Таджики — древний народ, родственный персам, а Таджикистан — юное государство, возникшее в результате распада СССР. «До сведения посла была доведена обеспокоенность таджикской стороны приобретшими массовый характер необоснованными случаями отказа во въезде в Россию гражданам Таджикистана», — говорится в сообщении. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Памирцы и ягноби не отличались от таджиков. Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого.
Глубинка Таджикистана
Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. 12 Комментариев to “В отличие от таджиков “памирские трудовые мигранты и бывшие соотечественники с Памира стараются держаться в Москве вместе” ”. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры.
07. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ @okasca_history
Одной из самых интересных традиций является традиция гостеприимства. В гостях у памирцев можно почувствовать особую атмосферу — свежеиспеченный хлеб, чай, заваренный по старинным рецептам, цедровые орехи. Важно не забывать, что пригласив гостя, памирец обязуется защитить его жизнь и честь. Памирцы сохранили множество традиций, связанных с одеждой. Одежда памирцев защищает от холода, но также имеет символическое значение.
Например, каландар — это узорчатый платок, который покрывает голову. Он символизирует желание человека скрыть свои мысли и эмоции от других. Современный мир ставит перед памирцами новые вызовы, однако они продолжают сохранять свои уникальные традиции и культуру. Такие мероприятия, как праздники, могут являться отличным способом знакомства с этим замечательным народом и его традициями.
Что делает памирцев уникальными? Памирский народ — это уникальный этнос, который издавна живет в экстремальных климатических условиях. Однако не только суровость климата, но и культура, а также традиции, сделали памирцев такими, какие они есть. Памирцы обладают богатым культурным наследием, которое до сих пор переживает свой расцвет.
Они известны своими тканями, яркими нарядами, украшениями из семян баобаба и кускуса. Их мастерство вышивки и гобелена — просто бесподобно. Необычайно тесная связь с природой оставила отпечаток на культуре этой этногруппы. Так, например, у памирцев нет привычки утилизировать алюминиевые банки, они не принимают возможность использования пластика, предпочитая ему традиционные материалы.
Уникальность памирцев проявляется также в их архитектуре. Они строят дома в виде куполов, которые украшены различными цветами и другими растительными мотивами. Будь то крепость, замок или жилое строение — в нем всегда есть что-то, что является воплощением света и тепла. Возможно, самая удивительная черта, которая делает памирцев уникальными — это связь поколения со старшими.
Их язык и традиции передаются из поколения в поколение. И это, пожалуй, самая главная черта, которая выделяет памирцев как самобытный и уникальный народ. Современная жизнь памирцев Памирцы — уникальный народ, обладающий богатой историей и культурой. Они живут в горных районах Центральной Азии и знают, как приспосабливаться к жестким условиям жизни в горах.
Ислам играет значительную роль в их жизни и культуре. Таджики отличаются своей гостеприимностью и традиционными ценностями. Одной из особенностей таджикской культуры является также высокая ценность, которую они придают семейным узам. Семья играет важную роль в жизни таджиков, и члены семьи обычно тесно связаны. В течение многих столетий таджики развивались в окружении различных народов и культур, что влияло на их язык и обычаи. Однако они сохраняют свою идентичность и уникальные черты, делая их отдельным этносом. Культура и традиции Памирцы: У памирцев богатая и уникальная культура, которая формировалась веками.
Одним из важных элементов памирской культуры является приверженность традициям и обычаям, передаваемым из поколения в поколение. Памирцы придают большое значение семье и достоинству личности. Традиционная одежда памирцев отличается яркими цветами и узорами. Женщины носят платья, украшенные вязаными элементами, золотыми украшениями и платками на голове. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «чахона». Памирцы также известны своим музыкальным наследием. Они играют на таких инструментах, как рубаб, сетор и гитара сарод.
Местные песни повествуют о любви, природе и исторических событиях. Традиции памирцев включают такие обычаи, как гостеприимство, трактовка гостей, свадьбы и другие праздники, а также уход за старшими и уважение к авторитету. Таджики: Таджики имеют богатую историю и культуру, которая была сформирована под влиянием таких народов, как персы, монголы и русские. Традиции и обычаи таджиков также передаются из поколения в поколение и являются важной частью их культурного наследия. Традиционная таджикская одежда отличается своей красотой и яркостью. Женщины носят яркое и украшенное платье, украшенное вышивкой и камнями. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «курта» и «чалма».
Музыка также играет важную роль в культуре таджиков. Они исполняют народные песни на таких инструментах, как рубаб, сетор и дойра. Таджики славятся своими виртуозными музыкантами и народными артистами.
Пропуск в Горный Бадахшан На чем ехать Многие туристы едут в Бадахшан на собственных автомобилях — это в основном богатые пенсионеры из стран первого мира. Можно встретить путешественников на велосипедах и даже идущих пешком с грузовым ишаком как известная Аня «А чего дома сидеть? Для тех, кто не хочет неделями крутить педали или подгонять ишака от Душанбе до Хорога, столицы таджикского Бадахшана, ходит «общественный» транспорт. Место в семиместном джипе стоит 300 сомони 31 доллар. Ехать до Хорога придется весь день, но машины регулярно останавливаются на перекусы и обед. Так что поездка вполне терпимая, если вам не попадется упитанный сосед. Дорога изобилует потрясающими видами, например на Нурекское водохранилище. После того как тракт выходит к Пянджу, начинается самый красивый его отрезок — вдоль границы с Афганистаном. Смело просите водителя останавливаться в самых красивых местах — местные пассажиры не будут возражать. Кроме того, туристы побогаче могут арендовать джип на весь маршрут. Учтите, что в районе Мургаба трафик совсем слабый и есть риск простоять в ожидании попутной машины несколько дней. Есть легенда, что солдаты Александра Македонского оставили на Памире свой генетический след. Дети вдоль дороги предлагают нанизанные на прутики местные фисташки — мелкие, как семечки, и очень вкусные. Памирские дети После Куляба на тракте начинаются многочисленные блокпосты, на которых водитель через рукопожатие передает солдатам мелкие, но обязательные взятки. А они, в свою очередь, не очень придирчиво проверяют документы. Но без пермита в Горный Бадахшан не пропустят практически наверняка. Блокпост на памирском тракте Хорог — столица таджикского Бадахшана В городе создали роскошную для этих мест инфраструктуру: городской парк, больницу и университет. В Хороге даже есть аэропорт, один из самых высокогорных в мире. Все это богатство создано и поддерживается Фондом Ага-хана. Хорог — столица таджикского Бадахшана Ага-ханы — духовные лидеры самого либерального течения в исламе — исмаилизма. Фонд Ага-хана занимается благотворительностью и гуманитарными проектами, особое внимание уделяя Бадахшану, где живет одна из крупнейших в мире общин исмаилитов. Нестрогость исмаилизма заметна и стороннему наблюдателю: женщины в Бадахшане ходят с непокрытой головой в отличие от Душанбе или юга Таджикистана , мулл и мечетей нет — молятся дома, в магазинах продают алкоголь. В Хороге находится консульство Афганистана, единственное на территории бывшего СССР, где легко давали визы без приглашений и писем.
Ездят на снегоходах, используют генераторы и бензопилы. Даже легковой автомобиль видела в стойбище. Видимо, проехали летом, когда в лесу было сухо. Ханты живут в глухой тайге вдалеке от цивилизации. Несколько деревянных избушек, до которых добираться надо на снегоходе или вездеходе от ближайшего посёлка. Расстояние — около 100 километров. Их быт устроен немного по-другому по сравнению с ханты с Ямала, которые кочуют и живут в чумах... Несколько месяцев потребовалось инженерам, чтобы определить, в каком направлении его следует «ремонтировать» если можно так называть дистанционную работу. И вот теперь получены первые данные, которые дают надежду на возобновление работы аппарата. В далеком-далеком космосе… Запуск аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» состоялся в 1977 году. Предполагалось, что зонды отправятся в четырехлетнюю миссию, чтобы пройти мимо Сатурна и Юпитера... Все потому, что многим он знаком лишь по одной фразе: Цель оправдывает средства. Дескать, для политической цели можно пожертвовать чем угодно. На самом деле, мудрость этого философа простирается гораздо дальше.
Глубинка Таджикистана
Отличает памирцев от таджиков и язык. Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ПАМИРСКИХ НАРОДОВ ОТ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ Все гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы – это таджики.
Так... Чем же отличаются Памирцы от Таджиков????? и почему мы не объединяемся?????
Они добавляют в него лук и резьбу и предпочитают использовать коровье мясо. Памирцы также известны своими маринованными и солеными овощами, такими как помидоры, огурцы и капуста. Они готовят их с использованием специальных рецептов и методов консервации, передаваемых из поколения в поколение. Одежда и украшения Одежда и украшения являются неотъемлемой частью культуры памирцев и таджиков. Они отражают традиции и историю народа, а также служат средством самовыражения и выражения национального самосознания. Памирцы изготавливают прочные и удобные одежды из шерсти животных, таких как волы и козы, чтобы защититься от холода и суровых климатических условий горных регионов. Таджики же предпочитают легкую и узорную хлопчатобумажную одежду, которая идеально подходит для жаркого и сухого климата центральной Азии. Кроме того, памирцы и таджики старательно украшают себя различными украшениями, такими как браслеты, ожерелья, серьги и колечки. Эти украшения обычно делаются вручную из металла, камней и драгоценных металлов и служат как символ статуса, красоты и богатства. Жизнь в горных условиях Первое, с чем сталкиваются люди, живущие в горах, это высокая высота.
Горные регионы обычно находятся на высоте более 1500 метров над уровнем моря, что влияет на работы органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Жители гор вырабатывают особую адаптацию, которая позволяет им выживать и приспосабливаться к таким условиям. Кроме того, горы характеризуются крайними температурами. Это требует от жителей горных регионов умения справляться с такими экстремальными условиями и использовать соответствующую одежду и экипировку. Горные районы также славятся своей красивой и непредсказуемой природой. Это прекрасная возможность для людей, живущих в горах, наслаждаться живописными пейзажами, проводить время на свежем воздухе и практиковать активный образ жизни. Горы являются прекрасным местом для занятий горным туризмом, альпинизмом, горными лыжами и другими видами экстремального спорта. Жизнь в горных условиях также предлагает уникальные возможности для сельского хозяйства. На специфических высотах и крутизне горных склонов, люди находят способы использовать ограниченное пространство для выращивания пищевых культур и разведения скота.
Они разрабатывают инновационные системы орошения, террасирования и другие приемы, чтобы получать урожай в трудных условиях. Таким образом, горные регионы играют важную роль в снабжении продовольствием и создании устойчивой экономики. Напротив, жить в горах может быть проблематично. Одной из главных проблем является доступ к услугам и возможностям, которые часто ограничены в отдаленных горных районах. Не всегда есть достаточное количество медицинских услуг, школ, транспортных средств и других необходимых ресурсов.
Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности». Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами. Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам. Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет. Этой общности присущи все признаки этноса [2]. Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорог и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку. До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде ещё не было.
То есть де-юре она автономна, но степень этой автономности очень низкая. Центральные власти усиливают давление на нее с помощью административных рычагов, прежде всего через назначение главы области, руководителя силовых структур. Население хочет ту степень автономности, которая предоставлена Конституцией Таджикистана. Это выливается в те или иные столкновения. Это привело к тому, что центральная власть зачем-то стала применять силу для разгона митингующих, к сожалению, есть погибшие, — сообщил специалист. По его словам, выступления местного населения в защиту прав и свобод в Таджикистане происходят регулярно, особенно в Горно-Бадахшанской автономной области. Выступления за соблюдение уровня автономности проходят регулярно. С точки зрения населения там нет ничего нового, но с точки зрения властей — есть. Последовавшая реакция со стороны правительства была, безусловно, жесткая, давно не было такого, чтобы было целенаправленно отдано распоряжение стрелять по населению, — добавил политолог. Бурнашев полагает, что существует несколько сценариев развития ситуации. Вполне возможно, что протесты могут пойти на спад — это оптимальный сценарий для Душанбе. Другой сценарий может быть связан с тем, что степень недовольства будет сохраняться и население так же, как и раньше, будет выходить с требованиями, чтобы голос был услышан, но это всё же вариант стабилизации.
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
Больше по теме 53 На территории современного Таджикистана, а также частично Афганистана, Пакистана и Китая, в горных областях Памира и Гиндукуша, проживают так называемые памирские народы. Соседние народы применяют к ним слово «памири», то есть «памирцы». Но этот термин относится не к одному народу, а к нескольким родственным и самостоятельным. Памирцы говорят на языках восточноиранской группы индоевропейской семьи. Это самостоятельные языки. Но также они обычно владеют таджикским это вариант персидского языка фарси , урду и дари. Говорят они на них потому, что это государственные языки стран, в которых памирцы проживают. Ну, и просто людей, владеющих ими, значительно больше.
Общая численность памирцев составляет около 300 тысяч человек. Это, конечно, мало, учитывая многонаселённость вышеназванных стран. Да к тому же надо учесть, что это цифра ВСЕХ представителей памирских народов. А не какого-то одного.
Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.
Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки».
Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры.
У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья. Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу.
Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара. Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов. Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани 893-907 основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики — сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама.
Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации — ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом. А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности. В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви. Она тоже очень активно пропагандировала наследие древних персидских империй Ахеменидов, Аршакидов парфян и Сасанидов, припадала к зороастрийским духовным истокам. Само официальное название страны Иран происходит от Ариана — страна арийцев.
Они отличаются своей уникальной культурой, традициями и образом жизни. Их история насчитывает несколько тысячелетий и связана с географическим положением этого народа. Памир — это горный массив, расположенный в Центральной Азии, который высотой превышает 7 тысяч метров. Именно здесь живет этот народ, который всегда был отрезан от остального мира из-за своей географической изоляции. Они обладают богатым культурным наследием, которое сформировалось под влиянием множества народов: таджиков, уйгуров, монголов, пахтунов и душанбинцев.
Среди наиболее известных культурных достижений памирцев можно отметить: национальные ковры, украшения и одежду, а также музыку и танцы. Уникальная культура памирцев связана с традициями и обрядами, которые практикуются в этом регионе многие века. История этого народа отличается своей уникальностью и влияет на все аспекты жизни памирцев. Традиции памирцев тесно связаны с природой и климатом, что формирует особенности их культуры и повседневной жизни. Особенности жизни памирцев связаны с адаптацией к жестоким условиям горной местности и требованиями национальной культуры. Памирцы — народ с уникальной культурой Памирцы — это уникальный народ, который можно встретить в горных регионах Центральной Азии. Их культуру можно сравнивать с бриллиантом, который медленно, но уверенно вырывался из-под земли и только относительно недавно в полной мере раскрыл свою красоту для остального мира. Несмотря на украшения, шелк и золото, которые представляют собой главные символы культуры памирцев, их история и традиции также заслуживают внимания. Этот маленький народ рассказывает нам о тайнах истории самых древних цивилизаций мира. Культура памирцев удивляет своей глубиной и неповторимым характером.
Они почитают своих предков и бережно сохраняют свои традиции, которые передают из поколения в поколение. Одежда: памирцы отличаются своими национальными костюмами, которые символизируют многовековую историю их народа. Еда: кухня памирцев также заслуживает внимания, она тесно связана с местными продуктами и приготовлением на огне. Музыка: это смесь индийской, персидской и тюркской музыкальных традиций. Музыкальные инструменты, такие как дутар, ситар, дойра, добавляют восточный колорит к этой культуре. Культура памирцев — это жемчужина азиатского континента. Она заслуживает уважения и наслаждения со стороны всех тех, кто стремится познакомиться с многоликой историей мира и проникнуться уважением к иному и необычному. Они отличаются уникальной культурой и традициями, которые передаются из поколения в поколение. Одной из самых интересных традиций является традиция гостеприимства. В гостях у памирцев можно почувствовать особую атмосферу — свежеиспеченный хлеб, чай, заваренный по старинным рецептам, цедровые орехи.
Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц
Таджикский язык это западноиранский а Памирские языки это Восточно-... Отвечает Яна Миронова 27 мая 2022 г. Она вообще мало похожа на среднеазиатскую. Так, памирцы практически не едят плов, зато обожают жареную... Отвечает Андрей Агаларов Памирские таджики «гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики — группа народов, населяющая области Западного Памира Горный Бадахшан , разделённого... Отвечает Покрас Профит Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко... Веками узбеки убивали таджиков, а таджики узбеков. А туркмены занимались... Отвечает Николай Левашов Чаще всего эту народность путают с таджиками, но они абсолютно другие и внешне, и исторически, и ментально.
Сами же они считают себя...
Самая крупная река — Пяндж, протекающая по границе с Афганистаном, принимает с правой стороны притоки: Гунт, Бартанг, Шах-дара, Язгулем и Ванч, пробивающие в скалах глубокие русла. История Территория современного горного Таджикистана в древности входила в северную и южную области сложения таджикского народа.
Современный Куляб, Дарваз и Каратегин, долины Вахша и Кафирнигана, расположенные к югу и юго-востоку от Зеравшанского и Гиссарского хребтов входили в Южную область сложения таджикского народа и относились к древней Бактрии — Тохаристану, северные же районы — верховья Зеравшана — входили в северную область сложения таджикского народа и составляли часть Согда. Южные и юго-восточные районы до 60-х годов XIX в. Малая доступность благоприятствовала сохранению независимости бывших здесь княжеств.
Их правители вели беспрерывные войны друг с другом и с соседями, захватывали земли, беспощадно грабили народ. В конце 60-х годов над Бухарским ханством был установлен протекторат царской России. Царское правительство помогло эмиру присоединить к ханству полусамостоятельные владения.
К началу 1870 г подчинились Бухаре Гиссар и Куляб. В итоге было покончено с независимостью Каратегина и Дарваза. Присоединенные горные владения были разбиты на бекства : Гиссарское с администартивным центром Гиссар и летней резиденцией беков, крупным центром многих ремесел, — г.
Власть местных правителей была ликвидирована и в каждом владении назначен бек. Положение таджиков было бедственным. Росли налоги, многочисленные повинности, беззаконие на местах что приводило к частым волнениям.
Правительство России не ограничивало произвол эмира и его чиновников. Северная часть региона верховья Зеравшана до середины XIX в. В административном отношении она была разделена на семь полузависимых бекств : Фарабское, Магианское, Фальгарское, Фанское, Ягнобское и Матчинское.
Беки распоряжались в своих владениях самостоятельно и вели междоусобные грабительские войны. Их зависимость от эмира ограничивалась лишь ежегодным сбором и сдачей подати в бухарскую казну. После поражения Бухарского эмирата русскими войсками, начинается период полной самостоятельности бекств.
Усилилась борьба и вражда между ними. В 1870 го верховья Зеравшана были присоеденены к России, в результате его была ликвидирована политическая раздробленность и созданы нормальные условия для роста и развития народного хозяйства, расширения экономических связей с другими районами Средней Азии. До установления Советской власти горный Таджикистан продолжал оставаться страной полного бездорожья и единственными путями сообщения были горные тропы через перевалы и ущелья.
Край был оторван от экономически и культурно более развитых районов, расположенных на равнине, что задерживало его развитие. Малоземелье, большие налоги, нехватка хлеба приводили к тому, что ежегодно сотни безземельныхи малоземельных крестьян отправлялись на поиски дополнительных заработков, а также промышленных товаров в крупные города Средней Азии -Коканд, Ташкент, Бухару и Самарканд. Горцы привозили различные ткани как кустарные, так и фабричные, хлопок, изделия из железа, посуду.
Продукты и товары из городов привозились в горы и приезжавшими туда торговцами. Торговые связи существовали и внутри самого горного Таджикистана. Обычным был натуральный обмен, деньги мало распространены.
Быт изменялся очень медленно. После Октябрьской революции и установления в крае Советской власти были приняты меры по восстановлению разрушенного хозяйства. Население было освобождено от сельскохозяйственного налога, широко проводилось кредитование неимущих хозяйств, увеличился ввоз промышленных товаров, восстанавливалась ирригация, улучшались пути сообщения.
Важное политическое значение имело внедрение в жизнь законов о раскрепощении женщин и всеобщем обучении. Таджики постепенно начали развивать свое народное хозяйство и культуру. Широкова 1976: 15-18 Читайте также: Что значит несовместимость лекарств Поселение и жилище Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности.
Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур.
Географическое положение Памирцев влияет на их образ жизни и экономическую деятельность. Вследствие суровых климатических условий и труднодоступной местности, они ведут полуседентарное или кочевое пастушеское хозяйство. В отличие от низинных таджиков, Памирцы имеют свои традиционные обычаи и образ жизни, связанные с выживанием в условиях горной местности. Язык Памирцев также отличается от таджикского языка. Памирский является диалектом таджикского языка, однако в нем сохраняется ряд особенностей и архаических элементов. Это связано с изолированностью региона и меньшим влиянием внешних языков.
Памирцы имеют свою национальность, отличающуюся от таджиков. Они считаются одной из отраслей евразийской расы и имеют более андроидную структуру лица по сравнению с другими таджиками. Также Памирцы отличаются своими традиционными нарядами и узорами, которые играют важную роль в их культуре. Читайте также: Как правильно говорить все образуется или все образумится Религия является одним из важнейших аспектов их культуры. Памирцы исповедуют ислам, однако они смешивают его с древними восточными верованиями и обычаями, что придает их вере синкретический характер. Этот синкретизм отражается как в обрядовой практике, так и в священных текстах, которые хранятся и передаются в традиционной форме. Таким образом, памирцы являются уникальной национальной группой, которая отличается от таджиков в различных аспектах: географии, языка, национальности, религии и культуры. Их особенности и традиции делают их одним из наиболее интересных объектов изучения этнической антропологии и социологии в регионе Восточного Памира.
Таджики: преобладание суннитского ислама Таджики — народ, проживающий в Центральной Азии. Они имеют свои уникальные традиции и отличаются от других национальностей региона. Одно из важных отличий таджиков заключается в их религии — исламе. Большинство таджиков исповедуют суннитскую ветвь ислама. Сунниты являются наиболее распространенной группой в мусульманском мире и следуют учению Пророка Мухаммада. Ислам проникал на территорию современного Таджикистана еще в VII веке и с тех пор стал неотъемлемой частью жизни таджикского народа. Распространение ислама в Таджикистане можно объяснить географическими и историческими факторами. Территорию современного Таджикистана населяют в основном таджики, которые именно являются прихожанами суннитского ислама.
Более грубая дорога соединяет Хорог с Ваханом через афганскую границу. Построенный в советские годы аэропорт «Хорог» обслуживается авиакомпанией «Таджик Эйр» и является одним из самых высокогорных аэропортов мира. Он имеет пассажирское авиасообщение с международным аэропортом Душанбе. Фонд Ага-Хана также планирует построить в аэропорту «Хорог» новую взлетно-посадочную полосу.
Она известна под термином «Большая игра» «The Great Game». Британская империя стремилась обезопасить индийские колонии от возможных завоевателей, в то время как Россия желала наладить торговлю и открыть рынок для хлопка, который был необходим российской промышленности. Одним из этапов «Большой игры» стал так называемый «Памирский кризис» 1880-1890гг. В период этого кризиса как Российская, так и Британская империя активно снаряжали топографические экспедиции на Памир, чтобы тщательно изучить неизведанную территорию, быт и культуру проживающих там народов.
Именно в это время экспедицией В. Ошанина была обнаружена нижняя часть ледника, который позднее был назван в честь А. Этот ледник, расположенный на территории ГБАО, является самым большим на Памире, а его площадь достигает 700 км2. Бобринский — прямой потомок российской императрицы Екатерины Великой, правнук Алексея Григорьевича — внебрачного сына Екатерины и графа Григория Орлова.
Памирский таджик что значит
Памирские народы | В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. |
К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли | Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого. |
Таджикистан от Ферганской долины до Памира | У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. |
Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм. — Путешественник в естественной среде обитания | Памирские таджики в Москве провели субботник на могилах Шириншох Шотемура и Нусратулло Махсума | Новости Таджикистана ASIA-Plus. |
Таджикистан. Памир. — DRIVE2 | Граница, которая разделила памирские народы между Таджикистаном и Афганистаном. |
Глубинка Таджикистана
Pamir Daily | Актуальные новости Памира. Всего памирцев насчитывается около. Сравнение культуры, традиций и особенностей памирцев и таджиков. Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы, чем отличаются от таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам. У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. В то же время отметить какие-либо отличия узбеков от горных таджиков и памирских народов в головном указателе не удается. Чем памирцы отличаются от остальных таджиков. Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы, чем отличаются от таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам.
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом. В отличие от низинных таджиков, Памирцы имеют свои традиционные обычаи и образ жизни, связанные с выживанием в условиях горной местности. Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков. Таджики являются основной этнической группой на большей части территории Таджикистана, а также в северном и западном Афганистане, хотя таджиков в Афганистане больше, чем в Таджикистане.
Кто они - эти памирцы ?
Потомки воинов Александра Македонского Сегодня «крыша мира» поделена между тремя государствами: Таджикистаном, Афганистаном и Китаем. Хотя формально народности таджикского Памира или Горно-Бадахшанской автономной области и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии. Даже внешне памирцы совсем не похожи на таджиков. Среди них попадаются голубоглазые и светловолосые. Сами жители Горного Бадахшана любят объяснять этот парадокс достаточно спорной версией: дескать, они — потомки воинов армии Александра Македонского, который действительно побывал в этих краях. Памирские женщины очень красивы и достаточно независимы. Они никогда не носили паранджу и отнюдь не приучены раболепно подчиняться своему мужу. Местная пища также очень мало похожа на среднеазиатскую.
Так, памирцы практически не едят плов, зато обожают жареную картошку с мясом. Местный чай напоминает скорее суп: в него добавляют соль, масло, молоко и грецкие орехи. Достаточно терпимы бадахшанцы и к алкоголю: практически в каждом доме гостю здесь предложат самогон из тутовника. В окружении гор на китайском Памире Фото: Игорь Ротарь Гостеприимство обитателей Горного Бадахшана просто поразительно: любого путника бесплатно пустят на ночлег в любом деревенском доме и от души накормят всем, что «бог послал». Автомобильное движение между кишлаками очень редкое, а наиболее отдаленные небольшие поселения и вовсе не доступны на машине. Автобусное сообщение здесь отсутствует еще с советских времен, а попутку приходится ждать часами зато любая машина подберет путника. В этом есть свои плюсы: можно путешествовать между кишлаками пешком, наслаждаясь великолепными видами гор.
А о ночлеге и еде, как говорилось выше, не стоит беспокоиться. Итак, Памир совершенно не похож на Таджикистан, да и вообще страну с мусульманской культурой. Местные мазары могилы мусульманских святых поразительно напоминают буддийские сакральные монументы. Есть тут и древние буддийские ступы. И это неудивительно: ведь Памир непосредственно граничит с индийскими Гималаями. Согласно одной из версий название «Памир» истолковывается как подножье Митры ведического и индоиранского божества. Исмаилитские мазары очень похожи на буддийские святыни Фото: Игорь Ротарь Дома исмаилитов тоже разительно отличаются от таджикских.
Дом должен быть моделью вселенной в миниатюре. Обязательный архитектурный элемент — пять столбов. В империи наместника Бога Духовный лидер исмаилитов, «наместник Бога на земле» Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты.
Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту. Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане.
Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Бадахшана были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних бадахшанцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в.
В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.
Широко почитаемый при жизни и после смерти Насир Хосров стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик.
В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии , язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев , язгуламцев , рушанцев , бартангцев , шугнанцев , сарыкольцев , ваханцев , ишкашимцев , сангличцев , мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности». Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами.
Как сказал собеседник, и в местных языках и диалектах тоже легко запутаться. Вместе с таджикским, дари и фарси они относятся к иранским языкам. Но в то же время существенно различаются. Вторым отличием народов Горного Бадахшана от остального населения Таджикистана, по словам студента, оказалась форма ислама. Подавляющее большинство памирцев являются шиитами-исмаилитами. Ислам можно условно разделить на две крупные ветви — суннитов и шиитов. Различаются они подходом к преемственности в исламе. Сунниты признают первых четырех халифов после основоположника этой религии пророка Мухаммеда Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али , а шииты чтят только последнего из этой четверки — халифа Али, который является у них первым из 49 почитаемых имамов.
Исмаилиты — это одна из ветвей ислама шиитского толка. До принятия ислама они были зороастрийцами и буддистами. Главой исмаилитов считается Ага-Хан — имам назаритов, самой крупной исмаилитской общины. Это 49-й по счету имам назаритов. Можно вместо этого просто пожертвовать какие-то средства.
Они создают уникальные и красивые изделия, которые являются популярными среди туристов. В целом, памирцы — это уникальный этнический народ, который имеет свои своеобразные особенности в языке, культуре, религии и традициях. Их уникальное наследие вносит значительный вклад в общую культуру Таджикистана. Таджики Таджики языково и культурно тесно связаны с другими памирскими народами, такими как памирцы, юзбеки, хазардаги и другими. Однако существуют и определенные различия между этими группами. Таджики — мусульмане суннитского толка, как и большинство жителей Таджикистана. Ислам играет значительную роль в их жизни и культуре. Таджики отличаются своей гостеприимностью и традиционными ценностями. Одной из особенностей таджикской культуры является также высокая ценность, которую они придают семейным узам. Семья играет важную роль в жизни таджиков, и члены семьи обычно тесно связаны. В течение многих столетий таджики развивались в окружении различных народов и культур, что влияло на их язык и обычаи. Однако они сохраняют свою идентичность и уникальные черты, делая их отдельным этносом. Культура и традиции Памирцы: У памирцев богатая и уникальная культура, которая формировалась веками. Одним из важных элементов памирской культуры является приверженность традициям и обычаям, передаваемым из поколения в поколение. Памирцы придают большое значение семье и достоинству личности. Традиционная одежда памирцев отличается яркими цветами и узорами. Женщины носят платья, украшенные вязаными элементами, золотыми украшениями и платками на голове. Мужчины предпочитают носить традиционное платье «чахона». Памирцы также известны своим музыкальным наследием. Они играют на таких инструментах, как рубаб, сетор и гитара сарод. Местные песни повествуют о любви, природе и исторических событиях. Традиции памирцев включают такие обычаи, как гостеприимство, трактовка гостей, свадьбы и другие праздники, а также уход за старшими и уважение к авторитету. Таджики: Таджики имеют богатую историю и культуру, которая была сформирована под влиянием таких народов, как персы, монголы и русские. Традиции и обычаи таджиков также передаются из поколения в поколение и являются важной частью их культурного наследия.