Новости что такое эмоциональный интеллект простыми словами

Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести.

Что такое эмоциональный интеллект и как его прокачать. Главное

Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих. Говоря простыми словами, эмоциональный интеллект – это контакт со своими чувствами и эмоциями. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект EQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции других людей. то есть внимательностью и восприимчивостью к собственному и чужому эмоциональному состоянию.

Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами. Что такое эмоциональный интеллект. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов.

Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами

В начале XX века американский психолог Эдвард Торндайк ввёл понятие социального интеллекта. Оно описывает способность понимать людей, умение общаться с ними и действовать разумно в отношениях. Это значит, что человек способен коммуницировать на высоком уровне, находить общий язык, налаживать и поддерживать социальные контакты. Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1960-х годах. В отличие от понятия «социальный интеллект», он связан со способностью распознавать эмоции — как свои, так и чужие. Однако по-настоящему популярным этот термин стал только в 1995 году, после выхода одноимённой книги американского журналиста Дэниела Гоулмана.

В ней автор определил эмоциональный интеллект как набор навыков и характеристик, которые определяют лидерские качества и важны для достижения успеха в карьере. Кроме того, исследования показывают, что люди с развитым эмоциональным интеллектом реже сталкиваются с проблемами психического здоровья. Составляющие и навыки эмоционального интеллекта В современной психологии основной считается модель эмоционального интеллекта, разработанная Мэйером, Сэловеем и Карузо. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект состоит из четырёх ключевых компонентов: Восприятие эмоций. Это способность распознавать собственные эмоции и понимать чувства других людей по их мимике, жестам, голосу, походке и другим невербальным сигналам.

Использование эмоций для когнитивной деятельности. Человек учится активизировать мыслительные процессы для обучения, решения задач и проблем. Например, он помогает взглянуть на вещи под разными углами зрения или дольше фокусироваться на объекте, который вызывает больший эмоциональный отклик. Понимание эмоций. Позволяет определять причину эмоций, видеть их взаимосвязь, улавливать мельчайшие детали и нюансы.

Управление эмоциями. Этот навык включает в себя умение контролировать положительные и отрицательные эмоции для достижения результата, а также влиять на эмоциональное состояние окружающих. Существует также смешанная модель эмоционального интеллекта, разработанная Дэниэлом Гоулманом. Согласно этой модели, EQ состоит из пяти компонентов: самопознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков. Принцип работы В модели лаборатории EQ-factor эмоциональный интеллект не рассматривается отдельно от IQ — они не являются противоположными или конфликтующими.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности можно представить в виде пирамиды, где EQ является основанием.

Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда.

Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии.

Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом.

Для этого нужно понять суть эмоционального интеллекта и его значение как в деловом мире, так и в быту. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект в последнее время стал модным термином в бизнес-среде.

Это способность понимать и управлять не только своими, но и чужими эмоциями. Считается, что люди с высоким эмоциональным интеллектом с большей вероятностью преуспеют в жизни и смогут построить гармоничные отношения, поскольку они способны лучше ориентироваться в людях, адаптироваться к различным ситуациям и изменениям, справляться со стрессом и принимать эффективные решения. Этот важнейший навык в жизни абсолютно каждого человека определяет способность идентифицировать, понимать и управлять эмоциями, а это сложнее, чем кажется. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, саморегуляцию, эмпатию, мотивацию и социальные навыки. В последние годы концепция эмоционального интеллекта признается решающим фактором личного и профессионального успеха. Тот, кто овладеет эмоциями, овладеет умами. Это действительно так, поскольку редкий человек умеет контролировать свои эмоции, особенно в стрессовой ситуации. Важность эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект предполагает осознание собственных чувств, сочувствие к другим и использование этих знаний для управления социальным взаимодействием и принятием обдуманных решений. Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением.

На самом деле зачастую не разум управляет эмоциями, а эмоции разумом. Но стремиться нужно к тому, чтобы разум возобладал над эмоциями в любых ситуациях. Импульсивность никому не идет на пользу.

Кроме Гоулмана, понятие эмоционального интеллекта изучают другие группы психологов и учёных, создают свои модели понимания термина, свои методы тестирования.

Эмоциональный интеллект в бизнесе и работе относят к понятию soft skills, то есть к гибким навыкам. Это навыки, связанные с личными качествами каждого человека, которые он может применять в работе. Бизнес напрямую не зависит от этого навыка, но применяя EI, можно существенно прокачать компанию изнутри и взаимодействие с партнёрами и клиентами. Модели эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — способность объединить ум и эмоции человека.

Учённые разработали свои системы определения EI. Чтобы понять свой уровень, нужно пройти тест, который основан на одной из нескольких моделей EI. Модель, созданная Дэниелом Гоулманом, имеет пять общих характеристик эмоционального интеллекта: Осознание себя. Это умение человека понимать какие чувства он испытывает прямо сейчас.

Отличить злость от зависти, чувство вины от стыда. Умение не просто отслеживать свои чувства, а ещё брать ответственность за них, управлять своим поведением. Навык, который позволяет понимать, что чувствуют другие, предполагать, что думают люди вокруг. Это не угадывание, а считывание переживаний и поведения людей.

Социальные навыки. Способность взаимодействовать с людьми, понимать их лучше, оценивать поведение, не брать на себя лишнюю ответственность. Способность стремиться к достижению цели. При этом возможно мотивировать своих друзей, коллег и бизнес-партнёров.

Эти пять составляющих вывел Гоулман и описал в своих книгах. Для построения отношений их в целом достаточно. Психологи Дж. Мэйер, П.

Сэловей, Д. Карузо выделяют свою модель, которая имеет более основательную базу исследований и используется в современной психологии. Модель способностей Мэйера-Сэловея-Карузо включает в себя: Восприятие эмоций. Способность понимать свои эмоции, разделять их и называть.

Также способность понимать чувства других людей, считывать их по мимике, жестам, поведению. Использование эмоций. Навык человека использовать свои переживания, чтобы улучшать мыслительный процесс, применять в работе и бизнесе. Понимание эмоций.

Умение человека определять откуда возникают эмоции, по каким причинам, как они воспринимаются изнутри, какие процессы повлияли на возникновение переживаний, какие внешние факторы или внутренние мысли. Контроль эмоций. Управление эмоциями — сложный и комплексный навык в EI. Человек может ради достижения целей создавать эмоции, направлять их, проживать и завершать, не разгоняя мыслительный процесс.

Рувен Бар-Он, один из израильских психологов, изучал эмоциональный интеллект, описал свои выводы в докторской диссертации в 1988 году. Однозначно, благодаря ему у человека есть понимание эмоционального интеллекта и коэффициента. Он вывел 15 составляющих EQ: Эмоциональная осознанность. Когда человек различает и понимает свои переживания в момент их возникновения.

Эмоциональное выражение. Умение человека выражать свои чувства, не нарушая границы других людей. Эмоциональная ответственность. Когда человек берёт ответственность на свои чувства, отделяет свои границы чувств от общества.

Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.
9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия.
Эмоциональный интеллект (EQ) Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.
Эмоциональный интеллект что это кратко и понятно Итак: чему помогает эмоциональный интеллект, как происходит его развитие и что может этому помешать.
9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia Что такое эмоциональный интеллект простыми словами.

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком

Рассказываем о том, что такое эмоциональная грамотность, чем проактивная агрессия отличается от реактивной и как развить эмоциональный интеллект. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач. это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять). В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. это способность личности распознать собственные эмоции, а также умение их контролировать (управлять).

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить

Разобраться, какие качества EQ хочется у него перенять. Это может быть герой книги или фильма, спикер на конференции, эксперт из ютьюба или директор департамента, которого вы иногда видите на совещаниях. Главное, что человек вдохновляет своим примером. Почему сложно: некоторые люди считают, что копировать кого-то стыдно. Но на деле следовать примеру — надежный способ усвоить и развить в себе незнакомое качество. Найти ментора Что сделать: выбрать человека, который хорошо владеет нужными качествами EQ, и попросить его о наставничестве. Лучше всего, если ментором станет ваш коллега или эксперт из вашей профессиональной области — так будет легче обмениваться опытом и понимать друг друга. Почему сложно: есть две причины. Первая — возможно, в менторстве откажут. Но если сделать предложение не одному, а двадцать одному человеку, то шанс найти наставника резко возрастает. К просьбе о менторинге можно подойти не напрямую, а поступательно: познакомиться, поделиться впечатлением о публикациях или выступлениях, попросить совета.

Тогда ментору будет легче оценить вас в качестве менти. Вторая — прогресс менти должен быть непрерывным, чтобы было что продемонстрировать наставнику. Нельзя пользоваться чужим временем и советами и не пробовать их выполнить. Возможно, это ощущается как некоторое давление, но именно оно помогает человеку не сдуться в процессе роста. Еще один способ прокачки EQ спорный Хочется найти более очевидный способ повысить EQ, чем копаться в ошибках, ловить вдохновение, анализировать фидбэк и искать наставника. И он, конечно, есть: Берите и делайте то, что не умеете, в процессе научитесь. В стратегии «бери и делай» есть нюанс. Любой рост, в том числе и личностных качеств, должен происходить небольшими шагами. Например, человек боится выступать. Чтобы победить страх, он соглашается на роль, где публичность нужна ежечасно.

Его стресс начнет копиться — рано или поздно увеличится настолько, чтобы невозможно будет продолжить его выносить. И тогда с человеком может случиться что угодно: депрессия, выгорание, развод, увольнение и проблемы со здоровьем. Без острой необходимости подвигов делать не нужно. Лучше пройти выбранный путь изменений медленно, маленькими шагами, зато прийти к результату.

И начинают этот кредит платить. И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя. Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема. Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс. Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность. Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят. Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик? Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний. То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать. Ирина — Мотивацией могут быть деньги?

Если ресурсы есть, отдают их, не ожидая благодарностей. Они понимают, что отдавать — это решение, принятое именно ими, а никем другим. Просить плату за свое добро им несвойственно. Также они, благодаря своей эмпатии, умеют подбирать нужные подарки. Вручать презенты любят неожиданно, это производит сильнейшее впечатление на окружающих. Умение наслаждаться тем, что есть Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта каждый день находят, за что поблагодарить судьбу. Это повышает их настроение и дает жизненные силы для преодоления трудностей. Умение высыпаться Недостаток сна вредит нашим эмоциям. Когда мы находимся в измотанном, уставшем состоянии, нам сложно спокойно реагировать на стрессовые ситуации или ситуации, близкие к ним. Также недосып снижает интеллектуальные способности. Сон перезаряжает наш мозг, проматывая, перерабатывая и сортируя воспоминания дня Все это помогает нам снизить эмоциональную нагрузку прошедших событий, а значит, восстановить свои психологические силы. И физические тоже. Люди с высоким эмоциональным интеллектом обязательно заботятся о том, чтобы спать нужное количество часов. Умение радоваться, не опасаясь осуждения Эмоционально развитый человек радуется без оглядки на других, даже если все вокруг считают, что радуется он напрасно. Вот примеры фраз манипуляторов и завистников, мешающих радоваться и наслаждаться жизнью: «Все путешествуешь, обо мне бы подумала!

То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени. И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции. И эти навыки саморегуляции, навыки поддерживать себя в позитивном состоянии даже сложных ситуациях — это тоже часть эмоционально интеллекта. Есть конкретные приёмы, как это делать. Для этого сначала надо отловить, что тебя бесит или что тебя раздражает. Потом докопаться до причин из-за чего это происходит, и что ты можешь с этим сделать. Или как изменить к этому отношение. И навыки эмоциональной саморегуляции дают очень большое преимущество, особенно в ситуации, которая быстро меняется. Когда в проекте у тебя то дедлайн, то клиент изменил требование, то у тебя в команде какой-то разлад... Ирина —... Важность мотивации Сергей — Ну перестань уже переживать по этому поводу.

Эмоциональный интеллект (EQ)

Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами. А ведь эмоциональный интеллект — это довольно просто: Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?

Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта

В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие: Самосознание — это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. Саморегуляция — умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок. Мотивация — возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата. Эмпатия — умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные. Социальные навыки — применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий. Внутриличностная: Ассертивность — возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей. Самоуважение — способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой. Независимость — возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения.

Самоактуализация — раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности. Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения. Межличностная: Эмпатия — это умение определять, понимать и воспринимать чувства окружающих людей. Социальная ответственность — умение вести сотрудничество с представителями различных социальных групп вплоть до возможности взять на себя заботу об определенном человеке, когда требуется проявить высокие нравственные качества. Межличностные отношения — это способность успешной вербальной и невербальной коммуникации с формированием полезных взаимоотношений, умение налаживать социальные контакты. Адаптативная: Умение решать проблемы — умение распознавать и формулировать проблему для поиска эффективного метода ее решения.

Например, Рувен Бар-Он указывает, что эмоциональный интеллект — это «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». А указанный выше Дэниэл Гоулмен говорит, что понятие ЭИ связано с возможностью осознавать свои эмоции и эмоции других для мотивации, управления эмоциями и эффективной коммуникации. Если объединить позиции исследователей, то получается, что эмоциональный интеллект связан с управлением своими эмоциями, их осознанием. Хозяин эмоций не подавляет их, а по необходимости «разрешает» им проявляться. Этот навык позволяет сохранять самообладание, а также лучше понимать и себя, и других. Про адаптацию Правда ли, что ЭИ связан с адаптацией в социуме? Пока не ясно. Так, Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин в своей статье говорят, что «не всегда высокая выраженность некоторых компонентов ЭИ приводит к благоприятным для субъекта последствиям». Например, человек, который лучше понимает эмоции других, будет чувствительным и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям. Это не всегда хорошо, потому что, например, в напряженных условиях может повысить уровень депрессии или пессимизма. Ciarrochi, Dea, Anderson, 2002. Следовательно, в такой ситуации преимущество на стороне низкой эмоциональной чувствительности. Существует и обратная ситуация.

IQ используется для определения уровня умственных навыков и выявления людей с высоким интеллектом или психическими проблемами. С другой стороны, эмоциональный интеллект является лучшим показателем успеха на рабочем месте и используется для выявления лидеров, хороших работников и людей, которые могут работать в одиночку. Как использовать эмоциональный интеллект в жизни Эмоциональный интеллект, так же как и личность, у каждого человека уникален, и зачастую развивать его, бывает довольно сложно. Однако, несмотря на то, что это требует усилий, сознательное воспитание в себе пяти составляющих эмоционального интеллекта не только позволит вам стать продуктивнее вы научитесь анализировать свои эмоции и взаимодействовать с миром вокруг , но также поможет сблизить рабочий коллектив и мотивировать каждого из окружающих вас людей. Ниже приведены примеры того, как эмоциональный интеллект проявляется в жизни: На работе люди выражают свое мнение открыто и с уважением, не боясь оскорбить коллег. Сотрудники общаются в нерабочее время и уважают свободу друг - друга, образуя более прочные и дружественные отношения. Руководство может рассказать об общей цели компании и принимать предложения реализации от сотрудников. Это, безусловно, поднимет командный дух. Когда шеф способен проложить стратегический путь к достижению целей. Вы делаете паузы во время работы, которые помогают избежать решения, принятого на эмоциях. Когда вы стремитесь контролировать свои мысли, вы сопротивляетесь тому, чтобы стать рабом своих эмоций, позволяя себе жить так, чтобы это гармонировало с вашими целями и ценностями. Какое влияние на нас оказывает эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект влияет на то, как мы управляем поведением, реагируем на жизненные сложности и принимаем решения, которые дают положительные результаты. Ваше умение контролировать эмоции помогают контролировать стресс, позволяя вам обнаруживать и принимать сложные решения до того, как ситуация ухудшится.

Последняя способность — это лидерство, то есть умениеспособность вести за собой других и мотивировать их к действию. Эмоциональный интеллект не является врожденной или постоянной чертой. Соответствующие компетенции человек начинает осваиватьет еще будучи ребенком и продолжает на протяжении жизни еще будучи ребенком. Эмоциональный интеллект можно развить, проходя различные тренинги, занимаясь с психологом, выполняя аутотренинги и упражнения. Как измерить эмоциональный интеллект Эмпатия поддается измерению с помощью ряда стандартизированных психологических инструментов и моделей. Наиболее популярным является опросник INTE. Еего также можно измерить с помощью довольно простого по конструкции теста KKS, то есть опросника социальной компетентности. Он исследует поведение в ряде социальных ситуаций, включая момент тесного контакта с другим человеком, ситуацию, требующую уверенного поведения, и момент социального воздействия, например, публичное выступление. Тесты используются в диагностике, в том числе в терапевтической работе, а также в консультировании в широком смысле, например, в профориентации. Как развить эмоциональный интеллект Низкий эмоциональный интеллект чаще всего является проблемой людей, которые в детстве не получили от родителей соответствующих шаблонов поведения и общения с другим людьми, имеющихми нарушения когнитивных функций. Но сформировать и развить эти навыки можно самостоятельно. Это достигается, в том числе, за счет профессиональных семинаров и психотерапии. Психотерапия позволяет разрешить внутренние конфликты, изменить дезадаптивные механизмы, укрепить уверенность в себе. Развитие следует начинать с обучения адекватному выражению собственных чувств. Если человек не может понять собственные эмоции, то вряд ли он сможет понять эмоции других людей. Есть много способов научиться лучше понимать себя. Один из них — работа с собственным телом — внимательное наблюдение за собственными реакциями в различных обстоятельствах, как положительных, так и отрицательных. Потому что эмоции начинаются в теле. Головная боль или мышечное напряжение могут быть сигналом беспокойства, тогда как состояние расслабления наступает в ситуации, когда человек чувствует безопасность и покой. Это поможет составить представление о себе и взглянуть на свои реакции со стороны, научиться лучше понимать их.

Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать

способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с. Эмоциональный интеллект (EQ) — что это такое, зачем он нужен и как помогает ораторам, менеджерам и владельцам бизнеса. Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится.

Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать Часть 1. Понятие эмоционального интеллекта. Почему он так важен в жизни каждого человека?Илья Шабшин:00:00 Вступление.
Значение словосочетания «эмоциональный интеллект» Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек.
Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе.

Значение словосочетания «эмоциональный интеллект»

Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих.
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности? Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать.
Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой) Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?

Как развивать эмоциональный интеллект?

Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.

Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.

Зачем это нужно? Причин множество: -эффективное общение с людьми — HR — управление коллективом, способность координировать люде Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек. Кроме того, такой человек сможет эффективнее расставлять цели и приоритеты. Как развить эмоциональный интеллект? Вместо того, чтобы с головой погружаться в труды ученых, начните с простых шагов: Замечайте свои реакции на то или иное событие, отслеживайте эмоции. Эмоции и тело связаны. Замечайте реакции своего тела на те или иные события.

Кто ввел понятие? Термин эмоционального интеллекта был введен в 20 веке. В 1920 г американский психолог Торндайк упоминал о социальном интеллекте и отношениях между людьми разного пола и возраста. А чуть позже был разработан первый тест для определения его уровня. Более полная его картина была представлена в 1985 году израильским ученым Рувеном Бар-Оном. В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ Emotional Quotient и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы.

Фото Далее можно ознакомиться с фото по теме: Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает? Считается, что именно эмоциональный интеллект определяет успешность человека во всех жизненных ситуациях, особенно в карьере и бизнесе. Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией. Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему?

Психологические исследования показали, что люди с высоким уровнем интеллектуального развития нередко не могли применить свои способности на практике из-за плохой адаптации в коллективе и слабых межличностных коммуникативных навыков. С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии. Виды и особенности Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра: Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей по внешним признакам — походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т. Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность.

Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится.

И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица. Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый.

Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта. Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден.

Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность.

И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться. Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии.

Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий