Новости субъекты кии

Современные вызовы КИИ российской промышленности», сообщает пресс-служба Ассоциация КП ПОО. Методические рекомендации по категорированию объектов КИИ Порядок принятия решения о признании организации субъектом КИИ. Процесс категорирования объектов КИИ проводится внутренней комиссией по категорированию субъекта КИИ, в результате чего формируется список объектов КИИ с категориями значимости.

О критической информационной инфраструктуре (КИИ)

Субъект КИИ: два подхода к определению статуса Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле.
Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912 К субъектам КИИ относятся организации, от которых зависит работа транспорта, сетей связи, функционирование финансовой системы и государственных, медицинских и прочих услуг.
Новые требования для “железа” и иностранного ПО для субъектов КИИ субъекты КИИ) на принадлежащих им значимых объектах не.

Hормативные акты по КИИ

Теперь все серьезно: как меняется безопасность субъектов КИИ Докладчик: Алексей КомаровВторой вебинар из серии: "Безопасность КИИ и требования 187-ФЗ"Темы: Главные определения, их смысловое наполнение, практические нюа.
Новые требования для субъектов КИИ: безопасная разработка прикладного ПО Президент России Владимир Путин подписал закон о расширении перечня субъектов критической информационной инфраструктуры.
Безопасность критической информационной инфраструктуры По нему к субъектам КИИ относятся те организации, которые для страны жизненно важны и потому должны работать при любой ситуации.
Теперь все серьезно: как меняется безопасность субъектов КИИ Субъектам КИИ, выполняющим гособоронзаказ, теперь следует рассчитывать увеличение времени изготовления для единицы продукции.
Постановление Правительства PФ от 14 ноября 2023 г. № 1912 | Новости RTM Group Сегодня в отечественной индустрии разработки программных продуктов сложилась уникальная ситуация, когда практически все субъекты КИИ и разработчики прикладного ПО.

Новые требования для субъектов КИИ: безопасная разработка прикладного ПО

Субъекты КИИ обяжут перейти на доверенные программно-аппаратные комплексы. Соответствующее постановление Правительства РФ было официально опубликовано 14 ноября. К субъектам КИИ относятся организации, от которых зависит работа транспорта, сетей связи, функционирование финансовой системы и государственных, медицинских и прочих услуг. Что важно делать всем субъектам КИИ, и кто такие субъекты вообще.

Защита субъектов и объектов КИИ

Субъекты КИИ перейдут на российский софт к 2030 году До 2025 года субъекты КИИ обязали перейти на всё отечественное.
Кабмин будет определять типы информсистем для их отнесения к важным объектам КИИ Вывод строя или уничтожение субъектов КИИ подорвет безопасность, экономическую ситуацию, общественное здравоохранение. Основные сферы, в которых могут быть объекты КИИ.
Обновление подборки законодательства о КИИ на сентябрь 2023 | Субъектами КИИ являются государственные органы, а также госучреждения, российские юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Кабмин будет определять типы информсистем для их отнесения к важным объектам КИИ Итак, мы с вами разобрались, что такое КИИ и кого мы можем называть субъектом критической информационной инфраструктурой.

Обзор Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1912

Инициатива должна ускорить переход субъектов КИИ на отечественное ПО и оборудование, упростить этот процесс и внести в него определённость, объяснил «СенатИнформ» зампред. По таким объектам КИИ установят сроки перехода на российские продукты. В обзоре изменений за апрель 2023 года рассмотрим: дополнительные требования для значимых объектов КИИ с удаленным управлением, госконтроль и аккредитация. Современные вызовы КИИ российской промышленности».

Обновлены проекты о переводе субъектов КИИ на отечественный софт

Разработка документа «Руководства по безопасной разработке ПО». Данное руководство, помимо общих организационных моментов, касающихся области действия, определения целей, распределения ролей, должно включать указания на все процедуры безопасной разработки. Анализ и моделирование угроз информационной безопасности. На данном этапе происходит моделирование тех угроз, которые рабочая группа специалистов выявляет в предположении на каждом этапе жизненного цикла и разрабатывает компенсирующие мероприятия, которые затем отражаются на архитектуре разрабатываемого проекта ПО.

Обеспечение прослеживаемости. Суть процесса заключается в том, чтобы функциональную спецификацию ПО можно было проследить до конкретных блоков функций, которые их реализуют. Это упрощает контроль недекларированных возможностей в ходе реализации проекта ПО и внесения в него изменений.

Статический анализ кода без его исполнения. Это уже техническая мера, и она требует внедрения специального инструмента — статического анализатора кода. По результатам анализа нескольких проверок безопасности статическим анализатором проекта ПО необходимо провести так называемую «разметку»: сопоставить выявленные ошибки и предупреждения с тем, являются ли они на самом деле недостатками ПО.

Также в правила статического анализатора можно добавить необходимую стилистику оформления исходного кода, которая принята в проекте. При каком-либо отступлении от нее разработчику необходимо будет в комментариях указывать причину. Динамический анализ кода с его исполнением.

В простейшем случае динамический анализ кода проводится в виде ряда тестов: модульного, регрессионного и системного. Модульные тесты разрабатываются на те функции, которые принимают входные значения из внешних данных т. В ходе инструментирования кода счетчиками ошибок санитайзерами и отладочными аллокаторами необходимо провести автоматизированный запуск этих тестов, собрать тестовое покрытие и проанализировать результаты.

Если закон будет принят, то он вступит в силу с 1 марта следующего года. Субъекты критической информационной инфраструктуры КИИ — государственные органы и учреждения, а также компании и индивидуальные предприниматели ИП , которым принадлежат информационные системы, телекоммуникационные сети, а также автоматизированные системы управления, работающие в области здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики и многих других сферах. Медведев оценил идею отключить Россию от глобального интернета Как сообщал Life.

Для узкого круга лиц Все опрошенные юристы отмечают, что новые поправки не имеют никакого отношения к закрытию Единого государственного реестра недвижимости, которое произошло в июле 2022 года. В результате стало невозможным просто так получить выписку из ЕГРН. Тогда же внесли изменения и в закон о нотариате, поскольку нотариус теперь является одним из немногих лиц, которое может получить доступ к данным о недвижимости. Поэтому включение оператора реестра недвижимости в перечень субъектов российской КИИ не сильно влияет на текущее положение дел", — подчёркивает Максим Али. При этом он отмечает, что в сфере регистрации недвижимости этот закон вряд ли как—то критически повлияет на текущее положение дел. Поэтому это важно для достаточно узкого круга лиц", — полагает он. На объекте недвижимого имущества может быть инфраструктура, которая подвергается атакам, поэтому внесение в список КИИ тут видится логичным, убеждён Павел Катков.

Возможно, депутаты пытаются защитить эти системы от хакерских атак, которые могли бы осуществляться в целях срыва этих сделок. Может, это ещё окажет воздействие на риелторов, но косвенное, ведь они не регистрируют сделки непосредственно", — рассуждает эксперт. Ценный опыт Если говорить общими словами, то раньше компания сама разбиралась со своими проблемами, связанными с безопасностью, а сейчас обязана уведомлять и информировать о них вышестоящие инстанции, комментирует законодательную новеллу Ольга Звагольская, руководитель инсорсинговых направлений ГК Itglobal.

В России есть ПО, которое част ично замещает функционал популярных иностранных продуктов. Однако некоторым программным продуктам аналогов пока нет. Промышленные предприятия преимущественно используют импортный софт для ERP-систем управление процессами и зарубежный инженерный софт проектирование сложных изделий. Еще один программный продукт, замена которого пока проблематична — свободная объектно-реляционная система управления базами данных СУБД Oracle, на которой работают банки. Сейчас Oracle на ср едних задачах можно заместить софтом Postg res, но на доработку полного функционала продукта потребуется время. А вот, например, в области моделирования проектов нефтедобычи наши программы превосходят зарубежные аналоги по всем параметрам. Экспортный потенциал у того, что будет делаться и делается сейчас, достаточно большой.

Реально ли это в принципе? В любом случае, спрос на отечественное ПО в госсекторе и частных структурах за последние год-два вырос в разы. Самый высокий интерес к нему наблюдается в финансовых институтах и топливно-энергетическом комплексе. Существует также запрос на перенос функциональности зарубежных разработок на отечественные решения. Спрос рождает предложение — закон рынка. Сейчас у отечественных разработчиков есть все возможности заполнить рынок необходимого программного обеспечения. В нем установлены требования к ПО, используемому органами власти и госкомпаниями на объектах КИИ, правила согласования закупок зарубежного ПО. Основными целями постановления являются запуск процесса импортозамещения применяемых на объектах КИИ программно-аппаратных комплексов, определение конкретных шагов, которые должны быть выполнены, и сроков их реализации. Составленные и опубликованные планы перехода позволят производителям российской радиоэлектронной продукции оценить требуемые объемы ее выпуска, а также технические и функциональные характеристики, что даст возможность целенаправленно решать поставленные задачи.

Обеспечение безопасности КИИ

Их целью является похищение ценных сведений и новейших разработок, а иногда вывод из строя атакуемых систем сетей и даже диверсии. Именно по этой причине принятие мер по защите информации ключевых отраслей находится под строгим контролем уполномоченных органов государственной власти. Основным нормативным правовым документом, регулирующим взаимодействие различных субъектов в сфере критической информационной инфраструктуры, выступает Федеральный закон от 26. Кто должен защищать КИИ? Защиту объектов КИИ и сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов КИИ, обеспечивают субъекты КИИ в соответствии с действующим законодательством в области информационной безопасности посредством принятия правовых, организационных и технических мер.

Новые изменения в области категорирования критической информационной инфраструктуры 09 января, 2023 В конце декабря 2022 года утверждены новые требования соблюдения актуальности сведений по категорированию критической информационной инфраструктуры КИИ : Федеральным законом от 19. Постановлением Правительства от 20. Основные положения: Согласно новой редакции статьи 19.

Вы относитесь к субъектам КИИ?

Помните, что провести категорирование объектов можно и самостоятельно, обучив сотрудников. Но в таком случае есть риск понести значительные финансовые потери из-за ошибок, возникших при категорировании. Разумеется, это все отразится на итоговой стоимости средств защиты информации объектов КИИ. А можно обратиться к нашим специалистам, которые помогут определить, относится ли организация к субъектам КИИ, организуют и проведут полный комплекс мероприятий по категорированию объектов КИИ и обеспечению их безопасности. Вы сможете сэкономить время, существенно снизить стоимость работ и избежать ошибок при подготовке документов.

В ней приводятся типовые действия в ходе подготовки и реализации меры, а также возможное распределение ролей и обязанностей участников. То есть мероприятия, которые должен формально провести оценщик для того, чтобы удостовериться, что требования стандарта 56939 выполняются. Описывать отдельно следующие три книги мы в рамках данной статьи не будем, скажем лишь кратко, что они содержат требования к методикам и инструментам, реализующим конкретные меры, в том числе требования к процессу проведения статического и динамического анализов кода. Разработка документа «Руководства по безопасной разработке ПО». Данное руководство, помимо общих организационных моментов, касающихся области действия, определения целей, распределения ролей, должно включать указания на все процедуры безопасной разработки. Анализ и моделирование угроз информационной безопасности. На данном этапе происходит моделирование тех угроз, которые рабочая группа специалистов выявляет в предположении на каждом этапе жизненного цикла и разрабатывает компенсирующие мероприятия, которые затем отражаются на архитектуре разрабатываемого проекта ПО. Обеспечение прослеживаемости. Суть процесса заключается в том, чтобы функциональную спецификацию ПО можно было проследить до конкретных блоков функций, которые их реализуют. Это упрощает контроль недекларированных возможностей в ходе реализации проекта ПО и внесения в него изменений. Статический анализ кода без его исполнения. Это уже техническая мера, и она требует внедрения специального инструмента — статического анализатора кода. По результатам анализа нескольких проверок безопасности статическим анализатором проекта ПО необходимо провести так называемую «разметку»: сопоставить выявленные ошибки и предупреждения с тем, являются ли они на самом деле недостатками ПО. Также в правила статического анализатора можно добавить необходимую стилистику оформления исходного кода, которая принята в проекте. При каком-либо отступлении от нее разработчику необходимо будет в комментариях указывать причину. Динамический анализ кода с его исполнением.

Критическая информационная инфраструктура (КИИ)

Такой НПА может лечь в основу разграничения полномочий и ответственности при определении политики достижения технологического суверенитета, а также задаст для организаций различных отраслей экономики единый вектор на пути достижения технологической независимости. Кроме того, представители крупнейших компаний страны озвучили запрос на информационное и консультационное сопровождение процессов импортозамещения на объектах КИИ для получения компетентных разъяснений, например, как трактовать пункты нормативных актов или как применять методические рекомендации. Сегодня тема технологической независимости критической информационной инфраструктуры находится на стыке нескольких направлений и, безусловно, в этом вопросе нам нужно регулирование, дополнительный понятийный аппарат. Сегодня Председатель Правительства поручил всем индустриальным центрам компетенций провести работу по выделению критических информационных систем и процессов, с точки зрения устойчивости к вызовам и угрозам, связанным с не утратой контроля за теми инструментами, которые мы у себя применяем. Такую работу мы проведем, типовые объекты КИИ утвердим, посоветовавшись с отраслями, после чего должны будут появиться планы перехода, которые станут отображением матрицы: что мы должны поменять, почему, на что, когда и зачем. Работа для нас понятная, ведем ее вместе со всеми отраслями.

Вице-президент Транснефти Андрей Бадалов высказал обеспокоенность большим количеством отчетных показателей по импортозамещению. При этом ключевыми показателями должны стать безопасность и непрерывность работы и это в прямом смысле не эквивалентно просто импортозамещению. Важно выбрать такие отечественные решения, которые обеспечат более высокий уровень безопасности КИИ, чем импортные. Делать это надо, сохраняя устойчивость КИИ. Мы многое будем делать впервые и важно в этом вопросе не торопиться.

Решения не просто должны заработать, но и обеспечить в компаниях непрерывность и безопасность их производственных процессов.

Третий этап, заключительный. Пожалуй, один из самых трудоёмких и дорогих — выполнение требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ.

Не будем вдаваться сейчас в детали, а перечислим ключевые стадии по обеспечению безопасности объектов КИИ: разработка технического задания; разработка модели угроз информационной безопасности; разработка технического проекта; разработка рабочей документации; ввод в действие. Мы рассмотрели, кто такой субъект критической информационной инфраструктуры, что такое объект КИИ и какие необходимо выполнить действия для выполнения требований ФСТЭК. Теперь хотелось немного поговорить об ответственности, возникающей в случае невыполнения требований.

Согласно Указа Президента РФ от 25. Государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ будет осуществлять ФСТЭК в виде плановых и внеплановых проверок с последующим предписанием в случае выявленных нарушений. Плановые проверки проводятся: по истечению 3-х лет со дня внесения сведений об объекте КИИ в реестр; по истечению 3-х лет со дня осуществления последней плановой проверки.

И какие категории существуют на сегодняшний день? Наиболее важно определить, какие из них являются так называемыми значимыми объектами КИИ. Для этого Постановлением Правительства РФ от 08. Руководствуясь этими Правилами, субъект КИИ оценивает свои объекты по пяти группам критериев значимости: социальной, политической, экономической, экологической и значимости для обороны страны и безопасности государства. Каждому объекту присваивается одна из трех категорий, высшая из которых — первая. Если объект КИИ вообще не соответствует критериям значимости, ему не присваивается ни одна из категорий ч. Они должны содействовать ФСБ в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов.

В случае установки на объектах КИИ средств ГосСОПКИ о ней — ниже , необходимо соблюдать порядок, технические условия установки и эксплуатации таких средств и обеспечить их сохранность. Если субъекту КИИ принадлежат значимые объекты, появляются и дополнительные обязанности Если субъекту КИИ принадлежат значимые объекты, появляются и дополнительные обязанности ч. Какие подзаконные акты конкретизируют эти требования? Согласно п.

Минпромторг установил порядок проведения оценки и критерии определения организаций, привлекаемых к оценке. Создается рабочая группа, включающая представителей Минпромторга и или представителей отраслевого центра компетенций по информационной безопасности в промышленности, образованного на базе подведомственной Министерству организации, включенной в перечень юрлиц, привлекаемых к оценке. Обозначены этапы управления уязвимостями.

Новые требования для “железа” и иностранного ПО для субъектов КИИ

По таким объектам КИИ установят сроки перехода на российские продукты. нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). Новые субъекты КИИ, индикаторы риска нарушения требований при обработке ПДн, сертификация МЭ уровня сети и СУБД, импортозамещение в финансовой сфере. Что такое КИИ и кто попадает под ФЗ-187? Обязанности субъектов КИИ: категорирование объектов КИИ, обеспечение интеграции с ГосСОПКА, принятие мер по безопасности объектов. в) работники субъекта КИИ, на которых возложены функции обеспечения безопасности (информационной безопасности) объектов критической информационной инфраструктуры.

Что такое критическая информационная инфраструктура?

Переход субъектов КИИ РФ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им значимых объектах КИИ РФ должен быть завершен до 1 января 2030 года. Кроме того, согласно проекту, правительство будет определять порядок и сроки перехода значимых объектов КИИ на преимущественное использование российского ПО и оборудования. Мониторинг перехода субъектов КИИ на преимущественное применение российского ПО предлагается закрепить за Минцифры. Самый важный этап для успешного завершения проекта — это качественное проведение категорирования и аудита объектов КИИ.

Кабмин определит перечень объектов критической информационной инфраструктуры

Подобные организации давно уже планируют перевести на отечественный софт, очередная отчетная дата — январь 2025 г. Однако полностью отказаться от иностранного ПО, по словам экспертов, совсем не просто. По нему к субъектам КИИ относятся те организации, которые для страны жизненно важны и потому должны работать при любой ситуации. При этом информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, установленные в таких организациях, называются объектами КИИ. Субъекты КИИ должны проходить категорирование во ФСТЭК — это процедура, которая позволяет организациям, попавшим в сферу действия 187-ФЗ, понять, к каким их информационным системам, автоматизированным системам управления и сетям предъявляются обязательные требования по обеспечению безопасности. Устанавливаются три категории значимости КИИ — от самой высокой, первой, к самой низкой, третьей. Например, далеко не каждый банк будет обладать значимым объектом КИИ после прохождения процедуры категорирования, но, в принципе, кредитные организации относятся к субъектам критической инфраструктуры, указал эксперт. Хотя 187-ФЗ вступил в силу достаточно давно, на сегодняшний день еще далеко не все организации, относимые к субъектам КИИ, прошли категорирование, подчеркнул Евгений Царев. По нему госзаказчикам с 31 марта 2022 г. Из софта к средствам защиты информации относятся программы для идентификации пользователей, контроля доступа, шифрования информации, удаления остаточной рабочей информации типа временных файлов, тестового контроля системы защиты и др.

Такие документы называются отраслевыми. Итак, после утверждения отраслевого плана уполномоченные органы в течение 20 рабочих суток направляют готовый вариант организации, работающей с субъектом КИИ. В нем организация обязана указать ряд сведений: общие данные о субъекте КИИ; список значимых субъектов КИИ, принадлежащих этому субъекту, данные о котором есть в спецреестре; данные об эксплуатируемом ПАК; плановые и фактические доли доверенных ПАК, которые использует субъект КИИ; прогнозируемый объем расходов субъекта КИИ по реализации плана перехода. После того, как сведения поступят в госорган, представители последнего в течение месяца его рассмотрят и решат вносить ли его в список аналогичных планов. Если вердикт будет положительным, то уполномоченные органы оповестят компанию о нем в течение 5 рабочих дней, а дальше будут вести специальный отчет. По стандарту план перехода утверждает руководитель субъекта КИИ, а затем в течение последующих 10 дней отправляет в уполномоченные органы, соблюдая требования законодательства в отношении гостайны.

По мере необходимости указанный перечень может быть изменен в порядке, предусмотренном для его разработки и утверждения. Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом критической информационной инфраструктуры перечня объектов внесения изменений в перечень объектов. Перечень объектов в течение 10 рабочих дней после утверждения направляется в печатном и электронном виде в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. В перечень объектов в том числе включаются объекты критической информационной инфраструктуры филиалов, представительств субъекта критической информационной инфраструктуры. Решение комиссии по категорированию оформляется актом, который должен содержать сведения об объекте критической информационной инфраструктуры, сведения о присвоенной объекту критической информационной инфраструктуры категории значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Допускается оформление единого акта по результатам категорирования нескольких объектов критической информационной инфраструктуры, принадлежащих одному субъекту критической информационной инфраструктуры. Акт подписывается членами комиссии по категорированию и утверждается руководителем субъекта критической информационной инфраструктуры. Субъект критической информационной инфраструктуры обеспечивает хранение акта до вывода из эксплуатации объекта критической информационной инфраструктуры или до изменения категории значимости. Субъект критической информационной инфраструктуры в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта, указанного в пункте 16 настоящих Правил, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Сведения, указанные в пункте 17 настоящих Правил, и их содержание направляются в печатном и электронном виде по форме , утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. По вновь создаваемым объектам критической информационной инфраструктуры сведения, указанные в подпунктах "а" - "в" и "з" пункта 17 настоящих Правил, направляются в течение 10 рабочих дней после утверждения требований к создаваемому объекту критической информационной инфраструктуры, а сведения, указанные в подпунктах "г" - "ж" и "и" пункта 17 настоящих Правил, - в течение 10 рабочих дней после ввода объекта критической информационной инфраструктуры в эксплуатацию принятия на снабжение.

Встает вопрос о верификации инцидентов. У нас информацию об инцидентах почти никто не публикует. Передавать ее надо, но обязанности такой нет. Как в ряде случаев определить, что это было — кибератака или какой-то сбой оборудования? Это же — разная ответственность. Но здесь удивляет позиция правоохранительных органов. Если есть явная информация, что скорее всего совершено преступление, украдены персональные данные из какого-то конкретного банка — надо провести проверку. Есть экспертные организации, которые расследуют, — надо это сделать с их помощью. Я допускаю, что есть ситуации, в которых достоверно не разберешься. Но большинство крупных прецедентов, связанных с массовыми утечками данных, не так часто происходит, они все — на слуху. И важно, чтобы эта функция со стороны правоохранительных органов появилась и работала — надо разбираться, приезжать в банк, проверять ритейлеров, всех «протрясти». Важно двигаться вперед. И «нормативка» развивается именно таким образом. Появляется что-то новое, апробируется, по результатам возникают новые идеи — и в итоге понятны следующие шаги. Что дальше можно было бы сделать? Относительно КИИ есть нюанс — такие инциденты случаются нечасто. И этот нюанс в некотором роде мешает: у нас нет хорошей статистики, чтобы применять адекватные решения по управлению этими рисками. В связи с этим проблемы в персональных данных — явные, видно, как их можно решить. Но для того, чтобы было понятно, как будет работать механизм компенсаций в случае нарушения безопасности в объектах работы КИИ, надо наработать опыт — эти нарушения надо фиксировать. На основе того, как эти нарушения будут отрабатываться, мы можем смотреть, как можно улучшить процесс. Конечно, хотелось бы, чтоб события развивались не таким образом — то есть частота инцидентов не увеличивалась, а «на берегу» удалось придумать работающую методику. Складывается впечатление, что 187-ФЗ и вся подзаконная база, которая вокруг него выросла, во многом повторяют логику 152-ФЗ: если я отвечаю за кибербезопасность на предприятии и выполнил всё, что рекомендует сделать ФСТЭК, по бумагам всё прекрасно, но что-то у меня взорвалось — я ни в чём не виноват? Я сейчас говорю про бумажное уменьшение реальных рисков. Если правила эксплуатации объекта КИИ не были нарушены внутри самой организации — всё категорировали, поставили средства, аттестовали, оценили соответствие, — но что-то всё же произошло, я убежден, что уголовная ответственность в таких случаях наступать не должна. В этой части статья 274. Но ответственность организации должна наступать. Как в примере с банком: если приехали гангстеры и деньги украли, а вся охрана действовала согласно инструкции, то претензии к охране предъявлять неправильно. Но эти деньги — чьи-то. И это банк лишился денег, а не те клиенты, которые эти деньги ему принесли. С точки зрения безопасности ситуация та же: если хакеры захотят, они в объект КИИ проникнут и навредят — защитники не при чём. Но компенсации тем людям, которые от этого пострадают, должны быть. Почему опять навязывается такая модель, когда со стороны ФСТЭК приходят методички с перечислением средств, которые надо устанавливать, что именно надо делать? Почему нельзя людям, если они не госорганизации, самим решить, что устанавливать? Если строить модель по принципу «ты должен защитить чужие интересы, а как — ты сам реши», то этой защиты просто не будет. И тут регуляторов можно понять, они прописывают то, что должно быть сделано. Можно, конечно, обсуждать, насколько это адекватно, нет ли каких-то завышенных требований — на этом уровне всегда есть куда оптимизироваться. Еще раз проговорю: ситуация встанет с головы на ноги, если субъекты КИИ станут защищать не чьи-то интересы, а свои, потому что будут понимать, что в случае чего им придется компенсировать ущерб пострадавшим. В случае с персональными данными, где частота проблем высока, это сработает. Выбор механизмов защиты станет куда более правильным. В случае с КИИ это, скорее всего, не сработает. Например, мы сейчас пропишем, что если у тебя возник инцидент, то ты должен компенсировать тем, кто пострадал, их потери. Но специфика такова, что инциденты — нечастые, да ещё и непубличные. Непубличность инцидентов порождает то, что мы живем, как слепые котята — появляется ложное ощущение, будто ничего не происходит, что мы в безопасности. Поэтому есть сомнения, будут ли ставить правильные средства защиты, повысят ли уровень безопасности. Хотя, если это реализовать, это повысит внимание к вопросу. По логике, для того же 187-ФЗ ответственность за нераскрытие инцидентов должна быть даже большей, чем за последствия. Ты должен понимать, что если сейчас не расскажешь, то хуже будет всем. В случае инцидента на объекте КИИ информация должна быть опубликована, может быть, в каком-то обезличенном виде, чтобы угрозы репутации не возникало, — этот реестр, доступный для всех субъектов КИИ, был бы очень полезен. Например, желательно сделать так, чтобы каждый, кто признал себя субъектом КИИ, мог подключиться к этом реестру и на основе данных из него выполнить оценку рисков для объектов КИИ и уже потом отправить сведения о присвоенных категориях во ФСТЭК. Это — важное направление движения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий