Поэтому, заключила тройка судей, у "Терры" согласно договору, заключенному с наследницей фантаста, имеются исключительные права на его произведения. Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Александр Беляев — меняя реальность.
Александр Беляев
Жизнь на смене эпох» рассказывает о непростой жизни и творчестве писателя-фантаста, уроженца Смоленска. В картине подробно говорится о смоленском периоде жизни Беляева, который уехал из родного города из-за тяжелой болезни. В фильме приняла участие дочь писателя Светлана Беляева, живущая в Петербурге, также выступили известные историки литературы, современные писатели-фантасты. Как известно, произведения нашего знаменитого земляка Александра Беляева выдержали около 350 изданий, переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных государств.
Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские.
Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна».
Сабуровой и А. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу — поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения». Первое литературное произведение Александра Романовича — пьеса «Бабушка Мойра» — появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка». Бывая наездами в Москве которая манила и притягивала его , Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы.
Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год.
На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена. Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту. Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете.
А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки. Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось.
Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «... Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт.
Несмотря на всё это, приходится голодать». Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича — они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире. После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке.
Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле — Народном комиссариате почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой. Беляеву 41 год. На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля».
Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева. В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени...
Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"».
С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание —сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами — А. Ром и Арбел.
Маргарита Константиновна на старой пишущей машинке «Ремингтон» без устали печатает его новые произведения. Жизнь Беляевых налаживается. Они купили рояль. Вечерами музицируют.
Посещают театры, музеи. Обрели новых знакомых. Главы нового произведения печатались в журнале «Вокруг света». Успех был необыкновенный!
Номера журналов расхватывались моментально.
Он автор более двадцати повестей и романов, нескольких десятков рассказов, множества эссе, очерков, рецензий, критических статей, пьес. Предлагаем вам викторину «Фантаст — Александр Беляев», чтобы проверить свои знания об Александре Беляеве и его литературном творчестве.
Надеемся, что вы откроете для себя что-то новое и познакомитесь с интересными фактами из жизни писателя, которые ранее не знали.
Просто он умел замечать то, что скрывалось от взглядов рядовых обывателей, то, какого прогресса достигло современное общество, и на пороге каких открытий находится человечество. Гороховецкиебиблиотеки 13 марта 2024 года No comments Log in or sign up to add a comment Next publication.
Фантасту Беляеву жена изменила через два месяца после свадьбы
Что вскрылось на лондонском суде «Открытия» и экс-владельцев «Траста». Как оказалось, бывший владелец банка Илья Юров заявил, что владелец «Открытия» Вадим Беляев обещал ему за санацию банка 50 млн долларов. Сам Беляев это отрицает. Что интересно, недавно «Альфа-банк» фактически отстранил «Открытие» от санации «Траста». Неформальные переговоры Господин Беляев и его партнер по «Открытие» Рубен Аганбегян встречались с Юровым, чтобы обсудить возможную санацию его банка. Переговоры проходили за несколько недель до введения временной администрации в «Трасте» и конкурса по отбору санатора. Выяснилось это из показаний Беляева и Юрова Высокому суду Лондона, где «Траст» требует со своих бывших владельцев возмещения ущерба. Из-за этого суда заморожены активы Юрова и его партнеров на 830 млн долларов. Некоторые борцы с коррупцией говорят, что эти деньги были выведены из «Траста». Возвращаясь к встрече Юрова с Белявым. По словам Юрова, на встрече речь шла о «дружественной санации».
Якобы «Траст» должен обратиться в ЦБ с просьбой о финансовом оздоровлении, чтобы инвестором стало «Открытие» — оно бы купило акции банка. Теперь Юров настаивает на том, что стороны пришли к устному соглашению, что «Открытие» заплатит 10 млн долларов, как только станет санатором «Траста», и еще 40 млн долларов в течение 12 месяцев.
Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром». Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении. В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы. Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом.
Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей. Солнце заходило. Внизу залив уже покрылся сизой дымкой. Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась... Везувий — это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее».
А в кратере огнедышащего великана «... Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза. И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара... Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность — с добротой, мелкие страстишки — с истинно великим порывом души». Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях. Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии. В 1913—1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска.
Нереализованной пока осталась только его тяга к театру. Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Сабуровой и А. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу — поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения».
Первое литературное произведение Александра Романовича — пьеса «Бабушка Мойра» — появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка». Бывая наездами в Москве которая манила и притягивала его , Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы. Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год. На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена.
Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту. Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете. А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки. Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось. Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе.
После женитьбы «... Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать». Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича — они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире. После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле — Народном комиссариате почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой.
И он придумывал для меня всякие невероятные истории. Скажем, про хвостатых людей, которые раньше жили на земле. Хвосты у них не гнулись, и, перед тем как сесть, они всегда сверлили в земле дырочку для хвоста. Помню, я довольно долго верила этому.
А еще незадолго до войны он обещал мне написать детскую сказку - про меня и моих друзей по двору. Жаль, что не успел. Он умер от голода Из воспоминаний Светланы Беляевой: "Заняв город, немцы стали ходить по дворам, искать советских солдат. Когда они зашли к нам домой, я по-немецки ответила, что мама и бабушка ушли к врачу, а папа вовсе не солдат, а известный советский писатель, но встать он не может, потому что сильно болен.
Это известие не произвело на них особого впечатления". Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете, да и то на небольшие расстояния. Сил хватало, чтобы умыться и иногда поесть за столом. Остальное время папа наблюдал течение жизни с высоты...
К тому же незадолго до войны ему сделали операцию на почках. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. Союз писателей, который в то время занимался эвакуацией писательских детей, предлагал вывезти меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе.
Мама часто повторяла тогда: "Умирать, так вместе! От чего все-таки он умер? В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Если нужно что-то было, мама или бабушка шли на рынок и просто покупали продукты.
Словом, когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. Капуста, помню, была противная на вкус, но мы все равно были очень рады. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Она попросилась на кухню - чистить картошку.
За это каждый день давали ей котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно.
Беляев начал публиковаться в известных журналах - "Знание - сила", "Всемирный следопыт", "Вокруг света". Тогда он подписывался, в том числе, псевдонимами: А. Романович, А. Роме, А. Ром, Арбел и другими.
В 1928 году свет увидел самый известный роман писателя - "Человек-амфибия". Беляева вдохновила заметка в газете, в которой рассказывалось о докторе из Буэнос-Айреса, незаконно экспериментировавшего с людьми и животными. В 1928 году семья переехала в Ленинград, где Беляев написал "Продавца воздуха", "Человека, потерявшего лицо", "Золотую гору". Знаменитый английский писатель Герберт Уэллс признался, что с удовольствием прочитал два великолепных романа советского коллеги и позавидовал его успеху. Последнее произведение - роман "Ариэль" - Беляев написал перед началом Великой Отечественной войны. В 30-е годы для писателя настали сложные времена: в СССР посчитали фантастику "элементом, чуждым социалистическому строю", редакции стали публиковать Беляева намного реже. Он уехал в Заполярье, год проработал в мурманском "Севтралтресте".
На его новый роман "Прыжок в ничто", опубликованный в 1934 году, вышла разгромная рецензия. Тогда же Беляев увлекся изучением космоса, читал труды Константина Циолковского - они вдохновили его на написание романа "Воздушный корабль". Циолковский произведение фантаста оценил: заявил, что оно написано "очень остроумно и очень научно", выразил признательность за доставленное удовольствие от прочитанной книги. Беляев и великий ученый активно переписывались - до самой смерти последнего в 1935 году. В 1935 году Беляев устроился в журнал "Вокруг света", получил жилье в Ленинграде от Союза писателей, но снова серьезно заболел - три года провел в гипсовом корсете. После лечения Александр Романович с семьей переехал в Пушкин.
ТРИ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ (А. Р. БЕЛЯЕВ)
Он писал не о будущем, а об опасных химерах Тайна смерти фантаста Беляева Биография Биография. Главная→Статьи→Издательская деятельность→ Александр Беляев: фантаст, пророк, провидец: к 140-летию со дня рождения А. Беляева. Из пятидесяти предсказаний, сделанных Беляевым, восемнадцать уже сбылись. Кем же он был, этот почти забытый ныне писатель–фантаст? В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».
Александр Романович Беляев
Александр Беляев родился в далёком 1884 году, но написанные им произведения можно смело отнести к современной фантастике. Александр Беляев. НЕВИДИМЫЙ СВЕТ. — По всему видно, что Вироваль — знаменитый врач. Выдающийся писатель-фантаст Александр Беляев родился 135 лет тому назад, 16 марта 1884 года, в Смоленске.
Александр Беляев
Что сталось с его архивом, рукописями, библиотекой? Где погребен? Он ушел от нас не попрощавшись. Не успел, точнее не дали... Фактически и юридически Александр Беляев пропал без вести, как неизвестный солдат, хотя и не был на фронте. Война сама пришла к нему в дом и поставила последнюю точку в его и без того не слишком известной биографии. Портрет писателя можно найти только на его ранних изданиях, его фотоснимков нет ни в больших и малых энциклопедиях, ни на его надгробном камне. О том, как иные книги программируют твою жизнь бессознательно, на подкорковом уровне , догадываешься спустя лишь годы и годы.
В пятом классе я прочитал взахлеб едва ли не все беляевские романы. И, конечно же, был захвачен красочным фильмом "Человек-амфибия", где Ихтиандра играл сразу ставший любимцем публики Владимир Коренев, а Гуттиэре, девушку-индианку, - Анастасия Вертинская. Меня неудержимо потянуло в подводный мир человека-амфибии. Первая попытка проникнуть туда с помощью свинченных гофрированных шлангов и противогазовой маски едва не закончилась трагично. Но обретя некую свободу на первом курсе МГУ, я немедленно записался на курсы аквалангистов в клубе "Дельфин" и через положенный срок получил свой первый "диплом", удостоверявший право "погружаться в аппаратах на сжатом воздухе". Когда в 1976 году мне представилась редчайшая по тем временам возможность погрузиться в Средиземное море, перед глазами стояли заманчивые подводные пируэты Ихтиандра. Однако в стекле моей маски туманились мутные воды сирийского порта Тартус, а сквозь них - округлое днище нашей подводной лодки.
Мы с напарником обследовали корпус субмарины перед выходом в море. Тлел очередной арабо-израильский конфликт, и надо было убедиться, что израильские подводные диверсанты не насажали нам на корпус неприятных сюрпризов. Уже после флотской службы, встретив девушку, похожую на Гуттиэре-Вертинскую, я вскоре женился на ней, не подозревая, что в роли нечаянного свата выступил автор любимого романа. Первой нашей большой семейной покупкой стал акваланг АВМ-7. С ним мы облазили все севастопольские бухты, в том числе и ту, где снимались кадры замечательного фильма. Короче, я безмерно благодарен Александру Романовичу Беляеву за его невольное и счастливое участие в моей жизни. Убежден, что это чувство разделяют со мной тысячи читателей и почитателей писателя-фантаста.
И только недавно, осознав меру его влияния на мою жизнь, я, к стыду своему, обнаружил, что почти совершенно ничего о нем не знаю. Даже портрета его не видел. Бросился к энциклопедиям и справочникам, стал читать куцые предисловия к его книгам. Сведения отрывочные и довольно скудные. Его звали Александр Беляев. Отцом будущего писателя был смоленский священник Роман Петрович Беляев. Может быть, поэтому воспарение духа, который несли испокон веков религия, вера, родило в мальчике стремление парить.
Полеты начались с прыжков с крыши сарая. Полета не получилось.
Русский Жюль Верн, писатель-пророк — этими и другими эпитетами называли Александра Беляева, человека, сумевшего предугадать многое из того, что появится в далеком будущем.
В его книгах есть акваланг и орбитальная станция, о которых в те годы никто и не слышал.
Большую часть жизни практиковал, впоследствии написав серию заметок о своей работе. Параллельно с этим начал писать художественные произведения. Творческая деятельность и путь к известности Печатался с 1905 года. Первая книга — «Семинарские очерки» 1906.
Первой полноценной публикацией стал роман «Радиомозг», выпущенный в 1926 году вторая редакция романа была в 1928 году. Впервые был напечатан в «Рабочей газете», а затем вышел отдельным изданием. В центре сюжета - западные ученые, которые решили подчинить себе умы людей всего мира при помощи специально выведенного искусственного мозга, который телепатически подчинял себе умы других людей. Следующий роман - «Истребитель 2Z» - вышел в 1939 году первоначально вышел в 1928 году под названием «Истребитель 17Y». Вновь антагонистом стал очередной претендент на мировое господство - чисто бондиановский ученый Урландо, которому противостоят советские ученые.
Критики отмечали очень большое влияние художественного стиля А. В появившемся в 1945 году романе «Приключения Сэмуэля Пингля», рассказывается об учёном, научившемся искусственно перестраивать вирусы. Данный роман был переведен на польский, чешский, словацкий, болгарский и хорватский языки. Иллюстрация к роману «Приключения Сэмуэля Пингля» Помимо научных отсылок, в творчестве Беляева прослеживается и аллегория на современные ему события - в год окончания Великой Отечественной войны выходит повесть «На десятой планете», в центре которой конфликт между уберменшами жителями этой самой планеты и унтерменшами - обезьяноподобными людьми.
Представитель "Астрели", правда, сначала пытался рассказать, что его издательство и не думало выпускать книги Беляева, а лишь делало оформление обложек его книг, которые издавались другими, но затем, противореча сам себе, зачем-то сказал о том, что произведения фантаста с 1992 года находятся в общественном достоянии. Посовещавшись, члены президиума огласили свое решение: судебный акт кассации они отменили полностью, а акты судов первой инстанции и апелляции — в части требования о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав.
В этой части дело направлено на новое рассмотрение. Сумма компенсации в пользу "Терры" будет пересчитана и, по всей видимости, уменьшена. Автор более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов. Иногда его называют российским "Жюль Верном". Беляев получил юридическое образование и одно время был известен в родном Смоленске как очень хороший юрист. Однако в возрасте 35 лет он заболел туберкулезным плевритом, осложнившимся параличом ног, и на 6 лет оказался прикован к постели.
В этот период жизни он много читал и начал заниматься литературным творчеством.
Жизнь и смерть фантаста Беляева
В частности, критик Яков Рыкачёв писал: «Автор не способен ни сообщить существенные научные сведения, ни ознакомить читателя с реальными перспективами науки». Однако ирония судьбы в том, что злоключения головы профессора Доуэля попали на глаза студенту-медику Владимиру Демихову. И он под впечатлением от произведения Беляева заинтересовался трансплантологией. Сначала подсаживал собакам вторые головы. Потом заинтересовался пересадкой сердца.
Стал маститым хирургом. В его лаборатории проходил стажировку молодой врач Кристиан Барнард, который в 1967 г. Триумф новичков. Я вижу грядущее поколение, рождённое в подводных деревнях и окончательно приспособившееся к новой окружающей среде!
Однако ситуация станет ещё красивее, если знать, что первое предложение этого пламенного текста принадлежит выдуманному персонажу: профессору Сальваторе, отцу Ихтиандра. А вторая — вполне реальному человеку, создателю акваланга Жак-Иву Кусто. Впрочем, сам Беляев часто называл себя «человеком газеты». Отчасти это справедливо: публицистом он был замечательным.
И способность предвидения и даже влияния на события сохранял в полной мере.
Частенько в постановках он и сам играл. Увидев Беляева на сцене ему предложил место в своей труппе сам Станиславский, но тот отказался. Александр тогда только женился и его мысли были заняты другим. Всего пару месяцев спустя молодая супруга ушла к другому, разбив сердце Александру в первый, но не последний раз. Юный Александр Беляев с семьёй.
Прошло довольно много времени, пока Беляев смог опять поверить в женскую любовь. Вторая жена сначала казалась весьма милой девушкой. Но вскоре после свадьбы Александр тяжело заболел. Диагнозом был костный туберкулёз. Практически смертный приговор. Молодого мужчину всего заковали в гипс, как мумию.
Жена долго не выдержала столь тяжёлых испытаний и просто сбежала, оставив мужа беспомощно лежать на постели. Так он провёл несколько лет. Однажды Беляеву на лицо села муха. Она ползала по коже, а он не мог и пальцем пошевелить, чтобы прогнать надоедливое насекомое. Тогда в его голову и пришла идея о голове профессора Доуэля. Счастье было недолгим, тяжёлая болезнь превратила Александра в неподвижную мумию.
Как только Александр смог передвигаться, он занялся написанием своего первого фантастического романа. Практически слепой и изуродованный болезнью, некогда статный молодой человек, а сейчас дряхлая развалина в гипсовом корсете, он без конца писал... В его знаменитых на весь мир книгах люди летали на другие планеты и осваивали иные миры, влюблялись и побеждали. Его романы были вдохновляющими и прекрасными, с лёгким налётом грусти. Лёгкий налёт грусти придавал романам писателя особенное очарование и эмоциональный оттенок. Его литературный гений уважал и хвалил Герберт Уэллс.
Он писал, что в романах Беляева есть то, чего так недостаёт всей западной современной научно-фантастической литературе — торжество мысли. Александр Беляев всегда старался изучить всю научную подноготную прежде чем писать роман.
Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «... Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать». Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича — они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире.
После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле — Народном комиссариате почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой. Беляеву 41 год. На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля». Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева. В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени...
Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"». С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание —сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами — А. Ром и Арбел. Маргарита Константиновна на старой пишущей машинке «Ремингтон» без устали печатает его новые произведения.
Жизнь Беляевых налаживается. Они купили рояль. Вечерами музицируют. Посещают театры, музеи. Обрели новых знакомых. Главы нового произведения печатались в журнале «Вокруг света». Успех был необыкновенный! Номера журналов расхватывались моментально. Достаточно сказать, что тираж «Вокруг света» увеличился с 200 000 до 250 000 экземпляров.
В том же, 1928 году роман дважды выходил отдельной книгой, а через год появилось третье издание. Популярность романа превзошла все ожидания. Секрет успеха критики объясняли тем, что это «универсальный роман, объединивший научную фантастику, приключения, социальную тему и мелодраму». Книгу переводили и издавали на многих языках. Беляев стал известен! Снятый в 1961 году, уже после смерти писателя, одноимённый фильм тоже ждал ошеломляющий успех. Его посмотрели 65,5 миллиона зрителей — рекорд того времени! В декабре 1928 года Беляев оставляет Москву и переезжает в Ленинград. Квартиру на улице Можайского обустроили со вкусом.
Александр Романович пишет много и увлечённо. Его фантастика не надуманна, а зиждется на научной основе. Писатель следит за новостями науки и техники. Его знания энциклопедически разносторонни, и он легко ориентируется в новых направлениях. Казалось бы, жизнь идёт благополучно. Беляев заболевает воспалением лёгких. Врачи советуют поменять климат. И семья переезжает в Киев, где живёт друг его детства Николай Павлович Выготский. В Киеве благодатный климат, жизнь дешевле, но...
Писатель вынужден совершить очередной переезд в Москву. Здесь семью постигло горе: 19 марта умирает от менингита дочь Людмила, а у Александра Романовича происходит обострение туберкулёза позвоночника.
Распространены идеи, что можно пересадить сознание в нематериальное тело, но мы против таких вещей". Будет ли человеческое тело к 2040-му году состоять из искусственных органов, как предсказывает идеолог трансгуманизма Рэймонд Курцвейл, время покажет. А вот Лев Боркин, руководитель центра гималайских научных исследований, предрекает новые научные открытия в Тибете.
Его дневниковые записи об экспедиции в Гималаи и Тибет группы петербургских ученых «Гималайский проект» отмечены премией "Белфеста" как лучшая оригинальная серия очерков. Лев Боркин, руководитель Центра гималайских научных исследований Санкт-Петербургского союза ученых: "Сейчас большая часть Тибета является Китаем, но не вся, самая западная часть тибетского нагорья уходит в Индию. Там пограничная зона, где довольно трудно работать. Есть белые пятна, например, один большой район на стыке Тибета, Непала и Индии, где ни разу не было научной экспедиции. Там реки, термальные источники...
А ученых там еще не было. Это моя мечта, провести туда экспедицию под российским флагом". Андрей Балабуха — член жюри "Белфеста", писатель-фантаст и критик, сам дважды становился лауреатом Беляевской премии и был одним из инициаторов ее учреждения 27 лет назад. Андрей Балабуха, писатель, критик, член жюри премии «Белфест»: "Я когда вычитал, что в одной Франции, которая меньше чем Россия, больше 10 тысяч литературных премий, я сперва обалдел.
Мистическое предвидение писателя-фантаста Александра Беляева
Интересный сюжет и активно происходящие события держат читателя в постоянном вопросительно-напряжённом состоянии. Повесть имеет необычную структуру: она состоит из двух неравных частей. В первой, включающей в себя четыре главы, речь идет об экспедиции американского миллиардера Солли, который, отойдя по состоянию здоровья от дел, решил, во что бы то ни стало, разыскать древнюю Атлантиду. Начинание его, первоначально получившее большую поддержку общественности, никак не давало положительных результатов: исследовательский флот малых субмарин абсолютно безрезультатно бороздил воды Атлантического океана на протяжении нескольких лет. Положение спас доктор Ларисон, нанятый Солли и фанатично преданный идее.
Атлантида была обнаружена, произведены обширные раскопки на дне океана, в ходе которых была собрана богатейшая коллекция. Наряду с множеством предметов в неё входила и громадная храмовая библиотека книг, созданных из бронзовых листов с вытравленными на них письменами. Эти письмена «удалось расшифровать одному русскому ученому-лингвисту». Вторая часть разворачивает перед нами хронику последних дней обреченного материка.
Автор старается поразить воображение величественностью столицы Атлантиды — Посейдониса, рассказать о нравах и обычаях, царивших тогда в государстве атлантов, показать повседневную жизнь как господ, так и рабов. Ожидание неизбежного финала придает сюжету оттенок обреченности, когда надежды и планы абсолютно всех действующих лиц будут разрушены, а их дома, перед тем как скрыться в пучине, сгорят в пламени подземного огня. Повесть увидела свет в далеком 1925 году, первоначально она была опубликована по частям в журнале и лишь затем, через два года, появилось её первое книжное издание. Беляев говорил о ней: «Моя повесть об Атлантиде слишком научна для романа и слишком романтична для науки».
Однако ее «излишняя романтичность» не помешала автору сделать в ней целый ряд весьма удачных научных прогнозов, сегодня ставших реальностью. Задача погружения читателя в атмосферу исчезнувшей цивилизации выполнена и перевыполнена автором с блеском. Книга написана так увлекательно и правдиво, что сразу представляется пейзаж с необыкновенными деревьями, цветами и домами, нестерпимая жара и люди, которых никто из нас никогда уже не увидит... Безгранично романтичное произведение, ставшее эталоном отечественной фантастики.
Это, наверное, не просто мастерство, а такое весьма редкостное чутьё писателя. Ведь надо так чувствовать и текст и читателя, так уметь ухватить вечное — да хоть ту же идею человека живущего как на земле, так и в воде — ведь это мечта, вечная мечта, иначе не было бы произведений на подобную тему даже сейчас. И сделать всё так мягко, так привлекательно, что наслаждаешься каждым моментом. Как прекрасен океан глазами Ихтиандра!
Как сочно переданные ощущения, чувства. Это роман, читая который забываешь обо всем. Основная тема этого замечательного произведения Беляева — моральная ответственность ученых за результаты своей научной деятельности. Еще писатель сумел показать, что любые достижения науки, попавшие в ненадежные руки, используются в корыстных целях.
Действие «Человека-амфибии» происходит в начале 20-го века, однако его идея не менее актуальна и сейчас, спустя почти сто лет.
Подробности этой истории раскопал бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в своё время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева. Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь прожила при Казанском кладбище. Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местном склепе ещё с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два.
В другом был погребён профессор Чернов. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с её слов выходило, что могильщик всё-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски, он закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы. Куда более интересным кажется вопрос, отчего же всё-таки умер Александр Беляев. Публицист Фёдор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев ещё до войны многим рассказывал о своём новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки.
С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика.
Существуют ли на самом деле «летучие голландцы»? Откуда они берутся?
Дома Александр Романович берет в руки карандаш и начинает прикидывать. Предположим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Соседнее Саргассово море с его множеством водорослей способствует тому, что здесь скапливаются суда, оставленные по разными причинам своими командами… Так рождается замысел романа «Остров погибших кораблей». И Беляев был первым, кто указал на загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника.
В 1929 году Беляевы отправляются в Крым — Александру Романовичу необходимо подлечиться. Попутчиками в купе оказываются двое мужчин. Оба непрерывно кашляют. Странные пятна на коже.
Рассказывают: это последствия технологической аварии на одном из предприятий Кузбасса. В городе выпал желтый снег. Многие стали болеть… Такова оборотная сторона индустриализации, отмечает Беляев в своей записной книжке. В будущем, если не принять мер, Россию ждет масштабная катастрофа.
Так родился сюжет повести «Продавец воздуха». Глоток чистого воздуха при определенных условиях может стоить больших денег. И снова Беляев предугадал ситуацию. Сегодня в мире из-за плохого воздуха умирают сотни тысяч людей.
Руководители государств вынуждены принимать меры для ограничения выброса промышленных газов в атмосферу. Киотский протокол — лишь одно из свидетельств тому. Конец 20-х годов. Максим Горький едет по стране.
У него болезнь легких, писатель как бы прощается со страной и ее людьми. А Беляев пишет новый роман «Человек-амфибия». Талантливый хирург Сальватор заменил больные легкие мальчика жабрами акулы. Ихтиандр теперь получил возможность обитать в океане.
Книгу мгновенно раскупают в магазинах. Однако периодическая печать неожиданно обрушивается на писателя с критикой. Дескать, зачем он перенес действие романа куда-то за границу? Неужто в советской стране нет своих Сальваторов?
И критикам совершенно нет дела до трагедии самого писателя, болезнь которого те же советские врачи излечить никак не могут. А тут еще заболевает менингитом старшая дочь Беляевых Люда. Медики откровенны: остается надеяться лишь на чудо. Наука пока бессильна… В 1932 году Людмила умерла на руках родителей.
В тот же день в клинике умерли еще 12 детей. У писателя — тяжелая депрессия. Она вызывает осложнение и собственной болезни. Его снова заковывают в гипсовую броню.
Он не может работать, и в семье появились проблемы с деньгами.
Казалось бы, в 2017 году наука оказалась на грани прорыва — итальянский нейрохирург Серджио Канаверо в статье для авторитетного журнала Surgical Neurology International заявил , что разработал метод пересадки человеческой головы — и первая операция состоится уже в ближайшие годы. Однако прошло уже семь лет, а никакой революции так и не случилось. Канаверо вроде бы удалось, руководствуясь собственной методикой, пересадить голову одного трупа другому, но так как подопытный изначально был мертв, этот опыт никак не доказал и не опроверг действенность методики. Похоже, подтвердить свои амбиции на практике итальянец не сможет. А ведь подобная операция существенно упростила бы жизнь парализованным людям, сохранившим все умственные функции и оказавшимся, подобно Доуэлю, запертыми внутри собственной головы. Оксигенаторы мембранного типа — "Человек-амфибия" 1928 В "Человеке-амфибии" профессор Сальватор спасает смертельно больного ребенка, пересадив ему жабры молодой акулы.
Кинотеатр «Иллюзион» 15–19 марта покажет фильмы по книгам фантаста Александра Беляева
В 2014 московское издательство "Тончу" выпустило в свет книгу Светланы Александровны " Семейная сага фантаста Беляева". официальная группа российского писателя-фантаста Павла Беляева! гениальный фантаст, его произведения, темы, которые он поднимает в своих произведениях актуальны и сегодня.
"Когда умру, заверните меня в газету". Самый фантастический писатель России
Общественное телевидение России (ОТР) показало документальный фильм о выдающемся писателе-фантасте, смолянине Александре Беляеве (1884-1942). Он писал не о будущем, а об опасных химерах Тайна смерти фантаста Беляева Биография Биография. Увидев Беляева на сцене ему предложил место в своей труппе сам Станиславский, но тот отказался. Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. В 1915 году Беляев заболел туберкулезным плевритом и ради лечения покинул Смоленск.