Новости эвора сезария биография

Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде.

Cesaria Evora

Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года. Наверное, для большинства она первый и единственный человек, представитель островов Зелёного Мыса, или Кабо-Верде, как сейчас называется это островное государство, которого он знает. — Я Сезарию почти не помню, маленькая была, когда меня к ней в гости привозили, в Кабо-Верде, — рассказывает Катя Эвора. Эвора, Сезария — Сезария Эвора Cesária Évora В апреле 2008 года Основная информация Дата рождения 27 августа 1941(1941-08-27) Место рождения Минделу, Кабо-Верде Дата смерти 17 декабря 2011(2011-12-17) (70 лет) Место смерти Сан-Висенте. 17-го декабря умерла известная и уникальная в своем роде певица Сезария Эвора, которая пела на родном кабовердийском креольском диалекте португальского языка.

Биография Сесарии Эвора

Если бы не знаменитая певица Сезария Эвора, которая здесь родилась и прожила всю свою жизнь. Еще этот городок сохранил прекрасную колониальную застройку 18-19 веков и развалины. Легендарная певица Сезария Эвора, получившая прозвище Босоногая дива, скончалась у себя на родине, на острове Сан-Винсенте, входящем в состав Кабо-Верде, в возрасте 70 тельница н. 17 декабря 2011), более известный как Cize, был певцом и автором песен из Кабо-Верде. Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде.

Биография Сесарии Эвора

Однако сама Эвора уверяла, что в этой ее привычке не было никакой подоплеки — просто она не любила носить обувь. Первую пару туфель она купила специально для гастролей, когда ей было уже за 40. Ее прозвали «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей». Свой первый серьезный гонорар Сезария попросила разделить на 2 части: половину она положила в банк, а вторую забрала наличными, чтобы в случае чего деньги точно остались при ней. Правда, когда журналист спросил, что она купила после своих триумфальных гастролей, она ответила: «Юбку и 2 блузки». А еще певица так и не смогла бросить вредную привычку, которую приобрела еще в юности, — курение.

Во время своих выступлений Сезария всегда устраивала небольшие «перекуры». Как видите, я все еще курю», — смеялась Босоногая Дива. Она не очень любила огромные торговые центры, но во время своих гастролей непременно заходила в небольшие ювелирные лавочки. По ее словам, все женщины Кабо-Верде любят золото, потому что это деньги, которые всегда с тобой. Она жила в родительском доме вместе с многочисленными родственниками, а новый дом купила только после того, как все перестали помещаться в старом.

Звезда никогда не запирала двери, поэтому каждый житель городка в любой момент мог зайти в ее дом и даже угоститься кашупой — традиционным кабо-вердианским супом из кукурузы. Дело в том, что детстве она увидела, как шторм смыл человека со скалы, и это воспоминание преследовало ее всю жизнь. Тем не менее Эвора не могла жить вдалеке от океана и говорила, что он необходим ей, чтобы жить. При этом она сама уверяла, что ее помощь не имеет национальных масштабов, а она помогает лишь отдельным людям: «Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больное дитя. За помощью обращаются многие.

Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо».

В этом же году она записывает танго Ausencia для фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд». Сезария много гастролирует. В 1998 году новый сборник «Лучшее Сезарии Эворы», куда включены все лучшие ее песни, а также Besame mucho на испанском языке, ранее записанный для фильма «Большие ожидания». Она спела, казалось бы, уже окончательно заигранный хит, — и спела так, как будто до автора этой песенки, мексиканки Консуэло Веласкес, слова «целуй меня крепче» никто не перекладывал на музыку. И опять Сезария колесит по всему миру с концертами. В 1999 году выходит ее новый альбом «Кафе «Атлантико»» сначала во Франции, затем тиражируется по всему миру. Родина Сезарии, порт Минделу и острова Сан Винсенте стали главными темами альбома. Этот диск приносит ей Victoire dela musique — высшее признание музыкального успеха во Франции. В 2001 году появляется альбом Сезарии «Сан Винсенте издалека» — квинтэссенция творческого пути Сезарии, в котором она утверждается не только как высочайшей пробы профессионал, но и сила, умеющая объединить вокруг себя лучших музыкантов и исполнителей.

В июле 2002 года выходит двойной альбом «Антология». Сейчас в Париже, в ее штаб-квартире, идет работа над следующим альбомом. Бабушка Сезария, потерявшая троих мужей, устала гастролировать возраст и болезни дают знать и собирается больше времени проводить в студиях, записывая диски. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде — в клубах, на улицах, на пляже — играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера — медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны». С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников.

В газете Le Monde после первого выступления с новыми песнями критики написали: «Сезария Эвора, живенькая пятидесятилетняя женщина, поет морну с озорной преданностью. Она принадлежит к мировым великим барным певцам».

В то время это была еще и единственная французская газета, широко доступная за пределами франкоговорящих стран, что также сыграло роль в популярности Сезарии. Мировые критики с теплотой приняли альбом и начали сравнивать Сезарию и ее музыку с уже взошедшими звездами: они писали, что морна — блюз Кабо-Верде, а Сезария — португальская Билли Холлидэй. После релиза в Америке альбом был номинирован на «Грэмми», но статуэтку Эвора получила только в 2004-м. Из-за громкого мирового турне, последовавшего за выходом этого альбома, мифотворчество вокруг Сезарии обрело ощутимые масштабы. Уже на этапе выхода первого альбома из-за «босоногой обложки» и привычки Сезарии выступать без обуви становится заметно расхождение нарративов. СМИ начали трактовать отсутствие обуви как политический жест в поддержку бедного африканского населения. Но есть и альтернативная версия: склонность Сезарии снимать обувь — это обычная привычка бедной девочки, которая к тому же страдала от хронической боли в ногах из-за диабета. Тем не менее образ политически активной африканской певицы оказался одновременно заманчивым и прибыльным, поэтому постоянно эксплуатировался СМИ. В Москве есть сеть кофеен «Даблби» — «Бабушка Бэтмэн», — и, кажется, это идеальное описание восприятия Сезарии мировым сообществом. После выхода альбома Miss Perfumado весь мир начал обсуждать ее свободолюбивое «рокерское» поведение.

С раннего возраста из-за работы в кабаках она пристрастилась к алкоголю и табаку, которые часто принимала вместо платы за выступление. С сигаретами с тех пор она не расставалась даже на концертных площадках smoke-free, что не могло не восхищать зрителей. Также именно после выхода этого альбома Сезария начала чаще давать интервью, и стало понятно, что первые сорок лет ее жизни трудно назвать безоблачными и счастливыми. В 1975 году ее родина впервые обрела независимость, после чего утонула в экономической депрессии. На десять лет Сезария лишилась работы, и всё это время топила тоску в алкоголе. Потом — борьба с зависимостью, всемирная любовь и слава. Весь этот путь из маленького островного города к мировой сцене, а затем возвращение на родину абсолютно в другом финансовом положении — настоящий кэмпбелловский «путь героя» , за которым было интересно наблюдать из любой точки земного шара, ведь случаи мирового успеха музыкантов из стран третьего мира можно пересчитать по пальцам. Творчество Эворы трогало и российских слушателей, которые, как никто, понимали философию саудаде, воплощенную в перманентной тоске по родине и светлой грусти. Но, в отличие от португальского, это чувство нельзя назвать центром нашего менталитета. После свержения монархической власти и провозглашения Португалии республикой в 1910 году появилось литературное движение саудозизм, которое сделало саудаде маркером португальской идентичности.

Саудозисты стремились восстановить «утраченное величие» португальской культурной жизни, «заменив иностранные влияния», которые они обвиняли в упадке страны, на культ «португальских вещей», отражающих настоящую португальскую душу. Эта идея даже отражена в современном португальском гимне, где поется : «Вернем Португалии процветание». Кабо-Верде перенимала эти настроения сразу по нескольким причинам. Это и португальское влияние, и антиколониальные движения, которые заявляли об утраченном величии в двойном масштабе, и афроцентризм , утверждающий величие африканской расы, угнетаемой Европой. И как бы обрадовались саудозисты, увидев, насколько кардинально перевернула игру Сезария Эвора.

Пик популярности к Сезарии пришел в 52 года. Дивный тембр сильного и эмоционального голоса босоногой примы не оставляет равнодушным никого. Любой услышавший, как поет Сезария Эвора свой своеобразный «саудаджи», сразу проникается историей, звучащей на незнакомом языке.

Мелодия песни льется из уст исполнительницы настолько проникновенно, что ее не нужно переводить - душа все понимает и чувствует без лишних подсказок. История босоногой дивы В 1941 году, в конце августа, на острове Сао-Висенте, в городе Миндело, в большой небогатой семье родилась Сезария Эвора. Биография будущей поп-звезды сосредоточена вокруг родного острова, который она не покидала всю свою жизнь. Отец семейства рано умер, оставив семерых детей на попечительстве матери. Сезария с 14 лет начинает выступать на сценах родного портового городка. Следуя музыкальной моде того времени, она исполняет коладеру, африканские песни и морну — ностальгические мотивы о любви, печали, разлуке, жизни. Магический тембр певицы завораживающе действовал на слушателей. В 17-летнем возрасте у исполнительницы медленных и ритмичных кабовердийских песен уже сформировался свой состав музыкантов.

Так Сезария со своей группой длительное время и выступает, переезжая из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая этим на существование.

Сезария Эвора - Cesária Évora

Сезария Эвора: история жизни великой певицы Сезария Эвора — биография певицы. 256. Cesaria Evora.
Эвора, Сезария — Википедия Юная Сезария Эвора. 2. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину.
Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе Сезария Эвора. Cesaria Evora.
Умерла легендарная певица Сезария Эвора Архив: 12 июня 1993 года певица из Кабо-Верде Сезария Эвора впервые выступила на главной концертной площадке континентальной Европы – в парижской «Олимпии» – и собрала полный зал.

Песни невинности и опыта

Около семи лет назад мир простился с популярной самобытной певицей Сезарией Эворой, но образ «босоногой бабушки» с завораживающим низким голосом, исполнявшей проникновенные грустные песни о любви и далекой родине, до сих пор помнят во всем мире. Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. Телеграм-канал @news_1tv. всемирно известная кабовердианская певица.

Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому

Сезария появилась на свет в порту Миндело на острове Сан-Висенте, бывшем гнезде пиратов и работорговцев. Звучит романтично, но, увы, после отмены рабства на островах Зеленого Мыса оно просуществовало аж до 1878 года и окончательной ликвидации флибустьеров колония впала в окончательный упадок. Да и полученная в 1974 году независимость не сделала жителей Кабо-Верде много богаче — по размеру ВВП на душу населения страна стоит в начале второй сотни, между Монголией и Украиной , а по индексу человеческого развития чуть-чуть уступает Таджикистану и Киргизии. Большую часть своей жизни певица провела в климате, не особо требующем туфель и ботинок как не вспомнить соответствующую главу из «Королей и капусты».

Впрочем, климат этот, пожалуй, наложил свой отпечаток и на привычки аборигенов, и на их музыку — монотонные и печальные песни, именуемые «морна», выросшие на питательном субстрате культуры Западной Африки и португальских городских «романсов» фаду и модиньо. Великая французская певица остается популярной и спустя десятилетия после смерти Русский писатель Иван Гончаров, посетивший острова на борту фрегата «Паллада» в 1853 году, так описывал здешние места: «Берег между скалами весь пустой, низменный, просто куча песку, и на нем растет тощий ряд кокосовых пальм. Как всё это вместе взятое печально, скудно, голо, опалено!

Пальмы уныло повесили головы; никто нейдет искать под ними прохлады: они дают столько же тени, сколько метла. Всё спит, всё немеет. Нужды нет, что вы в первый раз здесь, но вы видите, что это не временный отдых, награда деятельности, но покой мертвый, непробуждающийся, что картина эта никогда не меняется».

Сама Сезария, скупая на слова и немного застенчивая женщина, говорила о своей родине так: «Там довольно уныло.

Во время своих выступлений Сезария всегда устраивала небольшие «перекуры». Как видите, я все еще курю», — смеялась Босоногая Дива. Она не очень любила огромные торговые центры, но во время своих гастролей непременно заходила в небольшие ювелирные лавочки. По ее словам, все женщины Кабо-Верде любят золото, потому что это деньги, которые всегда с тобой. Она жила в родительском доме вместе с многочисленными родственниками, а новый дом купила только после того, как все перестали помещаться в старом. Звезда никогда не запирала двери, поэтому каждый житель городка в любой момент мог зайти в ее дом и даже угоститься кашупой — традиционным кабо-вердианским супом из кукурузы. Дело в том, что детстве она увидела, как шторм смыл человека со скалы, и это воспоминание преследовало ее всю жизнь. Тем не менее Эвора не могла жить вдалеке от океана и говорила, что он необходим ей, чтобы жить. При этом она сама уверяла, что ее помощь не имеет национальных масштабов, а она помогает лишь отдельным людям: «Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больное дитя.

За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо». Она действительно помогла огромному количеству соотечественников. Более того, благодаря ей про крошечную республику, разбросанную по островам Атлантического океана, узнал весь мир. Сына она родила в 18 лет от солдата, который уехал с Кабо-Верде и даже не знал, что Сезария была беременна. С отцом своей дочери, футболистом из Португалии, она также не поддерживала отношений. Певица говорила, что мужчины приходят и уходят, как океанский прилив, а дети остаются навсегда. Босоногая Дива выступала до последних дней, но в 2010 года из-за проблем с сердцем ей пришлось отменить все свои концерты до конца года.

Пока моя бабушка-девочка пряталась от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе. Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный виски с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса. Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной. Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи». Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое.

Иногда объясняла отсутствие обуви тем, что многие её соотечественники живут в бедности, иногда ссылалась на больные ноги. Сама певица, став всемирно знаменитой, зарабатывала хорошо и последние двадцать лет финансировала всю систему образования Кабо-Верде. Осенью этого года из-за проблем со здоровьем врачи запретили ей гастролировать.

Сезария Эвора: история чернокожей Золушки

Sodade. Сезария Эвора появилась на свет 27 августа 1941 года в портовом городке Минделу. Cesária Evora слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Дискография Cesária Evora — все популярные треки и альбомы, плейлисты лучших песен, концерты, клипы и видео. 10. Имя Сезарии Эворы носит Международный аэропорт в Сан-Висенте. Благодарные соотечественники хотели поставить ей памятник еще при жизни, но Сезарию это страшно возмутило.

Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь

Биография Сезарии Эворы (Cesaria Evora) Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась 17 декабря в возрасте 70 лет на своей родине в Кабо-Верде.
Умерла Цезария (Сезария) Эвора (Cesaria Evora) » Вестник К В 1993 году 51-летняя певица из Кабо-Верде Сезария Эвора собрала полный зал главной европейской концертной площадки — парижской «Олимпии».

#cesariaday: памяти босоногой королевы Сезарии Эворы

биография, дата рождения. Сезария Эвора («босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011, Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Сезария Эвора: судьба певицы, любовь к маленькой небогатой стране, которая дала ей жизнь, помощь школам Кабо-Верде, морны и танцы босиком. Сезария Эвора Музыканты, как и все без исключения люди, приходят и уходят. Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. Cesaria Evora is of that soil in the dryness of the sands.

Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе

Биография Сесарии Эвора Биография Сесарии Эвора. ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом.
Cesaria Evora - День памяти... Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде.
Русский след Сезарии Эворы 7, сохранений - 2. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост!

Спасающий голос

  • Легендарная певица из Африки
  • Унылое место
  • Сезария (Цезария) Эворa. | Пикабу
  • Cesaria Evora - День памяти...

Cesaria Evora - День памяти...

Сезария требовала, чтобы в ее номере обязательно был хороший утюг, и перед концертом могла часами выглаживать свои наряды. Она делала это фанатично и, казалось, находила в манипуляциях утюгом своего рода отдушину. Порой Сезария так увлекалась процессом, что обжигалась, за что частенько сама над собой посмеивалась. Ходить босиком Босиком она чувствовала себя свободно и гармонично. В прохладную дождливую погоду она могла надеть куртку, теплый платок и сланцы, причем частенько щеголяла в таком виде даже во время гастролей в больших городах.

В Кабо-Верде, на родине певицы, можно встретить много босоногих людей. Ну а сама Сезария не раз повторяла в интервью, что это просто дань традиции, ведь так ходить она привыкла с детства. На ее родине люди живут очень бедно и встретить босоногого человека на улице не редкость. Спать на полу С раннего детства и вплоть до преклонных лет Сезария прожила в старом доме вместе со своими многочисленными родственниками.

Она была гостеприимным и хлебосольным человеком, и помимо того, как разрасталась ее семья, Эвора просто делала в доме пристройки. Новым большим домом Сезария обзавелась только тогда, когда поняла, что старый уже просто не может вместить всех жильцов. Бытовой комфорт не очень ее волновал. Дома носила передник с множеством карманов, в которых, как любая деревенская хозяйка, держала уйму полезных вещей, а домочадцев и гостей любила закармливать, как типичная добрая бабушка.

Дома она была типичной деревенской бабушкой в переднике.

В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни.

Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон.

Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет. То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком.

Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы.

Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня!

И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем. Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне!

В земли, где прошло мое детство. Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня.

Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит.

Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения. Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы. Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли. А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели.

Классическую морну мы только что прослушали. Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на креольском морна означает «слово». Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade.

Самое близкое к нему по смыслу русское слово - тоска. Но по-хорошему этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском. Это какая-то невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего. Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны чем-то удивительно похожи на наши цыганские романсы. Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, - песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало - обычно это один-два куплета и припев, которые повторяются по многу раз.

Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ». Скажу сразу, что перевода этой песни найти не удалось, но он, похоже, и не очень нужен. Правда, одну фразу мне вроде бы удалось понять самому. Это фраза «о мама, ескузе вергонья» - «мама, прости меня, бесстыдницу». Песня называется «Станцуем ча-ча-ча ». Этого человека зовут Паулиньо Вейера, и для создания акустического звучания Эворы он сыграл не меньшую, если не большую роль, чем Жозе да Силва.

Ему принадлежат почти все аранжировки на первых пяти акустических альбомах Эворы. А на студийных записях многих песен он исполняет едва ли не все партии - фортепьяно, гитары, кавакиньо, губной гармоники, перкуссии - словом, человек-оркестр. Через год после альбома Mar Azul в 1992 году выходит альбом Miss Perfumado «Благоухающая» , который стал настоящей бомбой. Только в одной Франции за первый месяц было продано 200 000 экземпляров. При том, что, на мой вкус, этот альбом был в целом слабее предыдущего. Зато на нем два совершенно бронебойных хита, без которых впоследствии не обходился ни один концерт Эворы - это песни «Sodade » и «Angola ».

Они стали ее визитными карточками. Разумеется, мы их сейчас посмотрим и послушаем. В моей видео- и фонотеке есть по меньшей мере по пять вариантов исполнений этих песен, и в каждом из них есть своя изюминка, но я все-таки решил остановиться на том живом концерте в парижском клубе «Батаклан» в 1995 году, фрагмент из которого вы сегодня уже видели. Во многом ради того, чтобы показать вам во всей красе прекрасного гитариста Армандо Тито. К сожалению, в дальнейшем их пути с Эворой разошлись, как я полагаю, во многом из-за того, что двум таким ярким артистам было трудно ужиться на одной сцене. Сейчас мы посмотрим две эти вещи подряд.

Но для порядка пару слов о текстах, которые снова весьма коротки, чтобы не сказать, лапидарны. Кто указал тебе этот долгий путь?

И еще раз бесконечно. Удивительно, но она совершенно не пытается понравиться, словно пребывая в законной уверенности, что и этот полный публики зал падет к ее ногам уже через парочку композиций. А может, для нее это неважно. Она просто поет, немного сонливо и даже безучастно. Производимый этим нехитрым способом эффект вполне сравним с колдовством. Действие ее голоса, ритмов «морны» — завораживающее, почти гипнотическое. Гипноз — абсолютно массовый: зритель со всей очевидностью не желает отпускать босоногую диву со сцены.

На прощание, на бис, она исполняет легендарную Bessa Me Mucho так, что слезы восторга выползают на щеки отдельных зрителей… Музыкальное сопровождение — два гитариста-универсала, один с акустической, второй — с гавайской гитарой, два перкуссиониста, пианист и сладкая, импозантная парочка в лице скрипача и саксофониста. Оба последних время от времени берут на себя и функции подтанцовки, выделывая незамысловатые па столь же спокойно, сколь изящно и заразительно. На Кабо-Верде существуют два основных песенно-исполнительских стиля: коладейра — довольно ритмичные песни, заслышав которые, трудно удержаться от того, чтобы не пуститься танцевать, и морна — протяжные, тягучие, исполненные ностальгии баллады. Именно они и принесли Сезарии славу. Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновнию, сердцу или душе. А на смеси африканских национальных языков и португальского, чуть приправленного еще и французским, так называемом креольском языке — криуло на нем, кстати, на Кабо-Верде в основном и говорят морна означает «слово». Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade.

Самое близкое к нему по смыслу русское слово — тоска. Тоской, однако, здесь и не пахнет… Про Эвору, уроженку Островов Зеленого Мыса, можно сказать то же самое, что произнес некий ливерпулец, когда умер Джордж Харрисон: «Он поместил наш город на карту». На сегодняшний день Сезария Эвора, босоногая дива, как ее прозвали журналисты, записала полтора десятка дисков, не считая компиляций и концертных записей. Америка узнала о певице из Кабо-Верде благодаря кинофильму «Подполье» Эмира Кустурицы, в котором звучит ее песня Ausencia. Вскоре ее пригласили в Голливуд — озвучивать очередную экранизацию романа Диккенса «Большие надежды» 1998. Там она спела хит Bessa Мe Mucho так, словно сама положила на музыку стихи мексиканки Консуэло. Последний компакт-диск — «Sao Visente Di Longe» «Сан-Винсенте издалека» — был признан британским музыкальным журналом Mojo лучшим в категории «мировая музыка».

Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий