Создание и исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича стало одним из уникальных свершений Второй Мировой войны. К моменту сочинения Второй симфонии Шостаковича (1927) тот пласт, о котором говорит Луначарский, был еще довольно слабым.
Загадка Шостаковича: вальс №2
Блокадная симфония Дмитрия Шостаковича | 22 июня, в День памяти и скорби, жители Новосибирска могли послушать живое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. |
На Стрелке Васильевского острова прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича | Валерий Гергиев. |
В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби | Создание и исполнение Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича стало одним из уникальных свершений Второй Мировой войны. |
Как в блокадном Ленинграде исполнили Седьмую симфонию Шостаковича | Пикабу | Овацию новосибирцы устроили и в тот вечер, в 1942 году, когда Седьмую симфонию Шостаковича исполнили в нашем городе впервые. |
Шостакович. Симфония No. 2 («Октябрю»)
Музыка Шостаковича внушила веру в победу и дала силы выстоять. Подробности в репортаже Алексея Корепанова.
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Оставайтесь с нами на связи. Одно из величайших сочинений XX века, ставшее музыкальным памятником героизму и самоотверженности народа-победителя, исполнил симфонический оркестр НОВАТа. За дирижёрский пульт в этот вечер встал музыкальный руководитель — главный дирижёр театра Дмитрий Юровский.
Показательна история 24-летнего фронтового ударника Жаудата Айдарова. В один из дней он вдруг не пришел на репетицию, чего не терпел строгий Элиасберг. Дирижер стал выяснять, куда пропал Айдаров. Ему сообщили, что тот сегодня умер и его отнесли в мертвецкую. Репетиции шли в Доме радио, где в подвале был морг, как и в любой крупной организации блокадного Ленинграда. Элиасберг отыскал музыканта. Вдруг он заметил, что пальцы того слегка шевельнулись и закричал: «Да он же живой! Именно Айдаров выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую позже писатель Алексей Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова». День исполнения симфонии 9 августа был выбран не случайно. Дело в том, что по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград в этот день.
Немцы даже напечатали пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Но героическое сопротивление жителей города и красноармейцев помешали осуществиться этим планам захватчиков.
Путин назвал Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича примером большого искусства
5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась Премьера 7 симфонии Дмитрия Шостаковича Но с особым нетерпением свою Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Накануне поздним вечером, 9 августа, на Стрелке Васильевского острова в рамках концерта «Ленинградская симфония на берегах Невы» звучала Симфония № 7 «Ленинградская» до мажор Дмитрия Шостаковича. Позднее Шостакович вновь обратился к событиям Октябрьской революции в своей Двенадцатая симфония, с субтитрами 1917 год. 6 ноября 1927 года Ленинградский филармонический оркестр и «Академия хоровой капеллы» под управлением дирижера Николая Малько впервые представили публике Вторую симфонию Дмитрия Шостаковича. 80 лет спустя в Петербурге вновь прозвучит легендарная Седьмая симфония Шостаковича.
Симфония № 2 (Шостакович)
Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов | На Стрелке Васильевского острова завершился грандиозный концерт, посвященный 80-летию первого исполнения легендарной Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. |
Голоса Победы | Shostakovich: Symphony No.2/Festival Overture/Song of the Forests, etc. |
Рустэм Заляй: Правду о «Ленинградской» симфонии Шостакович рассказал Фуату Мансурову | Он напомнил, что Шостакович начал писать симфонию в блокадном Ленинграде, ему самому пришлось пережить всю трагедию того периода. |
Симфония грядущей Победы. Музыка Шостаковича прозвучит вновь через 80 лет | 6 ноября 1927 года Ленинградский филармонический оркестр и «Академия хоровой капеллы» под управлением дирижера Николая Малько впервые представили публике Вторую симфонию Дмитрия Шостаковича. |
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео | Симфония № 2 си мажор («Октябрю»), op.14 — симфония Дмитрия Шостаковича, созданная к десятой годовщине Октябрьской революции. |
Дмитрий Шостакович - Симфония 2. Октябрю
С 23 сентября по 2 октября в Самаре и Тольятти пройдет второй фестиваль «Шостакович. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
Дмитрий Шостакович - Симфония 2. Октябрю
Она прочно вошла в мифологию Ленинграда, войны, победы. Для ленинградцев, которые слышали ее и по радио, и через громкоговорители на улицах, это было чрезвычайно важное, дающее надежду и силы жить событие. Сейчас исследователи сходятся на том, что тема нашествия из первой части была написана еще до начала Великой Отечественной, около 1940 года, а все остальное — уже летом и осенью 1941 года. Кроме этой существуют две версии, обе своеобразно идеологические. Первая, условно говоря, официальная, гласит о том, что Шостакович начал симфонию строго после объявления Германией войны СССР. Вторая, неофициальная, исходит от ученицы Шостаковича Галины Уствольской, которая в поздние свои годы относилась к Шостаковичу с большим презрением и, в пику общепринятому образу Шостаковича как великого композитора, человека высоких моральных принципов и музыкального летописца своего времени, пыталась доказать, наличие у него совершенно обратных качеств — мелочности, подлости, приспособленчества и, как бы сейчас сказали, меркантильности.
Прошло пятнадцать лет, и наш вальс вновь зазвучал, но теперь не на концертных площадках, а с экранов кинотеатров. В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором использовал, разумеется, с разрешения композитора, эту замечательную музыку. Но в то время никто её историей ещё не интересовался, и наверняка потому, что фильм и музыка, звучащая в нём, были просто никем не замечены. И хоть оркестром дирижировал Мстислав Ростропович, опять особых восторгов от слушателей не последовало.
До сих пор остаётся загадкой, как нотные архивы советского композитора оказались за границей? И почему утерянная сюита впервые прозвучала не в нашей стране, а за рубежом? Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и наш «Вальс» в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау», которым в то время дирижировал итальянец Рикардо Шайи. Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в котором музыка «Вальса» прозвучала запоминающее красиво.
На концерт в небольшой городок съехались репортеры из множества стран. После высочайших оценок экспертов и рядовых слушателей поступили запросы об отправке партитур для исполнения в самых прославленных зарубежных филармониях. Право исполнить Седьмую симфонию впервые за российскими пределами получил именитый дирижер Артуро Тосканини. Летом 1942-го произведение Шостаковича успешно прозвучало в Нью-Йорке, мгновенно разлетевшись по миру. Оставался главный рубеж — организовать живое оркестровое исполнение в Ленинграде. И вскоре городские управленцы и командующие фронтом пришли к смелому решению: симфонии в блокаде звучать! Причем дата была выбрана особенная - 9 августа. Именно к этому дню, по гитлеровской задумке, Ленинград обязан был сдаться. Немецкие генералы уже были заранее приглашены на победный банкет, но фашисты себя переоценили.
Подготовка концерта оказалась, мягко говоря, непростой. Большинство профессиональных музыкантов погибли в блокадные дни, у других попросту не оставалось сил для репетиций и выступления. По этой причине музыкантов пригласили из военчастей. Партитура была успешно доставлена в Ленинград спецбортом из Куйбышева. Под стать им смотрелись и зрители в обвисшей на истощенных телах парадной одежде. Но все это было ничтожным на фоне царившей в зале атмосферы: не взирая на опасность артобстрелов и авиаударов сверкали люстры, а публика, казалось, оторвалась от блокадной земли и замерла в унисон свободе и миру. Пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Леонида Говорова подавляла вражеский огонь.
Здесь действовали музыкальные классы и появился первый в Горьком школьный хор. Дети замирали от восторга, общаясь с легендой.
Ребята понимали, что им несказанно повезло. Ведь главное, зачем Шостакович приехал в Горький, - участие во Втором фестивале "Современной музыки".
АРСМ II, Том 40. Шостакович: Симфония No. 7, соч. 60 "Ленинградская"
Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Первую часть своей симфонии Шостакович начал писать задолго до начала Второй мировой войны. Сегодня в 20.00 часов Ленинградская симфония прозвучит там же, в исполнении сводного Академического симфонического оркестра филармонии.
В Петербурге дали концерт к 80-летию премьеры Симфонии №7 Шостаковича
Первую часть своей симфонии Шостакович начал писать задолго до начала Второй мировой войны. Новое сочинение автор показывал коллегам и ученикам, но в свет произведение не выходило. Летом 1941 года он начал писать новую симфонию, в которой написанное ранее превратилось в большой вариационный эпизод. Естественно, симфонию обсуждали и продолжают обсуждать. Среди мнений коллег композитора и критиков высказывались разные версии об истории создания симфонии, о ее тематической направленности и достоинствах. Одни считали, что по замыслу есть схожесть с «Болеро» Мориса Равеля, другие высказывали предположение, что «тема нашествия» исходит из мелодий, любимых Сталиным, той же лезгинки, третьи убеждали, что произведение вообще писалось как симфония о Ленине, но только война помешала ее закончить. Не будем спорить с этими критиками, для нас достаточно того, что сказал о ней сам автор: «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Но не только немецкий — ненавидел всякий фашизм». Седьмую симфонию в том виде, какой мы ее знаем, автор начал писать в первые дни Великой Отечественной войны.
В это же время, а именно 23 июня, Дмитрий Шостакович был уже в военкомате и просил принять его добровольцем в Красную Армию, но ему отказали и просили подождать некоторое время. После того как Сталин выступил с призывом о создании народного ополчения, композитор уже на следующий день был на сборном пункте завода «Полиграфмаш». Но и здесь ему отказали. По просьбе друзей и знакомых его зачислили на строительство оборонных сооружений. Работу на стройке он совмещал и с работой в консерватории. Новые попытки попасть в ополчение привели к тому, что ему поручили возглавить музыкальную часть Ленинградского театра народного ополчения. Это совсем его не устраивало, и он вновь стал проситься в армию.
В один из дней он вдруг не пришел на репетицию, чего не терпел строгий Элиасберг. Дирижер стал выяснять, куда пропал Айдаров. Ему сообщили, что тот сегодня умер и его отнесли в мертвецкую. Репетиции шли в Доме радио, где в подвале был морг, как и в любой крупной организации блокадного Ленинграда. Элиасберг отыскал музыканта. Вдруг он заметил, что пальцы того слегка шевельнулись и закричал: «Да он же живой! Именно Айдаров выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую позже писатель Алексей Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова». День исполнения симфонии 9 августа был выбран не случайно. Дело в том, что по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград в этот день. Немцы даже напечатали пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Но героическое сопротивление жителей города и красноармейцев помешали осуществиться этим планам захватчиков. Артиллеристам был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом генерал-лейтенанта Леонида Александровича Говорова непрерывно подавлять огонь противника.
Как в осажденном Ленинграде в 1942 году исполнили Седьмую симфонию Шостаковича 9 августа 2022 2,3K прочитали Она прозвучала ровно 80 лет назад 9 августа 1942 года в городе измученном блокадой. Симфонию сыграли музыканты единственного оставшегося в Ленинграде оркестра. Измученные, полуживые, голодные, истощенные настолько, что еле держали инструменты в руках, они смогли исполнить это великое произведение так, что каждый житель блокадного Ленинграда, слушавший эту пробирающую до дрожи музыку, понял — мы обязательно победим. По-другому не может быть. Триумф Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. А до этого он дважды подавал заявление в военкомат с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии. Композитору было отказано, но и эвакуироваться из родного города он не стал. Вместо этого Шостакович записался на строительство оборонных сооружений в Ленинграде и совмещал написание симфонии с работой на улицах родного города. Писать симфонию получалось урывками, но композитор не бросал работу. В сентябре 1941-го пришел приказ об эвакуации. Шостаковича вместе с семьей отправили на Большую землю — сначала в Москву, а потом в Куйбышев, куда вскоре переехали все основные органы власти страны. Там композитор и закончил работу над Седьмой симфонией. Ее премьера состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Успех был настолько грандиозным, настолько ошеломляющим, что на следующий день партитура была отправлена самолетом в Москву, где 29 марта симфония была исполнена в Колонном зале Дома Союзов. Уже через несколько дней после исполнения фотокопию партитуры по просьбе крупнейших мировых оркестров отправили в США и Великобританию. Ленинградскую симфонию, исполненную оркестром Нью-Йоркского радио транслировали на всю Америку. Ее услышало около 20 миллионов человек.
Feuchtner, Bernd, tr. Maes, Francis, tr. Arnold J. ISBN 0-520-21815-9. Schwarz, Boris, ed.
В Самарской области исполнили Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича
Первое исполнение в Москве Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в Колонном зале Дома Союзов под руководством дирижера Самуила Самосуда, 29 марта 1942 года. Фото: РИА Новости/Иван Шагин. Сегодня, спустя многие десятилетия Ленинградская симфония Шостаковича продолжает вызывать в новых поколениях самые сильные чувства», — добавил Путин. Шостакович ему говорил, что написал эту симфонию “как реакцию на сталинский режим, его репрессии”», – привел слова композитора заслуженный деятель искусств РТ, бывший дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана Рустэм Заляй.
Секретное оружие Ленинграда
Позднее Шостакович вновь обратился к событиям Октябрьской революции в своей Двенадцатая симфония, с субтитрами 1917 год. Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 (Ленинградская). Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской.
«Гимн мужеству Ленинграда» — Путин о премьере 7-й симфонии Шостаковича
Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал и не ел, и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог. К середине сентября Шостакович завершил работу над двумя частями симфонии, а 29 сентября — над третьей. Четвертая часть симфонии была закончена в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован вместе с детьми. Премьера величайшего произведения прошла 5 марта 1942 года на сцене Театра оперы и балета Куйбышева в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда, а 29 марта симфония прозвучала в Москве.
Впервые симфонию исполнили 9 июля 1942-го эвакуированные музыканты Ленинградской филармонии под руководством дирижёра Евгения Мравинского. Кстати, в новосибирской филармонии «Ленинградская» симфония Шостаковича звучит часто. В прошлом году её играли в рамках историко-музыкального проекта «Партитура памяти».
И хорошо, что чиновники от культуры это понимают, поэтому все чаще и чаще реализует проекты, связанные с исторической памятью. Пока, по словам первого замглавы АП РФ Сергея Кириенко, многие российские артисты рвутся на фронт и в военные госпитали, чтобы выступать перед русскими бойцами, идет серьезная борьба за умы поколений. И в этой спецоперации тоже должны быть мощные выстрелы. Один из них запланирован на лето текущего года. Санкт-Петербургская академическая филармония выиграла грант на реализацию проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» — это масштабная трехчастная инсталляция, посвященная историческому выступлению Оркестра Ленинградского радиокомитета в осажденном Ленинграде в 1942 году. Сотрудники филармонии вместе с коллегами подготовили грандиозный проект, который будет состоять из трех частей: выставки, научной конференции и мемориального концерта. Экспонаты на крови В экспозиции представят поистине уникальные артефакты: оригинальную партитуру Шостаковича, начатую в блокадном Ленинграде и завершенную в Куйбышеве в эвакуации, огромный документальный ряд из архивов МИД РФ, связанный с премьерами симфонии в Лондоне и Нью-Йорке, масса бытовых подробностей дрова, умывальники, специальные щипцы для тушения авиационных бомб и др.
Мы постараемся сделать все, чтобы, как и тогда, в 1942 году, симфония прозвучала также свежо, мы готовимся к выступлению». Спустя 80 лет оркестр Большого театра вновь исполнит произведение на самарской сцене. Дмитрий Азаров отметил, что в современных реалиях, когда Россия ведет борьбу за справедливость, Седьмая симфония приобрела особую актуальность и значимость. Только мужество, преданность Родине, самоотверженность, единство всего народа позволили защитить нашу страну от полного уничтожения. Сегодня наша страна вновьпротивостоит распространению нацизма в Европе. Страны НАТО создают предпосылки к тому, чтобы наша страна оказалась в блокаде. Поэтому актуальность Седьмой симфонии переоценить просто невозможно, — отметил Глава региона. Губернатор уверен в том, что предстоящие мероприятия, посвященные 80-летию со дня первого исполнения симфонии, станут важной исторической вехой. Руководитель области добавил, что желающих попасть на концерт — очень много. Мы обязательно пригласим на концерт жителей Донбасса, которые не понаслышке знают, что такое агрессия, потеря близких, что такое война», — заверил Дмитрий Азаров.