Гагаринский район Смоленской обл. 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в истории человечества отправился в космос и совершил орбитальный облет Земли. Юрию Алексеевичу Гагарину 9 марта нынешнего года исполнилось бы 82 года. Юрий Гагарин выполнил свой последний в жизни учебный вылет 27 марта 1968 года.
Юрий Гагарин. Сила – в любви
9 марта 2019 года первому космонавту Земли, Юрию Алексеевичу Гагарину, исполняется 85 лет. Спустя 45 лет! после гибели Юрия Гагарина летчик-космонавт Алексей Леонов узнал истинную причину гибели своего друга. Так, год и 7 месяцев своей жизни Юрий Гагарин прожил в землянке, когда деревню Клушино захватили гитлеровцы, выгнавшие семью из дома. Если бы Юрий Алексеевич Гагарин дожил до наших дней, 9 марта 2019 года он отмечал бы свой очередной юбилей, первому космонавту Земли исполнилось бы 85 лет.
Юрий Гагарин. Биография
Я дружески жму его мужественную руку и желаю дальнейших успехов ему и его семье». Интерес к Гагарину был огромен. На своей первой послеполетной пресс-конференции 15 апреля в московском доме ученых космонавту пришлось рассказать о себе и своих корнях. Он подчеркнул: Нашлись несерьезные люди в Соединенных Штатах Америки, дальние родственники князей Гагариных, которые считают, что я какой-то их потомственный родственник. Но могу их разочаровать. Я простой советский человек. Родился я 9 марта 34-го года в семье колхозника. Место рождения — Смоленская область, Гжатский район, село Клушино. В своей родословной никаких князей из знатного рода не знаю и никогда не слышал Его хотели видеть во многих странах, где миллионы людей с восторгом восприняли весть о том, что человечество успешно шагнуло в космос.
Гагарин по праву принадлежал всем жителям Земли — без различий в вероисповедании, идеологии, образе жизни. Их заслуги и трудности, которые они перенесли, во много раз больше моих. Я просто оказался в фокусе событий, которые подготовили народ, партия и наука. Космические полеты под силу выполнять только летчикам, если другие хотят летать в космос, то прежде они должны научиться летать на самолетах. Авиация — начальная ступень космических полетов». Коленка британской королевы Для руководства Советского Союза заграничные вояжи Гагарина стали возможностью продемонстрировать социализм с человеческим лицом, благо личного обаяния у космонавта было не занимать. Первой зарубежной страной стала Чехословакия, где он побывал с 28 по 29 апреля, а первым из капиталистических государств стала Финляндия. Особенно бурный прием Гагарина ждал в традиционно чопорной Великобритании, куда он прибыл 11 июля 1961-го по приглашению главы профсоюза местных литейщиков Дэйва Ламберта.
Улыбающегося советского космонавта, который ехал из аэропорта Хитроу в Лондон в открытом лимузине, горячо приветствовали тысячи людей, выстроившихся по обе стороны шоссе, которые махали руками и скандировали «Гагарин! Одна из них, 23-летняя медсестра Оливия Брайден, буквально набросилась на Гагарина и, обвив руки вокруг его шеи, звонко поцеловала в щеку. Подоспевшим репортерам она заявила: «О, до чего же это было прекрасно, невероятно! Я без ума от него. Я запомню это на всю жизнь! Искушению повидать звездного визитера поддалась даже британская королева, которая пригласила его в Букингемский дворец на завтрак. Этот визит быстро оброс легендами. Согласно одной из них, Гагарин, которого посадили рядом с Елизаветой II , тихонько потрогал ее за коленку, чтобы удостовериться, что все это ему не снится.
Монарх деликатно сделала вид, что ничего не заметила. По другой, не знающий тонкостей светского этикета космонавт начал есть салат ложкой, с улыбкой предложив: «Давайте есть по-русски! И отвечал, отвечал, отвечал на самые разные вопросы, в том числе и от журналистов «Что вы почувствовали, когда вас поцеловала Джина Лолобриджида? Молва приписывала Гагарину романы с самыми разными деятельницами искусств, в том числе и советскими, например, с актрисой Светланой Светличной или певицей Эдитой Пьехой. При этом надо было быть бодрым, свежим, обаятельным — на тебя смотрит весь мир, тебе многие подражают. Новая ипостась была для Гагарина в чем-то даже сложнее, чем полет в космос, — он не готовился стать публичным общественно-политическим деятелем. Выручали стрессоустойчивые черты характера, которые подметили еще психологи ЦПК: Развит весьма гармонично. Чист душой и телом.
Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Гагарину были рады везде, даже в Бразилии, с которой у СССР не было дипломатических отношений с 1947 года. Именно его приезд в июле 1961-го послужил началом для возобновления политических контактов между двумя странами. Он ощутил на себе все «прелести» невесомости: у него наблюдались боли в голове и глазах, рвота, головокружение, отсутствие аппетита и расстройство вестибулярного аппарата.
Летнее турне Гагарина завершилось посещением Венгрии. Жуковского, а 14 сентября вместе с женой в составе группы сотрудников ЦПК Каманин, Титов и другие вылетел на отдых в Крым, разместившись на бывшей даче Максима Горького в двух километрах от основной базы санатория «Форос». Местные власти радушно встречали космических гостей, устраивая регулярные застолья. Врачи Черноморского флота сделали на месте операцию, заключив, что пробита надбровная кость, но рана не смертельна, со временем над левой бровью останется лишь шрам. Что же произошло? Каманин записал 4 октября в дневнике: За день Гагарин чрезмерно «напрощался». В 23:47-23:48 Юра сказал Вале: «Кончай играть, пошли спать! Через две-три минуты Валя, закончив играть в карты, спросила: «А где Юра?
В коридоре находились три комнаты, из которых отдыхающие уже уехали. В двух комнатах Валя никого не обнаружила, третья — была закрыта на ключ изнутри. Валя резко постучала в закрытую дверь. Через несколько секунд она открылась, в комнате горел свет, а в дверях стояла медсестра Аня. На вопрос Вали: «Где Юра? Каманин отметил: «Как рассказала медсестра Аня, она после смены с дежурства зашла в комнату отдохнуть, лежала на кровати одетой и читала книгу. Гагарин вошел в комнату, закрыл дверь на ключ и со словами: «Ну что, будешь кричать? В это время раздался стук в дверь, и Гагарин выпрыгнул с балкона».
В тот же день генерал написал доклад о случившемся в ЦК КПСС и министру обороны, подчеркнув, что до 24-25 октября Гагарину прописан постельный режим. ЧП вызвало серьезное недовольство политического и военного руководства страны. Одним из делегатов должен был стать Гагарин. В западных СМИ объяснили его отсутствие тем, что космонавт якобы заболел лучевой болезнью. Однако 24 октября Гагарин появился на форуме, при этом следы ранения на лице были почти незаметны. Для широкой советской и мировой общественности была предложена героическая версия случившегося. В беседе с корреспондентом газеты «Труд» Гагарин рассказал: «На курорте в Крыму забавлялся с дочкой Галкой и споткнулся. Спасая дочь, я высоко поднял ее, а сам ударился лицом о камень.
До Галкиной свадьбы заживет и даже раньше — до очередного космического полета». Каманин не стал читать ему нотаций, лишь подчеркнул, что нужно сделать выводы на всю жизнь. Гагарин ответил: «За эти дни я многое передумал, наделанных глупостей я сам себе не прощу, необходимо менять курс поведения». С ноября 1961-го по февраль 1962-го Гагарин с супругой побывали в ряде стран Южной Азии и Африки.
Незадолго до полета В 1959 году Гагарин становится старшим лейтенантом и получает звание летчика 1-го класса. Вскоре он узнает о наборе кандидатов на космический полет.
Юрий сразу принял решение. При отборе особое внимание уделялось биометрическим данным кандидатов. Маленький рост 157 см теперь сыграл в пользу молодого человека. Лица большего роста были отсеяны, так как в маленькую капсулу корабля они бы просто не поместились. В ходе медицинских проверок Юрий попал в круг из 20 отобранных кандидатов и в марте 1960 г. Последний этап отбора кандидатов В 1961 году отбор кандидатуры на полет продолжился.
Властям Советского Союза было важно опередить в запуске корабля с человеком на борту американцев, которые планировали аналогичный полет. Среди кандидатур наиболее подходящими претендентами оказались Гагарин и Титов. Из них конструктором Королевым был выбран Гагарин, несмотря на более высокую подготовку последнего. Предполагают, что Королев планировал отправить Титова в следующий раз и на более долгий срок. В то же время Юрий Гагарин имел образцовую славянскую внешность и чистую семейную биографию, что делало его идеальным с политической точки зрения кандидатом. Выбрать именно Гагарина могли как власти Советского Союза, так и сам Королев.
К тому же именно он оказался единственным честным человеком среди пяти сходных по биометрическим данным людей. Он один сказал правду о том, что плохо чувствует себя в испытании с центрифугой, тогда как остальные заявили, что подготовка якобы проходит отлично. Для разработчиков было важно, чтобы человек, впервые полетевший в космос, рассказал бы им всю правду о своих ощущениях, технических ошибках и проблемах при полете. Космическое путешествие По ряду причин этот полет был страшен не только тем, что Гагарин был первым, но и факторами технического характера. В то время вся техника рассчитывалась вручную, а космические аппараты еще только начинали создавать. Из-за спешки во время предполетной подготовки не были продублированы системы жизнеобеспечения космонавта, отсутствовало приспособление для мягкой посадки и даже не была предусмотрена защита на случай возникновения проблем в период старта.
Был очень велик риск, что Гагарин погибнет еще до прибытия на орбиту или в процессе полета. Когда 12 апреля 1961 г. Он взлетел на целых 100 км выше, чем должен был по плану. В случае если бы тормозная установка не сработала, его полет занял бы время, превышающее месяц и он погиб бы мученической смертью, поскольку пищи и воды хватило бы только на 10 дней. Вероятно, он умер бы еще до этого от нехватки кислорода. Однако в итоге все прошло благополучно, и Гагарин опустился там, где это было запланировано.
После чего его доставили до ближайшего поселка, откуда он сообщил своему руководству об удачном приземлении и отсутствии проблем. Секретность полета привела к тому, что о его итоге СМИ узнали лишь на следующий день. В биографии Юрия Гагарина это был самый важный и ответственный эпизод. Счастливый период Информация о полете быстро распространилась по всему миру. Гагарин стал не только советским героем, но и мировой звездой. В то время главным в стране был Хрущев, который также посодействовал популяризации первого космонавта.
Спустя месяц легендарный летчик был отправлен в путешествие по миру, в ходе которого посетил свыше 20 стран. Он показал себя хорошим дипломатом, обаятельным и тактичным человеком. Гагарин внес свой вклад в укрепление имиджа Советского Союза. После своего знаменитого полета Юрий сконцентрировался на общественной деятельности и почти не летал. Он оказал влияние на рост популярности космонавтики и решил участвовать в будущем полете на Луну. Личная жизнь Юрий Гагарин известен, прежде всего, своим знаменитым полетом и той славой, которую он ему принес.
Юрий Гагарин родился в 1934 году в деревне Клушино Смоленской области. Его отец, Алексей Иванович Гагарин, был плотником, а мать, Анна Тимофеевна Матвеева, работницей молочно-товарной фермы. Он был третьим ребенком в семье, и имел двух братьев и сестру. Через год после того, как Юра пошел в школу, началась Великая Отечественная война, и деревня, в которой он жил, почти полтора года была в немецкой оккупации.
Старших брата и сестру нацисты увезли на работы в Германию, где те чудом остались живы. После войны они вернулись домой. Здесь же окончил вечернюю школу рабочей молодёжи. В 1951 году будущий космонавт поступил в Саратовский индустриальный техникум и записался в клуб авиалюбителей.
Именно там будущий покоритель космоса познакомился с трудами Константина Циолковского — полученные благодаря им знания сыграли едва ли не определяющую роль в его судьбе.
Тщательно изучив все до одного обломки, ни на одном из них не обнаружили следов внешнего воздействия — то есть столкновений с птицами или с метеорологическим шаром. При этом выяснилось, что в день трагедии, 27 марта 1968 года, из города Долгопрудного был запущен метеорологический шар, который в 10:03 оказался в районе аэродрома Чкаловский. На земле нашли два десятка старых метеозондов, но ни на одном не было следов столкновения с самолетом. В результате уже через пять месяцев комиссия фактически завершила работу.
Из заключения и предложений Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР полковника Гагарина Ю. В результате тщательного анализа динамики полета самолета, изучения материальной части и дополнительных исследований установлено, что наиболее вероятной причиной аварии является выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда или что менее вероятно для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности. Резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеообстановки. Правительственная комиссия отмечает, что тяжелому исходу летного происшествия способствовали крупные недостатки в организации и руководстве полетами на аэродроме Чкаловский и безответственное отношение командования Военно-воздушных сил тт. Ими и руководством полетами на аэродроме Чкаловский т.
Пушко не было принято никаких дополнительных мер по обеспечению безопасности полета Ю. Гагарина и не обеспечено выполнение целого ряда мер по безопасности полетов, предусмотренных установленными правилами. Вывод о резком изменении траектории из-за угрозы столкновения с метеорологическим шаром устраивал всех: фактически никто не был виноват — ни летчики, ни офицеры полка, ни инженеры. При этом все результаты расследования были засекречены. Возникло множество слухов: согласно одним, перед вылетом Гагарин и Серегин выпили по стакану водки каждый; по другим — Гагарина убили по приказу Брежнева, так как он, став депутатом Верховного Совета СССР, пытался улучшить положение советских людей; по третьим — Юрий якобы погиб во время испытаний космического корабля для высадки на Луну.
Результаты работы Госкомиссии были засекречены, с ними ознакомили только узкий круг руководителей — и практически повелели забыть Впрочем, это лишь подпитывало множество слухов и сплетен, которые долго беспокоили народ. Между тем специалистов волновали другие вопросы, которые оставались без ответа. Первый из них был связан с тем, что самолет МиГ-15УТИ под бортовым номером 18 не был предназначен для учебно-тренировочных полетов — именно поэтому он находился в технико-эксплуатационной части ТЭЧ. Его переоборудовали для показательных катапультирований при демонстрации подготовки летчиков-космонавтов. Пилот размещался в передней кабине, а парашютист — в задней И для того, чтобы было удобно, в кабине инструктора сняли ручку управления самолетом — она мешала при срабатывании катапульты.
Для этих же целей переоборудовали фонарь задней кабины. Именно по этой причине Владимир Серегин, находясь в полете с Гагариным в кресле инструктора, не мог взять управление на себя — педали управления там тоже были отключены. К тому же кабина МиГ-15 была сделана таким образом, что если передний летчик катапультировался, то у заднего фонарь не откидывался: он был обречен погибнуть вместе с самолетом. А барорегистратор высоты и скорости полета в тот день почему-то забыли заправить бумагой — объективных данных о происходящем не было. Установленные на МиГ-15 подвесные топливные баки сильно влияли на аэродинамические характеристики, замедляя маневрирование и снижая допустимые перегрузки почти в три раза: управлять таким самолетом могут только опытные летчики.
Тонкость в том, что они быстрее сваливаются в неуправляемый режим Однако, по словам Степана Микояна, уже после катастрофы летчики на МиГ-15 с подвесными баками специально исследовали вопрос управляемости и ничего критического не почувствовали. Самолет действительно реагировал немного иначе, но не критично. Однако и испытания проводили опытные летчики с большим налетом. У Юрия Гагарина действительно была очень слабая летная подготовка, а самолет был не подготовлен к работе инструктора, да и полетные характеристики сильно отличались от тех МиГ-15, на которых раньше летал Гагарин. Причиной трагедии стали грубейшие нарушения элементарных правил безопасности Николай Сергеевлетчик Впрочем, против этой версии играет тот факт, что в крови летчиков не был обнаружен адреналин — то есть ничего опасного ни Гагарин, ни Серегин не чувствовали.
Перевернутое небо В среде специалистов существуют еще две версии катастрофы, которые связаны с техническими недостатками самолета Гагарина. Первая — в том МиГ-15 был установлен авиагоризонт модели АГИ, у которого сверху находилась коричневая полусфера, а снизу — голубая. На других истребителях стояла более новая модель АГД — на ней цвета были расположены наоборот, и голубой фактически соответствовал небу. При потере ориентирования например, в облаках летчик мог запутаться и вместо выхода из пике, наоборот — входить в него. При осмотре обломков кран кабины Серегина был полностью закрыт, а кабины Гагарина — открыт на четверть.
Это породило версию, что из-за разгерметизации кабины летчики потеряли сознание. Я летал на МиГ-15, и никакого клапана вентиляции там закрывать не надо. Никогда не заморачивался — и ничего не происходило. Это ерунда Степан Микоянгенерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Доктор технических наук Арсений Миронов, главный научный сотрудник ЛИИ имени Громова, руководивший летной подкомиссией, также опровергал эту версию. По его словам, до высоты в две тысячи метров давление падало, а при достижении двух с половиной тысяч метров в кабине автоматически включался наддув, который поддерживал давление.
Если кран вентиляции приоткрыт, то просто будет холодно. Это ни на что не могло повлиять Арсений Мироновдоктор технических наук, главный научный сотрудник ЛИИ имени Громова Обе эти версии как и еще несколько «самолетных» по разным причинам были опровергнуты большинством исследователей. Все они отмечали, что в крови у Гагарина и Серегина не обнаружили адреналина — перед смертью они были спокойны. А потеря ориентации или плохое реагирование самолета не могло не вызвать пусть небольшой, но тревоги. Также высказывались предположения, что при пикировании с высоты в четыре тысячи метров при негерметичной кабине летчики должны были потерять сознание из-за перепадов давления.
Но эта версия, по мнению всех специалистов, несостоятельна: во время Великой Отечественной войны летчики пикировали и с больших высот без всякого ущерба Опровергнута была и версия столкновения с птицами — хотя на месте катастрофы нашли погибшую сойку, но она стать причиной трагедии не могла: сойки не поднимаются выше деревьев, и уж тем более не могут оказаться на высоте 2-4 тысячи метров. Эта сойка погибла в то же время, когда разбился самолет, но орнитологи установили: ее задавил ястреб-тетеревятник.
Кумир советских детей и секс-символ XX века. За что мы любим Гагарина?
Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. Виновата в катастрофе… внешняя среда При исследовании составляющих полета "экипаж - самолет - среда" в отношении двух первых у комиссии Смирнова было если не табу, то явное и неявное сопротивление на всех возможных уровнях - от командного до партийно-политического. А вот на "внешнюю среду", уловив заданный вектор расследования, навалились со всех сторон - летчики, инженеры и особенно штабисты-администраторы. Все словно "прозрели" и принялись искать внешние факторы, причины и обстоятельства сваливания самолета Гагарина-Серегина в штопор. Сначала говорили о других самолетах того же полка под началом полковника Серегина одиночный МиГ-17 в соседней зоне пилотажа и пара МиГ-21, взлетевших на свой маршрут после Гагарина. Затем появился таинственный истребитель с соседнего аэродрома Раменское, якобы пролетевший через район полетов Чкаловского аэродрома впоследствии об этом не единожды говорил в своих интервью Алексей Леонов. Гагарина Двенадцать лет назад, когда готовились отметить 50-летие полета Юрия Гагарина в космос, выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели были рассекречены - только выводы. Однако в них ничего нового: резкий маневр и сваливание в штопор, а по какой причине - мнения расходятся. Алексей Леонов и после этого продолжал говорить об истребителе Су-15 с Раменского аэродрома, который якобы прошел в облаках всего в 10-15 метрах от самолета Гагарина и Серёгина на сверхзвуковой скорости и тем самым вогнал "спарку" УТИ-15, утяжеленную подвесными баками, в гибельную спираль… Анна Тимофеевна Гагарина в день прощания с сыном 30 марта 1968 года. Гагарина Как бы там ни было, сегодня, спустя 55 лет после случившегося, пересматривать выводы комиссии, исследовать что-то заново, с использованием новых технических, расчетных, аналитических возможностей, никто не предлагает и не планирует.
Видимо, тот компромисс, к которому пришли старшие товарищи в конце 60-х, устраивает нас всех и сегодня. Фрагменты тел Гагарина и Серёгина, которые удалось обнаружить и собрать на месте катастрофы, были кремированы, а урны с прахом установили для прощания в Центральном доме Советской Армии. В тот же день, 30 марта 1968 года, на Красной площади прошел траурный митинг, в СССР была объявлена минута молчания, после чего урны с прахом были захоронены в двух заранее приготовленных нишах Кремлевской стены. Всего семь неполных лет было отведено космонавту-1 прожить в лучах всемирной славы. Срок очень малый, чтобы завершить хотя бы начатое, не говоря о новых замыслах. Но вполне достаточный для того, чтобы побронзоветь и выйти в тираж вместе с портретным глянцем. Он сильно изменился, но по-человечески только в лучшую сторону".
Самолёт Гагарина и Серёгина сорвался в штопор либо по причине попадания в вихревой след другого самолёта, либо из-за резкого манёвра, чтобы избежать столкновения с каким-то объектом. Находясь в условиях густой облачности, лётчики имели неверное представление о высоте и запасе времени на совершение выхода из опасной ситуации и приняли решение бороться за самолёт. Не имея точных показателей приборов и представления о холмистой местности, они начали выравнивать летательный аппарат. Опустившись ниже облаков и имея возможность оценить обстановку визуально, пилоты поняли, что, скорее всего, им не удастся совершить манёвр. Однако катапультироваться было уже поздно. На скорости 640 километров в час самолёт врезался в землю под углом пикирования 50 градусов. Пилоты могли успешно стабилизировать самолёт, все их действия были правильными, однако главной ошибкой стало неверное представление о высоте. Гагарину и Серёгину не хватило буквально пары сотен метров высоты и каких-то двух-трёх секунд, чтобы благополучно выровнять самолёт. Алексей Леонов. Из числа множества версий, называвшихся в разные годы, наиболее популярными являются две. Первая гласит, что учебный самолёт попал в вихревой поток проскочившего перед ним истребителя. Этой версии придерживался космонавт Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос. Он настаивал, что видел засекреченные документы, которые свидетельствуют о том, что в момент катастрофы в районе находился истребитель Су-15. При этом лётчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров, — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями — на форсаже ушёл на свой эшелон и на расстоянии 10—15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолёт, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолёт совершил полтора витка и на выводе столкнулся с землёй, — заявлял Леонов. Космонавт Анна Кикина сравнила Crew Dragon и "Союз" Версию о попадании МиГ в спутный след другого самолёта поддерживал и генерал Белоцерковский, руководивший инженерной подготовкой первых космонавтов. Однако точного документального подтверждения эта версия не имеет. Согласно другой популярной версии, самолёт вошёл в штопор из-за резкого уклонения или даже столкновения с неким объектом. Наиболее вероятно, с метеозондом. Этой версии придерживался известный лётчик-испытатель Микоян, ссылавшийся на показания приборов самолёта. Ещё до столкновения с землёй они свидетельствовали о разгерметизации кабины, которая вполне могла произойти из-за неожиданного столкновения с зондом. А власти скрывают Материалы комиссии по расследованию аварии были засекречены и на долгое время стали недоступны. Это породило множество легенд и версий гибели Гагарина — от конспирологических, связанных с заговорами и злым умыслом, до откровенно абсурдных. Самая популярная версия гласила, что гибель Гагарина была подстроена. Будто бы сам Брежнев стал завидовать славе и популярности первого космонавта и велел от него избавиться. Дальше, в зависимости от фантазии авторов, либо КГБ подстраивал технические неисправности у самолёта, либо Гагарина и Серёгина и вовсе сбивал боевой истребитель. Хотя бы потому, что Гагарин был нужнее Кремлю живым и здоровым гораздо больше, чем мёртвым. Его поездки по всему земному шару и его историческая роль позволили укрепить и значительно улучшить имидж Советского Союза в мире. СССР теперь в первую очередь ассоциировался не с сугробами, лагерями и диктатором Сталиным, а с улыбчивым и обаятельным космонавтом. Более того, высокое начальство стремилось всеми силами уберечь космонавта от любых рисков и ему пришлось приложить немало усилий, прежде чем ему разрешено было вернуться к лётной практике.
Учеба остановилась, началось выживание в условиях оккупации. Гагариным пришлось покинуть свой дом и вырыть землянку размером четыре на четыре метра. Отапливалась она печкой-буржуйкой, освещалась — лучиной. Немцы заставили отца, Алексея Ивановича, работать на мельнице он был хромым из-за младенческой травмы, поэтому на фронт его не призвали. Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки. Сначала оккупанты забрали у местных жителей овес и ячмень для лошадей, потом стали отбирать и резать скот. Люди ели мясо лошадей, убитых снарядами. У младших Юры и Бори была работа — они обрывали по канавам крапиву, из которой варили щи. Подкармливались щавелем и кореньями лопуха. Освобождение от немцев В январе 1942 года Красная армия подошла к Смоленщине. Понадобилось еще более года, прежде чем был освобожден райцентр Гжатск. В январе 1943-го немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодежь. У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою. Учеба в школе и интерес Юрия Гагарина к самолетам После освобождения Алексея Ивановича все-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска. На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше. Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны. Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях. Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю. В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов. Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние. Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах. Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет.
На стелле высечены портреты погибших летчиков. Рядом установили самолёт МиГ-15, точную копию самолёта, на котором разбились лётчики. Ежегодно 27 марта у мемориала проходит митинг памяти. Прощальное письмо Гагарина Перед первым полётом в космос 10 апреля 1961 года Юрий Гагарин, понимая ответственность и риск не вернуться, написал прощальное письмо своей семье. Полёт тогда завершился успешно, родные не получили этого письма. После авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили Валентине Гагариной. Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи.
88 лет назад родился герой всего человечества - космонавт Юрий Гагарин
А вот мемуары начальника ЦПК генерал-майора Николая Кузнецова коренным образом отличаются от всех остальных: он утверждает, что план на дополнительный полет с инструктором был подготовлен еще накануне, и Гагарин и Серегин знали о нем. Что странно, ведь Гагарин — его заместитель и всего лишь полковник. Не генеральское это дело — ходить повсюду за своим подчиненным, причем достаточно проблемным. Эти разночтения заставляют предположить: один из тех, кто пытался скрыть правду о гибели Юрия Гагарина — его непосредственный начальник, генерал-майор Николай Кузнецов. Хронология катастрофы Вылететь самыми первыми у Гагарина и Серегина не получилось: для подготовки Миг-15 потребовалось время, а потом комполка отвлекли текущие дела напомним — он не готовился к полетам в этот день и у него были совсем другие планы. Поэтому учебные полеты начались по первоначальному плану, утвержденному накануне. Миг-15 запустил двигатель в 10:08, в 10:15 выкатился к полосе и запросил у «Агата» руководителя полетами разрешение на взлет — но получил отказ, так как на посадку шел другой самолет. В 10:17 приземлился «разведчик погоды» — самолет Ан-24. По правилам, полеты до его возвращения и расшифровки данных вообще не должны были начинаться. Но они шли. Его позывной — 625.
Время на выполнение — около 20 минут. В 10:19:40 МиГ-15 выполняет первый разворот, в 10:20:45 — второй, 10:21:46 — третий разворот с набором высоты до 4200 метров и в 10:22:16 входит в зону тренировки. В 10:23:56 «Агат» приказывает доложить о выходе за облака и через четыре секунды 625 докладывает: «Между облаками». В 10:25:50 Гагарин передает руководителю полетов: «зону 20 занял, высота 4200, прошу [разрешить начать выполнение полетного] задания». На что сразу получает добро. А через 4 минуты 20 секунд, в 10:30:10, руководитель полетов слышит «625 задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на курс 320». Немедленно следует ответ «Разрешаю» и подтверждение от борта 625: «Понял, выполняю» Эти слова оказались последними для экипажа МиГ-15УТИ — качество записи не позволяет определить, кто из летчиков, Гагарин или Серегин, вел переговоры. По данным Госкомиссии, в 10:32:30 руководитель полетов запрашивает 625, но тот на связь уже не выходит. На локаторе отметка самолета остается, но движется по курсу 75. Она пропадет в 10:43:00, все это время на запросы борт 625 не отвечает.
По официальной версии, оператор РЛС ошибся, и эта метка соответствовала совсем другому воздушному судну, но в тот день на аэродроме не работали ни высотомер, ни фотоконтроллер локатора — камера, которая снимает экран в те годы других способов регистрации параметров в СССР еще не было. Именно в 10:43, в расчетное время окончания горючего, начнутся активные поиски Но место катастрофы — воронку в снегу — обнаружат только в 14:20 неподалеку от деревни Новоселово во Владимирской области. В 14:50 было подтверждено, что это действительно место катастрофы, в 64 километрах к востоку от аэродрома Чкаловский. Крупного пожара не было — на месте происшествия нашли только один парашют. А короткое время спустя — фрагмент человеческой челюсти с золотым и стальным зубом: такие были у Владимира Серегина. Поэтому в Москву доложили о том, что один член экипажа погиб, второго ищут — была надежда, что Гагарин мог катапультироваться и находится где-то в лесу. Сразу развернули масштабные поиски, но уже стемнело. Только около двух часов ночи рядом с воронкой нашли нижнюю челюсть со стальным зубом Также были найдены права и наколенный планшет, записи в котором были выполнены характерным и знакомым многим летчикам почерком Гагарина. А около семи утра на дереве нашли окровавленный обрывок куртки, в нагрудном кармане которой лежал талон на завтрак на имя полковника Юрия Алексеевича Гагарина. Корпус полностью разрушился, а обломки разбросало на площади 100 на 200 квадратных метров.
Вскоре был найден второй парашют и оба катапультных кресла с целыми пиропатронами. Останки обоих летчиков немедленно отправили в Москву на экспертизу и уже вечером кремировали. Во второй половине дня из земли извлекли двигатель самолета, а затем и обе кабины, переднюю и заднюю В каждой были часы — и по отпечаткам стрелок удалось установить время катастрофы. На первом же заседании создали четыре подкомиссии — по изучению летной подготовки, по самолету, по организации летной работы в ЦПК и организационную. Стоит отметить важную вещь: и комиссиями, и подкомиссиями руководили профессионалы. По данным Госкомиссии, столкновение с землей произошло в 10 часов 31 минуту 00 секунд — через 50 секунд после последнего сеанса связи. По результатам расследования катастрофы было установлено, что МиГ-15УТИ летел под углом 50-55 градусов, с креном 5-7 градусов и с полностью исправным двигателем, работавшим в момент столкновения с землей в штатном режиме. Рули высоты были отклонены вверх на 16-18 градусов, элероны — вправо на 5 градусов, рули поворота и триммеры находились в нейтральном положении До самого момента столкновения с землей самолет оставался целым и невредимым. Ни один из летчиков не пытался катапультироваться, оба находились в сознании, Юрий Гагарин управлял самолетом — на это указывали отпечатки подошв на педалях управления и отпечатки рукавиц на рукоятях. Анализ показал, что в крови у Гагарина и Серегина не было алкоголя и что ни один из них не чувствовал страха — адреналина не было.
Оба были в рабочем состоянии до момента гибели, Гагарин левой рукой держал ручку управления самолетом, ноги обоих были на педалях и давили на них Степан Микоянгенерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Позже по срубленным МиГом деревьям установили угол падения — около 55 градусов. Не выявили следов попадания молнии. Ни в кабине, ни в телах не нашлось следов ядов или газов. Тщательно изучив все до одного обломки, ни на одном из них не обнаружили следов внешнего воздействия — то есть столкновений с птицами или с метеорологическим шаром. При этом выяснилось, что в день трагедии, 27 марта 1968 года, из города Долгопрудного был запущен метеорологический шар, который в 10:03 оказался в районе аэродрома Чкаловский.
Его знаменитое «Поехали! Юрий Гагарин, простой русский парень, с обезоруживающей улыбкой, влюбил в себя весь мир. Даже сейчас по популярности с ним не может сравниться никто. Его по-прежнему помнят и любят во всех уголках нашей огромной планеты.
Юрин Гагарин. Рассказ о первом Космонавте Юрии Гагарине. Ю А Гагарин краткая биография. Биография Юрия Гагарина. День смерти Гагарина. Автобиография ю а Гагарина. Гагарин биография для детей 2 класса. Жалнин Гагарин. Гагарин на Саратовской земле. Приземление Гагарина после полета в космос. Рассказ Юрича Гагарина 108 минут. Первый полет Гагарина в космос.
Он никогда не умел лгать, правдивость была едва ли не самой заметной чертой в его характере. Иногда, чтобы не обидеть нас молчанием или резким ответом, он говорил вынужденную полуправду: да, летаю, да, прыгаю с парашютом, да, занимаюсь спортом. Все это, мол, необходимо летчику-испытателю» [13]. А вот эпизод, сохранившийся в памяти матери, Анны Тимофеевны: «О работе его было нам известно только одно: занят он от зари до зари, упорно учится, занимается спортом, проходит какие-то испытания... Сейчас припоминаю: среди множества тем поднималась и о полете в космос живых существ. Слетали и возвратились на Землю в космическом аппарате собаки. Однажды я заметила: — Так, пожалуй, и человек полетит. Алексей Иванович вступил в разговор: — Ты, что ль, собрался? Не было в этом вопросе никакого желания разузнать о Юриных планах. Алексей Иванович, как всегда, в разговоре постарался осадить, на его взгляд, нескромного человека. Хвастовства он не любил, никому его не прощал. В ответе сына ему послышалась, верно, нескромность, вот он и вмешался. Юра ему ответил: — Поручат, и полечу. Юра не обиделся, посмеялся. Алексей Иванович тоже был удовлетворен: воспитательную работу провел. Не подозревали мы, что сын намекает нам о своем будущем» [14]. Звездный путь Перед полетом. Облачение в скафандр Итак, всего за несколько дней до предполагаемого старта Юрий Гагарин был утвержден в качестве первого космонавта. Герман Титов — дублером. Волновался ли Гагарин? Помимо обыкновенного для человека страха перед неизведанным, он прекрасно знал все риски. Но… всех изумляло абсолютное спокойствие Юры. Он был не просто внешне абсолютно спокоен, он еще ухитрялся подбадривать и успокаивать очень сильно волновавшихся Королева и других, ответственных за полет. Единственное, что он себе позволил, — за два дня до старта написал прощальное письмо жене, в котором выражал уверенность в том, что она поймет его шаг, что достойно воспитает дочерей, и просил позаботиться о родителях. Письмо он отдал командиру отряда, генералу Николаю Каманину, и попросил отдать жене, если из полета не вернется. Вспоминает профессор, доктор медицинских наук, Ада Равгатовна Котовская, занимавшаяся подготовкой к полету первых космонавтов: «Волновался ли Юрий перед стартом? Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15]. Ничего особенного не заметила я. Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама! Валю не оставляй! Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14. Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н. Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске. А они увлечены шахматной партией. Мне же было не до шахмат, хотя я и неравнодушен к ним. Наверное, вид у меня был озабоченный. Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли. Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…». Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека. За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков. Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось. Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем.
Юрий Алексеевич Гагарин
Вскоре на место приземления прибыл майор Гассиев, который доставил Юрия Гагарина в расположение местной воинской части, где он по телефону отрапортовался о выполнении поставленной задачи. А уже оттуда его — уже в статусе героя Советского Союза и первого в мире лётчика-космонавта — повезли в Энгельс, Куйбышев и наконец в Москву докладывать и принимать награды и поздравления. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, лётчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич». Весь полёт занял 108 минут по другим данным, 106 минут , за это время «Восток-1» сделал один полный оборот вокруг Земли и приземлился на территории СССР, как и было запланировано. Когда принималось решение о полёте, многие, включая Гагарина, хотели сделать его более продолжительным.
Но в ходе тестовых полётов собак было замечено, что на третьем-четвёртом витке их самочувствие ухудшалось, так что во избежание этого решили ограничиться одним витком. Слава первого космонавта В Москве 14 апреля героя по настоянию генерального секретаря Никиты Хрущёва встречали грандиозным торжеством. На подлёте самолёта с Гагариным к Москве к нему присоединилась воздушная эскадрилья из семи истребителей МиГ-17. Во Внуково, где села эта воздушная колонна, уже был подготовлен грандиозный приём: ликующая толпа, журналисты и кинооператоры, руководство страны, красная ковровая дорожка и оркестр, исполнявший авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
После того как Гагарин под всеми этими взглядами прошёл к Хрущёву и отрапортовал о выполнении задачи, ему предстояла поездка по Москве в открытом автомобиле, чтобы все советские граждане могли видеть «первого человека в космосе». Несмотря на обрушившуюся на него славу, Юрий Гагарин не страдал от «звёздной болезни». Крестьянский сын, росший в военное время, он держался с достоинством на высоких приёмах и приветливо, по-простому — с рабочим людом. Сам Гагарин достаточно сдержанно относился к своей популярности.
Есть у меня и свои слабости. Не надо идеализировать человека. Надо брать его таким, как он есть в жизни. А то неприятно получается, как будто бы я такой паинька, такой хорошенький, что тошно становится», — писал он в своём дневнике.
Юрий Гагарин, российский космонавт, 1961 год. Рутина военной службы была на время забыта. В рамках двухгодичного международного турне, которое иногда называют «Миссией мира», Гагарин посетил свыше десятка стран, от Чехословакии до Японии, где его встречали на самом высоком уровне. Вот как!
Королева приняла хорошо. Была обходительной, корректной. Побеседовали с ней о погоде, о космосе, о впечатлениях. С принцем говорил о лётчиках, полётах, новых машинах… Подарил королеве книгу.
В январе — феврале 1962 года Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику Египет по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель Хаким Амера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. В октябре 1963 года вместе с В. Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран [6]. Дальнейшая жизнь и карьера[ править править код ] Космонавты: Юрий Гагарин третий слева на фотографии , Виктор Горбатко на пикнике в Долгопрудном с друзьями, 19 августа 1963 года 3 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С.
Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по методологии использования и дозвуковой аэродинамике разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии [75]. В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем [76]. В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом.
Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс [77]. В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и был назначен командиром отряда советских космонавтов. Советские космонавты слева направо: Павел Попович , Юрий Гагарин, Валентина Терешкова в студии телевидения, Москва 1 января 1964 года Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественно-политическая деятельность. Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы [79] , почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы.
В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики , в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе « Союз ». Он был назначен дублёром Комарова , который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа [80]. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах.
Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель [81]. Водные лыжи[ править править код ] Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов [82]. В 1964 году, во многом по инициативе Ю. Серёгина , вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области.
Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после Гагарина в Самару прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос. Мировая известность Встреча в Москве Первоначально, никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве.
Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущев. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу. За Гагариным прилетел Ил-18 , а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов.
Самолёт прилетел в аэропорт Внуково , там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин по пути у него развязался шнурок на ботинке, но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть [7] , под звуки оркестра, исполняющего советский авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено… Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал.
Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев назвали Юрами. После они вместе посетили мавзолей Ленина. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил [8] : Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал.
Зарубежные визиты Юрий Гагарин на военном авиапараде, Египет , 1962 Первой после полёта зарубежной поездкой для Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 на Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал.
В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у « памятника Алёше ». В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах.
В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки традиции сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав, что он не обычный, земной человек, а небесный.
Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 стран. Иногда ему приходилось выступать там по 18-20 раз в сутки. Жизнь и карьера после полёта 108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течении трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени.
По свидетельству Н. Каманина , дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна». Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжелых несчастий в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью [10] за попытку «вести себя как все».
Сын уезжал в командировку. В очередную, как обычно. Как много-много раз. Наступил день 27 марта день рождения Алексея Ивановича, отца космонавта. Поздравила я Алешу, стали мы с Зоей сестрой Юрия Алексеевича. Поздравительной открытки мы от Юры не ждали - раз сам обещался приехать. Но вот и не звонил... Успокаивала я себя: вроде бы и не должен звонить. Сердце щемило.
Отнесла я эту боль на болезнь...
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: жизнь, полёт и гибель первого космонавта Земли
Юрий Алексеевич Гагарин | это... Что такое Юрий Алексеевич Гагарин? | Лейтенант Гагарин, слушая сводки новостей, и подумать не мог, что через три с половиной года планета будет говорить только о нем. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Гагаринский район Смоленской обл. |
«Береги девчонок, Валюша». Вдова Юрия Гагарина пережила его на 52 года | В 27 лет Юрий Гагарин стал самой узнаваемой знаменитостью на планете. |
«Береги девчонок, Валюша». Вдова Юрия Гагарина пережила его на 52 года | Аргументы и Факты | первый космонавт планеты, имя которого знакомо, пожалуй, каждому жителю Земли. |
9 марта 2024 исполнилось бы 90 лет Юрию Алексеевичу Гагарину | В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения первого человека, покорившего космос. |
Смотрите также
- К 55-летию ухода из жизни Юрия Гагарина: он останется главной «звездой» человечества - МК
- Юрий Гагарин - биография, жизнь и смерть космонавта
- Юрий Алексеевич Гагарин
- Как погиб Гагарин: версии гибели первого космонавта
- Содержание
Сколько лет прожил гагарин - фото сборник
90 лет назад, 9 марта 1934 года, в СССР на свет появился Юрий Гагарин. Юра Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (сейчас — Гагаринский район Смоленской области). Таким образом, прожил он всего лишь 34 года.
Юрий Алексеевич Гагарин
12 апреля 1961 года Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Так, год и 7 месяцев своей жизни Юрий Гагарин прожил в землянке, когда деревню Клушино захватили гитлеровцы, выгнавшие семью из дома. Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. 5 ноября 1957 года Гагарин был произведен в лейтенанты Советских ВВС, налетав 166 часов 47 минут. 63 года назад, 12 апреля 1961-го, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. 9 марта 1934 года родился Юрий Алексеевич Гагарин, который первым в мировой истории совершил полёт в космос.
Гагарин Юрий Алексеевич
Смерть героя, а Юрий Алексеевич был настоящим героем, первопроходцем в освоении космических пространств, навсегда оставила зияющий шрам в душе родных и близких первого космонавта, найдя отклик и в сердцах простых граждан Советского Союза и других государств. Сегодня Юрий Гагарин — это настоящий символ нашей страны, человек которого знают и уважают во всем мире, он буквально пленил всех своей широкой улыбкой и добрым лицом. Полетом в космос он навсегда вписал свое имя в историю , обеспечил себе бессмертие. Не случайно 12 апреля сегодня отмечают не только День космонавтики в нашей стране, но и Международный день полета человека в космос.
Соответствующее решение было принято на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая прошла 7 апреля 2011 года. Сегодня этот апрельский день навсегда и неразрывно связан с именем простого русского парня Юрия Алексеевича Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в роддоме города Гжатска.
В 1968 году этот город на Смоленщине переименовали в его честь в Гагарин. Будущий космонавт родился в простой семье русских крестьян. Его отец Алексей Иванович Гагарин трудился плотником, а мать Анна Тимофеевна Матвеева работала на молочно-товарной ферме.
Семья была многодетной, у Юрия было два брата и сестра, а сам он был третьим по старшинству ребенком. Все детство будущего космонавта прошло в небольшой деревне Клушино, где жили его родители, здесь же 1 сентября 1941 года он пошел в первый класс — в первый год страшной войны, которая затронула и его жизнь, и жизнь родной деревни, которую уже 12 октября заняли немецкие войска. В оккупации в тесной землянке на огороде собственного дома, в котором жить им было нельзя немцы открыли там мастерскую , Гагарины прожили практически полтора года, пока бойцы Красной Армии не освободили деревню Клушино от гитлеровцев 9 апреля 1943 года.
До этого момента старшего брата Юрия Гагарина Валентина и сестру Зою немцы успели угнать на принудительные работы в Германию. Воспоминания о пережитом могли наложить на Юрия свой отпечаток, сделать нелюдимым, закрытым, но ужасы оккупации, а по-другому назвать это трудно, не изменили первого космонавта. Он, по воспоминаниям близких, остался все тем же открытым и добрым человеком.
Но о войне и пережитом в интервью и статьях он в дальнейшем старался никогда не упоминать. Осенью 1943 года продолжилась прерванная войной учеба, в 1949 году Юрий Гагарин окончил шестой класс в Гжатской школы семья перебралась сюда в 1945 году, в городе было проще найти работу и принял решение продолжить дальнейшее образование уже в Москве, его по-настоящему тянуло в большой мир. Не помогли ни уговоры родителей, ни уговоры учителей, которые просили его остаться в Гжатске.
Выбрав для себя цель, Юрий Гагарин поступательно шел к ней, он был очень целеустремленным человеком и никогда не снижал требований к себе. С отличием окончив училище в 1951 году, он вышел из него подготовленным формовщиком-литейщиком. Но тяга к знаниям не была утолена, уже после завершения училища в том же году Юрий Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение.
Позднее дочь космонавта Елена Гагарина вспоминала, что ее отец принадлежал к поколению людей, у которого было не так много возможностей, особенно из-за войны и тягот послевоенного времени, поэтому он всегда стремился наверстать это, интересовался всем, был очень любознательным, любил учиться.
Разве можно было ему не поверить? К тому же, Алексей Архипович всегда говорил, что только он один знает правду. По его версии, виноватым в гибели Гагарина был не какой-нибудь американский диверсант и не пришелец, а вполне себе реальный лётчик, который грубо нарушил полётный план. Леонов утверждал, что в том же районе, где проходил тренировочный полёт Гагарина и Серёгина, шли испытания истребителя-перехватчика Су-15. И вот пилот этого самолёта нарушил режим и опустился слишком низко. А затем прошёл в паре десятков метров от крылатой машины Гагарина. Его самолёт вошёл в спираль из которой выбраться не получилось.
Казалось бы, всё. На этом точка. Но нет. Против версии Леонова выступил другой очень авторитетный человек — Арсений Дмитриевич Миронов, член государственной комиссии по расследованию аварии. Арсений Дмитриевич вспоминал, что изначально среди комиссий по расследованию было негласное противостояние. Одни участники пытались выгородить пилотов, другие — технику. Но на само расследование это не повлияло. Наоборот, было найдено много зацепок, которые позволили хотя бы приблизительно восстановить картину аварии.
Похороны Гагарина и Серёгина. Множество мелких факторов, которые сами по себе не могли привести к аварии, соединились, и это стало фатальным. Причиной крушения самолёта стала банальная халатность. Члены комиссии обнаружили девять нарушений инструкции по безопасности полётов. Тут и отсутствие разведчика погоды предполагались одни условия, по факту были другие , и неисправность радиолокатора с бортовым самописцем, и отсутствие наддува. Не всё гладко и с Серёгиным.
И когда я постригся, присел позади рабочего кресла и наблюдал за процессом. И когда Игорь стал опасной бритвой подбривать ближе к шее, я ему говорю: «Смотри, самую красоту-то не сбрей случайно! Согласно выводам комиссии, расследовавшей причину смерти Гагарина, примерно за минуту до столкновения первый космонавт находился в нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. После произошло какое-то событие, приведшее к тому, что самолёт оказался в положении крутого пикирования. У Юры ничего такого не было, никаких там дурных предчувствий. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик». Вряд ли это проливает свет на причину смерти Гагарина, но, по мнению многих людей, гибель можно предчувствовать. Нервничал ли сам космонавт в последние дни жизни? Жалоб не было. Леонов в день аварии находился неподалеку от места катастрофы. Он сообщил, что слышал два громких взрыва. Официальная версия смерти Юрия Гагарина Официальные выводы комиссии, расследовавшей причину смерти Юрия Гагарина таковы: экипаж изменил в полете направление, совершил резкий маневр и ушел в штопор. Летчики пытались вывести самолет в горизонтальный полет, но все равно столкнулись с землей. Экипаж погиб. Ни неисправности техники, ни каких-либо следов в крови пилотов обнаружено не было. Отчёт комиссии был засекречен, и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. Причины гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина, а также сами обстоятельства катастрофы остаются невыясненными. Так, Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого лётчика были на педалях. В течение нескольких секунд Гагарин и Серёгин, сохраняя чёткость согласованных действий, активно боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250—300 метров высоты или 2 секунд полёта. Приводим только некоторые из них. Существуют даже такие, согласно которым Гагарин с Серегиным перед полетом выпили водки. Версия доктора технических наук С. Белоцерковского, А. Леонова и ряда учёных. Самая популярная версия падения самолета включает в себя целый набор факторов, начиная от плохих погодных условий и конструкторских недостатков самолета. Они могли попытаться уклониться от другого самолета или стаи птиц, попасть в след пролетевшего самолета или случайно попасть в восходящий поток воздуха.
Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать",— писал Гагарин семье. Он попросил командование вручить это письмо жене в случае его гибели… Дочери Гагарина стали, как он и мечтал, достойными и уважаемыми в обществе людьми. Старашая, Елена окончила истфак МГУ, получила квалификацию искусствоведа. Занимает должность генерального директора музея "Московский Кремль". Младшая Галина училась Московском институте народного хозяйства им. Плеханова, где сегодня возглавляет кафедру экономики. Защитила докторскую диссертацию, стала профессором. У Елены Гагариной есть дочь Екатерина Караваева. Сын Галины назван Юрием — в честь деда. Внуки первого космонавта Земли учились МГУ.