял пост министра иностранных дел 1996-1998 , а затем пост премьер-министра России 1998-1999. С 10 января 1996 г. С 1967 г. С 1992 г. В 2004-2009 гг. С 20 мая 2000 г. Во внешней разведке с 1975 г. Работал в Германии, в 1998—2000 гг. С 2007 г. В настоящее время Службу внешней разведки России возглавляет Михаил Фрадков 1950 г. С 1973 г. В 1990-х гг.
10 управление кгб ссср. История возникновения и развития фсб
Под органами КГБ на местах понимаются 7-е Управление КГБ СССР, КГБ союзных и автономных республик, УКГБ по краям и областям, УОО КГБ СССР по ГСВГ. Первое главное управление — это разведка. В 1967 году в составе КГБ СССР было создано Пятое управление, предназначавшееся для борьбы с идеологическими диверсиями.
Черная Быль: система против хаоса. Что происходило 26 апреля 86-го
3-е главное управление преобразовывалось в 3-е управление КГБ при Совете Министров СССР. К 1985 году 9-е Управление КГБ СССР представляло собой великолепно отлаженную систему, полностью соответствовавшую требованиям эпохи. Главное управление специальных программ президента Российской Федерации встретит день чекиста по праву – как выходец из системы КГБ/ФСБ.
Кгб: страницы истории. От вчк до фсб в лицах и знаках Когда не стало кгб
По собственному признанию, он был потрясён рассказом Олега Калугина о том, как в действительности ушёл из жизни известный перебежчик Олег Пеньковский. Предателя якобы не расстреляли, а сожгли живьём в печи крематория. Вообще-то, Лялин был человеком отнюдь не робкого десятка: специалист по рукопашному бою, прекрасный снайпер и парашютист, он всю сознательную жизнь занимался физическим устранением оппонентов советского режима, в основном в странах Запада. Сам Лялин говорил, что ему довелось ликвидировать не один десяток человек. Почему, собственно, 13-й? Об этом у комитетчиков ходила легенда. Всего в ПГУ было 17 отделов. С 1-го по 10-й включительно, а также 17-й занимались конкретными странами: кто-то США и Канадой, кто-то Латинской Америкой и т. Как правило, все эти люди числились в различных научно-исследовательских институтах и в миру считались обычными учёными. Так вот, легенда гласила, что «ликвидаторов» собирались сделать 1-м отделом, но якобы Юрий Андропов, имевший непосредственное отношение к формированию ПГУ, человек не без юмора, предложил дивесантам-убийцам 13-й номер. Мол, чтоб нечистая сила хранила.
Но вышло наоборот: 13-й считался самым неудачливым подразделением ПГУ, в отделе была самая большая текучесть кадров, а тут ещё участились случаи перебежек. В общем, отдел расформировали. Подготовкой убийц и диверсантов занялся новообразованный отдел управление «В», позже трансформированный в 8-й отдел управления «С» «Нелегалы». Отдел «В» имел более широкую специализацию, чем его предшественник, который за глаза называли отделом мокрушников. В его функции стали входить подготовка и проведение диверсий в различных коммунальных службах, на транспорте и на объектах связи внутри страны и за рубежом, вербовка особо ценных агентов и ещё множество ранее несвойственных функций. Готовить сотрудников стали более целенаправленно. На их подготовку был полностью переориентирован учебный центр в Балашихе, а срок учёбы специалиста вырос с полугода до трёх лет.
Государственной безопасности пришлось не слаще. В хрущевских партийцах были накоплены такие страх и ненависть к «органам», что они приложили максимум усилий для их ослабления. Некий «орган при правительстве» и самостоятельный орган государственного управления — разница, согласитесь, огромная.
Первым делом структуру принялись сокращать, вышвыривая вчерашних чекистов на улицу тысячами, ликвидировались и «укрупнялись» целые подразделения. Эти процессы, совмещались с тотальными «чистками», в результате которых из «органов» в самом лучшем случае в отставку гораздо чаще — за решетку отправлялись «бериевские кадры», являвшиеся наиболее подготовленными и преданными своему делу профессионалами. Как это сказывалось на качестве работы структуры, догадаться несложно. Статус органа государственного управления Комитет приобрел только в 1978 году — в те времена, когда его возглавлял Юрий Андропов. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня... Именно в силу последующей карьеры Юрия Владимировича, после должности председателя КГБ занявшего высший в советской иерархии пост — Генерального секретаря ЦК КПСС, кое у кого и возникают «завихрения» по поводу того, что «на само-то деле всем в Союзе управлял Комитет». Ничего подобного, господа! В принятом еще в 1959 году и действовавшем вплоть до разгона Комитета государственной безопасности в 1991 году Положении, регламентировавшем «от» и «до» все аспекты его существования и деятельности, четко было указано: «КГБ работает под непосредственным руководством ЦК КПСС». И под его же неусыпным контролем. Ну, говорилось там, правда, и о правительстве, но вы же понимаете...
Первый из них, кстати, при назначении совершенно открыто озвучил полученную от Хрущева «установку» - полностью «переключить» КГБ исключительно на работу за рубежом, решение сугубо внешних проблем СССР. Любая деятельность структуры внутри страны была чуть ли не под абсолютным запретом. Коммунистическая партия, руководителям которой еще, наверняка, являлись в ночных кошмарах суровые парни в «васильковых» фуражках, способные привлечь к ответу кого угодно, невзирая на звания, ранги и партийный стаж, хотела стопроцентно обезопасить себя от их возвращения — в той или иной ипостаси. Это и удавалось — вплоть до прихода к верховной власти Андропова, принявшегося «ворошить» такие дела, что аж дух захватывало. Именно полная неприкосновенность партноменклатуры СССР для органов государственной безопасности и сыграла крайне негативную роль в развитии страны. Отсутствие у руководящих сотрудников КПСС различных рангов ответственности, а, называя вещи своими именами, страха перед наказанием за самые неприглядные и даже преступные деяния, и завело страну сперва в гнилое болото под названием «застой», а потом и бросило в ад «перестройки», закончившейся гибелью Советского Союза. Возможно — к сожалению... Ответ на этот вопрос, думаю, вполне органично проистекает из написанного несколько выше. О «всех» гражданах речи идти не может хотя бы в силу того, что Партия Комитету была не подконтрольна. Остальные же...
К тому же ситуация усугублялась еще и жёсткой внутрипартийной борьбой. В связи с этим задача по обеспечению руководящего состава партии и правительства охраной становилась все более ответственной и сложной. Несмотря на то, что в СССР уже сложилась определённая система охраны, она была сырой и неструктурированной, результатом чего явился ряд весьма опасных происшествий. Подтверждением тому стали два инцидента, произошедшие 26 августа и 23 сентября 1933 года. Первое чрезвычайное происшествие случилось на следующий день после приезда Иосифа Виссарионовича Сталина в Сочи во время отпуска, а точнее, ещё одной инспекционной поездки по Советскому Союзу. Иосиф Виссарионович не пострадал, отделался лёгким испугом.
Водитель, некий Аришидзе, с места аварии скрылся. Около 16 часов «Красная звезда» вошла в Пицундскую бухту, где катер причалил и отдыхающие сошли на берег. Прохождение катера в полутора километрах от поста «Пицунда» было замечено как пограничниками, так и на маяке мыса Пицунда. Начальник маяка и командир отделения пограничной комендатуры Лавров запросили сведения о прибывшем катере у наблюдателя маяка. Тот сообщил, что катер прошёл под пограничным флагом. Отдыхающие тем временем возвратились на «Красную звезду», которая взяла курс на Старую Гагру.
Командир отделения Лавров, заметив отходившее судно, побежал на пристань и, чтобы остановить катер, стал сигнализировать фуражкой. Он хотел выяснить, почему судно не остановилось у пристани для записи в книге, как это делают рыбацкие суда с грузом. Видя безрезультатность своих действий, Лавров потребовал у одного из своих подчиненных винтовку и произвёл три предупредительных выстрела в направлении «Красной звезды». События 1933 года продемонстрировали важнейшую характерную черту довоенной отечественной спецслужбы и подразделений государственной охраны — прямое руководство со стороны высших партийных органов и лично Сталина. Расследование по обоим инцидентам прошло достаточно объективно.
Поэтому 3 февраля 1941 года Совнарком сделал то, что следовало сделать давным-давно: разделил один наркомат на два, выделив самостоятельный Наркомат государственной безопасности. Так впервые в советской истории появилась самостоятельная структура, которая имела в своем названии слова «государственная безопасность» и подчинялась напрямую правительству, а не другому наркомату. Но через два года, когда Красная Армия начала неотвратимое наступление на запад, встал вопрос о том, кто будет обеспечивать госбезопасность на освобожденных территориях СССР и стран Восточной Европы.
Он быстро усилил свое министерство, отобрав у МВД пограничников, милицию и внутренние войска. Взамен, правда, пришлось отдать внешнюю разведку: бывшее Первое главное управление вошло в структуру так называемого Комитета информации при Совмине СССР. После ареста Виктора Абакумова в МГБ вернули внешнюю разведку, а смерть Иосифа Сталина привела к появлению последнего суперминистерства внутренних дел и госбезопасности. Бывший руководитель НКВД стремился воссоздать привычную ему структуру, и ему это удалось, но совсем ненадолго. Судя по всему, у него-то и возникли опасения, что Министерство внутренних дел в его тогдашнем виде представляет определенную опасность для его власти. Было инициировано обращение из МВД с предложением выделить из него оперативно-чекистские управления и отделы в самостоятельное ведомство. Судя по всему, важнейшей задачей, которая стояла перед Кругловым, как раз и было реформирование МВД таким образом, чтобы исключить его широкое влияние на внутреннюю политику в Советском Союзе. Сделать это можно было лишь одним способом: разделением МВД на две структуры, одна из которых сохранила бы функции министерства внутренних дел, а вторая — стала бы отвечать за госбезопасность.
Навигация по записям
- На смену «девятке»
- Он выгнал Путина в 1991-м из ПГУ КГБ СССР. И поплатился за это.: al_lobanov — LiveJournal
- История Службы внешней разведки РФ
- Первое главное управление КГБ СССР
- Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ
- КГБ СССР: история создания, задачи и операции
ВЧК (1917-1922)
- БАНДА ПО РАЗВАЛУ СССР
- Поделиться
- ОГПУ (1923–1934)
- Личная охрана сквозь призму времени. 80 лет в тени истории
- Бурбон наоборот
- Первое главное управление КГБ СССР (Hyjfky ilgfuky rhjgflyuny TI> VVVJ)
ПЕ́РВОЕ ГЛА́ВНОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ МГБ – КГБ СССР
Советские спецслужбы периода после Сталина можно однозначно воспринимать как отделы разведслужб капиталистических стран, но особо важную роль в деле подрыва СССР изнутри играли органы внешней разведки СССР, прежде всего ПГУ КГБ. Однако созданные в Советском Союзе Хельсинкские группы по контролю над соблюдением прав человека были вскоре прикрыты КГБ. Пе́рвое гла́вное управле́ние КГБ СССР — структурное подразделение Комитета государственной безопасности СССР, ответственное за внешнюю разведку. 3-е главное управление преобразовывалось в 3-е управление КГБ при Совете Министров СССР. внешней разведки (подробнее).
Гений-тихоня. Как начальник ЦРУ стал лучшим агентом внешней разведки КГБ
У Путина, с руководителем ПГУ КГБ СССР генерал-лейтенантом Шебаршиным, "не сложились" ещё в 1990-м. По возвращению из Дрездена, Владимира Владировича Путина, находящегося тогда в штате Первого Главного Управлении КГБ СССР. В 1957 году в составе КГБ было создано Главное управление Пограничных войск. Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Полковник главного управления КГБ по защите конституционного строя (бывшее Пятое Главное управление КГБ) мне рассказывал о том, как Яковлев выступал в Ереване перед толпой армянских националистов. Шестое управление КГБ СССР отвечало за контрразведывательное обеспечение экономики СССР, а его 5-й отдел — за контрразведку на объектах топливно-энергетического комплекса, в том числе на АЭС. Первое главное управление — это разведка.