Речь о Марии Ростиславовне Капнист.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности. Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. Вот уникальное фото: Мария Ростиславовна Капнист в 1990-м году на фоне афиши моего отца в Ленинграде у своей приемной дочери. К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах.
Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер
В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является.
Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист
Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом. В кино она играла старых графинь, цыганок, ведьм и монахинь. Одна из самых больших её ролей — Наина в фильме «Руслан и Людмила». Первоначально Наину должна была играть знаменитая актриса Цецилия Мансурова.
В 1972 году Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте "Руслан и Людмила". Ей доверили образ Наины. В приключенческой ленте "Бронзовая птица" актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине "Новые приключения янки при дворе короля Артура" Марии досталось одновременно три образа - рыцарь, Фатум, игуменья. Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль - великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины "Шанс" режиссера Александра Майорова. Фильм снят по повести "Марсианское зелье" Кира Булычева. Мария часто выступала с благотворительными концертами. Ей удалось вернуть имя своему славному предку - писателю Василию Капнисту. Благодаря Марии приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы.
Анастасия Дмитриевна с другими детьми пряталась по оврагам, особняк был разграблен и разрушен. Спустя несколько лет красный террор распространился на оставшихся в живых членов семей. Крымские татары, высоко чтившие графа Капниста, помогли его вдове и дочке Маше бежать из Судака, снабдив их национальной одеждой. В шестнадцать лет Мария Капнист снова вернулась в Петербург теперь уже Ленинград. Мать получает работу, дочь — возможность учиться. Так Мария оказывается в театральной студии. В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, — инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман… В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор — 8 лет лагерей. Начался настоящий ад… Круги ада Арестованная как «неблагонадежный элемент» так как была дворянского рода , Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета. Это каторга. Это голод. Это унижение. Каждый день ее в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров. Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога». Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский.
Узнав про ее дворянское происхождение, доучиться не дали, выгнали. Причем попросили даже уехать из Санкт-Петербурга. Девушке пришлось поехать в Киев. Там она отучилась на бухгалтера, после чего поехала в Батуми, где устроилась на работу. Однако о ее дворянском происхождении узнали и там. Это повлекло за собой арест и лишение свободы на 8 лет. Рассказывать об этом Мария не любила, говорила только, что там был настоящий ад. Когда первый срок подходил к концу. Казалось бы, вот уже долгожданное освобождение. Но не тут-то было. Ей добавили еще десяток лет, обвинив в антисоветской агитации. Мария имела неосторожность во время беседы с одной из заключенных негативно отозваться об Иосифе Сталине.
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист | Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. |
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист | Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. |
«Мария Капнист. Трагедия судьбы» - 26 Сентября 2018 - Судакская городская библиотека | Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. |
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»… | Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. |
Злой рок Марии Капнист (Ника Лавинина) / Проза.ру | Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. |
Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
Речь о Марии Ростиславовне Капнист. Другие новости. 02.04.2024 12:17:00. К 200-летию Государыни Императрицы Марии Александровны, первой Венценосной владелицы имения «Ильинское-Усово». Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Пушкина , а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве , затем в Батуми. Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой , с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге , где работала вместе с Татьяной Окуневской. В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу [8] от польского инженера Яна Волконского, который позже был расстрелян Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького « Макар Чудра ».
Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае. В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, поэтому Капнист попросила её разыскать дочь.
Ещё в лагере она увлеклась театром, показывала другим заключённым спектакли. Поэтому она решила продолжить это дело. У неё была довольно специфическая внешность, многих она отталкивала.
Поэтому ей давали только роли эпизодические, второго плана. Но Мария знала, что способна на большее. Зачастую были роли антагонистов, ведьм и т. Она сыграла роли в более 90 картинах, но даже не всегда её имя было в титрах. Она сыграла лишь одну главную роль в фильме «Шанс» 1984 года. Но Капнист никогда не жаловалась, она была довольна, кроме того могла обеспечивать себя и дочь.
Несмотря на сложную судьбу, Капнист прожила до 80 лет.
Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого.
Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту.
Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали!
А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека.
В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия».
Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино.
Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе.
А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы.
Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя.
Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа.
Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. Многие считали ее женщиной «не от мира сего».
За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил.
Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом. Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью. Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда.
Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора.
Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома.
И когда они вышли из больницы, мама его спросила: "Чем я тебе обязана? И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится... Мама рассказывала, что его через три года расстреляли. К сожалению, нет уже тех людей, которые знали отца и эту историю. Не могу простить себе одну упущенную возможность больше узнать о нем. Когда мне было 19 лет, я приехала в Одессу к маминой подруге, которая была с ней в лагерях, - врачу Любе Немерицкой. И вот как-то утром она мне говорит: "Радочка, я хочу тебе рассказать о твоем отце.
Сейчас иди на море, а вечером я тебе расскажу". Мне надо было отреагировать сразу же, а я подумала: ладно, вечером наконец-то услышу. Но вдруг приезжает мама - как почувствовала. И когда тетя Люба сказала, что хочет мне рассказать о Яне, мама категорически запретила ей говорить на эту тему. Вот она такая: если решила, то все. Мы обе с ней Овны, а люди, рожденные под этим знаком Зодиака, упрямы. И ей было невдомек, почему я все время упираюсь, не желая идти туда. Удивляли мать и синяки на моем теле. Но там ей говорили: "Вы же знаете, она у вас девочка подвижная". Она меня оставляла и тут же бежала на работу.
Но как-то решила проверить, в чем же дело, вернулась и заглянула в окно. И увидела, как воспитательница крутит мою щеку, приговаривая: "Выбью из тебя врага народа! Мама влетела в коридор и стала ее избивать. Садистка-воспитательница, оказавшаяся любовницей кагэбиста, потом долго лежала в больнице. Естественно, маму на следующий же день забрали. И вот тогда начались мои мытарства. Это была запретная тема" - Неужели вас разлучили? Мама попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка. Она бесконечно посылала запросы о моем местонахождении, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь. Ей помогла выжить дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей.
У этой женщины была своя страшная история и тоже незаслуженный срок. Они договорились: кто раньше выйдет, тот и найдет меня. И, освободившись, Валентина Ивановна, не заезжая домой, начала меня искать. Она, конечно, была вулканической женщиной. В лагерном бушлате неустанно ездила по всем детдомам. Но мне дали другую фамилию, и она меня случайно нашла по имени в Есауловском детдоме под Красноярском. Валентина Ивановна потом рассказывала, что шла туда в темноте через кладбище: "Мне было дико страшно, но у меня была цель, как свет в конце туннеля, - ты. И если я прошла такие лагеря, то чего бояться? Ведь она, репрессированная, приехала из заключения в родной Харьков, и все относились к ней очень предвзято. Представьте, если даже ее брат, прекрасный человек, говорил Валентине Ивановне: "Ты же враг народа!
Единственная, кто ее понял, - ее старенькая мама, которая сказала: "Делай все возможное, чтобы девочка была рядом с тобой". И Валентина Ивановна едет прямо в Москву и попадает на прием к Микояну. Как - разговор отдельный. Она ему обо всем рассказала. И о моей маме тоже. Он оказался порядочным человеком и "нажал" на все кнопки, выясняя, почему Мария Капнист, ничего плохого не сделавшая государству, столько лет находится в заключении. И в общем-то, это благодаря Валентине Ивановне маму освободили раньше, иначе мама пробыла бы в лагере аж до 1963 года. Валентина Ивановна также добилась моего перевода из Красноярского края в Харьков. Так как она сама жила в родительском доме на маленьком пятачке, считалась мне чужим человеком и была без работы, меня поселили в харьковском детдоме Ь3. Валентина Ивановна приходила ко мне каждый день, а на выходные забирала к себе.
Мне потом было обидно, что я ее поняла слишком поздно, и я очень страдала от этого. Со мной рядом много лет была Валентина Ивановна, я любила ее. И когда мне сказали: "Приехала твоя мама", я испугалась. А вдруг она меня заберет? Да и в детдоме все твердили: "Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала". У меня, ребенка, просто зафиксировалось, что мама меня бросила, и я ее наказывала своей детской неосознанной жестокостью.
Злой рок Марии Капнист
В 16 лет Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. Пушкина, а после её закрытия - в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме "Таврия" молодого режиссёра Юрия Лысенко.
Пройти мимо не вздрогнув было невозможно. А ведь тогда ей было всего пятьдесят два: уже в семьдесят она выглядела на все сто. Художница рассказывала, что поразилась, как долго не вымывалась угольная пыль из пор и морщинок лица. Гораздо дольше она не хотела уходить из мельчайших складок на кистях рук. А траурный ободок на пальцах вокруг ногтей в борьбе с мылом годами держался намертво. Со стороны казалось, что у Марии Ростиславовны не было комплексов. Она всегда делала то, что чувствовала. Понятие «время» потеряла. Могла запросто явиться в гости в час, два ночи. Могла взглянуть на постороннего и начать вещать как прорицательница. Она обращалась с вопросами к животным, была нежна даже с тараканами. Правда, особой привилегией у нее пользовались цветы. Никогда не проходила мимо увядающего брошенного цветка. Приносила домой, отрезала головку и клала в воду. У нее в ванне часто плавали цветы. Еще шокировала прохожих с букетами. Наклонялась и заговаривала с цветами, словно они были ее давними знакомыми. Со стороны она производила впечатление сверхобщительной и разговорчивой дамы. Но стоило затронуть не ту тему, тут же замыкалась или отвлекалась. Жизнь ее предков овеяна легендами. Ее судьба — кромешная борьба. Внешность — мистическая, колдовская, а душа и сущность…... На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов Капниссос — по-гречески. Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Там у него родилось шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом. Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими известными фамилиями. Среди них есть род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами. Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда... Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Мария Капнист — самая младшая из пятерых детей в дворянской семье. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат, но в семь лет для Марии Ростиславовны детство закончилось. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома». Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали… Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми... Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам. А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей. Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин.
Мариэтта была пятым последним ребёнком в семье и второй дочерью — у неё были старшие сестра Елизавета род. До семи лет Мариэтта жила в Петербурге в семейном особняке на Английской набережной. После Октябрьской революции семья переехала в Судак на Белый Юг , где в 1921 году Ростислава расстреляли как « врангелевца » [7]. В тот же год скончалась Елизавета, в 1926 году умер Василий, а Андрей после казни отца был вывезен в эмиграцию и его дальнейшая судьба осталась неизвестной. Вскоре их дом в Судаке был разрушен, и оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары , чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Капнист попала в Ленинград , где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. Пушкина , а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум.
Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... В Карлаге конвоир-казах выстрелил в лицо женщине, отказавшейся стать его наложницей. Тогда остальные узницы бросились на него и живым зарыли в песок… Мария считала того вертухая мёртвым, но он выжил. Их следующая встреча произошла в Джезказгане, где она была уже бригадиром. Казах узнал её тотчас. Ухмыльнулся и принялся зверски избивать… Джезказган… Угольные шахты… Утром опускают в бочке на глубину 60 метров, а ночью поднимают обратно… Так и не увидишь Божиего света… И всё же даже там, в царстве Аида, не оставлял Бог. На всю жизнь запомнила Мария сон, что приснился ей в начале крестного пути: «Лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину. И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной…» Так и следовала Мария этому вещему сну — может от того и выжила? Лагерь — страшная школа жизни. Но эта школа подчас дарит встречи незабвенные. Да и как иначе, если за колючей проволокой очутились лучшие люди России? Интеллигенция, священство… В Карлаге Мария так записали её имя вместо изысканного «Мариетта» в документах встретила родственную душу — не успевшая раскрыть своих талантов дочь ректора московской консерватории, художница, поэт, артистическая натура… Её звали Анна Васильевна Тимирева. Гражданская жена адмирала Колчака. Первый раз её арестовали ещё в 20-м, вместе с адмиралом, и с той поры тянулась нескончаемая вереница тюрем, ссылок, лагерей. В 37-м арестовали и её сына Одю, о судьбе которого с той поры не было известий. Конечно, эта хрупкая женщина не могла делать саманные кирпичи, давать норму… И Мария делала две нормы — свою и подруги. По вечерам Мария и Анна, вместо того, чтобы отдыхать, ставили спектакли и играли их для других заключенных. Это была отдушина, которая помогала выжить, не сойти с ума, сохранить живую душу, способную даже в этом аду чувствовать и откликаться прекрасному. А ещё свела судьба с великим учёным Чижевским, с писателями Фейербахом и Фибихом. С последним Мария работала в паре - вместе на носилках таскали глину на прохудившуюся крышу. Однажды Даниил Владимирович перестал выходить на работу, и Марии мужества, чтобы узнать что с ним, надела мужскую одежду и пошла в мужскую часть лагеря. Фибих лежал на нарах в жару и бреду, лишь изредка приходил в сознание… Чуть свет Мария бросилась в медпункт: - Спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают... На счастье успели вовремя, забрали, выходили… Говорят, что война все спишет. Лагерь та же война… Хотя нет. На войне любить не запрещено. А в лагере за это можно заплатить ужесточением режима, а то и жизнью. Вольнонаёмный инженер Ян Волконский спас Марии жизнь — спас из горящей степи, вынес из огня, при этом сильно обгорев. Их встреча, их близость была подобна вспышке… И хотя Ян предлагал ей руку и сердце, но женой шляхтича она не стала, ведь был Юл, человек, которого она бесконечно любила. Волконского расстреляли через три года, а рождение его дочери стало истинным чудом… Когда факт беременности заключённой стал известен, начались новые истязания. Ведь это было нарушением режима! И «народная власть» не желала, что враги народа плодили своих отпрысков… Удары сапогами в живот… Обливания ледяной водой… Палачи употребили весь арсенал пыток, добиваясь, чтобы узница согласилась на аборт, но потомица малороссийских казаков сохранила их крепость и живучесть. Ни лишения, ни пытки не возымели действия, и явилась на свет дочь, Рада… Рада, Радость… Недолго с нею привелось быть Марии. Сперва, чтобы не быть переведённой на другой объект, она нарочно выпала из окна 2-го этажа и сломала ногу. В это время девочку хотела забрать себе прокурорша, суля «вырастить её человеком». Но не соблазнилась этим Мария и высокое звание охотницы за чужими детьми не запугало её. Некоторое время Рада жила в семье вольнонаёмных, и чтобы видеть ей хотя бы издали мать одевалась в мужскую одежду и таскала мешки на пристани. Однажды упала в обморок, и тогда вскрылся обман… Затем два года жили с дочкой на поселении, и при всех тяготах, всей горечи было то время почти счастливым. Природа наделила Мариэтту большой физической силой и выносливостью, и она справлялась с тяжелой работой, поднимала дочь. Но «народная власть» не оставляла попыток истребить своих «врагов»… Радочка стала приходить из детского сада в слезах и синяках, боялась идти туда. Однажды Мария, отведя девочку, заглянула в окно класса, желая понять, что так пугает дочь. И увидела, как воспитательница бьёт малышку на глазах у остальной ребятни, приговаривая: - Я выбью из тебя врага народа! Дальнейшее Мария помнила смутно. Помнила, что ворвалась в класс и стала яростно избивать садистку. Окажись в руках топор, дело, пожалуй, кончилось смертоубийством, но оружия не оказалось, и изверг в женском обличии отделалась лишь побоями… Помнила Мария ещё, как тащили её прочь прибежавшие кочегары, как отчаянно плакала Радочка… С той поры дочь она не видела. Её долго допрашивали, избивая до полусмерти, выбили зубы, изуродовали шрамами лицо, а затем отправили по этапу «давать стране угля»… Потянулись очередные годы заключения. И здесь выручила крепкая казачья порода, не каждому под силу работать в шахте, таскать неподъёмную тачку, не видеть Божия света, задыхаться от угольной пыли… Здесь обрела Мария еще одну подругу.
В молодости Мария Капнист была красавицей. Как годы лагерей превратили её в старуху
Когда дочери исполнилось 2 года, ее забрали у Марии и отправили в детдом. Возвращение и новая жизнь Марию освободили на 5 лет раньше благодаря пересмотру дел всех заключенных, которые были осуждены по 58 статье. Вернувшись, она нашла дочку, стала жить в Киеве, работала дворником, уборщицей. На другую работу устроиться не могла из-за судимости. Убиралась в театре. Там ее заметил режиссер, пригласил сняться в эпизодической роли. На съемочной площадке она проявила себя очень талантливой актрисой, поэтому в дальнейшем посыпались предложения сниматься в других фильмах. Спустя год Мария стала официально работать в киностудии.
На тот момент ей уже было 45 лет. С этой поры все ее трагические моменты в жизни закончились. В 80 лет ее сбила машина, от чего актриса умерла на месте. Оцените статью.
Мария Ростиславовна окликнула его. Это был шок… Георгий просто не узнал в морщинистой беззубой седой женщине свою Марию, ту Марию, которой ежемесячно на протяжении стольких лет отправлял посылки, стараясь хоть как-то облегчить лагерную жизнь. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того. Дочь, которую разыскала и забрала к себе Валентина Ивановна, не приняла мать.
Девочка не понимала, почему мамы не было столько времени. И у нее уже была мать — Валентина Ивановна. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Мария Капнист и её дочь Рада Позже между дочерью и матерью всё же произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение».
После 15 лет лагерей и пересылок Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начинать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Роли в кино После лагерных мытарств Мария Ростиславовна в свои 44 года выглядела на все 70. Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра имени Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь? В роли игуменьи в фильме «Таврия» Успех этой дебютной работы обратил на нее внимание многих режиссеров киностудии имени Довженко.
Они приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм. Хищный профиль, надменный взгляд и старорежимные манеры — всё это неизменно приковывало взгляд зрителя. В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли — Фатум, рыцаря и игуменьи. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милицы Федоровны.
Просмотры 3к. Опубликовано 18. Но ее реальная жизнь сама достойна экранизации. Мария Капнист много лет провела в лагерях, где у нее забрали здоровье, молодость, красоту. Но не сломили волю и не смогли отобрать самого главного — мечты стать актрисой. Родилась в городе Санкт-Петербурге и была пятым, самым младшим ребенком в семье. У нее была старшая сестра и трое братьев. Отец происходил из очень знатного древнегреческого рода, а мама была потомственной казачкой. Говорят, род Капнистов отличался мужеством, стойкостью и поразительной силой духа. И все эти черты унаследовала красавица Мариэтта. Семья жила в фамильном особняке Капнистов на Английской набережной. С ранних лет девочка хотела стать актрисой. Как позже рассказывала Мариэтта, у них часто гостило много известных людей: Есенин, Айседора Дункан, Маяковский, Шаляпин. Последний даже организовал у них домашний театр и стал обучать ее пению и актерскому искусству. Но грянул 1917 год, и дворянская идиллия рухнула. После Октябрьской революции семья бежала в Крым и обосновалась в своем поместье в Судаке. Однако новая власть добралась и туда. В 1921 году их дом разрушили, а отца расстреляли. Матери же с дочерью чудом удалось спастись, переодевшись в татарскую одежду. Несколько лет они скитались по раздираемой гражданской войной стране. И лишь в 1929 году Капнисты снова оказались в своем родном городе. Мира, как ее ласково называла мама, поступила в студию при драматическом театре. Позже сдала экзамены в Театральный институт имени Островского. Статной черноволосой красавице преподаватели прочили большое актерское будущее. Жизнь, казалось, налаживалась. Но вдруг случилось несчастье. В 1930 году не стало мамы. А потом в институте узнали о дворянском происхождении студентки. Девушку отчислили из заведения и выслали из Ленинграда.
Дочь отправили в детдом, а нашей героине дали целых 10 лет лагерей за «антисоветскую агитацию». На деле будущая актриса попалась из-за обиды одной воспитательницы, которая налетела с кулаками на дочку Мариэтты прямо в яслях. В результате оказалось, что воспитательница была женой сотрудника НКВД — тут уже от нового срока никак не спасёшься. К слову, на суде по этому делу Мариэтта получила новое имя — Мария. Судья просто не захотел записывать её под настоящим именем. Жизнь в лагере была непростой, но о своей дочке Мария никогда не забывала. Что же она могла сделать, ведь её девочка была так далеко, буквально недосягаема? Спасти Капнист из беды решилась украинка Валентина Базавлук. Женщина должна была вскоре выйти на свободу, так что Мария попросила её позаботиться о маленькой Радиславе. Эту просьбу Базавлук даже перевыполнила: после освобождения она удочерила девочку, чтобы забрать её из детдома. А потом она взялась за спасение Марии. Валентина добилась пересмотра дела своей подруги, из-за чего ту выпустили раньше срока, да ещё и реабилитировали, поскольку не нашли в её действиях ничего преступного. Долгие годы в лагерях отразились не только на внутреннем мире Марии, но и на её внешности. Даже родная дочь поначалу не признавала свою мать, а её старый друг, некогда возлюбленный, испугался при первой встрече с давней знакомой. Мария продолжала мечтать об актёрской карьере, но теперь, после всех пережитых трудностей, разве у неё есть хоть шанс? Так или иначе, она решила попробовать.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
Здесь же, на поселении, у Капнист случился роман с заключенным и она забеременела. Рождение дочери Рады вдохнуло новые силы в Марию. В кино Мария Капнист снималась много. Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. Мария Капнист Мария Капнист. Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей.
Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий... | В возрасте 79 лет Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. |
Бронзовая птица Марии Капнист. - Журнал "Культурная Столица" | После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей. |
Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки | Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. |
Годы лагерей и мечты о театре: тяжёлая история Марии Капнист | Ростислава Капниста расстреляли, его старшая дочь не выдержала ужасной новости – у неё остановилось сердце. |
Голубая кровь
Мария из рода Капнист: мозаика жизни | Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. |
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага | Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы. |
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь | Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. |
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР
В 1949-м она в тюремной больнице родила дочку Радиславу. К слову, вскоре после этого отец девочки, польский инженер Ян Волконский, был расстрелян. А 2-летнюю Радиславу забрали у матери и отдали в детдом. Саму же Марию вскоре после освобождения арестовали повторно. За якобы антисоветскую агитацию ее приговорили еще к десяти годам заключения. Однако в 1956 году благодаря Анастасу Микояну многострадальная Мария Капнист всё же оказалась на свободе.
Но кто вернет полтора десятилетия жизни, проведенные в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах — лесоповал, шахты, лепка и обжигание кирпича? Отметим, что даже в тюремных условиях Мария находила силы для творчества, чтобы ставить спектакли для заключенных. А чтобы избежать домогательств со стороны охраны, графиня втирала в кожу лица угольную пыль. Бесконечные лишения, потери и переживания еще сильнее состарили женщину. Неудивительно, что освободившись в 42 года, Мария Капнист выглядела на все 70.
Она долго не могла наладить отношения с дочерью, ведь та просто не признавала в Марии мать, не помнила ее. Найти общий язык матери с дочкой удастся только через годы, когда Радислава уже станет подростком. Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить. И в один момент ей улыбнулась удача.
Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной.
Пушкина, а после её закрытия - в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме "Таврия" молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась.
Происходила из старинного дворянского рода. Настоящее имя - Мариэтта Капнист-Серко. Родилась 22 марта 1913 года в Санкт-Петербурге в семье графа Ростислава Ростиславича Капниста-старшего, прямого потомка В. Мариэтта была пятым последним ребёнком в семье и второй дочерью. До семи лет Мариэтта жила в Петербурге в семейном особняке на Английской набережной. После Октябрьской революции семья переехала в Судак на Белый Юг, где в 1921 году Ростислава расстреляли как "врангелевца". Вскоре их дом в Судаке был разрушен, и оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А.
Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником.
В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме "Таврия" молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко, где Капнист в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами - графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек.
В 1972 году Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте "Руслан и Людмила". Ей доверили образ Наины. В приключенческой ленте "Бронзовая птица" актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню.