Неделя о блудном сыне. 3 марта 2024 года, в Неделю о блудном сыне, на подворье нашей обители состоялось воскресное богослужение, которое совершил священнослужитель монастыря протоиерей Серафим Хайруллин.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Неделя о блудном сыне – часть подготовительного периода перед Великим постом. Притча о блудном сыне – обращение ко всем нам, грешным, научиться признавать свои ошибки, уметь просить прощения и прощать. Неделя о блудном сыне, Неделя блудного сына (греч. κυριακὴ τοῦ ἀσώτου, лат. Воскресный день 3 марта в этом году совпал со второй подготовительной Неделей перед Великим постом, именуемой Неделей о блудном сыне.
Неделя О блудном сыне
православное торжество, которое воспевает милосердие и мудрость отца, взывает к великодушию и прощению старшим братом младшего. Она именуется Неделей о блудном сыне, потому что на Божественной Литургии в этот день читается известная всем трогательная причта о человеке, расточившем свое наследство, живя распутно в дальней стране. Неделя о блудном сыне не сразу заняла привычное для нас место в подготовительном периоде.
12 февраля 2023 года - Неделя о блудном сыне
У многих религиозных течений. В истории Церкви бывало, что обрядоверие занимало всю жизнь». Мы сотворены из земли. И важно, чтоб тело тоже участвовало в богообщении, в движении к Богу. Когда хотим выразить почтение какому-то хорошему человеку, мы невольно начинаем кивать головой, показывать руками, что рады его видеть. Это естественно, но это не значит, что есть только движение. Без духа тело бездвижно.
Оно ничего не делает. Я скажу в защиту обряда — это совершенно естественная ситуация. Другое дело, когда ты обращаешь внимание только на обряд. В этом нет никакого смысла. Это труп. Тело ценно только с душой.
Нужно посмотреть, для чего через Моисея даны обряды израильскому народу. Вовсе не с той целью, чтобы все это регламентировать. В христианской среде была точно такая же ситуация. Иоанн Златоуст организует крестные ходы, потому что в крестные ходы шли еретики. И людям было весело. Они вспоминали свою прошлую языческую сущность.
Начали с крестных ходов. Что-то в них плохого есть? Ну, людям нравится. Даже Ефрем Сирин стал сочинять гимны, чтобы перенести внимание людей, потому что их начали сочинять еретики. Так у нас складывалось богослужение: с гимнами, песнями, псалмами и так далее. Это естественный процесс.
Кто хочет посмотреть, как эта обрядовость возникала, почитайте историю богослужения, как формировалась литургика. Это очень интересно. Потом вы будете ценить любой обряд, но понимать, что сама ценность не в обряде. Без души это всего лишь какое-то движение руками. А можно руки вознести к Богу. Дух бодр, плоть же немощна.
Это некая закономерность. Мы тренируем душу как спортсмены , чтобы сразиться с врагом рода человеческого. В данном случае изнурение тела помогает возвыситься духу. Когда мы ленимся или объелись, нас посещают различные нехорошие мысли. Лень, чревоугодие — это та опасность, которая убивает молитву и благодать в нас. Потому и существуют посты.
Есть разное время: для радости, для сосредоточения. Поэтому есть и постные дни. Это некая метода. Она постоянная. В течение недели есть разгрузочные дни — среда и пятница. И посмотрите, как это не нравится врагу рода человеческого.
Какие главные проблемы современного общества? Гиподинамия, когда человек мало движется. Врачи ему советуют заняться спортом, и он покупает абонемент в фитнес-центр. Раньше такой проблемы не было, потому что все трудились, и тело было в норме. Сейчас оно расслаблено. Такое тело не может хорошо служить Богу.
Это нужно понимать. Человеку свойственно всегда что-то делать. Гиподинамия — проблема современного общества. В глубинках, например. Это проблема урбанизации. А вторая проблема в том, что мы стали есть больше, чем раньше.
В советское время мы так не ели. Мясо было не каждый день. Каждый врач скажет: «Дорогой, меньше кушай». А мы уже привыкли. Это вредит нам и нашей душе. Почему враг рода человеческого старается нас завести в эту ловушку?
Раньше говорили: «Сытое брюхо к молитве глухо». Потом стали говорить: «к учению глухо». Действительно, ко всему глухо. На это нужно обратить внимание. Пост как раз хорошая гимнастика для трезвости ума, сердца и души. Это важно.
Если не позволяет здоровье, найди ту степень, при которой будешь держать пост. Все это обсуждается со священником. Индивидуальные нормы. У спортсменов же тоже все индивидуально. Один может 300 кг поднять, другой 20 кг. У каждого свое.
Это нельзя унифицировать, но есть среднестатистическое значение. Если меня туда взять, я продержусь лишь пару часов. Как научиться каяться по-настоящему, чтобы покаяние было угодно Богу, а не формальное? Оказывается, мы можем не видеть свои грехи. Не видеть их так, как они на самом деле есть. Поэтому человек и произносит формальное покаяние.
Он понимает, что грех есть, но глубину этой катастрофы не осознает. А следовательно, какое может быть раскаяние? Для священника, который принимает исповедь, важно, чтобы человек видел глубину этого проступка. Это осознание дает Бог. Это не в наших силах. Мы должны просить Его об этом — дать нам видеть наши прегрешения и их глубину.
Это первая необходимость.
По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал т. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников работников у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отец! Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним.
Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: "отче! А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться. Старший же сын возвращался в это время с поля.
Очнулся, начал оглядываться вокруг и понимание своей греховности стало приходить к нему.
Встану, пойду к отцу моему Это уже желание найти выход из тяжелой ситуации, он стал понимать, что необходимо выйти из греха и покаяться. С этими словами начинается искреннее раскаяние грешника, смирение и осознание своих проступков. Вместо одежды рабов, сыну приносят самые лучшие одеяния, в честь его возвращения устраивается пир. Таким образом, мы видим, насколько милосерден Господь к искренно раскаявшимся грешникам. А вместо потерянных через грехи даров и благ, Бог, по своей щедрости, наделяет новыми. Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся Грешник, отдалившийся от Бога, тот же мертвец, поэтому обращение греховных людей к Господу — это как воскресение из мертвых. Внешне праведный и строгий по отношению к закону, в душе это холодный и бездушный книжник и фарисей, который не захотел иметь никаких дел с мытарем и грешником.
И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти.
Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Следующая часть имения меньшему сыну — дары Божии, которыми преисполнен каждый человек, преимущественно же христианин.
Превосходнейшие из Божиих даров — ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому Христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ее по произволу — стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать своим собственным помыслам и пожеланиям.
Архив новостей
- Неделя о блудном сыне - вторая подготовительная неделя к Великому посту
- 12 февраля 2023 года - Неделя о блудном сыне | Новости | Свияжский Богородице-Успенский Монастырь
- Комментарии
- Возвращение в отчий дом (Неделя о блудном сыне)
- Содержание
- Неделя о блудном сыне
12 февраля 2023 года - Неделя о блудном сыне
20 февраля, в воскресение, Неделю о блудном сыне было совершено две Литургии. 12 февраля, в Неделю о блудном сыне, день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в обители были совершены две Божественные Литургии. 12 февраля, в Неделю о блудном сыне, день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в обители были совершены две Божественные Литургии.
12 февраля. Неделя о блудном сыне
Этот псалом еще поется два последующих воскресных дня. Идейное содержание богослужения. Все песнопения Триоди этой Недели посвящены осмыслению притчи о блудном сыне. Можно отметить две основные идеи: проекция содержания притчи на каждого христианина в отдельности; представление Бога как Отца.
Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память о последних днях земной жизни, страданиях, смерти и погребении Христа. Общая длительность Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней. Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели и последующие за ними три седмицы, две из которых — сплошные слово "неделя" в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется "седмицей". Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста Значение Великого поста Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к встрече главного христианского праздника — Пасхи — Светлого Христова Воскресения. В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил. Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться.
Бывает так, мы отходим от Господа, как блудный сын, но, в конце концов, вспоминаем, откуда мы ушли, что наделали. И молитва после Великого входа напоминает, что Господь ждет каждого из нас, каждого избранного. Почему же Господь медлит. Он обещал скоро прийти, а Его все нет. Потому что Он ждет, может быть, последовавшие за блудным сыном, вспомнят дом Отца своего. Как там было хорошо, были в общении с отцом. Все, что имел отец, было наше. Но когда сын отделился от отца, он получил реальную жизнь. Как Адам, когда нарушил заповедь Божию, оказался на земле. Бог его изгнал из Отечества. Наш путь сегодня - путь воспоминания и возвращения в свое Отечество, в Отчий дом. Хочу сегодня остановиться еще на одном песнопение, которое вчера наши чтецы, к сожалению, прочитали его не очень внятно. Седален после третьей песни канона, все в это время идут на помазание, и особо никто не вникает в читаемый текст. Песнопение очень трогательное, а для монаха незабываемое. Каждый монах под эту песнь полз в одной сорочке к престолу Божию, подобно блудному сыну, который потерял человеческое достоинство, и, наконец вспомнил, как хорошо было в доме отца, и принял решение возвращаться. Монах в день своего пострига - это и есть тот блудный сын, который возвращается домой. Каждому постриженному монаху полезно знать наизусть этот тропарь. Именно под это песнопение он полз по полу к амвону, братия торжественно пели. Не презри теперь моего обнищавшего сердца. Ибо Тебе, Господи, в умилении кричу: согрешил я, Отец, против неба и пред Тобою». В Евангелии сегодня мы слышали: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Здесь есть образ покаяния. Во-первых, пришел в себя, во-вторых, встал и начал двигаться к дому отца своего. Так и монах ползет по земле в самой простой одежде, не опоясан, не обувен, и главою откровенною, к алтарю, а игумен монастыря, выходит навстречу, как отец того блудного сына и произносит «Бог милосердый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго». Так же поднимает его, взяв за руку, и вопрошает: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святей дружине сей? Желает подвизаться, изменить свою жизнь. Монах отдает свою волю отцу своему, через пострижение волос. Как в Евангелие, отец зовет всех домочадцев, всех, кто находится в его доме, так же все братия присутствуют на постриге нового монаха.
Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодя 8 февраля 2015 года - неделя о блудном сыне. Также в это воскресенье в нынешнем году Церковь прославляет Собор новомучеников и исповедников Российских и совершает поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Сегодня в Свято-Троицком храме Михайло-Афонской обители игумен Герасим возглавил Божественную Литургию совершаемую братией монастыря и всеми молящимися в храме. Ведь Литургия — это Общее Дело. Подготовившие себя к таинству Евхаристии приняли Тело и Кровь Христову, соединились со Христом и этим возымели в себе Источник Жизни дающий силы для совершения дел, заповеданных Господом. Слушая притчу о блудном сыне и пояснения игумена Герасима к ней, каждый мог вспомнить те безграничную милость, поддержку, помощь и прощение Божии, которые явно чувствует в своей жизни-борьбе каждый православный христианин "к Горе имеющий сердце". Сейчас время подготовки к Великому Посту, поэтому будем помнить о том, что "Царствие небесное нудится и нуждницы восхищают е" Мф. Поэтому и мы должны понудить свое тело к воздержанию от излишеств, но более всего мы должны обратить внимание на свои мысли и чувства, на свои ум и сердце, и очистить их покаянием, и приготовить себя к светлому дню Пасхи. Ведь подвиг святой Четыредесятницы — это подвиг покаяния, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Притча о блудном сыне и пояснения к ней. У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему.
3 марта. Неделя о блудном сыне
Мне пришлось недавно прочесть следующие слова: «Дети чисты сердцем и праведны, и поэтому они ищут правды; взрослые осквернены, и они ищут милости». В сегодняшнем Евангелии мы находим почву и для того, и для другого отношения к жизни. Но обращаем мы особенно внимание на то, как отец принял своего сына, простил его, сделал его вновь членом своего дома, своей семьи в ликующей радости. И мало обращаем внимание на то, как этот младший сын, подобно нам, изменил своему призванию сына, ушел из отчего дома, растратил всё, что ему было дано от отца, и только тогда вернулся в отчий дом, когда его измучил голод, оставленность, одиночество. Вспомним рассказ, который мы только что слышали, но не мягкими, не ласковыми, жалостливыми словами Спасителя, а с той резкостью, грубостью, с которыми когда-то происходило то, о чем говорил Христос. Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, что мне достанется, когда ты будешь мертв… Иначе сказать: Отец — твоя любовь, твой кров, наша общая жизнь мне нипочем; ты мне не нужен; мне нужно только то, чем я могу воспользоваться: плоды твоей жизни, а не жизнь твоя; плоды твоей любви, а не твоя любовь; твоя готовность всё отдать, нам, твоим сыновьям, но не ты, отдающий всё… Отдай мне теперь то, чем я воспользуюсь, когда ты умрешь, когда тебя больше не будет на моем пути… И отец ни словом не упрекнул своего сына, ни слова ему не напомнил о ласке, которой было окружено его детство, о любви, о тепле отчего дома. Он склонил голову и принял как бы преждевременную смерть ; он принял смерть из уст своего сына: пусть буду я для него трупом, мертвым, раз он хочет только того, чем он может воспользоваться из моей жизни… И сын, сбросив одежду отчего дома, грубую, простую, ношенную, нарядился в городскую одежду и ушел.
Но настал момент — деньги кончились, а вместе с ними иссякли удовольствия и исчезли друзья. Блудный сын познал нищету, голод и презрение.
Но горше всего были его собственные муки совести. Он смиренно вернулся к отцу, не рассчитывая на прощение и скорбя о своих поступках, и хотел попроситься в наемники. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием, приказал одеть в лучшие одежды и устроил пир.
Мы призваны пить чашу Господню, мы призваны, раз уж мы назвали себя христианами, креститься, то есть погрузиться в то, во что погрузился наш Спаситель в безысходной тоске и одиночестве Гефсиманского сада. Готовы ли мы к этому? Она нутром чувствовала, что ожидает её любимое чадо на пути ко Христу. Эта мать, в отличие от всех нас, даже не читая Евангелия, знала, что мы, христиане, по слову евангельскому, будем ненавидимы всеми за имя Христово. Она знала это, она чувствовала это и поэтому готова была любыми средствами преградить своей дочери дорогу в храм. Потому что она прожила свой век в нашей стране и, может быть, не зная Христовых слов, догадывалась, что если идти за Богом, то надо, необходимо идти до конца. А мы знаем, что нас ждёт? Неужели возможно кровавое безумие прошлых лет!
Поэтому и мы должны понудить свое тело к воздержанию от излишеств, но более всего мы должны обратить внимание на свои мысли и чувства, на свои ум и сердце, и очистить их покаянием, и приготовить себя к светлому дню Пасхи. Ведь подвиг святой Четыредесятницы — это подвиг покаяния, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Притча о блудном сыне и пояснения к ней. У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 января — Неделя о блудном сыне
12 февраля. Неделя о блудном сыне | Сегодня неделя о блудном сыне. Это вторая из подготовительных недель перед началом Великого Поста. Мы читали сегодня притчу о том, как грешный сын ушел на «сторону далече», но в конце концов вернулся к своему Отцу. |
Неделя о блудном сыне (03.03.2024) | Сегодняшнее подготовительное воскресенье к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день мы читаем хорошо известную притчу о блудном сыне (Лк. |
3 марта. Неделя о блудном сыне | Сегодня нашему вниманию предлагается притча о блудном сыне. |
Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских.
На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Это рассказ о блудном сыне, о том, как он возвращается к отцу и отец его прощает. 20 февраля, в Неделю о блудном сыне, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь. 3 марта 2024г, в Неделю о блудном сыне, в храме совершены воскресные богослужения. Притча о блудном сыне – обращение ко всем нам, грешным, научиться признавать свои ошибки, уметь просить прощения и прощать.
Проповеди:
- Разговор со священником
- 31 января — Неделя о блудном сыне
- Архив новостей
- Особенности богослужения
- 3 марта. Неделя о блудном сыне
Что произошло в притче о блудном сыне?
- Как провести Неделю о блудном сыне, если вы готовитесь к Великому посту?
- Неделя о блудном сыне.
- Неделя о блудном сыне - вторая подготовительная неделя к Великому посту
- 12 февраля 2023 года - Неделя о блудном сыне | Новости | Свияжский Богородице-Успенский Монастырь
- Неделя О блудном сыне
3 марта. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
В это воскресенье, 20 февраля, верующие вступают во вторую подготовительную неделю к приближающемуся Великому посту и вспоминают евангельскую притчу о блудном сыне. Она описывается в 15-й главе Евангелия от Луки. Используя пример отношений отца и согрешившего сына, Иисус Христос открывает всю силу Божиего долготерпения и милосердия. Данная притча показывает, что прощение будет даровано всем, кто искренне кается. Сама притча звучит следующим образом: "… у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: "отче! И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Для этого надо научиться неустанно наблюдать за собой, смотреть на себя самих такими зоркими глазами, какими смотрят на нас окружающие нас люди.
Ведь вы же знаете, как остро ваше зрение для наблюдения за нравственными недостатками и пороками других людей, и знаете, как слепы ваши глаза в великом деле наблюдения за самими собою. Как же избавиться от этой гибельной слепоты, как научиться смотреть на самих себя глазами беспристрастного и строгого судьи? Как и во всяком трудном и важном деле, и здесь надо научиться и привыкнуть неуклонно следить за собой. Многие святые отцы дали нам очень важный совет — каждый день пред отходом к ночному сну сесть и вспомнить все свои хоть сколько-нибудь дурные дела, слова и даже мысли и попросить у Бога прощения. Но можно поставить себе еще более важную задачу: не только поздно вечером, но и в течение всего дня неуклонно следить за всеми своими делами, а больше всего — за своим непрестанно грешащим языком, помня сказанное Господом Иисусом Христом: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» Мф. Остановленный властной рукой Божией и потрясенный стыдом, блудный сын пришел в себя, одумался, встал и пошел в дальний путь к отцу своему, приготовив покаянную речь: «Отче! Но, полный любви и милосердия, отец его поспешил навстречу ему, прервал речь его, обнимал и целовал его и велел рабам своим принести лучшую одежду для него, перстень на руку его, сапоги на ноги его, велел заколоть откормленного теленка и устроить пир ради возвращения его.
Будем же помнить слова Христовы: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» Лк. О, как надо было бы и нам вместе с Ангелами Божьими радоваться о глубоком покаянии и возвращении на путь спасения братьев и сестер наших!
Hа pеках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе...
Как нам петь песнь Господню на земле чyжой? Если я забyдy тебя, Иеpyсалим, забyдь меня, десница моя моя пpавая pyка, со всей ее ловкостью и хитpостью. Пyсть пpилипнет язык мой к гоpтани моей, если я не бyдy помнить тебя, если не поставлю Иеpyсалима во главе веселия моего...
Это псалом изгнания. Его пели евpеи в Вавилонском пленy, вспоминая свой святой гоpод Иеpyсалим. Он стал навсегда песнью человека, котоpый осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, котоpый никогда не может найти полного yдовлетвоpения в этом падшем миpе, потомy что по своей пpиpоде и пpизванию он всегда ищет, как паломник, Совеpшенства.
Этот псалом поется еще два pаза, в последние два воскpесения пеpед Великим Постом. Он откpывает нам значение Поста как паломничества, покаяния - возвpащения в дом Отца.
Блудный сын начал голодать. Голод - безблагодатное состояние, растрата духовных сил и пустота, требующая заполнения её всё новыми и новыми грехами. Но душа человека по природе христианка и может насытиться только Богом. В первой части притчи мы видим позорную участь сына, отдалившегося от отеческого дома - таков печальный итог отпадения от Бога и сближения с грехом для любого человека. Вторая часть притчи утешительная: воспоминанием об отцовском доме в блудном сыне пробуждаются покаяние и надежда на прощение - таково действие благодати Божией на сердце человека.
Потому, как бы низко ты ни пал, не теряй надежду на милость Бога. Решимость к покаянию даёт силы к действию - подняться, встать и пойти навстречу своему спасению, как это сделал блудный сын. Попутно он слогал молитву - слова, которые он скажет, когда увидит отца. Отец постоянно ждал возвращения сына и как только увидел его издали и узнал, сразу же побежал навстречу.