это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен. В рамках спецпроекта портала «» рассказываем, как возник сказочный образ Кощея Бессмертного, почему ему непременно нужна жена и как это связано с обрядом женской инициации. Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).
Как выглядят и почему не любят Бабу-ягу и Кощея Бессмертного
- Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
- Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
- Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом
- Разыскивается Кащей Бессмертный
Похожие записи
- Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
- Мы поддерживаем
- Версия первая: народный вымысел (фольклор)
- Кощей Бессмертный – языческий бог славянской мифологии или сказочный герой?
- Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Кощей Бессмертный – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора. На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок. Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках.
Откуда взялся Кощей: гипотезы происхождения
- Больше, чем персонаж детских сказок
- Как выглядят и почему не любят Бабу-ягу и Кощея Бессмертного
- Значение слова «кощей»
- Кощей Бессмертный — кто это такой
- Родственник Горыныча
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном. Неуспешный дамский угодник Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей. Кощей Галантный Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается.
Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.
Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
Преступления Кощея В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень.
Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном. Неуспешный дамский угодник Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Кощей Галантный Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью.
Часть грима придумал сам Милляр. Говорят, что его лошади завязывали глаза, потому что она боялась и не подпускала к себе загримированного актёра». Рыцарев — Кащей, усатый мужчина в кепке , здесь игривый, ухажёристый, напоминающий колхозного руководителя из бывших дворян… А его дворец снаружи выглядит как избушка размером два на два метра.
С тропами Злодейская песня , Не в ладах с физикой и похититель Рождества. Михаил Юзовский — в отличии от первоисточника вышеупомянутой «Вниз по волшебной реке» , где заветная иголка так и осталась в стогу сена, а до намагничивания ножниц Митя не додумался, здесь Кощея Александр Филиппенко в итоге всё-таки обессиливают, постучав по кончику иглы, впрочем, оставляя в живых. И волосы золотые. А ещё он провоцирует героев, подсовывая им на хранение, якобы яйцо со Смертью.
Борис Рыцарев. Надежда Кошеверова — Кощей очень не любит различные красочные пейзажи, а особенности птичек на них. Главному герою воин, который охраняет смерть Кощея, говорит, что убьёт каждого, кто ногой встанет на полянку, рядом с деревом, на котором хранится смерть. Маляр прошёл полянку на руках, и воин ему ничего не сделал.
Оказывается, Баба-Яга и Кощей не всегда были злодеями и вредителями — когда-то они любили друг друга, были молоды и красивы, но злые боги Велес, Перун и Семаргл прокляли их страшным проклятием за это. Кощей Бессмертный, влюблённый в сидящую на ветвях Русалку, вынужден был на некоторое время оставить свою… гм… сердечную подругу наедине с главным героем, подростком Иваном-Не-Дураком. Вернувшись, Кощей начинает придираться к парню: «Не может быть! Не покусился?!
Был рядом с ней — и не покусился?! Убить бы тебя на всякий случай… ». Благородный антигерой. С тропами антисказка , визуальная отсылка и похоже, это задание для Аквамена.
Сиквел «Последний богатырь: Корень зла» премьера — январь 2021 — Кощея вернули с того света, но у него теперь амнезия и вообще он плохо соображает. Вернулся не таким , из-за чего вместо могучего колдуна герои получили фактически дедушку со слабоумием, частично исцеляемым ударом Бабы Яги ложкой по маковке. Впрочем, под конец фильма всё вспомнил и Яге, судя по намёкам в одной из последних сцен, за кадром всё хорошее припомнил. С тропами Голову с плеч и Участь хуже смерти.
Они ещё и «Последний богатырь 3» планируют, на декабрь того же 21-го, где Кощей тоже должен засветиться. Телесериалы [ править ] Doctor Who — настоящее имя Мастера именно Koschei упоминалось в одном из первых появлений Мастера, увы, утерянной серии времен «Второго Доктора». Ренар объясняет, что самым известным кощеем был Распутин, которого прибил с трудом один из Гриммов. По сути — радиоактивный скелет, убивающий радиацией.
Единственный присутствующий в сериале представитель великолепное исполнение Марка Иванира — на русском говорит ВООБЩЕ без акцента способен как исцелять людей, так и «дарить» им мучительную смерть ; персонаж скорее положительный. В 9-й серии 3-го сезона выясняется, что ранее работал киллером в конторе Фигнёй Страдаете, Братцы , убивая жертв радиацией. И это несмотря на то, что лучевая болезнь — это не то, что случается с каждым встречным-поперечным, дурацкий какой-то способ ликвидации, привлекающий совершенно ненужное внимание. Судя по всему, тонкий намёк на не так давно нашумевшую смерть одного эмигранта из РФ в Британию.
А вот если забрать хоть одну монету, он переходит в режим лепрекона из одноимённой франшизы. Историю со смертью в игле выдумал Иван-Царевич, который на самом деле Кощея не убил, а просто вернул тому золото. И даже растворение в кислоте с последующим гашением её известью Кощея не убивает, а только достаточно сильно замедляет регенерацию.
Но Иван Годинович девушку похитил и увёз. Кощей догнал их и стал просить руки и сердца прекрасной Марьи. Девушка согласилась и, привязав Ивана к дереву, пара влюблённых укрылась в шатре, чтобы предаться любовным играм. Откуда ни возьмись — ворон прилетел и давай каркать, что Марья всё равно Ивану супругой станет. Дальше Кощей, выстрелив в ворона, каким-то образом убивает сам себя, а Марья, решив разделаться с Иваном, не удержала саблю — её выхватил Иван и четвертовал Марью. Вот такой оказалась единственная любовная история Кощея.
Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
Кощей Бессмертный часто упоминается в народном фольклоре. Иногда он предстает злодеем, крадущим молоденьких девушек из родительского дома, или, из - под носа, у женихов. Гораздо реже, помощником главного героя. Кто же такой Кощей?
В словаре Даля, слово « кошной » означает добрый, годный, чистый. По поверьям, в древности, для того, чтобы путники имели возможность отдохнуть и поесть, а так же найти дорогу сквозь дремучий лес, ставили в лесных кущах хижины для стариков. Этих стариков называли кушниками , то есть жителями лесных кущ.
В слове Кощей и в слове кушеник имеется один и тот же корень. Если вновь заглянуть в словарь Даля, то можно увидеть, что слово « кушенник » - означает искушенного, опытного человека.
В русских сказках Кощей Бессмертный — злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё — от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший.
Откуда такое имя Раньше принято было считать, что Кощей — значит кожа да кости. Но сегодня лингвисты придерживаются других версий и считают, что Кощей — от слова kotlar, что по-нижнелужицки означает заклинатель, или от слова «касть», то есть, что-то гадостное и пакостное. Кем является Кощей Здесь тоже единого мнения нет. Кто говорит о славянском боге смерти Карачуне, кто — что это тот же герой, что в Германии бог Один, а кто считает Кощея за обычного волхва, но только в совершенстве владеющего магией и успешно ею пользующегося.
Семенова, Тот, кого я всегда жду. Чернобог есть на картинах А. Донельзя романтичного молодого Кащея играет Анатолий Смиранин, роль уставшего старика досталась Алексею Петренко. И молодой Кащей здесь — положительный! Вот ведь как бывает. Фильм сложный, с философской подоплекой. Боги существуют до тех пор, пока в них верят. Есть Кощей и в фильме «Книга Мастеров«. Живет он с красавицей Русалкой в своем замке. Свое яйцо любимое в сейфе хранит.
А еще у него в сейфе лежат бриллианты, те самые бриллианты, что получились из слез Каменной княжны, когда она еще была маленькая и зла творить не хотела. Кащею верить никогда нельзя. В фильме «Последний богатырь», например, он уж таким себя хорошим да расхорошим выдает — а потом — бац! Правда, камень в конце разбил, и сам тоже погиб. Встречается в игре «Домовята», где по уши влюблен в Царевну-Несмеяну.
Что бы это могло быть? А имя Кащей Кощей , откуда оно? Оно что, не его? Я тоже.
А Кащей чахнет... Вообще он какой-то худощавый, костлявый, болезненный, не от мира сего. Стал бы он чахнуть над златом, если бы это было не так. В старо-славянских памятниках письменности слово кощь, кошть встречается в значении: сухой, тощий, худой телом. И потом, откуда это слово жидомордничать? Он что, жидов морил? Или они его? А может он их уморил, зачахнув над златом? Во всяком случае, какая-то связь здесь прослеживается.
Что мы знаем о слугах Кащея? Они живут в достаточно мрачных местах: каменные сооружения с высокими стенами, глубокие пещеры в горе те, кто был в подземельях Киево-Печерской лавры, могут представить места обитания слуг Кащея. Сами слуги нелюдимы, одеты во всё чёрное, во всём Кащеевом царстве чувствуется культ мёртвых: черепа и кости, скелеты как в Киево-Печёрской лавре , темнота, сырость и плесень. Периодически у Кащея во дворце, как монахини в кельях, томятся красавицы. Одну из красавиц, Василису Премудрую, Кащей превращает в лягушку. Вообще Кащей природу не любит, он запросто может засушить деревце или спалить посевы. Своим дыханием, согласно польской сказке, Кащей усыпил целое царство.
Значение слова «кощей»
Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве. Тайна имени Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko? Кто такой Кощей? Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу.
Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой. Преступления Кощея В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях.
Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту. Данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев. Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбой. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки. Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя.
Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности. Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного. В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного. В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы.
Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить. Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом. Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов. Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях. Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ.
В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной. Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией. Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло. Он уничтожает всё живое на своём пути. Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы.
Некоторые исследователи фольклористы предполагают, что имя персонажа происходит от слова «касть»- мерзость, пакость, гадость, хворь, порча. Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильное именование существа — Бес, тёмный колдун — брат Горыныча. Победить Кощея Бессмертного можно только разбив яйцо с его душой, на поиски которого и отправляется в русских сказках главный герой. Сказка — это всегда победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, пусть даже такие страшные и зловещие, как Кощей Бессмертный , а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии. Эти черты волшебства я проанализировал в сказке «Царевна лягушка», где многие действия героев объясняют историческую основу происходящего, и, в частности, сказочного героя Кощея Бессмертного.
Почему все любят сказки? Ответ на этот вопрос оказался самым простым. Для детей чудеса и волшебство реальны. Мы не просто верим в них, мы убеждены, что мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Работа с тестами. Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса.
Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного. Заседание клуба любителей волшебных сказок. Проанализировав анкетные данные одноклассников, я решил провести заседание в клубе «Любителей сказки» действие происходило перед Новым годом, а это самое волшебное и подходящее время. В первой части занятия я подготовил доклад и рассказал ребятам-одноклассникам, что следы славянской мифологии можно найти в волшебных сказках, познакомил их со своими находками и открытиями в мире литературы. Так прошла презентация моей исследовательской работы. Эти цифровые значения доказывают, что моя работа была актуальна. Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло.
В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии. У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали.
Если мы станем сравнивать между собой мифологические сказки многих народов, то обнаружим много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле одна мечта: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам. Наш мир сильно отличается от того, в котором жили наши прадедушки и прабабушки. Они мало что знали о причинах явлений природы и устройстве Земли, поэтому все непонятные вещи объясняли проделками «нечистой» силы. Мир наших предков был загадочным и волшебным, полным мистики и чудес - ведь тогда считалось, что представители потустороннего царства окружают нас всегда и везде: они живут на болотах, в озёрах, лесах, полях и даже в доме. Как же они выглядят, какими повадками и способностями обладают и, какие у них вредные привычки? Я начал искать ответы и выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян.
Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями. Прошлое, в котором все славянские народы были едины, когда всё объясняли мифы и сказания, как правило, не были записаны, но передавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие, часть культуры. Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана со всей жизнью славян. Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашей жизни - приметы кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужно переплюнуть через левое плечо и постучать по дереву , праздники масленица, Иван Купала , которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде - все это, и многое другое взято из мифологии древних славян. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж.
Но мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит понятие, сила природного явления — всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека. Мифология и культура древних славян "живет" уже около тридцати тысячелетий. Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру! Список использованных источников и литературы. Афанасьев А. Происхождение мира. Статьи по фольклору, этографии и мифологии.
Л, Топоркова. Левкиевская Е. Мифы и легенды восточных славян. Никольская А. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Русские народные сказки.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Русская устная проза. Рыбаков Б. Сахаров А. История России.
Энциклопедия для детей. История России, т.
Привязанный Кащей, Мария, просьба попить, гром, тучи, освобождение от неминуемой гибели. Воскрешение Кащея, как политического деятеля. Угроза окружающим государствам. Что бы это могло быть? А имя Кащей Кощей , откуда оно? Оно что, не его?
Я тоже. А Кащей чахнет... Вообще он какой-то худощавый, костлявый, болезненный, не от мира сего. Стал бы он чахнуть над златом, если бы это было не так. В старо-славянских памятниках письменности слово кощь, кошть встречается в значении: сухой, тощий, худой телом. И потом, откуда это слово жидомордничать? Он что, жидов морил? Или они его?
А может он их уморил, зачахнув над златом? Во всяком случае, какая-то связь здесь прослеживается. Что мы знаем о слугах Кащея? Они живут в достаточно мрачных местах: каменные сооружения с высокими стенами, глубокие пещеры в горе те, кто был в подземельях Киево-Печерской лавры, могут представить места обитания слуг Кащея. Сами слуги нелюдимы, одеты во всё чёрное, во всём Кащеевом царстве чувствуется культ мёртвых: черепа и кости, скелеты как в Киево-Печёрской лавре , темнота, сырость и плесень. Периодически у Кащея во дворце, как монахини в кельях, томятся красавицы.
Кстати, «костяная нога» — это сказано о связи ее с потусторонним миром. Яга была не старой бабкой, а очень красивой молодой девушкой. Она выглядела не хуже, чем богиня любви и красоты Лада.
Яга не просто была красавицей, но и искусным воином. Она одна могла противостоять большому количеству врагов. Кстати, ее отец Вий долго не мог выдать дочку замуж. Та выдвинула условие, что замуж выйдет только за мужчину, который победит ее в поединке. Таким оказался бог Велес, который потом стал ее мужем. Кощей тоже относился к божествам. Поэтому с Ягой их связывали родственные связи. Кощей был правителем царства Нави Кощеево царство и обладал несметными богатствами. После Чернобога именно он имел огромное могущество и мудрость.
Ему подчинялись все сущности и твари царства мертвых. Несмотря на то что он владел магией, Кощей редко перевоплощался. Это был высокий худощавый старик с бородой, который больше смахивал на скелет. У Кощея был заколдованный конь, а его смерть хранилась в яйце. У Кощея был необычный конь наполовину живой и мертвый. Это все благодаря чарам властелина Нави. Его символами был череп и меч, которым он искусно владел и считался сильным воином. Кощей действительно был бессмертным. А его смерть хранилась в яйце, хорошо спрятанном от посторонних глаз.
Согласно древней легенде, его сотворил Род, когда создавал мир, спрятав туда темную сторону человеческой сущности. Есть ли в легендах и сказках других народов Баба-яга и Кощей Бессмертный Интересно, что похожие на Кощея герои встречаются не только в русских сказках. В Индии, некоторых странах Европы, Монголии, Малайзии есть похожие истории о демонах и великанах. Всех их связывает то, что смерть злого героя хранится в яйце. В восточных сказках душа джина выглядит как шмель, который находится в зобу жаворонка, а тот сидит в клетке.
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
Сказки всегда были и остаются самыми любимыми произведениями не только для детей, но и взрослых. И в них еще так много тайн, загадок и нераскрытых смыслов, и значений. А это значит, что их изучение всегда будет интересно и актуально. Глава 1. Историческая справка. Что известно об источниках по мифологии древних славян. До Крещения Владимиром в 988 году согласно "Повести временных лет" , русский народ был языческим. Этот период принято обозначать как период "славянского язычества". Славянское язычество - совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов.
По отношению к мифологии и религии славян употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя» [12,87]. В отличие от греческой или скандинавской мифологии, у славян не было своего Гомера, который занялся бы литературной обработкой древних сказаний о богах. Поэтому, о процессе формирования мифологии славянских племен известно очень мало. Источниками письменных знаний служат тексты византийских, арабских и западноевропейских авторов периода VI - XIII веков, скандинавские саги, древнерусские летописи, апокрифы, поучения. На особом месте стоит «Слово о полку Игореве», в котором есть информация о славянской мифологии. К сожалению, все эти источники - лишь пересказ авторов, и в них не упоминаются сказания целиком. Славянские мифы и легенды сохранились и в фольклорных источниках: былинах, сказках, легендах, заговорах, пословицах. Самыми достоверными источниками по мифологии древних славян являются археологические находки [8,659].
Данные, как археологии, так и письменных источников свидетельствуют о том, что у славян существовали скульптурные изображения божеств идолы. Основа мифологии славян — славянские боги, удивительные создания, которым наши предки поклонялись на протяжении веков, возносили дары, воспевали хвалебные песни. Славянские Боги — воплощенное представление о Мире и о мировых правилах. В Прави живут светлые славянские Боги. В Яви — люди и стихийные Боги. Одна из отличительных черт славянской мифологии — универсальность, благодаря которой верования находят свое воплощение не только в иерархии богов, сказаниях, легендах, мифах и заговорах, но и в быту: в приметах, в обрядах и обычаях, в песнях и потешках. Именно это помогло славянским верованиям дойти до наших дней. Мифология славян формировалась на основе обожествления сил природы в сочетании с культом предков.
Мир, природа, даже строения и предметы обихода наделялись ими собственной волей, обретали духов-хранителей. Приход христианства положил конец целостной мифологической системе славян, однако новая религия не смогла полностью заместить старинные мифологические верования наших предков. Многие древние обряды получили иное толкование, и дошли до нас в виде традиционных праздников. Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы: - о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами; - о смене дня и ночи, времен года; - о жизни и смерти; - о происхождении животных и человека. Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы: - о происхождении Вселенной; - о животном и растительном мире; - о происхождении человека; - о загробной жизни; - о добывании огня, происхождении ремёсел. Можно сделать вывод, что миф — это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т. Самые древние сказки обнаруживают сюжетную связь с первобытными мифами.
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как Баба-Яга, Кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например, одушевление деревьев говорящие деревья ; в-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк [9,109]. Перечисленные выше элементы мифологии, вошедшие в волшебную сказку, приобрели художественные функции. Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания. Глава 2. Кощей- это сказочный персонаж или языческийбог Нави? Происхождение образа Кощея. Февраль - начало новой жизни.
Високосный год считается неудачным годом. Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек - Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Кощей — это не просто персонаж сказок. Он считается персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Кощей — это языческий бог? Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. И пусть рождён был он последним, но сила его велика была.
Братья перед ним, что перед владыкой тёмным кланялись. И по делу было, потому, как самое жуткое место в Навьем мире охранял Кощей — Лунный Чертог, где покоился сам Чернобог. Третьи считают, что владелец меча и обладатель сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Другие говорят, что образ Бессмертного произошел от германского мифического правителя Одина. Так же есть мнение, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями. Супругой Кащея была Мара Морена — Богиня зимы и смерти. Сам термин «Кощей»происходит от слова «кость». По одной версии, этого персонажа так назвали вследствие его излишней худобы или же потому, что он представлялся в древности живым скелетом.
По другой версии, Кощея называли так потому, что он является хозяином «кощного мира» или «костного мира», то есть был хозяином мира мёртвых, хозяином подземного мира. В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, раньше, в XII веке «кощеями» назывались пленники злого колдуна или божества. Действительно, во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо подземелье, скованным цепями. В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце. Иногда Кощея называют Кошь или Кош , что значит корзина, короб, судьба. В древнерусском слово "кошь" обозначало "стан", "обоз", а главу обоза и хранителя казны называли "кошевым".
На средневековом русском языке кощей - тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя Словарь русского языка XI-ХII вв. Как сказано у А. Пушкина — «там царь Кощей над златом чахнет». Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря иссохших от скупости скряг называют на Руси «Кощеями». Титул «Бессмертный» получен им за связь времен между предками и потомками. Славянские предания рассказывают нам, что Кощей — Бог Нави, полководец Чернобога. Этому Богу свойственны справедливость и благородство.
Есть предания о том, что сходился Кощей три раза в поединках с Даждьбогом. И в каждом побеждал, но отпускал Даждьбога с миром, не причинив ему вреда. Помня о том, что именно Даждьбог напоил его тремя вёдрами воды, когда освобождал из цепей, в которые был закован Кощей. Кощей - искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал бог Род в начале сотворения мира.
Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Яйцо, зарытое в землю, связано с культом Кощея. Так же из сказок мы знаем, что Кощей может навести чары на своих пленников и врагов, под действием его силы они могут превратиться в камень, дерево, лед — окостеневают. Отсюда же русское слово "кощун" как синоним слова колдун, "кощуны творить" — наводить смертельные чары. Иногда в неприятных земноводных — змей или лягушек. Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом иногда с черепом вместо лица.
При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона. Кощей связан со стихией воды. Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.
Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.
Изменять течение времени он способен как для всего что его окружает, так и для отдельных объектов, создавая впечатление будто он замораживает или вытягивает жизнь. Помимо властью над временем, Чернобог обладает непревзойденными способностями к магии, которые позволяют ему менять окружающий его мир по собственному желанию, практически без ограничений. Кащей, Худ. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви , при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь , и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.
В чертоге Кащея, худ. Кащей Бессмертный — ярко-выраженный отрицательный персонаж русского фольклора. Он — злой чародей и очень сильный колдун. Скорей всего от слова «кость — очень уж тощим рисуется он в нашем воображении. Смертны все.
В том числе и боги. Но Кащей так тщательно спрятал свою Смерть, что его не возможно убить просто так. Силой единой с ним не справишься. Нужна помощь ведающих людей той же Бабы-Яги , например.
Славянская мифология дала вдохновение сотням фантастов, и это неоспоримый факт. Напомним, что Кощей является бессмертным созданием, могущественным колдуном, способным уничтожать целые царства и творить ужасы, кои добрым молодцам и во снах не снились. Но тот, кто отыщет "кощееву смерть", может легко одолеть монстра. Сундук Кощея Бессмертного является ярким примером филактерии. В нём заключён предмет, который может физически уничтожить мага. Можно вспомнить строки из сказок.
Побеждали Кощея обычно далеко не супергерои с "тонной" магических сил, а самые обычные русские парни. Возьмём хотя бы Ивана-царевича. Наиболее известными западными примерами личей являются лорд Волан-де-Морт из вселенной "Гарри Поттера", Саурон Гортхаур из сеттинга Толкина, вполне вероятно, что и Король-чародей Ангмара из той же вселенной, как и все Назгулы. Конечно не стоит забывать и Артаса Менетила, известного под именем Король-лич, который уже стал чуть ли не основным символом игровой вселенной Warcraft. В "Звёздных войнах" также полно подобных персонажей, сведущих в Тёмной Стороне Силы.
Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип — это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками — махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо — переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами. Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например. Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей — сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться. Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии. В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших? Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его — нет.
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный. На самом деле Баба-яга и Кощей Бессмертный только позже стали персонажами русских сказок. Советский кощей В советской художественной интерпретации слово кощей означает костяк, живой скелет, то есть какой-то дед состоящий из костей. А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле. Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе прозвище Бессмертный.
Откуда появился Кащей Бессмертный?
А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле. Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Славянский богатырь (Тарх Даждьбог), Кощей бессмертный (понятно кто), смерть кощея хранящаяся в яйце (луна Леля была яйцеобразной формы), таким образом, все события космической войны были спущены на землю. это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен. Коще́й (Каще́й) Бессме́ртный — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Изначально — аналог Аида.
Почему Кощей бессмертный
В мифах она предстает вовсе не старухой, а прекрасной юной девой, воительницей, которая способна была победить в бою большинство знаменитых воинов-мужчин. Именно так она нашла себе супруга: дала клятву, что выйдет только за того, кто сможет одолеть ее. Победителем оказался Велес, покровитель скота, диких зверей, воинов, странников, путешественников, охотников и колдунов. Она и жила, в основном, здесь, в глубоком лесу, в месте, скрытом от людских глаз особыми чарами узнаёте избушку, в которую без заклинания не войти? А еще Яга была очень мудрой. К ней за советом обращались иногда даже верховные боги. К людям она относилась нейтрально, но могла и помогать под настроение.
В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.
Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.
Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог. Кащей изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней. По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе» «Кащей на что ни взглянет - все вянет».
Иногда он предстает злодеем, крадущим молоденьких девушек из родительского дома, или, из - под носа, у женихов. Гораздо реже, помощником главного героя. Кто же такой Кощей? В словаре Даля, слово « кошной » означает добрый, годный, чистый. По поверьям, в древности, для того, чтобы путники имели возможность отдохнуть и поесть, а так же найти дорогу сквозь дремучий лес, ставили в лесных кущах хижины для стариков. Этих стариков называли кушниками , то есть жителями лесных кущ. В слове Кощей и в слове кушеник имеется один и тот же корень. Если вновь заглянуть в словарь Даля, то можно увидеть, что слово « кушенник » - означает искушенного, опытного человека. Согласно этим примерам, Кощей не всегда ассоциировался со злым персонажем.