1941Дорога смерти1942. К началу осени ситуация с продовольствием в Ленинграде стала критической.
«Коридор смерти»: почему так называли дорогу проложенную в блокадный Ленинград
Вот её воспоминания об эвакуации из блокадного Ленинграда: «Дорога была тёмной и вокруг была темнота. Дорога от большой земли до Ленинграда по застывшей глади озера растянулась на 30 километров. Ладожская ледовая дорога, по которой в самый тяжелый период доставлялось продовольствие в осажденный Ленинград и эвакуировалось население, спасла от голодной смерти тысячи ленинградцев. "Дорога жизни" была единственной транспортной магистралью через Ладожское озеро во время блокады Ленинграда. Дорога, которая была проложена по льду Ладожского озера и дала надежду на выживание миллионам жителей Ленинграда, начала работу ровно 77 лет назад.
Комментировать
- «Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней
- Коридор смерти. Почему эта страница истории блокады Ленинграда была забыта? | Аргументы и Факты
- «Коридор смерти» или «Дорога Победы»
- Через смерть к победе
- Дорога смерти: шокирующая новость из Петербурга
Как «коридор смерти» под Ленинградом превратился в Дорогу Победы
Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледовую переправу — «Дорогу жизни». Смертельно опасный участок дороги Лепсари-Борисова Грива из-за мусорного полигона Лепсари Борисова Грива Обзор участка в СНТ «Росинка», массив Борисова Грива. В первые сутки работы Дороги Победы успевали проезжать всего два-три состава в одну и другую стороны. 80 лет назад начала действовать «Дорога жизни» — единственная транспортная магистраль, связывавшая Ленинград с «большой землей» во время блокады в 1941-1943 годах и проходившая по Ладожскому озеру. К 78-й годовщине Дороги Победы НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с ученым секретарем Музея обороны и блокады Ленинграда, членом Ассоциации историков битвы за Ленинград и блокады Александром Кутузовым.
Командировка в Ленинградскую область закончилась для смолянина смертью
Вопрос о вологодских захоронениях уже поднят в Питере на самый высокий уровень: создана рабочая группа, в которой участвуют депутаты, историки СПбГУ, общественные организации ИАЦ «Помним всех поименно», поисковый отряд «Ингрия» , представители музеев блокады. Отдельный запрос был направлен губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. И параллельно на обсуждении прозвучали, казалось бы, невозможные цифры: по данным вологодского областного архива ЗАГС, которые подняли питерцы, общее число умерших на Вологодчине в войну блокадников — более 17 тысяч человек. Еще около 3 тысяч сняли мертвыми с поездов и, по мнению экспертов «Помним всех поименно», они могли остаться неучтенными. Известно о 21 месте захоронений в регионе, однако официальные мемориалы пока есть только в трех — на Пошехонском кладбище Вологды, в городе Кадникове и недавно открытый — в деревне Бобровниково под Великим Устюгом. А для Горбачевского кладбища такой памятник уже готов.
Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». Общественное достояние Весной в дополнение к немцам появился еще один враг — оттепель. Проложенную зимой по замерзшим болотам и ручьям «Дорогу Победы» стало затапливать. День и ночь под огнем врага работники восстанавливали железнодорожное полотно, а поездам приходилось идти по воде почти как амфибиям.
Неоценимый вклад Ленинград моментально почувствовал пользу «Дороги Победы». Один железнодорожный состав привозил в город больше продовольствия, чем за сутки доставлялось по «Дороге жизни». Общественное достояние С февраля 1943 года до полного снятия блокады в январе 1944 года уникальная железная дорога пропустила 4729 поездов. После того как в марте 1944 года на освобожденных территориях было восстановлено старое железнодорожное сообщение, «Дорога Победы» прекратила свою работу.
Забег по традиции приурочен к очередной годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Он ежегодно проводится в последнее воскресенье января. Как предупреждал 47news, на время проведения марафона "Дорога Жизни" будут действовать ограничения в движении — с 7:00 до 18:00. Движение транспорта от Всеволожска в сторону Ладожского озера перекроют.
Пока одно поврежденное сооружение восстанавливали, в дело вступал его дублер. Поезда отправляли в темное время суток, при этом грузы шли и в обратном направлении — продолжавшие работать в городе заводы поставляли на фронт свою продукцию военного назначения. Общественное достояние Официальному названию железной дороги многие строители, служащие и охранявшие ее войска предпочитали неофициальное — «Коридор смерти». Во время ее строительства не было ни дня, чтобы под огнем противника здесь не погибли несколько десятков человек. Люди гибли и после начала полноценного функционирования этого важного логистического маршрута. Чтобы минимизировать потери, на дорогу вышли регулировщицы с фонарями, которые, скрывая свет от вражеских наблюдателей, предупреждали машинистов о повреждении путей или разрушении следовавшего впереди состава. Общественное достояние Наиболее опасным участком дороги считался 30-й километр, на котором заканчивался лес и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Здесь советские поезда были как на ладони, что вынуждало машинистов выкручиваться как только можно.
Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции.
Народ бунтом добился светофора через дорогу смерти
Сегодня утром петербуржцы, ленинградцы, ветераны и блокадники собрались у Мемориального комплекса «Дорога жизни, первый километр». К месту, откуда началась Дорога жизни, пришли те, кого спасла легендарная трасса. На ней, как на тонкой нити, все 900 дней держалось существование осажденного города. Берег был диким.
Ни пристаней, ни пирсов. Срочно надо было восстанавливать гавань. По дну Ладоги проложили телеграфный и телефонный кабели, построили узкоколейку.
И уже через 4 дня по Ладоге пришел первый груз», — рассказала председатель комитета жителей блокадного Ленинграда Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов Людмила Смирнова.
Смотрят грустно и серьезно… Наград у них было мало, никаких особых благ от власти они не получили. Как жили, так и умерли в тесной квартирке на Васильевском острове, куда никогда не заглядывало солнце, с окнами на глухую стену соседнего дома и всегда темный и сырой двор-колодец. Словом, обычная ленинградская семья, которых в нашем городе — сотни тысяч. Из тех, что остались в живых после страшной войны и еще более страшной блокады, в которой погибло более 1 миллиона 200 тысяч жителей нашего города. Это только по официальным данным. Потому что, ну, как сосчитать? Ведь хоронили в общих могилах, жгли в печах крематория, зарывали наспех в воронках из-под бомб.
Какой уж тут учет. А как сосчитать тех, кто бежал от немцев из пригородов Ленинграда? У них не было продовольственных карточек, и они первыми умерли от голода. А без прописки, кто их учитывал? Отец пришел с войны с контузией и тяжелым ранением. Умер рано, как и два его брата, которые тоже вернулись домой искалеченными и тоже умерли быстро, не в свой срок. В нашей квартире тогда не было ванны, а потому все ходили со своими вениками и тазами по субботам в баню на 13-й линии Васильевского острова. Помню, каким страшным было тогда мужское отделение.
В клубах раскаленного пара, словно в Дантовском аду, мелькали десятки красных, распаренных изуродованных мужских тел: кто без руки, кто без ноги, на костылях, с протезами, тела многих других были покрыты страшными шрамами. У одного, помню, вся спина была, как решето, видно, били или пытали раскаленными шомполами. Многие щеголяли синими татуировками, самый распространенный сюжет: профиль Сталина на левой стороне груди, Ленина — на правой. Уже позднее я услышал об этом в песне Владимира Высоцкого: «А на левой груди профиль Сталина, а на правой - Маринка анфас». Высоцкий на войне не был, но в баню в Москве, наверное, тоже ходил… Моя мама, Надежда Александровна - в девичестве Панова - прожила много дольше отца. А потому ей одной пришлось поднимать двух сыновей — меня с братом. Работать на обувной фабрике, а потом, когда стоять у станка стало тяжело, продавщицей в комиссионном магазине. На работе ее отмечали, награждали почетными грамотами, а от фабрики даже раза два давали путевки в дома отдыха.
Но жили мы бедно, мать перешивала мне старые пальто отца. Самым большим лакомством в детстве был кусок булки с маслом, посыпанный сахарным песком. Однако, благодаря матери, не голодали. Вместе с братом поступили в Ленинградский университет. Он — на химический факультет, а я - на восточный. Только много позднее я понял, каких трудов это стоило матери: прокормить двух взрослых парней, дать им окончить ВУЗ. Правда, я работать начал рано, переводчиком с группами иностранных туристов, которые стали приезжать в Ленинград, помогал семье. Да и стипендии тогда у студентов - а я получал повышенную - были такие, что это было весьма существенным подспорьем к тощему семейному бюджету.
Мать умерла в прошлом году в возрасте 92 лет. Пенсию, как она говорила, получала «хорошую», почти ничем не болела, до последних недель сохраняли бодрость, ясность мысли, хотя под конец стала быстро терять слух и слепнуть. В последние годы ее жизнь была омрачена страшной драмой — тяжелым психическим расстройством заболел мой младший брат. По специальности химик, он работал в научно-исследовательском институте, но в развальные девяностые работу потерял.
Подготовка к прокладке бензопровода, двухсотметровые секции труб Подача кабеля на монтажную площадку Женщины вручную подают кабель на баржу с монтажной площадки Проект не был простым. Подводная часть кабеля составляла 22 км. Для стабильной работы требовалось протянуть пять нитей, по 600 т каждая. Их предстояло разделить на сотни фрагментов и провести через 300 соединительных муфт. При этом в городе не хватало материалов: высококачественных морских кабелей просто не было.
Часть изоляции пришлось изготавливать из бумаги, предназначенной для печати денег. Осложняло ситуацию и то, что работы приходилось вести ночью, перемещаясь на барже в полной темноте. Запрещалось даже курить, чтобы не привлекать внимание противника: часть коммуникаций пролегала совсем близко от линии фронта. На прокладку электрокабелей запланировали 60 дней Фактически проложили за 48 дней 23 сентября линия Волхов — Ленинград была запущена в эксплуатацию. В декабре у нее появился воздушный дублёр: дополнительные нити кабеля протянули надо льдом Ладоги, установив опоры прямо на замёрзшем озере. Это позволило вернуть освещение на Невский проспект и крупные улицы города. Несмотря на тяжёлое положение, в городе регулярно работали театры. Учёные разработали прогибограф — автоматический прибор для измерения деформации ледяного покрова. Прогибограф помогал понять, как движение автомобилей воздействует на ладожский лёд и при каких условиях возникает риск его пролома.
Учитывалось множество факторов: ветер, осадки, движение подлёдной волны, резонанс, создаваемый движением других автомобилей, средняя температура и толщина льда в конкретный день. Только за первую зиму блокады ленинградские метеорологи проводили замеры более 3 640 раз. Для полноценного наблюдения за трассой требовались десятки подобных приборов. Из-за общей нехватки материалов при их изготовлении были использованы части метеорологических устройств, детали телеграфных аппаратов Морзе и — обычные чугунные ограждения парковых клумб. Всех нас очень беспокоила станина прогибографа... Но где отливать и сколько времени это отнимет? Как-то мы, несколько физтеховцев, шли в раздумье через парк Политехнического института... Вдруг взгляд остановился на тяжёлой чугунной подставке, к которой крепились трубчатые ограждения клумб... Было нас четверо дистрофиков, но тут мы почувствовали неожиданный прилив сил.
Довольно быстро выковыряли подставку из промёрзшей земли и потащили в институтскую мастерскую. Обработали на строгальном станке. При ней риск уйти под воду был особенно высок: скорость движения автомобиля совпадала со скоростью движения волны подо льдом, амплитуды складывались, возникал резонанс, лёд трескался, и машина проваливалась. Этим же объяснялось, почему машины, прибывающие в Ленинград, проваливались реже, чем те, что выезжали из города. Первые были нагружены оборудованием и продовольствием и не имели возможности достаточно разогнаться.
Через деревню и порт прошло более миллиона эвакуируемых ленинградцев и сотни тысяч тонн грузов для блокадного города.
В 1980 году в здании деревенской школы открыли музей, который 30 лет принимал редких посетителей, но в 2010-м школу подожгли. К счастью, часть экспонатов удалось спасти. И на их основе создали новую экспозицию, открывшуюся в восстановленном здании в 2015 году. Согласно архивным документам, каменную Никольскую церковь в Кобоне построили в 1817—1821 годах. В храме устроили два боковых придела Святых апостолов Петра и Павла и Великомученицы Параскевы Пятницы, упраздненные в 1861 году, когда церковь перестраивалась по проекту архитектора Щурупова. В 1938-м храм закрыли.
А в годы войны о добротной постройке старых мастеров вспомнили и устроили в ней эвакуационный пункт. В качестве эвакопункта храм выбрали неслучайно. Во-первых, это было каменное теплое и вместительное здание. В церковном зале стояли многоярусные деревянные нары. И — оглушающая тишина. У прибывших сюда не оставалось сил даже на стоны.
Не знаем, учитывалась ли советским руководством «намоленность» и святость места, выбранного под эвакопункт, но почему-то хочется верить, что да. Во-вторых, здание не атаковал противник, высокий храм с колоколенкой был нужен фашистам в качестве ориентира для авиации. Нужен храм-маяк был и советским кораблям и полуторкам. Он помогал подойти с озера точно в порт. Как рассказали местные жители, на шпиле колокольни еще в позапрошлом столетии установили крест со стеклянными пластинами с фацетами — скосами на лицевой поверхности. Крест стоял на стеклянном шаре, и когда солнечный свет попадал на него, начинал переливаться и подавал «солнечных зайчиков».
А ночью на окно под шпилем ставили зажженные лампады. Такова традиция. Никола Чудотворец, покровитель всех путешествующих, слыл самым почитаемым в этих местах святым, особенно у моряков и рыбаков. Те, уходя на путину в Ладогу, знали — если совсем худо придется, одна надежда останется — на Николу. Выведет к берегу. И в годы войны об этом не забыли.
Крест пережил суровую годину и сохранялся до середины 1990-х годов. Но время его, увы, не пощадило. От реликвии осталась лишь одна пластина, сейчас она хранится в храме. Когда придете поклониться, обратите внимание на ступени. Реставраторы специально оставили две из них — те, по которым шли ленинградцы, прибывавшие в Кобону.
Комментировать
- Что такое Дорога жизни
- К жизни – по «Дороге смерти»
- Ветка жизни. Как строили железную дорогу, спасшую Ленинград в блокаду
- Какую дорогу построили в блокадный Ленинград в 1943 году - Русская семерка
Прорыв блокады Ленинграда
- Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны
- Дорога жизни блокадного Ленинграда: история, память, современность | 360°
- «Малая дорога жизни»
- Оборона Ленинграда
- Ленинград: 872 дня ада
Дорога жизни
Уникальные архивные данные о знаменитой «Дороги жизни» к блокадному Ленинграду рассекретило Министерство обороны России в преддверии 75-летней годовщины освобождения города от фашистской блокады. Уникальные архивные данные о знаменитой «Дороги жизни» к блокадному Ленинграду рассекретило Министерство обороны России в преддверии 75-летней годовщины освобождения города от фашистской блокады. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Зимой 1941—1942 годов «Дорога жизни» для Ленинграда стала буквально «вопросом жизни и смерти», подчеркивает Борис Ковалев. И эта дорога, построенная на чистом энтузиазме, в значительной мере спасла Ленинград и приблизила его освобождение. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледовую переправу — «Дорогу жизни».
Дорога жизни и ее герои. Кто придумал пустить грузовики по льду Ладоги и как это спасло Ленинград
Вот её воспоминания об эвакуации из блокадного Ленинграда: «Дорога была тёмной и вокруг была темнота. Во Всеволожском районе Ленинградской области 4 с половиной тысячи бегут в память о полном снятии блокады Ленинграда. Дорога смерти – так называют жители села Синявино под Петербургом участок федеральной трассы «Кола» на 46-м километре.
22 ноября – День открытия Дороги жизни
В первые дни блокады оказались разбомбленными городские продовольственные склады. Перед жителями города нависла угроза голода. Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941 года, а эвакуация жителей — только в августе. Однако, 30 августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной.
С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру. Возможности налаженного авиамоста были невелики, и стало очевидным, что необходимо разработать систему снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями.
С началом блокады в её кольце по приблизительным подсчётам оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. Проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать, однако решить её можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру, навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, начала сковывать льдом воды озера.
Тогда смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом из смертельной ловушки. Однако, переходный период, когда лёд уже мешал свободной навигации, а его толщина не позволяла выпустить на него автомобили, был очень трудным.
Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, с целью вызвать массовый голод среди населения.
Фашистам удалось разбомбить Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. В результате было безвозвратно утеряно 3 тыс. В городе были установлены нормы продовольствия и введены продовольственные карточки, однако из-за нехватки продовольствия эти нормы начали снижаться, но несмотря на их снижение, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.
В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия. В ноябре 1941 года положение горожан резко ухудшилось. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения.
Смертность от голода стала массовой. Собственных запасов продовольствия у населения не было. Запасы продовольствия доставлялись в город, как по воздуху, так и через Ладожское озеро.
Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Кроме оборонных остановилась работа практически на всех фабриках и заводах.
Несмотря на голод, холод, постоянные обстрелы ленинградцы мужественно защищали свой город. В городе не было паники, проводилась эвакуация населения, была организована и работала коммунальная служба.
От голода и холода погибли сотни тысяч ленинградцев. В ноябре 1942 года было принято решение строить железнодорожную трассу на Ладоге, но после прорыва блокады 18 января 1943 года необходимость в путях по озеру отпала. В полосе прорыва за 17 суток построили железнодорожную линию Поляны — Шлиссельбург, которая соединила блокадный город с Большой Землей. Впоследствии железнодорожный путь получил название Дорога Победы. Он стал более эффективной заменой «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград. Он напомнил, что появление железнодорожной магистрали было связано с операцией «Искра», за которую Георгий Жуков получил звание маршала. Люди, которые делали эту магистраль, не считали себя героями. У них была определенная работа, которую надо было сделать быстро и качественно.
И именно работа этой магистрали помогала снабжению города», — пояснил специалист. Под постоянными обстрелами В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога Победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Шлиссельбургская трасса начиналась от станции на Волховстроевской линии, проходила по открытым, лесным и заболоченным местам, пересекала окраину Шлиссельбурга сейчас — Петрокрепость и далее через Неву у Шлиссельбургской крепости выходила на Ириновскую железнодорожную линию, по которой поезда могли проследовать к Финляндскому вокзалу.
Фильм рассказывает о тех тяжелейших днях — сражении на трёх линиях обороны, постоянных бомбёжках, голоде, «дороге жизни» и несокрушимом духе ленинградцев. Показать больше.