Тихона (Агрикова) в день празднования Иверской иконе Божией Матери.
Соборная икона Иверской Божией Матери оказалась афонского письма
Иверская икона Божией Матери/Необъяснимые чудеса Иверской иконы Богородицы/История обретения. Оригинал Иверской иконы Божией Матери (считается, что написал его сам евангелист Лука) хранится в Иверском монастыре на горе Афон, в Греции. Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону. В августе прошлого года икону Божией Матери «Иверская», которая находится в левом пределе Вознесенского кафедрального собора, передали на реставрацию в художественную иконописную мастерскую «Венец». Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону.
День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля
Но на следующее утро она снова оказалась над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу во сне Свою волю, сказав, что не желает быть охраняемой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей в этой жизни и в будущей. Тогда иноки построили в честь Преблагословенной Богородицы надвратную церковь, в которой икона пребывает и поныне. По имени обители икона эта была названа Иверской, а по месту её пребывания, «в верху врат монастырских», — Вратарницей Портаитиссой. Знаменательно одно из пророчеств Божией Матери. Во времена греческого восстания 1822 г. Но когда начали так помышлять, писал русский инок Парфений, постриженник Святой Горы, Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Всё это пройдет и кончится, и опять наполнится Святая Гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Святой Горе, в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь и живите в своих келиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает». С тех пор афонские иноки каждую неделю приходили в монастырь проверять, на месте ли Иверская икона Божией Матери.
Неисчислимы были чудеса и исцеления, проистекавшие от святой Иверской Вратарницы. Слух о чудотворном образе через паломников дошел и до России. Святейший Патриарх Никон тогда ещё архимандрит Новоспасского монастыря обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с этой прославленной чудотворениями иконы Пресвятой Богородицы. Достойно внимания и то, как писался этот знаменитый чудотворный список. Когда в 1648 г. Далее рассказывается, что иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и литургии. И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом, — токмо слово в слово новая, аки старая». На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Иамвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156 1648 ».
Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св.
Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997.
Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач.
XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур. Иверский мон-рь разд.
С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи. В 1647 г. Уже через год, 13 окт. Никону Там же. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей.
И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона» Фонкич. В честь принесения 1-го списка И. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. Данные работ Ченцовой их анализ см.
Дальнейшую судьбу 1-го списка И. Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. По мнению одних исследователей Евсеева, Шведова.
Алексей Михайлович как бы повторил деяние основателя Новодевичьего монастыря царя Василия III Иоанновича, вложившего в собор после присоединения Смоленска к Московскому гос-ву 1514 одну из копий чудотворной Смоленской иконы Божией Матери , находившуюся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Николая «Большая глава», и возвращения из военного похода 1654-1655 гг. Там икона помещалась сначала в нише, потом в деревянной, а с кон. Есть сведения Поселянин. Московская в Иверской часовне у Воскресенских ворот».
Икона 1648 г. Пахомия царю Алексею Михайловичу от 15 июня 1648 г. Однако Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, к-рые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней И. Нек-рая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности груз. Иверская икона Божией Матери, с историей и чудесами.
Фигура Богоматери изображена не по пояс, а погрудно, Ее правая рука, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх, к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь - кровоточащую рану на лике Девы Марии. На фоне имеются греч. Стиль живописи иконы Ямвлиха близок к традициям критской живописи, однако нек-рая графическая жесткость письма выдает руку македон.
Афонский древний оригинал повлиял на обработку тыльной стороны иконной доски: имеется небольшой ящичек-ковчежец для монет 3 динаров , к-рый, согласно Сказанию, был устроен никейской вдовой перед тем, как спустить икону на воду Павел Алеппский. В 1652 г. Чесноковой, речь может идти о Валдайской И. Этот список был создан на Афоне по заказу патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского мон-ря, строительство к-рого велось с 1652 по 1658 г. По сообщению диак.
Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону Павел Алеппский. Попечением патриарха Никона список был украшен сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней И. Иверская икона Божией Матери, со Сказанием. Роженский мон-рь, Болгария Комплекс мероприятий, осуществленных патриархом-грекофилом издание сб.
Список привезли в Валдайский мон-рь 12 февр. После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам И. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий мон-рь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе мон-ря.
Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне,- среднего размера, с клеймами чудес,- заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными с технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список И. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к И. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты Сказания об истории образа и о чудесах от И. Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу».
Состав и иконография клейм близки к подобным циклам в росписи нартекса ц. Богородицы Портаитиссы в Иверском мон-ре на Афоне 1774 и на местной иконе из болг. Роженского мон-ря посл. Близость к иконографии средника иконы И. К этому же времени можно отнести и исполненный рус.
Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для рус. Если верно, что список И.
В 1395 году, когда хромой Тимур со своими несметными полчищами надвигался на Москву, русичам во главе с сыном Дмитрия Донского, князем Василием, ничего не оставалось, как уповать на заступничество высших сил. Встретить неприятеля решили на Оке. Туда же была доставлена из Владимира чудотворная икона. Десятки тысяч москвичей и воинов молились перед образом, прося защитить город от полчищ Тамерлана. Тимур, веривший в знамения и пророчества, в вещие сны, обратился к мудрецам для толкования своего сна. Они рассказали ему, что женщина — Божья Матерь, которая охраняет русскую землю.
Полководец решил повернуть назад и напасть на Золотую Орду. Это было начало конца Орды. Икона Владимирской Божьей Матери — настоящий оберег для Руси. Она много раз сохраняла ее земли и Москву от чужеземных завоевателей. Сейчас икона находится в музейном храме при Третьяковской галерее, в Толмачах. Это был период, когда Иван Грозный присоединил Казанские земли к царству Московскому. На исконно татарских землях строились православные храмы, население массово принимало христианство. Мусульманское духовенство видело в пожарах наказание населению за отказ от своей истинной веры.
Десятилетней девочке Матроне был дарован вещий сон, в котором Богородица указывала ей, где найти ее икону. Образ был найден под печкой сгоревшего дотла дома. Найденную икону поместили в храм, а список с нее отправили царю. Государь повелел в месте обретения образа основать монастырь, где и хранить икону. Икона, найденная в Казани, помогла многим сомневающимся прийти к христианству. Образ Божьей Матери исцелял больных, неоднократно помогал победить России в военных действиях против поляков, литовцев в Смутное время. Ход с Иконой", А. Все русские люди молились тогда денно и нощно за своих воинов, противостоящих грозному врагу.
Митрополит Илья несколько дней молился без пищи и сна перед иконой Казанской Божьей Матери.
Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком для сохранения святой иконы опустила ее в море. Они пришли к берегу и нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей.
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать. Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре. В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда. В том же веке был создан еще один список, который был поставлен на Воскресенских воротах Кремля, но в 30-е годы прошлого столетия они были демонтированы, а образ передан в храм в Сокольниках.
Однако в 90-х годах Воскресенские ворота вернули на место, а из Афона прибыл новый список Иверской иконы Божией Матери. Еще одну чудотворную копию можно встретить в Иверском Богородицком Святоозерском монастыре, который находится на Валдае. Известно, что в смутное время икону украли, а монастырь практически разрушили. Сейчас здание восстановлено, и его главным достоянием все считают новый список иконы.
История Иверской иконы Богородицы
Иверская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в православном мире. Икона Пресвятой Богородицы "Иверская", принадлежавшая доктору Евгению Сергеевичу Боткину, убитому вместе с царской семьёй, в Музее святой царской семьи в Екатеринбурге. «Иверская» Божия Матерь принадлежит к иконописному типу Одигитрия и пользуется особым почитанием на Святой Руси. Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470.
18 апреля – день Иверской иконы Божией Матери
— Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года. В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
Бедный сын не мог ослушаться любимой матери, со слезами простился с ней и ушел в город Солунь. А оттуда, провидением Божиим, оказался на Святом Афоне в Иверской обители. Там, став иноком, он поведал братии об уплывшей по морю чудесной иконе. И вот в 1004 году икона чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыла к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы. Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала: — Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею.
Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют. Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть Вратарница. Однажды во время набега сарацин один воин дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на иконе и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение. Интересно, что Иверский монастырь в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца.
В конце XIX века основанный на Афоне святыми выходцами из грузин монастырь, ими заселенный, намоленный и восстанавливаемый после всех варварских нападений, остался без грузин, последний из них преставился в 1955 году, и обитель окончательно перешла в руки греков. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.
Праздник в честь этого отмечается 25 февраля. Не так давно в календаре появился еще один день Иверской иконы.
Он связан с возвращением Церкви в 2012 году древнего списка, много лет хранившегося в Историческом музее. Второе обретение образа теперь отмечается 6 мая. Примечательно, что дни памяти первой афонской встречи с Иверской иконой и нового праздника оказались в календаре недалеко друг от друга, а иногда могут выпасть даже на один день. Храм Иверской иконы Есть немало храмов Иверской иконы, но самую большую известность получила часовня, находящаяся в центре Москвы.
Когда-то Сама Богородица определила местом для своей иконы вход в монастырь, и сейчас та хранится в небольшой часовне у ворот афонской обители. А в России самым популярным местом для молитвы перед этой святыней стала часовня у ворот Кремля. Всякий приезжавший в город, прежде чем начинать дела, шел сюда, поклониться Иверской. После революции от дорогого многим верующим места богоборческая власть постаралась не оставить ни следа.
Только в середине 90-х годов ХХ века часовня была восстановлена и в нее помещен специально сделанный на Афоне новый список. Один из старинных намоленных находится теперь в храме Воскресения Христова в Сокольниках, другой — в Новодевичьем монастыре, в храме Успения Пресвятой Богородицы. Чтимые образы сохранились усилиями эмигрантов и за рубежом, перед ними можно помолиться в храмах Парижа и Рима. Еще одно место, издавна связанное с Иверской — Валдай.
В центре монастыря, созданного по образцу афонского Иверона, изначально была храм Иверской иконы. Позже он был переименован в честь Успения Божьей Матери. Но образ, давший название обители, занимает в нем почетное место. Значение Иверской иконы О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение.
Ее почитали цари и простые люди. В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя. Иверскую часовню называли «религиозным центром Москвы» до революции. Ее восстановление стало одним из знаковых событий в период возвращения и возрождения веры в современной России.
Помимо всенародной любви к древней иконе ее важность подчеркивает и церковное предание. Принято считать, что святыня, после своего чудесного появления на Афоне ни разу его не покидавшая, оставит Святую гору перед Вторым Пришествием.
Во время своего первого визита сюда он подарил обители Иверскую икону Богородицы, которая была возвращена сегодня. Эта икона изначально находилась в храме Богоявления, а после реконструкции Успенского собора образ перенесли туда. Я хочу вам выразить слова благодарности и заверения, что в этой обители вас всегда будут молитвенно вспоминать за этот труд. Желаю вам всяческих благ и помощи Божией в дальнейших трудах на благо государства российского», — подчеркнул митрополит Новгородский и Старорусский Лев. В память об этом событии митрополит Лев вручил архиерейские грамоты «Во внимание к трудам по возвращению похищенной иконы Божией Матери Иверская» начальнику УМВД Андрею Коновалову и еще двум сотрудникам полиции.
Мусульманское духовенство видело в пожарах наказание населению за отказ от своей истинной веры.
Десятилетней девочке Матроне был дарован вещий сон, в котором Богородица указывала ей, где найти ее икону. Образ был найден под печкой сгоревшего дотла дома. Найденную икону поместили в храм, а список с нее отправили царю. Государь повелел в месте обретения образа основать монастырь, где и хранить икону. Икона, найденная в Казани, помогла многим сомневающимся прийти к христианству. Образ Божьей Матери исцелял больных, неоднократно помогал победить России в военных действиях против поляков, литовцев в Смутное время. Ход с Иконой", А. Все русские люди молились тогда денно и нощно за своих воинов, противостоящих грозному врагу.
Митрополит Илья несколько дней молился без пищи и сна перед иконой Казанской Божьей Матери. На третий день бдения ему явилась Святая Мария и приказала трижды обойти город с ее образом. Ее слова были переданы Верховному Главнокомандующему И. По его тайному приказу самолет с иконой облетел город. Через несколько дней в войне наступил перелом: немцы бежали от страшных морозов и от небывалой стойкости и мужества советских людей. Затем чудотворный образ был отправлен в Сталинград, после чего наступил окончательный перелом в ходе войны. Икона, явленная в Казани, которая хранилась там при монастыре, была украдена в 1904 году. Осталось два списка с нее.
Первый — хранится в Санкт-Петербурге, это его прислали Ивану Грозному, а второй — в Москве, его доставили князю Пожарскому, чтобы поддержать ополченцев в борьбе с поляками. Ее авторство, как Владимирской и Казанской, приписывается евангелисту Луке. Безусловно, все эти образы — списки, но списки очень древние. На Руси Тихвинская икона появилась в XIV веке на нижегородских землях, жители которых не были еще обращены в христианство. Согласно сказаниям, несли ее невидимые Ангелы. Первыми образ увидели рыбаки, так как Богоматерь часто появлялась над Ладогой.
Оригинал святого лика существует по сей день и хранится в монастыре на горе Афон.
- Куда исчезли Иверские иконы? | Мир вокруг нас | ШколаЖизни.ру
- Празднование
- Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся
- Икона Иверская: значение и в чем помогает Вратарница, где находится образ
- Там Иверское сердце…
- Значение и в чем помогает икона Божией Матери Иверская, где находится образ
История Иверской иконы Божией Матери
- Оригинал святого лика существует по сей день и хранится в монастыре на горе Афон.
- Там Иверское сердце… /
- Там Иверское сердце… /
- Молитвословия
Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Иверская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых чудотворных святынь Первопрестольной столицы нашей, да не только столицы — всей Святой Руси — восходит к тем первоначальным изображениям Пресвятой Девы, которые, по преданию. Тихона (Агрикова) в день празднования Иверской иконе Божией Матери. День Иверской иконы Божией Матери празднуется несколько раз в году. Список Иверской иконы Божией Матери.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Иверская икона Богородицы одна из самых прославленных в мире икон. Иверскую икону Божьей Матери просят об утешении – молитва Богородице помогает восстановить душевное равновесие после потери близких и трудных испытаний. В память об этом событии митрополит Лев вручил архиерейские грамоты «Во внимание к трудам по возвращению похищенной иконы Божией Матери Иверская» начальнику УМВД Андрею Коновалову и еще двум сотрудникам полиции.
История Иверской иконы Богородицы
В 1285 году на монастырь напали латиняне, а в 1306 году подвергся страшному разорению от пиратов-каталонцев. Грузин в монастыре почти не осталось, поэтому константинопольский патриарх передал монастырь в Греческую Церковь. Так вот, в XI веке монахи увидели огненный столб до неба, который исходил из стоящей на воде иконы. Как бы они ни приближались к столпу, он от них удалялся. Благочестивому иноку Гавриилу Святогорцу явилась во сне Пресвятая Богородица и велела ему не страшась идти по воде и взять из моря образ. Что он и сделал, и принес икону в монастырь, ее поместили в храме. Она простояла там ночь, а наутро ее увидели над вратами монастыря. Образ внесли в храм, и на следующее утро все повторилось. Богородица еще раз явилась во сне Гавриилу: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». После этого монахи построили храм над воротами монастыря и поместили туда обретенную икону.
Она получила название «Портаитисса» — то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь. Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет.
И тот факт, что она возвращена церкви, повторяю, очень радует», — сказал Копировский. На сайте Православной энциклопедии указывается, что ранее в Успенском соборе находилась другая икона Иверской Богоматери, которая в 1704 году чуть было не сгорела при пожаре. Где она сейчас — неизвестно.
А находящаяся в монастыре реликвия ранее хранилась в валдайской церкви апостолов Петра и Павла. В открытых источниках упоминается, что с 1950 по 1980-е годы хранилась в Петровской церкви — единственном в советское время действовавшем храме района. Драгоценный оклад для нее в 2006 году изготовили мастера из Златоуста. Стоимость реликвии Если бы икона не была краденой, а хранилась в частной экспозиции, владелец мог бы получить за нее немалую сумму. Назвать приблизительную стоимость искусствовед затруднился. Но близкие по времени историко-художественные ценности продаются на антикварном рынке за солидные деньги.
Упорные монахи вернули святыню в храм, но она опять «сбежала». После третьей попытки иноки поняли, что Богородица сама выбрала место для чудесного образа и не стали трогать «непослушную» реликвию. Так святыня получила свое название — Иверская икона Божией Матери Вратарница.
Иверский лик Богоматери до сих пор хранится в монастыре. Грузинские мастера украсили образ серебряным окладом — так, что открытыми остались только лица Святой Матери и Младенца. Иверская Богоматерь традиционно считается защитницей и целительницей православных христиан.
Верующие обращаются к ней с просьбами об исцелении и выздоровлении. Именно поэтому списки Иверского образа есть в каждом православном храме.
Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». После этого монахи построили храм над воротами монастыря и поместили туда обретенную икону. Она получила название «Портаитисса» — то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь. Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет. Но списки с нее делались много и часто. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович.
К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе. Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы. Он был привезен в Москву в 1648 году. Встреча была очень торжественной и пышной. Образ был помещен в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесен в Новодевичий монастырь, где пребывает и поныне. Второй список заказал в 1652 году митрополит Никон, вскоре ставший Патриархом Всея Руси. Список предназначался для вновь построенного им Иверского монастыря на Валдае.