Самарский Театр Оперы и Балета ждет зрителей – Новости Самары и Самарской области – ГТРК Самара. С 15 марта по 7 апреля 2024 года в Самарском академическом театре оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича пройдет фестиваль оперного искусства «Славянский дом».
В Самаре 5 марта 2024 года вновь прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича
В Куйбышеве композитор вместе с семьей провел месяцы в эвакуации. Здесь же он закончил гениальную Седьмую симфонию, знаменитую на весь мир, которая впервые была исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года. Это событие вписано в историю культурной жизни города.
Я должен сказать, что погода сегодня, прямо скажем, не весенняя, но, если мы вспомним 1942 год, какая была лютая зима, вы можете себе представить, что было здесь, когда нет света, когда отключено электричество в городе и так далее, и вот здесь [симфония] исполняется в первый раз", - подчеркнул Урин.
Он отметил, что создание выставки именно к юбилейному исполнению Седьмой симфонии стало "прекрасной идеей" и что она "произвела очень сильное впечатление". Выставка в интерактивном формате рассказывает, как Дмитрий Шостакович начал писать Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде, как завершил ее создание в Куйбышеве и как велась подготовка к ее исполнению. Также выставка посвящена непосредственно премьере симфонии.
Композиция уже в первый день открытия привлекла множество посетителей. Выставка проработает до 28 марта.
Либретто и хореографию создал балетмейстер Игорь Бельский. Первый показ состоялся 14 апреля 1961 года на сцене театра имени Кирова Мариинского в Ленинграде. В Куйбышеве первый показ прошёл в 1986 году — в год 400-летия города.
Палитра фестиваля будет наполнена яркими событиями. В ней будет представлено не только многообразие жанров композиторской деятельности Дмитрия Шостаковича, а также широта диапазона современного искусства.
В Куйбышеве композитор вместе с семьей провел месяцы в эвакуации.
«Доступнее и авангарднее»: в Самаре представили новый бренд театра оперы и балета
В Самарском театре оперы и балета состоится премьера оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки». В марте 2022 года Самарскому академическому театру оперы и балета было присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, затем театр объявил о новом бренде – Шостакович Опера Балет. Самарский театр оперы и балета получил имя композитора Дмитрия Шостаковича. Навигация по записям. Самарский Театр Оперы и Балета ждет зрителей – Новости Самары и Самарской области – ГТРК Самара. С 23 сентября по 2 октября в Самаре и Тольятти пройдет второй фестиваль «Шостакович.
Хореография Якобсона, музыка Шостаковича
По сути, это веселая сказка о спасении умирающего от мрачной меланхолии Принца, помочь которому способен лишь смех. В процессе действа главные герои, в числе которых появляется Труффальдино, похищают у Фата Морганы 3 фрукта — в них находятся принцессы, одна из которых, естественно, перевоплощается в невесту невеселого персонажа. Юмористическую составляющую спектакля отметил художественный руководитель и дирижер САТОБ Евгений Хохлов, выступивший в роли постановщика: - В спектакле много колдовства, нечисти, магии, но сама опера — исключительно позитивная и добрая. Она о том, что все неприятности можно преодолевать со смехом, что добро всегда побеждает зло, что верные друзья всегда выручат и придут на помощь.
Франсе, Л. Далапикколлы и других. Алексей Трифонов подчеркнул, что благодаря разнообразной и интересной программе фестиваль будет интересен широкому кругу зрителей. Композитор Леонид Десятников выразил уверенность, что такой масштабный фестиваль украсит музыкальную карту страны. А дирижер Фёдор Леднёв подробно остановился на программе концерта, которым он откроет фестиваль 11 сентября. Директор театра оперы и балета Сергей Филиппов рассказал, какие спектакли театра состоятся в рамках фестиваля: будут показаны опера «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Ленинградская симфония», а также будет представлена премьера оперы «Игроки» в постановке режиссера Юрия Александрова под управлением главного дирижера Самарского театра оперы и балета Евгения Хохлова.
Новую работу приурочили к 90-летию композитора. Однако сам автор называл ее камерной — в просторной оркестровой яме Самарского оперного театра на премьере сидит небольшой инструментальный ансамбль, благодаря чему нет мощи звучания, оглушающих децибел, богатой колористики, а голоса солистов всегда слышны хорошо и у певцов понятно каждое слово без помощи бегущей строки которую театр все же использует. Их партии — речитативны, монотонны, эмоционально скупы и нарочито неразнообразны, их монодический почти церковный склад словно протягивает ниточки к сакральной тематике литературного первоисточника. Единственная музыкально яркая сцена в опере — бал-шабаш у Воланда во втором акте, в остальном музыкальный язык сочинения скуп, сосредоточенно обращен во внутренний мир героев, нацелен на их сложные психологические состояния. Композитор предусмотрел индивидуальное инструментальное сопровождение каждому персонажу и оно полнее характеризует каждого, чем вокальная партия. Единственная вокально ярко обрисована любовница Иуды, соблазнительная гречанка Низа, которую мастерски озвучивает красивое меццо Анны Костенко — здесь есть что попеть в традиционном оперном понимании.
Постановщик оперы Юрий Александров по этому поводу справедливо замечает цитата приведена в буклете к спектаклю : «К традиционной опере это не имеет никакого отношения. Это не пение, а особое существование артиста. Это как бы драматический спектакль с музыкой». В противовес камерному музыкальному решению спектакль маститого петербургского режиссера масштабен и многослоен. Это мощное театральное высказывание, задействующее все возможности сложного механизма большого оперного театра.
После она всего несколько раз исполнялась за рубежом. Так что самарский театр станет первым в стране, где произведение будет исполнено без "ремарок". Опера написана очень необычным музыкальным языком, зрителей ждет много сюрпризов. Сегодня полным ходом идут репетиции, но постановкой уже заинтересовались в обеих столицах.
А потому, после планируемых аншлагов на малой родине, театр намерен устроить с ней в будущем году гастрольное турне. В новом сезоне театр примет участие в нескольких гастрольных и фестивальных проектах. В частности, в рамках Рождественского форума самарская труппа выступит на сцене Большого театра Беларуси с оперой "Любовь к трем апельсинам".
Самарскому театру оперы и балета присвоили имя Дмитрия Шостаковича
Теперь на рекламных щитах и афишах будет значиться новое название - Шостакович Опера Балет. Худрук Самарского академического театра оперы и балета им. Шостаковича Евгений Хохлов рассказал: - Мы долго искали какой-то свой почерк, какое-то свое узнаваемое лицо, чтобы, с одной стороны, это было достаточно лаконично, с другой стороны, чтобы это запоминалось. И чтобы это четко ассоциировалось с Самарским театром оперы и балета. Поэтому, мне кажется, мы нащупали правильный путь. Важно понимать, что оригинальное название - Самарский академический театр оперы и балета имени Шостаковича - никуда не исчезает.
В 1996 состоялась первая постановка иностранной оперы на языке оригинала — это был «Карлик» Александра фон Цемлинского художественный руководитель постановки — Алексей Парин. В конце десятилетия балетная труппа перешла в руки Никиты Долгушина — эстета, исследователя, реставратора старинных спектаклей; он включит в репертуар свою «Эсмеральду», «Спящую красавицу», балеты Серебряного века. В XXI век театр вошел с основательным классическим репертуаром, который стал активно пополнять спектаклями, рассчитанными на детскую аудиторию.
С 2003 года начал проводиться весенний фестиваль оперного искусства. В 2006-2010 годах здание театра вновь закрылось на капитальную реконструкцию, после которой неузнаваемо изменилась планировка и отделка зала, усовершенствовалось техническое оснащение сцены. Развитием оперной труппы занимался главный дирижер Александр Анисимов, балетной — главный балетмейстер Кирилл Шморгонер. В 2015 году театру была присуждена премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации. С середины 2010-х спектакли театра регулярно номинируются на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» оперы «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Эсмеральда» и попадают в ее лонг-лист балет Кирилла Шморгонера «Серенада», оперетта «Тарам-парам, ни-на ни-на, или Квартирный вопрос их испортил», опера «Любовь к трем апельсинам». К концу 2010-х театр возглавили художественный руководитель и главный дирижер Евгений Хохлов, главный балетмейстер Юрий Бурлака, генеральный директор Сергей Филиппов. Репертуар театра пополнился такими мировыми премьерами, как балет-притча Юрия Смекалова «Три маски короля» 2019 и его же балет-couture «Возвращение к жизни» 2020. В 2021 году театр получил первую в своей истории «Золотую Маску»: премию вручили Татьяне Ногиновой за работу художника по костюмам в балете «Бахчисарайский фонтан» 2019.
В 2022 году театру было присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. С июня 2022 театр использует новый бренд: Шостакович Опера Балет. На протяжении всей своей истории театр сохраняет и развивает свои традиции, пытаясь в то же время осваивать новое, идти вперед, удивлять. За прошедшие десятилетия существования театр изменил поколения самарцев, а сегодня, когда информационное пространство стало глобальным, начинает влиять на еще более широкую аудиторию.
Конечно, пережитый опыт. Дмитрий Дмитриевич хорошо помнил судьбу своих последних театральных работ, заклейменных правдинскими заголовками: опера «Леди Макбет» — «Сумбуром вместо музыки», балет «Светлый ручей» — «Балетной фальшью». Что-то в нем было сломлено, и после 1936 года он не довел до конца ни одной оперы и больше не писал балетов. Не менее важной причиной стал «неправильный» подход Шостаковича к работе над оперным либретто. В 1942 году он писал Соллертинскому: «Боюсь, что не закончу, так как слишком восторженно отношусь к матерьялу, который очень труден». Другими словами, Шостакович воспринимал гоголевский текст не как либреттист, а как влюбленный в каждое слово читатель. В то же время музыка Шостаковича была равноценной тексту «Игроков», что неизбежно грозило не только смысловой перегруженностью «Игроков», но и несовпадением камерного содержания пьесы и поистине вагнеровских размеров оперы. Кстати сказать, о камерности «Игроков» Шостакович напомнил в своем самом последнем сочинении, начав вторую часть Альтовой сонаты оркестровым вступлением к опере. Владимир Гальченко — Повествователь «Игроки» Александрова производят сильное впечатление. Своей драматургической цельностью, которая становится возможна благодаря искусному переплетению двух сюжетов. Полуфантастической атмосферой сна, создающейся минимальными внешними эффектами. Для «Игроков» Александрова очень важна визуальная убедительность, поэтому актерами проявляли себя все, кто оказывался на сцене.
Майкова, «Поэт» на слова А. Пушкина, «Я верю: я любим…» на слова А. Пушкина, «О, если б ты могла…» на слова А. Толстого, Песня Зюлейки» на слова Дж. Козлова , «На холмах Грузии» на слова А. Пушкина, «Сон в летнюю ночь» на слова А. Майкова, «Гонец» на слова Г. Гейне перевод М. Михайлова, «Пророк» на слова А. Пушкина, «Цветок» на слова А.
Хореография Якобсона, музыка Шостаковича
оперу «Евгений Онегин». Постановлением Правительства Самарской области Самарскому академическому театру оперы и балета сегодня, 2 марта 2022 года, присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Центра труда и отдыха "Станкозавод".
Начало нового сезона Самарский театр оперы и балета отметил на крыше
Навигация по записям. События фестиваля будут проходить на площадках театра Шостакович Опера Балет, Самарской филармонии и Тольяттинской филармонии. Самарский академический театр оперы и балета имени Шостаковича разрабатывает новый бренд, который будет использовать на афишах и сувенирной продукции.