Петр Петрович был странным господином и, надо признать, в какой-то степени «безбашенным». Когда убили Александра II, студент Московского университета Петя Кащенко произнес пламенную речь, осуждавшую царя, за что получил сполна. Петр Петрович был странным господином и, надо признать, в какой-то степени «безбашенным». Когда убили Александра II, студент Московского университета Петя Кащенко произнес пламенную речь, осуждавшую царя, за что получил сполна. Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). Его отец был военным Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях. К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано.
Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко
Кащенко лично руководил больничным ансамблем и хором пришлось вспомнить уроки музыки и пения, которые Петр Петрович давал девицам-гимназисткам в ставропольской ссылке. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр.
Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1
Кащенко Петр Петрович (1858 – 1920 гг.) – выдающийся русский врач-психиатр, революционер, общественный деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Родился в г. Ейске в семье военного врача. ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. Статьи/10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера.
Please wait while your request is being verified...
Биография [ править править код ] Могила Кащенко на Новодевичьем кладбище Москвы. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко? Мать — Александра Павловна Черникова, дочь коллежского асессора. В семье было семеро детей. Младший брат — Всеволод , врач- дефектолог [2]. В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь.
Так вот, второй офицер каждый день рисует карту наступления со всеми-всеми деталями — и все-то деревеньки он наизусть помнит, я сверялся по карте. И сколько пленных взяли, и сколько оружия, и что из-за воровства интенданта дивизии не хватило провианта. Потом, господа, у нас не только лечебные корпуса, но и свои огороды, конюшня, мастерские, скотный двор — каждый день я подписываю счета, по которым вижу, насколько поднялись цены на товары. Проведя студентов по коридору, он указал на дверь большой палаты. Здесь Здесь у нас литераторы. Очень интересные люди.
Научное наследие П.
Кащенко к 100-летию со дня смерти Костригин А. Автор статьи ставит задачу рассмотрения направлений научной деятельности П.
Петр Федорович умер, когда старшему сыну было шестнадцать. Однако он успел привить ему тягу к врачебной деятельности и демократические взгляды. В семье Кащенко все дети получили достойное образование. Младший брат Петра, Всеволод, тоже стал доктором, дефектологом. Когда сыновья и дочери выросли, Александра Павловна ушла в монастырь и посвятила себя Богу.
Учеба В 1876 г. Петр Петрович Кащенко поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет. Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына. Кащенко сразу выделился среди других студентов своими блестящими знаниями. Профессура это отметила, и вскоре Петра перевели в Московский университет. В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II.
Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г. Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II. Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург. Отличник Кащенко публично осудил такую инициативу, и говорливого студента за два месяца до защиты диплома исключили из вуза.
Доктор с Кубани
- Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме
- Литературные дневники / Стихи.ру
- Навигация по записям
- 5 фактов о Кащенко Петре Петровиче
- Содержание
Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография
В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. В воскресенье, 9 июня, в 11:00 в Евдокиевском храме на площади Героев начнётся отпевание и церемония прощания с Почётным гражданином Липецка Петром Кащенко. В воскресенье, 9 июня, в 11:00 в Евдокиевском храме на площади Героев начнётся отпевание и церемония прощания с Почётным гражданином Липецка Петром Кащенко. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (? — 1875), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач.
Пётр Петрович Кащенко
Кащенко родился в г. Ейске на Кубани в семье военного врача. После окончания Ставропольской гимназии В. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета. На формирование мировоззрения В. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко 1858—1920 — известный деятель отечественной психиатрии. После Октябрьской социалистической революции Петр Петрович был председателем психиатрической секции Наркомздрава и организатором психиатрической помощи.
Педагог-дефектолог должен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке. Дефекты и отклонения вносят свои акценты в отдельные его особенности и стороны, которые нуждаются в доведении их до нормы в органическом единстве со всеми другими сторонами и особенностями. Педагогический персонал должен своевременно выяснять, что в детях нормально, а что уклонилось от нормы или недоразвито, на что нужно обратить внимание в первую очередь, с чем бороться безотлагательно, а с чем позднее, каковы должны быть мероприятия медико-педагогической коррекции ребенка. В свете сказанного Кащенко ставил вопрос и о психосоциальной гигиене детского возраста. Между прочим, наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка.
Не потому ли многие психологи, изучавшие только нормальных детей, бывали вынуждены перейти к изучению дефективных? Напротив, занимавшиеся дефективностью не раз обращались затем к исследованию нормального ребенка. В детской исключительности Кащенко не столько винил биологическое, сколько видел дефективную социальность, борьбу с которой можно и должно вести на базе широких социальных мероприятий. Дорогу им открывали социальные преобразования в стране. И если не все в дальнейшем складывалось так, как это поначалу представлялось в идеале, то все равно молодое направление в познании и практике, движимое самой общественной необходимостью, последовательно завоевывало рубежи.
Уместно, кроме того, заметить, что на переломных этапах истории всегда возникали модные течения и умозрительные спекуляции с конъюнктурной терминологической игрой, не обогащающей сознание и не приближающей его к истине, но зато плодящей теоретических нуворишей, чья профессиональная глубина обратно пропорциональна их предприимчивости. На это тактично указывал и Всеволод Петрович: «В вопросах изучения ребенка и его воспитания-образования выдвигаются проблемы, разрешение которых потребует огромного напряжения сил многих исследователей. В таких условиях самым опасным является излишне скороспелое перекраивание старого по новой мерке, когда в новую терминологию особенно в области психологии вкладываются без достаточно критического подхода самые старые понятия, когда уверенность, основывающаяся на словесной принадлежности к самым новым «ортодоксальным» направлениям, прикрывает грубое невежество». Нетрудно догадаться, что такая принципиальная позиция вызвала скрытую неприязнь среди представителей ведомственных органов и некоторых ученых. В том же году Дом изучения ребенка, точнее, теперь уже комплекс, выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительского заведения, был преобразован в соответствии с рекомендациями I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью в Медико-педагогическую станцию во главе с ее создателем.
Можно было бы назвать ее головным учреждением, если бы оно не было единственным центральным и опытно-показательным в системе Главсоцвоса. Сюда потянулись со всех концов страны и из-за рубежа специалисты разного уровня, озабоченные исследованием и устранением причин детской дефективности. Здесь, можно сказать, был и практический полигон высшего дефектологического образования, предоставленный в распоряжение будущих специалистов. Популярность Медико-педагогической станции росла. Этому способствовало и личное обаяние Всеволода Петровича.
В письме Анне Всеволодовне, дочери ученого-педагога, его бывшая сотрудница писала: «Все в нем было гармонично: и прекрасная внешность, и поступки, достойные истинного интеллектуала. Был он очень собранный человек, его рабочий день был всегда точно регламентирован... Вокруг Всеволода Петровича всегда царило какое-то необыкновенно чистое, детское настроение». В конце 1923 года Народный комиссариат просвещения РСФСР командировал Кащенко за границу для ознакомления там с практическими и теоретическими достижениями в деле борьбы с детской дефективностью, безнадзорностью и правонарушениями. Мировой и гражданской войнами были нарушены научные связи нашей страны с заграницей.
Поездка Кащенко в Германию способствовала восстановлению такого рода сношений. Помимо ознакомления в течение пяти месяцев с деятельностью дефектологических, психоневрологических и лечебно-педагогических учреждений он изучал и достижения логотерапии у детей и взрослых. Личные контакты с видными специалистами способствовали в дальнейшем систематическому обмену опытом. Его избрали почетным членом Немецкого дефектологического общества. Затем последовали избрания в члены научных обществ Франции, Бельгии.
А весной 1924 года состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов Педагогического института детской дефективности. Напутствуя своих питомцев, Всеволод Петрович подчеркивал их особое призвание — сочетать в себе педагогов и врачей. И дальнейшая перспектива развития основанного им дела в масштабах страны требовала сочетания, координации усилий общеобразовательной школы и медицины. Главная роль здесь принадлежит не врачу, а педагогу, получившему солидную дефектологическую подготовку». Педагогический институт детской дефективности был как раз таким высшим учебным заведением, в котором стали готовить педагогов-практиков с достаточной теоретической подготовкой для того, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеющих навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социально-правовой охраны детства.
То, что было робко заявлено в первоначальном опыте санатория-школы, здесь зазвучало в полный голос. Этому способствовал интеллектуальный подъем в обществе, несмотря на усиливающуюся в нем внутриполитическую борьбу. Так принцип коллективизма, повсеместно культивировавшийся в стране, решительно вторгся и в педагогическую среду. Но для Кащенко это не было чем-то новым, идущим вразрез с его методологическими посылками. Еще в 1914 году он вместе со своим сотрудником С.
Крюковым писал: «Товарищеские чувства, взаимопомощь мы развиваем различными мелочами повседневной жизни. Мы стараемся, по возможности, сузить круг личной собственности в стенах санатория-школы, чтобы там легче было бороться с эгоистическими чувствами». На учебных занятиях, в играх и повседневном быту все было построено так, чтобы индивидуум воспитывался социально однородной средой товарищей дети понятия не имели об имущественном положении родителей членов их коллектива , а такое воспитание, считал Всеволод Петрович, прочнее и успешнее, чем многочисленные ухищрения педагогов. Разумеется, не следует абсолютизировать этот опыт — на него нужно смотреть в контексте тогдашних исторических условий, всей идеологической атмосферы и политических отношений. Текущая жизнь накладывает свою печать на повседневные действия, а главное —на мышление.
Мы живем мыслями эпохи. Она, образно говоря, навязывает нам себя. Меняется жизнь, наполняясь новым, более глубоким и разносторонним содержанием, — богаче становится и содержание человеческих суждений, представлений, понятий. И о возможностях воспитания молодого поколения в труде и коллективе мы судим сегодня иначе, нежели много десятилетий назад, будучи обогащенными накопленным за это время практическим педагогическим опытом, теоретическими достижениями наук о ребенке. Но было бы в высшей степени вульгарно с высоты сегодняшнего уровня теории и практики высокомерно отзываться об успехах первопроходцев науки о детской исключительности, во главе которой в 10-20-х годах стоял Всеволод Петрович, преодолевая не только сложности необычного предмета своей деятельности, но и разного рода противоречивые обстоятельства, материально-бытовые трудности.
О том, что в его школе одной из ведущих заповедей было и есть воспитание и развитие в детях коллективизма, В. Кащенко напоминает и в предисловии к сборнику статей в 1922 году. А спустя четыре года вновь подчеркивает, что вопрос развития и изучения коллективизма среди дефективных детей «всегда представлял чрезвычайный интерес». Сотрудник Всеволода Петровича Георгий Васильевич Мурашев выступает в редактируемом Кащенко сборнике «Проблемы изучения и воспитания ребенка», где рассказывает о программном методе изучения жизни детского коллектива, о специальной карте учета поведения детского коллектива. Едва ли, — писал он, — можно говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива, один из путей воспитания индивидуума есть воспитание коллектива, к которому индивидуум принадлежит».
Влияние среды на формирование развивающейся личности громадно — таков принципиальный тезис Кащенко, в соответствии с которым он строит систему педагогического влияния на ребенка. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников —они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции.
Было начало осени 1926 года. Начинался новый учебный семестр. И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой должности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случах подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было.
Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции — довольно молодой человек, достаточно самоуверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства—все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А. Грибоедов были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности.
Восстановить ее уже никогда не удастся. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н.
Семашко и профессором Каннабихом Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики.
Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне. Одновременно состоял профессором-консультантом поликлиники 2-го Государственного медицинского института по тем же специальностям дважды — в 1933 и 1936 годах — был здесь премирован как ударник. Сохранилась справка за подписью Марии Федоровны Андреевой о том, что с 1933 года В. Кащенко вел при Московском Доме ученых активную общественную работу, участвуя в кружке по работе с детьми, а также в Консультации по психоневротическому, трудному и умственно-дефективному детству.
Мать, Александра Павловна Черникова, была дочерью коллежского асессора. В семье воспитывались семь детей. Петр был первым ребенком, с детства он увлекся медициной и решил пойти по стопам отца. Петр Федорович умер, когда старшему сыну было шестнадцать. Однако он успел привить ему тягу к врачебной деятельности и демократические взгляды. В семье Кащенко все дети получили достойное образование. Младший брат Петра, Всеволод, тоже стал доктором, дефектологом. Когда сыновья и дочери выросли, Александра Павловна ушла в монастырь и посвятила себя Богу. Учеба В 1876 г. Петр Петрович Кащенко поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет. Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына. Кащенко сразу выделился среди других студентов своими блестящими знаниями. Профессура это отметила, и вскоре Петра перевели в Московский университет. В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II. Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г.
Однако, мать семейства сделала все возможное, чтобы обеспечить детям блестящее образование, в частности, она добилась для Петра стипендии для поступления в Киевский университет. Юноше нравилась учёба, преподаватели выделяли его среди прочих, и вскоре Петра перевели в Московский университет. Однако, следует сказать, что отец повлиял на молодого человека не только в выборе профессии, но и в политических взглядах, и в увлечении революционными идеями. Уже учась в Москве, Петр создал кружок единомышленников. Довольно скоро Петр попал в поле зрения жандармов. А в 1881 году, после убийства Александра II народовольцами, он не только отказался сдавать деньги на траурный венок, но и публично высказался против выражения скорби по царю. У студента-отличника на тот момент имелась обширная коллекция запрещённой литературы. Петра отчислили из университета и отправили в ссылку в Ставрополь. Там он находился под надзором жандармов, а также получил запрет на занятие различными видами деятельности, в том числе, и работой в медицине. Без пяти минут врач, Петр Кащенко был вынужден… преподавать музыку в женской гимназии. Пройдет четыре года ссылки, прежде чем Петру позволят вернуться в университет и то не в Московский, а в Казанский , чтобы завершить медицинское образование. Петр изберёт своей специализацией психиатрию. Его пригласят на работу в так называемую больницу-колонию под Тверью. Для тех времён, она отличалась новаторским подходом: пациенты жили в отдельных домиках, а не в тесных палатах, могли свободно передвигаться по территории учреждения, сами себя обслуживали. Молодой врач находился под большим впечатлением от увиденного, и в дальнейшем он будет решительно браться за переустройство каждой больницы, где ему доведётся поработать.
Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943)
Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко. 28 декабря 1858 г.) в Тамбове семье военного врача Петра Федоровича Кащенко и коллежского асессора Александры Павловны Черниковой. Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского.
Краткий курс истории. Великий психиатр
150-летие Петра Петровича Кащенко | На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. |
Кащенко, Пётр Петрович — Википедия | Женщина неадекватно себя вела и целилась в прохожих. |
Революция в психиатрии | 9 января 1859 года родился известный русский врач-психиатр и новатор Петр Петрович Кащенко. |
В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице | Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (? — 1875), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. |
Петр Кащенко: тонкая грань между безумием и гениальностью
Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко. психиатр и общественный деятель.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- 5 фактов о Кащенко Петре Петровиче - Психологическая Газета "Золотая Лестница"
- Петр Кащенко
- MARC-запись (MARC21)
- В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам - Мойка78.ру Новости СПб
- Доктор с Кубани
Описание документа
- 27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе
- Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943)
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Навигация по записям
- «Идет по плану»: в психоневрологическом диспансере имени Кащенко объяснили нелепость ремонта
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
Когда убили Александра II, студент Московского университета Петя Кащенко произнес пламенную речь, осуждавшую царя, за что получил сполна. Он был арестован, исключен из университета за пару месяцев до окончания учебы и сослан в Ставрополь. Доучивался Кащенко в Казани, где, к слову, для заработка преподавал пение — поскольку был весьма музыкально одарен, играл на многих инструментах и великолепно дирижировал. Потом он работал во многих больницах, а прославился в Тверской губернии, организовав там больницу для лечения «особых пациентов». Прежде чем взяться за это дело, он крепко изучил европейский опыт — посмотрел, как организована психиатрическая помощь в Германии, Шотландии, Бельгии и Франции.
Ему понравилось далеко не все; он взял лучшее и создал свою, уникальную систему, внедренную затем в больнице в Сиворицах под Питером — систему помощи, в основе которой лежала гуманность и приоритет интересов больного. Именно Кащенко внедрял идеологию «нетеснения» в лечение душевнобольных, он первым начал сочетать медицинское лечение с арт- и трудотерапией.
Семашко и другие, исключают из университета и высылают из Москвы. Только через три года 1897 г.
Кащенко сумел закончить университет в Киеве. По окончании университета он выбрал деятельность земского врача, деятельность, которая позволяла ему быть ближе к народу, быть врачом-общественником. Однако политическая неблагонадежность В. Кащенко делала для него эту должность почти недоступной.
Губернаторы отказывали Всеволоду Петровичу в утверждении его штатным врачом.
Петр Петрович Кащенко имел такой врачебный авторитет, что в период революционных действий его не трогали. В те времена столичная земская психиатрическая больница во главе с Петром Кащенко была объявлена лучшим медицинским учреждением в Европе. Через 2 года им была разработана программа по укреплению советской психиатрии до достижения высшего мирового уровня.
Только свои планы Петр Кащенко не успел реализовать. Материал подготовлен на основе из отрытых источников. Источник изображения в тексте и на главной странице - Газета.
Кащенко действует единственное на Северо-Западе России реабилитационное отделение с общежитием. Рассчитано оно на людей, утративших социальные связи из-за долгого нахождения в лечебных учреждениях. Те, кто десятилетиями жил в изоляции, заново учатся обслуживать себя и совершать поступки, кажущиеся нам обыденными, - ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, пользоваться телефоном и телевизором. В перспективе покинуть больницу могли бы около половины пациентов.
Олег Лиманкин и его коллеги уверены в том, что будущее психиатрии - во внебольничной медицине. Большинству пациентов вовсе не требуется находиться в палате круглый год. При грамотно организованной внебольничной помощи они могли бы жить в обществе. В Италии, к примеру, последняя спецбольница закрылась в 1992-м. Сейчас там выросло поколение врачей, которые ни разу не были в психиатрической клинике. Пациентов с отклонениями лечат в соответствующих отделениях обычных больниц. Итальянское общество оказалось готовым к таким мерам.
Их психбольницы тоже напоминали тюрьмы, содержание в которых являлось пыткой. Вот итальянцы и решили, что такого ужаса не надо. Та же модель реализуется в Скандинавии. Финны планируют закрыть последнюю психиатрическую больницу в 2017-м. Готово ли к таким мерам наше общество - вопрос неоднозначный. Уровень толерантности у нас такой низкий, что даже психически здоровым инвалидам приходится несладко. Жить рядом с таким больным не хочет никто.
Быть может, когда-нибудь ситуация и изменится, но без работы мы точно не останемся.