После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. На базе ПГУ КГБ была создана Центральная служба разведки (ЦСР) СССР. После ликвидации КГБ на его материально-технической базе сначала была создана служба внешней разведки, а уже в 1993 года появилась и федеральная служба контрразведки. Хотя этот тип управления на языке КГБ назывался «профилактикой» на самом деле это было управлением массовым сознанием.
От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России
Разведка и контрразведка. Комитет был ответственным за сбор разведывательной информации о странах Запада и других иностранных государствах, а также за противодействие разведывательной деятельности иностранных спецслужб на территории СССР. Борьба с терроризмом и экстремизмом. КГБ боролся с террористическими и экстремистскими организациями как внутри страны, так и за ее пределами, чтобы предотвратить теракты и защитить советское общество. Контроль над иностранными гражданами и их деятельностью. Служба следила за деятельностью иностранных граждан и дипломатов на территории СССР, а также контролировала их передвижение и связи. Обеспечение секретности и безопасности. КГБ занимался обеспечением защиты государственных секретов. Поддержка внешней политики СССР. Комитет оказывал воздействие на другие страны через разведывательные и агентурные операции.
В то время служба активно использовала различные методы контроля и сбора информации, включая шпионаж, агентурную деятельность, следственные мероприятия и прочие методы манипуляции. В 1950-е годы КГБ активно участвовал в политических процессах, в том числе в арестах и преследованиях диссидентов, интеллигенции и даже обычных граждан, подозреваемых в политических преступлениях или контактах с западными странами. Сотрудники комитета также вели шпионаж и контрразведку на территории других стран, обеспечивая при этом контроль и координацию работы советских разведывательных служб за рубежом, КГБ имел огромное влияние на политическую жизнь СССР и мог вмешиваться в политические процессы, в том числе в назначение и увольнение высших государственных и партийных чиновников. Деятельность КГБ была сильно охраняемой государственной тайной, орган имел большую степень независимости от других ведомств. КГБ СССР в 1970-80-е годы Комитет государственной безопасности в эти годы оставался мощным и влиятельным органом, ответственным за разведывательную и контрразведывательную деятельность, поддержание внутренней безопасности и контроль за деятельностью граждан. Кроме того, КГБ играл важную роль в сборе информации о внутренней и внешней угрозе. За пределами СССР были созданы широкие сети шпионов, а внутри страны работала разветвленная система контрразведки. КГБ был одной из самых мощных и влиятельных организаций в Советском Союзе. Его влияние охватывало множество сфер, включая политику, экономику, культуру и общество.
Разведывательная деятельность.
Однако вскоре его ждала опала. Формально — из-за бегства за границу дочери Иосифа Сталина Светланы Аллилуевой. Однако, по мнению историков, на самом деле она была связана скорее с политическими амбициями Шелепина, которого Леонид Брежнев старался «обезоружить». Первый начался в 1954 году и завершился с приходом на пост Юрия Андропова. КГБ пережил значительные сокращения, но работал всё равно достаточно эффективно. Комитет пользовался высоким авторитетом, однако при этом его работа была относительно незаметной и непубличной», — рассказал в интервью RT историк спецслужб Александр Колпакиди. При активном участии КГБ были подавлены антиправительственные выступления в Венгрии в 1956 году. Продолжались суды над гитлеровскими пособниками. Его сотрудники обеспечили режим строгой секретности в ходе переброски на Кубу советских войск, а затем — при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном.
В Советский Союз не впустили ряд иностранных шпионов. Влияние и полномочия комитета стали расширяться. В 1978 году Андропову удалось добиться резкого повышения формального статуса КГБ. Из его названия пропали слова «при Совете министров». Он стал Комитетом государственной безопасности СССР — центральным органом государственного управления. Начали массово выпускаться фильмы, публиковаться книги о чекистах », — рассказал эксперт. Сместились акценты в самой работе спецслужбы. Притом что комитет продолжал активно заниматься разведкой и контрразведкой, гораздо больше внимания, чем в хрущёвские времена, стало уделяться внутригосударственным вопросам. Возникли трения с диссидентским движением.
Через два года была создана Федеральная служба контрразведки ФСК , которую позднее преобразовали в Федеральную службу безопасности. С 2003 года в состав ФСБ входит Пограничная служба. Сегодня Федеральная служба безопасности — огромная структура, в которую входят собственные военные, транспортные, строительные, медицинские, судебно-экспертные и другие подразделения. Они защищают социальные, политические и экономические отношения, борются с преступностью, терроризмом и коррупцией, стоят на страже рубежей и информационного пространства России, а также ведут разведку и контрразведку. На мероприятие приглашают не только действующих отличившихся солдат и офицеров, но и заслуженных ветеранов. Праздничные концерты в честь Дня Федеральной службы безопасности традиционно проводятся и в других российских городах.
Тут из-за одного из столиков раздается: "Брежнев умер. И минуты не прошло, как к нему подошел неприметного вида мужичок, взял под локоток и тихим голосом сказал: "Гражданин, пройдемте... А Брежнев и правда в тот день умер, но до официального объявления по телевизору или радио, говорить об этом запрещалось. Потому что нельзя слухи распускать и сеять панику в народе.
Через год после Сталина. Образование Комитета государственной безопасности СССР — КГБ
При нем у КГБ появился тот самый легендарный авторитет, который до сих пор еще живет в народных массах. 13 марта 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ СССР). Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. Комитет государственной безопасности (КГБ), который просуществовал до 1991 года.
Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР
День рождения легенды – 13 марта был создан КГБ | Когда сотрудники КГБ проникли в квартиру, мужчина застрелил одного из силовиков, после чего сам был убит ответным огнем, утверждают в СК. |
КГБ история становления и знаковые факты | Сразу после августовского путча главой КГБ был назначен либерально настроенный генерал-лейтенант Вадим Бакатин. |
Последние новости
- КГБ / Все новости и видео по теме //
- Функции КГБ
- Лукашенко утвердил белорусское название для КГБ
- История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности
- Кгб: почему самая могущественная разведка мира «проспала» развал ссср
20 декабря - 100 лет органам ВЧК-КГБ-ФСБ
В КГБ Шелепин пришёл с наставлениями от Хрущёва, касающимися ускорения «десталинизации». Секретные сводки КГБ о положении дел в СССР в конце 80-х годов ХХ века, которые составлялись для генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, доставались агентам иностранных государств, которые были заинтересованы в распаде Советского Союза, сообщил журналу. Много позже, когда КГБ уже в очередной (и не в последний) раз переродилось и превратилось в ФСК, газета.
Как КГБ меняло методы управления по мере усложнения общества в СССР
Разве что в Казахстане он не составил ему компанию. После того как Брежнев пришёл к власти, Щелоков был назначен сначала министром охраны общественного порядка, а затем и министром внутренних дел. Эпоха Щелокова считается золотым веком советской милиции, поскольку он действительно не жалел усилий на повышение престижности службы в милиции. К моменту его прихода милиция представляла собой печальное зрелище. Основной кадровый состав милиционеров — вчерашние колхозники, после школы-семилетки отслужившие в армии и завербованные в милицию, поскольку больше никуда не смогли устроиться. Немногочисленные "идейные" сотрудники через год-другой уходили на более оплачиваемую и менее тяжёлую работу. Мало того что всё было печально с личным составом, так ещё и на всю страну было лишь одно высшее профильное учебное заведение — Высшая школа МВД.
Про участковых и говорить не приходится, там большинство не имело за плечами даже законченной школы. Милиция никогда не находилась в зоне повышенного внимания партийной номенклатуры. Если чекисты всегда считались отборной гвардией партии, то милиция всего лишь охраняла общественный порядок, а по представлениям ранних большевиков граждане вообще сами должны были добровольно охранять порядок в местах проживания, поэтому милиция всегда была на периферии внимания партийных чинов. Щелоков решил переломить ситуацию, пользуясь близостью к Брежневу. Высшая школа МВД была реорганизована в Академию, в нескольких крупных союзных городах были открыты филиалы. Щелоков добился, чтобы милиция стала комплектоваться современной техникой, средствами связи, автомобилями, — всего этого в прежней милиции почти не было.
Щелоков был близок к миру искусства, он сам рисовал и был знаком со многими деятелями и понимал всю силу поп-культуры. По его инициативе в СССР стали сниматься фильмы, показывающие будни милицейской службы. Появился целый жанр милицейских фильмов, показывающий советских милиционеров как идеальных людей без изъянов. Именно в те годы и был создан положительный образ советского милиционера. Вряд ли в Советском Союзе нашёлся бы хоть один человек, который не смотрел "Следствие ведут знатоки" или "Место встречи изменить нельзя". Все эти фильмы снимались под патронажем МВД, которое даже выделяло специальных консультантов, работавших над созданием фильмов.
При Щелокове начал с государственным размахом отмечаться День милиции, в честь которого ежегодно давался едва ли не самый шикарный музыкальный концерт, транслировавшийся на всю страну. Конечно, в реальной жизни всё было не так радужно и милиционеры не очень походили на свои экранные воплощения, но всё-таки Щелоков старался повысить уровень милиции. Его стараниями им были значительно повышены оклады, по всей стране возводилось жильё для милиционеров, которые стали переезжать из общежитий в отдельные квартиры. Все эти мероприятия повышали престижность службы в милиции и позволяли вербовать на службу более ценные кадры, чем раньше, а хронический недокомплект был преодолён. Правда, у этого была и обратная сторона. Стремясь создать образ идеального милиционера, Щелоков лично контролировал, чтобы его подопечные воспринимались именно так.
Даже сводки простой преступности, фиксировавшие её повышение год от года, фактически являлись государственным секретом. А милицейская преступность и вовсе была строжайше засекречена. Все рапорты о преступлениях милиционеров ложились на стол министра, который не позволял им "утекать" из ведомства. Сор не должен выноситься из избы — вот главное правило щелоковской эпохи, никогда не нарушавшееся. Это породило чрезвычайно пагубную практику: дела с участием милиционеров стремились "замять", особенно в провинции, чтобы не пятнать честь мундира. Риск заключался в том, что одну из ключевых должностей Брежнев отдал не человеку из своей команды, а постороннему Андропову, которого в своё время выдвинул Отто Куусинен, просидевший в партийных верхах "от Ильича до Ильича".
С этого момента началась самая знаменитая война силовиков в СССР. Разумеется, никаких перестрелок не было, однако натянутые отношения как между ведомствами, так и между их руководителями длились всю брежневскую эпоху. Чекисты привыкли свысока поглядывать на милиционеров, милиционеры завидовали обеспеченности чекистов, их возможностям и привилегиям. При Брежневе каждый руководитель стремился развивать свою вотчину, и сам генсек этому не препятствовал. Но в случае с силовиками укрепление одних практически неминуемо приводило к ослаблению других. Андропов укреплял КГБ, повышал оклады сотрудникам, "выбивал" им различные привилегии.
Понятно и привлечение к работе с Пятым управлением историка Н. Бобков пишет:»у нас и состоялся обстоятельный разговор на эту тему с Николаем Николаевичем Яковлевым. Разговор сводился к тому, что противопоставить этому мутному потоку дезинформации и недопонимания можно только одно — строго выверенную, основанную на неопровержимых исторических фактах истину. Человек очень энергичный, с живым умом, Яковлев сразу, несмотря на сложность темы, заразился ее привлекательностью для серьезного научного исследования. Он высказал желание поработать над ней, выдвинув условие: привлечь архивы КГБ, относящиеся к Власову и власовцам. Эта просьба была выполнена, и в распоряжении историка оказались не только материалы оперативной разработки Власова и его ближайших подручных, но также документы Четвертого управления НКВД, которое в годы Великой Отечественной войны занималось закордонной, зафронтовой работой. Управление это было ликвидировано в 1947 году за ненадобностью, но в его архивах сохранилось много интересных данных о деятельности наших диверсионных групп в тылу врага, а также о противодействии проникновению немецкой агентуры в наш тыл. В его сферу деятельности входила и работа против РОА — «Русской освободительной армии» генерала Власова» [7].
В этом видна смена типа воздействия. Осуждающие тексты прошлого писались в одной системе координат, где достаточно было просто назвать человека врагом, приписав ему мифические связи, например, с японской разведкой. Теперь нужны были иные аргументы, включающие другие эмоциональные «кнопки». Вот два наблюдения В. Ширяева: «партия создала стройную систему управления обществом, важной, но относительно небольшой частью которой и стала «пятерка». Тотальная пропаганда в СМИ, пронизывающая все умы, рождала непрерывную поддержку своих идей и партийной интерпретации повестки дня. Она была главным инструментом, но партийные и профсоюзные организации, пронизывающие все общество от цеха до семьи, были ее опорами» [7]. Этот компонент вполне понятен.
Но вот это уже ближе к 5-му управлению: «Главным рычагом в работе с творческими людьми было государственное финансирование другого не было проектов, премьер и выставок, возможность воплотить свои мечты, встать во главе коллектива. Этот рычаг работал даже в сталинских «шарашках», а уж в ушедшем от террора позднем СССР был могучим средством. Дабы не встать на одну доску со Сталиным и избежать массовых посадок, основным методом работы друг журналиста-шестидесятника Александра Бовина, писавший абсолютно кондиционные стихи, председатель КГБ СССР Андропов предложил профилактику — официальное предупреждение об антисоветской деятельности. Сначала беседовали по партийной и профсоюзной линии, а в крайнем случае вызывали в управление. Далее можно уже было ждать ареста. И это работало, только самые самоотверженные люди после такого продолжали борьбу. Их уже оставались жалкие, непонятые гигантской массой народа десятки». Профилактика, как видим, становится первым вариантом приостановки неправильного с точки зрения государства поведения.
И по фамилиям людей, к которым это применялось, видно, что часто это были люди известные и заслуженные. Это также требовало другого типа работы с ними. Млечин также приводит множество подобных примеров примеров, по которым можно восстанавливать инструментарий работы 5-го управления [9]: «Заметные и духовно самостоятельные люди в художественной среде, писатели, актеры были окружены большим числом осведомителей. Кто шел в агенты? Те, кто надеялся продвинуться в жизни или получить какие-то материальные блага. Офицеры 5-го управления помогали издать книгу, поехать за границу, получить квартиру, поставить телефон…», «7 сентября 1970 года Андропов доложил в ЦК: «В Комитет госбезопасности поступили материалы о настроениях поэта А. В частной беседе он заявил: «Стыдно должно быть тем, кто сегодня пытается обелить Сталина, ибо в душе они не знают, что творят. Да, ведают, что творят, но оправдывают себя высокими политическими соображениями: этого требует политическая обстановка, государственные соображения!..
А от усердия они и сами начинают верить в свои писания»», «8 июля 1973 года Андропов донес в ЦК: «Л. Леонов работает над рукописью автобиографического характера, охватывающей события периода коллективизации, голода 1933 года, которая якобы не предназначена для публикации. Одна из глав рукописи называется «Обед у Горького», где описывается встреча М. Горького с И. Сталиным и К. Ворошиловым, на которой присутствовал и автор произведения. Характеризуя участников встречи в основном положительно, Леонов отмечает вместе с тем проявлявшиеся у И. Сталина элементы подозрительности, а К.
Ворошилова изображает несколько ограниченным человеком»», «Получило информацию об обстановке в семье композитора Дмитрия Шостаковича. Материалы об «идейно незрелых моментах» в творчестве писателя Михаила Жванецкого. Завело дело на выдающегося ученого-литературоведа Сергея Аверинцева. Проверило советских граждан, которые встречались со Святославом Рерихом, приезжавшим в СССР», «Андропов и офицеры 5-го управления считали, что главная угроза — свободное слово: «Вызывает серьезные возражения разноречивое изображение на экране и в театре образа В. В фильме «На одной планете», где роль Ленина исполняет артист Смоктуновский, Ленин выглядит весьма необычно: здесь нет Ленина-революционера, есть усталый интеллигент», «Критика журнала «Юность» по существу никем не учитывается, и никто не делает из этого необходимых выводов. Журнал из номера в номер продолжает публиковать сомнительную продукцию», «Жаловались на спектакли популярнейших тогда Театра на Таганке, Ленкома. Раздражали попытки в «аллегорической форме высмеять советскую действительность». И даже то, что «моральная неустойчивость отдельных людей стала весьма желательной темой некоторых работников кино и театров».
КГБ реагировало на то, что вышел человек, размахивая флагом, а Пятое управление реагирует на нюансы. Нечто сходное сейчас есть с уйгурами в Китае, когда мониторинг электронных коммуникаций уйгуров призван в числе прочего фиксировать даже и «пренебрежительное отношение к мандаринскому языку». Вернувшись к методике пятого управления, можно сказать, что все остальные управления реагировали бы на вывешенный лозунг «Долой», и только 5-е управление — на пренебрежительное отношение. И вторая особенность — получается, что для 5-го управления интерес лежит в важных людях, то есть о лидерах общественного мнения. И поскольку с ними не так просто ссориться, то процесс профилактики как раз является самым лучшим, поскольку когда КГБ просит его не говорить этого, то только ненормальный будет это говорить. Григорьянц упомянул в качестве такого инструментария и «Литературную газету»: что приводит нас к мысли о подобной же роли и «Эха Москвы», вещающего за государственные деньги: « Я никак не могу понять разницы между вашими прогрессивными и реакционными органами, — ответила как-то Анна Ахматова на упреки, что первые ее стихи в годы «оттепели» появились в консервативной «Литературе и жизни», а не в либеральной, созданной для «работы» КГБ с интеллигенцией, «Литературной газете». Но суть в том, что такие лица были нужны, поскольку читать мысли на тот момент еще не научились, надо было реагировать по косвенным признакам. Синицин, работавший помощником Андропова по работе в Политбюро, дает еще такие сведения: «Сразу после своего прихода на Лубянку в 1967 году Андропов стал инициатором создания управления, которое могло бы в полном объеме, но более деликатно заниматься «сопровождением» идеологической работы партии.
Это подразделение сконцентрировало в себе и острые вопросы культуры, в том числе такие, какие, казалось бы, были весьма далеки от интересов секретной службы, — музыка и живопись. Родоначальником послевоенных репрессий и борьбы с музыкантами, которые не отвечали понятиям Сталина и серых партийных аппаратчиков о музыке, были сам вождь и Жданов. Они яростно громили современное им искусство Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и даже соплеменника Сталина Вано Мурадели, как «сумбур вместо музыки» [11].
В 1924 году управление сотрудничало с милицейскими подразделениями и следственным отделом. Вскоре эти органы объединили.
Через 8 дней были приняты соответствующие законодательные акты. Как известно, эта машина практически сразу начала работать в полноценном режиме. Достаточно вспомнить лишь только репрессии, которые проводились в СССР в 30-е годы 20-го века. Все это время, вплоть до 1954 года, органы государственной безопасности существовали в системе МВД. Безусловно, в организационном плане это было абсолютно неправильно.
В 1954 году было принято два решения высших органов власти, касающихся системы госбезопасности. В таком виде этот орган просуществовал аж до распада СССР. Зачем нужны тяжелые ракеты Сверхтяжелые ракеты-носители необходимы для изучения дальнего космоса. Обычные системы могут поднимать на орбиту спутники или оправлять на другие планеты небольшие зонды, однако серьезные экспедиции реальны только при наличии гиганта грузоподъемностью более 100 тонн, отмечают эксперты. При этом программа Роскосмоса может косвенно указывать на то, что у российского правительства появилось понимание долгосрочной программы освоения дальнего космоса.
Например, сверхтяжелая ракета позволит России осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу. Кроме этого, возможно активное участие России в международном проекте. Например, строительстве окололунной станции — Deep Space Gateway. Пока есть договоренность о том, что российские специалисты изготовят для проекта шлюз для выходов в открытый космос, однако в будущем участие нашей страны в проекте может расшириться. Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса» — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту.
Проект дорогой, однако на кону — космическое будущее России. Индивидуальный террор Вероятно, одной из самых устрашающих функций комитета, который с апреля 1959 года обрел статус ведомства при правительстве, стало индивидуальное преследование, а затем и ликвидация тех, кого советское государство считало своими врагами как внутри страны, так и за ее пределами. Одной из первых такой акций была ликвидация украинского националиста Степана Бандеры. Между тем первая акция, организованная двумя годами ранее против капитана советской разведки Николая Хохлова, провалилась. После разоблачительного выступления разведчика в западной прессе его попытались отравить при помощи радиоактивных элементов, однако тот выжил и даже был реабилитирован решением российского президента Бориса Ельцина.
Чудеса оружейного дела: ракета в кармане Как сделать керамбит нож из картонной коробки? Для изготовления керамбита ножа из картонной коробки, подойдет упаковка для подарочных конфет. Если такой коробки нет, возьмите упаковку от чая. Если склеить такой картон в несколько слоев, нож будет достаточно прочным. А вот упаковка для обуви может быть слишком мягкой.
Гофрированный картон может подойти для наклеивания выпуклых деталей. Схема курамбит из картона Сухопутные войска Германии Как и в любой другой армии мира, основной силой немецкой армии являются Сухопутные войска. Их общая численность значительно превышает количество всех остальных видов войск армии Германии. По состоянию на 2020 год, Сухопутные войска ФРГ состоят из следующих подразделений: 4 корпуса «быстрого развёртывания» НАТО: «Еврокорпус», АК БР НАТО, германо-голандский корпус и германо-датско-польский корпус; 5 оперативных групп, которые находятся в армейских корпусах Альянса: французский, испанский, итальянский турецкий и греческий корпуса; 5 дивизий и целый ряд различных частей и подразделений; Различные танковые дивизии и бригады; Горнопехотные и мотопехотные бригады; Бригады воздушно-десантные; Вертолётные полки, к которым относятся полки вертолётов огневой поддержки и полки лёгких транспортных вертолётов. На первый взгляд, численность и состав Сухопутных войск Германии в 2020 году достаточно внушительны.
Тем более, что многочисленные международные учения доказали, что современные отряды по своей боевой мощи и возможностям в два раза превосходят отряды 70-80-х годов, имевших такую же численность. Получается, что 5 дивизий, которые существуют в 2020 году, могут заменить собой 11 дивизий прошлых лет. Однако, последние события в Ираке показали ошибочность этих суждений.
Данная структура оставалась неизменной вплоть до 1991 года. Также ПГУ занималось организацией противодействия спецслужбам зарубежных государств на территории СССР и других социалистических стран. Этим же документом СВР была напрямую подчинена главе российского государства.
В настоящее время работа СВР России регулируется законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 года и положением о службе от 19 июля 2004 года. Согласно закону, СВР осуществляет свою деятельность "в целях обеспечения президента, Федерального собрания и правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях", а также содействует экономическому и научно-техническому развитию России. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
День рождения легенды – 13 марта был создан КГБ
По словам главы Комитета государственной безопасности, силовые структуры Белоруссии провели ряд острых чекистских мероприятий. С их помощью были предотвращены удары боевыми дронами из Литвы.
В середине апреля 1983г. Тем не менее Андропов навсегда останется в памяти народов нашей страны человеком, который не успел завершить очень многие свои начинания. Однако, поскольку с именем Андропова связывают, и совершенно справедливо, создание «идеологического» управления КГБ СССР, представляется необходимым подробнее рассказать об этом подразделении советской контрразведки. То самое, 5-е управление... Андропов, в структуре КГБ были образованы специализированные подразделения по борьбе с идеологическими диверсиями иностранных государств.
Хотя сам по себе этот термин представляется недостаточно четким, и речь, по сути дела, шла и идет о политических диверсиях, нередко облачавшихся в «деполитизированную» форму «идеологических» дискуссий и исканий. В то же время, на наш взгляд, нельзя согласиться со следующим утверждением Р. Медведева о том, что «понятие «идеологическая диверсия» с трудом поддается или не поддается вовсе однозначному определению». Тем более, что сам же он далее признает, что «в юридической литературе и комментариях к Уголовному кодексу РСФСР можно было прочесть следующее: «Идеологическая диверсия — это такие способы воздействия на сознание и чувства людей, которые направлены на подрыв, компрометирование и ослабление влияния коммунистической идеологии, на ослабление или раскол революционного и национально-освободительных движений и социалистического строя и осуществляются с использованием клеветнических, фальсифицированных или тенденциозно подобранных материалов как легальными, так и нелегальными путями с целью причинения идеологического ущерба» См. Идеологическая диверсия — оружие империализма. Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологическая диверсия рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим противником.
По нашему мнению, идеологические диверсии представляют собой подрывные акции в сфере политических отношений, осуществляемые методами и силами спецслужб иностранных государств. Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом. Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации. Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия. В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства. В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных.
Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания. Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР. Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес. Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу.
Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну... Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации. В 1965 — 1966гг.
В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации... Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия... В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление пятое , возложив на него функции: — организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии; — выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения совместно с органами МООП массовых беспорядков[3]; — разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом; — организации контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций. В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездоровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях... Коллегия исходила из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления. Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем»[4].
Как вспоминал Ф. Бобков, один из главных руководителей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого подразделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, «видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей... Необходимо постоянно сопоставлять данные контрразведки относительно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Такого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хотелось брать на себя неблагодарную задачу — информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго засекреченных, но и в открытых пропагандистских акциях противника»[5]. На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представление о задачах деятельности и назначении нового упраления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими аудиториями. Так, 23 октября 1968г.
В своем стремлении ослабить социалистические страны, союз между социалистическими государствами он идет на прямую и косвенную поддержку контрреволюционных элементов, на идеологическую диверсию, на создание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализма... В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недостаочного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдельных молодых людей. Они стремятся... Средства подрывной деятельности становятся более изощренными и замаскированными»[6]. Было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встречаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ориентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоровые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества. Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что...
Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и сегодня, несмотря на наши огромные успехи, не является понятием абстрактным»[7]. Интересующиеся читатели могут также познакомиться с выступлением Ю. Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей. Теперь, особенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них «эрозию», негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете ослабляли социалистическое общество. В этом плане немалые надежды возлагаются империалистическими силами на подрывную деятельность, которую империалистические заправилы осуществляют через свои спецслужбы.
В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: «В конечном счете мы должны не только проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, но и заботиться о конструктивных изменениях в странах социализма». Анроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей «Комитета «Радио Свобода»[9]: «Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным». Вообще, говорит он: «Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия. Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать». Далее председатель КГБ изложил план ЦРУ в этом направлении: «На первоначальном этапе предусматривается установление контактов с разного рода недовольными лицами в Советском Союзе и создание из них нелегальных групп.
На последующем этапе намечается консолидировать такие группы и превратить их в «организацию сопротивления», то есть в действующую оппозицию. Недавно некий Аллен фон Шарк в книге, посвященной борьбе против нашего государства, писал: «если государство то есть Советский Союз предпримет какие-либо шаги против подобного рода отщепенцев обратите внимание, — подчеркивал Ю. Андропов, — он сам называет их отщепенцами. Империалистическим разведкам неважно, что люди, которых они поднимают на щит, подонки и отщепенцы, важно, что это дает им повод лишний раз выступить с нападками на нашу систему, бросить тень на нашу партию, а в этом и состоит их главная цель. В последнее время органами КГБ проведены профилактические мероприятия в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма. На Украине, в Литве, в Латвии, в Армении ряд националистов привлечены к уголовной ответственности за откровенную антисоветскую деятельность.
Почти во всех этих случаях, как теперь признают сами виновные и профилактированные нами лица, их деятельность инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе... Только в прошлом году была выявлена и пресечена деятельность свыше 200 таких эмиссаров, направленных в Советский Союз для передачи своим подопечным инструкций, денег, средств тайнописи и печатной техники. Идеологическая диверсия осуществляется в самых различных формах: от попыток создания антисоветских подпольных групп и прямых призывов к свержению Советской власти есть еще и такие до подрывных действий, которые проводятся под флагом «улучшения социализма», так сказать, на грани закона»[10]. Конечно, можно попытаться оспорить подобные аргументы «из прошлого», указать автору на недопустимость использования в полемике приема «подавления авторитетом» известного политического деятеля. Тем не менее нам кажется, что в приводимых словах Андропова содержится большая доля историчеякой правды. В этой связи приведем еще ряд вполне доступных современному читателю источников, напрямую корреспондирующих с высказывавшимися Андроповым мыслями.
На вэб-сайте Фонда Форда — www. В 1950 — 1988 годах около 60 млн. На эти цели в 1989 — 1994гг. Подчеркнем при этом, речь идет о деятельности и расходах лишь одной из организаций, оргнизовывавшей «помощь» социалистическим странам, при этом само содержание такой «помощи» в «поддержке свободы слова» и так далее не расскрывается. А вот что писал по этому поводу в конце 2003-го О. Попов, ныне проживающий в США, активный участник «правозащитного движения» в СССР: «А может, действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что главный смысл их деятельности — это создание в стране инфраструктуры и атмосферы, благоприятных для проведения успешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны США?
Что же касается защиты прав, жизненно важных для подавляющего числа советских граждан, таких, как право на безопасность здесь и далее выделено у автора. В мае 1969г. Из этого следует, делает обоснованный вывод О. Попов, что «правозащитники» не рассматривали советский народ в качестве социальной базы своего движения. Более того, «обращение правозащитников за помощью к Западу привело к отчуждению и фактической изоляции их от народа и даже от значительной части интеллигенции, симпатизаирующей правозащитникам. Сами же правозащитники стали превращаться из неформальной ассоциации советских граждан, озабоченных нарушением законности в своей стране, в отряд некоего «всемирного правозащитного движения», в небольшую группу, получавшую моральную, информационную, а с середины 70-х годов материальную и политическую поддержку с Запада...
Замкнутые на себе, оторванные от народа и абсолютно чуждые его повседневным интересам и нуждам, эти группы не имели никакого веса и влияния в советском обществе, если не считать ореола «народного заступника», который стал складываться в 70-е годы вокруг имени А. По нашему мнению, стоит задуматься и над следующим признанием бывшего «диссидента»: «Я, автор этих строк, в течение нескольких лет собирал и обрабатывал материалы для правозащитных неподцензурных изданий.... И хотя я отвечаю за правдивость и достоверность приведенных в документах фактов, однако это обстоятельство не снимает с меня политической ответственности за фактическое участие на стороне США в идеологической и пропагандистской войне с СССР. Разумеется, правозащитники и диссиденты, включая автора этих строк, отдавали себе отчет в том, что подрывали имидж СССР и именно к этому стремились. Когда же выяснилось и это стало достоянием прессы , что в эту активность было вовлечено ЦРУ, президент Л. Джонсон приостановил ее»[13], и до середины 70-х годов шел поиск новых методов и подходов в подрыве социалистических государств как тут не вспомнить доктрину «наведения мостов», начало которой положил Д.
И тогда основной упор был сделан на гуманитарные проблемы, содержавшиеся в третьем разделе «корзине» Заключительного акта Европейского совещания по миру и безопасности в Европе август 1975г. Действия образованных вскоре после его подписания московской «Хельсинкской группы», как и «действия членов остальных советских Хельсинкских групп, — подчеркивает О. Попов, — носили антигосударственный характер»[14]. Администрацией Д. Картера, объявившего «защиту прав человека» центральным элементом своей внешней политики, в стратегию «борьбы с коммунизмом» был включен пункт о «поддержке борьбы за права человека в СССР и странах Восточной Европы». В 1977г.
Задача комитета — собирать информацию о нарушениях прав человека в СССР, доводить ее до сведения американского правительства, американской общественности и международных организаций и институтов, в первую очередь ООН, требовать от американского правительства и Конгресса принятия «соответствующих мер против СССР». Задачей образованной в 1983г. National Endowment for Democracy NED становится «оказание помощи всем, кто борется за свободу и самоуправление» в социалистических странах. Как отмечала недавно И. Куклина, зарубежные неправительственные организации НПО , ориентированные на «защиту прав человека в СССР», в условиях, когда «эти НПО могли опираться на постоянно совершенствующуюся систему государственной поддержки, это означало, что их деятельность, по сути, являлась продолжением государственной политики,... При этом подчас эта деятельность далеко выходила за пределы той самой «третьей корзины», ссылками на которую она непременно оправдывалась, представляла собой нарушение норм международного права и грубое и циничное вмешательство во внутренние дела суверенных государств».
Заканчивая на этом полемику по вопросу о содержании идеологических диверсий, возвратимся непосредственно к истории 5-го управления КГБ СССР. Помимо перечисленных отделов в штат управления входили секретариат, финансовый отдел, группа кадров и группа мобилизационной работы, а первоначальная общая численность его сотрудников составляла 201 человек. При этом предусматривалось также создание соответствующих подразделений — отделов — отделений — «на местах», то есть в республиканских комитетах, областных управлениях, в городских или районных отделах КГБ СССР. Начальниками управления за период его существования были А. Кадышев, Ф. Бобков с 23 мая 1969г.
Абрамов, Е. В августе 1969г. В июне 1973г. Последний совместно с ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб и центров и парализацией их деятельности. В июне 1977г. Отдел этот тесно контактировал свою работу с 11 отделом ВГУ, также занимавшимся борьбой с международным терроризмом.
На 12-й отдел 5-го управления была возложена задача обеспечения безопасности проведения массовых общественных мероприятий в Москве: фестивалей, форумов, разного рода конгрессов, симпозиумов и т. В феврале 1982г. В связи с образованием новых отделов штат управления к 1982г. Всего же, как вспоминал Ф. Бобков, по линии 5-го управления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников. В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек.
Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов[16]. При вполне понятном скептицизме в отношении подобных оценок в то же время следует признать, что он, этот «потенциально враждебный контингент», составлял ничтожное меньшинство населения страны. И при этом, безусловно, речь не идет о числе граждан, якобы взятых «на оперативный учет» точное их число давным-давно известно лицам, подобным В. Бакатину, Г. Якунину, О. Калугину, но не оглашается исключительно вследствие абсолютной «невыигрышности» этой цифры для противников КГБ.
Следует подчеркнуть, что фактически к сфере деятельности 5-го управления помимо решения вышеуказанных задач относилась также борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой статья 70 Уголовного кодекса РСФСР , и организационной антисоветской деятельностью статья 72. Как отмечал в этой связи Ф. Бобков, если до образования 5 управления, в 1956 — 1960 годах, за антисоветскую агитацию и пропаганду по статье 58 — 10 УК РСФСР 1928г было осуждено 4 676 человек, в 1961 — 1965гг. Сошлемся также на данные известного правозащитника С. Ковалева, отмечавшего по этому поводу, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 «Антисоветская агитация и пропаганда» и 190-1 «Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй» Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек. В то же время 18 декабря 1987г.
Но следует также отметить, что в их числе был и Затикян, осуществивший с единомышленниками известный террористический акт 8 января 1977г. Но в уже упоминавшейся книге Дж. Нередко ранее, да и сейчас еще, говорится о якобы преследовании «диссидентов» за инакомыслие, ущемление права на собственное мнение, свободу слова и распространения информации. Однако следует заметить нашим соотечественникам, что свобода слова и распространения информации вопреки широко распространенному, но ошибочному мнению отнюдь не безграничны. Оно может быть, следовательно, сопряжено с такими ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а для уважения и репутации других лиц; b для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»[19]. Еще более категорична на этот счет часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Она гласит: «Пользование этими свободами, поскольку это согласуется с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, предусмотренных в законе и необходимых в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или публичного порядка в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для защиты здоровья и морали, а также для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения утечки информации, полученной конфиденциально, или поддержания авторитета и беспристрастности правосудия»[20]. Возникавших в этой связи судебных ошибках. Отметим также и то обстоятельство, что и ныне, более чем через тридцать лет, вопрос этот также в полной мере не урегулирован российским законодательством. В той критике, которая звучала в последующие годы в адрес КГБ и лично в адрес Ю. Андропова, именно «идеологическая» составляющая в работе «органов» занимала главное место. В то же время, как справедливо отмечал Р.
Медведев, в многогранной работе Андропова «тема диссидентов» не была главной и единственной. Об этом со всей убедительностью свидетельствует и отчет КГБ за 1967г. Бывший начальник ПГУ Л. Шебаршин во многих своих интервью справедливо подчеркивал, что лишь менее одного процента чекистов были заняты «делами диссидентов»[21]. В первом, после Апрельского 1985г. Чебриков подчеркивал, что «не исключены факты антигосударственных действий отдельных враждебных нашему строю элементов, становящихся на такой путь под влиянием извне,...
Борьба с такими элементами ведется твердо, в полном соответствии с законом, но она носит характер не классового подавления, как это было в переходный период от капитализма к социализму, а защиты нашего государственного и общественного строя от преступных действий отдельных лиц». По поводу в то время активно ведшейся дискуссии о правах человека абсолютно справедливо и в соответствии с международно признанными стандартами того, да и сегодняшнего дня председателем КГБ подчеркивалось, что «использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества и государства, а также правам других граждан», а органы госбезопасности последовательно руководствуются принципом связи с массами, опоры на трудящихся. При этом В. Чебриков отмечал: «Противник наращивает ее идеологической диверсии. На переломе эпох: КГБ в годы перестройки 1985 — 1991 годы вошли в историю нашей страны под названием «периода перестройки». В этой связи значительный интерес представляет рассмотрение деятельности органов государственной безопасности в стремительно изменявшихся внутриполитических и международных условиях.
Чебриков подчеркивал, что в современных условиях «острие деятельности органов госбезопасности направлено против внешней опасности, против враждебных планов и замыслов империализма, разведывательно-подрывных акций его специальных служб и зарубежных антисоветских центров». Под мерами «иного характера» понимались контрразведывательные действия органов КГБ, ныне получившие официальное название оперативно-розыскной деятельности. Также было подчеркнуто, что «в Комитете разработана и последовательно осуществляется долгосрочная научно обоснованная программа действий по защите советского государственного и общественного строя от разведывательно-подрывной деятельности противника». Такая программа действительно существовала, но в условиях последующей утраты ясных ориентиров социально-экономического и политического развития общества страны она начала давать сбои, а впоследствии оказалась и вовсе ненужной и неактуальной, в чем, однако, по нашему мнению, заключается крупная политическая ошибка, приведшая в конечном итоге к распаду великого государства. А ныне нередко приходится слышать именно об отсутствии научно обоснованной стратегии и программы защиты безопасности личности, общества и государства, что самым неблагоприятным образом сказывается на эффективности деятельности как российских органов безопасности ФСБ , так и всей правоохранительной системы России. Касаясь непосредственных условий политической обстановки и работы КГБ, его председатель отмечал, что, «активизируя разведывательно-подрывную деятельность своих спецслужб против стран социализма, всех прогрессивных сил, империалистические государства стремятся придать ей тотальный характер.
В этих целях они используют разнообразные методы, весь арсенал средств «тайной войны», начиная с прикрытых «фиговым листком» филантропии... Им подчеркивалось, что попытки иностранных спецслужб и зарубежных центров по установлению «конспиративных связей с враждебными элементами в целях подталкивания их к антигосударственной деятельности и т. Эти действия неправомерны и с точки зрения международного права»[1]. В силу целого ряда причин, о которых будет сказано далее, в советском обществе в конце 80-х годов прошлого века сложилось неадекватное представление об истории, назначении и деятельности отечественных органов государственной безопасности, что находило свое отражение как непосредственно в выступлениях руководителей КГБ, так и в задававшихся им вопросах. Для объективного освещения всего круга проблем обеспечения государственной безопасности, как тогда именовалась национальная безопасность, руководством Комитета госбезопасности было принято решение более активно информировать широкие слои населения страны, разъясняя как особенности современного положения в СССР и в мире, так и задачи и вклад органов КГБ в решение возникающих перед государством проблем. Вследствие такого обстоятельства, как непосредственное руководство органами КГБ со стороны ЦК КПСС, а также прямых указаний Комитета госбезопасности и их партийных комитетов, как отмечалось в редакционном предисловии сборника «КГБ лицом к народу», содержание и сущность деятельности органов безопасности в условиях перестройки активно обсуждались как в чекистских коллективах — и это сущая правда, свидетельствую об этом как очевидец и современник, — так и народными депутатами, органами исполнительной власти, представителями различных общественных организаций и СМИ[2].
Следует сказать также и о той яростной информационно-пропагандистской атаке, которой органы госбезопасности СССР подверглись в конце 80-х годов. В ходе развернутой с 1987г. В то же время в информационной атаке на КГБ явно и сознательно игнорировались все правовые нормы, регламентировавшие их деятельность, грубо и целенаправленно искажались факты, возрождались и создавались новые информационно- пропагандистские мифы, призванные дискредитировать деятельность чекистов.
Также в структуре КИ работали два самостоятельных направления: "ЕМ" эмиграция и "СК" советские колонии за рубежом , а также шесть функциональных отделов оперативной техники, связи и т. В эти же годы для руководства разведкой за рубежом был введен институт главных резидентов, которыми, как правило, назначались послы или посланники. Однако уже 2 ноября 1951 года внешняя разведка была вновь возвращена в состав Министерства государственной безопасности и стала его Первым главным управлением. Данная структура оставалась неизменной вплоть до 1991 года. Также ПГУ занималось организацией противодействия спецслужбам зарубежных государств на территории СССР и других социалистических стран. Этим же документом СВР была напрямую подчинена главе российского государства.
Основными преемниками организации стали государственные органы безопасности бывших республик СССР. В перечень основных функций КГБ входили внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственных границ и руководителей КПСС , организация правительственной связи и борьба с инакомыслием. Комитет госбезопасности стал союзно-республиканским органом при Совете Министров, руководить им назначили генерал-полковника Ивана Серова. Инициатива создания новой структуры приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову.
100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.
Комитет государственной безопасности СССР | 5-е управление КГБ появилось только спустя 13 лет с момента создания комитета – в 1967 году. |
Развал Союза устроил КГБ | Много позже, когда КГБ уже в очередной (и не в последний) раз переродилось и превратилось в ФСК, газета. |
100 — летний юбилей!. от вчк до фсб: история органов госбезопасности ссср и россии
КГБ предотвратило удары с территории Литвы боевыми дронами по объектам в Минске и окрестностям. Об этом сообщил глава ведомства Иван Тертель. 13 марта 1954 создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 1978 — КГБ СССР). После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет.
Table of Contents
- История Службы внешней разведки РФ
- История возникновения и развития КГБ в СССР
- Сводки КГБ о «болевых точках» СССР утекали иностранным агентам
- What Is the KGB?
- КГБ СССР – последние новости –
Комментарии
- Популярное
- Читайте также
- Последние годы существования КГБ
- Как создавали КГБ
- Читайте также
Комитет государственной безопасности СССР
В КГБ Белоруссии сделали важное сообщение: | Более 8600 сотрудников КГБ появились в Telegram боте Вока Змагара @facement_bot. |
История возникновения и развития КГБ | КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год. |
Глава КГБ заявил о пресечении ударов боевыми дронами по Минску из Литвы | СмартПресс | В КГБ Белоруссии сделали важное сообщение. |
«От контрразведки до науки»: какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР — РТ на русском | Читайте подробнее на сайте РТ на русском. |
В КГБ Белоруссии сделали важное сообщение: | В 1958 году КГБ возглавил полковник Александр Шелепин. |