Новости опера щедрина не только любовь

Опера Щедрина "Не только любовь", написанная в 1961 году, и по сей день остается довольно сложной музыкой ХХ века.

Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре

Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева.
Мюзикл «Не только любовь» Опера Родиона Щедрина «Не только любовь», охарактеризованная самим автором как лирическая, давно вошла в репертуар оперной студии нашего института, став одной из его жемчужин.
Опера «Не только любовь» | Путеводитель Подмосковья T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти.

Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь"

Склад и характер музыки в опере Щедрина нов и самобытен. При первом «взгляде» музыка очень проста. Но при близком рассмотрении зритель увидит всё богатство чувств и музыкальных красок, заложенных в ней. Герои и их образы выглядят очень естественно. Текст понятен, а пластика прозрачна. Оркестр под управлением Александра Гойхмана в опере звучит ярко и сочно.

Гергиев посвятил трансляцию всем поклонникам Московского Пасхального фестиваля. Мы часто туда приезжаем, почти ежегодно, и этот город с великими музыкальными традициями всегда тепло встречает наши выступления. Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина "Не только любовь", а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям классической музыки, но в первую очередь зрителям Казани, куда мы обязательно еще приедем», — отметил дирижер. Видеозапись концертного исполнения оперы «Не только любовь» проводилась в 2016 году, когда это сочинение впервые прозвучало в Мариинском театре.

Веселые бытовые сцены — будь то деревенская «дискотека» с местным оркестром или знаменитые частушки Варвары — органично оттеняли любовные сцены Володи Гаврилова и Варвары Васильевны, а также ее отчаянный монолог-исповедь в конце. Именно ее признание самой себе — о том, что, будучи «железной леди», посвящающей себя исключительно родине, попалась на любовную удочку и теперь не знает, что делать с этой нахлынувшей любовью — стало кульминацией всего спектакля. Наталья Зимина попала в образ на двести процентов, показав сильную и независимую и одновременно ранимую женщину, оказавшуюся на перепутье. Властные интонации в ее голосе сменялись трогательными, полными тоски и отчаяния. Блестящее перевоплощение в бесшабашного Володю получилось и у Владимира Дмитрука. Артист и распевал частушки, и танцевал вприсядку и едва ли не на руках ходил, изображая этого повесу. А вот его невесте Наташе в исполнении Элеоноры Макаровой не хватило нежной порывистости, хотя вокально она соответствовала и образу, и возрасту своей героини. Оркестр под управлением Арифа Дадашева искусно демонстрировал тембровые и гармонические находки партитуры Щедрина, подчеркивал фольклорные стилизации и лейтмотивы, словно договаривающие за героев.

В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса.

Статьи | Премьера

Выбор оперы Щедрина «Не только любовь» отражает – сознательно или нет – возвращение в культурный обиход сочинений, образов, настроений советского строя. Думается, что каждому зрителю новое воплощение оперы «Не только любовь» запомнилось по-своему, но уж точно никого не оставила равнодушным. попытку прописать у себя оперу Щедрина «Не только любовь».

Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»: история успешного феномена

С Мариинским театром Родиона Щедрина связывают многолетние теплые творческие отношения. Здесь поставлено большинство его оперных сочинений, три из пяти его балетов, регулярно звучит концертная музыка. Специально к открытию Мариинского-2 композитору была заказана партитура «Левши», а в декабре 2015 года прошла премьера новой оперы Щедрина «Рождественская сказка», посвященной Валерию Гергиеву и Мариинскому театру.

Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен».

Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую «Травиату», и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара», — писал композитор. Второй фортепианный концерт взорвал музыкальную общественность спустя пять лет, в 1966 году.

В нем Щедрин решился на коллаж двух полярных стилей: додекафонии метода сочинения музыки с помощью двенадцати независимых тонов и джаза. Контраст музыкальных стилей, к тому же осуждаемых в те годы, был отмечен яростной дискуссией на Пленуме Союза композиторов СССР, где всерьез обсуждался вопрос идеологической направленности композиторской техники.

Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в "Леди Макбет Мценского уезда", - считает Коробов. По режиссёрскому замыслу Евгения Писарева , постановка на сцене МАМТ полностью привязана к описанной в либретто исторической эпохе. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы отражают двойственность музыки, в лирическую ткань которой вплетены современные авторам частушки и напевы. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И, тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить". Я основывалась на фильмах "Дело было в Пенькове" и "Космос как предчувствие".

Это поэзия бедности и мечты о любви.

Мюзикл «Не только любовь»

"Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. «Левша», новая опера Щедрина, написанная по заказу Мариинского театра, впервые прозвучит 26 июня в концертном исполнении на его новой сцене. Композитор (автор материала): Щедрин, Родион Константинович. Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве.

Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера

Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым постарались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни. Что получилось оценит зритель». Использование фотографий возможно только с разрешения пресс-службы дирекции. Перепечатка материалов разрешается с обязательным указанием доступной для индексирования гиперссылки на перепечатываемый материал, указанием автора и даты публикации. Пушкина, д.

С тех пор к этой опере периодически обращаются театры, ставилась она и в МАМТе в 1981-м, однако назвать ее репертуарной и очень популярной, хорошо знакомой публике, было бы большим преувеличением. Все годы советской власти, начиная с революционных лет, перед композиторами компартией ставилась задача создания современного, актуального оперного репертуара: такого, в котором и сюжеты, и сама музыка были бы не про богов и королей, как в старой опере, а про строителей коммунизма, про советских людей. На этом пути было наломано немало дров вспомним хотя бы знаковые всесоюзные «погромы» 1936 и 1948 годов , хотя и удачи тоже случались.

Казалось бы, Щедрин взял самую что ни на есть актуальную советскую тему — про колхоз, про советскую деревню послевоенной поры, и раскрыл ее, вслед за Сергеем Антоновым автором рассказов — литературных источников либретто Василия Катаняна тоже очень по-советски: главная героиня оперы председатель колхоза Варвара Васильевна, несмотря на любовные терзания, вышла у него натурой очень цельной и в итоге разрешающей нравственную коллизию в строгом соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма — общественное превыше личного. И музыкальный язык композитора соединял фольклор частушку с серьезным вокально-симфоническим мышлением очень высококачественного уровня — все строго по Глинке, который, как известно, говорил, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Однако оперу не поняли и не восприняли.

Правда, Щедрин тут был не первым — и до него многих советских композиторов обвиняли в разных грехах: то в неверном выборе сюжетов, то в неправильном их раскрытии, то в чрезмерном усложнении музыкального языка, то, напротив, в его чрезвычайной легкомысленности для такого серьезного жанра, как опера. Возможно, злую шутку тут сыграло и то обстоятельство, что, требуя на оперной сцене актуальных сюжетов, на самом деле ни сами партийцы, ни широкая публика не были готовы видеть на ней современников — а все больше жаждали египетских принцесс и романтических страстей. Так же как за сто лет до того не принимали «Травиату» и «Кармен» из-за их злободневности, так и «Не только любовь» слишком уж резала глаз и ухо своей откровенной реалистичностью.

Через тридцать лет после заката советской власти, когда колхозные реалии от нас стали примерно так же далеки, как и египетские принцессы с их романтическими грезами, «Не только любовь» все больше получает право на свое законное место в оперном репертуаре: удачные постановки по ней в обозримом прошлом сделаны в «Санктъ-Петербургъ Опере» и Мариинском театре, теперь дошла очередь и до Москвы. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. Но вместе с тем она не порывает с оперными традициями и формами, а талантливо их развивает, к тому же содержит и узнаваемые оперные клише, столь любимые публикой.

Любовный треугольник почти как в «Аиде» — женщина, облеченная властью пусть и на уровне колхоза, а не древневосточной деспотии , любит и желает быть любимой, ее объект — всех привлекающий тенор, соперница — нежное безвольное сопрано.

В опере «Не только любовь», конечно, главное — любовь, но, в то же время, я делаю акцент и на «не только». Что получилось оценит зритель». Афиша Апрель 26.

Время сеансов: 21:30 и 22:30 ежедневно. Вход по приглашениям, получить которые можно в кассе Филармонии. Сезонный билет "Филармония Джаз". Цена: 500-1200 руб.

Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера. В 1973 году солистами Ниёле Амбразайтите , Виргилиус Норейка и другие , оркестром и хором государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР под управлением дирижёра Римаса Генюшаса для фирмы « Мелодия » была осуществлена аудиозапись этой оперы.

Полюбил бы, коли захотела

Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Евгения Писарева отражает макбетовский масштаб сочинения Щедрина – с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами. 22 апреля, в рамках 43-го Фестиваля русской музыки им. М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, артисты Камерного музыкального театра Санктъ-Петербургъ Опера представят зрителям лирическую оперу в двух действиях Родиона Щедрина Не только любовь. Опера Родиона Щедрина «Не только любовь», охарактеризованная самим автором как лирическая, давно вошла в репертуар оперной студии нашего института, став одной из его жемчужин. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представили лирическую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина.

Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко

Но режиссер не исправил ни ноты. На премьеру Родион Щедрин вместе с супругой Майей Плисецкой прибыл лично. После просмотра первого акта в зале нашлась зрительница, которая пожелала высказать свое недовольство именно композитору. Это опошление советской действительности, принижение советских людей. То ли сам уважаемый композитор выбрал такое либретто, то ли он его выбрал по каким-то личным причинам и материальному характеру? А он просто написал оперу на рассказы Сергея Антонова. Родион Щедрин, народный артист СССР, композитор: «Наоборот, я и в этой постановке и в этих артистах, которые это исполняют, ощущаю огромную порцию любви и симпатии к людям той поры». Считается, что постановочная судьба оперы неудачна именно из-за либретто. Ничего не выходило.

Там изгою нет места. А бросивший вызов общим правилам - именно им и станет.

И это не бойкот, как у американцев фильм "Мосты графства Медиссон" , там отвергают состоятельную женщину, которая может спокойно уехать, куда хочет, где ее никто не знает, и жить дальше. У членов колхоза не было паспортов до 1974 года, а, значит, они не могли менять место жительства по своему усмотрению, да и денег на это не было. Володя Гаврилов Александр Трофимов смог уехать учиться, значит, получил паспорт и мог выбирать, где ему жить. Потому он и ходит гоголем, зазнается, песенки модняцкие распевает, табачком душистым хвастается. Это вам не махорка! Сколько в его вокальной партии узнаваемых мелодий! И никаких частушек! Что-то из опереточных мотивов, что-то из знакомых песенок. Он вальяжный, немного нахальный, мнит себя столичным парнем, удачливым! Выбился в люди!

Стал городским резонером. Потому и от тяжелой и грязной работы крестьянской пытается отлынивать. Но и это ширма! За душой тоже ничего нет. Все бедны, никому никто ничего дать не может, кроме душевного тепла деньги и богатство - ничто, любовь - это всё! Даже мужчин нет, кроме совсем молодых. Этот сюжет не может быть встроен в современность. Разве что в апокалиптическую антиутопию. В опере герои живут вопреки обстоятельствам. Любят, и радуются, и шутят, и надеятся.

Не лежат в депрессии, как делали бы сегодняшние хлюпики, и не ноют, как слабаки, а ищут способ жить и радоваться.

Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании. Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий. Начало спектакля — в 18:00.

Современные времена приносят новых героев.

Российские музыканты все больше приобщаются к исторически информированному исполнительству, смело погружаясь в мир барочной музыки. Совместно с ансамблем Questa Musica, основанным Чижевским шестнадцать лет назад, на сцене Чайковского зазвучат голоса молодых и опытных исполнителей, среди которых Елена Гвритишвили, Сергей Годин, Лилия Гайсина, Андрей Немзер и многие другие. Пасхальный фестиваль, существующий уже более двадцати лет, стал неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. Несмотря на то, что программа фестиваля обнародуется практически накануне, меломаны знают, что в светлое воскресенье оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева всегда дарует свои выступления московской публике. В этом году фестиваль начнется 5 мая.

Традиционно представлены три программы: симфоническая, где выступает Гергиев и его артисты, звонильная, где церковные звонари исполняют свои произведения прямо на сцене, и хоровая, которая привлекает интересные коллективы из столицы и регионов. Гергиев часто включает в свои симфонические программы произведения по случаю юбилейных дат. Концерты Пасхального фестиваля пройдут в концертном зале «Зарядье», Большом зале консерватории и Зале имени П. По материалам: www.

Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе

Но опера «Не только любовь» была в самом первом списке, который я написал для себя, придя работать в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти.

Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе

"Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. В рамках гастрольного тура труппа Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 ноября представит в Казани лирическую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». «Не только любовь» — опера Родиона Щедрина в трёх актах с эпилогом, на либретто В. Катаняна, по рассказам Сергея Антонова («Тётя Луша» и другие). Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представили лирическую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина.

Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре

Идея проекта принадлежит главному дирижеру МАМТ Феликсу Коробову, он же является музыкальным руководителем постановки. Декорации к спектаклю создает Максим Обрезков, костюмы — Мария Данилова. Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра — подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены».

Это опера не о любви, а о людях и их силе духа, желании жить в неимоверно трудных обстоятельствах.

Это звучит в музыке совершенно неприкрыто. И оркестр под управлением Заурбека Гугкаева это прекрасно демонстрирует! Везде в стране было непросто после Великой Отечественной войны, но в деревне особенно. Хотя опера написана в 1961 году, именно близкое послевоенное время заявлено в либретто, оно значится и в повести Сергея Антонова "Тетя Луша", на основе которой Щедриным и была создана музыкальная история.

Не случаен в музыке такой надрыв, гротеск, почти истерическое веселье. И неспроста в ней почти все время выражаются частушками. Но в опере нет юмора, это улыбка сквозь слезы, вызванная любовью к людям, которым нечем помочь, только дать им высказаться, показать с любовью, пониманием и состраданием. Никто не виноват, что так трудно жить.

Так видит происходящее композитор со стороны, неравнодушным взглядом, с любовью и сочувствием к этим сильным людям. Он понимает, что все словно скрываются за частушками, держут марку, фасонятся хорохорятся, чтобы не ударить в грязь лицом, не дать прорваться страху, унынию и даже отчаянию. В опере все видимое и явное - ширма. В реальности - жизнь, стиснув зубы, веселье - тоже.

Только смех может спасти, когда выхода нет, когда нечего терять! Все надрывно хотят жить, любить, быть счастливыми. В тех обстоятельствах, что даны. Жизнь - надрыв, сплошная частушка.

А если не смеяться, умрешь, не выживешь. Замечательно все это исполняют Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и ее солисты. Хотя и режиссер Александр Кузин, и художник по костюмам Ирина Чередникова говорят в интервью, опубликованном в программке к спектаклю, об универсальности сюжета оперы "Не только любовь", о его вневременности, на самом деле это не так. Она совершенно уникальна не только в этом смысле.

Ее музыка продиктована этими обстоятельствами и не могла бы возникнуть ни до, ни после. В ней много мелодий знакомых песен, но они переиначены в атональной манере, как и жизнь этих людей - все не так, как хочется.

Приглашение режиссёра драматического театра выглядит вполне концептуально: сюжет оперы подчёркнуто прозаичен и интимен. Действие разворачивается спустя десять лет после Победы в обычной деревне, в которой практически не осталось мужчин. В центре сюжета — председательница колхоза, разрывающаяся между любовью к молодому парню «из городских» и чувством долга. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной.

Юрий Александров: «Родион Константинович, когда узнал о планах нашего театра, сказал, что будет с волнением и радостью ждать премьеры постановки, ведь у этой оперы очень сложная сценическая судьба». А сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь».

Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий