Новости что такое дезинтеграция

Подорвать авторитет государства, подтачивать те связи, которыми оно стягивает страну и народ — вот первое измерение дезинтеграции. Распадение, расчленение целого на составные части [противоположное интеграция].

Форма поиска

  • Что такое интеграция и дезинтеграция: понятие и преимущества
  • Значение дезинтеграции в современном обществе
  • Поделиться
  • Что такое дезинтеграция
  • Путин рассказал о планах противников добиться дезинтеграции России - Ведомости

что такое дезинтеграция определение

Лукашенко: НАТО стремится к дезинтеграции постсоветского пространства Дезинтеграция является одним из ключевых процессов в природе и науке.
Дезинтеграция — Википедия. Что такое Дезинтеграция это понятия, которые относятся к процессу объединения и разделения элементов, систем или групп.
Дезинтеграция это... Что такое Дезинтеграция? это две противоположные концепции, которые отражают процессы объединения и разобщения различных элементов в разных областях.
Что значит дезинтеграция? В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей.

Разговоры о переговорах: чем грозит России заморозка украинского конфликта?

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ в Словаре экономических терминов: распад, разделение на части целостной структуры, ослабление, нарушение связей в единой. Рассмотрим основные причины наметившихся в последние годы процессов дезинтеграции в странах ЕС. При дезинтеграции системы может произойти десентрализация власти или принятия решений, что может привести к разрозненности и непоследовательности.

Социальная дезинтеграция

РСМД :: Процесс дезинтеграции Запада — приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего-либо, и integer — целый) — распад, разложение, расчленение чего-либо целого на составные части.
Дезинтеграция что это такое простыми словами Также, дезинтеграция может быть использована для рециклинга материалов — при помощи дезинтеграции можно разрушить старые изделия на мелкие фрагменты, которые затем могут быть использованы для производства новых изделий.
Интеграция и дезинтеграция: понятие и примеры Колоссальным фактором дезинтеграции рабочей силы в нашей стране становится большое число конфликтов при.

Что такое дезинтеграция

это два противоположных процесса, которые могут происходить в различных сферах жизни: политике, экономике, социальной сфере и. Дезинтеграция – физический процесс, который происходит, когда объект или система распадается на части или вещества, становящиеся отдельными и. распад, разделение на части целостной структуры, ослабление, нарушение связей в единой системе. Второй сценарий — функциональная дезинтеграция высокой степени интенсивности, сопровождаемая физическим выходом отдельных государств из зоны евро или Евросоюза в целом. При дезинтеграции системы может произойти десентрализация власти или принятия решений, что может привести к разрозненности и непоследовательности. Преемственность поколений как аспект интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современно.

Дезинтеграция: что это?

Что значит дезинтеграция в переработке отходов Одно из перспективных направлений - применение дезинтеграторов для переработки и утилизации различных отходов: пластиковых, резиновых, отработанных масел и нефтешламов. Под действием ударных волн происходит измельчение отходов для дальнейшей переработки или превращение в топливо. Военное использование В военном деле применение нашли мощные дезинтеграторы - электромагнитные пушки, испускающие пучки заряженных частиц. Под их воздействием происходит нагрев и испарение любых материалов, что позволяет разрушать броню и другие защитные сооружения. Таким образом, дезинтеграция в практическом смысле - это мощный инструмент воздействия, позволяющий целенаправленно разрушать объекты и вещества. Биологическая дезинтеграция В биологии термин "дезинтеграция" используется для обозначения распада клеток и тканей живых организмов. Этот процесс может происходить как после смерти, так и на разных стадиях жизненного цикла. Например, при метаморфозе насекомых наблюдается дезинтеграция личиночных тканей с последующим формированием структур взрослой особи. Распад не нужных более клеток и тканей позволяет эффективно перераспределять питательные вещества в организме. Добавить комментарий.

Значимые позиции ЕС занимает и в мировых внешнеторговых операциях — экспорта и импорта товаров и услуг [6—8]. Заложенные за время становления противоречия в европейскую интеграцию, обострившаяся геополитическая ситуация в последние годы, внутриполитические процессы в странах ЕС обусловили появление дезинтеграционных процессов, которые окажут влияние и на российскую экономику и политическую конъюнктуру. В данном случае речь может идти либо о так называемой конфликтной модели экономической дезинтеграции, которая строится на инициативе в политической системе, экономика вынуждена лишь подстраиваться под происходящий дезинтеграционный процесс. Либо о стагнирующей экономической дезинтеграции, вызванной рядом причин: отсутствием реальных экономических предпосылок для объединения, навязыванием интеграции более сильными партнерами более слабым, что приводит к попыткам последних воспользоваться своим положением аутсайдеров и рядом других. Рассмотрим основные причины наметившихся в последние годы процессов дезинтеграции в странах ЕС.

Дезинтеграционные процессы в странах ЕС обострились ещё в период мирового экономического кризиса 2008—2009 гг. Однако эти идеи остались лишь идеями и не были реализованы на практике. Намного более значительным, в определенной степени символичным с точки зрения возможного дальнейшего развития событий и масштабным по своим последствиям станет так называемый «Brexit» выход Великобритании из ЕС — после проведения референдума в июне 2016 г. В соответствии с принятыми Правительством страны решениями, формальный юридический выход Великобритании из ЕС состоится в марте 2019 г. Выбор британского народа по итогам референдума эксперты называют не иначе как «политическим землетрясением глобального масштаба» [11], «политической драмой» [12].

Экономическое пространство отдельного государства перестало совпадать с политическим пространством интеграционного образования, членом которого оно являлось. Более того, как показывает практика, высокий дефицит бюджета Великобритании сыграл не последнюю роль в голосовании британцев за выход страны из ЕС: на протяжении ряда лет происходит отток ресурсов из бюджета этой страны в менее развитые государства — члены ЕС. После выхода из ЕС Британия сможет направить все свои экономические ресурсы на нужды именно британцев. Процесс выхода Великобритании из ЕС усиливает дезинтеграционные процессы в регионе — вновь поднимается вопрос независимости Шотландии, остаётся неясным будущее Северной Ирландии. Причем кризис политической власти на национальном уровне открыл путь борьбе за власть на местном уровне даже в развитых странах, причем процесс этот может быть достаточно затяжным в многонациональных государствах.

Примером являются Турция и Ирак курдский вопрос , Франция проблема Корсики , Испания проблема отделения басков и ряд других регионов мира. Так называемые «евроскептики», имеющие политический вес в крупнейших странах Европы Франции, Германии, Италии , инициируют необходимость обсуждения целесообразности дальнейшего нахождения стран в ЕС, а «Brexit» рассматривается как важный политический прецедент [13, 14]. На наш взгляд, британский политический прецедент по выходу из ЕС не станет причиной «эффекта домино» в отношении европейской интеграции, а внутриполитические движения являются не более чем ответом на социальные запросы отдельных слоев общества. В этом смысле мы солидаризируемся с позицией А. Громыко, который отмечает, что «в целом, после всплеска центробежных процессов в виде «брекзита», может произойти определённая консолидация внутри ЕС, влекомого чувством самосохранения и осознанием острой необходимости предотвратить дальнейшее ослабление организации» [12].

Усиление дезинтеграционных процессов в европейском регионе связано с причинами различного характера. Ввиду многочисленности таких причин их целесообразно разделить на несколько групп. Прежде всего, выделяется группа общесистемных недостатков политико-институционального устройства Европейского союза. К таким недостаткам эксперты ещё за несколько лет до проведения референдума в Великобритании справедливо относили: — отсутствие единой долгосрочной цели и видения будущего основными участниками региональной интеграции; — недостаточная эффективность текущего управления, в том числе на уровне национальных правительств; — восприятие Брюсселя как далекой от народа бюрократии и неспособность обеспечить необходимый уровень легитимности системы управления; — рост недовольства в адрес органов управления ЕС со стороны части общества, считающей себя проигравшей от региональной интеграции и глобализации; — необоснованное расширение состава участников ЕС, в который вошло слишком много стран, различающихся по основным политическим и экономическим характеристикам; — развитие системы управления региональной интеграцией в пользу межправительственного взаимодействия при усиливающемся доминировании крупных стран и особенно Германии [15]. Указанные общесистемные дефекты во многом спровоцировали появление внутриполитических движений в Великобритании, инициировавших проведение референдума по выходу из ЕС.

Как отмечает Л. Воробьева, характеризуя внутриполитические аспекты кампании по выходу Великобритании из ЕС: «референдум о членстве в ЕС, назначенный британским премьером Д. Камероном на 23 июня 2016 г.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.

Разложенные на составляющие элементы могут быть распределены или использованы для формирования новых систем или объектов.

Процесс дезинтеграции может иметь как отрицательные, так и положительные последствия. Он может приводить к утрате стабильности, разрушению установившихся порядков и отрицательно влиять на жизнедеятельность организмов или функционирование систем. Однако, дезинтеграция также может создавать возможности для обновления и переформирования, стимулировать к изменениям и направлять процессы эволюции. Значение дезинтеграции в современном обществе Дезинтеграция — это процесс разложения и распада того, что было единым и стабильным. В современном обществе дезинтеграция играет значительную роль и проявляется в различных сферах жизни. В первую очередь, дезинтеграция может быть наблюдаема в социальной сфере.

Она связана с процессами индивидуализации, постепенной потерей предыдущих общественных ценностей и стандартов. Люди все больше стремятся к самовыражению и самореализации, что приводит к рассеиванию их общественной солидарности и единства. Дезинтеграция также может быть применима к политической сфере. В условиях глобализации и распада старых политических систем возникает множество новых идей, политических движений, партий и организаций. В результате происходит разделение на различные политические силы, что приводит к дезинтеграции политических структур и институтов. В экономике также присутствуют процессы дезинтеграции.

Разговоры о переговорах: чем грозит России заморозка украинского конфликта?

Словарь может использоваться как самостоятельно, в качестве справочника, так как дополнительный материал к первой части пособия. Пособие адресовано в первую очередь студентам вузов, изучающим концепцию современного естествознания, но будет интересно широкому кругу читателей. Словарь социолингвистических терминов См. Языковая дезинтеграция О словаре Словарь социолингвистических терминов — первая в России и в мире попытка систематизировать терминологию социальной лингвистики. В словаре содержится около девятисот терминов, отражающих опыт отечественной и иностранной социальной лингвистики, кроме того, он дополнен кратко библиографией научных трудов по дисциплине, которые помогут читателю словаря узнать о социолингвистике более подробно. Словарь будет полезен филологам, лингвистам, социологам и специалистам в других гуманитарных науках, а также студентам и преподавателям языковых факультетов и всем тем, кому интересны развитие языка в контексте современного общества. Словарь антонимов русского языка.

По возможности модерация сообщества даст свой ответ. Наказывается баном - Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей. Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества.

Social disintegration. Процесс распада внутренней структуры социальной группы или социальной системы в целом. Согласно Г. Спенсеру Herbert Spencer — процесс обратного движения от высшего типа развития к низшему, от сложного к простому.

С физиологической точки зрения под Т. В древности учение о Т.

Разговоры о переговорах: чем грозит России заморозка украинского конфликта?

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ это от микро до макро.
Что такое дезинтеграция — Студопедия это распад, растворение, разделение целого на части.
Дезинтеграция — Википедия Значение слова «Дезинтеграция» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Понятие дезинтеграции в теории международных отношений

Уничтожение — это процесс, при котором объект либо полностью разрушается (дезинтеграция), либо исчезает (аннигиляция). Значение слова «Дезинтеграция» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни. Дезинтеграция – ослабление или разрыв связей между элементами системы, предпосылка ее будущего распада.

Путин заявил, что Запад веками хотел "почикать, раздробить" Россию

Что такое дезинтеграция? Дезинтеграция может происходить естественным путем, под действием различных факторов, таких как временной разлом, физические силы или химические реакции. При дезинтеграции системы может произойти десентрализация власти или принятия решений, что может привести к разрозненности и непоследовательности. В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. процесс разрушения, раздора и разрыва внутренней структуры или социального порядка, который может возникнуть из-за различных причин и. распад, разделение на части целостной структуры, ослабление, нарушение связей в единой системе. Необходимо особо отметить, что один из главных импульсов к дезинтеграции — противоречивая экономическая политика.

Что значит дезинтеграция?

Ну, вот, сейчас пусть Мойдодыра убирают, там, пусть про Кадырова молчат. Вот, он сказал это и все промолчали. Вот, что будет, если ничего не трогать? Поскольку я уже сказал в первой части нашей беседы, что российский гражданин противостоит этническим преступным корпорациям один на один без поддержки государства, то это ведет к дальнейшей дискредитации государства и отсутствию доверия и, скорее всего, подтолкнет население к самоорганизации и, скорее всего, на националистической основе. Потому что вот это ощущение, что российские люди не защищены, русский человек не защищен даже вот так скажем , оно даст зеленый свет мощному националистическому движению, которое вступит, естественно, в конфликт с этим. Но для Путина главный риск будет не от либерально-демократической оппозиции, а от мощнейшего такого националистического ядра, которое с лозунгом «Хватит кормить Кавказ, хватит кормить всех», оно сметет. Но, естественно, это приблизит страну к той или иной форме гражданской войны. Ну, мы с вами говорили про угрозы, которые исходят из регионов, с Северного Кавказа, в частности. Есть еще внешняя миграция. Вот, люди, которые въезжают к нам без виз из стран СНГ.

Вот, сегодня Вероника Скворцова, глава Минздрава, представитель кабинета министров высказалась за введение виз для мигрантов. Эта тема обсуждается в последнее время, обсуждается активно. Федеральная миграционная служба против введения виз. Как я понимаю, есть дискуссия, есть тема для дискуссии. Вы здесь на чьей стороне? Тоже обращаю внимание, у нас на прошлой неделе может, на позапрошлой была тоже большая статья Кирилла Великанова, которая называлась «Самоликвидация России». Она посвящена теме миграции. Мы сейчас много внимания уделяем этой теме. Просто отсылаю читателей посмотреть.

Суть в следующем. Вот эти мигранты, которые приезжают из Средней Азии, они являются средой, в которой очень мощно и стремительно распространяется радикальный ваххабизм. Это уже исследования показывают. То есть это среда. Если у тебя 100, 200, 300, 400 тысяч мигрантов из Средней Азии, которые не устроены, у них нет четкого мировоззрения, вот, они являются питательной средой для вот этих экстремистских идеологий, которые... Еще раз говорю, мы от религиозного экстремизма переходим к политическому экстремизму исламского толка. Вот это надо различие четко понимать. Так вот. На какие работы эти люди идут вот эта дешевая рабочая сила?

Почему они слоняются? Как они загружены? Нужно ли столько людей с лопатой, 10 человек по 10 копеек, а зарплату, которую им официально начисляют, забирают в ЖЭКах, ДЕЗах и прочих организациях. Они ходят там 10 человек, красят 10 метров штакетника какого-нибудь. То есть если их и задействуют, то когда ты смотришь, как они задействуются, это просто не понимаешь, зачем тебе это нужно. У нас там 3 года назад под окнами ходили десятки вот этих гастарбайтеров и мели что-то, скребли. Сейчас одна маленькая техника и один человек, который в эту технику забрасывает, 2 человека вместо 22-х, которых просто в течение многих лет я видел. То есть, скорее всего, надо посмотреть, насколько оправдан ввоз низкоквалифицированной рабочей силы, которая бежит, собственно, из Средней Азии, потому что их выталкивает безработица. Сельское хозяйство их не потребляет, городская экономика их не потребляет, они идут сюда и здесь постепенно начинают свои уклады жизни организовывать.

Поэтому не получается у нас интеграция того типа, которая на бумаге задумывалась. Конечно, введение всех этих ограничений — это не сильно согласуется ни с Единым таможенным пространством... Граница с Казахстаном плохо охраняется, поэтому из Средней Азии перебраться в Казахстан, а из Казахстана без всяких проблем перебраться сюда — это такой, нормальный путь. Поэтому, скорее всего, требуется пересмотреть с точки зрения экономической модели, выгодно ли для России поддерживать эксплуатацию дешевой рабочей силы, якобы, в интересах снижения издержек для российских производителей? Либо мы должны удорожить рабочую силу, да? Если ее дефицит, ее стоимость будет расти, но на этой основе привести к тому, что у нас повысится роль автоматизации, механизации и так далее. Это же вопрос визы и контроля. У нас же, вот, чего вы ни введете, если потом никто не контролирует, оно ничего не работает. Поэтому визы, конечно, это уже какой-то барьер.

Это не окончательный барьер. Но виза — посольство уже хотя бы понимает. Там же будет набор документов. Что такое виза, да? Это у тебя должно быть приглашение, кто-то на официальной бумаге должен написать, что он гарантирует вам рабочее место. То есть это путь к более цивилизованной форме использования этой рабочей силы с какими-то социальными гарантиями. А сейчас приезжают эти люди по каким-то левым бумагам, потом они тут же исчезают и потом на Ярославском шоссе вы видите эти толпы народа, которые говорят, что готовы выполнять любой труд. Если они не имеют этой занятости, они начинают сбиваться в шайки и грабить прохожих как минимум. Вот здесь Дмитрий спрашивает вас по поводу воскресного интервью Дмитрия Медведева в программе «Центральное телевидение»: «Какой сигнал, на ваш взгляд, посылал Медведев в своем интервью?

Это интервью лидера или аутсайдера? Вы знаете, мое ощущение, что интервью или какая-то информация вокруг Медведева в последние месяцы носит осмысленный такой пиаровский характер, который призван минимизировать имиджевые потери премьера. Вот, когда несколько недель назад появилось сообщение, что Дмитрий Анатольевич обижается, когда его зовут Димоном или ему неприятно, то мы сразу, вот... Вот тогда сразу стало ясно, что это хорошая пиар-акция. Его до этого дразнили Айфончиком, еще кем-то. И вдруг после этого все забыли эти слова — он стал Димоном. Назвать кого-то Димоном нет агрессии, нету даже пренебрежения. Это какой-то свой парень. Славик и Димон из «Нашей Раши», неудачные потребители, я не знаю там, порнокассет или в аптеку они куда-то заходили все время.

Если говорить об этом интервью, то количество слухов в последние месяцы, что скоро будет отставка правительства, ну, превысили разумные слухи.

Этап постсоветской дезинтеграции 2000—2010 гг. Именно на этом этапе началось формирование объективного интеграционного тренда, основанного не на стремлении «сохранить то, что осталось от СССР», а скорее на осознании важности включения стран постсоветского пространства в мировые интеграционные процессы, следовательно, можно говорить о стремлении к преодолению дезинтеграцион-ного тренда. В этот период создаются структуры например, Евразийское экономическое сообщество на базе Таможенного союза , которые оказываются жизнеспособными и перспективными. В то же время дезинтеграционный тренд продолжает свое развитие, но теперь больше под влиянием внешних факторов: наблюдается «переориентация региональных... Этап евразийской дезинтеграции 2010 г. Этот этап ознаменовался завершением процесса поиска эффективной модели интеграции стран региона: летом 2010 года было принято решение о создании ЕАЭС. Мировой финансовый кризис 2008—2009 годов во многом поспособствовал активизации интеграционных процессов на постсоветском евразийском пространстве на данном этапе и подтолкнул к созданию эффективной экономической интеграционной структуры, основанной уже не на фундаменте общего советского прошло- го, а на базе иных концептуальных подходов, нацеленных на объединение в единое целое современного евразийского пространства, создание эффективных механизмов совместного решения региональных и глобальных проблем, а также поиск новых форм межрегионального сотрудничества в условиях глобальной регионализации мировой системы.

Однако дезинте-грационный фактор по-прежнему актуален для исследуемого пространства и, на наш взгляд, находит свое проявление в существующей дифференциации государств — членов созданного в 2015 году ЕАЭС наряду с экономическими и геополитическими гигантами Россией и Казахстаном в состав ЕАЭС входят экономически уступающие им Армения и Киргизия , сохраняется сильнейшее влияние внешнего фактора результатом чего стал Украинский кризис 2014 г. Постсоветская дезинтеграция: внутрирегиональный раскол Рассмотрим процессы дезинтеграции на уровне региона постсоветского пространства. Для этого обратимся к результатам экспертного опроса по теме «Восприятие интеграционных процессов на постсоветском пространстве экспертами и лидерами общественного мнения», проведенного в 2005 году некоммерческим фондом «Наследие Евразии» среди политиков, законодателей, менеджеров крупных и средних компаний, политологов, экономистов и обозревателей СМИ в Белоруссии, Казахстане, на Украине и в России. К сожалению, отмеченные в 2005 году факторы не потеряли своей актуальности и во многом характерны для современного этапа развития постсоветского евразийского пространства. По-прежнему процессы интеграции в регионе направляются больше «сверху», а не формируются объективно «снизу», что способствует сохранению дуализма интеграционно-дезин-теграционных процессов в регионе на разных уровнях: культурно-исторических связей народов СССР, отношений между бывшими советскими республиками, международных региональных организаций. Они жили в рамках единого государства, и всегда традиционно Советский Союз назывался Россией, Советской Россией, но это и была большая Россия. Потом неожиданно состоялся развал Советского Союза, за ночь, по сути, и оказалось, что в бывших республиках Советского Союза проживают люди, русские люди, в количестве 25 млн человек. Они жили в единой стране — вдруг оказались за границей» [15].

Данная проблема коснулась, безусловно, не только русских, но и представителей других народов, проживавших в едином Советском государстве, последствия раскола которого до сих пор болезненно отражаются на социально-политическом климате в бывших советских республиках. Дезинтеграция на уровне отношений между бывшими советскими республиками. Сам факт распада СССР в 1991 году заложил центробежные основы развития постсоветского пространства на ближайшие десятилетия. Прежде всего это проявилось в образовании 15 новых суверенных государств. Некоторые из них сразу кардинально дистанцировались от общего советского прошлого, взяв курс на европейскую интеграцию. Эта группа стран традиционно даже не включается экспертами в систему постсоветских государств по объективным причинам: «это единственные постсоветские государства, не участвовавшие в международных соглашениях по разделу бывшей государственной собственности Советского Союза, а также о погашении долговых обязательств СССР» [16, с. В результате обозначилась первая линия раскола на территории бывшего СССР — страны Балтии и страны постсоветского пространства. В дальнейшем, с образованием СНГ и до 2009 г.

Далее постепенно тенденция выхода из системы постсоветского пространства наметилась в странах, где прошли так называемые «цветные революции» в Грузии «революция роз» в 2003 г. Однако, к сожалению, такие кардинальные изменения интеграционных приоритетов ни в одной из указанных стран не привели к положительным результатам, а наоборот — в случае Грузии и Украины — ввели страны в состояние внутриполитического кризиса и гражданских войн. Киргизия же в итоге предпочла евразийский интеграционный вектор развития. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что распад постсоветского пространства на группировки, тяготеющие к ЕС или России, по большому счету имел политическую, а не экономическую мотивацию, и часто этот «выбор» зависел от внешних факторов. Политика однозначного «выбора» в пользу тех или иных региональных блоков привела к серьезным экономическим проблемам, так как существовавшее долгое время единое экономическое пространство оказалось разорванным без учета торговых, транспортных и других кооперационных связей. На данном этапе можно констатировать, что произошедшие в 1990-е и 2000-е годы «разрывы» единого пространства постсоветских государств привели к необратимым последствиям и способствовали постепенному формированию новых локальных пространств. Поэтому термин «постсоветское пространство» в отношении государств региона в новых геополитических и геоэкономических условиях потерял свою актуальность и вызывает раздражение у правящих элит и населения государств региона. Еще один важный аспект, присущий этому уровню, связан с появлением на постсоветском пространстве такого феномена, как непризнанные государства [18].

Как уже отмечалось, дезинтеграция СССР спровоцировала ряд локальных конфликтов, которые привели к появлению на территории бывших союзных республик государственных образований, не признанных или частично признанных мировым сообществом Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика и др. Исследователи чаще называют их непризнанными государствами [19]. Данная проблема имеет тесную связь с дезин-теграционными тенденциями на уровне культурно-исторических связей народов СССР. На смену утраченной гражданской идентичности на пространстве бывшего СССР пришла базовая этническая идентичность, или идентичность, связанная с территориальным аспектом. Сегодня непризнанные государства являются частью политического бытия на постсоветском евразийском пространстве. То, что их словно не существует для мирового сообщества, не мешает этим государствам в той или иной мере быть участниками «большой игры» на территории бывшего Советского Союза. Несмотря на то что Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье как суверенные государства не получили широкого международного признания, они взаимно признали друг друга. Данная группа непризнанных государств достаточно активно взаимодействует между собой в различных сферах общественной и политической реальности.

Например, еще в июне 2006 года лидеры Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья подписали Декларацию о создании Сообщества «За демократию и права народов», тем самым продемонстрировав устойчивость и твердость устремлений по обретению и признанию собственной государственности. Как было объявлено, целью этого союза является завершение политико-правового оформления распада СССР через признание правосубъектности Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия. По отношению к данной международной организации стали использоваться такие названия, как Содружество непризнанных государств или СНГ-2. Стало очевидно, что интеграция может принимать иногда весьма неординарные и причудливые формы, так как потребность в ней весьма велика, что, собственно говоря, свидетельствует о расширении адаптационного потенциала в рамках борьбы за выживание. Непризнанные государства также заявили о создании совместных миротворческих сил и о намерении поддерживать друг друга в случае вооруженной агрессии. Что касается дезинтеграции на уровне международных региональных организаций, то и здесь дезинтеграционные тенденции начали проявляться с самого начала формирования постсоветского евразийского пространства. Примерно с середины 1990-х годов «раскол в интеграционных устремлениях оформился организационно» [1, с. Следует отметить, что интеграционные устремления в первое десятилетие существования постсоветского пространства были полностью сосредоточены вокруг Российской Федерации как крупнейшего государства региона и во многом лидера происходящих на пространстве политических и экономических процессов.

Однако постепенно к концу первого этапа конец 1990-х гг. Данная структура, имеющая явный антироссийский характер, стала очередным выражением прозападных устремлений входящих в нее государств. Однако на данном этапе деятельность этой структуры практически не востребована. Другим примером интеграции без России стало создание в 2002 году организации Центрально-Азиатского сотрудничества ЦАС , в состав которой вошли четыре постсоветских государства: Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Евразийская дезинтеграция: глобальное измерение Отметим, что распространенное в современной научной литературе понятие «постсоветское пространство», на наш взгляд, само по себе содержит «дезинтеграционное начало». Уже более 20 лет не существует СССР, однако терминологически научное сообщество постоянно к нему возвращается, употребляя для определения современного общества такие понятия, как «постсоветское», «постсоциалистическое», «постимперское», «постколониальное», «бывшие советские республики» и пр. В результате современность не получает своего понятийного образа, прячась за приставкой пост-. Важно понять, что пространство региона, образовавшегося после распада СССР, уже не укладывается в исторические рамки советского прошлого и приобретает под воздействием современных глобальных процессов новые пространственно-временные координаты.

В этой связи логично определять исследуемое пространство в соответствии с новыми геополитическими и геоэкономическими реалиями, а следовательно, на наш взгляд, наиболее адекватным представляется использование понятия «евразийское пространство». Данный термин призван подчеркнуть новое содержание происходящих на данном этапе интеграционных процессов в частности, создание ЕАЭС и окончательно определить современное состояние данного пространства через соответствующие ему термины. Важно подчеркнуть, что данный термин в наибольшей степени позволяет охарак- теризовать новые пространственные очертания евразийского интеграционного поля, которое включает в себя и постсоветское пространство, и новые сегменты за его пределами. Итак, если говорить о пространстве евразийском, то на протяжении всей своей истории территория Евразии была ареной столкновения интересов ведущих игроков мировой истории и политики. Не является исключением и современный этап развития евразийского пространства, где разразилась настоящая геополитическая битва между ведущими мировыми державами кроме России интерес активно проявляют Китай, страны Евросоюза, США, Турция и др. На данном этапе фактором развития дезинтеграционных процессов в регионе Большой Евразии является политический кризис в отношениях крупнейшей евразийской державы — Российской Федерации со странами Запада и их союзниками, поэтому представляется уместным уделить внимание роли стран Евросоюза и, с учетом последних событий, Турции в процессах, происходящих на геополитическом пространстве современной Евразии. Для Европейского союза восточный вектор внешней политики всегда был одним из ведущих и приоритетных [20]. В процессе установления и развития отношений ЕС со странами Восточной Европы, постсоветского пространства и Россией была выработана система двусторонних соглашений — так называемых Соглашений о партнерстве и сотрудничестве.

Оценивая эту политику, можно отметить, что практически все инициативы и соответствующие документы ЕС, касающиеся постсоветского пространства, имели исключительно декларативный характер и предусматривали «адаптацию восточных соседей Союза» к системе европейских ценностей и приоритетов [21]. Однако начиная с 2000-х годов отношения ЕС со странами постсоветского пространства стали всё заметнее определяться российско-европейскими отношениями. Наибольший интерес к экономическому сотрудничеству и возможной интеграции между Европейским союзом и Российской Феде- рацией пришелся на 2003—2004 годы, однако затем тема перешла в разряд периферийных. Важным событием в развитии российско-европейских отношений и эволюции политики ЕС в отношении других стран постсоветского пространства стало крупнейшее расширение Евросоюза в 2004 году, когда в единой Европе оказались страны Восточной Европы и Прибалтики, начавшие активно продвигать антироссийские настроения в Союзе. Границы Евросоюза достигли бывших советских республик. Россия, выйдя из кризисного состояния 1990-х годов, стала более активно отстаивать свои позиции как в регионе, так и на международной арене [22]. С этого момента начинается постепенное похолодание в отношениях между Россией и ЕС, а в отношениях ЕС со странами постсоветского пространства преобладающей тенденцией становятся установление двусторонних отношений и реализация реформистских и интеграционных программ в рамках этих отношений. На наш взгляд, именно в эти годы было положено начало дезинтеграционному тренду по линии Евросоюз — постсоветское евразийское пространство.

Россия пыталась сохранить свое влияние в регионе, развивая различные интеграционные инициативы и проекты. Отношения Евросоюза и России постепенно входили в кризисную фазу.

Существуют различные формы дезинтеграционных процессов. Рассмотрим основные из них. Политическая дезинтеграция Политическая дезинтеграция это распад государства или империи на несколько независимых частей. Происходит ослабление политических, правовых, административных связей между центром и регионами. Происходит сворачивание торгового и инвестиционного сотрудничества, разрыв производственных цепочек. В результате этого снижается взаимозависимость национальных экономик, усиливается их обособленность.

Яркий пример - мировой экономический кризис 1929-1933 годов, который привел к дезинтеграции международной финансовой системы. Культурная дезинтеграция Это процесс размывания общих для населения культурных ценностей, традиций, норм поведения. Происходит эрозия национальной идентичности, рост внутренних культурных различий в обществе. Ярким примером культурной дезинтеграции может служить современная Украина с ее резкими цивилизационными разломами между западом и востоком страны.

В 1985-м, 1986-м и даже в 1989 гг. Еще в 1990 г. В ближайшей перспективе полный крах казался менее всего вероятным.

Сенсационные сценарии способны на время увлечь читателя, но в реальном мире нет недостатка в различных стабилизаторах и сдерживающих факторах. Многие страны проходят через кризисы, включая серьезные и весьма опасные, однако они крайне редко совершают самоубийство. Но как много может измениться за одно десятилетие! То, что считалось немыслимым в 1985-м, в 1995-м провозглашалось уже неизбежным. Простую игру воображения чуть позже представили как историческую необходимость. И именно этот неожиданный поворот судьбы, прыжок от «немыслимого» к «неизбежному» делает распад Советского Союза отправной точкой отсчета в нынешних дискуссиях о возможных сценариях развития кризиса в Европе и выборе, который стоит перед европейскими лидерами. В конце концов, проблемы Евросоюза убедительно продемонстрировали, что риск его дезинтеграции — нечто большее, чем риторический прием или страшилка, с помощью которой политики пытаются навязать недовольным избирателям жесткие меры экономии.

Неразбериха царит не только в экономике, но и в политической жизни. Европа оказалась между Сциллой невразумительной политики национальных правительств и дефицита демократии и Харибдой усугубляющегося взаимного недоверия между рынками. Финансовый кризис резко сократил ожидаемую продолжительность жизни отдельных правительств и кабинетов независимо от их политических цветов и расширил пространство для возникновения популистских и протестных движений. Это настроение отражают недавние опросы. Например, согласно обзору под общим названием «Будущее Европы», профинансированному Европейской комиссией и опубликованному в апреле 2012 г. Короче говоря, Европейского союза, каким мы его знаем, больше нет. Фундамент, на котором он создавался, подвержен эрозии.

Общая память о Второй мировой войне размывается: половина подростков в возрасте 15—16 лет в немецких школах не знают, что Гитлер был диктатором, а треть считают, что он защищал права человека. Обвал СССР выхолостил смысл геополитического существования европейского единства. Демократическое государство всеобщего благоденствия — стержень послевоенного политического согласия — находится под угрозой демонтажа хотя бы в силу демографических факторов, не говоря уже о других причинах. Куда-то уходит и процветание, положенное в основу политической легитимности европейского проекта. Шесть из десяти европейцев полагают, что сегодняшних детей ожидает гораздо более трудная взрослая жизнь по сравнению с представителями нынешнего поколения. Насколько маловероятен сегодня распад Евросоюза на фоне этой негативной динамики? Не ошибаются ли европейцы, считая союз чем-то само собой разумеющимся?

Правомерен ли вывод о том, что он не развалится только потому, что нерушим? Здесь решающую роль может сыграть способность Европы извлекать уроки из опыта бывшего Советского Союза. Ибо выживание ЕС зависит и от способности европейских лидеров учитывать аналогичный набор политических, экономических и психологических факторов, которые имели место в процессе деградации СССР. Распад — это прежде всего результат политических игр, верного или неверного восприятия и оценки ситуации действующими политическими лидерами, а не просто сочетание институциональных и экономических структурных факторов. В то же самое время, если мы решим сравнивать нынешние процессы в Европейском союзе с крахом Советов, необходимо учитывать характер обоих проектов. В противном случае нам вряд ли удастся извлечь какие-то значимые уроки. Если советский проект был основан на страхе, то европейский — на согласии.

В то время как большинство советских граждан привлекал Запад, европейцы гордятся своим образом жизни и своей политической моделью и не грезят, к примеру, «китайской мечтой». Если фиаско Советского Союза было обусловлено банкротством коммунистической идеологии, то Евросоюз не сталкивается с кризисом мировоззрения. Если советские реформаторы видели будущее Советского Союза в более свободной федерации или конфедерации, то выживание ЕС обусловлено тесным политическим союзом. Словом, СССР пал жертвой собственных неудач, тогда как Европа может пострадать от собственных успехов. Однако принципиально иная природа европейского проекта, являясь сильным аргументом в пользу того, что Европу не постигнет участь СССР, вовсе не служит достаточной гарантией против возможного провала. Чтобы Европейский союз выжил, европейским лидерам следует избегать ошибок, допущенных советскими руководителями. Советский Союз стал достоянием истории не в силу заговора Запада и не только по причине структурных изъянов, но также в силу принятия или непринятия тех или иных решений.

Сегодня, читая мемуары главных действующих лиц той драмы, убеждаешься, что для некоторых советских лидеров, включая Михаила Горбачёва, крах стал таким сюрпризом, что даже спустя многие годы они все еще не могут поверить в исчезновение империи. Вместе с тем следует отметить, что нежелание Горбачёва ввести прямые президентские выборы внесло не меньшую лепту в уничтожение СССР, чем рекордно низкие цены на нефть на мировых рынках того времени. Специалистам, анализирующим нынешний европейский кризис, особенно трудно перенести этот опыт на европейскую почву, поскольку не совсем понятно, что будет означать дезинтеграция Евросоюза. Распад Советского Союза означал, что эта страна исчезла с карты мира как политическое образование и вместо нее появилось более дюжины новых государств на огромном пространстве от Средней Азии до юго-восточной Европы. Но ЕС — не государство, и даже если он рассыплется, на карте мира ничего не изменится. Более того, даже в случае роспуска объединения большинство если не все страны-участницы останутся рыночными демократиями, скорее всего, продолжат сотрудничество в той или иной форме и сохранят некоторые общеевропейские институты. Как же может выглядеть распад Евросоюза?

И чем он будет отличаться от простой реформы или изменения конфигурации? Будет ли выход из еврозоны хотя бы одной страны означать исчезновение союза? Или на это будут указывать другие тенденции — например, снижение влияния на мировой арене или демонтаж важных достижений европейской интеграции прекращение свободного перемещения людей или отмена таких институтов, как Европейский суд? Будет ли появление двухуровневой организации равносильно концу или это следует расценивать как шаг к более тесному и совершенному союзу? При ответе на эти вопросы будут полезны уроки из недавней советской истории. И речь идет не столько о политике, сколько о проблемах, связанных с управлением кризисом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий