В годы Протектората Англия добилась новых внешнеполитических успехов. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПРОТЕКТОРАТ О. КРОМВЕЛЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Т.Б. МАКОЛЕЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология».
Режим протектората в Англии в XVI —XVII в.
На колониях также выращивали редкие для Англии товары - чай, сахар, тростник, добывали уголь, золото и каучук. В ходе 7 колониальных кампаний Северо-Американская, Южно-Американская, Индийская, Южно-Африканская, Ближне-Восточная, Ост-Индийская были получены территории почти половины мира, а вместе с этим к Британии прибавилось достоинство. Основным ресурсом добываемым из этих колоний являлся золото, необходимое для создания украшений и протезов. В 1781 году 13-ть колоний отделились от Великобритании.
Цель внешней политики протектората заключалась в завоевании страной преобладания своей торговли во всём мире и в создании могучей британской колониальной империи. Как уже говорилось, в 1654 году Кромвель заключил мир с Голландией, тем самым принудив её признать «Навигационный акт», изданный протектором ещё в 1651 году. Договор Англии с Данией помог английским купцам в торговле в Северном и Балтийском морях, с Португалией — торговлю в Индии и Индонезии. В 1656 году Кромвель вместе с Францией начал вести войну против Испании для того, чтобы захватить её колонии в Америке[4]. У протектора была удавшаяся внешняя политика; это подтолкнуло к примирению с так называемым «узурпатором» крупных буржуазных слоёв, желавших только лишь для большей стабилизации отнятой власти сделать из Кромвеля монарха, поставить крест на роялистских заговорах и вмешаться в государственное управление армейских представителей[4]. Второй парламент и падение протектората 17 сентября 1656 года открылся второй парламент протектората. За этим следили генерал-майоры, однако на выборах оказалось много радикальных элементов, и Государственный Совет отвёл около 100 депутатов-республиканцев, которые были неугодны Кромвелю. Первый акт нового парламента заключался в полном уничтожении режима генерал-майоров.
Затем палата поставила вопрос о переделывании самой верховной власти — 25 марта 1657 года парламент спецголосованием за — 143, против — 63 принимает Смиренную петицию; в ней предполагалось «просить Кромвеля принять титул короля». Палата предоставила аргументы к своему предложению: «Титул протектора совершенно неизвестен английскому праву, в то время как сан короля существовал в течение многих столетий». В этом и проявилось желание буржуазии и дворянства — то есть восстановление в Англии монархии[4]. За счёт давления верхушки офицеров, которая не желала мириться с прекращением своего влияния в государстве, Кромвель отказался от почётного титула короля Англии. Однако это не перегородило путь парламенту — напротив, характер его власти принял фактически королевский вид. Титул протектора объявили наследственным в семье Кромвеля. Верхняя палата восстанавливалась в составе не более 70 и не менее 40 назначенных протектором членов, причём пожизненно. И снова, только уже не первый, а второй, парламент не пожелал стать орудием в руках Кромвеля.
Депутаты в парламенте не стали вотировать новые налоги, зато они затеяли спор о правомочиях верхней палаты. Весной 1658 года протектор спешно распустил и этот парламент[4].
Режим Кромвеля вскоре стал непопулярен. Было введено строгое соблюдение протестантизма, театры были закрыты, как и пивные. Военные неудачи в войне против Испании подорвали его репутацию за границей, и Англия была в значительной степени изолирована от своих европейских соседей, которые боялись, что революция распространятся на континент. Однако Оливер Кромвель был сильным лидером: он представлял собой мощную фигуру, пользовался широкой поддержкой особенно со стороны армии Нового образца и обладал железной хваткой. Когда он умер в 1658 году, власть перешла к его сыну Ричарду.
Ричард оказался не таким опытным, как его отец. Парламент и армия Новой модели стали все более подозрительно относиться к намерениям друг друга, и атмосфера становилась все более враждебной. В конце концов, под командованием Джорджа Монка армия отстранила Ричарда от власти — он мирно сложил с себя полномочия лорда-протектора. Это открыло путь к возвращению изгнанного сына-тезки Карла I; появилась возможность для возвращения монарха. Парламент начал переговоры с молодым Карлом, чтобы вернуть его на трон при условии, что он согласится на определенные уступки. Карл, который был немного более гибким, чем его отец, согласился и был коронован в 1660 году.
С Нидерландами: В период протектората Кромвеля произошла серия военных конфликтов между Англией и Нидерландами, известных как Англо-голландские войны. Эти конфликты были связаны с конкуренцией за торговлю и колониальное влияние. С Испанией: В 1655-1660 годах Англия вела войну с Испанией, которая была частью более обширной Спано-Английской войны.
Протекторат О.Кромвеля в Англии.
Конфликт армии и парламента Джентри и буржуазию все устраивало. Согласно Ордонансу закону об отмене рыцарского держания они были освобождены от налогов в пользу короны и получили другие привилегии. Тяжесть налогов ложилась на простой народ. Создавшаяся ситуация привела к выделению из партии индепендентов так называемых левеллеров, ставивших перед собой цель вернуть революции демократическую направленность. Парламент попытался воспрепятствовать этому и распустить армию, что привело к новому конфликту. Кромвель был вынужден поддержать солдат, хотя изначально выступал за подчинение армии парламенту. Левеллеры требовали установления в Англии республиканской власти с однопалатным парламентом и введения всеобщего избирательного права.
Индепендентские офицеры гранды препятствовали этому и жестоко подавили сопротивление полков, поддерживающих левеллеров. Новая гражданская война с приверженцами монархии временно примирила стороны, и гранды были вынуждены частично принять программу левеллеров. Индепендентская республика Армия под руководством Кромвеля разгромила войска роялистов и вошла в Лондон. Карл I был казнен, а 16 мая 1649 года Англию провозгласили республикой. Можно сказать, что главной характеристикой нового государственного устройства стало его быстрое вырождение в олигархию индепендентов, так как ни одного демократического преобразования в стране сделано не было. После провозглашения республики в стране произошли такие события: главным органом управления в Англии стал Государственный совет, который состоял из армейских командующих; буржуазия и джентри раскупили конфискованные земли короля и епископов; вожди левеллеров были заключены под стражу, а выступления их сторонников жестко пресекли.
Вскоре Государственный совет возглавил Кромвель. Под его личным командованием роялисты были полностью разбиты в Ирландии. Эта кампания была проведена с особой жестокостью по отношению к местному населению. Ирландские земли были конфискованы в пользу Англии. Победой армии Кромвеля завершились и военные действия в Шотландии. Установление протектората Возникшие ранее противоречия между армией и парламентом продолжали углубляться.
В солдатской среде преобладали радикальные настроения, поддерживающие требования реформы церкви и государства. Общество устали от войн, которые шли не только внутри страны. На море Англия воевала с Голландией. По требованию солдат 20 апреля 1653 года были распущены остатки Долгого парламента. Вместо него создали Пуританскую ассамблею, известную как Малый или Бэрбонский парламент. Его членами стали лица, назначенные индепендентскими конгрегациями.
Члены Бэрбонского парламента собирались ввести такие законы: разрешение гражданской регистрации браков; изменение английского права таким образом, чтобы доступ к суду имел любой гражданин страны; отмену церковной десятины; уменьшение численности армии. Демократическим преобразованиям помешали внутренние разногласия между парламентариями с последующим расколом на консервативную и радикальную части.
Девять островов группы Эллис ныне Тувалу были объявлены британским протекторатом капитаном Гибсоном Р. Великобритания определила свою зону интересов на Соломоновых островах в июне 1893 года, когда капитан Гибсон Р. В 1894 году премьер-министр Уильям Юарт Гладстон официально объявил, что Уганда , где мусульманские и христианские раздоры привлекли международное внимание, должна стать Британский протекторат. Британская администрация назначила тщательно отобранных местных королей в рамках программы косвенного правления через местную олигархию, создав сеть государственной службы, контролируемой Великобританией. Большинство британских протекторатов контролировалось комиссаром или верховным комиссаром , а не губернатором.
Британский закон проводит различие между протекторатом и защищенным государством.
В скором времени у Кромвеля возникли разногласия с парламентом, который не устраивала практически неограниченная власть протектора. В 1655 году парламент был распущен. Таким образом, в стране установилась диктатура, действовавшая в интересах буржуазии. Основной опорой этой диктатуры стала армия, бывшая средством устрашения недовольных. Кромвель ввел в Англии высокие налоги, которые были необходимы для содержания армии.
Вся страна была разделена на 11 военных округов, во главе которых поставлены генерал-майоры. По всей Англии был введен запрет на азартные игры и массовые представления. Государство становилось все более пуританским. Лорд-протектор вел активную внешнюю политику, заключал торговые договоры. Благодаря его действиям Англия получила торговое преобладание над другими европейскими странами. Только поэтому буржуазия мирилась с политикой Кромвеля.
В 1656 году снова собирается парламент. Среди его участников все больше становится сторонников монархии. Они даже предлагали Кромвелю стать королем. Он отказался, но сделал титул протектора наследственным. Весной 1658 года и этот парламент был распущен. А в сентябре умер Оливер Кромвель.
Слишком занятое, чтобы предпринимать смелые инициативы и искать долговременные решения, не говоря уже о том, чтобы строить новый Иерусалим, «охвостье» уклонялось от решения проблем. Продав земли королевской семьи, Церкви и роялистов, оно финансировало завоевание Ирландии, в которое входило взятие Дроэды и Уэксфорда и массовое убийство гражданского населения — действия, не имевшие параллелей в Англии, но расценивавшиеся как ответ на жертвы 1641 г. Учреждая внепарламентские финансовые учреждения, ведавшие финансовыми вопросами, и довоенную форму местного управления, «охвостье» получило достаточно сторонников, для того чтобы разгромить роялистов в третьей гражданской войне.
С помощью непоследовательных и противоречивых заявлений относительно религии оно усиливало неуверенность людей в их церковных предпочтениях; при этом никто не уходил в отчаянную оппозицию. Деморализованная роялистская партия залечивала свои раны и пыталась рассчитаться с долгами; большинство старой парламентской партии неохотно, но выполняло требования правящей партии. Тем не менее позиция «охвостья» была не такой уж крепкой.
К весне 1653 г. Объясняя победы в Шотландии, Ирландии, а также над Карлом II в битве при Вустере расположением Божьим, ее командиры и прежде всего командующий с 1649 г. Оливер Кромвель требовали религиозных реформ, для проведения которых «охвостье» было слишком занято другими делами.
Разногласия между депутатами «охвостья» и военачальниками неумолимо привели к кризису, который в 1647—1648 гг. Опасаясь, что в результате свободных выборов образуется правое большинство, Кромвель решил созвать «собрание святых» — правомочное собрание из 140 человек, тщательно отобранных из тех, кто оставался верным благому делу, кто посвящал себя служению божественной цели и чья задача заключалась в том, чтобы создать программу духовного восстановления и политического образования, которое помогло бы людям постичь слово Божье. Вера Кромвеля в то, что 140 человек могут построить праведное общество, была благородной, но наивной.
Эти 140 фанатиков Назначенного, или Бербонского, парламента, лишенные лидеров и координации, ссорились в течение пяти месяцев, а затем значительным большинством отдали свою власть обратно в руки лорда-генерала. Искренние попытки Кромвеля уговорить их остаться у власти успехом не увенчались. Одна армия поддерживала республику, могла создавать и упразднять правительство.
За управление государством приходилось отвечать армии. С декабря 1653 г. Оливер Кромвель правил Англией в качестве лорда-протектора и главы государства.
Согласно двум указам — «Орудие управления» 1653—1657, издан Военным советом и «Смиренная петиция и совет» 1657—1658, принят Парламентом , Кромвель как глава исполнительной власти должен был управлять государством с помощью Государственного совета. Он был обязан регулярно созывать Парламент.
Статья: Протекторат Англия
С тех пор этот день официально празднуется в Англии как «День Королевского Дуба» (Royal Oak Day). От протектората Кромвеля до Славной революции и принятия Билля о правах. Однако протекторат имеет установленное внутреннее правительство, а защищенное государство устанавливает форму местного внутреннего самоуправления, основанную на уже существующей. В Протекторат был период во время Содружество (или, для монархистов, Междуцарствие) когда Англия и Уэльс, Шотландия, Ирландия, а Английские заморские владения управлялись Лорд-протектор как республика. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПРОТЕКТОРАТ О. КРОМВЕЛЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Т.Б. МАКОЛЕЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология».
Английская республика и протекторат Кромвеля
в Англии, за которые не уплачены композиции), закрепляются за лордом-протектором для владения им и его преемниками лордами-протекторами этих наций и не должны быть отчуждаемы иначе, как с согласия парламента. Монарх Великобритании, помимо своей страны, является главой еще 15 независимых государств, в числе которых Канада и Австралия. Протекторат, режим военной диктатуры в Англии в 1653—59.
Республика и протекторат
В Закон об объявлении Англии Содружеством , который основал Англию вместе с "все принадлежащие им доминионы и территории"как республика была принята 19 мая 1649 г. Вся Ирландия находилась под одним управлением после успешного Кромвельское завоевание Ирландии с назначением парламентского военного губернатора в Дублине. Шотландия была захвачена, порабощена и подчинена английскому военному губернатору, впервые назначенному в 1651 году. Процесс перевода управления Шотландией на более долгосрочную конституционную основу начался вскоре после поражения шотландских роялистов и Карл II на Битва при Вустере. Тендер Союза. Через месяц после увольнения Рэмпа Оливер Кромвель по совету Томас Харрисон и при поддержке других офицеров в армии разослал просьбу конгрегационалистским церквям в каждом графстве назначить тех, кого они считали подходящими для участия в новом правительстве. Однако Грандам было так же трудно контролировать это, и, кроме того, это было предметом народных насмешек, поэтому 8 декабря 1653 г. Тех, кто отказывался признать движение, солдаты принудительно выгнали. Крах радикального консенсуса, породившего назначенное собрание, привел к тому, что Гранды прошли Инструмент правительства в Государственный совет который проложил путь Протекторату. Правило Оливера Кромвеля Основная статья: Инструмент правительства После роспуска парламента Бэрбоуна, Джон Ламберт выдвинул новую конституцию, известную как Инструмент правительства , точно по образцу Главы предложений.
Это сделало Кромвеля лордом-протектором на всю жизнь, чтобы взять на себя «главную магистратуру и управление правительством». Он имел право созывать и распускать парламенты, но был обязан в соответствии с документом добиваться большинства голосов Государственный совет. Однако власть Кромвеля подкреплялась его неизменной популярностью в армии, которую он создал во время гражданские войны , которые он впоследствии предусмотрительно охранял. Кромвель был приведен к присяге лордом-протектором 16 декабря 1653 г. Правление генерал-майоров Основная статья: Правление генерал-майоров Оливер Кромвель В Парламент первого протектората собрался 3 сентября 1654 г.
Сторонники австрийского претендента на испанский трон, при поддержке союзников, откололи от Испании Арагон и Каталонию и удерживали их в 1705-1714 гг. Важный шаг к мировому господству Англии Несмотря на умелые действия полководцев, силы Франции в борьбе против мощной коалиции начали ослабевать. Одно время союзники даже угрожали Парижу. Но разногласия между ними и ряд французских успехов склонили противников к мирным переговорам. В 1713 году был подписан мир в Утрехте, а в 1714-м — окончательный мир в Раштатте и Баденский договор, завершившие войну.
Союзникам удалось предотвратить объединение Франции и Испании. Филипп V сохранил за собой испанский трон, однако отказался за себя и своих наследников от прав на французскую корону. Великобритания получила Гибралтар и испанский остров Менорку, Австрия — Бельгию и итальянские владения Испании. Французский король признал Ганноверскую династию на английском престоле и отказался от поддержки сторонников Якова якобитов. Но самыми важными результатами войны были не территориальные и династические - Англии удалось добиться для себя монополии на работорговлю в испанских колониях. Эта торговля в течение последующей сотни лет несказанно обогатила Великобританию. Кроме того, Англия в ходе войны навязала Португалии соглашение, в результате которого последняя на два с лишним столетия превратилась в фактический английский протекторат. Также во время этой войны, в 1707 году, Англия, Шотландия и Ирландия окончательно слились в Соединённое Королевство. Таким образом, главным итогом Войны за испанское наследство стало начало глобальной гегемонии Великобритании.
Эти конфликты были связаны с конкуренцией за торговлю и колониальное влияние. С Испанией: В 1655-1660 годах Англия вела войну с Испанией, которая была частью более обширной Спано-Английской войны. Причиной этого конфликта были торговые и колониальные интересы, а также религиозные и политические разногласия.
А через еще 2 месяца Англия была объявлена республикой. Актом об "объявлении Англии свободным государством". Англия будет управляться как республика и свободное государство без короля и Палаты лордов. Верховная власть теперь - "Представители Народа в Парламенте". В таких условиях страной нужно было как-то управлять и для этого создаётся высший исполнительный орган Государственный совет из 41 человек при обязательном кворуме в 9. Для левеллеров это являлось лишь началом борьбы за углубление преобразований. В армии, которая состояла в основном из среднего крестьянства и ремесленников, левеллеров продолжали усиливать своё влияние. В этих условиях их лидеры, опираясь на армейскую верхушку, установили режим диктатуры, который прикрыли провозглашением протектората. Левеллеры и их сторонники требовали новых выборов с правом избирать для всех мужчин с 21 года. Но ни Кромвель, ни парламент на выборы не решались. Параллельно активизируется движение "диггеров" копателей - самозахват пустующих земель крестьянами с требованием уравнительного распределения земли но по сути все земли уже были заняты. Также начинаются бунты в армии. Иллюстрированный манифест Диггеров 1649 г. Навигационный акт Навигационный акт В 1650-1652 году - было подавлено восстание в Шотландии и Ирландии. Потому и началась война с ней в 1652 г.
Английская революция
В Войне за испанское наследство была широко применена опора на «пятую колонну» в стане врага. Франция поддерживала претендента на английский трон — сына изгнанного короля Якова II. В свою очередь, Англия своим подстрекательством вызвала на юге Франции восстание камизаров — оставшихся там протестантов после эмиграции большей их части в 1685 году. Сторонники австрийского претендента на испанский трон, при поддержке союзников, откололи от Испании Арагон и Каталонию и удерживали их в 1705-1714 гг.
Важный шаг к мировому господству Англии Несмотря на умелые действия полководцев, силы Франции в борьбе против мощной коалиции начали ослабевать. Одно время союзники даже угрожали Парижу. Но разногласия между ними и ряд французских успехов склонили противников к мирным переговорам.
В 1713 году был подписан мир в Утрехте, а в 1714-м — окончательный мир в Раштатте и Баденский договор, завершившие войну. Союзникам удалось предотвратить объединение Франции и Испании. Филипп V сохранил за собой испанский трон, однако отказался за себя и своих наследников от прав на французскую корону.
Великобритания получила Гибралтар и испанский остров Менорку, Австрия — Бельгию и итальянские владения Испании. Французский король признал Ганноверскую династию на английском престоле и отказался от поддержки сторонников Якова якобитов. Но самыми важными результатами войны были не территориальные и династические - Англии удалось добиться для себя монополии на работорговлю в испанских колониях.
Эта торговля в течение последующей сотни лет несказанно обогатила Великобританию.
Что всякого рода указы, вызовы в суд, полномочия, патенты, пожалования и другие распоряжения, которые до сих пор издавались от имени и титула блюстителей свободы Англии властью парламента, должны издаваться от имени и титула лорда-протектора, которым на будущее время будут производиться назначения всех должностных лиц и пожалования почетных званий в названных выше трех нациях. Он имеет право помилования кроме случаев убийства и измены и получения всех конфискаций, сделанных для публичных целей. Он должен управлять означенными выше тиранами и владениями во всех делах при содействии совета и на основании настоящего акта и законов. Что лорд-протектор, во время заседаний парламента, должен располагать и руководить милицией и войсками, как на море, так и на суше для достижения мира и благоденствия трех наций, с согласия парламента, и что лорд-протектор в промежутках между заседаниями парламентов должен располагать и руководить милицией для достижения указанных выше целей, с ведома и согласия большинства членов совета. Что лорд-протектор, с ведома указанного выше совета, должен руководить всеми делами, относящимися к поддержанию и укреплению добрососедских сношений с иностранными королями, правителями и государствами, а также с согласия большинства членов совета имеет право вести войну и заключать мир. Что законы не могут быть изменены, приостановлены, выведены из употребления или отменены, равно как не могут быть изданы какие-либо новые законы или введены какие-либо налоги, сборы или подати, которыми облагается народ, иначе, как с его согласия, выраженного в парламенте, за исключением случаев, указанных в п.
Парламент должен быть созван дня заседания в Вестминстере 3-го сентября 1654 г. Что ни парламент, созываемый в первую очередь, ни какие-либо последующие парламенты не могут быть оторачиваемы, прерываемы или распускаемы в течение пяти месяцев со дня их первого заседания без их на то согласия IX Число членов парламента определяется: о г Англии, Уэльса, островов Джерсей, Гернсей и города Бервик на Твиде-не свыше четырехсот, от Шотландии - не свыше тридцати, от Ирландии - не свыше тридцати. X Приведена таблица распределения числа членов парламента, избираемых от Англии, Уэльса, островов Джерсей и Гернсей и города Бервик на Твиде, по отдельным графствам и городам. Распределение членов парламента между графствами и городами Шотландии и Ирландии поручено лорду-протектору совместно с большинством Совета. Что созыв парламента должен производиться путем указа за большой государственной печатью Англии, изготовленного лордом-протектором, и его советом и адресованного шерифам отдельных и подлежащих графств, с теми изменениями, которые могут представиться подходящими новому правительству; канцлер, хранитель или блюстители государственной печати должны этот указ скрепить печатью, издать и разослать, согласно предписанию лорда-протектора. Если лорд-протектор не сделает предписания об издании указов о созыве-для ближайшего парламента до первого июня 1654 гида или для трехгодичных парламентов до первого дня августа в каждый третий год, исчисляемый порядком, как это указано выше,- то тогда канцлер, хранитель или блюстители большой государственной печати, состоящие в этих должностях, без чьего-либо предписания или распоряжения в течение семи дней после означенного выше первого дня июня месяца 1654 года, должны скрепить печатью, издать и разослать указы с внесением в них изменений в то, что подлежит изменению, как указано выше различным и подлежащим шерифам Англии, Шотландии и Ирландии о созыве парламента для заседания в Вестминстере в третий день ближайшего сентября. Они должны подобным же образом в течение семи дней после означенного первого дня августа в каждый третий год, исчисляемый со дня роспуска предшествующего парламента, скреплять печатью; надавать и рассылать различные указы с внесением в них изменений в то, что подлежит изменению , как сказано выше, о созыве парламента для заседания в Вестминстере шестого ноября в этот третий год.
Оли также обязаны затем огласить и объявить определенный день недели и месяца для избрания членов заседать в парламенте от населения означенного графства, соответственно содержанию означенного выше указа; этот день должен быть в среду спустя пять недель после даты указа. Они обязаны также объявить место, где должны будут происходить выборы; для этой цели шериф обязан на значить для собрания наиболее подходящее место, какое только найдется в целом графстве. Шериф обязан также послать в течение трех дней после получения означенного выше указа или указов предписания о производстве выборов во все и каждый сити, город, парламентское местечко или поселение в пределах его графства, где должны производиться выборы в силу настоящего акта, мэру, шерифу или иному высшему должностному лицу означенных сити, города, парламентского местечка или поселения. Названные мэры, шерифы и другие должностные лица оповещают об этом, а также и о дне, определенном для производства указанных выборов в означенных сити, городе или поселении и делают распоряжения о том, чтобы выборы производились в соответствии с изложенным. Что в день и в месте выборов шериф каждого графства и названные выше мэры, шерифы и бэйлифы и другие высшие должностные лица в пределах их соответствующих сити, городов, парламентских местечек и поселений обязаны иметь наблюдение за означенными выше выборами и обязаны представить в канцелярию в течение двадцати дней после этих выборов список лиц, выбранных большинством избирателей, за подписями и печатями, сделанными ими, с одной стороны, и избирателями, с другой; в нем должно содержаться, что выбранные лица не будут иметь право изменять образ правления, так как он настоящим установлен в виде одного лица и парламента. Что шериф, который умышленно и намеренно представит какое-либо неверное донесение или пренебрежет своими обязанностями, будет подвергнут штрафу в две тысячи марок в законной английской монете; одна половина этой суммы поступает лорду-протектору, а другая половина тем лицам, которые предъявят на нее свои права. XIV и XV.
Лица, принимавшие участие в какой-либо войне против парламента с 1-го января 1641 года, лишаются как активного, так и пассивного избирательного права при выборах в ближайший парламент и в три следующих, если только эти лица не состояли впоследствии на службе парламента и не представили доказательств своей преданности последнему. Участники ирландского восстания и католики лишаются избирательных прав навсегда. Что всякого рода голосования и выборы, совершенные или произведенные вопреки или несоответственно указанным выше условиям, будут считаться ничтожными недействительными, и если какое-либо лицо, которое настоящим лишено избирательных прав, подаст свой голос об избрании членов для заседания в парламенте, такое лицо подвергнется денежному взысканию в размере годового дохода с его недвижимого Имущества и в размере одной третьей части его движимого имущества; половина штрафа поступает лорду-протектору, а другая половина ему же или тем лицам, которые предъявят на нее свои права. Что лица, которые будут избраны в число членов парламента, должны быть и не могут быть иными лицами, известными своею честностью, богобоязненными, хорошего поведения и иметь возраст в двадцать один год. Что все и каждое лицо и лица, имеющие на праве собственности или владения от своего имени имущество движимое или недвижимое стоимостью двести v фунтов стерлингов и не подпадающие под указанные выше изъятия, признаются имеющими право выбирать членов парламента от графств. Что канцлер, хранитель или блюстители большой государственной печати должны до того, как они приступят к исполнению своих обязанностей, принести присягу в том, что они будут добросовестно и правильно издавать и рассылать указы о созыве парламента в то время и тем порядком, как изложено выше. В случае нерадения или упущения в издании и рассылке соответствующих указов, он или они за каждое такое нарушение подлежат ответственности, как за государственную измену, и должны быть подвергнуты наказаниям и взысканиям, за нее установленным.
Что клерк, именуемый "государственный клерк в канцелярии", состоящий в этой должности, и все другие лица, какие будут впоследствии занимать эту должность, которому будут представлены списки, обязан для ближайшего парламента и двух последующих трехгодичных парламентов на следующий день после получения такого списка сообщить, имена различных лиц, внесенных в список и места, от которых он и они соответственно были избраны, в совет; последний должен рассмотреть означенные выше списки и выяснить, являются ли лица, избранные и внесенные в списки указанным выше порядком теми, которые соответствуют установленным условиям и не лишены права быть избранными. Каждое лицо и лица, а не какое-либо иное, которые избраны установленным порядком и признаны большинством совета не являющимися лишенными избирательных трав, но удовлетворяющими условиям, указанным выше, должны быть признаваемы членами парламента и должны быть допущены в нем заседать. Что лица, избранные и призванные заседать указанным выше порядком, или шестьдесят из них, должны признаваться и признаются парламентом Англии, Шотландии и Ирландии, причем высшая законодательная власть принадлежит лорду-протектору и названному выше парламенту порядком, изложенным в дальнейшем. Лорду-протектору с согласия большинства совета принадлежит право созыва в случае государственной необходимости, чрезвычайных сессии парламента. Заседания этого парламента не могут быть отсрочены и прерваны, а сам он распущен без своего согласия в течение первых трех месяцев своих заседаний. Созыв парламента обязателен в случае угрожающей войны с иностранными государствами для получения от него согласия на ведение такой войны. Что все билли, принятые парламентом, должны быть представлены лорду-протектору на его одобрение.
В случае, если лорд-протектор не даст своего одобрения на указанный билль в течение двадцати дней после представления ему билля или не представит парламенту удовлетворительных объяснений своего отказа одобрении билля в течение определенного выше срока, то тогда в силу декларации парламента, что лорд-протектор не дал согласия или удовлетворительных мотивов своего отказа в утверждении билля, означенные выше билли должны считаться вступившими в силу и являющимися законами, хотя бы лорд-протектор и не дал свое на них согласие, если только означенные выше билли не содержат в себе ничего противоречащего правилам, заключающимся в настоящем акте. Перечислены имена пятнадцати лиц, входящих в число членов совета. В случае смерти или выбытия кого-либо из них, парламент избирает шесть кандидатов на место каждого выбывшего. Из числа этих шести совет большинством голосов выбирает двух и представляет лорду-протектору, который утверждает в звании члена совета одного из этих двух лиц. В случае, если парламент не произведет в течение двадцати дней после получения им извещения о смерти или выбытии члена совета избрания указанных выше кандидатов, совет избирает трех лиц и представляет их лорду-протектору, который и замещает открывшуюся вакансию. Лорд-протектор и большинство членов совета могут до открытия ближайшего парламента увеличить число членов совета с тем, чтобы это число не превышало двадцати одного. Что должен быть взимаем, введен и установлен постоянный ежегодный сбор на содержание 10000 человек кавалерии и драгун и 20 000 пехоты в Англии, Шотландии и Ирландии для защиты и обеспечения их безопасности, а также на содержание надлежащего числа кораблей для охраны морей; помимо этого, 200 000 фунтов стерлингов в год - для покрытия других необходимых расходов на отправление правосудия и иные издержки правительства; этот сбор будет взиматься путем таможенных пошлин и тех способов и средств, которые будут одобрены лордом-протектором и советом, и не подлежит отмене или уменьшению; не подлежит изменению и способ, одобренный для его взимания иначе, как с согласия лорда-протектора и парламента.
Что означенный ежегодный сбор должен быть уплачиваем в государственное казначейство и должен быть расходуем на указанные выше цели. Что в случае, если в дальнейшем не окажется оснований содержать столь значительные вооруженные силы на суше или на море и что если они будут сокращены, денежные средства, которые будут сохранены, благодаря этому, будут оставаться в банке для государственных нужд и не подлежат использованию для каких-либо других целей иначе, как с согласия парламента, а в промежутках между сессиями парламента - с согласия лорда-протектора и большинства совета. Что взимание денег для покрытия расходов по содержанию ныне существующих чрезвычайных военных сил на море и на суше, в виду происходящих в настоящее время войн, должно производиться с согласия парламента, а не иначе, за исключением того только, что лорд-протектор, с согласия большинства совета, будет иметь право для предотвращения беспорядков и опасностей, которые в противном случае могут возникнуть как на море, так и на суше, взимать деньги для указанных выше целей до тех пор, пока не соберется первый парламент, а также издавать законы и ордонансы для обеспечения мира и благосостояния этих наций, когда такое издание представится необходимым; законы и ордонансы будут носить обязательный характер и оставаться в силе, пока парламентом не будет принято относительно них какое-либо постановление. Что все земли, держания, ренты, регалии20, юрисдикции и. И все долги, контрибуции, пени, взыскания, штрафы и выгоды, определенные и случайные, подлежащие уплате блюстителям свобод Англии властью парламента, считаются подлежащими уплате лорду-протектору, должны уплачиваться в его приходную кассу и будут получаться и взыскиваться от его имени. Что звание лорда - протектора над названными выше нациями является избирательным, а не наследственным; по смерти лорда-протектора на его место должно быть немедленно избрано другое подобающее лицо; этот выбор должен производиться советом, который немедленно после смерти лорда-протектора обязан собраться в палате, где обычно происходят заседания совета, и, оповестив всех своих членов о причине их собрания, обязан, при наличии по крайней мере тринадцати присутствующих членов, приступить к выборам, и ранее, чем члены совета оставят означенную палату, они должны избрать подобающее лицо для вступления в управление и немедленно сделать распоряжение об издании указа об этом избрании в пределах всех трех наций, как будет требоваться.
Особенно ярое противодействие выражали республиканцы, противящиеся самой идее диктатуры. Тех, кто отказался присягнуть в лояльности к режиму, изгнали.
Остальные парламентарии сотрудничали с Государственным советом. Одна из парламентских групп внесла предложение о замене военной диктатуры на конституционную монархию и создании государственной пуританской церкви. Королевский титул предложили Кромвелю, но ему пришлось отказаться под давлением своих армейских соратников. Изменения в государственном законодательстве все же произошли. В 1456 году было отменено правление генерал-майоров, а позже составлена новая конституция, которую назвали «Покорнейшей петицией и советом». Ее принятие состоялось в мае, а вступление в силу — в июне 1457 года. Основные изменения, предусмотренные «Петицией»: была восстановлена палата лордов; в палату общин могли избираться все, кроме ярых роялистов; Государственный совет преобразовывался в Тайный совет; власть лорда-протектора и свобода совести была несколько ограничена. Палата общин снова конфликтовала с Кромвелем, так как его сторонники перешли в палату лордов.
Ранее изгнанные парламентарии вернулись. Теперь республиканцы выступали за отмену новой конституции. Разгневанный Кромвель распустил и этот парламент. С 4 февраля 1658-го года и до самой своей смерти он управлял страной без органа исполнительной власти. Внешняя политика В годы своего правления Кромвель продолжил внешнеполитический курс, начатый в республиканский период. С Голландией в 1654 году был заключен мирный договор, по которому голландская сторона признала Навигационный акт, имевший огромное значение для развития морской торговли в Англии. Страна получила возможность прохода через Зунд в Балтийское море по договору с Данией. Также были заключены соглашения о сотрудничестве со Швецией и Португалией, что впоследствии позволило англичанам влиять на экономику последней.
Испания была первой страной, признавшей республику и предложившей сотрудничество Кромвелю. Но идея взаимодействия с этой страной не поддерживалась англичанами. Протекторат заключил союз с Францией. Лорд-протектор планировал одолеть испанцев, чтобы Англия унаследовала их колониальные владения. Англо- испанская война не принесла желаемых результатов: была захвачена только Ямайка. Французы передали во владение протектората порт Дюнкерк. Не удалось Кромвелю вернуть привилегии и английским купцам в России. Реставрация монархии Предложение Кромвелю стать монархом свидетельствовало о том, что джентри и буржуазия сомневаются в способности режима протектората полностью подавить выступления крестьян и радикальных религиозных групп.
Причина падения протектората Кромвеля заключалась в их уверенности, что только восстановление старых принципов государственной власти приведет к порядку и спокойствию в стране.
Несмотря на заключение мира, в Англии сохранялись обременительные налоговые обложения военного времени — акцизы. Всё это делалось для одной цели — для сохранения постоянной армии численностью 60 000 человек [1]. Внутриполитическое положение протектората Оливер Кромвель ввёл неприкрытую военную диктатуру. Летом 1655 года вся Англия разделилась на 11 военно-административных округов; над каждым округом командовали генерал-майоры. Каждый из них был очень похож на протектора, только в миниатюре.
В ведение генерал-майоров передавали абсолютно всё — от командования милицией графства и налогообложения до слежкой за нравственностью населения. Без постановления генерал-майоров было даже запрещено открыть таверну или произнести проповедь. Те или иные сборища народа также были не разрешены, они разгонялись, даже традиционные массовые веселья, такие как петушиные бои, показ приручённых медведей, выступления жонглёров и плясунов на канате, строго запрещались и карались [2]. Классовая природа протектората В интересах земельных собственников протекторат Кромвеля сохранил неприкосновенной и церковную десятину. Затем протектор, который когда-то самолично заступался в своём родном графстве за соседей-держателей и против огораживателей-аристократов, теперь уже перешёл на сторону самих огораживателей, которые являлись в то время злейшими врагами деревенского бедного люда. В тот период, когда существовал протекторат, снова начались в больших масштабах огораживания болотистых земель в Восточной Англии.
Над такими кампаниями по осушению земель в восточных графствах страны покровительствовала государственная власть [4]. Второй парламент и падение протектората За счёт давления верхушки офицеров, которая не желала мириться с прекращением своего влияния в государстве, Кромвель отказался от почётного титула короля Англии. Однако это не перегородило путь парламенту — напротив, характер его власти принял фактически королевский вид. Титул протектора объявили наследственным в семье Кромвеля. Верхняя палата восстанавливалась в составе не более 70 и не менее 40 назначенных протектором членов, причём пожизненно. И снова, только уже не первый, а второй, парламент не пожелал стать орудием в руках Кромвеля.
Депутаты в парламенте не стали вотировать новые налоги, зато они затеяли спор о правомочиях верхней палаты. Весной 1658 года протектор спешно распустил и этот парламент [4]. К тому времени Англия уже была вовлечена в войну с Испанией. Ещё в декабре 1654 года в Вест-Индию отправили английскую военную экспедицию. Надежда английской буржуазии — лёгкая и прибыльная война в Америке — не оправдалась. Вместо запланированного захвата Эспаньолы современное название — Гаити англичане должны были удовольствоваться захватом другого острова испанцев — Ямайки [5].
Когда Кромвель умер, это тут же ускорило крушение протектората. Сын протектора по имени Ричард, который также был провозглашён протектором, не сумел долгое время удержаться на этой должности. В отличие от отца, он не имел ни политических, ни военных дарований, и с самого начала оказался орудием в руках армейской клики. Как только Ричард вступил с ней в конфликт, он вынужден был отказаться от должности протектора; произошло это весной 1659 года [6]. В 1653 году в Англии установилась протекторат Кромвеля. Протекторат — это режим военной диктатуры в государстве, осуществляемый одним лицом.
В Англии протекторат выражал интересы буржуазии и джентри. Цель протектората: предотвратить власть новых классов от реставрации монархии и от революционных требований народных масс. Кромвель возглавлял армию, поэтому его протекторат основывался на власти военных. Политическое устройство Англии по новой конституции Согласно конституции высшая законодательная власть передавалась лорду-протектору Англии, Шотландии и Ирландии. В парламент теперь входило 460 членов: от Ирландии и Шотландии по 30 депутатов, остальные 400 — от Англии. Для участия в выборах допускались мужчины с годовым доходом в 200 фунтов стерлингов.
Такой высокий имущественный ценз предоставлял право голоса только дворянам и буржуазии. Исполнительную власть также возглавлял лорд-протектор. Подчинённый ему Государственный совет не обладал широкими полномочиями, он назначался протектором. Командование армией также находилось в руках лорда-протектора. Он же управлял милицией, решал вопросы внешней политики, заключал мир и объявлял войну. Первый парламент, созванный по конституции, Кромвель распустил, установив в стране режим личной власти.
Англию поделили на 11 округов, поставив во главе каждого генерал-майора с широкими гражданскими и военными функциями. Противники власти неограниченной Кромвеля уничтожались, выступления народа подавлялись. Правитель действовал в интересах джентри и пытался укрепить власть новых капиталистических классов. Готовые работы на аналогичную тему Внешняя политика протектората Дания предоставила английским купцам проход через Зунд в Балтийском море. Португалии оказалась в экономической зависимости от Англии, постепенно усилившейся. В 1655 году началась англо-франко-испанская война, где Англия выступила в союзе с Францией.
Захват острова Ямайки положил начало английской колонизации. Кромвелю не удалось выполнить только одну внешнеполитическую задачу: восстановить привилегии английских купцов в России. В последние годы протектората буржуазия и новое дворянство всё чаще склонялось к идее восстановления в стране монархической формы правления. В 1656 год отменили власть генерал-майоров. На английском престоле джентри желали видеть Кромвеля. Но Кромвель под влиянием офицерства отказался принять предложение парламента и стать королём.
Но могущество протектората было подорвано.
Читайте также
- АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17 В. • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Британский протекторат - British protectorate
- Буржуазная революция
- В: Как назывался период британской истории?
- Как стремление к стабильности восстановило монархию в Англии | Пикабу
- Провозглашение республики в Англии. Протекторат О.Кромвеля.
В чем состояли особенности режима протектората в англии кратко
Период военной диктатуры называют также протекторатом Оливера Кромвеля. С 1649 и до протектората, Англии, Ирландии и Шотландии позже были регулироваться в республике путем государственного совета и парламента костреца. Главная» Новости» Англия устанавливает протекторат над Украиной 12 января британский премьер Р. Главная» Новости» Англия устанавливает протекторат над Украиной 12 января британский премьер Р. индепендентская республика и протекторат Кромвеля: внутренняя и внешняя политика.
15 независимых государств, главой которых является британская королева
протекторат Великобритании в Южной Америке. Англия на короткое время превратилась в протекторат, а сам Кромвель стал Лордом-Протектором. в Англии, за которые не уплачены композиции), закрепляются за лордом-протектором для владения им и его преемниками лордами-протекторами этих наций и не должны быть отчуждаемы иначе, как с согласия парламента. Однако протекторат имеет установленное внутреннее правительство, а защищенное государство устанавливает форму местного внутреннего самоуправления, основанную на уже существующей. Проблема Англии заключалась в том, что значительное большинство парламентариев никогда не желало полностью избавиться от монархии.