Гоголь еще два раза посетит Оптину пустынь в 1851 году.
Летаргический сон
- Гоголь Николай Васильевич. Большая российская энциклопедия
- 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя: факты о русском писателе | ОТР
- Тайны Гоголя: чего боялся и что скрывал великий писатель (одна из многочисленных версий) | Пикабу
- Когда родился Гоголь /
Новости за 2024 год
Во сколько лет умер Николай Гоголь? Какой был знак зодиака? | О том, что дубовый гроб Гоголя якобы был в прекрасном состоянии во время эксгумации (через 79 лет после похорон), писал Владимир Лидин. |
Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения | В начале 1831 года Гоголь был адъюнктом (то есть аспирантом) Санкт-Петербургского университета. |
215 лет со дня рождения Николая Гоголя | столько же, сколько прожил писатель. |
Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе
В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. 4 марта 1852 года умер Николай Васильевич Гоголь – Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. в 19 лет: Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния).
Николай Гоголь — биография
- Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения
- Где и когда родился Николай Гоголь?
- 1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения | РИА Новости Медиабанк
- Гоголь, Николай Васильевич
- Во сколько лет умер Николай Гоголь? Какой был знак зодиака?
- Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе
Николай Васильевич Гоголь
Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, - но на поприще не служебном, а литературном. В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.
Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества.
После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830-1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной.
Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным, Михаилом Максимовичем, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями.
Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы». Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще.
В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья.
В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» две части, СПб.
Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа - крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов, предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий - войскового капеллана Симона Окольского.
К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.
Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы.
Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой - высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные - в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», наброски которой относятся к тому же 1833 году, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов.
Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение - «Мёртвые души», но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников.
В комментариях под снимком твиттерские сравнили Гоголя с актёром и поэтом Леонидом Филатовым. У мужчин похожи причёска, усы и форма лица. Леонид Филатов Николай Гоголь на кадре Левицкого напомнил блогерам создателя классического детектива и психологичекой прозы Эдгара Аллана По. Кадр из фильма «Человек, который плакал» Ходят слухи, что Николай Гоголь не любил фотографироваться — отворачивался или закрывал лицо.
Сергей Левицкий уговорил его сделать снимок, чтобы затем подарить его вице-президенту Императорской академии художеств графу Толстому, где писатель регулярно бывал. В другом материале Medialeaks можно прочитать об антиголливудской улыбке Джонни Деппа.
Если перевести на язык современности, Пушкин выступил «креативным продюсером» гоголевского «Ревизора». Пушкин, восхищавшийся произведениями Гоголя, подарил ему мопса. Когда собака умерла, писатель очень горевал, ведь ближе этого мопса у него никого не было. Сам Николай Гоголь был похож на главного героя «Ревизора» Хлестакова тем, что любил похвастаться вещами, которые он на самом деле не делал. Этот факт также отмечали его современники. Первой публикацией Гоголя стала поэма «Ганц Кюхельгартен», изданная им под псевдонимом «В. Алов», но критики восприняли её холодно. Разочарованный писатель выкупил весь оставшийся в продаже тираж и уничтожил его.
Гоголь утверждал, что не собирался сжигать второй том «Мертвых душ» и ряд других произведений, но его заставил «злой дух». Второй том «Мертвых душ» Гоголь сжигал дважды. Первый раз писатель избавился от рукописи, когда был за границей. А второй раз написал ее заново и тоже сжег, но дело уже происходило в России. Николай Васильевич хотел написать второй том «Мертвых душ» и третий раз, но не успел, так как скончался в 1852-м. Незадолго до смерти писатель утверждал, что слышит какие-то потусторонние голоса. Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо. По неизвестной причине на дорогах и тротуарах Гоголь на протяжении всей жизни придерживался левой стороны, а не правой, как все вокруг. О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. В детстве писатель часто слышал голоса у себя из-за спины.
Тот же голос он услышал за несколько дней до смерти. Необъяснимые явления присутствовали в его жизни постоянно.
Господский дом в Васильевке Именно 19 марта отмечали день рождения Гоголя его друзья. Тот же Михаил Максимович писал Сергею Тимофеевичу Аксакову 19 марта 1857 года: «Сегодня день рождения нашего незабвенного Гоголя, и мне живо вспомянулось, как за семь лет мы с ним обедали у Вас в этот день взятия Парижа!
Боже мой, как хорошо мне прожилось в тот март месяц, и как часто я тогда проводил у Вас время с Гоголем…» [11]. В следующем 1850 году он обедал в этот день у Аксаковых вместе с М. Максимовичем и О. Присутствовали также А.
Хомяков и С. Пили за здоровье Гоголя и пели украинские народные песни [12]. Тайнам», — сообщал Гоголь матери и сестрам 3 апреля 1849 года. Надежда Николаевна Шереметева, тетка поэта Федора Тютчева, писала Гоголю 12 февраля 1843 года из подмосковного Покровского: «Я к Вам хотела писать и не получа письма Вашего, чтобы к 19 марта достигло до Вас мое поздравление.
Поздравляю Вас, мой милый друг, с рождением; важен для христианина этот день, получаем право наследовать вечное блаженство, как и получим, если пройдем здешнее странствие, как должно христианину…» [13]. Метрическая запись Гоголя Биографы Гоголя, в первую очередь П. Кулиш и В. Шенрок, считали датой рождения писателя 19 марта.
Сомнения в этом возникли после публикации выписки из метрической книги Спасо-Преображенской церкви в Сорочинцах, где крестили Гоголя. Молитствовал и крестил священнонаместник Иоанн Беловольский». В графе о восприемнике указан «господин полковник Михаил Трахимовский [14] ». Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах, где был крещен Гоголь Выписку из метрической книги впервые опубликовал А.
Ксензенко [15].
Гоголевская Россия в лицах: 215 лет Н.В.Гоголю
Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ», 1909 год Автор: Илья Ефимович Репин, Википедия, Общественное достояние Чем прославился Николай Васильевич — признанный классик русской литературы. По мнению критиков Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем литературного направления — основного этапа «натуральной школы». Самыми известными произведениями Гоголя считаются сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также поэма «Мертвые души». Писатель увлекался мистикой и религией. Самым загадочным произведением Гоголя считается повесть «Вий». Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо. Гоголь родился в семье, где было 12 детей. С юных лет Гоголь увлекался шитьем и вязанием — он кроил и шил платья, которые дарил сестрам, а также шейные платки для себя. Сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Александр Пушкин.
Он переосмыслил концепцию театра, превратив его в культурный центр, в котором помимо спектаклей проходили кинопоказы, лекции, дискуссии и выставки. В 2013 г. В 2022 г.
Новым художественным руководителем стал режиссер Антон Яковлев. Step Creative Group В 2005 г. А в феврале 2024 г.
Мосфильм Произведения Гоголя часто экранизируют в России и за рубежом. Наиболее популярные из них: мультфильм «Ночь перед Рождеством» 1951 г. Ленфильм В 2017 г.
Это был первый российский сериал, который показали в кинотеатрах. Проект был разделен на три фильма.
В это время у него начинаются трудности с цензурой. Гоголь все больше увлекается историей, и несколько раз пытался преподавать в университетах, но его не брали. Немного позже, стал адъюнкт профессором на кафедре всеобщей истории. Параллельно с этим пишет повести, у которых имелся свой стиль, ярким тому примером стало произведение «Нос» и «Тарас Бульба».
Когда Гоголь написал «Ревизора» реакция на его творчество оказалась неоднозначной. Уже через два месяца после завершения написания комедии, Гоголь ставил ее на сцене. Через некоторое время на Николая Васильевича посыпалась критика, что очень расстроило писателя. Николай Васильевич в этот период много времени находился за границей. Путешествовал по Германии, Швейцарии. Одновременно, работал над произведением «Мертвые души», идею которого, как идею «Ревизора» подсказал Александр Пушкин.
Находясь во Франции Гоголь узнал о его гибели.
Жуковским, П. Плетневым и, возможно, А. Дельвигом, а в мае 1831 на вечере у Плетнева он был представлен А. Первый цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" принес Гоголю широкое признание. После появления "Вечеров…" Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 его с воодушевлением встретили в Москве С.
Аксаков и К. Аксаков, М. Щепкин, И. Киреевский, С. Шевырев, М. В 1835 году он снова посетил Москву, годе состоялась его первая встреча с В.
Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы "Миргород" и "Арабески" расширили диапазон его творчества. В 1834-35 годах Гоголь был адъюнкт-профессором в Санкт-Петербургском университете; хлопотал также безуспешно о получении кафедры истории в Киевском университете. Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма "Альфред" 1835 на сюжет западно-европейского Средневековья, а также повесть "Тарас Бульба" из украинской истории. Историзм Гоголя подвел его к "Ревизору" - комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием поставлена впервые в19.
Неизвестные факты об известных писателях. Гоголь
Затем увлёкся игрой в театре, но актёрская карьера не задалась. Тогда молодой человек устроился на службу в Министерство уделов, однако работа чиновника казалась ему монотонной и давалась плохо. Писательство стало для Гоголя единственной возможностью самовыражения.
Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию. В конце 1829 года ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
К этому времени Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Дает частные уроки, преподает в Патриотическом институте. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831-1832. Они вызвали почти всеобщее восхищение. В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем.
Для одних памятник был настоящим шедевром: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России! Другие остались недовольны памятником: "Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев же в своей бесспорно прекрасной и талантливой работе изобразил Гоголя в мрачнейший момент его болезненного самоанализа", - писала позже скульптор Вера Мухина. Андреевский Гоголь простоял на своем месте 42 года - столько же, сколько прожил писатель.
Повесть «Тарас Бульба» раскрывает сильные стороны характера русского человека, патриота своей Отчизны. А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем». Образ «маленького человека», ярким представителем которого является Акакий Акаиевич Башмачников из повести «Шинель», проходит лейтмотивом через все его «Петербургские повести».
Биография Гоголя
Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям. А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос. Гоголя по требованию духовных властей из его произведений исключили многие места, которые были найдены оскорбительными для церкви [37]. Позже произведения Гоголя и других русских авторов были сожжены во дворе Троицкой духовной семинарии. Данное мероприятие происходило по распоряжению ректора семинарии Саввы и по одобрению митрополита Филарета Дроздова [38]. В июле 2009 Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Н.
Гоголя в издательстве Московской Патриархии. Новое издание предполагается подготовить на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли ученые и представители РПЦ [39]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX в. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала.
До сих пор не известно ни одного сочинения писателя, написанного по-украински, а соизмеримый с гоголевским вклад в развитие русского языка довелось внести немногим писателям русского происхождения. Принимались попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», но сатирическое отношение к русской жизни, без сомнения, объясняется не его национальными свойствами, а всем характером его внутреннего развития. Несомненно, однако, что в творчестве писателя сказались также и украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление. Длительное пребывание за границей уравновесило украинскую и русскую составляющие его мировоззрения, сделало оригинальным и самобытным его взгляд на природу русско-украинских отношений, что нашло отражение в известном споре с О. Бодянским по отношению к русскому языку и творчеству Тараса Шевченко , передаваемым писателем Григорием Данилевским. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров… Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты.
Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно» [33]. Из этого спора становится ясным, что к концу жизни писателя волновал не столько национальный антагонизм, сколько антагонизм веры и безверия. Для некоторых политиков он был неудобен именно тем, что был рождён на Украине, а писал на русском [40]. Гоголь и живописцы Титульный лист второго издания «Мёртвых душ». Эскиз Н. Гоголя Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график рукописные журналы «Метеор литературы», «Навоз Парнасский» и театральный декоратор.
Уже по выходе из гимназии в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Общение с кругом Пушкина, с К. Брюлловым , делает его страстным поклонником искусства. Картине последнего « Последний день Помпеи » посвящена статья в сборнике «Арабески». В этой статье, а также в других статьях сборника Гоголь отстаивает романтический взгляд на природу искусства. Образ художника, а также конфликт эстетического и морального начала станет центральным в его петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет» , написанных в тех же 1833—1834 гг. Статья Гоголя «Об архитектуре нынешнего времени» явилась выражением архитектурных пристрастий писателя. В Европе Гоголь увлечённо предаётся изучению памятников архитектуры и скульптуры, живописи старых мастеров. Смирнова вспоминает, как в Страсбургском соборе «он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами, дивясь избирательности старинных мастеров, которые над каждой колонной делали отменные от других украшения.
Я взглянула на его работу и удивилась, как он отчетливо и красиво срисовывал. На смену романтической приподнятости Гоголя приходит и известная трезвость А. Смирнова в оценке искусства: «Стройность во всем, вот что прекрасно». Наиболее ценимым художником для Гоголя становится Рафаэль. Анненков : «Под этими массами зелени итальянского дуба, платана, пины и пр. Гоголь, случалось, воодушевлялся как живописец он, как известно, сам порядочно рисовал. Какие деревья и ландшафты теперь пишут!.. Я бы сцепил дерево с деревом, перепутал ветви, выбросил свет, где никто не ожидает его, вот какие пейзажи надо писать! В этом смысле в поэтичном изображении сада Плюшкина в «Мёртвых душах» явственно ощущается взгляд, метод и композиция Гоголя-живописца.
В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками, пансионерами Императорской Академии Художеств : гравёром Фёдором Иорданом , автором большой гравюры с картины Рафаэля «Преображение», Александром Ивановым , который тогда трудился над картиной «Явление Мессии народу», Ф. Моллером и другими, посланными в Италию для совершенствования в своем искусстве. Особенно близки на чужбине были А. Иванов и Ф. Иордан, представлявшие вместе с Гоголем своеобразный триумвират. С Александром Ивановым писателя свяжет многолетняя дружба. Художник становится прототипом героя обновлённого варианта повести «Портрет». В пору расцвета своих отношений с А. Смирновой Гоголь подарил ей акварель Иванова «Жених, выбирающий кольцо для невесты».
Иордана он в шутку называл «Рафаэль первого манера» и рекомендовал его творчество всем своим знакомым. Фёдор Моллер написал в Риме в 1840 г. Кроме того, известны ещё семь портретов Гоголя, написанных Моллером [41]. Но более всего Гоголь ценил Иванова и его картину «Явление Мессии народу» , он участвовал в создании концепции картины, принимал участие в качестве натурщика фигура ближайшего ко Христу , хлопотал, у кого мог, о продлении для художника возможности спокойно и не торопясь работать над картиной, посвятил Иванову большую статью в «Выбранных местах из переписки с друзьями» «Исторический живописец Иванов». Гоголь способствовал обращению Иванова к написанию им жанровых акварелей и к изучению иконографии. Живописец пересмотрел соотношение высокого и комичного в своих картинах, в новых его работах появились черты юмора, ранее совершенно чуждые художнику. Ивановские акварели в свою очередь близки по жанру повести «Рим». С другой стороны Гоголь на несколько лет опередил начинания петербургской Академии художеств в области изучения древнерусской православной иконы [42]. Наряду с А.
Агиным и П. Боклевским Александр Иванов был одним из первых иллюстраторов произведений Гоголя. В судьбе Иванова было много общего с судьбою самого Гоголя: над второю частью «Мёртвых душ» Гоголь работал так же медленно, как Иванов над своею картиною, обоих одинаково торопили со всех сторон с окончанием их работы, оба одинаково нуждались, не будучи в силах оторваться от любимого дела для постороннего заработка. И Гоголь имел в виду одинаково себя и Иванова, когда писал в своей статье: «Теперь все чувствуют нелепость упрека, в медленности и лени такому художнику, который, как труженик, сидел всю жизнь свою над работою и позабыл даже, существует ли на свете какое-нибудь наслаждение, кроме работы. С производством этой картины связалось собственное душевное дело художника, — явление, слишком редкое в мире». С другой стороны, брат А. Иванова архитектор Сергей Иванов свидетельствует, что А. Иванов «никогда не был одних мыслей с Гоголем, он с ним внутренне никогда не соглашался, но в то же время никогда с ним и не спорил». Статья Гоголя тяготила художника, опережающие похвалы, преждевременная слава сковывали его и ставили в двусмысленное положение.
Несмотря на личную симпатию и общность религиозного отношения к искусству некогда неразлучные друзья, Гоголь и Иванов, к концу жизни несколько внутренне отдаляются несмотря на то, что переписка между ними не прекращается до последних дней [43]. Использовав приезд в Рим вице-президента русской Академии художеств графа Фёдора Толстого , Левицкий уговорил Гоголя сняться на дагерротип вместе с колонией русских художников. Затея была связана с приездом в Рим из Петербурга Николая I. Император лично посетил пансионеров Академии художеств. Более двадцати пансионеров были вызваны в собор Святого Петра в Риме , куда после российско-итальянских переговоров прибыл Николай I в сопровождении вице-президента Академии графа Ф. В благодарность за тёплые слова художники хотели приготовить Ф. Толстому невиданный для той поры подарок — групповой снимок. Собрались все на террасе мастерской французского дагерротиписта Перро. Левицкий описал впоследствии технику изготовления им пластинки, указал продолжительность выдержки, оценил качество снимка «центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо».
И добавил: «Это мое первое произведение удивило всех художников». Известный русский критик Владимир Стасов сказал об этом портрете: «Какой тут богатый материал: и архитекторы, и живописцы, и скульпторы, и всякие другие, и Рим, и Россия , и — Гоголь надо всем!!! В этой живописно расположенной группе выделяется фигура Фёдора Моллера : художник, будучи высокого роста, стоит слева от Гоголя, отделенный фигурой акварелиста Андрея Лавеццари , а Фёдор Антонович облачен в тёмный плащ, на голове — модная широкополая шляпа. Впервые дагерротип был опубликован критиком В. А между тем, это все-таки картина истинно историческая, потому что она искренно и верно передаёт целый уголок эпохи, целую главу из русской жизни, целую полосу людей, и жизней, и заблуждений». Из этой статьи известны имена сфотографированных и кто где находится. Так стараниями С. Левицкого был создан единственный фотографический портрет великого писателя. Позже, в 1902 году , к 50-летию со дня смерти Гоголя, в студии другого выдающегося портретиста Карла Фишера , его изображение было выкадровано из этого группового снимка, переснято и увеличено.
В группе сфотографированных присутствует и сам Сергей Левицкий, — второй слева во втором ряду — без сюртука. Гипотезы о личности Гоголя Основная статья: Гипотезы о личности Гоголя Личность Гоголя привлекала внимание многих деятелей культуры и учёных.
Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе крестьянской этики. Выход "Выбранных мест…" навлек на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей С. Аксаковых, С. Шевырева и др. С декабря 1848 жил у А. Толстого в Москве, продолжая работу над 2-м томом поэмы и другими сочинениями в том числе начатыми еще в 1845 в Париже "Размышлениями о Божественной литургии". В конце января 1852 обнаружились признаки нового душевного кризиса: Гоголь тяжело пережил смерть Е. Хомяковой, сестры Н.
Бывшая могила Н. Гоголя в Свято-Даниловом монастыре в Москве Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Свято-Даниловом монастыре гроб несли на руках студенты и профессора университета в 1931 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище. Огромно влияние Гоголя на последующую литературу: его творчество способствовало реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа; стимулировало укрепление и обогащение гротескно-фантастического направления. В то же время религиозные и нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе, так и в русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX вв. В XX веке влияние Гоголя, преодолев национальные границы, распространилось на всю мировую культуру. Большая Российская энциклопедия: В 30 т.
Президентская библиотека имени Б.
Ельцина предлагает ознакомиться с его взглядом на писательство, «как на особый род служения земле своей, равносильный государственному». Николай Васильевич Гоголь родился в семье небогатого помещика Полтавской губернии Василия Афанасьевича Гоголя, неистощимого рассказчика. В Нежинском лицее будущий классик лучше всех писал сочинения, играл на школьной сцене, редактировал журнал «Звезда», который издавали лицеисты, стараясь писать «самым напыщенным слогом, преисполненным риторики; только такой род писания считали они делом серьёзным, настоящей литературой», — рассказывает А. Анненская в своей работе «Н. Гоголь» 1891 , представленной в электронном фонде Президентской библиотеки. Заболотский в издании «Опыт обзора материалов для биографии Н. Гоголя в юношескую пору» 1902. Мечты Гоголя раскрываются в «Письмах Д.
Овсянико-Куликовского» 1907 из фонда Президентской библиотеки: «Он стремился осуществить свою общественную стоимость не в определённой узкой среде, а в громадном объединённом всероссийском целом, представителем которого являлось государство. Выражением этого стремления и были его помыслы о службе и его взгляд на литературную деятельность… как на особый род «служения земле своей», равносильный государственному». Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург, где начинает печататься под псевдонимом В.
Безбородко в Нежине. Николай производил впечатление загадочного мальчика. Удачная мистификация доставляла ему величайшую радость. Ходил он по улицам только с левой стороны, среди ночи подражал пению петуха. Лицеисты, мастера в деле прозвищ, называли его «таинственный Карла». Николай Васильевич Гоголь. Автолитография, 1834 г. Институт русской литературы РАН Когда гимназисты в складчину на свои небольшие деньги собрали библиотеку, библиотекарем выбрали Гоголя. Он внимательно следил за текущей литературой, участвовал в работе самодеятельного театра, но всё же мечтал о Петербурге. Юному Николаю казалось, что там для него откроется широкое поприще деятельности. Гоголь в Петербурге: «встречал одни неудачи» «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал … никакой дух не блестит в народе, все служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных ничтожных трудах», — вскоре по прибытии писал Гоголь матери. Тщеславный молодой провинциал, он одиноко зяб в туманах Петербурга, вспоминал родную Полтавщину. Устроиться на службу ему не удалось, в актёры его не приняли. Единственной возможностью для самовыражения стало писательство. Под псевдонимом В.
Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп
Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яновский) — великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Новости. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. Валерий Мельников / РИА Новости. 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Гоголя (1809-1852).
Гоголь, Николай Васильевич
великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. Николай Васильевич Гоголь скончался 4 марта 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве. Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель. Родился в с. Большие Сорочинцы на Украине, в небогатой семье помещика В. Гоголя-Яновского. Николай Гоголь скончался 4 марта 1852 года, на момент смерти ему было 42 года.
Биография Гоголя
Двоюродная сестра Гоголя, Мария Николаевна Синельникова рожденная Ходаревская , писала Степану Петровичу Шевыреву другу и душеприказчику Гоголя 15 апреля 1852 года: «День его рождения мне очень памятен — 19 марта, в один день с его меньшой сестрой Ольгой…» [4]. Ольга Васильевна Гоголь в замужестве Головня родилась, как известно, 19 марта 1825 года [5] и не раз говорила, что родилась в один день с братом. В 1852 году, вскоре после кончины Гоголя, Отделение русского языка и словесности Российской академии наук приняло решение издать его биографию. Написать ее было поручено Шевыреву. Летом 1852 года он отправился на родину писателя для сбора материала. В своем путевом дневнике Шевырев со слов родственников Гоголя сделал запись: «Родился 1809 года, 19-го марта, в 9 часов вечера. Мать и сестры Н. Гоголя Юрий Манн утверждает, что Гоголь «появился на свет 20 марта 1809 года в доме Трахимовского» [9].
Между тем Гоголь, по всей видимости, родился в другом месте. По авторитетному свидетельству земляка и одного из ближайших друзей Гоголя, Михаила Александровича Максимовича, квартира Марии Ивановны Гоголь-Яновской в Сорочинцах «была в домике генеральши Дмитриевой, в котором и родился 19-го марта Николай Васильевич Гоголь» [10]. И, заметим в скобках, конечно же, мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь святого угодника Божия Николая Чудотворца , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына. Господский дом в Васильевке Именно 19 марта отмечали день рождения Гоголя его друзья. Тот же Михаил Максимович писал Сергею Тимофеевичу Аксакову 19 марта 1857 года: «Сегодня день рождения нашего незабвенного Гоголя, и мне живо вспомянулось, как за семь лет мы с ним обедали у Вас в этот день взятия Парижа! Боже мой, как хорошо мне прожилось в тот март месяц, и как часто я тогда проводил у Вас время с Гоголем…» [11].
В следующем 1850 году он обедал в этот день у Аксаковых вместе с М. Максимовичем и О. Присутствовали также А. Хомяков и С.
Все советские энциклопедии и словари, равно как и работы гоголеведов, например Игоря Золотусского [1] или Юрия Манна [2] называю самые известные имена , извещают нас, что Гоголь родился в 1809 году 20 марта — или 1 апреля по новому стилю. Однако если Гоголь родился 20 марта, то отмечать день его рождения мы должны 2 апреля по новому стилю. В нашем столетии при пересчете со старого стиля на новый прибавляется 13 дней. Кроме того, и это главное, — Гоголь родился 19 марта, а не 20-го. На этот счет есть неопровержимые доказательства.
Отец Н. Гоголя По свидетельству Марии Ивановны Гоголь, матери писателя, «родился он в 9-м году 19 марта» [3]. Двоюродная сестра Гоголя, Мария Николаевна Синельникова рожденная Ходаревская , писала Степану Петровичу Шевыреву другу и душеприказчику Гоголя 15 апреля 1852 года: «День его рождения мне очень памятен — 19 марта, в один день с его меньшой сестрой Ольгой…» [4]. Ольга Васильевна Гоголь в замужестве Головня родилась, как известно, 19 марта 1825 года [5] и не раз говорила, что родилась в один день с братом. В 1852 году, вскоре после кончины Гоголя, Отделение русского языка и словесности Российской академии наук приняло решение издать его биографию. Написать ее было поручено Шевыреву. Летом 1852 года он отправился на родину писателя для сбора материала. В своем путевом дневнике Шевырев со слов родственников Гоголя сделал запись: «Родился 1809 года, 19-го марта, в 9 часов вечера. Мать и сестры Н.
Гоголя Юрий Манн утверждает, что Гоголь «появился на свет 20 марта 1809 года в доме Трахимовского» [9]. Между тем Гоголь, по всей видимости, родился в другом месте. По авторитетному свидетельству земляка и одного из ближайших друзей Гоголя, Михаила Александровича Максимовича, квартира Марии Ивановны Гоголь-Яновской в Сорочинцах «была в домике генеральши Дмитриевой, в котором и родился 19-го марта Николай Васильевич Гоголь» [10]. И, заметим в скобках, конечно же, мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь святого угодника Божия Николая Чудотворца , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына.
В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг. Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Будучи еще студентом, Гоголь бросил в огонь поэму «Ганц Кюхельгартен», когда ее раскритиковали читатели. Не выдержав язвительных отзывов, классик выкупил все экземпляры произведения и уничтожил. Но несколько копий все же сохранились до наших дней. Они являются большой ценностью. Знакомство в 1831 году с Александром Сергеевичем Пушкиным имело для Гоголя судьбоносное значение. Считается, что именно он подсказал писателю сюжет для «Ревизора». Тогда Пушкин рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника и обобравшем всех городских жителей. Гоголю настолько понравилась эта комичная история, что он захотел сделать из нее произведение.
Между портретом и фото есть только два сходства — выразительный нос поэта и причёска. Николай Гоголь Фигура Николая Гоголя была вырезана из общего фото художников 1845 года. Известно, что в это время в Гоголе особенно развивались религиозно-пророческие настроения, кроме того писатель страдал от припадков из-за малярии. Общее фото художников от Сергея Левицкого Внешность Николая Гоголя на снимке Левицкого совпадает с образом писателя, увековеченном в памятнике в парке Вилла Боргезе. В комментариях под снимком твиттерские сравнили Гоголя с актёром и поэтом Леонидом Филатовым. У мужчин похожи причёска, усы и форма лица.