Художественный руководитель Татарской государственной филармонии Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. Айдар Файзрахманов считает, что настало время, когда нужно приложить максимум усилий, чтобы Госансамбль фольклорной музыки РТ участвовал во всех культурно-массовых мероприятиях, которые проходят в мире, — не только в Европе, но и в Азии и Африке. В ходе вечера Айдар Файзрахманов в подробностях рассказал о своей деятельности, поделился историями из жизни, пел народные песни, играл на баяне.
Файзрахманов Айдар Фаттрахманович
Файзрахманов Айдар Фатхрахманович, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая. ↑ Выдающийся музыкант Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. Айдар Файзрахманов: К восьмидесятилетию Татгосфилармония подготовила грандиозный концерт.
Айдар Файзрахманов: «Слова моей жены воспринял как ее последнюю волю»
Эта гармошка до сих пор есть, она хранится в нашем родовом доме. Первые три ребенка наших родителей умерли от кори. Мы росли три мальчика и три девочки. Родители назвали меня в честь главного героя очень популярного в те годы романа «Перстень» Фатиха Хусни, причем имя выбрали еще до того, как я родился. Все мы играли на баяне, гармони. Папа играл на скрипке, тальянке — он музыкант-самородок. Старший брат папы Гиният абый сам изготавливал скрипки. Видимо, музыкальность у нас была в генах. Наш дедушка был муэдзином священнослужитель, выбранный жителями для произношения азана с минарета.
Мы из рода представителей духовенства. Я слушал татарскую музыку по радио и восхищался теми, кто играл ее. В 5-6 классах довольно хорошо освоил баян. А к десятому классу мое мастерство стало еще выше. На концертах я играл на баяне, а также пел, аккомпанируя себе. С детства во мне заложилось звучание, дух наших народных песен, и я пел их своим данным от природы голосом, украшая мелодии мелизмами. Мне доверили дальнейшую судьбу семейного гнезда. Там все постройки, двор — по-простому, по-деревенски.
Сейчас уже ни мамы там нет, ни братьев. И жена моя покинула этот мир. Но я туда езжу, живу иногда, со мной за компанию приезжают дети, внуки. На нашей улице всего 8-9 домов, а наша деревня дала татарской культуре, науке довольно много деятелей. Все стремились получить высшее образование. Улицу, где стоит наш дом, раньше называли улицей Тукая, но сельчане посоветовались и, не сказав мне, официально переименовали ее в улицу Файзрахмановых. Наш средний брат Альберт занимался газификацией деревень Татарстана, он был руководителем газтреста. Самым первым газ пришел в нашу деревню.
Это было знаменательное событие для жителей. А потом и воду он провел. Затем встал вопрос дорог. Я много ходил с этим вопросом, писал письма. И при поддержке федерального дорожного ведомства в нашу деревню удалось провести асфальт. Теперь у нас есть хороший Дом культуры. А во время работы с архивами выяснилось, что отец нашего дедушки писал императору с прошением о расширении площади мечети. Я понял, что забота о родной деревне — это у нас наследственное.
Деревня наша уже была близка к исчезновению, оставались от силы 40 хозяйств. А сейчас там более ста домов. Создали условия, построили коттеджи, и село буквально воспряло. Дом у меня крепкий, все благоустроено. Своими руками посадил более 100 деревьев. Жена моя говорила: «Ты, кажется, все кустарники тоже считаешь», но если посчитать, так и выходит. Люди стали возвращаться. Мы же всего в десяти минутах езды от Арска.
Кто-то на работу ездит в Казань. В деревне у нас очень красиво. Не скажу, что у нас есть какое-то производство или бизнес. Но близость к районному центру нам очень помогла. Если дороги хорошие, то порядок. В Европе давно так — 60-100 километров ехать до работы считается нормально. Я очень рано остался без отца. Несколько человек в нашем роду умерли от болезней сердца, папа тоже ушел от этого.
Его даже в армию не брали, а он четыре года был на войне. Смог вернуться живым, лишь с ранением в руку. Мне вот сейчас 67 исполнилось. Я тоже приближаюсь к возрасту братьев. Но хотелось бы еще пожить, потому что чувствую себя хорошо, есть и силы, и желание жить, творить. После 50-60 лет я себя открыл с новой стороны. Я понял, что творчество не имеет границ и не признает никаких преград. Вот уже 22 года в филармонии.
Скоро уже и 25 лет будет, и я второй раз выйду на пенсию смеется. Как вы с ней познакомились, как соединились ваши судьбы? Друг друга узнали по одному взгляду. Она посмотрела на меня, я — на нее, и все стало ясно. Я был студентом 3 курса консерватории, Халиса училась на первом курсе историко-филологического факультета КГУ. Айдар Файзрахманов, 1976 г. Я устроил прослушивание. Свою будущую жену впервые увидел там.
Потом мы пообщались во время экспедиции. Два года дружили. Я окончил консерваторию.
Там клев хороший, он туда и клюнул… А Элвин Грей пускай поет! Даже в том, что мне не нравится, нахожу позитивные вещи: эти ребята поют на татарском языке, а это все равно лучше, чем если бы только один Айдар Файзрахманов пел на татарском, а все остальные — на русском. Да и молодежь сейчас совсем другая… — Чем отличается, скажем, от вашего поколения? Они в интернете, в мировом пространстве общения. Здесь не только исполнение Элвина Грея, но и его внешний вид людям импонирует, его умение держать себя на сцене.
Сейчас выпусти к ним какого-нибудь молодого Ильгама Шакирова, он выйдет, споет сногсшибательно, уйдет, но на них это не произведет впечатления. Но мы должны, учитывая формат нынешнего времени, уметь выжать оттуда что-то полезное для народа, языка, нашей культуры. Меня тоже упрекают, говорят мне: это же не фольклор! Конечно, это не «Бурановские бабушки», это не из Лаишево «Каравон», а на основе фольклора подан материал, который воспринимается и молодежью, и стариками, и татарами, и русскими, и иностранцами. Мне стоя аплодировали в Прибалтике, а арабы меня в 2016 году четыре раза пригласили к себе. Только возвращаюсь, через два месяца они опять зовут наш фольклорный ансамбль. Я спрашиваю: «А почему? У меня нет хулиганства, все заняты делом.
Меня поражает, что я, 65-летний бабай, смог вовлечь молодых в эту область. Очень доволен нашей командой. Да, большая текучка, иногда теряю ребят. Видят хороших исполнителей и выдергивают их, предлагая хорошие деньги. Естественно, они уходят. У меня нет таких возможностей. Это человек, который охватывает всю нашу республику. Ему надо данный корабль вести, а это очень сложно.
Есть люди, инстанции… Я, кстати, сколько ни обращался к Рустаму Нургалиевичу, до сих пор к нему на прием не попал. Но, если даже такого не случилось, это не говорит о том, что я от государства, от президента Татарстана не вижу внимания. Когда мы Минниханова встречаем, он со мной здоровается и спрашивает, как дела. Я отвечаю, что хорошо. Он видит, что у меня хорошо, что у меня команда работает. Иногда, например в прошлом году, президент нам просто выделил определенное количество денег на пошив костюмов. У меня есть грант, и у Анатолия Ивановича Шутикова есть грант. Это грант, который мы используем для пошива костюмов, часть используем для зарплаты ребятам, часть — для выпусков DVD — и CD -дисков.
Поэтому на государство я не могу жаловаться. Мы знакомы очень давно, знаю, какая она пришла к нам в Татарстан. За это короткое время она сумела понять, что к чему. Когда она работала в архиве, был всемирный форум архивных работников, Аюпова позвонила мне: «Айдар-абый, я больше никого не могу показывать. Пожалуйста, придите и выручите». Я пришел, дал им где-то получасовой концерт, она мне утром звонит: «Айдар-абый, огромное спасибо! Я после этого часа полтора-два учила всех танцевать по-татарски». Мне после присуждения премии имени Тукая откуда только не звонили и не писали, даже из Калифорнии, [связывались со мной и] в «Фейсбуке».
В последние годы я очень плотно занялся соцсетями. Я очень мощный блогер «ВКонтакте»: меня посещают 3 тысячи человек. Нынче начал «Фейсбук», у меня великолепный «Инстаграм». Получил около тысячи поздравлений… — Вы сами ведете соцсети или кто-то вам помогает? Выкладываю Ильгама Шакирова и получаю за это огромную благодарность. Когда выкладываю свои старые записи, у них все переворачивается, люди возвращаются, благодарят… Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то. Но время идет, к сожалению. Но самое главное — я пока скачу на коне с этими ребятами.
Я на поле битвы… «Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то. Но время идет, к сожалению» Фото: Владимир Зотов — Кстати, о старых записях. Но достаточно посмотреть на YouTube ваше исполнение «Мин сине шундый сагындым», чтобы понять, что с джаз-бендами наши артисты прекрасно выступали и в 70—80-е… — Все это было, да. Потом был шикарный ансамбль эстрадно-симфонический у нас под руководством Рустема Утэя. Все хлынули на сцену! Появилась доступность сцены. Взял веник, поднялся и паришься там. Нет, это показатель искусства.
На сцену имеет право выходить человек, которому есть что сказать. Даже у человека, который поднимается за трибуну, должна быть определенная культура общения с людьми, а здесь мы все хлынули на сцену. Раньше это был профессионал, а здесь самодеятельность. Теперь у нас получилась профсамодеятельность. Это новое определение, которое я могу дать нашей стране. Художественные советы — где они? Они должны быть. На рынок идет человек торговать своим мясом: извини, если у тебя лицензии нет, ты почему отравляешь народ?
А здесь народ отравляешь духовно, у тебя лицензии нет! Людей ведь еще воспитывать надо. Я бы не стал таким, если бы не получил должного образования. А ты наших ребят воспитывай со школьных лет… Человек на классическую музыку не потянется, если он не получит образования или достойной пропаганды этой музыки. Никогда не придет туда! Я до третьего курса консерватории был ориентирован на татарскую эстраду. После третьего, когда у нас был создан оперный класс, когда начал слушать Паваротти, Карузо и так далее, все во мне перевернулось. Ну и обстоятельства помогли.
В 1981 году меня вдруг в общежитии находит директор оперного театра Масгут Габдрахманович Имашев. Он меня в 12 часов ночи поднял: «Мне сказали, что в консерватории есть такой парень. Айдар, я пришел к тебе. Пожалуйста, срочно надо». Оказалось, что немедля необходимо полететь в Ташкент, там труппа оперного театра, такие корифеи, как Сара Садыкова, Фахри Насретдинов, Раиса Билялова и так далее. В общем, эти глыбы. Надо полететь туда, выручить. А я на профессиональном уровне играл, аккомпанировал на баяне.
Слетал, все нормально, приехал. Думаю: сейчас у меня появился шанс попасть в оперный театр. Но не тут-то было! Где-то к весне, в апреле, раз — и Имашева увольняют с поста директора оперного театра. Моя мечта вроде бы на этом закончилась. И вдруг в мае встречаюсь с главным дирижером театра Виталием Куценко и вторым режиссером, они мне говорят: «Айдар, завтра к 10:00 приходи в оперный театр». Пришел, они меня сразу встретили у служебного входа и повели в кабинет только что пришедшего месяц тому назад Рауфаля Сабировича Мухаметзянова. Разговор такой: «Вот молодой парень нынче заканчивает консерваторию, мы думаем, что он будет очень полезен у нас в театре».
Директор сказал, что ему нужны артисты на вторые партии. А мне хоть на третьи, хоть на десятые, лишь бы попасть в оперный театр! Мухаметзянов спрашивает: «У меня есть ставка такая. Женат или нет? Он меня спрашивает: «А что ты еще умеешь делать? Так что можно у Бигичева спросить». На второй день Рауфаль Сабирович навел справки. Меня оформили.
То, что я аккомпаниатор, сыграло очень большую роль. Меня сразу кинули… Тогда работали бригадой. Через три года я стал самым популярным певцом в Татарстане. Лет 5—10 я продержался так. Рауфаль Сабирович меня два раза в год выбрасывал с гастрольными турне по Татарстану, я собирал полные залы, привозил сбор, и он расплачивался с артистами: «Вот Файзрахманов принес деньги, теперь со всеми вами смогу расплатиться». Было такое время. И это тоже прошло. Потом уже спектакли, спектакли, спектакли… После того как ушел на пенсию, еще ездил в Испанию с ними.
Тукая и Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. Деятельности художественного руководителя Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан Файзрахманова Айдара предшествовал плодотворный творческий путь.
За прошедшие 10 лет им подготовлены десятки различных программ, проведены сотни концертов. Сегодня, благодаря активной и грамотной деятельности художественного руководителя, татарский музыкальный фольклор в исполнении ансамбля звучит по всему миру.
Ансамбль наряду с гастрольной деятельностью ведет активную профориентационную работу, чему свидетельство сотни концертов-лекций перед школьниками и студентами. Несмотря на то что основу концертных программ составляют фольклорные произведения, они подкупают зрителя содержанием и высоким уровнем исполнения. Удивительный дар Айдара Файзрахманова находить недостающие ноты в песнях, которые кропотливо собираются по деревням и селам, способствует постоянному обновлению репертуара широким спектром народных мелодий в оригинальных обработках и накоплению в багаже ансамбля фольклора всех татарских диаспор. На сегодняшний день Государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан — это визитная карточка Татарской государственной филармонии им.
Айдар Файзрахманов
Будучи преподавателем, профессором КФУ, Айдар Файзрахманов подготовил многих одаренных исполнителей. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в селе Средние Верези Арского района. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. Документально-художественное издание включает в себя эксклюзивную биографию членов семьи Файхрахмановых, уникальные фото из личного архива Айдара Файзрахманова, интересные факты творческой жизни артиста. Будучи отличным знатоком народной татарской песни, хорошо владея гармоникой, баяном и кураем, Айдар Файзрахманов одновременно начинает выступать на эстраде и вскоре становится популярным певцом, превосходным интерпретатором татарской песни.
Айдар Файзрахманов презентует книгу
Айдар Файзрахманов: К восьмидесятилетию Татгосфилармония подготовила грандиозный концерт. Ансамбль появился в 1999 г., через три года его возглавил народный артист РТ, известный оперный и эстрадный певец, профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета КГПУ Айдар Файзрахманов. Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая родился 30 января 1955 года в.
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян
Поступил на музыкальный факультет Казанского государственного педагогического института, который успешно закончил. Я не знаю другого такого трудолюбивого, требовательного к себе и другим человека, как он. В настоящем смысле рабочая пчела», — пишет о нем писатель Ильсияр Иксанова. В течение 27 лет пел в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, создавал образы, один сложнее другого. Во-первых, он оперный певец. А чтобы петь оперу, нужен сильный голос, и не только голос, а умение создавать образы», — написал Ильгам Шакиров. Мы гордимся своим земляком и желаем ему крепкого здоровья, новых творческих успехов!
Сочинять начал лет 10 назад, но в последние полгода произошел какой-то прорыв - лирические песни в романсовом стиле пишутся одна за другой… Мне приятно, что зрители приняли их тепло. И даже моя жена сказала: «Знала, что живу с талантливым человеком, но не думала, что ты пишешь такие удивительные песни! Все они в закладках. Например, еще в 1989 году я отметил для себя стихотворение, а музыка получилась только совсем недавно. Стихи подбираю только те, которые соответствуют моей внутренней философии. В основном это произведения поэтов моего поколения. Мечтаю сделать мюзикл на татарском языке, если появится интересный исторический сюжет. Как удалось собрать в коллективе таких универсальных артистов? Это очень сложно. Подготовленных артистов нет. Я готовлю их сам. Например, приходит ко мне вокалист после окончания консерватории. У него отличный голос, но он не умеет танцевать, не играет на инструментах, тем более на таких редких, как гусли, саз, сорнай, ятаган, жэя. Приходится его всему учить в процессе работы. Проблему можно решить - надо в творческих вузах создавать кафедры универсальных артистов, как это делается в Китае.
С 2000 года А. Ныне преподаватель, профессор КФУ Айдар Файзрахманов начал свою педагогическую деятельность в 2002 году. За эти годы он подготовил одаренных исполнителей классического и народного плана. На сегодняшний день многие из них достойно продолжают песенные традиции и принципы высокого профессионализма. В 2002 году по приглашению руководства филармонии Айдар Фатхрахманович становится художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики.
Но ни постоянного репертуара, ни качественных костюмов, ни разнообразного инструментария, ни собственной сценической подачи тогда еще не было. Все это и стало моей целью». Сегодня ансамбль фольклорной музыки — один из самых успешных профессиональных коллективов Татарстана, известный далеко за пределами региона. К юбилею выпустили два издания, в которые вместилась вся наша творческая жизнь за 15 лет, — записи на DVD и в формате MP3, уникальные фотографии, ноты». Все они не только поют и танцуют, но и владеют игрой на музыкальных инструментах среди них как любимые и хорошо известные гармонь, кубыз, курай, так и старинные, незнакомые слушателям сорнай, ятаган, татарские гусли. В концертной практике коллектив нашел и собственную форму общения с публикой. Каждая из программ — это яркое театрализованное представление на сюжет из татарской поэзии или народного эпоса. По словам Файзрахманова, такие представления являются лучшим способом познакомить самую широкую аудиторию с музыкальным наследием татарского народа.
Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы
Так, несколько лет назад ансамбль получил от немецких исследователей записи песен военнопленных татар времен Первой мировой войны, сохранившиеся в тюремных архивах в виде грампластинок. Сегодня мы работаем и с архивными материалами, и с тем, что иногда нам приносят люди — любители или полупрофессиональные исполнители. Наша единственная проблема — это дефицит времени, потому что необходимо распределять его между гастролями, издательской деятельностью, выступлениями на радио и телевидении, общением с публикой. Тем не менее я с гордостью могу сказать, что сейчас в репертуаре ансамбля свыше 130 песен, 16 танцев, 11 инструментальных номеров. И каждый год репертуар обновляется». В ближайших планах — большое количество выступлений, в том числе и перед детской аудиторией. Мы беседуем с ними, приглашаем на сцену, даем в руки инструменты, рассказываем о музыке. Это своего рода концерты-уроки, рассчитанные на детей любой национальности.
Сегодня, благодаря активной и грамотной деятельности художественного руководителя, татарский музыкальный фольклор в исполнении ансамбля звучит по всему миру. Ансамбль наряду с гастрольной деятельностью ведет активную профориентационную работу, чему свидетельство сотни концертов-лекций перед школьниками и студентами. Несмотря на то что основу концертных программ составляют фольклорные произведения, они подкупают зрителя содержанием и высоким уровнем исполнения. Удивительный дар Айдара Файзрахманова находить недостающие ноты в песнях, которые кропотливо собираются по деревням и селам, способствует постоянному обновлению репертуара широким спектром народных мелодий в оригинальных обработках и накоплению в багаже ансамбля фольклора всех татарских диаспор. На сегодняшний день Государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан — это визитная карточка Татарской государственной филармонии им.
Тукая, которая достойно представляет уровень исполнительского мастерства артистов не только данной организации, но и республики в целом.
В 1976 году он окончил музыкальный факультет Казанского пединститута ныне — ТГГПУ , получив квалификацию учителя пения. Кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы тогда же у него не обнаружился красивый тенор и Файзрахманов, по рекомендации вузовских педагогов, решился на серьезный шаг — поступил на вокальный факультет Казанской консерватории. В 1981 году главный режиссер театра оперы и балета Нияз Даутов после прослушивания рекомендовал принять его солистом. Так начиналась певческая карьера молодого артиста. За годы работы в театре А. Файзрахмановым исполнены десятки теноровых партий из опер зарубежных, русских и татарских композиторов. Будучи отличным знатоком народной татарской песни, хорошо владея гармоникой, баяном и кураем, Айдар Файзрахманов одновременно начинает выступать на эстраде и вскоре становится популярным певцом, превосходным интерпретатором татарской песни.
Так, несколько лет назад ансамбль получил от немецких исследователей записи песен военнопленных татар времен Первой мировой войны, сохранившиеся в тюремных архивах в виде грампластинок. Сегодня мы работаем и с архивными материалами, и с тем, что иногда нам приносят люди — любители или полупрофессиональные исполнители. Наша единственная проблема — это дефицит времени, потому что необходимо распределять его между гастролями, издательской деятельностью, выступлениями на радио и телевидении, общением с публикой. Тем не менее я с гордостью могу сказать, что сейчас в репертуаре ансамбля свыше 130 песен, 16 танцев, 11 инструментальных номеров. И каждый год репертуар обновляется». В ближайших планах — большое количество выступлений, в том числе и перед детской аудиторией. Мы беседуем с ними, приглашаем на сцену, даем в руки инструменты, рассказываем о музыке. Это своего рода концерты-уроки, рассчитанные на детей любой национальности.
Айдар Файзрахманов проведет в Татарской Филармонии открытый Мастер-класс
Айдар Файзрахманов | ↑ Выдающийся музыкант Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. |
Музыкант, педагог, артист - Республика Татарстан | РТ Онлайн | Айдар Файзрахманов фикеренчә, яшәү мәгънәсе – эшеңнең нәтиҗәләре белән файдалану, барсы белән дә шатланырга, кешеләр өчен шатлана белергә. |
68 лет исполнилось заслуженному артисту России, народному артисту Татарстана Айдару Файзрахманову. | Супруге Айдара Файзрахманова было всего 59 лет. |
68 лет исполнилось заслуженному артисту России, народному артисту Татарстана Айдару Файзрахманову.
Видео автора «TSC | MIRRA MEDIA GROUP» в Дзене: Айдар Файзрахманов красиво играет на баяне. На стихи известных татарских поэтов Айдар Файзрахманов написал песни «Туган жиреннэн китмэ» (Г. Афзал), «Эллэ курешэбез, эллэ юк», «Яшэу барыбер кызык» (И. Юзеев). В 2002 году стал художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ. АЙДАР ФӘЙЗЕРАХМАНОВ АЙДАР ФАТХРАХМАНОВИЧ ФАЙЗРАХМАНОВ (Айдар Фәйзерахманов). Певец (лирический тенор), артист оперы, педагог, профессор, Заслуженный артист Татарской АССР, Народный артист Республики Татарстан, Заслуженный артист России. Айдар Файзрахманов отметил свой 65-летний юбилей в ТатгосфилармонииПодробнее. Политика - 18 октября 2023 - Новости Уфы - Видео автора «TSC | MIRRA MEDIA GROUP» в Дзене: Айдар Файзрахманов красиво играет на баяне.
Айдар Файзрахманов набережные челны сабантуй 2023 молодцы.
Художественный руководитель Татарской государственной филармонии Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. Файзрахманов Айдар Фатхрахманович, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая. Артист турында: Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта имән авылында туа. Супруге Айдара Файзрахманова было всего 59 лет.
Новости с тегом - Айдар Фәйзрахманов
Большое спасибо, что в их число включили и меня и пригласили к себе. В ходе вечера Айдар Файзрахманов в подробностях рассказал о своей деятельности, поделился историями из жизни, пел народные песни, играл на баяне. Видеозаписи, отражающие значимые события из его жизни, стали прекрасным дополнением к мероприятию. Зритель то грустил, то радовался и благодарил артиста за талант, искренность и любовь к национальному творчеству.
Официальные поздравления и памятные награды артисты получили от министра культуры республики Айрата Сибагатуллина. Со сцены их чествовали друзья и коллеги — в программу вошли номера от Государственного ансамбля песни и танца РТ, Башкирского государственного академического ансамбля танца им. Гаскарова, Удмуртского государственного театра фольклорной песни «Айкай», Государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бэрмэнчек», татарского фольклорного ансамбля «Сорнай» и других. Выступления же самих юбиляров публика встречала с восторгом и благодарностью. Но ни постоянного репертуара, ни качественных костюмов, ни разнообразного инструментария, ни собственной сценической подачи тогда еще не было. Все это и стало моей целью».
Сегодня ансамбль фольклорной музыки — один из самых успешных профессиональных коллективов Татарстана, известный далеко за пределами региона. К юбилею выпустили два издания, в которые вместилась вся наша творческая жизнь за 15 лет, — записи на DVD и в формате MP3, уникальные фотографии, ноты».
Например, приходит ко мне вокалист после окончания консерватории. У него отличный голос, но он не умеет танцевать, не играет на инструментах, тем более на таких редких, как гусли, саз, сорнай, ятаган, жэя. Приходится его всему учить в процессе работы. Проблему можно решить - надо в творческих вузах создавать кафедры универсальных артистов, как это делается в Китае. Но это только первый этап работы. Потом их расшифровывали, обрабатывали. Сейчас материала у нас сверхдостаточно.
Очень многое мы еще не успели обработать. Около 120 песен вошли в два сборника, которые филармония издала на грант Президента Татарстана Рустама Минниханова. Кроме песен мы опубликовали 15 инструментальных произведений и дали подробное описание 16 танцев, которые до нас на профессиональном уровне никто не исполнял. Это большая научно-исследовательская работа и, кроме того, отличный учебно-методический материал для студентов музыкальных вузов. Ценность этих книг еще и в том, что последние сборники татарского фольклора были изданы 30 - 40 лет назад. Научная работа - важное направление деятельности ансамбля. Другое важнейшее направление - работа с детской аудиторией. После концертов ребята не уходят сразу, они подходят, общаются с артистами, мы даем им в руки инструменты, дарим на память диски с записями наших концертов.
Я и сам припоминаю, как с палкой ходил вокруг печки и пел «бабайлар, бабайлар», изображал дедушек. Перед тем как пойти в первый класс, папа мне привез из Арска гармонь-тальянку. Эта гармошка до сих пор есть, она хранится в нашем родовом доме. Первые три ребенка наших родителей умерли от кори. Мы росли три мальчика и три девочки. Родители назвали меня в честь главного героя очень популярного в те годы романа «Перстень» Фатиха Хусни, причем имя выбрали еще до того, как я родился. Все мы играли на баяне, гармони. Папа играл на скрипке, тальянке — он музыкант-самородок. Старший брат папы Гиният абый сам изготавливал скрипки. Видимо, музыкальность у нас была в генах. Наш дедушка был муэдзином священнослужитель, выбранный жителями для произношения азана с минарета. Мы из рода представителей духовенства. Я слушал татарскую музыку по радио и восхищался теми, кто играл ее. В 5-6 классах довольно хорошо освоил баян. А к десятому классу мое мастерство стало еще выше. На концертах я играл на баяне, а также пел, аккомпанируя себе. С детства во мне заложилось звучание, дух наших народных песен, и я пел их своим данным от природы голосом, украшая мелодии мелизмами. Мне доверили дальнейшую судьбу семейного гнезда. Там все постройки, двор — по-простому, по-деревенски. Сейчас уже ни мамы там нет, ни братьев. И жена моя покинула этот мир. Но я туда езжу, живу иногда, со мной за компанию приезжают дети, внуки. На нашей улице всего 8-9 домов, а наша деревня дала татарской культуре, науке довольно много деятелей. Все стремились получить высшее образование. Улицу, где стоит наш дом, раньше называли улицей Тукая, но сельчане посоветовались и, не сказав мне, официально переименовали ее в улицу Файзрахмановых. Наш средний брат Альберт занимался газификацией деревень Татарстана, он был руководителем газтреста. Самым первым газ пришел в нашу деревню. Это было знаменательное событие для жителей. А потом и воду он провел. Затем встал вопрос дорог. Я много ходил с этим вопросом, писал письма. И при поддержке федерального дорожного ведомства в нашу деревню удалось провести асфальт. Теперь у нас есть хороший Дом культуры. А во время работы с архивами выяснилось, что отец нашего дедушки писал императору с прошением о расширении площади мечети. Я понял, что забота о родной деревне — это у нас наследственное. Деревня наша уже была близка к исчезновению, оставались от силы 40 хозяйств. А сейчас там более ста домов. Создали условия, построили коттеджи, и село буквально воспряло. Дом у меня крепкий, все благоустроено. Своими руками посадил более 100 деревьев. Жена моя говорила: «Ты, кажется, все кустарники тоже считаешь», но если посчитать, так и выходит. Люди стали возвращаться. Мы же всего в десяти минутах езды от Арска. Кто-то на работу ездит в Казань. В деревне у нас очень красиво. Не скажу, что у нас есть какое-то производство или бизнес. Но близость к районному центру нам очень помогла. Если дороги хорошие, то порядок. В Европе давно так — 60-100 километров ехать до работы считается нормально. Я очень рано остался без отца. Несколько человек в нашем роду умерли от болезней сердца, папа тоже ушел от этого. Его даже в армию не брали, а он четыре года был на войне. Смог вернуться живым, лишь с ранением в руку. Мне вот сейчас 67 исполнилось. Я тоже приближаюсь к возрасту братьев. Но хотелось бы еще пожить, потому что чувствую себя хорошо, есть и силы, и желание жить, творить. После 50-60 лет я себя открыл с новой стороны. Я понял, что творчество не имеет границ и не признает никаких преград. Вот уже 22 года в филармонии. Скоро уже и 25 лет будет, и я второй раз выйду на пенсию смеется. Как вы с ней познакомились, как соединились ваши судьбы? Друг друга узнали по одному взгляду. Она посмотрела на меня, я — на нее, и все стало ясно. Я был студентом 3 курса консерватории, Халиса училась на первом курсе историко-филологического факультета КГУ. Айдар Файзрахманов, 1976 г. Я устроил прослушивание. Свою будущую жену впервые увидел там. Потом мы пообщались во время экспедиции.