В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие памятной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. В здании Санкт‑Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице открыта мемориальная доска советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек. Он жил этой работой. Учёный был прав. Свежие новости. Заступничество маршала Г. Жукова за Валентина Михайловича Ковальчука спасло его от наказания за разглашение секретных сведений, помогло учёному продолжить важнейший труд его жизни.
Коридором смерти
Напомним, Валентин Михайлович Ковальчук 22 июля 1916 — 4 октября 2013 — крупнейший специалист по истории обороны и блокады Ленинграда, более полувека занимавшийся изучением этой темы. Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 200 научных работ, а также фундаментальных научных трудов, в числе которых — один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», «Ленинградский реквием в соавторстве с Г.
Из документа следует, что Говоров сперва забыл упомянуть о руководящей роли товарища Сталина и вписывал потом эти строки торопливо карандашом.
Этот факт показывает, как трудно историкам было узнать и рассказать правду о блокаде, слишком политизированным вопрос — о жертвах, о голоде, о снабжении города. В Петербурге отдают дань памяти профессору Валентину Ковальчуку, ленинградцу, фронтовику.
Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев рассказал о книге из серии «Библиотека Союзного государства» «Срока давности не имеют... Мы посчитали обязательным разместить материал, посвящённый Валентину Михайловичу Ковальчуку как человеку, который очень многое сделал для того, чтобы сегодня руководство страны и миллионы людей осмысливали и понимали роль исторической науки». Валентин Михайлович Ковальчук — выдающийся отечественный историк, крупнейший специалист по истории обороны и блокады Ленинграда, более полувека занимавшийся изучением этой темы, заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 200 научных работ. В годы Великой Отечественной войны преподавал в Черноморском высшем военно-морском училище.
Под руководством Ковальчука вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г. Валентин Михайлович доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч. Современные научные исследования подтвердили выводы Ковальчука.
Основные труды: «Непокоренный Ленинград» 1970 и др. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. Ленинград 1941—1944» 2005. Составитель и редактор ряда сборников, в том числе «900 героических дней» 1966 , «Оборона Ленинграда. Воспоминания и дневники участников» 1968 , «Ленинградская эпопея: организация обороны и населения города» 1995 , «Страна — Ленинграду. В 1965 в декабрьском номере журнала «Вопросы истории» совместно с Г.
Награжден тремя орденами. Лауреат литературной премии имени маршала Советского Союза Л.
В Петербурге открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку
Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру. По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука», — сказал Александр Беглов. Поделиться в соцсетях.
Военный, награжденный орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу», — сказал губернатор Александр Беглов на торжественной церемонии. Глава города отметил, что историк один из немногих получил доступ к секретным материалам. Он изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады. Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде — цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до его исследований.
Книги 4 Раздел библиотеки: Военная история Книга посвящена истории героической битвы за Ленинград, ее значению в Великой Отечественной войне. В ней рассмотрены варварские планы Гитлера уничтожения Ленинграда и его жителей, причины краха этих планов, описаны боевые действия советских вооруженных сил в обороне города и их наступательные действия, закончившиеся разгромом гитлеровских войск, осаждавших Ленинград; отражена роль И. Сталина, К. Ворошилова, Г. Жукова в обороне Ленинграда. В книге подробно рассказано о Ленинграде до блокады и о положении ленинградцев в блокированном городе, их трагическом положении и героическом труде в интересах обороны Ленинграда. В книге показано, что Ленинград выстоял и победил не только благодаря героизму ленинградцев и их защитников, но и постоянной помощи страны, поступавшей в осажденный город зимой и летом по не имевшей аналогов в мировой истории Ладожской дороге жизни и по дороге Победы. Книга основана на новых документах и литературе, а также собственных исследованиях автора, посвященных истории битвы за Ленинград.
Губернатор также отметил, что Валентин Ковальчук очень много сделал для того, чтобы установить правду о количестве погибших в блокадном Ленинграде людей. До его исследований считалось, что в осажденном фашистами городе погибло 600 тысяч человек, но Ковальчуку удалось выяснить, что погибших было гораздо больше — более миллиона человек. Кроме того, ученый внес большой вклад в возрождение Музея обороны и блокады Ленинграда. Он настаивал, чтобы музей был открыт на старом месте в Соляном переулке — там он и заработал в 1989 году. Также Ковальчук предлагал создать специальную структуру, которая бы занималась изучением блокадной истории.
В Петербурге увековечили память историка блокады Валентина Ковальчука
Член ПКО РГО – ОИАК края В.Н. Ковальчук во время проведения лекции. Она прошла в Санкт‑Петербургском институте истории РАН. Главная • Валентина Ковальчук. Выставка-ярмарка «Отдых» впервые собрала вместе все районы Беларуси. Свежие новости. новости и о политике и власти региона.
В Петербурге увековечили память историка блокады Валентина Ковальчука
С первых же минут общения с доктором исторических наук Валентином Михайловичем Ковальчуком я почувствовал к нему симпатию. В Санкт-Петербурге на 98-м году жизни скончался известный историк, доктор исторических наук Валентин Ковальчук. Валентин Михайлович Ковальчук — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Валентин Ковальчук
Цензура жестко пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился только Валентин Ковальчук. Они вот взяли документы треста "похоронное дело", документы по эвакуации, по призыву, мобилизации в армии, и у них получилось, что таких жертв было, наверное, не менее 800 тысяч", — объяснил ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Александр Чистиков.
В 1930 г. Одной из причин возвращения стало решение отца дать сыновьям хорошее образование. Отец снова начал работать на Кировском быв.
Путиловском заводе, затем на заводе «Электросила». В 1934 г. В 1939 г. Ему предложили остаться в аспирантуре, но, как вспоминал В. По мандатным данным и по показателям успеваемости было отобрано 9 человек с нашего курса.
Так я стал старшим лейтенантом и был направлен в адъюнктуру на командный факультет в Военно-морскую академию имени К. Ворошилова» Ковальчук В. Сборник памяти В. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала обучение и В. Осенью 1941 г.
В январе 1942 г. Участвуя в поддержании флагманского пункта «в рабочем состоянии, неся в нем оперативное дежурство», как отмечалось в одном из приказов, В. В течение последующих нескольких лет он занимал должности историографа, научного сотрудника и ученого секретаря Исторического отдела Морского генерального штаба. В 1943 г. В первой, частично основанной на личном севастопольском опыте, научной статье «Некоторые вопросы обеспечения коммуникаций на Черном море 22 июня — 22 декабря 1941 г.
В соавторстве с П. В своих воспоминаниях о работе в Историческом отделе В. Там же. Служба в годы Великой Отечественной войны была отмечена правительственными наградами: медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. После окончания войны В.
В 1954 г. В 1950-е гг. Мавродиным, который, оценив его труды, посоветовал устроиться на работу в ЛОИИ. Он был демобилизован в звании полковника. В институте В.
С 1962 г.
Военный, награжденный орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу», — сказал губернатор Александр Беглов на торжественной церемонии. Глава города отметил, что историк один из немногих получил доступ к секретным материалам. Он изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады. Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде — цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до его исследований.
После начала Великой Отечественной войны преподавал в Черноморском высшем военно-морском училище , затем проходил службу в Главном морском штабе. С оперативным дежурством совмещал исследовательскую работу, занимая должности историографа, научного сотрудника и учёного секретаря Главного морского штаба. На основе архивных документов составил секретную хронику боевых действий Черноморского флота. После окончания Великой Отечественной войны вернулся в Ленинград и начал преподавать в Военно-морской академии. В 1954 году защитил диссертацию «Защита морских коммуникаций осаждённого Севастополя», став кандидатом военно-морских наук. Работал на должностях от младшего до главного научного сотрудника , был заведующим Отделом истории советского общества ныне — Отдел истории современной России. За книгу «Ленинград и Большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг.
На Петроградской стороне появилась памятная доска отцу братьев Ковальчуков
На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Валентин Ковальчук в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). Крупнейший российский ученый-историк, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук. Памятная доска историку блокады, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку появилась в Петербурге. Её установили в здании Санкт-Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, где работал учёный. В Санкт-Петербурге на 98-м году жизни скончался известный историк, доктор исторических наук Валентин Ковальчук. В Санкт-Петербургском институте истории РАН открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку, известному своим вкладом в изучение Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и новейшей истории России.
Вспоминая Ковальчука
Об этом сегодня, 27 января, сообщили в пресс-службе Смольного. Военный, награжденный орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу», — сказал губернатор Александр Беглов на торжественной церемонии. Глава города отметил, что историк один из немногих получил доступ к секретным материалам. Он изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады.
И у них получилось, что таких жертв было, наверное, не менее 800 тыс. Публикацию партийные идеологи разгромили — после многочисленных жалоб ответственного за снабжение войск Ленинградского фронта и населения города Дмитрия Павлова.
Он обвинил автора статьи в «идеологической диверсии». Была цифра, и он возмутился, что так прекрасно кормили и так хорошо всё было, что не могло столько умереть. И он написал письмо в ЦИК — что это такое. Цифру запретили. В общем, началась определённая травля.
Это был такой очень тяжёлый период на самом деле, — рассказывает Михаил Ковальчук. Другой темой, которой историк посвятил более 20 лет, стали коммуникации осаждённого города. Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. О «Дороге жизни» тогда, в 60-е, ещё помнили. Но совсем не знали о воздушном мосте, налаженном между Ленинградом и Большой землёй.
О линии электропередачи с Волховской ГЭС — она питала током ленинградские предприятия и жилые дома. О ледовой железной дороге, проложенной военными строителями и мобилизованными горожанами. О трубопроводе, построенном через озеро всего за месяц. Топливо, отправленное по нему, шло на боевые корабли, подводные лодки и в городские котельные.
В 1965 году в соавторстве с Г. Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч. Современные научные исследования подтвердили выводы Ковальчука. По последним данным, закреплённым судебным решением, число жертв блокады превышает миллион человек. В 2023 году, в связи с 10-летием кончины выдающегося историка, Учёный совет Санкт-Петербургского института истории РАН решил увековечить его память, установив мемориальную доску.
Впоследствии всё было засекречено безотносительно. И нелегко представить, зачем папа этим занялся», — поделился сын историка и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Сообразно официальным послевоенным настоящим, от голода, немочей и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился Валентин Ковальчук. Они вот взяли документы треста «похоронное дело», они взяли документы по эвакуации, по лозунгу, мобилизации в армии, и у них вышло, что таковских жертв было, верно, не менее 800 тыс. Ковальчук опубликовал эти настоящие в научной статье в журнале «Спросы истории». Публикацию разгромили после бессчетных иеремиад. Ответственный за снабжение сильев Ленинградского фронта и народонаселения города Дмитрий Павлов обвинил ученого в «идеологической диверсии». Иной величавой темой для историка стала коммуникация осажденного города. Он смог найти безвестные настоящие о снабжении адвокатов Ленинграда и партикулярного народонаселения.
Дороги жизни: какой путь прошел главный исследователь блокады Ленинграда
Он один из немногих получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — рассказал губернатор Александр Беглов.
Ему предложили остаться в аспирантуре, но, как вспоминал В. По мандатным данным и по показателям успеваемости было отобрано 9 человек с нашего курса. Так я стал старшим лейтенантом и был направлен в адъюнктуру на командный факультет в Военно-морскую академию имени К. Ворошилова» Ковальчук В.
Сборник памяти В. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала обучение и В. Осенью 1941 г. В январе 1942 г. Участвуя в поддержании флагманского пункта «в рабочем состоянии, неся в нем оперативное дежурство», как отмечалось в одном из приказов, В.
В течение последующих нескольких лет он занимал должности историографа, научного сотрудника и ученого секретаря Исторического отдела Морского генерального штаба. В 1943 г. В первой, частично основанной на личном севастопольском опыте, научной статье «Некоторые вопросы обеспечения коммуникаций на Черном море 22 июня — 22 декабря 1941 г. В соавторстве с П. В своих воспоминаниях о работе в Историческом отделе В.
Там же. Служба в годы Великой Отечественной войны была отмечена правительственными наградами: медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. После окончания войны В. В 1954 г. В 1950-е гг.
Мавродиным, который, оценив его труды, посоветовал устроиться на работу в ЛОИИ. Он был демобилизован в звании полковника. В институте В. С 1962 г. В 1965 г.
Соболевым В. Попытка уточнения количества погибших в блокадный период ленинградцев, предпринятая авторами в статье, привела к выводу о том, что официальные данные, озвученные на Нюрнбергском процессе, — 632 253 погибших от голода человека — занижены. Анализ статистических материалов вывел новую цифру — около 800 000 погибших, приведенную в статье. Публикация вызвала резонанс в общественной, научной и партийной среде. Многие, в т.
Такие данные подтверждены судебными решениями и стали объектом признания. Много документов, материалов, свидетельств было утеряно. Валентин Ковальчук предлагал, чтобы музей был возрожден на старом месте в Соляном переулке, и он был открыт в 1989 году. Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру.
Сгорел турный вагон. Ранены оба машиниста — Баранов и Амосов, кочегар Клементьева. После перевязки Амосов вернулся к регулятору и довёл поезд. Вся бригада вела себя героически, от огня спасены и многие вагоны... А коммуникация через Ладожское озеро приобрела дублирующее значение. Весна сильно осложнила эксплуатацию магистрали.
Болотистая почва, по которой была проложена дорога, оттаяла, талые воды залили дорогу. Ещё большие сложности причиняло увеличение светлого времени суток. Один за другим. В связи с этим 19 марта 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление — построить на трассе Шлиссельбург — Поляны обходной путь, протяженностью 18, 5 километров. Этот путь проходил в 2-3 километрах от основной дороги. Он находился не только дальше линии фронта, но был ещё и лучше прикрыт, благодаря особенностям местности и кустарнику.
Движение по обходному пути началось 25 апреля 1943 года. К концу мая в Ленинград приходило до 35 составов в сутки. Город, наконец, ожил. Всего с начала эксплуатации Шлиссельбургской магистрали по декабрь 1943-го в Ленинград было пропущено 3105 и из Ленинграда — 3076 поездов. Благодаря ей стало возможным снабдить гарнизон города достаточным количеством боеприпасов и снаряжения, а жителей города обеспечить нормальным питанием. Кроме хлеба, который теперь по содержанию муки полностью отвечал своему назначению, ленинградцам стали больше выдавать и других продуктов.
Улучшение медицинского обслуживания, снабжения продовольствием и топливом привело к укреплению здоровья населения. Резко сократились заболеваемость и смертность. Успешная работа Шлиссельбургской магистрали благоприятно отразилась на городском хозяйстве Ленинграда и прежде всего на его восстановлении. Начальник Октябрьской железной дороги Б. Саламбеков писал о Шлиссельбургской магистрали в конце войны так: «Здесь вражеские артиллеристы, минометчики и летчики охотились за каждым поездом. Здесь были необычные технические условия — путь местами был проложен по болоту, и вода стояла выше головки рельса; здесь, наконец, были вовсе необычны и, конечно, очень тяжелы самые формы организации движения.
И трасса... Только 23 февраля 1944-го, после разгрома фашистских войск под городом на Неве и окончательного снятия блокады, вновь вошла в строй главная железнодорожная линия Ленинград — Москва. Там, где она проходила, всё изменилось. Но благодарные ленинградцы-петербуржцы всегда будут помнить тех, кто в труднейших условиях строил, защищал и эксплуатировал легендарную Дорогу Победы». Ныне два паровоза магистрали стали памятниками: Эу 708—64 стоит на станции Волховстрой, а Эм 721—83 — на станции Петрокрепость. А в Шлиссельбурге, на берегу Невы, можно видеть скромную стелу.
Перед ней — кусок железнодорожного полотна. Надпись на стеле напоминает, что здесь после прорыва блокады под огнём врага были построены переправы и железнодорожная линия, связавшая осаждённый Ленинград со страной, которая ни на день не забывала ленинградцев и старалась им помочь. Специально для Столетия.