Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. На основе ключевых задач в рамках Экспертного совета созданы несколько рабочих групп: по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы, по изучению исторической основы общегражданской. Российское историческое общество (РИО) представило концепцию единого вузовского курса истории для тех, кто учится в непрофильных вузах, сообщает Минобрнауки. Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Виртуальный хостинг
- Зачем потребовался пилотный проект по переходу на новую систему образования
- Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах
- На Украине предложили перезагрузить преподавание истории в школах: Украина: Бывший СССР:
- С какого класса преподавать историю в школе? Комментарий Георгия Бовта
В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин
Таким образом планируется закрыть вопрос о недостаточности преподавания истории в школе. Президент Российской академии образования о преподавании истории и реформе высшего образования. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе.
В России с 2024-2025 учебного года будут использовать новый учебник истории
Это правильно. Но делать это надо не в стилистике преподавания Закона Божьего или его советской версии — научного коммунизма, где каждый шаг влево — шаг вправо приравнивается к опасной ереси. По силам ли такое учителям начальной школы? Которым будет главным отчитаться о правильно проделанной работе по патриотическому воспитанию? Способны ли они отойти от ходульных образов и объяснить детям все сложности и противоречивость нашей многогранной и драматической истории на понятном им уровне? И смогут ли дети в возрасте семи-десяти лет это именно с интересом воспринять? Конечно, в контексте текущего политического момента многим чиновникам и политикам хочется отметиться по части предложений по усилению «патриотического воспитания», а еще больше — по части искоренения крамолы. Вот уже, к примеру, прозвучали предложения создать некие общественные художественные советы , чтобы отсматривать, а проще говоря, цензурировать произведения и события в мире искусства.
Из кого? Из бабок на лавочках при подъездах? Из ветеранов силовых структур? Из тех, кто громче всех кричит «За Родину! Мы это уже все проходили. В своей недавней истории.
Сырский признал отступление ВСУ из трех населенных пунктов в Донбассе Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Среди грядущих перемен, обозначенных ученым, пожалуй, самый существенный отклик в обществе вызвало желание уменьшить долю европейской истории за счет более подробного изучения прошлого Азии, Африки и Америки. Многие насторожились: не приведет ли смена концепции к полной ревизии исторической картины, которая предстает перед школьниками? Опасения отнюдь не случайны. Все мы хорошо видим, как в последние годы на Западе под давлением сторонников политкорректности, активистов борцов за права меньшинств и пламенных агитаторов за мультирасовость и мультикультурность, переписывают историю в угоду современным политическим доктринам. Дело доходит до того, что решением современной версии «BLM-ревкомов» отменяются достижения европейской мысли, культуры и искусства. Европейская история провозглашается угнетающей другие народы, европейская культура объявляется ничтожной. Вместо Римской империи или Столетней войны рекомендуют изучать прошлое африканских племен. Вместо европейских классиков музыки — этнические мотивы. Вместо «белых» философов Древней Греции и Европы — «цветных» мыслителей самых разных стран и народов. Не хватает таких?
После выполнения всех заданий диктанта, участники акции напишут теплые слова бойцам специальной военной операции. Для писем в Зале Полководцев был установлен особый почтовый ящик «Письмо герою». Всего же, в этот день свои знания истории россияне и жители других стран смогут проверить более чем на 27 тысячах площадках в России во всех 89 регионах страны. Исторические знания также проверят в более чем 100 музеях-участниках Международного проекта «Территория Победа» и Ассоциации исторических и военно-исторических музеев из 54 регионов России. Порядка 250 площадок открылись за рубежом. По предварительным подсчетам организаторов, количество участников может превысить два миллиона человек.
В свою очередь, общее количество часов, отведенных на изучение истории, увеличится с 340 до 476. Положения, касающиеся федеральных рабочих программ по учебным предметам "История" и "Обществознание" и перераспределения часов по ним, начнут действовать с 1 сентября 2025 года. В их числе: введение федеральных рабочих программ по родным языкам на всех уровнях общего образования, которые изучаются в общеобразовательных организациях и ранее не были включены в федеральные программы; дополнение федеральной рабочей программы по учебному предмету "История" на уровне основного общего образования учебным курсом "История нашего края" примерное количество учебных часов по этому курсу — 17 ; исключение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" и учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России", курса "Введение в новейшую историю России"; переименование учебного предмета "Технология" на уровнях начального общего и основного общего образования на "Труд технология "; расширение количества модулей по отдельным видам спорта в программе учебного предмета "Физическая культура", например, за счет включения модулей "Гольф", "Скалолазание", "Хоккей на траве" и т. Одновременно скорректированы учебные планы по всем уровням общего образования в части наименования предметов курсов и распределения учебных часов.
Точка зрения | Проблема преподавания истории России в школе
Мы обязательно сделаем брошюру на этот счет в помощь учителю. Как наше образование выглядит на мировом фоне? Александр Чубарьян: Неожиданно для многих преподавание истории в школе стало предметом мирового интереса. Им недовольны. Я лично участвовал в двух международных встречах, которые организовывал Совет Европы. Обсуждали, что важнее: давать фактические знания или научить мыслить и оценивать события. Большинство высказалось за второе. Я хорошо знаю европейские учебники: там, в основном, история своей страны. Во Франции, Англии, частично в Германии Россия упоминается лишь как образец тоталитарного режима в Европе. А наша страна единственная, где изучают всеобщую историю наравне с отечественной. По инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона Совет Европы начнет изучать состояние преподавания истории в школах.
Эта программа называется "Обсерватория". Наше минпросвещения тоже будет в этом участвовать. В Москве в октябре 2021 года состоится конгресс учителей истории. Выработан примерный перечень вопросов, в том числе состоится "круглый стол" о преподавании истории Второй мировой войны. Сообщество учителей истории Европы "Евроклио" предложило рассмотреть тему совместных учебников. Будем обсуждать и необходимость нового поколения учебников с учетом опыта разных стран, роль устной истории и музеев в преподавании.
Запад — экспансионист, Россия отвечала на агрессию.
Так, в противоречии с установками историко-культурного стандарта, оперировавшего понятием «Гражданская война» без второй компоненты конфликта, отражаемого в советской историографии — «Иностранной военной интервенции», новый учебник акцентировал внимание на экспансии и преступлениях интервентов. Более того, заявляется, что сотрудничество с внешними силами стало одним из главных факторов поражения «белых», оказавшихся объективно на антинациональной позиции. Учебник фиксирует наличие внутри страны «пятой колонны», относя к ним в том числе часть диссидентов, выдаваемых прежде за героев борьбы за правовое государство. Впервые в противоположность прежней героизации диссидентства было зафиксировано, что «диссидентов плотно «опекал» Запад». При «непосредственном участии ЦРУ и правительства США» указывается в учебнике создавались также эмигрантские группы, цель которых состояла в трансляции идей национализма и сепаратизма в республики СССР. Раскрывались механизмы поражения суверенитета страны в перестроечные годы через антисоветскую пропаганду, осуществляемую под видом борьбы за свободу слова и направляемую из-за рубежа. При рассмотрении предвоенного международного кризиса предвоенных лет убедительно показывается, что мировую войну развязывал Запад, тогда как действия Советского Союза, включая заключение договора с Германией 1939 года, представлялись как вынужденная реакция, максимально эффективные действия по перенесению границ на запад в перспективах грядущего столкновения. Вместо позиции о равной ответственности сверхдержав за переход мира в состояние «холодной войны» принимается положение об очевидности вины Запада за её развязывание.
Nice History Отношение к СССР: преодоление антисоветчины Новый учебник впервые за тридцать лет отступил от установки системной антисоветчины. Советскому Союзу в нём даются позитивные оценки, сообщается о выдающихся свершениях на каждом из этапов. Нет, как в прежних учебниках, однозначного осуждения Октябрьской революции. Много говорится о факторе массового энтузиазма и веры в будущее в развитии советского общества. СССР представляется как динамически развивающаяся система, и о предопределённости её к гибели, на чём настаивал историко-культурный стандарт, речи не шло. Выгодно отличает новый учебник и представление череды героев войны и труда, включая героев СВО, преемственных своим великим предшественникам советского времени. Но парадигмально советская модель жизнеустройства не принимается. Те оценки, которые даются в отношении преимуществ НЭП, те объяснения, которые предлагаются в отношении причин голода, интерпретации дискуссий о путях строительства социализма с симпатиями к бухаринской версии, к косыгинским реформам, критика повседневной жизни советского человека — всё это создаёт понимание, что авторами отвергается сама модель коммунистического жизнеустройства с позиций рыночной экономики.
Российских школьников, судя по всему, будут по-прежнему учить, что рыночная экономика есть безусловное благо. А коли так, то и фундаментальных различий в экономическом устроении между Россией и Западом нет, и нерыночность СССР есть либо отставание, либо отклонение от столбового пути развития. Национальный вопрос? Новые акценты были сделаны в учебнике в интерпретации национальной политики. Впервые на уровне учебной литературы осуждается политика «коренизации», приведшая к вытеснению русских из национальных республик. Особо много внимания уделяется генезису украинского сепаратизма и национализма, антирусской пропаганде на Украине. Укрепление русского государствообразующего ядра, пришедшаяся, в частности, на поздний сталинский период, оценивается в новом учебнике как позитивная тенденция, а вовсе не проявление великодержавного шовинизма, как трактовалось антисталинистами. Даже депортациям народов в годы Великой Отечественной войны не даётся однозначно осуждающая оценка, как в учебниках прежних генераций, и сообщается, что существовали реальные факты этнического коллаборационизма.
Сталинские репрессии? Сохранился в новом учебнике и шаблон односторонней интерпретации сталинских политических репрессий. Их размах не преувеличивается, как это делалось в либеральных учебниках прежних генераций, но однозначность осуждения осталась прежней. Речь в данном случае не идёт о том, чтобы исключить из учебника информацию о репрессиях. Но важно было бы зафиксировать, что среди репрессированных были и реальные враги советского государства, связанные в том числе с внешними противниками России.
Или хотя бы просто умолчать об этой продолжавшейся 300 лет части нашего прошлого, оставившей в национальной памяти русского народа самые неприятные воспоминания. Ничуть не меньше попыток «удлинить» собственную историю, когда без каких бы то ни было исторических и тем более археологических доказательств у некоторых народов обнаруживается внезапное увеличение возраста. Ведь чем древнее — тем престижнее. Например, попытки приписать Казани несколько сотен лишних лет были еще в советское время.
Но тогда, несмотря на господство одной идеологической доктрины, историческая наука обладала куда большим весом. Ученые смогли объяснить властям, что уже в 1970-х годах были попытки подлога археологических источников, из-за чего даже 800 лет Казани было сочтено сомнительной датой. В 1990-е годы стесняться перестали, контроль со стороны Москвы ослаб, и Казани просто взяли и «нарисовали» тысячу лет, хотя убедительных оснований для такого вывода не существовало. В той же Казани звучат рассуждения, что вхождение в состав России носило характер колониального завоевания и привело к национальному угнетению татарского народа. От таких заявлений до идеологического обоснования сепаратизма — всего один шаг. И если вы думаете, что подобные проблемы свойственны лишь Татарстану, то ошибаетесь. Но вернемся к пересмотру приоритетов в школьном курсе истории.
Кандидат исторических наук и доцент антропошколы ТюмГУ Александр Фокин предполагает, что это просто попытка поддержать патриотические веяния. Если принять, что это, действительно, реальная инициатива, то очень сложно представить, как она будет интегрирована. Либо это какие-то отдельные элементы в образовании, но все равно появляется вопрос: а как это будет? Что из всей истории России выберут для преподавания первоклашкам? И вообще, в начальных классах уровень чтения и уровень восприятия информации довольно низкий. Как преподносить информацию детям? В виде веселых картинок, комиксов на историческую тематику — это сложный вопрос. Я воспринимаю это как некие «судороги» нашей системы образования, которая пытается отреагировать на внешние раздражители. Это просто попытка влиться в патриотическую струю, — высказался Фокин. О том, что для патриотического воспитания школьников предложенные Кравцовым нововведения необязательны, говорит и другой историк. Два замечания. Первое — что подразумевает наше конкретное государство под историей? Второе — ситуация, в которой решение о преподавании истории принимается. Государству в принципе не нужна история как предмет, чтобы гнуть свою линию в школах.
«Нужно создать образовательную программу»
- Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории // Новости НТВ
- «Детям надо сказки рассказывать»
- Подпишитесь на рассылку
- О чем рассказал Кравцов
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
Новые курсы и учебники, введение «Истории религий» — как еще изменится преподавание истории в школах и вузах? До этого общее количество часов на преподавание истории в школах составляло 340. Для совершенствования преподавания истории России и истории зарубежных стран в школе президент предложил использовать наработки отечественных университетов, в частности МГИМО. Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - Минпросвещения предложило увеличить количество часов истории в школах в 1,4 раза.
Принята новая концепция преподавания истории России в школах
Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой заявил о необходимости перезагрузки преподавания истории и литературы в школах страны. И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023).