Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Аз есмь начало и конец
- Правописание слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ
- Буква Ч: черти в церкви | Вокруг Света
- СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ
- Звук [Ч] — глухой или звонкий? Объяснения учителя, запоминалки и хитрости
- Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Буква и звук Й | Русский язык
Русский язык
Мягкие согласные буквы в русском языке – правило и примеры звуков в таблице (1 класс) | Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый? Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч». |
Буква Ч: черти в церкви | Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый? |
Согласные звуки и буквы
Новости Новости. Несмотря на то, что две буквы — мягкий и твёрдый знаки — звуков не обозначают вовсе, многие другие буквы имеют два парных звука — твёрдый и мягкий согласные ([п]-[п’]). Мягкий знак и твердый знак Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» — то согласный мягкий. Костенко Ольга Викторовна Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч». Чтобы произнести мягкий звук, нужно переместить язык вперёд, а среднюю часть его спинки вытянуть в сторону твёрдого нёба. Даже если после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, он всё равно будет произноситься твердо.
Звонкие и глухие согласные звуки
- Содержание
- Мягкие согласные
- Какая мягкая и твёрдая буква ч?
- Твёрдые и мягкие согласные: в чем разница?
- Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Согласные звуки
Буква Ч, ч.» на канале «Весёлые уроки бабушки Алёны» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23 августа 2022 года в 19:59, длительностью 00:44:34, на видеохостинге RUTUBE. "Буква ч звонкая или глухая?" есть на нашей странице! Подробно рассмотрим задачу и пути ее решения! Еще одна удивительная особенность буквы Ч: несмотря на то, что она всегда мягкая, мы пишем ее так, будто она твердая. Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый? Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч». Мягкий [ц'] произносится в слове пяться; в сочетании мать Сережи, где такой звуковой облик приобретает мягкий [т'] перед мягким [с']. Буква ь пишется после мягких согласных перед буквами г, к, б, м, обозначающими мягкие согласные, при условии, что проверяемый мягкий согласный остаётся мягким перед твёрдым согласным в проверочном слове.
Какая буква Ч гласная или согласная?
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу: Твердые и мягкие согласные перед гласными: а, о, у, э, ы. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать. Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме. Игра по аналогии со «съедобное — не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый — ребенок ловит мяч, а если мягкий — нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз.
Со временем Ж и Ш стали обозначать твёрдые звуки, а буквы Ч и Щ, как и прежде, — мягкие. В связи с этим в русском языке исторически сложилось несколько правил написания гласных после шипящих. Исключения составляют иноязычные слова: брошюра, жюри, парашют, а также слова, образованные от них: брошюрка, брошюровать, брошюровщик, парашютный, парашютист, парашютистка, парашютик. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е как ударной, так и безударной : жёлтый — желтеть, шёпот — шепчет, чёрточка — черта, чертит, щёки — щека.
Пишется буква О, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е: крыжовник, обжора, трущоба, шов, шорох, шорник, а также в заимствованных словах в безударном и ударном положении: шорты, шомпол, шоссе, шоколад, жокей, капюшон. После шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий под ударением пишется буква О, а в безударном положении — Е: снежок, но овражек; пятачок, но песочек; рубашонка, но доченька; ежовый, но грушевый; горячо, но певуче; ножом, свечой, но товарищем; большого, но хорошего. Исключение — наречие ещё. В дальнейшем в литературном языке он отвердел.
Гласные Э, Ю, Я могут писаться только в нерусских собственных именах географических названиях, фамилиях и т. В корнях слов, например: панцирь, цинга, дефицит, Сицилия, Цицерон. В корнях слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках и в родственных словах цыганить, цыкнуть, цыпки и др.
На письме мягкость выражается двумя способами: с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков; с помощью мягкого знака ь. Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким. Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки.
Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 1 КЛАСС: ТАБЛИЦА, ПРАВИЛО
И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау! Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу! Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.
Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У. О чём эта сказка, ребята?
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество! Смоленска" Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без "воды". Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога.
И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара.
Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд: вожжи, дребезжать, дождь. Звонкие и глухие согласные звуки Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие. Глухие согласные звуки — это звуки, при произношении которых не используется голос.
Они состоят только из шума.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа». Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный. А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш».
После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой. При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку то есть за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и , то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами то есть за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы.
Звук «ч» является твёрдым или мягким?
В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка». Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается. Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу: Твердые и мягкие согласные перед гласными: а, о, у, э, ы. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать. Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме. Игра по аналогии со «съедобное — не съедобное».
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч.
Большинство твердых согласных, особенно находящихся в слове перед «а», «о», «у», легко узнать: при произношении они звучат четко, а прохождение потоком воздуха через преграду в речевом аппарате можно услышать. В зависимости от звонкости, твердые согласные будут звучать либо четко и звонко, либо более приглушентверно и шумно. Также они могут попарно оглушаться для простоты произношения.
Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ. Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью.
Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию. Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными например, мелодия «В лесу родилась елочка».
А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении. Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук — веселый — значит, он мягкий, если не веселый — значит, твердый. Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме. Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит. Какие звуки всегда твердые, а какие — мягкие Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму: ж ш ц ч щ й Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием.
Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв. Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Звук «ч» является твёрдым или мягким?
Буква Ч обозначает мягкий звук [ч'], поэтому в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак (Ь) не пишется. Буквы, которые обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки А теперь давайте перечислим буквы которые могут относиться как к твёрдым, так и к мягким согласным звукам. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук. Вся информация о букве Ч русского алфавита: название, звук, номер в алфавите, старославянское название, коды html и Unicode.
Согласные звуки
Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита. Несмотря на то, что две буквы — мягкий и твёрдый знаки — звуков не обозначают вовсе, многие другие буквы имеют два парных звука — твёрдый и мягкий согласные ([п]-[п’]). Статья Буква Ч раздела История русских букв и русского алфавита, Алфавит и его история, Русский язык. Однако следует помнить, что в ограниченном количестве заимствованных слов буква Е может употребляться после твёрдых согласных: "темп" [темп], "тезисы"[тéз'исы].
Мягкий согласный звук [ч']. Буква Ч, ч
В изучении нового звука нам помогут картинки. Посмотрите на доску, какие предметы изображены на рисунках? Сколько слогов в этом слове? Какой первый звук?
После шипящих в краткой форме имён прилагательных мужской род. После шипящих в трёх наречиях-исключениях. После шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а I склонение. Туча — туч, 5.
В родительном падеже множественного числа существительных на -ня I склонение , если перед -ня стоит согласная исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня. Башня — башен, 6. В глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени — вопросы что делает? Он надеется, ему не верится, они надеются. Со временем Ж и Ш стали обозначать твёрдые звуки, а буквы Ч и Щ, как и прежде, — мягкие. В связи с этим в русском языке исторически сложилось несколько правил написания гласных после шипящих. Исключения составляют иноязычные слова: брошюра, жюри, парашют, а также слова, образованные от них: брошюрка, брошюровать, брошюровщик, парашютный, парашютист, парашютистка, парашютик.
В суффиксе прилагательных на -ын, например: птицын, царицын. В некоторых именах собственных на -цин, например: Вицин, Цицин.
В именах собственных на -цын, например: Синицын, Лисицын. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: куцый, курицын, стрельцы. Буква О после Ц пишется под ударением независимо от того, на какую часть слова — корень, суффикс, окончание — оно падает ; буква Е — в безударном положении. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я в следующих случаях: После приставки, оканчивающейся на согласную: въезд, предъюбилейный, объявить, объём. В сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трёхъярусный. В иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицы пан-: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекция, конъюнкция, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский. Обратите внимание! Буква Ъ не пишется в середине слова не после приставки! Исключение — фельдъегерь.
Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать? И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки.
Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау! Наконец, вышли они на знакомую полянку.
А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу! Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты.