Рубрики История без фотошопа Люди и судьбы О Зое Федоровой, заключенной Владимирского централа. Зое Федоровой удалось построить роскошную актерскую карьеру, о которой мечтали многие ее коллеги. Чтобы спасти своего отца, Зоя Федорова, которая к тому времени стала лауреатом Сталинской премии, обратилась к Лаврентию Берии, народному комиссару внутренних дел. Об убийстве известной советской актрисы Зои Федоровой писано-переписано. Биография Зои Федоровой. Зоя Федорова — советская актриса кино и дубляжа, заслуженная артистка РСФСР.
Легендарная актриса Зоя Федорова стала жертвой советской диктатуры
Когда читаешь биографию Зои Федоровой, не устаешь удивляться – сколько же испытаний способен вытерпеть человек? Зоя Федоров погибла 10 декабря 1981 г. от рук убийцы, преступление до сих пор не раскрыто. Зоя Федорова c дочерью Викторией. Зоя Федорова, фото: Федорова обожала драгоценности, поэтому её часто обвиняли в связях «бриллиантовой мафией», которая спекулировала украшениями. Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно.
Кто и почему убил актрису Зою Федорову?
Зоя Федорова: фильмография и биография | Однако дочь Окуневской оспаривала это утверждение и придерживалась версии о том, что Окуневская и Фёдорова поплатились за свои длинные языки и неконтролируемые связи с иностранцами. |
Звезда или шпионка. Трагическая судьба легендарной актрисы Зои Федоровой | Зоя Федорова с дочкой Зоя Федорова с дочкой, зятем и внуком | Wday. В июле 1945 года Зоя была неожиданно отправлена в Крым на гастроли, а Тэйта выдворили за пределы СССР в течение 48 часов. |
Зоя Фёдорова - биография, новости, личная жизнь | Когда читаешь биографию Зои Федоровой, не устаешь удивляться – сколько же испытаний способен вытерпеть человек? |
Зоя Федорова - история жизни, тайны и загадочная смерть актрисы
Зоя Федорова с дочерью, зятем и внуком. Внук Зои Федоровой страдает русофобией - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. В конце 1970-х Зоя Фёдорова еще дважды выезжала в гости к дочери.
Тюрьма, любовь, убийство. Биография актрисы Зои Федоровой
Зоя Федорова была дочкой рабочего и домохозяйки, одно время ее отец работал начальником паспортной службы Кремля: пролетарий вошел в номенклатуру. Зоя Федорова была дочкой рабочего и домохозяйки, одно время ее отец работал начальником паспортной службы Кремля: пролетарий вошел в номенклатуру. Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, родилась 18.01.1946 г. в Москве. В 1945-м году власти «припомнили» Зое Федоровой ее «проступки»: и ее роман с американцем и, то, что она была дочерью «врага народа». Но Зоя Федорова мечтала об актерской судьбе для дочери и повторяла: «Я хочу, чтобы мое имя продолжалось на экране».
Зоя Алексеевна Федорова
Утешением стали приглашение на новую роль и... Зоя с радостью приняла его предложение руки и сердца, да только брак не задался. Начало карьеры и первые разочарования Впрочем, Зоя не унывала: после выхода на экраны фильма «Подруги» к ней пришла слава. Выходит, ошибался отец: можно быть «вертихвосткой» - и добиться при этом успеха. Увы, сказать ему об этом Зоя не успела: того арестовали. Кто-то из его окружения написал Донос, в итоге ему дали 10 лет тюрьмы. Девушка пыталась использовать все свои связи, чтобы приговор пересмотрели.
Ей это удалось только в 1941 году. Сталин, лично вручая актрисе Сталинскую премию, спросил: чего бы она хотела? Обычно люди просили материальных благ - квартиру, машину, шубу. А Зоя умоляла освободить ее отца. Зоя просто обожала вертеться перед зеркалом, любуясь нарядами. Вот только обновок давно не было: четвертый год шла война.
Одному Богу известно, где она смогла раздобыть отрез плюша и пошить себе новое платье. В нем она и собиралась пойти на прием в посольство, куда ее пригласил новый знакомый,. Расправляя складку на воротничке, Зоя увидела в зеркале встревоженный взгляд старшей сестры - молчаливое напоминание о недавнем прошлом. Личная жизнь - запретные отношения, дочь и фиктивный брак В 1927 году роман с военным Кириллом Прове едва не стоил Зое свободы. Того арестовали по обвинению в шпионаже, а юную Зою несколько часов допрашивали. Повезло - ее тогда отпустили.
Но стоит ли рисковать сейчас?.. Отбросив тревожные мысли, Зоя весело развернулась на каблуках и поцеловала сестру в висок: теперь-то ей уж точно ничего не грозит. Ведь она популярная артистка! А может, дело было в другом?
Но встретить старость вместе Тейт и Федорова не успели. Человек, из-за которого Зоя отсидела больше восьми лет в сталинских тюрьмах и лагерях, умер в 1978-м, когда Федорова еще только-только приступила к сбору документов для выезда на ПМЖ. Выстрел в затылок К этому времени Зоя, в 1965-м получив звание народной артистки РСФСР, из актрисы кино, по сути, превратилась, как сейчас говорят, в «великосветскую тусовщицу, «светскую львицу», которую больше всего в жизни заботили… бриллианты.
Где, с кем и какие она водила знакомства, оставалось тайной за семью печатями. Но за Федоровой прочно закрепилось кредо человека, способного купить или продать «любые камушки». Заниматься драгоценностями, в том числе, скорее всего, и криминальными, дело хлопотное и небезопасное. А так как Зоя собиралась ехать жить в США, к концу семидесятых вокруг нее постоянно ходили слухи о том, что в Америку она собралась «не пустой». До конца до оформления документов на выезд оставалось совсем ничего, когда случилась трагедия. Все, что удалось установить следствию, это то, что Зоя Алексеевна была хорошо знакома с убийцей, сама открыла ему входную дверь, впустила в квартиру, а затем спокойно уселась в кресло. Судя по всему, они собирались разговаривать, но неизвестный собеседние обошел артистку сзади и выстрелил.
Хранила ли Зоя Федорова в квартире какие-то серьезные ценности и, унес ли убийца что-то с собой, так и осталось неизвестным. Не нашли и самого стрелка. Визуально, квартира ограблена не была. Но, если Зоя знала своего гостя, возможно, и гость знал, где лежит то, что ему нужно, а значит, громить комнаты в поисках ценностей необходимости не было. Выдвигалось так же предположение о том, что Федорова могла перепродать криминальные бриллианты, украденные у какого-нибудь большого чиновника или «авторитетного» коллекционера, который мог нанять киллера, чтобы наказать «посредницу» в назидание другим. Шептались и о том, что Федорова могла быть хранительницей криминального бриллиантового «общака». А, значит, знала слишком много.
Соответственно, на фоне предстоящего отъезда в «штаты» ее «коллегам» по «бизнесу» совсем не хотелось, чтобы Зоя увезла в другую страну все их криминальные тайны. В любом случае, дерзкое и весьма резонансное преступление так и осталось нераскрытым, несмотря на то, что особо старательные сыщики пытались разобраться в делах советской «бриллиантовой мафии». Да кто ж им даст? На то она и мафия, что во главе нее стоят люди и целые кланы, куда простым людям путь строго заказан. Зато всегда открыт для посещения Ваганьковского кладбища, где с почестями была похоронена и нашла свое успокоение народная любимица Зоя Федорова.
Кроме того, незаконно хранила у себя оружие». Одну из сестер Федоровой, Александру, вместе с детьми отправили в ссылку в Казахстан, вторую, Марию, приговорили к исправительно-трудовым лагерям.
После оглашения приговора актриса пыталась повеситься в камере изолятора, но охрана не позволили ей этого сделать. Обращаюсь к Вам за помощью, спасите меня. Я не могу понять, за что меня так жестоко терзают. В январе месяце 1941, будучи несколько раз у Вас на приёме по личным вопросам, я хорошо запомнила Ваши слова. Вы разрешили обращаться к Вам за помощью в тяжёлые минуты жизни. И вот тяжёлые минуты для меня настали. Даже более, чем тяжёлые, я бы сказала — смертельные.
В глубоком отчаянии обращаюсь к вам за помощью и справедливостью. Я была крайне удивлена этим арестом, так как не знала за собой никаких преступлений… Инкриминированное мне преступление и весь ход следствия напоминает какую-то кровавую комедию, построенную следователями на нескольких неосторожно сказанных мною фразах, в результате чего на бумаге из меня сделали чудовище. Я пыталась возражать и спрашивала: «Зачем вы всё преувеличиваете и сами за меня отвечаете? Неужели вы не чувствуете, что вам хотят протянуть руку помощи? Вас надо было встряхнуть. Да и вообще, это дело вряд ли дойдёт до суда». Я сходила с ума, решила покончить с собой и повесилась в одиночной камере Лефортовской тюрьмы, но умереть мне не дали.
Но Особому совещанию показалось недостаточным столь суровое наказание, и через два месяца они решили добавить конфискацию имущества, отнять то, что было нажито в течение всей жизни честным трудом. Этим они наказали не меня, а моих маленьких детей, которых у меня на иждивении было четверо: самой маленькой, дочери, два года, а самому старшему, племяннику, десять лет. Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву!
За что же я должна погибнуть? Единственная надежда у меня на Ваше справедливое решение». Обращение к Берии не помогло, Федорову на свободу не выпустили. Сначала она сидела в челябинской тюрьме, потом ее перевели в закрытую тюрьму во Владимире, где ее сокамерницей стала певица Лидия Русланова. В маленькой записке из Казахстана от сестры актрисы, Александры Федоровой, Федорова узнала, что та взяла на попечение маленькую Вику. После смерти Сталина Зоя Алексеевна просидела в тюрьме еще два года, и вышла на свободу в феврале 1955 года. Вернувшись в Москву, она оказалась без квартиры, работы, денег и связей.
Первое время Федорова жила у Лидии Руслановой. Также ей помогал Сергей Михалков, однажды давший актрисе две тысячи рублей — немыслимую по тем временам сумму. Весной 1955 года состоялась долгожданная встреча Федоровой с дочерью. До этого Виктория считала матерью тетю Александру, и появление настоящей мамы стало испытанием для всей семьи. Постепенно Федорову стали приглашать в кино преимущественно на небольшие характерные роли, ей дали квартиру на набережной Тараса Шевченко. Она снова начала появляться на приемах — хоть и нечасто. Об одном таком вечере вспоминала журналистка Виктория Молодцова: «В пятидесятые годы Зоя Федорова, видимо, редко ходила в гости.
Своим присутствием она оказывала честь только давно знакомым, любимым и близким друзьям. А может быть, ее просто не все приглашали в гости: долго еще после смерти Сталина люди не верили в то, что былые времена, когда могли ни за что ни про что посадить в тюрьму, сослать в лагерь, расстрелять за пустяк, за анекдот, за неловко, не к месту сказанное слово, за всуе упомянутое имя вождя, уже прошли безвозвратно. От того времени, страшного и непонятного, осталась в семьях привычка говорить что-то важное, плотно закрыв все двери, полушепотом или при включенном радиоприемнике. На этот раз Зоя Алексеевна приняла приглашение вдовы довольно известного генерала, которого, видимо, знала еще во время войны, а может быть, и до нее. По малолетству я не понимала, с кем меня свела судьба под одной крышей — великая певица Лидия Русланова с мужем генералом Крюковым, жена Рокоссовского, маршал авиации Савицкий, какие-то высокие статные военные с множеством орденских планок и звездами Героев Советского Союза и, наконец, великая актриса, красавица Зоя Федорова, к которой все относились с подчеркнутым уважением и любовью. Потом мне всегда было трудно представить, что когда-то виденная мной так близко скромная женщина — та самая, играющая роли в фильмах. Зоя Алексеевна тогда привела с собой в гости темноволосую девочку, чрезвычайно скованную, неловкую.
Я ее очень хорошо понимала: общество взрослых, которые задают одни и те же банальные вопросы, притворно удивляются гениальности или, напротив, чрезвычайной скромности детей, и мне особой радости не прибавляло. Нас познакомили. И помню, как мы сильно удивились тому, что мы — ровесницы и зовут нас одинаково — Викториями». В 1955 году Надежда Кошеверова пригласила Федорову в свой новый фильм «Медовый месяц» на роль поварихи. Картина имела успех, и к актрисе начала возвращаться былая популярность. Изменилось амплуа актрисы — теперь она играла тетушек, матерей и бабушек. В 1959 году Зоя Федорова решила узнать о судьбе Джексона Тэйта.
С помощью подруги, работавшей в гостинице «Украина», актриса вышла на американку русского происхождения Ирину Керк. Та согласилась помочь, на поиски ушло много времени. Когда Тэйта удалось найти, выяснилось, что у него давно есть своя семья, и особого желания восстанавливать связь с русской подругой он не проявил.
Именно она вытащила Федорову из тюрьмы и на первое время поселила у себя. А познакомились они во Владимирском централе. Помню, как случайно попала на концерт Лидии Андреевны в Москве. Я иду по Преображенке, там тогда была барахолка.
Вдруг вижу — все куда-то бегут. А потом по Москве поползли тревожные слухи — у Руслановой проблемы из-за мужа. В прессе появились обвинительные статьи. Началась кампания против Жукова, ближайшим соратником которого был муж Руслановой. И в результате Лидия Андреевна попала в лагерь. В моем окружении все были очень подавлены из-за этой истории и очень радовались, когда в 1953 году, после смерти Сталина, Русланову освободили. Впервые после ее выхода из тюрьмы мы с ней встретились в парикмахерской на Кузнецком Мосту.
Тогда это был своеобразный элитный клуб. Там обслуживали многих артисток, жен и дочерей чиновников — Косыгина, Брежнева. Я спросила Русланову: — Как же вы живете сейчас? У вас же все конфисковали, все отобрали... Она ответила: — Я заработаю себе в десять раз больше!
Зоя Алексеевна Федорова
Как сложилась жизнь дочери известной советской актрисы Зои Федоровой | Зоя Федорова прославилась еще в студенческие годы, снявшись в картинах «Гармонь» и «Подруги». |
Зоя Федорова говорила: «Я всю жизнь любила только одного человека» | Опасаясь за судьбу дочери, рожденной от американца, Зоя Федорова вышла замуж за композитора Александра Рязанова. |
Биография Актрисы Зои Федоровой - Дней из жизни заслуженной артистки| Журнал Кто Главный | Зоя Федорова с дочерью и внуком в США. |
«Плохие девчонки»: Зоя Федорова. Последняя роль | Зоя Фёдорова: биография, творчество. |
«Это не букет, а венок»
- Тюрьма, любовь и убийство. Биография актрисы Зои Федоровой
- Виктория Федорова: причина смерти. Краткая биография дочери Зои Федоровой
- Московский детектив: так все-таки кто убил Зою Федорову? - Москвич Mag
- Зоя ФЕДОРОВА
- Ушла из жизни Виктория Федорова, дочь актрисы Зои Федоровой
Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой
Судьба, карьера и трагическая гибель Зои Федоровой: как любовь к иностранцу повредила творческому пути Зои Фёдоровой и как актрису настигла страшная смерть. Чтобы спасти своего отца, Зоя Федорова, которая к тому времени стала лауреатом Сталинской премии, обратилась к Лаврентию Берии, народному комиссару внутренних дел. дочь Зои Федоровой, биография, личная жизнь - Экспрессгазета. Зоя Федорова после отъезда дочери продолжала сниматься. Биография актрисы Зои Федоровой: личная жизнь, судьба дочери Виктории, отношения с Лаврентием Берией, слухи об убийстве. Зоя Фёдорова учит играть на рояле свою дочь Вику.
Выстрел в затылок: Кто убил актрису Зою Федорову
Зоя Федорова, биография которой началась в стандартной советской семье, мечтала с детских лет о сцене. На это закрывали глаза, пока Зоя Федорова не проговорилась, что хочет навсегда остаться у дочери в в США. Зоя Федорова прославилась еще в студенческие годы, снявшись в картинах «Гармонь» и «Подруги». В уголовном деле об убийстве Зои Фёдоровой до сих пор остается много вопросов. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь.
Легендарная актриса Зоя Федорова стала жертвой советской диктатуры
Когда Зоя познакомилась с этой женщиной, у той уже было получено разрешение на выезд в Америку, и даже имелся билет на самолёт. Именно поэтому актриса, которая тоже пыталась уехать к дочери, отнеслась с доверием к новой знакомой. Кривошеий уверен, что Фёдорову убила женщина. Убийца стрелял с расстояния около 20 сантиметров. Выхлоп из пистолета должен был взъерошить волосы на затылке, но покойная была аккуратно причесана. Вряд ли мужчина стал бы приводить причёску своей жертвы в порядок. А женщина вроде как пожалела покойницу, пригладила ей волосы. Ещё следует учитывать то, что дверь в комнату, где произошло убийство, открывалась вовнутрь и должна была отгородить Зою от убийцы.
С её тюремным опытом и осторожностью она бы обязательно отреагировала. Она не принимала дома незнакомых людей. Значит, убийце она доверяла. Проведя логическую цепочку, Кривошеий решил, что, скорее всего, Фёдорова хотела передать кольцо с бриллиантом своей дочери через «подругу», которая улетала в США к сыну. С этой целью она и пригласила её к себе домой. Одновременно с этим визитом должна была позвонить Вика и записать номер рейса, чтобы встретить и забрать посылку. Таким образом, актриса подстраховывалась, ведь телефонный разговор — какое-никакое, а доказательство того, что драгоценность передана.
Убийца очень надеялась, что она успеет уйти, прежде чем позвонит Виктория, так как потом никто не сможет доказать, что она получила кольцо. Ну а если что-то пойдёт не так, она захватила с собой «Зауэр» 1939 года, оставшийся у неё с военной поры. Скорее всего, она не собиралась убивать актрису, но звонок все же прозвенел. Когда Зоя потянулась к трубке, «подруга» зашла за её спину и выстрелила. В тот день, когда эту женщину допрашивали, Кривошеий был в отпуске, поэтому смог ознакомиться только с протоколом допроса, оказавшимся пустым и неинформативным. Допрашиваемая на все вопросы отвечала, что ничего не знает и не видела. Оказалось, что она какое-то время работала на «Мосфильме», а у следователя там работали родственники.
Поэтому их беседа приобрела дружеский оттенок, а по делу не было зафиксировано ничего. Кривошеий, вернувшись из отпуска, решил вызвать её на допрос ещё раз, но она вначале сменила адрес, а потом и вовсе уехала в США к сыну. Убийца успела забрать не только кольцо, но и все драгоценности, которые были в квартире Фёдоровой, а их было немало, учитывая её страсть к камушкам. Кстати, этой страстью она заразилась у Лидии Руслановой. А если к этому добавить пустые рамы от картин говорили, что у Фёдоровой была хорошая коллекция картин , то «подруга» обеспечила не только свою старость, но и будущее своих детей и внуков. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову.
Да потому что она давно умерла, а у неё остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки». Была ещё одна версия, принадлежащая сценаристу Эдуарду Володарскому.
Фактически большевики купили себе новую Россию. Но в семидесятых и восьмидесятых все было по-другому: деньги обратно уже не возвращаются. Они оседают на личных счетах, превращаются в ценные бумаги. Но где достают вещи, которые оторвут с руками на Западе? Конечно, в музеях. Там очень много всякого антикварного материала.
Именно так могли рассуждать высокопоставленные негодяи, которые имели доступ в любой зал Гохрана, в фонды Эрмитажа, в хранилище орденов. К примеру, в одном ордене «Победа» бриллиантов на 16 карат. Можно заменить их на фианиты — и афера долго бы не раскрылась. Конечно, члены известных семей не могли самолично заниматься всеми этими подменами. Для этого есть криминальный мир. Но и прямые контакты с уголовниками для таких бонз недопустимы. Требуется третья сила, проще говоря, посредник. Зоя Федорова как нельзя лучше подходила на эту роль. К тому же ее американский зять — Виктория вышла замуж за летчика авиакомпании Panama - летает на международных рейсах: Америка, Франция, Израиль.
Это как раз те страны, что служат перевалочными пунктами для советских поставщиков антиквариата. Сюжет фильма Виктора Мережко «Красная комната» очень напоминает наш сюжет. В России убита знаменитая актриса, ее дочь прилетает из Штатов, чтобы узнать, кто убил ее мать. Мережко признается, что в основе его фильма 2006 года — история Зои и Виктории Федоровых, которых он знал лично. Только начальный сценарий Эдуарда Володарского пришлось переписать. Володарский предложил, на первый взгляд, совершенно дикую версию: Зою Федорову убил ее зять. А как иначе объяснить тот факт, что обыкновенный линейный летчик внезапно разбогател после смерти тещи? Причем сказочно разбогател. Не на те ли бриллианты и картины, что бесследно исчезли.
Казалось бы, чушь. Но когда Володарский позвонил Вике Федоровой и высказал эту версию, та сказала: «Очень может быть. Мой бывший муж — такая сволочь». А ведь никто не будет спорить с тем, что зять, пусть и нелюбимый, - это как раз тот человек, которого Зоя Алексеевна могла впустить в квартиру. Не он ли тот гость, которого она ждала из Франции? Конечно, проверить и доказать эту версию, впрочем, как и все остальные, невозможно. Слишком много времени прошло, а информации слишком мало. Ведь в восьмидесятые годы следователи были слишком ограничены в возможностях и передвижениях, ведь все нити уходили за границу. А это территория была закрыта.
В уже упомянутой книге Уотсон пишет: «Федорова делала фотографии предметов искусства и посылала каталог товаров на Запад. С течением времени ее прочные деловые отношения во Франции укрепились надежными связями в Штатах и Израиле. Как пишет Уотсон, Федорову с Нуреевым свел знаменитый в мире антиквариата бизнесмен Гарабед Басмаджян — израильтянин армянского происхождения, который эмигрировал во Францию в семидесятых. Он владел знаменитой галереей в Париже, был вхож в европейские аристократические круги, обладал тесными связями с целым рядом советских чиновников. В 89 году он был убит в Москве. В советское время существовала очень замкнутая система распределения произведений искусства и предметов антиквариата. Например, в Москве работало несколько государственных комиссионных магазинов, и у каждого продавца имелся список телефонов покупателей тех или иных редкостей. В свободную продажу попадали только те вещи, которые не заинтересовали коллекционеров, имеющих связи в комиссионках. Итак, попробуем смоделировать ситуацию.
У Зои Федоровой мощные покровители, у нее надежные связи с покупателями, она чувствует себя почти неуязвимой. Уотсон пишет: «Нуреев был постоянным покупателем контрабандных вещей, проходивших через Федорову. Но в конце 79 года актриса стала им пренебрегать, найдя более выгодных покупателей. Она предлагала беглому балеруну все меньше вещей. Однажды недовольный Нуреев пригрозил ей, и Федорова в ответ пообещала рассказать все о его незаконном бизнесе и посоветовала Нурееву воспринимать все это как свершившийся факт». Налицо шантаж. Согласно документам из архива Лубянки, Нуреев понял, что его роль в контрабанде советского антиквариата может стать общеизвестна. Федорова просто-напросто стала опасной. Она могла рассказать, а могла и не рассказать.
Мафиозные структуры обычно в таких случаях предпочитают не рисковать и убирают свидетеля. А ведь фигуранты в ее деле были очень высокопоставленными. Так часто бывает: иллюзия неуязвимости способна убить. Но чьими руками? Конечно, не руками Нуреева. Да, он был известным коллекционером, скупал предметы старины, в том числе у Федоровой. Возможно, в какой-то момент между ними пробежала кошка. Но разве это повод для убийства? Разве угрозы Федоровой рассказать, какое место занимал танцовщик в данном бизнесе, могут быть настолько опасны для самого великого Нуреева?
Он всего лишь покупатель, к тому же живущий в Европе. А вот для замешанных в бизнесе уголовников и чиновников признания Федоровой могли быть смертельно опасны. Ведь все эти люди живут здесь, в Союзе. И стоит начать серьезное расследование, как за ними наверняка придут. Да, у них, безусловно, был мотив для убийства. Да и возможности тоже были. Итак, пора подвести итог нашего маленького расследования: талантливая актриса была застрелена в своем жилище отнюдь не случайно. Было ли это убийство политическим? В какой-то мере возможно, ведь Зоя Федорова стояла на том пути, где пересекались интересы очень больших людей, наделенных властью.
Было ли это убийство с целью наживы?
Для сравнения: главкома Жукова и замминистра Серова допрашивал просто старший следователь. Это свидетельствует о том, что актриса могла рассказать нечто такое, о чём не всем полагалось знать. На допрос Фёдорову водили 99 раз. Но из всех протоколов сохранилось только 23, в одном из которых имелись показания Фёдоровой о том, что она имела намерение убить Сталина. Куда делись остальные, неизвестно. Причина в том, что на этом совещании подсудимые не присутствовали и не давали показания. Поэтому Зоя не могла повторить то, о чём говорилось в исчезнувших протоколах. И наконец, то, что ей ужесточили наказание, заменив лагеря тюрьмой, где можно было контролировать её переписку. Кто-то очень боялся, что её письма к Берии дойдут до адресата.
Возможно, её «признания» о преступном замысле против «вождя народов» были сделаны не только под давлением следователя. Скорее всего, здесь можно было проследить связь с кем-то наверху. Может быть, этот кто-то и помог ей выйти на свободу в 1955-м, в обмен на молчание. А уехав в Америку, она могла нарушить уговор. Поэтому её и убили. Бриллиантовая смерть. Криминальная версия гибели актрисы базировалась на её причастности к «бриллиантовой мафии», состоящей из родственников высокопоставленных чиновников. Эти люди занимались скупкой и перепродажей драгоценностей, антиквариата и ценных произведений искусства. Фёдорова не только была членом этой негласной группировки, но и занимала в ней довольно высокое положение. Иначе как объяснить то, что она смогла приобрести квартиру на Кутузовском проспекте, где жили семьи Брежнева, Андропова и Щёлокова.
Похоже, что у неё имелся компромат на многих членов этой мафии. В её записной книжке следователи нашли более 2000 телефонов и столько же адресов. Возможно, это и стало причиной её смерти. Когда её не хотели выпускать из страны, скорее всего, она решилась на шантаж. А писатель Юрий Нагибин предположил, что Зоя владела каким-то уникальным бриллиантом, который очень хотела заполучить супруга Щёлокова. Кто знает, может, он и прислал убийцу. Правда, Юлиан Семёнов считает, что версия Нагибина надуманная. Ведь Фёдорова занималась организацией «левых» гастролей. За это её вполне можно было посадить с конфискацией и заполучить камень. Он рассказывает, что Фёдорова во время гастролей скупала драгоценности с бриллиантами и передавала их дочери в США, чтобы обеспечить себе безбедную старость на чужбине.
Незадолго до смерти она отправила Виктории очень ценную картину, надеясь выручить за неё столько денег, что хватит им обеим. Но полотно оказалось подделкой. Её дочь рассказала следствию, что за два дня до гибели актриса во время телефонного разговора сказала: «Меня скоро убьют», — но подробности сообщить отказалась. Возможно, Фёдорова попыталась свести счёты с продавцом, а получилось наоборот. Ищите женщину Благодаря бывшему начальнику уголовного розыска 123-го отделения милиции Москвы Борису Кривошеину появилась ещё одна, наиболее правдоподобная версия.
Подписаться Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории может быть неожиданным образом связана с Олимпиадой 1980 года.
Готовил очередную радиопрограмму "Вокруг былых Игр: Олимпиада и журналистика", прослушивал архивные пленки. Искал не столько примеры спортивных достижений о них все написано в интернете , сколько размышления давних лет о социальной, общественной стороне спортивных состязаний, об использовании всемирных Игр в политических целях. И в репортаже Радио Свобода 24 января 1978 года поймал мимолетную фразу нашего нью-йоркского диктора Вадима Рожкова, фразу, не имевшую ни толкования, ни продолжения: "Любопытным для американцев кажется и появившееся сообщение о том, что NBC ведет переговоры с бывшей советской киноактрисой, приехавшей два года назад в Соединенные Штаты, Викторией Федоровой относительно ее участия в качестве комментатора в передачах XXII Олимпийских игр из Москвы". Одна фраза, одно имя в конце репортажа, но какая драма вдруг встала за журналистским словом! Мне даже показалось, что я моментально подошел к разгадке одного убийства. Кто же такая Виктория Федорова?
Это та самая девочка, которая имела несчастье родиться в Москве в январе 1946 года. Ее мать, Федорова-старшая, прославленная Зоя Алексеевна, лауреат двух Сталинских премий, героиня популярных фильмов "Музыкальная история", "Подруги", "Свадьба", познакомилась в 1945 году с американским дипломатом, заместителем морского атташе Соединенных Штатов Джексоном Роджерсом Тейтом. Знакомство вовсе не было тайным, наоборот: и Зоя Федорова, и капитан Тейт были приглашены на прием к Молотову по случаю Дня Красной армии. Общение с иностранцами было, как известно, под жесточайшим контролем и регламентировалось, но Федорова и Тейт не на шутку влюбились друг в друга. Любовники пообещали друг другу, что победного ребенка они назовут Виктором или Викторией. Через две недели капитана Тейта объявили персоной нон грата и в 48 часов выставили из страны.
Зое Федоровой, как ни странно, дали родить. В январе 46-го на свет появилась Виктория Джексоновна. На русский манер — Яковлевна. О рождении дочки выдворенный Тейт тогда не узнал.