Новости трудовые подвиги во время великой отечественной войны

Народная, священная война. Накануне празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы хотим отметить вклад тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях. В экспертном заключении отмечается, что во время Великой Отечественной войны промышленность Кирова существенно пополнилась за счет крупных фабрик и заводов, эвакуированных сюда из Москвы, Ленинграда, Одессы, Днепропетровска и других городов. Вспоминая события Великой Отечественной войны, мы чаще говорим о героизме солдат на фронте.

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны

И эти три десятка баб и пацанов, рискуя быть погребенными или сожженными, не дали цистерне опрокинуться. Держали, плакали и стонали от боли, пока бригада машинистов не подперла ту злополучную цистерну бревнами. Дети Башкирии в годы войны Несмотря на трудности, вызванные войной, во всех городах и районах республики продолжали работать пионерские лагеря и площадки.

Горожанам предписывалось заклеить окна крест-накрест полосками газетной бумаги и организовать на крышах домов ночное дежурство с целью недопущения возгорания зданий при возможном попадании в них авиационных зажигательных бомб. Ни одна авиационная бомба, несмотря на частые налеты вражеской авиации, не была сброшена на Вологду. Грифельные тетради В годы войны на Вологодской обойной фабрике ранее — промысловая кооперативная артель «Красный полиграфист», здание находилось в Кирилло-Рощенской церкви большой удельный вес в выпуске продукции занимали спецзаказы для военных целей. Силами женщин и подростков изготовлялась маскировочная бумага, большое количество конвертов и почтовой бумаги для фронтовиков. Ввиду дефицита бумаги в стране было организовано производство грифельных тетрадей из отходов бумаги и грифелей. Сбор жира, детский ресторан и бригады по сбору грибов Работники Вологодского городского треста столовых, ресторанов и кафе оказывали помощь в оборудовании госпиталей и обслуживании кухонь при госпиталях. В 1942 году во всех столовых треста были установлены жироуловители системы Пузанова для сбора жира при мойке кухонной утвари и производства из него мыла. Также силами коллектива предприятия было построено газоубежище под стадионом «Динамо».

В июне 1942 года в городе был открыт летний ресторан для приготовления детских обедов и раздачи их детям в возрасте от 1 до 3 лет по рецептам за счет продкарточек. Большое внимание на предприятии уделялось заготовке листьев дикорастущих растений для выработки заменителя чая. В печах кондитерского цеха была организована сушка овощей. Несмотря на все тяжести войны, кулинары треста выезжали в командировки в Москву для обучения, в частности по изучению производства витаминов. Так как большинство мужчин были призваны в ряды Красной Армии, женщинам приходилось выполнять их работу. Они занимались ремонтом машин, были пожарниками и т. На территории завода было организовано производство гончарных изделий. В гончарной мастерской работали и подростки, которые изготавливали детские игрушки. Выходные дни на заводах часто объявлялись рабочими, а средства, заработанные в эти дни, шли в помощь детям защитников Родины и семьям фронтовиков. К празднику Октябрьской революции семьям военнослужащих дополнительно отпускали дрова для отопления комнат.

Ананьино добровольцами уходили на фронт, в том числе и его директор Евгений Коновалов. Женщины и подростки стали основной рабочей силой завода. На территории завода действовала прачечная, которая выполняла заказы на стирку военного белья. Некоторых работниц завода переводили надомницами по вязке носков и перчаток с заданием 30 пар перчаток и 50 пар носков мужских и женских за три месяца на одного человека, оплата — 10 рублей за пару. Выходные дни объявлялись рабочими. Вся выработанная в эти дни продукция шла для детдомов, детских приемников-распределителей, детских трудовых колоний и учащихся школ. При подготовке к зиме сначала все необходимые ремонты и утепления проводились в семьях красноармейцев и эвакуированных. В конце 1945 года на территории завода был организован лагерь для военнопленных. Рабочим и служащим было запрещены любые контакты с ними: разговаривать на русском или немецком языках, показывать что-либо жестами, обменивать, покупать или принимать вещи в подарок. Лиц, замеченных в этом, сразу же брали под стражу и передавали военно-полевому суду как пособников врага.

Он участник восьми крупнейших военных операций, от Волги до Одера. В 1945 году участвовал в форсировании Днепра и захвате Букринского плацдарма, получил тяжелое ранение, осколок от немецкого «Тигра» давал о себе знать на протяжении всей жизни. Никогда не делали денег на обмане, на страхе и на ненависти, — писал отец в книге «Сыновья своего времени». В 1986 году он стал участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — получил II группу инвалидности, был участником ликвидации последствий кораблекрушения «Адмирала Нахимова». В течение многих лет, будучи на пенсии, отец курировал Колледж полиции как ветеран МВД России в качестве наставника молодых курсантов и кадетов, передавая свой огромный жизненный и профессиональный опыт. С особым вниманием и теплом относился он к семьям и детям сотрудников внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга, искренне переживал за их судьбу, поддерживал и помогал.

А для своей семьи он всегда был крепкой опорой и поддержкой, помощником во всем. Вот таким был наш незаменимый дедушка, любимый папа, замечательный муж, верный сын, надежный брат, отзывчивый коллега, настоящий мужчина и друг — неординарный, неповторимый и удивительный человек с чистой совестью. День Победы был для него самым значимым праздником, самым главным и дорогим в жизни. Чудом остались живы Мой отец, Косицын Виктор Максимович, 1918 года рождения, перед войной служил в Забайкалье под Читой в авиаполку, был авиационным техником. Летом 1941 года их истребительный полк был переброшен на Западный фронт, где в ожесточенных боях пришлось регулярно отступать под натиском немцев. Отец мало рассказывал о том тяжелейшем времени, но один из немногих его рассказов я запомнил на всю жизнь.

В очередное отступление авиаполка летчики улетели на своих истребителях, а вся аэродромная команда с командиром полка должна была улететь в транспортном самолете Ли-2. Обстановка критическая, немцы в любой момент могут захватить аэродром. И вдруг перед взлетом приказ комполка: «Косицын! Срочно на бензовоз за топливом — необходимо дозаправить самолет». Когда отец с водителем бензовоза вернулись от хранилища, взлетная полоса была пуста. Самолет улетел, не дождавшись.

Отцу и его товарищу, который сидел за рулем бензовоза, пришлось без карты, по наитию, рвать на восток. И вот выезжают они к реке, к мосту, а на другом берегу подходит немецкая бронетехника. Успели развернуться в лес. Через несколько дней вышли из окружения, нашли свой «новый» аэродром и тут узнали, что транспортный самолет не прилетел! Фронтовая разведка разыскала этот севший на поле самолет на занятой немцами территории. Все, кто находился в самолете, были расстреляны.

Что стало причиной вынужденной посадки? Нехватка топлива или заблудившийся молодой пилот, осталось невыясненным. Мой отец с товарищем по полку чудом остались живы. Отец, участвуя в Великой Отечественной, был награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды. После войны окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. В звании инженера-полковника вышел в отставку, был очень чадолюбивым, воспитал троих детей и пятерых внуков.

Погиб в неравном бою Хочу рассказать о подвиге своего прадеда, Травкина Леонида Васильевича, летчика самолета-бомбардировщика ДБ-3 из 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, самолет которого не вернулся с боевого задания 15 июля 1941 года. Командиром эскадрильи был Шевлягин Анатолий Михайлович. В его экипаже был и мой прадед — старший сержант Травкин. Так через 25 лет мы узнали, как погиб и где похоронен мой прадед. Самолет вылетел на выполнение боевого задания в район Рижского залива. Когда они возвращались, два краснозвездных бомбардировщика, летевшие в сторону Ленинграда, были перехвачены над берегами реки Плюссы группой фашистских мессершмиттов.

В завязавшемся воздушном бою советские самолеты совершали немыслимое: врезались в самую гущу стервятников, маневрируя, стремительно уходили в сторону, чтобы встретить атакующего врага огнем своих пулеметов. Но слишком неравны были силы... Ранним утром 15 июля 1941 года жители деревни Медвежок Сланцевского района Ленинградской области были разбужены стрельбой и сильным гулом самолетов. Выбежав из домов, они увидели, что в воздухе два советских бомбардировщика яростно отбиваются от фашистских истребителей. Вскоре один бомбардировщик был сбит, упал и взорвался. Жители поспешили вынести из огня тела погибших летчиков.

У одного из них нашли необгоревший документ — лейтенант Анатолий Михайлович Шевлягин, командир экипажа ДБ-3. Летчиков похоронили на месте гибели, а когда прогнали фашистов, на могиле поставили деревянную пирамидку со звездой, положили на нее авиационный мотор, на памятнике сделали надпись: «Здесь похоронен летчик Анатолий Шевлягин и три члена экипажа». Позднее останки героев перенесли в братскую могилу в полукилометре от города Сланцы. Долгое время члены экипажа самолета ДБ-3 считались пропавшими без вести. После длительных поисков установили и имена остальных погибших. Вместе с командиром погибли штурман звена лейтенант Василий Александрович Павлов, стрелок-радист старший сержант Леонид Васильевич Травкин и воздушный стрелок Шемелев Петр Павлович.

Второй самолет упал в болото и, видимо, там затонул. Вскоре после этого в деревню нагрянул карательный отряд эсэсовцев. Через некоторое время на том месте, где находилась деревня, из 40 дворов осталось всего четыре. Слово свое сдержали Брат моего мужа, Николай Алексеевич Царапкин, ушел воевать в 1941 году. В марте 1943-го он погиб.

Таким мнением поделилась депутат Госдумы от Татарстана Ольга Павлова. Она также рассказала, что отдала свой голос за Казань, которая является одним из претендентов на почетное звание «Город трудовой доблести». Есть архивные исторические справки. Есть живые свидетели того, какими физическими усилиями и силой воли люди на заводах, фабриках, полях давали все необходимое воинам советской армии для Великой Победы», — сказала Павлова.

Она объяснила, что уже в первые месяцы войны Казань стала мощным военно-промышленным комплексом СССР. В Татарстан были переведены 70 из 226 заводов, эвакуированных в Поволжье.

Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова

Стойко вынося все невзгоды военного времени, женщины ни в чём не уступали мужчинам. Десятки тысяч горняков ушли на фронт. Их сестру и жёны спустились в шахты, чтобы заменить мужчин. Мария Гришутина, Нина и Лидия Кузьменко положили начало замечательному движению женщин за овладение профессией забойщика. К концу 1944 года свыше тысячи женщин овладели различными горняцкими специальностями, многие из них прославили себя в борьбе за уголь. Женщина-лесоруб т.

Боровская из Архангельска говорила в дни войны: «Сейчас я стала лесорубом. Говорят, эта специальность мужская. Но это неверно... Все специальности мы, женщины, объявляем женскими! И не только объявляем, но и показываем на деле.

Например, мужская норма по заготовке леса - 4 кубометра в день. Я, придя в лес, вскоре стала выполнять эту норму, а теперь даю 6-7 кубометров в день». Прославились в дни войны на Горьковском автозаводе имени Молотова женщины-кузнецы. Первая в кузницу пришла Екатерина Пермякова. Она не только сама быстро овладела этой сложной мужской профессией, но и обучила ей других работниц цеха.

Женщины-кузнецы всё время перевыполняли норму. Когда цех получил срочный заказ, начальник участка т. Музыченко собрал кузнецов и рассказал им о боевых действиях на фронте, о необходимости всеми силами помочь доблестным защитникам Москвы. Первой к молоту встала т. Работала она полторы смены и выполнила пять норм.

Несмотря на то, что данную ей деталь она ковала впервые, качество поковок оказалось отличное. Мельникову сменила Горбунова. За 14 часов она выполнила четыре дневные нормы. Много горя пришлось пережить в годы войны простой советской женщине Анне Катаевой. У неё во время налёта вражеской авиации на завод погиб муж.

Потом она получила известия о гибели её двух любимых сыновей на фронте. Но горе не сломило замечательной советской патриотки. Получив извещение о гибели младшего сына, она пошла с этим документом на завод, попросила определить её на работу токаря и поставить обязательно за станок сына. Анна Катаева быстро освоила профессию токаря и каждый день стала вырабатывать две нормы: одну за себя, другую за сына. Отвагу и стойкость проявили в дни Великой Отечественной войны и женщины, пришедшие работать на транспорт.

Знатный машинист, Герой Социалистического Труда Елена Чухнюк с первых дней войны достойно несла боевую вахту. Елена Чухнюк подвозила к линии фронта эшелоны с войсками, транспорты с боевой техникой. Первое боевое крещение Чухнюк приняла в самом начале войны. Руководствуясь одним только желанием-доставить во что бы то ни стало груз к месту назначения, Елена Чухнюк умело вывела состав из-под обстрела. Вагоны во многих местах были пробиты пулями, осколки бомб сорвали обшивку, пробоины появились и на паровозе, но ценный груз был спасён.

Не дрогнула Елена Чухнюк и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от линии Сталинградского фронта, был разбит прямым попаданием вражеских бомб тендер паровоза. В трудных условиях советская патриотка сумела уберечь паровоз от гибели. Умелым манёвром она освободила состав от горящих вагонов и приняла участие в ликвидации пожара. Для выполнения важных государственных заданий паровоз Елены Чухнюк был переброшен на Северо-Печорскую дорогу. В 50-60-градусные морозы по недавно проложенной трассе стала водить поезда славная женщина-машинист.

У коллектива Северо-Печорской дороги остался в памяти один из первых рейсов Елены Чухнюк. Тогда ещё никто из паровозников не преодолевал пути от Ижмы до Княж-Погоста быстрее, чем за три дня. Елена Чухнюк обязалась доставить тяжеловесный состав в более короткий срок, без дополнительного набора топлива.

Оружием в тылу стали лопата, вилы и грабли. Одним из свидетельств тыловых подвигов стало строительство оборонительных рубежей, которое превращалось в народные стройки. Для сравнения: расстояние в республике между крайними северной и южной точками составляет около 200 км, то есть созданная вручную тогда почти не было техники линия обороны почти вдвое превышает протяжённость самой Чувашии.

И эту линию оборону, проложенную женщинами, стариками и подростками, продолжают сегодня, но на другом уровне: по поручению врио главы Чувашии Олега Николаева тема строительства Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода в Чувашии получит государственный статус, и память о нём будет увековечена. Это не просто линия обороны, которая позволяет сегодня дополнить историю Победы, но и защита от забвения, восстановление исторической справедливости и поклон тем, кто спасал Родину в тылу, на трудовом фронте, который держался в основном на плечах женщин. А также: «Здесь кровь сочилась из ладоней»: как в Чувашии шли «на окопы» Отметим, что период строительства оборонительных рубежей до сих пор остаётся малоизученным. Восстанавливать его приходится по мере рассекречивания архивных документов и опираясь на воспоминания участников строительства, которые не менее ценны, чем архивные данные. Это свидетельство подвига народа Чувашии, которое позволяет увидеть масштабность стройки и нечеловеческие условия глазами самих бойцов, для которых это была война в тылу, битва за жизнь. Здесь проходила линия обороны Линия обороны Одно из свидетельств — воспоминания Матрены Лукиничны Мастьяновой, уроженки деревни Аккозино Мариинско-Посадского района, которую отправили на рытьё окопов в 19-летнем возрасте.

Женщины в войну спасали тыл Женщины в войну спасали тыл, У судьбы пощады не просили, Сколько было мужества и сил Отдано спасению России. У каждого человека на земле есть бабушка. Тебе кажется, что это самый умный и мудрый человек в твоей жизни. Задавая любой вопрос, получишь исчерпывающий и интересный ответ. Для меня моя бабушка — это человек для гордости, восхищения; человек, на которого я хотел бы быть похожим. Ни в одном учебнике истории не найти упоминаний об оборонительных линиях тыла во время Великой Отечественной войны, Казанском оборонительном рубеже, о строительстве траншей и окопов по территории моей малой родины окрестностей Карабаши — Покровское — Шупки — Акшики — Байгулово — Сатышево — Кугеево , о трагических случаях в те жестокие февральские морозы 1941 года.

Понятно, что на фоне масштабных военных событий и исторических сражений этот факт тыловой работы — небольшой, казалось бы, эпизод. Однако эта страница недавнего прошлого хорошо знакома старшему поколению. Для моей бабушки Матрены Лукиничны Мастьяновой Казанский рубеж стал не просто оборонительной линией, а линией собственной жизни. С первых дней войны началась перестройка жизни страны на военный лад. Хотя ей, как и многим её сверстникам и сверстницам, не пришлось быть в годы войны на полях сражений, но они воевали в тылу: рыли окопы, пахали, сеяли, рубили лес… Лопата, кирка и лом стали для неё символом трудового подвига. Она родилась в далеком 1922 году в деревне Аккозино Мариинско-Посадского района, в семье колхозников, в которой было семеро детей, а бабушка была самой старшей.

Когда началась война, ей было всего 19 лет. В начале ноября 1941 года всех молодых девушек и бездетных женщин направляли на трудовой фронт, как на боевой, специальными повестками. В них было сказано, что необходимо явиться к сельской школе, взять с собой тёплые вещи и продукты с запасом.

Указом Президиума Верховного Совета от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий Правительства по освоению и выпуску новых типов военной техники и выполнение специальных заданий 10 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Завод также выпускал мотоциклы АМ-600 и запасные части к ним, изготавливал детали для взрывателя типа КТМ-1. В конце 1942 года завод приступил к проектированию по заданию Главного автобронетанкового управления Красной Армии специального мотоцикла тяжелого типа модели TM3-53.

Два образца были изготовлены и прошли испытания пробегом Тюмень-Москва уже в ноябре 1943 года. Впервые изготовленные в СССР мотоциклы TM3-53 были разработаны специально с учетом тактико-технических требований армии. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С. Богданова и П. Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес.

Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы. Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А.

Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов. Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. В начале 1943 года медицинская служба Наркомата Военно-Морского Флота получила от тюменцев первую тонну нового препарата — сернокислого бария.

На заводы Наркомата боеприпасов в Новосибирск было отправлено 170 килограммов йодистого калия, а в Наркомат химической промышленности сдано 15 тонн сулемы. Для ведения военных действий в условиях зимнего времени, часто в лесистой местности, армии необходимы были также сани, повозки для перевозки оружия и снарядов. Лыжи, лыжные палки, пароконные и одноконные повозки, телеги, сани, контейнеры и тару выпускали Деревообрабатывающий комбинат ДОК «Красный Октябрь» и Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности РСФСР, созданный в марте 1943 года. Начиная с 1941 года, из Тюмени на фронт постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой и вооружением, но и с обмундированием и обувью. Управление военного снабжения Красной Армии сделало швейникам и обувщикам заказы на изготовление полушубков, валенок и других теплых вещей. Тюменский овчинно-шубный завод имени С.

Кирова Главного управления кожевенной промышленности с 06. Производственную программу второго квартала 1943 года завод выполнил на 140,5 процента и дал на 253 тысячи рублей продукции сверх плана. К концу войны в производство было запущено изготовление военных и гражданских бекеш, полушубков, меховых рукавиц, около десятка изделий ширпотреба. За высокие показатели и выпуск продукции отличного качества портниха овчинно-шубного завода А. Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А. Беднягиной вручен орден «Знак Почета».

Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки. Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки. Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР». За героический труд во время войны М.

Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени. В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1. Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части. Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы. Лучший машинист депо Тюмень т.

Нетесин на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной от немецких захватчиков Сталинской железной дороги. Железнодорожники паровозного депо и узла станции Тюмень Свердловской железной дороги собрали инструмент, оборудование для восстановления различных участков железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны многие работники Тюменского отделения Свердловской железной дороги были награждены орденами и медалями. Так, в августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам, были награждены: орденом Ленина — машинист паровозного депо Тюмень С. Войтик, заместитель начальника Тюменской дистанции пути по политчасти Ф. Лебедков, старший машинист паровозного депо М.

Еременко, орденом «Знак Почета» — бригадир комплексной бригады депо Тюмень И.

За героизм и мужество, проявленные в боях и на полях сражений, Газеев Максим Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Жукова и юбилейными медалями. Демобилизовался он 1946 году, сначала работал в Магнитогорске на кирпичном заводе, затем трудился шофером на металлургическом комбинате.

В 1952 году перешел на работу в Карагайское лесничество Верхнеуральского лесхоза, где трудился более двадцати лет. После войны у моего прадеда родились три сына и три дочери. А те в свою очередь подарили дедушке шесть внуков и шесть внучек. Скончался Максим Алексеевич 13 марта 2007 года в возрасте 94 лет.

По воспоминаниям родных, прадедушка любил играть на гармони и петь песню «На сопках Маньчжурии». Это был очень добрый, открытый, душевный человек. Военные испытания закалили его характер. Любовь Алексеевна Газеева.

Такой же сильной женщиной была и его сестра — Любовь Алексеевна Газеева, 1923 года рождения. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. Она вспоминала о том, что в те годы хлеба родились богатые, сена было много. Все нужно было прибирать вовремя.

Поэтому жители поселка трудились даже ночью, спали по несколько часов в сутки. Любовь Алексеевна до войны выучилась на бухгалтера-учетчика. В 1942 году она получила броню, так как у нее был грудной ребенок.

Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ

В честь трудового подвига новосибирцев в годы Великой Отечественной войны в городе воздвигли памятный знак. Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу. Вклад жителей Удмуртии в победу в Великой Отечественной войне огромен.

Трудовой подвиг павлодарцев в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область представляла собой важнейшую часть Уральского экономического региона, ставшего арсеналом фронта, опорным краем всей державы. Трудовой подвиг женщин в тылу во время Великой Отечественной войны. Все достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил, проявляя исключительную стойкость и упорство в выполнении поставленных задач. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Помним подвиг трудовой

  • Их подвиг равен фронтовому | - новости Новосибирской области
  • 2. Трудовой подвиг советского народа
  • «Мы воевали»: как женщины спасали тыл
  • 2. Трудовой подвиг советского народа

2. Трудовой подвиг советского народа

Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов! Урал стал во время войны «опорным краем державы», основным арсеналом Красной Армии. Главная страница Статьи Трудовой фронт Великой Отечественной. С началом Великой Отечественной войны привычный ритм жизни города резко изменился.

Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны

В октябре 1943 года детсады Красноярска собрали и отправили в подарок красноармейцам Карельского фронта 30 тонн овощей. Так об этом рассказывали воспитатели: «Вот холодное, мрачное утро. Целыми стайками и в одиночку бегут дети в сад, что-то бережно сжимая в руке. Лица их оживлены улыбками.

В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. Тыл — это второй фронт. А держался он на самой слабой половине человечества.

Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. Женщина и мать — слова — синонимы. Многое пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны.

Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи!

На данный момент в архиве Книги трудовой славы представлено более 5800 материалов. Книга создается в двух форматах — печатном и электронном. Цифровой вариант станет расширенной интерактивной версией, которую можно будет постоянно пополнять. В настоящее время сайт «Книги трудовой славы Костромской области создан и запущен в тестовом режиме. Сегодня ресурс представили на официальной презентации. Губернатор Сергей Ситников поблагодарил всех участников создания Книги трудовой славы за сбор материалов, которые стали свидетельством трудового подвига костромичей.

Очень много различной информации за различные годы появлялось о трудовом подвиге костромичей, но, к сожалению, эта информация была во многом разрозненна. И создание единой Книги нужно было для того, чтобы не на отдельных фактах, исторических случаях, а в целом на деятельности и поведении людей того времени понять, что это было за время, насколько тяжело было людям достигать Победы в тылу.

Когда цех получил срочный заказ, начальник участка т. Музыченко собрал кузнецов и рассказал им о боевых действиях на фронте, о необходимости всеми силами помочь доблестным защитникам Москвы. Первой к молоту встала т. Работала она полторы смены и выполнила пять норм. Несмотря на то, что данную ей деталь она ковала впервые, качество поковок оказалось отличное. Мельникову сменила Горбунова.

За 14 часов она выполнила четыре дневные нормы. Много горя пришлось пережить в годы войны простой советской женщине Анне Катаевой. У неё во время налёта вражеской авиации на завод погиб муж. Потом она получила известия о гибели её двух любимых сыновей на фронте. Но горе не сломило замечательной советской патриотки. Получив извещение о гибели младшего сына, она пошла с этим документом на завод, попросила определить её на работу токаря и поставить обязательно за станок сына. Анна Катаева быстро освоила профессию токаря и каждый день стала вырабатывать две нормы: одну за себя, другую за сына. Отвагу и стойкость проявили в дни Великой Отечественной войны и женщины, пришедшие работать на транспорт.

Знатный машинист, Герой Социалистического Труда Елена Чухнюк с первых дней войны достойно несла боевую вахту. Елена Чухнюк подвозила к линии фронта эшелоны с войсками, транспорты с боевой техникой. Первое боевое крещение Чухнюк приняла в самом начале войны. Руководствуясь одним только желанием-доставить во что бы то ни стало груз к месту назначения, Елена Чухнюк умело вывела состав из-под обстрела. Вагоны во многих местах были пробиты пулями, осколки бомб сорвали обшивку, пробоины появились и на паровозе, но ценный груз был спасён. Не дрогнула Елена Чухнюк и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от линии Сталинградского фронта, был разбит прямым попаданием вражеских бомб тендер паровоза. В трудных условиях советская патриотка сумела уберечь паровоз от гибели. Умелым манёвром она освободила состав от горящих вагонов и приняла участие в ликвидации пожара.

Для выполнения важных государственных заданий паровоз Елены Чухнюк был переброшен на Северо-Печорскую дорогу. В 50-60-градусные морозы по недавно проложенной трассе стала водить поезда славная женщина-машинист. У коллектива Северо-Печорской дороги остался в памяти один из первых рейсов Елены Чухнюк. Тогда ещё никто из паровозников не преодолевал пути от Ижмы до Княж-Погоста быстрее, чем за три дня. Елена Чухнюк обязалась доставить тяжеловесный состав в более короткий срок, без дополнительного набора топлива. Своё обязательство она выполнила. Рейс был совершён ею за 11 часов. Эта победа женщины-машиниста сыграла большую роль в борьбе за скоростное продвижение поездов на Северо-Печорской дороге.

Так, как Елена Чухнюк, трудились многие советские женщины-работницы. Мужественно защищали они своё любимое социалистическое Отечество, великие завоевания Октябрьской революции, которая освободила их от гнёта капитала, подрезала корни социального неравенства и неравноправного положения с мужчиной так глубоко, как ни одна революция в мире. Советским женщинам впервые в истории человечества были созданы все условия для их культурного-и политического роста. Великая Отечественная война показала всему миру замечательный моральный облик советской женщины, её величественную простоту, пламенное сердце, неутомимость труженицы и матери, а в час смертельной опасности для Советского государства - гнев и силу мужественного воина. Великая Отечественная война выявила в советских женщинах готовность к самопожертвованию, геройство, какого не знала история, безграничную любовь к социалистической Отчизне, к великой Коммунистической партии. Сколько в нашей литературе и в истории нашей страны имён женщин, показавших высокие образцы морального духа! Но, разумеется, всё предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы сказал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом». Молодеж - вперед!

Высокое сознание своего долга и несокрушимую волю к победе проявили в годы Великой Отечественной войны и молодые рабочие. Война явилась суровой проверкой духовных и физических качеств советской рабочей молодёжи и её передового отряда - комсомола. Эту проверку комсомольцы и вся советская молодёжь выдержали с честью. Воспитанные Коммунистической партией и ленинско-сталинским комсомолом в духе ленинизма и беззаветного служения народу, молодые рабочие явились достойными преемниками славных боевых и трудовых традиций рабочего класса СССР. Как на фронте, так и в тылу рабочая молодёжь с полным сознанием своего долга перед Родиной отдавала все свои силы и уменье для того, чтобы приблизить час победы над коварным врагом. Лозунг Коммунистической партии «Всё для фронта, всё для победы над врагом!

«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день

Косыгин который фактически и руководил работой Совета и М. Совет разработал порядок эвакуации. Готовая продукция, неустановленное и иное оборудование, сырье, кабельные изделия и основные материалы подлежали эвакуации в первую очередь. Затем необходимо было вывезти технологическое оборудование, которое предстояло установить на действующих заводах, энергооборудование, станки и только потом вспомогательные материалы, транспортные средства и прочее имущество. Совет также разработал подробное положение об эвакуации рабочих, служащих и их семей. В положении были отражены даже такие детали: каждый работник при эвакуации имел право взять с собой 100 кг багажа и до 40 кг на каждого члена семьи. На время эвакуации за работниками предприятий полностью сохранялась зарплата и выплачивались подъемные.

С 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 года Совинформбюро находилось в Куйбышеве ныне — Самара. На предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли теперь могли устанавливаться обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. В директиве также говорилось: «При вынужденном отходе частей Красной армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно уничтожаться» [2]. Согласно ему полностью из Москвы переводилось 18 наркоматов и главков, а частично 23.

Возглавил ГКО И. Его заместителем стал В. Молотов, членами ГКО — К. Ворошилов, Г. Маленков и Л. За время своей работы ГКО принял 9971 постановление [3].

Это было вызвано необходимостью быстро решать оперативные вопросы, связанные с выполнением возложенных на народные комиссариаты задач, и, в первую очередь, с выполнением планов выпуска военной продукции. В своем выступлении он ответил на все главные вопросы, которые задавал себе каждый гражданин Советского Союза: Как так получилось, что мы заключили с Германией мирный договор, а она на нас напала? Почему Красная армия отступает? Что делать? Когда мы сможем изгнать врага? План содержал мероприятия по развитию всех отраслей военной экономики, а также эвакуации на Восток промышленных предприятий из прифронтовых районов и восстановления их на новом месте в кратчайший срок.

Надо отдать должное разработчикам документа — им удалось разработать такой план, который стал основой деятельности в условиях военного времени в начальный период войны. Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь. На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4]. Как видим, уже в первые дни и месяцы войны были приняты документы, охватывающие все сферы жизнедеятельности страны и ставшие фундаментом, на котором ковалась Победа. Эвакуация Надо отдать должное умению советского руководства в сжатые сроки мобилизовать все ресурсы страны для сопротивления агрессору. Основная трудность в перестройке экономики на военный лад состояла в том, что все мобилизационные мероприятия пришлось проводить в условиях уже начавшейся войны, вынужденного отступления Красной армии и потери огромной территории, насыщенной крупными промышленными предприятиями.

Эвакуации подлежали важнейшие промышленные и оборонные предприятия с территории Европейской части СССР. Конечно, они переводились не в чистое поле. Для предприятий в восточных регионах страны заранее были подготовлены площадки, создавались резервы мощности, обеспечивалось резервирование по потреблению электроэнергии и готовились помещения, как для размещения заводского оборудования, так и для эвакуированных работников и членов их семей. При этом учитывался опыт Первой мировой войны, в ходе которой пришлось эвакуировать предприятия Варшавского и Прибалтийского промышленных узлов. В течение июля — ноября 1941 года на Восток было эвакуировано 1523 промышленных предприятий. Вместе с эвакуированными заводами и фабриками на Восток прибыло более 10 млн.

Большинство эвакуированных предприятий были размещены в Омске, Новосибирске, Кирове, Нижнем Тагиле, Кемерово, Чебоксарах, Челябинске, Красноярске, Казане и другие промышленные центры страны. Огромная нагрузка легла на железнодорожный транспорт, который с началом войны был переведен на военный график работы. О значении, которое руководство страны придавало железнодорожному транспорту, свидетельствует и тот факт, что народным комиссаром путей сообщения стал заместитель наркома обороны СССР А. Всего же по железным дорогам за вторую половину 1941 года прошло около 1,5 млн. Для эвакуации одного только сталеплавильного завода «Запорожсталь» потребовалось 8 тысяч вагонов [7]. Как же железнодорожникам удалось перевезти такое количество груза и людей с учетом того, что паровозов в стране было всего около 26 тысяч, часть из которых попала под вражеские бомбежки или находилась в ремонте?

Во многом это стало возможным благодаря новым методам организации работы: были внедрены скоростное формирование и скоростное продвижение маршрутов, вождение большегрузных составов весом 600-800 тыс. Причем сделано это было в условиях, когда немцы захватили Донбасс, и страна потеряла основного поставщика угля. Интенсивность движения была такова, что бывали дни, когда поезда шли на расстояние 800-1000 м друг о друга.

Чтобы противостоять врагу, заводы Советского Союза должны были обеспечить фронт всем необходимым. Снижалась и производительность - рабочие уходили на фронт, на их место вставали женщины и дети.

Работники не выходили из заводских цехов по 12-16 часов, спали на фуфайках прямо у станков. Проводились соревнования на лучшую бригаду.

А лом мне дали толще моей руки и длиной выше меня. Я и сейчас удивляюсь, как это я его поднимала.

Работа адски тяжелая была. Выходили копать противотанковые рвы затемно перед рассветом и также затемно возвращались. Работали при сильнейшем ветре и жгучем морозе, а одеты были плохо. Питались только одним хлебом, нам его давали по 1 кг на человека.

К этим трудностям мы привыкли быстро, а вот к артобстрелам и бомбежкам мы никак не могли привыкнуть. При разрывах снарядов и бомб мы, женщины, даже не умели ложиться на землю как положено. Голову уткнешь в землю, а остальное открыто для осколков снарядов. Одну девушку так и убило осколком.

Мы ее прямо там и похоронили. А командиру взвода, Горячеву И. До сих пор от этих воспоминаний мурашки бегают по телу. Но как тяжело ни было, мы все вместе вложили свою долю труда в оборону столицы нашей Родины — Москвы от фашистских полчищ.

Москву отстояли! Дрезненские труженики в годы ВОВ жили и работали под девизом «Всё для фронта, всё для победы! Механическая мастерская переключилась на изготовление снарядов. Самоотверженно трудились на фабрике женщины и подростки.

Неиссякаемому патриотизму, трудовому энтузиазму не было предела. Работали по 12 часов и более без выходных и отпусков. После работы часто трудились на заготовке торфа и корчевании пней. Родилось замечательное движение многостаночников, во главе которого встала ткачиха Мария Волкова.

Ткачи Е. Нажесткина, М. Сизова, Е. Кукушкина, Е.

Янина увеличили зону обслуживания с 6 станков до 12. Голубева освоила обслуживание 16 станков. В прядении с 6 на 8 сторонок перешли работать Е. Майорова, В.

Родина, М. Чугайкина, Е. Петрова и др. Труженики фабрики своими силами организовали подсобное хозяйство.

Большую помощь оказывали подшивному совхозу «Покровский» на станции Покров. В тяжёлые годы войны работали: А. Хапова, Е. Буйлова, А.

Захарова- помощники мастера трепального цеха, трепальщики А. Ремезов, В. Белых, бригада ремонтировщиков под руководством мастера Ларионова, слесарь Кузнецов и др. На фабрике в разные годы работали: бывший главный инженер Дрезненской фабрики, позже министр мелкой промышленности СССР Н.

Тарасов, Бывший директор фабрики, затем заместитель Министра текстильной промышленности Е. Алексеев, бывший главный инженер М.

Они внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство необходимой фронту продукции. И в 2020 году мы с воодушевлением откликнулись на инициативу присвоить Новосибирску статус "Города трудовой доблести и славы". С радостью и гордостью встретили это решение.

Наш город заслужил такое признание. Анастасия Смирнова, труженица тыла: - В 1941 году меня, шестнадцатилетнюю, от школы фабрично-заводского обучения направили в Новосибирск. Сама я из Саратовской области, другие ребята и девушки приехали со всей страны - из Ярославля, Калининграда, Ростова, Воронежа. В одном бараке нас ютилось 78 человек. Я работала на авиационном заводе электромонтажницей - нужно было протягивать электропроводку в крыльях самолетов.

Трудились сверхурочно - сколько машин подали на участок, столько и надо было оборудовать. Бывало и по восемь-десять самолетов в день. Каждую неделю мы отправляли эшелоны на фронт.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий