Новости принципы бизнес планирования

Бизнес-планирование — инструмент первостепенной значимости в управлении компанией, от эффективности процесса бизнес-планирования зависит будущее предприятия. Специальные принципы составления бизнес-планов инвестиционного проекта. Объясняем, что такое бизнес-план, какие разделы он должен содержать и как его правильно разработать. Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме.

Основные принципы бизнес-планирования

Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме. Вообще, насколько гибким является такой инструмент планирования, как бизнес-план? Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию.

Основные принципы бизнес-планирования

Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Принципы планирования: принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное разработке бизнес-планов? Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3.

Бизнес-план: значение, виды, структура и пошаговая инструкция создания

При этом определенность не может быть неизменной, поскольку она вытекает из стратегической установки. Она может быть скорректирована в связи с изменением хозяйственной среды. Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т. На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов — каждые полгода или ежегодно.

Это неизбежно. Разработав бизнес-план, менеджмент фирмы фиксирует политику, включающую набор инвестиционных решений и предположений относительно дальнейшей деятельности компании, последствия которых могут сказываться в течение довольно длительного периода времени. Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами.

Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы. Таким образом, бизнес-план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления. Цели бизнес-планирования, его особенности.

Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план — инструмент самообучения. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели: 1 социальные цели — преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей; 2 повышение статуса предпринимателя — развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя.

Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг; 3 иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. Основа бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. Функции бизнес-планирования.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты.

Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.

Сбор информации. Данный этап включает поиск оптимальной системы налогообложения, составление списка необходимых затрат, включая и такие, как расходы на содержание офиса. Далее нужно оценить имеющиеся источники финансирования и условия, на которых нужно будет возвращать средства. Перед окончанием данной стадии оцениваются планируемые объемы производства и продаж. Финансовое моделирование. Выполняется в специальных программах или в Excel.

На данном этапе в программу вводятся исходные данные.

Стандарты планирования бизнеса Существует несколько наиболее известных и распространенных стандартов создания бизнес-плана. Помимо базовых разделов стандарты UNIDO предусматривают такие важные блоки, как «Оценка эффективности проекта» и «Гарантии и риски компании». В разделе об эффективности указываются рентабельность бизнеса, расчеты достижения точки безубыточности, сроки окупаемости и чистый доход. В разделе «Гарантии и риски» излагается информация о том, как компания намерена гарантировать возврат привлеченного финансирования, а также пункты об основных рисках и возможных форс-мажорных ситуациях. Они актуальны для предпринимателей, желающих получить кредит для своего бизнес-проекта. Но требования подходят только для среднего и крупного бизнеса, так как минимальная сумма кредита в ЕБРР составляет от 5 млн евро.

Особенности бизнес-планирования на предприятии

На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы: — выявить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место организации на этих рынках; — определить показатели и выбрать состав товаров и услуг, которые будут предложены компанией потребителям; — спрогнозировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и пути их достижения. Бизнес-план, который хорошо спланирован и разработан, должен определить все спорные и трудно решаемые вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту: — что эта идея принесет в будущем; — как будет развиваться производство; — как будет продаваться продукт или услуга; — какие необходимые шаги стоит предпринять предприятию, при подходящей обстановке экономической, политической, конкурентной и при непредвиденных обстоятельствах. Разработка бизнес-плана осуществляется при помощи экспертов и консультантов, а также с участием руководителей от организации. Также по согласованию с заказчиком могут участвовать консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель предприятия, участвующий в подготовке бизнес-плана лично, планирует свою будущую деятельность вперед, учитывать целесообразность и обоснованность инвестиционного проекта. Особенности бизнес-планирования в России.

Бизнес-планирование является новым явлением в экономике РФ, при том, что большинство понятий рыночной экономике уже широко используются в деловой жизни и практике отечественных предприятий. В России на сегодняшний день больше распространена разработка технико-экономических обоснований ТЭО , но не бизнес-планы.

В плане можно отразить результаты исследования с выкладками по местам наибольшего скопления людей, а по каждой точке расписать расходы на аренду места в помещениях — торговых центрах, вокзалах, аэропортах, бизнес-центрах и гостиницах. Внешний Сюда входят бизнес-планы: Для инвесторов. Документ, в котором отражены результаты исследований рынка, варианты стратегий развития и объемы финансовых вливаний. Собранная информация должна убедить инвесторов вложиться в реализацию проекта. Для получения кредита. Документ разрабатывается для того, чтобы получить заем или кредит в банке. Как и в предыдущем бизнес-плане, вы показываете примеры своих исследований и отражаете эффективность идеи: окупаемость и рентабельность проекта.

Здесь важно подчеркнуть, что вся информация должна быть сконцентрирована на этих двух показателях, чтобы банк понимал сроки возврата средств. Для продажи действующего проекта. Документ для будущих владельцев, где можно отразить отчеты по деятельности и показать эффективность проекта. Стандарты бизнес-планирования При разработке бизнес-плана часто опираются на уже устоявшиеся стандарты: UNIDO United Nations Industrial development organization — был придуман организацией по промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ООН. ЕБРР — создан Европейским банком реконструкции и развития. Особое внимание уделяется финансовым показателям. Ориентирован на менеджмент и внутренние процессы. Как составить бизнес-план Теперь давайте перейдем к практической части и поговорим о структуре, лайфхаках и других аспектах, которые помогут составить бизнес-план. Шаг 1: Подготовка Прежде чем заходить в Word и начинать составлять план для бизнеса, следует детально изучить рынок и собрать всю информацию.

В нее входит: Анализ рынка и конкурентной среды. Изучите ситуацию того местоположения, где вы собираетесь вести бизнес.

Трекшн - это потенциал, с которым компания может монетизировать ценность своего продукта в глазах клиентов. Маурья пишет: «если вы войдете в любой офис потенциальных партнеров с хоккейной клюшкой, вы этим создадите интригующий образ. Они как минимум заинтересуются и захотят понять, в чем заключается ваша идея». То есть инвесторы и предприниматели заинтересованы именно в притяжении, a не в плане для притяжения. Бизнес-план против бизнес-планирования Многие предприниматели уходят в другую крайность.

Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Но и в этом, констатирует эксперт, не слишком много смысла. Попытка построить бизнес без какого-либо планирования сродни строительству дома без чертежа. Дом в сравнении с бизнесом является менее сложной и неопределенной конструкцией. Вот как я различаю бизнес-план и планирование бизнеса. И я большой сторонник последнего», - говорит Эш Маурья. Кроме того, он рассказывает, что главная проблема, с которой приходится сталкиваться в связи с бизнес-планами — это не содержание, a формат.

Кроме того, производство чего-либо инновационного связано как с понятным неизвестным, так и с намного более непонятным неизвестным. В то время как вы можете документально объяснить первое, второе может быть подтверждено и объяснено только на практическом опыте.

Цели, миссия, суть проекта Описание компании. Несколько предложений в общем объёме текста. Анализ рынка Информация о потребностях рынка, подтверждение необходимости и актуальности разработанных для него решений.

Данные, касающиеся деятельности организ. Год основания, учредители, положение на рынке, локация, численность персонала. Возможности для роста Данные, связанные с маркетинговой, финансовой деятельностью в графическом отображении Продукты или услуги Перспективы на будущее Стратегия, планы развития Информацию в рамках Резюме стоит подавать предельно кратко и ясно. С этой страницы начнётся знакомство потенциальных инвесторов и кредиторов с вами и вашей компанией, поэтому каждое слово в ней необходимо заполнить понятным и уместным языком. Сведения о компании Для уже существующей компании в данном разделе должны быть указаны: организационно-правовая форма; ФИО лиц, управляющих проектом, владельцев компании, их финансовые вклады в проект; месторасположение производства, его техническая оснащённость; финансовые показатели, объём требуемых инвестиций.

В этой статье бизнес-плана также пошагово указывается, зачем необходимо открыть и профинансировать это дело, какие потребности покупателей удовлетворит разработанный продукт или услуга, предоставляемая компанией. Назвать потребителей, организации, структуры, которых будет обслуживать компания. Описать факторы, гарантирующие успешность удачное географическое положение, малая конкуренция, высокий уровень оказания услуг и т. Для стартапов в разделе «Информация о компании» указываются текущие и будущие затраты. Действующим компаниям в данную статью необходимо включить сведения о выручке за несколько последних лет, размер чистой, валовой прибыли, процент эксплуатационных расходов.

Исследование рынка Данный раздел бизнес-плана содержит информацию, полученную на основании личных знаний и подробного анализа рынка. К ней относится: Общий анализ отрасли и перспектив её развития. Указываются объёмы, темпы роста, особенности. Перечисляются основные группы потребителей. Исследование степени присутствия на рынке.

В данном пункте должны содержаться следующие сведения: Специфика Чего хотят будущие клиенты организации? Какой образ жизни они ведут? Какие тренды присутствуют на рынке? Объём Количество ежегодных продаж в исследуемом сегменте? Его прогнозируемый рост?

Доля рынка Какую долю мы рассчитываем получить в данном регионе? Обоснование заявления соответствующими расчётами. Прибыль и ценообразование Прогнозируемая прибыль, ценовая политика, скидки.

Бизнес-планирование предприятия на все случаи жизни

Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. Принципы, при которых планирование будет плодотворным. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.

Hello World!

Понятно, что банки не горят желанием кредитовать стартапы, но, тем не менее... И дело даже не в ставках — банки просто обладают очень ограниченными навыками в оценке бизнес-планов. Банк может проверить то, что содержание бизнес-плана отвечает какому-то шаблону, что показатели доходности финансовой модели его устраивают. Намного сложнее проверить обоснованность параметров, заложенных в финансовую модель. Например, интернет-магазин утверждает, что его склад будет собирать 50 заказов в час — как банк может определить, реалистично это или нет, где найти сравнимый показатель? Намного проще выдать еще 100 потребительских кредитов, не правда ли? И это не какая-то российская особенность, так во всем мире.

Именно поэтому стартапы привлекают финансирование специальных фондов — там имеется отраслевая экспертиза. Относительно ожидаемой доходности, я бы говорил о том, какие проекты рассматриваются для предоставления финансирования вообще, и рекомендовал бы на некоторое время забыть о банковском финансировании стартапов. Банки не в том состоянии сейчас, чтобы пускаться в неизведанное. Я совершенно уверен, что есть успешные технологические стартапы — они весьма устойчивы к состоянию внешней среды, так как мало что закупают, их затраты довольно стабильны: зарплата команды разработчиков составляет львиную долю общих затрат, ну, аренда офиса, если требуется, вот, по сути, и все. Рынок сбыта их продукта — весь мир, зачастую продукт создается, чтобы быть проданным еще в качестве технологии кому-то из гигантов IT. Может ли обычный финансовый инвестор, не имеющий отраслевой экспертизы, распознать такой проект?

Не думаю. Потребительский спрос снижается, поэтому такие проекты тоже не выглядят перспективными. К сожалению, власти выбрали политику затыкания дыр в бюджете, основанную на отнимании у бедных, а не у богатых. Вместо введения прогрессивной шкалы подоходного налога, то есть изъятия части доходов, которая обычно идет на накопление, власти решили отобрать понемногу у всех, в результате до потребительского рынка не дойдут довольно значительные средства. Во-первых, это автомобильная, но, конечно, не производство автомобилей — заводы останавливаются один за другим, а два смежных рынка: торговля подержанными автомобилями и автосервис. Причины роста первого понятны, со вторым тоже все ясно: средний возраст машин в автопарке будет в ближайшие несколько лет расти, стало быть, количество поломок на одну машину тоже будет расти, спрос на услуги сервиса вырастет.

Кроме того, рынок неэффективный, тот, кто сумеет повысить его эффективность, сможет рассчитывать на очень крупный куш. Во-вторых, есть один рынок: медицинские услуги населению.

Предметами планирования являются сама деятельность и отношения между объектами планирования и внешней средой. В зарубежной и отечественной практике используются различные подходы к организации процесса планирования в иерархических системах управления. Классический подход к организации процессов планирования сверху вниз гласит, что планирование — это удел руководителей высшего уровня управления топ-менеджеров. Планирование становится действенным инструментом только тогда, когда работники активно вовлечены в его процесс, принимают непосредственное участие в постановке целей и разработке способов их достижения. Правильный выбор процесса планирования для конкретной организации зависит от множества факторов размер организации, отрасль и т.

Роль высшего руководства в планировании заключается в том, что оно должно проявлять интерес к процессу планирования, оказывать ему поддержку и участие. Топ-менеджмент должен определить общую схему планирования, принципы определения целей.

Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год.

В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет. Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов.

Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. Вопрос особенности составления бизнес-плана. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов: по форме, содержанию, структуре и т. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям продукция, работы, услуги, технические решения , по предприятию в целом новому или действующему. Инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.

Но при этом голословное «мы сдохнем, но не сделаем» и «ну вот тут обычно плохо идёт» не должны приниматься — только аналитическое обоснование всех цифр и сроков. В планировании тактика и стратегия должны соответствовать друг другу. Это стратегии. Тактика — это конкретные действия, которые должны быть нацелены на достижение каждой из этих целей. Приоритизация — важный момент в планировании всех уровней. Всегда есть задачи разной степени важности: и руководитель, и подчинённые должны уметь расставлять приоритеты и рассчитывать ресурсы исходя из сложности и важности этапа или показателя. Кстати, в RegionSoft CRM можно не только расставлять приоритеты по клиентам и задачам, но и проставлять веса коэффициентов KPI — таким образом, сотрудник получит сигнал о том, что сейчас стоит на первом месте, а не будет делать то, что у него быстрее и лучше получается. Автоматизация — помощник при планировании. Мы уже показали примеры автоматизации персонального планирования, рассказали, какие показатели можно для плана вытащить из CRM. На самом деле, планирование обслуживают практически все программы корпоративного сектора: системы мониторинга и ИТ-аудита помогают спланировать затраты на программное и аппаратное обеспечение ITAM— IT asset management , CRM-система — планировать продажи, закупки, работу с проектами, багтрекер — план работы разработчиков и тестировщиков, ERP-система — производство и т.

M — измеримый measurable — должна быть система оценки выполнения плана показатели, точки состояния системы, этапы работ. A — достижимый attainable — компания должна составлять план, исходя из ресурсов и готовности понести финансовые затраты. R— значимый relevant — план должен быть направлен на достижение стратегии, регулировать каждый этап продвижения к цели. T — соотносимый с конкретным сроком time-bounded — у плана должен быть период с датой начала и окончания, внутри которого будет в дальнейшем оцениваться факт. Вот так выглядит примерная схема работы с планом продаж в компании продавать нужно практически всем, но иногда продажи строятся без плана или план берётся с потолка. Схема кликабельна А что там со сроками? В каждой компании существуют свои сроки планирования, которые определяются продуктом, особенностями модели продаж и т. Но, как правило, они примерно вписываются в общепринятые отрезки времени. Стратегическое планирование — свыше 5 лет. Определяет перспективы развития компании.

Если говорить общеизвестным HR-штампом, то оно отвечает на вопрос «Какой вы видите свою компанию через 5 лет? Такой план определяет, куда стоит инвестировать, каких конкурентов превосходить, для кого работать, как будет двигаться рынок. Сегодня внешняя среда бизнеса настолько динамична, что такой план во многих сферах становится сродни гаданию на кофейной гуще, но тренды всё равно нужно уметь улавливать. И, конечно же, компания, у которой полная бюджетная дыра и денег достаточно только для оперативной работы, стратегическим планированием заниматься не должна вовсе — это просто воздушный замок и мечты о будущих миллиардах. Финансовое и стратегическое планирование прочно увязаны между собой: стратегия знает что и почему, а финансы — как и когда мы это сможем. Среднесрочное планирование — 3-5 лет. В крупных компаниях определяет соотношение необходимых ресурсов для выпуска нужного объёма продукции. Как правило, в малом и среднем бизнесе не применяется или ограничивается 1-2 годами. Краткосрочное планирование — до 1 года. Нередко пересекается с бюджетированием и финансовым планированием.

Оперативное планирование — от 1 дня до 1 квартала. Те самые планы, по которым ежедневно работает компания. Что тут ещё не учли, куда смотреть? Смотреть нужно во внешнюю среду — она оказывает всё большее влияние на бизнес, но это не означает, что бизнес должен повиноваться линии движения и снижать планы и первом же падении стоимости барреля нефти. Рассмотрим основные факторы влияния на примере различных рынков. Отслеживайте тенденции — так вы сможете перераспределить инвестиции на новый продукт, если он вам интересен, или закрепиться в своём сегменте. Например, на рынке CRM возникла мода на облака. Облака, в основном, интересны стартаперам и небольшим игрокам, для которых безопасность и функциональность стоят на втором и третьем планах. Все крупные вендоры успели либо обновить свои десктопные продукты, либо создать безопасные серверные версии. Смотрите за конкурентами — за тем, как они вписываются в рынок, какие активности проводят, насколько падает или растёт их узнаваемость.

На своём рынке пример не приведём — это не этично. Хороший пример — сотовые операторы. Теле2 всегда отличался вниманием к политике конкурентов, иногда в регионах проводил схожие акции, но в итоге смог отстроиться, найти нишу, набрать абонентскую базу и превратил большую тройку в большую четвёрку. Рентабельность доля прибыли в каждом заработанном рубле выручки — больная тема бизнеса. Хочется сверх рентабельности, которую пытаются достичь за счёт роста цены, а не за счёт оптимизации процессов. Недавно у компаний нашёлся внешний повод для роста рентабельности — некоторые российские вендоры софта подняли цены из-за курса доллара, причём очень непропорционально.

Принципы и функции бизнес-планирования

Что такое бизнес-план Зачем нужен бизнес-план Виды бизнес-планов Структура бизнес-плана Как составить бизнес-план самостоятельно Коротко о главном. Глубокое погружение в мир бизнес-планирования: узнайте основные принципы создания бизнес-плана, избегайте типичных ошибок и овладейте эффективными инструментами для составления вашего плана. Получите комплексный гид по превращению бизнес-плана из. Выделим наиболее существенные принципы планирования, которые в своем труде «Общее и промышленное управление» определил основатель классической школы управления Анри Файоль: – принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономи-ческой. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (рис. 2). Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер.

Бизнес-планирование.

Из трёхнедельного планировщика можно открыть визуальный планировщик дня: в нём содержится информация обо всех задачах, поставленных сотруднику им самим или руководителем. Календарь простой и привычный — задачи создаются прямо в нём, перетаскиваются мышью. В квадратных скобках перед названием задачи отображается клиент, к которому она относится. Руководителю и самому сотруднику задачи доступны в визуально удобном реестре, где отображены статусы задачи, важность, сама задача, сроки исполнения. Можно легко отследить невыполненные задачи по каждому сотруднику и постановщику, оценить стадии выполнения задачи. Кстати, подобные группировки в CRM-системах или системах управления проектами экономят время на оценку ситуации, позволяют быстро готовиться к совещаниям и делают прозрачным рабочий процесс. Персональное планирование — важный инструмент для роста производительности, однако этого мало, чтобы бизнес выполнял свои цели. Поэтому ещё одним инструментом планирования являются KPI — ключевые показатели эффективности.

Они задают цели плановые значения , которые в дальнейшем соизмеряются с достижениями сотрудника фактические значения. Больше всего сотрудникам нравится, что они всегда держат перед глазами KPI-монитор, где виден прогресс по каждому показателю. Это помогает перестраиваться и планировать свои работы внутри месяца. Задача работника: выполнять работу правильно, в срок и согласно установленному объёму плану. Соответственно, для него автоматизация заключается в обеспечении комфортной работы. Как бы однозначно ни выглядели обязанности современного человека, на работе он сталкивается с бесконечной лавиной мелких дел, из-за которых зачастую забываются более важные вещи, оказываются заброшены мелкие задачи. Ещё одна негативная ситуация — неструктурированный поток заданий от руководителя, которому, как известно, нужно всё сразу и желательно ещё вчера.

В условиях такой напряженности не выполняются ключевые показатели, срываются сроки выполнения проектов, а в конечном итоге внутрифирменные проблемы отражаются на клиентах, чьё недовольство снижает выручку. И этот порочный круг можно разорвать двумя способами: жёстко регламентировать отношения, выполнять строго определённый круг задач, входить в конфликт и требовать формализации каждой просьбы, тем самым абсолютно разрушая рабочую атмосферу и человеческие отношения; воспользоваться CRM-системой, которая поможет руководителю видеть, мониторить и регулировать загруженность подчиненных, а подчинённым следить за прогрессом и успешно планировать свои рабочие дела. Планирование в проекте и подразделении — акцент на каждом сотруднике Проект или подразделение можно рассматривать в совокупности, поскольку без контекста самой компании они представляют собой одну и ту же структуру: совокупность пользователей, выполняющих одну большую задачу, разделённую на подзадачи персональное планирование. Вот, на что следует обращать внимание в планировании на уровне проекта или подразделения: контролировать нагрузку каждого сотрудника, равномерно распределять задачи не забывая при этом учитывать квалификацию, опыт и навыки каждого ; отслеживать связи и пересечения работ например, пока не будет текста для сайта, дизайнер не сможет полноценно разработать дизайн страницы — ему нужно исходить из объёма, расположения и логики элементов ; контролировать ресурсы: рабочее и нерабочее время, затраты; отслеживать свои ключевые показатели деятельности например, бюджет, план продаж, количество пофикшенных багов, тест-план и проч. Лучше, если есть какой-то общий механизм контроля задач: это может быть специальная программа, лист формата А4, маркерная или scrum-доска. Вне зависимости от того, какую методологию управления использует команда, она должна иметь возможность получать оперативную информацию о степени выполнения работ каждого сотрудника и по проекту в целом. Отчасти мы вдохновлялись именно такими досками, отчасти — диаграммой Гантта, но постарались найти упрощённый и наглядный подход, который будет понятен всем пользователям: от секретаря и телемаркетолога до разработчика и производственника.

Ещё один тип планировщиков, который мы используем в RegionSoft CRM — тематический планировщик групповых задач. Это механизм, близкий по сути к диаграмме Гантта, но более удобный именно для коммерческих служб. В одной таблице отображаются этапы работ, состояние, прогресс выполнения, сроки, ответственные. Таким образом, можно планировать загрузку каждого работника на конкретном этапе. Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Изначально диаграмма Гантта замышлялась как инструмент планирования работ на производстве, там она и нашла успешное применение. С её помощью происходит планирование ресурсов, загрузки производственного оборудования и т.

В дальнейшем она прижилась в управлении проектами и перекочевала в РМ-софтверные решения, которые не все, правда её обрезали, упростили и сделали просто ленточным графиком без изначальной идеи управления ресурсами и контроля процессов. Поэтому если пилить диаграмму Гантта в корпоративном софте, то именно для раздела управления производством. И если кому-то они действительно понадобятся не для красивого экрана на собрании, а для работы и планирования производства, мы рассмотрим возможность такой доработки под конкретного клиента. Планирование в компании — стратегия на данных Самая сложная часть планирования — это внутрифирменное планирование, которое происходит на уровне компании. Эта тема включает десятки подходов и методик, но нас интересует вопрос возможности автоматизации планирования. Вообще, почему-то считается, что стратегическое и финансовое планирование — удел крупных компаний с филиальными структурами, холдингов и корпораций. На самом деле планируют все: и крошечное дизайн-агентство «на троих», и топливная компания, и государство, и транснациональные корпорации.

Более того, суть планирования одна и та же: предусмотреть расходы, спрогнозировать доходы, описать методы и источники расходов и доходов в рамках стратегии. Только значения цифр и уровни формализации разные. Каким должен быть план? Чтобы планирование в компании работало в плюс, а не в минус и не выглядело стихийным, нужно соблюдать несколько правил, причём не только на внутрифирменном, а на каждом уровне. План должен быть реалистичным. Не стоит вносить в него свои амбиции или старательно занижать для мотивации сотрудников. Это должны быть выполнимые задачи и показатели.

Чтобы обеспечить реалистичность, стоит обратиться к историческим данным по компании или другим проектам и на их основе создать план. В дальнейшем на основе план-фактного анализа нужно делать корректировку и таким образом добиваться максимальной выполнимости. Как раз при прогнозировании и планировании показателей вновь начинает играть роль автоматизация — если все данные собраны и хранятся в CRM, легко получить информацию как в ретроспективе, так и для план-фактного анализа.

Бизнес-план помогает избежать потенциальных ошибок, таких как: недостаточность капитала для реализации проекта, отрицательный баланс, неверный подбор кадрового состава, неправильное определение месторасположения компании и др. Результаты мировой практики показывают, что многие предприятия терпят убытки только лишь из-за того, что неправильно были спрогнозированы внешние изменения и недостаточно оценены возможности фирмы. Овладение техникой составления бизнес-планов на сегодняшний день является актуальной задачей большинства предпринимателей.

Определение 1 Под бизнес-планированием понимается специфический вид деятельности, входящий в состав единой функции планирования, который удовлетворяет потребности любой компании в выражении ясных целей развития и программы их достижения. Бизнес-планирование применяется для: Снижения отрицательного эффекта неопределенности и внешнего воздействия; Сосредоточения внимания на ключевых задачах; Достижения экономического функционирования; Способствования интеграции деятельности подразделений фирмы в достижении общей цели; Облегчения контроля за достижением планов. Замечание 1 Разработка бизнес-плана может вестись как по заданию на его составление, так и по собственной инициативе. Принципы бизнес-планирования Бизнес-планирование осуществляется согласно следующим принципам: Принцип единства — заключается в том, что организация является целостной системой, а ее составные элементы должны развиваться в одном направлении. Все планы каждого из подразделений должны согласовываться с планами всего предприятия. Принцип участия — каждый сотрудник компании при бизнес-планировании участвует в плановой деятельности, что не зависит от занимаемой должности.

Другими словами, процесс планирования привлекает всех, кого затрагивает.

Информация на входе и выходе должна быть актуальна. Расходы планирования должны быть не больше выгод от планирования, который зависят от качества принимаемых решений.

Единство координации и интеграции. Планы подразделений должны быть едины и взаимозависимы. Процесс планирования должен быть постоянен новый план возникает после завершения предыдущего или после его частичного завершения.

Точность и детализация. Степень точности должна соответствовать цели, а детализация отчетности должна уменьшаться с ростом уровня руководящего органа, которому предоставляется отчетность. Сотрудники должны активно принимать участие в формировании данного отчета.

Сотрудники предприятия ведут себя рационально. На каждом этапе выбираются самые оптимальные планы максимальная прибыль. Связь уровней управления.

Достигается планами сверху-вниз, снизу вверх, делегированием полномочий. Ранжирование объектов планирования. Инвестируются самые маржинальные проекты, а равные с наибольшим объёмом продаж.

План должен иметь альтернативные планы: оптимистический, пессимистический, консервативный и др. Социально ориентированность. План обеспечивает необходимые условия труда для сотрудников, экологические, безопасные и эргономичные требования работы.

С целью снижения затрат план должен иметь относительно стабильные показатели. Основные принципы бизнес-планирования [3] : Организованность. Бизнес-план корректируется, уточняется специалистами-планировщиками динамично и непрерывно.

Руководство предприятия непосредственно участвует в разработке стратегического развития, принимают решения, исключают альтернативны варианты. Самообучение сотрудников с помощью бизнес-моделирования, нахождения эффективных решений. Каждый вид деятельности предприятия сочетается друг с другом.

Использование программных продуктов и информационных систем для выявление оптимального варианта из множеств. Прогнозирование наступления будущие событий в комплексе. Область применения Бизнес-план предоставляется собственникам, вышестоящему руководству, кредитным организациям, инвесторам, кредиторам, партнёрам и сотрудникам предприятия в следующих случаях [2] : при создании нового предприятия, при его реорганизации, слиянии, поглощении, смене собственника; при техническом перевооружении производства, создания нового продукта; при привлечении дополнительного оборотного и внеоборотного капитала; при выработке новой стратегии развития предприятия, одобрения её перед вышестоящим исполнительным органом советом директоров, владельцами ; при обосновании выделения необходимых ресурсов для выполнения какого-либо проекта; для расчёта эффективности той или иной бизнес-идеи ; при выходе на новые рынки, в том числе на внешний рынок ; при обосновании количества рабочих мест на предприятии.

Такой подход позволяет своевременно корректировать тактику с учетом неопределенных и стремительно меняющихся внешних условий. Способность быстро перестроиться в связи с возникновением непредусмотренных факторов, влияющих на работу предприятия. Максимальная точность. Необходимое условие при составлении любого бизнес-плана. Непременное выполнение. Составленный план надлежит четко исполнять, и это касается каждого сотрудника организации. Задачи бизнес-планирования Как и любой другой процесс в деятельности компании, бизнес-планирование выполняет определенные функции и задачи.

Некоторые из них: выделить направление для работы предприятия. Определить положение на современном рынке, возможные перспективы роста; дать оценку поставленным целям ближайшим и на длительный период , способам их достижения, стратегическим и тактическим маневрам. Кроме того, решить кадровые вопросы и назначить ответственных людей за исполнение всех действий в намеченном направлении; грамотно решить вопрос привлечения сотрудников, найти оптимальное соответствие между условиями труда и мотивационными мерами и задачами, стоящими перед предприятием; определиться с выбором приоритетных товаров или услуг, которыми компания будет обеспечивать потребителя; дать грамотную оценку материальному положению дел в структуре, а также спрогнозировать реальность выполнения поставленных задач с учетом финансовых и моральных возможностей организации; продумать план маркетинговых мероприятий, чтобы иметь четкое представление о конъюнктуре рынка. Это позволит выработать правильную схему действий по активизации продаж, проведению рекламных кампаний и т. Работа предприятия будет максимально эффективной, если в процессе бизнес-планирования производства удастся предусмотреть и учесть все возможные форс-мажоры. На каждом предприятии существовал план работ, составленный в соответствии с родом деятельности: по объемам выплавленной стали, заготовленного зерна и прочее. Кроме того, разрабатывались концепции, сформированные по территориальному признаку.

Планированием занимался Госплан СССР, имеющий свои подразделения на республиканском и местном уровне, и министерские комиссии. В целом, очень сложная и путаная система с не всегда понятными принципами подчиненности. Госплан непосредственно контролировал крупнейшие в стране предприятия. В приоритете были политические установки и стремление к высоким показателям вне зависимости от экономической необходимости. Сегодня бизнес строится совсем иначе, задачи и планы намечаются реально осуществимые и целесообразные. В Советском Союзе главной экономической установкой было выполнение и перевыполнение плана, в который изначально заложены недостижимые показатели. Такой подход ставил руководителей предприятий перед весьма непростым выбором.

С одной стороны, за выполнение и перевыполнение норм предприятия и, естественно, их директора удостаивались всевозможных почестей. Но это означало, что на следующий период будут заложены еще более высокие цифры, которых придется какими-то силами достигать.

Как составить бизнес-план

Бизнес-план не принимается законодательством в отличие от политики, постоянно адаптируется к рыночным условиям и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям. Если раньше бизнес делал долгосрочные прогнозы на несколько лет вперед, отталкиваясь от которых можно было легко спланировать деятельность компании, то сейчас горизонт планирования сократился до полугода. Результатом такого планирования является система планов предприятия, которая включает в себя стратегический и текущий бизнес-план предприятия. Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Создать бизнес-план можно двумя способами — разработать самому или прибегнуть к помощи профессионалов и заказать его консалтинговой фирме.

Сущность и принципы бизнес-планирования

Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена.
Бизнес планирование, как составить бизнес-план? В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

  • Принципы и подходы бизнес-планирования
  • Как составить бизнес-план, который работает
  • Основные принципы организации бизнес-планирования
  • Бизнес-планирование.
  • Как составить бизнес-план, который работает
  • С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить

Основы составления бизнес-плана

Это история, в которой крайне важно будущее. Лояльность покупателей и сотрудников, имидж, позиционирование нарабатываются годами, разрушить все достаточно просто, а вот вернуть обратно почти невозможно. Одно дело — операционное управление бизнеса, и совсем другое — построение стратегии и миссии бренда. Операционная деятельность стала сильно короче в связи с тем, что необходимо реагировать на внешние факторы, но долгосрочная стратегия компании и то, какими мы хотим быть в глазах наших сотрудников и покупателей, остаются на уровне миссии. И крайне важно, чтобы вся команда разделяла этот подход. У каждой компании здесь свои инструменты, и во многом они зависят от внутренних ценностей. В ДНК «Асконы» зашито постоянное развитие и движение вперед. Мы уверены, что нельзя останавливаться и ничего не делать, поэтому мы продолжаем запускать принципиально новые для себя проекты и инвестировать в новые направления. Такой подход можно назвать диверсификацией каналов продаж и продуктовых категорий.

Например, сейчас мы запускаем проект Askona Home. Это мебельный гипермаркет с большой зоной household и добавлением новых категорий мебели. То же самое происходит и с точки зрения вертикальной диверсификации: мы запускаем новые производства, которые в данный момент актуальны и повлияют на себестоимость и качество продукции, а еще снизят риски, которые появились с точки зрения поставок материалов. Вне зависимости от того, как развивается рынок, всегда есть вещи, которые оказываются полезными для компании, чтобы их воплотить в жизнь. Правильно сделанная диверсификация способна вдохнуть новую жизнь и дать новый виток развития компании, но с этим надо быть очень аккуратным, чтобы не уронить основной бизнес. Что делать с цепочками поставок Вариант в текущей ситуации один — высокая степень локализации товарных групп причем как сырьевых, так и готовой продукции и быстрый переход на других поставщиков. Другими словами, ваша база поставщиков должна быть собрана таким образом, чтобы можно было быстро изменять цепочки между странами и партнерами в зависимости от сложностей на разных логистических направлениях. Тут крайне важны гибкость отдела закупок и профессионализм его сотрудников.

Еще один вариант — создание собственного сырьевого подразделения. Но подходить к этому стоит очень аккуратно. Во-первых, нужно взвесить риски срыва поставок. Во-вторых, рассмотреть возможность смены поставщика без потери себестоимости и ухудшения качества. И только если оба эти пункта невозможны, ввязываться в производство собственного сырья. По сути, должны сойтись три показателя: контроль качества, контроль себестоимости и снижение риска по поставкам. Сырьевое производство, которое мы запускали в «Асконе», было экономически оправдано. Но мы не готовы создавать такие фабрики по всем товарным категориям.

Потому что уже есть поставщики, которые полностью устраивают нас по эффективности и себестоимости и с которыми нет смысла вступать в открытую конкуренцию. Если вы планируете расширять производство, то к этому тоже стоит подходить крайне взвешенно. Исходя из этого, строим новую фабрику, потому что в ближайшие два года спрос на эту продукцию не упадет. Как спланировать загрузку производства Мы можем сколько угодно говорить про сценарии, но производству и логистике в любом случае нужны цифры. В «Асконе» мы решили этот вопрос следующим образом: команда договаривается, как компания будет развиваться в ближайшие шесть месяцев, и директор Supply Chain готовит под это ресурсы. Если вопрос более точечный, то ежемесячно смотрим, как развивается ситуация и как реагирует спрос на наши действия. В зависимости от обстановки производство и логистика вынуждены оперативно выстраивать и менять свои операционные инструменты: набор персонала, увеличение площадей, дополнительные смены, склады и так далее. Инвестиции в обновление производственного парка Один из главных приоритетов в «Асконе» — безопасность.

И мы не можем жертвовать этим принципом ни при каких условиях. Поэтому если необходима замена оборудования, оно меняется. Если даже появляется небольшой риск, что с оборудованием может что-то случиться и это повлияет на здоровье людей, мы принимаем решение о его замене. Отслеживание новинок, безопасность и правильное выстраивание технологических цепочек, безусловно, может требовать инвестиций.

На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы: — выявить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место организации на этих рынках; — определить показатели и выбрать состав товаров и услуг, которые будут предложены компанией потребителям; — спрогнозировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и пути их достижения. Бизнес-план, который хорошо спланирован и разработан, должен определить все спорные и трудно решаемые вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту: — что эта идея принесет в будущем; — как будет развиваться производство; — как будет продаваться продукт или услуга; — какие необходимые шаги стоит предпринять предприятию, при подходящей обстановке экономической, политической, конкурентной и при непредвиденных обстоятельствах. Разработка бизнес-плана осуществляется при помощи экспертов и консультантов, а также с участием руководителей от организации. Также по согласованию с заказчиком могут участвовать консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель предприятия, участвующий в подготовке бизнес-плана лично, планирует свою будущую деятельность вперед, учитывать целесообразность и обоснованность инвестиционного проекта. Особенности бизнес-планирования в России. Бизнес-планирование является новым явлением в экономике РФ, при том, что большинство понятий рыночной экономике уже широко используются в деловой жизни и практике отечественных предприятий. В России на сегодняшний день больше распространена разработка технико-экономических обоснований ТЭО , но не бизнес-планы.

Как разработать бизнес-план развития организации? Как обеспечить выполнение стратегического плана развития? Как обеспечить взаимосвязь между стратегиями, бизнес-планами развития и бюджетами организации? Компания, не имеющая стратегических целей развития и конкретных планов по их достижению, обречена следовать за текущими событиями с весьма туманными перспективами на будущее. Но разработка корректного стратегического плана развития требует от менеджмента высоких компетенций и навыков, поскольку он предполагает не столько расчет показателей хозяйственной деятельности, сколько прогноз динамики бизнеса с учетом рисков и возможностей, связанных как с внешним, так и с внутренним контекстом организации. Нередко можно встретить мнение, что стратегическое планирование нужно большим компаниям, которые уже заявили о себе как лидеры своего сегмента рынка и с уверенностью смотрят в будущее. Но, во-первых, любая компания имеет конкретную цель своей деятельности и хотя бы приблизительный бизнес-план. А это уже и есть элементы стратегического планирования. Во-вторых, даже начинающие предприниматели оценивают емкость рынка, на котором они собираются работать, конкурентную среду и свои возможности по входу на этот рынок. То есть они занимаются стратегическим анализом, который также является одной из составляющих стратегического планирования. Другими словами, большинство небольших и средних компаний по факту также используют стратегическое планирование, но, в отличие от крупных игроков на рынке, делают это несистемно и не в полном объеме. Да и в крупных компаниях случается, что разработанные с большими затратами времени и сил стратегические планы развития так и остаются только планами. К этому может привести множество внешних и внутренних факторов, самые распространенные из них — отсутствие целостности в методике планирования и нарушения взаимосвязей между стратегиями, планами развития бизнеса и бюджетами компании. Предлагаем методику разработки наиболее эффективного стратегического плана развития и рекомендации, которые помогут избежать возможных рисков ошибочных прогнозов, расскажем о последовательности формирования стратегического плана развития, раскроем взаимосвязь контекста, целей и ресурсов компании, которая должна найти отражение в стратегическом плане развития. Конечно, стратегические планы развития крупных, средних и небольших компаний будут отличаться в силу разницы масштабов хозяйственной деятельности, специфики бизнеса, сложности организационной структуры и бизнес-процессов. Но в любом случае качественно разработанный стратегический план развития формируется на основе последовательно реализуемых этапов: Анализ внешнего и внутреннего контекста организации На результаты деятельности любой компании оказывает влияние множество различных факторов. Без понимания степени их воздействия невозможно выработать верное стратегическое направление развития компании.

Силы повышаются, когда люди видят прогресс в работе и связывают свои повседневные действия с достижением целей и реализацией прогнозов. Эта пирамида позволит вам перепроверить каждую задачу, каждое действие плана для ответа на ключевой вопрос: «Помогает ли это достичь целей? Копайте глубже — найдите то самое «неуловимое» предложение! Почему стоит покупать у вас, а не у ваших конкурентов? Это очень важный вопрос, и любой инвестор захочет узнать ответ на него. Ответ — это то, что делает вас конкурентоспособным. Не попадитесь в ловушку, перечисляя все, что люди, как вам кажется, хотели бы услышать. Например, «мы поставляем качественные продукты» или «мы предлагаем индивидуальное обслуживание» — это явно лишнее, потому, что это само собой разумеется. Ожидания клиентов резко выросли, и незачем говорить об очевидных признаках конкурентоспособности. Вам нужно копать глубже и разработать настолько ценное предложение, чтобы оно по-настоящему отличалось от предложений конкурентов и превосходило их. Сделайте это — и вы на пути к успеху Вам нужны деньги? Сделайте сводный отчет привлекательным! Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет. Если этот документ его не заинтересует, вы потеряли шанс.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий