Таким мнением поделился с журналистами декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.
Декан экономфака МГУ Аузан: При новой глобализации России поможет «путь Левши»
Декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан прочитал лекцию в МАИ. Декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Александр Аузан представил на «Красной площади» свою книгу «Культурные коды экономики» / Людмила Прохорова. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает отношения между обществом и власти после голосования по изменению Конституции «социально-авторитарным контрактом».
Александр Аузан: «Креативность отвечает на вызов искусственного интеллекта»
Александр Аузан — внук латышского стрелка рус. The Baltic Course 19 июля 2016. Дата обращения: 19 апреля 2022. Архивировано 11 сентября 2016 года. Архивировано 14 апреля 2021 года.
Но, мне кажется, этого еще недостаточно. Подытоживая разговор про вклад государства в развитие сектора, можно ли сказать, что за 30 лет некоммерческий сектор стал деловым партнером государства?
Или власть все еще на очень далекой дистанции? Конечно, находится на далекой дистанции. Я думаю, разве что бизнес может восприниматься как партнер, причем младший партнер. С моей точки зрения, говорить о партнерстве власти и гражданских организаций сейчас нельзя. Это было так во время Гражданского форума 2001 года. Тогда в основе лежала идея партнерства.
Сейчас не так. Мне кажется, мы от этого, к сожалению, ушли далеко. Фактически получается, что сейчас посредником в этом общении становится крупный бизнес, с которым власть готова обсуждать некоторые общественные вопросы. Особенно, если бизнес согласится по этим вопросам нести необходимые затраты. Но для того, чтобы быть партнерами, нужно иметь соответствующую переговорную силу. За этим должны стоять активы: например, в виде активной поддержки со стороны населения.
Наверное, этого актива пока недостаточно. Потому что власть совершенно не обязана любить как бизнес, так и гражданское общество просто так. Это скорее отношения по расчету, а не по любви. В одной из своих лекций вы рассказываете, что Россия — биполярная страна, которая одновременно имеет черты индивидуализма И-Россия и коллективизма К-Россия. Нет, так нельзя сказать. Потому что гражданская деятельность существует как в И-России, так и в К-России.
Я бы сказал, что это бывшие территории освоения, куда люди приходили, оторвавшись от привычных сообществ. Поэтому они научились вести себя, не спрашивая разрешения. К-Россия — это остальные регионы. Индивидуалисты действуют, не спрашивая разрешения. Коллективисты спрашивают разрешение и советуются с семьей, начальником, духовным авторитетом… Но у них есть другое преимущество. Юрий Лотман назвал это «архетипом отдания себя».
Коллективисты склонны к самопожертвованию, к уважению общей идеи. И в И-России, и в К-России возникают гражданские организации. Но есть отличие. В К-России люди легче объединяются, но там чаще встречается проблема «свои против чужих». Подробнее В И-России присутствует стремление действовать без разрешения. И это прекрасно, потому что позволяет реализовать совершенно новые и смелые идеи.
Но при этом — очень низкая договороспособность. Двум умным людям сложно договориться, потому что каждый из них считает, что его идея, несомненно, правильная, и никаких поправок не терпит. И что компромисс — это гадость и слабость. Хотя, знаете, мой папа говорил: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько может отдать добровольно». Это очень, мне кажется, правильная установка. Поэтому в крупных городах мы нередко видим организации, которые очень персонализированы.
Лицо организации — конкретный человек, который продвигает интересы своей организации. Поэтому я бы не сказал, что гражданские объединения — это явление одной части страны. Они присущи и К-России, и И-России; везде есть свои плюсы и минусы.
По его словам, России нужно вкладываться в человеческий капитал.
Но такие вложения дают эффект через долгое время. Результата придется ждать в лучшем случае лет через пять-семь, а в науке, например, и через 20 лет. Драма не в том, что нет денег на вложения в человеческие капиталы. А в том, что короткий взгляд доминирует как среди людей, так и среди властей.
И это не случайность, — продолжает декан экономического факультета МГУ. Откуда это возникло? Не знаю.
Задачи стоят ясные — избавиться от какой-либо необходимости зависеть от тех производственно-сбытовых, финансовых, банковских, логистических цепочек, которые так или иначе контролируются или находятся под большим влиянием наших западных коллег, уточнил он. В конце ноября прошлого года президент России Владимир Путин на III Конгрессе молодых учёных заявил, что Запад рассчитывал на то, что Россия не сможет избавиться от зависимости от его технологий, но РФ довольно быстро слезает с этой «технологической иглы». Российский лидер подчеркнул, что избавление России от зависимости не просто возможно, а продвигается довольно быстрыми темпами. Он также отметил, что у российских производителей приборов появился рынок сбыта, что будет экономическим стимулом.
Декан экономфака МГУ Аузан назвал "эффект Левши" шансом для РФ при новой глобализации
В рамках «Времени эксперта» на заседании Совета Федерации выступил декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор Александр Аузан. Александр Аузан декан Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Россия не сможет стать процветающей страной в ближайшее время, поскольку ее народ разделен, а все вопросы в государстве решаются силой, заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает, что спецоперация России в Украине будет иметь важные экономические последствия, пишет Телеграмм-канал «Логика Маркова». Закончил экономический факультет МГУ, имеет степень доктора экономических наук. Россия не сможет стать процветающей страной в ближайшее время, поскольку ее народ разделен, а все вопросы в государстве решаются силой, заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.
Культура закодировала экономику?
Гость RTVI «Вы держитесь!» — декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан. Декан экономфака МГУ Александр Аузан и научный руководитель РЭШ Рубен Ениколопов обсудили с ректором Антоном Суворовым роль доверия, современных СМИ и других институтов в обществе и экономическом росте. Александр Александрович Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член совета директоров крупных российских компаний. Декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Александр Аузан представил на «Красной площади» свою книгу «Культурные коды экономики» / Людмила Прохорова.
Председателем правления Федерации креативных индустрий избрали Александра Аузана
Что те, кто уехал за последние два года, часть из них вернулась... Я благодарен российскому правительству, что в итоге мы их сохранили в российской налоговой системе. Потому что воспроизвести эти мозги чрезвычайно трудно, — говорит профессор. Вот до сих пор мы живем в этой ситуации, когда у нас люди лучше, а институты хуже, — считает Аузан. Если в начальной школе «дети отличаются умом» и Россия попадает в некую пятерку стран по образованию, то уже в средней школе падает на 32—38-е место. Вот эту лестницу, ведущую вниз, я показывал трем министрам образования последовательно. Но там ничего не меняется, притом что понятно, что есть глобальные конкурентоспособные компании, неважно, частные — «Яндекс», «Касперский» — или государственные, как «Росатом», «Ростех», которым мозги нужны. Ясно, что есть исходная точка школы, — сказал декан экономического факультета МГУ.
Инвестиционную услугу вы не можете оценить через три месяца, прорасти должно дерево. А все системы оценки настроены на то, что результат должен появиться через семестр, через год, к следующему тесту. И чем хуже результаты, тем больше требований, критериев, отчетности, и система сама себя начинает душить. Я считаю, что надо переходить от «рыночно-услужной» к инвестиционной модели образования. В 90-е годы была модель «соросовский учитель»: лучших выпускников вуза спрашивали не про вузовских, а про школьных учителей, через ступень. Кем был ваш школьный учитель? Когда ниточки начинают сходиться на конкретном физике из Сызрани, ему говорят: «Семен Абрамыч, у тебя получается работать с детьми — вот тебе грант, работай, не надо отчитываться, у тебя уже результат». Результатом работы преподавателя является не его статья, а статья, которую написал его ученик. Профессора университета надо оценивать не по выпущенным только что студентам, а по тем, кто закончил 10 лет назад, чтобы люди, которые добились чего-то, сказали: моими учителями были эти люди. Причем взгляды на учителей меняются с годами — потом человек выясняет, что зануда, который бубнил в аудитории какую-то лабуду, и был настоящим учителем. Как вы думаете, экономическое образование интернационально или каждая страна имеет свою специфику? Один из моих бывших студентов, который занимает высокий пост в Казахстане, меня спросил: «Александр Александрович, вот мы посылаем многих учиться в Гарвард, один из лучших мировых университетов. То, с чем они оттуда приезжают, — это вообще где-нибудь применимо? Я ответил так: «Вы понимаете, Гарвардский университет не ставит своей задачей создание экономистов для республики Казахстан. Или для королевства Бельгия. То, чему их научили, довольно хорошо применимо в Штатах, несколько хуже — в Англии, процентов на тридцать — в Японии и процентов на семь — в Казахстане». Потому что, кроме того, что существуют универсальные законы, есть еще такая вещь, как культурная специфика институтов. Поэтому люди, которые учатся, например, в России, обязаны знать, как работают институты в других странах, тем более что мир сегодня очень глобализирован. Но человек, который здесь вырос и получил образование, конечно, гораздо лучше понимает, какие законы в этой стране исполняются, а какие нет. Может быть, даже понимает, почему так происходит. Долгие годы у нас все хотели быть экономистами. Говорят, что сейчас спрос снижается — слишком много в стране экономистов. Так ли это? Появятся ли новые профессии, связанные с экономикой? Экономисты, менеджеры и юристы — самые популярные профессии с 90-х годов, потому что в течение 20 лет их производили все, кто хотел выжить: прекрасные технические или педагогические вузы, которые не имели представления о том, как учить экономистов, странные авантюристы и так далее. Спрос на действительно образованных квалифицированных экономистов не падает: в МГУ, в ВШЭ, в Российской экономической школе, в Финансовом университете конкурсы растут и будут расти. В 2017 году будет всего девять магистерских программ вместо 17, и они будут сильно отличаться по содержанию. Новые профессии уже рождаются. Например, мы два года назад создали первую межфакультетскую магистратуру, совместно с биологическим факультетом МГУ — программа называется «Менеджмент биотехнологий». Мы понимаем, что биотехнологии рождают огромный сектор новой экономики: энергетика, новые материалы и так далее, понятно, что там нужны менеджеры, которые понимают содержание этих процессов.
На данный момент в мире действуют две противоположные силы, одна из которых «расталкивает» нации. Вторая сторона, напротив, подталкивает их к сотрудничеству и кооперации в условиях разделения труда, поскольку «люди лучше всего делают то, что умеют и любят делать». Аузан считает, что новая волна глобализации может подняться уже через два-три года, и Россия примет в ней участие. И в этой «новой глобализации» стране следует использовать «путь Левши», то есть свойственную гражданам способность хорошо делать нестандартные вещи, передает РБК.
Нужны «шоколадные условия» Важнейшие вещи для инвестора — риск и доходность. Если бизнес может получить большую прибыль, многие деловые люди захотят рискнуть. Поэтому предпринимателям нужно создать действительно шоколадные условия для ведения бизнеса. И обеспечить полную юридическую защиту. И свои должны это ощущать в той же мере. Госкапитализм, который постепенно трансформировался в госпаразитизм, должен уступить место новой, более созидательной концепции, — считает Олег Дерипаска, миллиардер, председатель наблюдательного совета Института экономики роста им. Важно не распыляться, пытаясь заместить все и сразу. Нужно определить главные направления. Поставки в Россию новых скоростных поездов «Сапсан» приостановлены. Тем не менее в некоторых сферах эта зависимость может оказаться критической, а попытки классического импортозамещения — провальными. По крайней мере исторических примеров удачного закрытия экономики и следующего за этим опережающего развития нет. Обычно происходит наоборот. Примерами неудачного импортозамещения могут «похвастать» страны Латинской Америки. Во второй половине прошлого века Бразилия, Аргентина, Чили и Мексика пытались развивать отечественных производителей, закрывая внутренние рынки путем ввозных пошлин и прочих барьеров. В итоге получили «потерянное десятилетие» в 80-х годах и деградацию экономики. Границы пришлось открыть, но при этом зафиксировать увеличившееся отставание от развитых стран. Чрезмерные государственные инвестиции — к дисбалансу бюджета. Из-за неэффективности экономики не росли доходы населения, — перечисляют проблемы в Институте экономики роста им. Впрочем, есть шанс, что российское правительство учтет негативный исторический опыт других стран и постарается не допустить похожих ошибок. По крайней мере хочется на это надеяться. Даже если санкции скоро снимут, важные для развития страны технологии надо освоить как можно быстрее. Не закрывайтесь, а развивайтесь Большинство экспертов считают, что в закрытой экономике развиваться не получится. Отставание от технологически развитых стран будет только расти. Отсутствие удачных кейсов в мировой истории. Особенно, если мы говорим, что отечественная продукция должна быть более дешевой и качественной, — сетует Михаил Виноградов подробнее см. Нам нужна международная кооперация. Причем не с ограниченным числом партнеров, а со всем миром. За 15 — 20 лет Китай из полуаграрной страны стал второй экономикой мира.
Александр Аузан
Этот ресурс — все», — констатирует Александр Аузар. Он указал на отсутствие «свободных рабочих рук», поэтому в будущем, с учетом, что кредитование не остановится, будет иметь место переманивание и перекупка сотрудников, что будет хорошо, на первый взгляд, для самих работников. Однако эта ситуация приведет к «разрыву в доходах», и может развернуться «страшная вещь» — инфляционная спираль. В качестве примера он привел 1990-е годы, назвав эту ситуацию «тяжелой историей».
В теории, получить права бесплатно могут многие: матери в декрете, пенсионеры и безработные. И даже в этом случае количество мест ограничено, поэтому нужно успеть подать заявление и попасть в квоту. Повезет самым настырным. Госпошлину и экзамены, кстати, все равно придется оплатить. Чему еще можно бесплатно обучиться? Аудит, логистика, маркетинг, менеджмент, дизайн — и все это в рамках программы «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Принять участие могут определенные категории граждан.
Но для этого нужно сделать одну непростую вещь - создать экосистему, которая будет комфортной для творческих людей, позволит фиксировать результаты их деятельности в виде интеллектуальной собственности и тем самым вводить их в экономический оборот, создавая условия для их продвижения в мире". По словам ученого, в ближайшее время Федерации целесообразно организовать серию дискуссий и онлайн-лекторий, а также заявить о себе на крупнейших экономических конференциях, таких как Петербургский международный экономический форум: "У нас есть избыток высококачественного человеческого капитала, который не находит достойного применения в современной российской экономике. Ему и надо открыть институциональные пути в креативные индустрии". Фактически экономический факультет МГУ должен стать одним из ключевых интеллектуальных доноров Федерации. Эту задачу, среди прочих, предстоит решить новому председателю правления ФКИ. Александр Аузан - декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики, доктор экономических наук. Возглавляет Общественный совет при Министерстве экономического развития. Сторонник институциональной теории в экономике, согласно которой экономические процессы тесно взаимосвязаны с социальными, политическими, культурными, религиозными аспектами жизни общества.
Попробуйте сделать такое упражнение: представьте себе свою жизнь через 10 лет. Что бы вы хотели? Вставать по звонку или нет? Работать в офисе или нет? Руководить группой? Быть свободным в перемещениях? Смоделируйте свою жизнь. Тогда решите для себя: что я должен сделать уже завтра, для того чтобы туда попасть?
Александр Аузан
- Общество профессионального потребления
- Проект общежития для курорта за 50 млн рублей
- Необходимая защита
- Необходимая защита
Александр Аузан: «В этом мире нет совершенства, зато в нем есть разнообразие»
Россия не сможет стать процветающей страной в ближайшее время, поскольку ее народ разделен, а все вопросы в государстве решаются силой, заявил декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Давным-давно в интервью «КП» декан экономического факультета МГУ Александр Аузан очень хорошо описал российскую ментальность. О взаимосвязи разных факторов в экономике рассказал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Александр Аузан — все новости о персоне на сайте издания В Москве продолжается пятый Форум социальных инноваций регионов.
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ: «В России начинается когнитивный диссонанс»
Александр Александрович Аузан – известный публицист, доктор экономических наук, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики и декан экономического факультета МГУ. -Релокация квалифицированных специалистов за рубеж в 2022 году привела к потере Россией части человеческого капитала, его восполнение может занять семь-десять лет, считает декан экономического факультета МГУ имени Ломоносова Александр Аузан. Об этом декан экономического факультета Московского государственного университета Александр Аузан рассказал Ольге Орловой, ведущей программы «Гамбургский счет» на Общественном телевидении России. Таким мнением поделился декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.
Декан экономфака МГУ Аузан готовит «смену пораженцев» для сдачи России
Являлся членом Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В настоящее время входит в состав Экономического совета при Президенте РФ. Автор более сотни научных работ, в том числе четырех монографий. Регулярно публикует статьи и дает интервью СМИ, читает лекции о модернизации экономики, социокультурных ценностях и динамики социального контракта.
И даже в этом случае количество мест ограничено, поэтому нужно успеть подать заявление и попасть в квоту. Повезет самым настырным. Госпошлину и экзамены, кстати, все равно придется оплатить. Чему еще можно бесплатно обучиться? Аудит, логистика, маркетинг, менеджмент, дизайн — и все это в рамках программы «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Принять участие могут определенные категории граждан. Все они указаны на скрине.
Ранее Мишустин призвал воздерживаться от излишнего оптимизма. Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Да, мы вернулись к экономическим показателям уровня 2019 года. Но занимаем высокое место в мире по смертности на 100 тысяч жителей. У нас сырьевая экономика, с большим количеством некачественных рабочих мест, и такой человеческий капитал дешев. Надо смотреть на другое — к чему адаптировать экономику? К нашему отставанию или развитию? Россия — это страна, производящая высококачественный человеческий капитал, мы на 16-й позиции в мировом рейтинге.
Между прочим, по свежим данным рейтинга QS, наш факультет занимает 13-е место в мире по репутации у работодателей в области экономики и эконометрики. При разрыве между реальным состоянием экономики и возможностями при высоком качестве человеческого капитала мы должны брать в расчет другую цену жизни. Один из главных авторитетов в макроэкономическом анализе и структурных расчетах, академик Абел Аганбегян, полагает, что 40 миллионов рублей вместо 1—2 — реальная цена человеческой жизни в России. Когда мы начнем закладывать эту цену, выяснится, что гораздо больше теряется на смертях, чем приостановке экономики. Я бы предпочел методы, поддерживающие такой важный актив, как индивидуальная собственность на персональные данные и изменение понимания истинной ценности человеческой жизни в России. Неэкономистам такой разговор может показаться кощунственным, но такие сопоставления происходят, и решения принимаются по цене ресурса. Это касается и школ, и университетов. Я поздравляю ваш факультет и вуз с тем, что вы достигли высоких результатов. Но в целом картина выглядит довольно критично. Как нам приспособить образование к новому типу восприятия, о котором даже Маршалл Маклюэн говорил задолго до интернета?
Они обладают особыми способностями, которые редко встречаются у старшего поколения. Они мультизадачные. Однажды я сказал своим студентам: «Юлий Цезарь считался великим человеком не потому, что он великий полководец, — таких много. Подметил, что каждый второй из присутствующих делает три дела одновременно — слушает мою лекцию, гуглит и общается в сетях. Один из студентов остроумно ответил: «Да, мы, как утки. Утки и ходят, и плавают, и летают, но все три дела делают плохо». Я ответил, что моя задача заключается в том, чтобы научить их делать хорошо то, что они делают в принципе лучше нас, — многозадачность. Стоит задуматься, как лечить потери, которые несет индивид в условиях цифровой мутации. Например, резко сократился объем оперативной памяти. Ресурс внимания не помещается в общую схему, потому что все вынесено во внешнее хранилище памяти.