Сегодня мы отправляемся исследовать мечеть Айя-Софию или храм Святой Софии как его принято было величать ранее. Министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой объявил, что с 15 января 2024 года вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов.
"Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией"
Но что будет со Святой Софией, когда исполнение указа Эрдогана примет конкретные черты? Какими станут реальные условия ее посещения? С турецкой стороны сделаны заверения, что доступ в Айа-Софию останется свободным и даже будет бесплатным, каким он не был до сих пор. Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало. Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными».
Главная обеспокоенность ныне — о сохранности софийских мозаик. Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше — до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу — там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, — но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения.
Какие именно — пока не ясно. Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана.
Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила Есть мудрая народная поговорка — после драки кулаками не машут. А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора. Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее.
Его корни — внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, — в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию.
Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией. Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. Такого больше не будет. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел.
Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин.
Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия. Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены.
В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки.
После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным.
Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората.
Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы.
Русская православная церковь сожалеет о том, что ее позиция по изменению статуса собора Святой Софии не была услышана турецкими властями. В то же время сенатор Андрей Климов заверил, что допуск христиан, в том числе из России, на территорию объекта, будет продолжен. В организации отметили, что для изменений, касающихся объекта, входящего в список Всемирного наследия, необходимо для начала уведомить ЮНЕСКО и в случае необходимости попросить проверку у комитета Всемирного наследия.
'+obj.error+'
Вы получите ответ из Турции". Еще один аргумент Эрдогана - "восстановление исторической справедливости" в ее турецком понимании. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая. И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена. Пересмотр его статуса болью отзовется в сердцах миллионов людей в мире, прежде всего православное сообщество и все христианское человечество. Прежде чем нарушать балансы, надо осознавать ответственность такого акта", - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов. У Русской православной церкви к собору Святой Софии вообще особое отношение.
В 1453 году турки захватили Константинополь. Они пристроили к собору четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Внутренний облик Айя-Софии тоже изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, установили михраб Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку.
Предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети и минбарКафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена справа от михраба.. В 1934 году по решению правительства Кемаля Ататюрка, первого президента Турции, проводившего политику отделения религии от государства, Софийский собор стал музеем, и службы в нем больше не проводились. Были начаты активные археологические работы, в частности реставраторы очистили от штукатурки знаменитые мозаики Святой Софии. Но со временем политика турецких властей стала меняться.
Тогда же мозаики и фрески, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет. Мустафа Кемаль Ататюрк. Фото: Legion-media. В нем участвовали сотни профессиональных мастеров и огромное количество разнорабочих. Основание представляет собой прямоугольник 68 м в ширину и 75 м в длину. Высота здания - 55,6 м с центральным куполом диаметром 31 м. У основания купола сделано 40 больших арочных окон. Благодаря этому создается ощущение, что купол парит в воздухе. Сохранилось изображение Богоматери с младенцем Иисусом, которое находится на подпружной арке храма с западной стороны. По сторонам Богоматери два апостола - Петр и Павел. Службы в храме поражали своим размахом.
Напомним, в марте 2019 года Эрдоган предложил вернуть собору Святой Софии в Стамбуле, который с 1934 года был музеем, статус мечети. Заседание Госсовета Турции по этому вопросу состоялось в начале июля 2020 года и длилось всего 17 минут. В итоге Айя-София снова станет мечетью, поклонение мусульман там начнётся с 24 июля. При этом собор останется открытым для доступа для всех желающих, включая иностранцев и представителей других религий.
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Превратить собор Святой Софии в мечеть два года назад распорядился президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. После этого часть византийской мозаики христианского периода была завуалирована. самый известный памятник византийской архитектуры. Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет.
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Собор Святой Софии, греческое название Святой Мудрости, является одной из самых удивительных мечетей Стамбула. Более тысячи лет собор Святой Софии в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире, потом им стал собор Святого Петра в Риме. это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба.
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита | Собор Святой Софии в Стамбуле. |
10 фактов о соборе Святой Софии | Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества. |
Собор Святой Софии (Стамбул) — самая подробная информация, история и фото | Побывав в Стамбуле и не зайти в Собор Святой Софии просто непростительное упущение! |
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
В Стамбуле у собора Святой Софии снова очереди. В середине июля музей сменил свой статус и стал мечетью, однако туристы по-прежнему могут попасть внутрь, причем совершенно бесплатно. Айя-София (собор Святой Софии) – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Таким образом собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью. Сразу после этого Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений, которые начнутся 24 июля. Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле. 12 фото. Название собора Святой Софии происходит от греческого "софия" (знание, мудрость), он также известен как собор Премудрости Божьей, Великая церковь и Айя-София. Софийский собор в Стамбуле. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула.
Собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью. Решение будет принято в течение 15 дней
И при этом не помешав богослужениям. Для туристов был разработан аудиогид на 23 языках. При помощи QR-кода его можно скачать на мобильные устройства и прослушать при помощи наушников если нет своих, при входе можно будет получить одноразовые. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. В 1453 году, после захвата Константинополя Османской империей, он был преобразован в мечеть и в таком виде просуществовал до 1934 года, когда по инициативе основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка из него сделали музей.
В 1985 году архитектурный комплекс вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь туристы по туннелю смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, и осмотреть оттуда фактически всю мечеть, при этом не помешав богослужениям. Согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. В итоге в июле 2020 года госсовет Высший административный суд Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей.
А президент республики Реджеп Тайип Эрдоган распорядился начать там богослужения первый намаз был совершен 24 июля 2020 года. С этого момента вход в мечеть стал бесплатным. Смена статуса собора вызвала большое возмущение в православном мире. Однако власти Турции заверили, что его превращение в действующую мечеть не изменит его статуса как одного из объектов мирового культурного наследия.
Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена.
Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции.
Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия. Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года. Турецкие власти пообещали сохранить собор как объект всемирного наследия ЮНЕСКО — и, соответственно, выполнять все обязательства, связанные с сохранностью и доступностью храма.
Прочие детали раскрываются понемногу: вход в мечеть будет бесплатным, мозаики не закроют, но будут использовать специальные лазеры, чтобы затемнять изображения, переводя свет на молящихся во время молитв. Уже известно , что полы покроют антибактериальным коврами, в мечети круглосуточно будет звучать Коран, а туристы смогут посещать ее в определенные часы и, возможно, по выделенным дорожкам. Не исключено, что и пускать их будут организованными группами, чтобы не разбредались кто куда. Заодно и будет работа стамбульским гидам, в обычные времена, словно стервятники, сторожащим туристов у входа.
Сейчас переживает очередной печальный этап. Кстати, назван он не в честь святой Софии, как многие думают, а в честь Иисуса Христа. По - гречески София - «мудрость». Некогда город звался Новым Римом, был столицей Римской империи. Это к его вратам в 907 году прибил свой щит как символ победы русский князь Олег по прозвищу Вещий. Первая христианская церковь святой Софии сгорела в Константинополе в 404 году в ходе народного восстания. Построили новую. Она простояла всего 15 лет. Опять пожар. Поставили еще одну. Спустя 17 лет ее вновь сожгли восставшие. Как сказали бы мистики, место проклятое. Но, подавив мятеж, император Юстиниан I приказал возвести - на том же самом месте! Самый большой в христианском мире. Как символ величия Византии. Сооружали Софийский собор почти 5 лет. Под руководством лучших архитекторов того времени Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Каждый день на стройке было задействовано десять тысяч рабочих. Со всех концов империи в столицу везли лучший мрамор, прочие стройматериалы. Восемь порфировых колонн храма Солнца из Рима, восемь колонн зелёного мрамора из храма Аполлона в Баальбеке… «Есть легенда, что колонны, вошедшие в здание Святой Софии, некогда высекались по повелению царя Соломона из пород Эльбруса и других священных гор, выполняли же эту титаническую работу феи и великаны, - пишет мой коллега Кирилл Привалов в только что вышедшей книге "Храм Божий". Эти доски из Ноева ковчега - глубочайший символ. Отсыл к Ветхому завету, с которым изначально связывается судьба главного храма христианства. Таким образом, с первых минут своего существования храм обретает универсальное звучание духовно-исторического артефакта». На возведение Святой Софии потратили три годовых бюджета всей Византийской империи, богатейшего в ту пору государства мира. На украшение собора пошло много золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости. Согласно легенде, Юстиниан хотел сплошь покрыть стены от пола до сводов чистым золотом. Однако астрологи спрогнозировали: «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». Пришлось императору отказаться от затеи. Но все равно Храм оказался очень роскошным. Один лишь штат Святой Софии составлял свыше 500 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконисс, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Представляете масштаб? Каменная София пожарам была не по зубам. Однако землетрясения дважды значительно разрушали собор. Но его быстро восстанавливали. В ответ патриарх предал анафеме легатов. Так в Святой Софии стартовал давно зревший раскол христианства на Римско-католическую и Православную Церкви. В 1204 году пришла беда, откуда не ждали. Европейские крестоносцы отправились в очередной поход к Гробу Господню, в Египет. Но по пути неожиданно напали на братьев по вере. Захватили Константинополь, убили многих христиан, разграбили Собор Святой Софии и другие церкви, коих в столице было свыше тысячи. Считается, что до 90 процентов реликвий, хранящихся сегодня в европейских монастырях, храмах, крестоносцы вывезли из Константинополя. Включая знаменитую Туринскую плащаницу, одну из главных святынь христианства: четырехметровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Видно, это и была главная цель похода. На Египет рыцари не пошли, а создали свою Латинскую империю на месте Византии. Столицей оставив несчастный Константинополь. Более полувека византийцы вели борьбу с европейскими захватчиками. И победили. Но Византия уже больше никогда не смогла вернуть прежнее могущество. Хотя бы по масштабам. Высота - 55,6 м, диаметр купола - 31 м. Собор Святого Петра в Ватикане, превзошедший Софию по высоте и площади, был построен в 1626 году. В ночь с 28 на 29 мая 1453 года здесь прошло последнее богослужение. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме». Он возглавил 9-тысячный гарнизон защитников Константинополя и погиб в бою с мечом в руках. Силы были слишком неравны. Католическая Европа на помощь православным потомкам римлян не пришла. Так сбылось предсказание гибели империи.
Впрочем, идея эта не нова, к такому способу получения финансирования прибегают во многих странах мира. Так, вход в собор Святого Петра в Риме Ватикане , в общем-то, является бесплатным, но для того, чтобы попасть внутрь, необходимо отстоять огромную очередь. А можно купить билет за 25 евро , по которому предоставляется право на приоритетный проход. Но даже если удастся пройти бесплатно в сам собор, все равно придется купить билет около 10 евро для подъема на смотровую площадку, если такое желание возникнет. Такие же правила действовали в соборе Парижской Богоматери до 2019 года, когда там произошел пожар. Билеты были нужны, чтобы попасть в сокровищницу собора или на смотровые площадки на колокольнях. Предполагается, что после завершения реставрационных работ эта схема посещения будет восстановлена. Плату берут за вход в собор Святого Павла в Лондоне, это удовольствие обойдется в 23 фунта стерлингов. Бесплатное посещение предусмотрено только для верующих по воскресеньям, когда проводится служба. Стандартный билет тут стоит 26 евро или 36, если в стоимость входит посещение башен. Но тут все же ситуация несколько отличается от других соборов. Саграда Фамилия возводится по проекту Антонио Гауди уже более 140 лет строительство началось в 1882 году. Храм был освящен в 2010 году, но земля, на которой он стоит, не принадлежит церкви.
Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
До завоевания Константинополя собор был центром православного христианства. После покорения города османами в 1453 году собор был превращен в мечеть. В 1935 году решением основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка храм преобразовали в музей. Но в начале июня 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть. Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран. Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней.
Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда.
После этого часть византийской мозаики христианского периода была завуалирована. Как отмечает телеканал, решение турецкого руководства вызвало бурю негодования, особенно - за пределами Турции. Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Не только для самой Турции, но и для Средиземноморья как региона, и для всего христианского мира это тоже знак. Но добрый или недобрый? В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд. Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием. Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени. При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года. Никаких протестов это не вызывало. Протесты начались позже, когда Русская православная церковь попыталась получить Исаакиевский собор в собственность. И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ. Статус музея, в котором совершаются регулярные богослужения, устраивает и государство, и общество. Недовольство Церкви в данном случае можно проигнорировать. Присвоение символического капитала Но почему же точно такой же статус Святой Софии вызвал волну критики и протестов? Собор остается музеем, куда открыт вход каждому желающему вне зависимости от вероисповедания. Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз. Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет. Как всякий символ, он амбивалентен и имеет разные значения для разных религий, стран и сообществ. Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории».
В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному основателем современного турецкого государства Мустафой Кемалем Ататюрком, собор стал музеем. В 1985 году архитектурный комплекс вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в июле 2020 года подписал указ, согласно которому собор Святой Софии стал мечетью и в ней возобновились мусульманские службы.