После того как командованию Дантеса и государственным властям стало известно о дуэли и смерти в ней Александра Пушкина, было принято решение об уголовном делопроизводстве.
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин
Открытие приурочили к 170-летию со дня его смерти (2008 год), скульптор – Степан Мокроусов. Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным. Смерть Пушкина стала концом его жизни, но началом его славы на земле, бессмертной, вечной памяти. Дата рождения: 6 июня 1799 года В этот день отмечается: День русского языка. Фильм о последних годах жизни великого русского поэта А.С. Пушкина, о его травле со стороны царского двора и светского общества, о колоссальных долгах, в кот.
День памяти со дня смерти А. С. Пушкина (1799 – 1837)
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина! | «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного», – написал кий вскоре после смерти друга. |
Биография Пушкина. 29 января — день смерти Пушкина. В этот день**: события из жизни поэта. | День памяти А.С. Пушкина – это траурный праздник в истории русской культуры. 10 февраля, от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. |
Когда день рождения Пушкина? | 6 июня исполняется 214 лет со дня рождения Александра Пушкина. |
Пушкин Александр Сергеевич | День памяти А.С. Пушкина: когда проходит, кто отмечает. Традиции празднования события. Список праздников в 2025 году. |
Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке — как это было
Пушкин становится членом кружка "Зеленая лампа" (литературный филиал тайного общества "Союз благоденствия"). День памяти А.С. Пушкина – это траурный праздник в истории русской культуры. 10 февраля, от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. Главная» Новости» День смерти пушкина 29 января. Сегодня – 10 февраля – скорбная дата в российской истории и культуре – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, пушкин, факты на развлекательном портале
Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет?
Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений. В 1825 году встречает в Тригорском племянницу Осиповой Анну Керн [K 3] , которой, как принято считать, посвящает стихотворение « Я помню чудное мгновенье …». Через месяц после окончания ссылки он вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и провёл в Михайловском около месяца. Последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни и писать на свободе. В Михайловском поэт также приобщился к игре в бильярд, хотя выдающимся игроком он не стал, однако, по воспоминаниям друзей, орудовал кием на сукне вполне профессионально [25]. После ссылки В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I , коронованный 22 августа. Беседа Николая с Пушкиным происходила с глазу на глаз [26]. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры. Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I , царя-преобразователя.
Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале , и новой поэмы « Полтава ». В рамках одного поэтического произведения «Полтава» поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию Пушкина его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы» [27]. Опубликованная в 1829 году, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков. К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти. В декабре 1828 Александр Сергеевич читал здесь свою поэму «Полтава». Москва, Поварская ул. В 1827 году началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» написанного ещё в Михайловском в 1825 , в котором был усмотрен отклик на события 14 декабря 1825 [6] :122, а в 1828 правительству стала известна кишинёвская поэма « Гавриилиада ».
Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина [6] :123, но за поэтом был учреждён негласный полицейский надзор. В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. Неопределённый ответ матери девушки причиной была названа молодость Натальи , по словам Пушкина «свёл его с ума». Он уехал в армию Паскевича, на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. Свою поездку он описал в «Путешествии в Арзрум». По настоянию Паскевича, не желавшего брать на себя ответственность за жизнь Пушкина, оставил действующую армию, жил некоторое время в Тифлисе [30] :43-44. Возвратившись в Москву, он встретил у Гончаровых холодный приём. Возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, его бедности и страсти к игре [30] :45.
Болдино Портрет Н. Пушкиной работы Александра Брюллова 1831—1832 гг. Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» « Повести Белкина » , «Опыт драматических изучений» « Маленькие трагедии » , последние главы « Евгения Онегина », « Домик в Коломне », « История села Горюхина », « Сказка о попе и о работнике его Балде », несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений. Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830. Стихотворные произведения этого периода представляют всё разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них — «Румяный критик мой…» перекликается с «Историей села Горюхина» и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием «Каприз» [9] :551.
В 1821 году он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Цикл определил как дальнейшее направление творчества Пушкина: последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе, так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова [9] :551—552 [31]. Петербург 1831—1833 Уменьшенное факсимиле рукописи Пушкина проза В это же время Пушкин принимал активное участие в издании «Литературной газеты» газета выходила с 1 января 1830 г. Дельвиг, подготовив первые два номера, временно выехал из Петербурга и поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров [32]. Конфликт «Литературной газеты» с редактором полуофициозной газеты « Северная пчела » Ф. Булгариным , агентом Третьего отделения , привёл, после публикации газетой четверостишия Казимира Делавиня о жертвах Июльской революции , к закрытию издания. При обмене кольцами кольцо Пушкина упало на пол.
Потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Всё — плохие предзнаменования! Сразу после свадьбы семья Пушкиных ненадолго поселилась в Москве на Арбате , дом 53 по современной нумерации; сейчас музей. Там супруги прожили до середины мая 1831 года, когда, не дождавшись срока окончания аренды, уехали в столицу, так как Пушкин рассорился с тёщей, вмешивавшейся в его семейную жизнь [30] :62. На лето Пушкин снял дачу в Царском Селе. Здесь он пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который был его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни. Новое восприятие действительности, наметившееся в его творчестве в конце 1820-х годов, требовало углублённых занятий историей : в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. В 1831 году ему разрешено работать в архивах. Пушкин снова поступил на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра».
Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, и польские события , поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности. Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой…», « Клеветникам России », «Бородинская годовщина». Последние два, написанные по случаю взятия Варшавы, вместе со стихотворением В. Жуковского «Старая песня на новый лад» были напечатаны специальной брошюрой «На взятие Варшавы» и вызвали неоднозначную реакцию. Пушкин, никогда не бывший врагом какого-либо народа, друживший с Мицкевичем , тем не менее не мог смириться с претензиями восставших на присоединение к Польше литовских, украинских и белорусских земель [34] :236. По-разному отнеслись к отклику Пушкина на польские события его друзья: отрицательно Вяземский и А. Он знает, что они не прочтут стихов его [K 4] , следовательно, и отвечать не будут на вопросы, на которые отвечать было бы очень легко даже самому Пушкину. Россия вопиет против этого беззакония [35]. Чаадаев же направил после публикации стихов их автору восторженное письмо, его позицию разделяли и ссыльные декабристы [34] :232, 236.
Вместе с тем Ф. Булгарин , связанный с III отделением, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям. С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом « Дубровский » 1832 — 33 , герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Благородный разбойник Дубровский изображён в романтическом ключе, остальные действующие лица показаны с величайшим реализмом [36]. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставил работу над ним, хотя роман был и близок к завершению.
Последние часы жизни поэта После смерти поэта было проведено вскрытие. Оно показало, что кишечник писателя был очень сильно воспален, некоторые места были поражены гангреной — ткани организма начали отмирать из-за отсутствия плохого кровоснабжения и инфекции. В брюшной полости Александра Пушкина было найдено много запекшейся крови. Еще больше интересных статей вы найдете в нашем Дзен-канале. Обязательно подпишитесь! В конечном итоге получается, что смерть Пушкина в большей степени была связана со множеством совершенных ошибок. Если бы дуэль прошла во времена, когда в мире существовал быстрый транспорт и развитая медицина, великий поэт запросто остался бы жив. Современные врачи способны творить чудеса — сегодня уже ведутся работы по пересадке человеческой головы. В свое время Пушкин, скорее всего, был обречен на гибель из-за ранения. А как считаете вы? Своим мнением делитесь в нашем Telegram-чате.
Зная, как все эти обстоятельства были неприятны для мужа, Наталья Николаевна предлагала ему уехать с нею на время куда-нибудь из Петербурга; но Пушкин, потеряв всякое терпение, решился кончить это иначе. Он написал барону Гекерену в весьма сильных выражениях известное письмо, которое и было окончательной причиной роковой дуэли нашего поэта. Говорят, что, получив это письмо, Гекерен бросился за советом к графу Строганову и что граф, прочитав письмо, дал совет Гекерену, чтобы его сын, барон Дантес, вызвал Пушкина на дуэль, так как после подобной обиды, по мнению графа, дуэль была единственным исходом. В ответ Пушкину барон Гекерен написал письмо, в котором объявил, что сын его пришлет ему своего секунданта. Данзас, проходя по Пантелеймонской улице, встретил Пушкина в санях. В этой улице жил тогда К. Россет; Пушкин, как полагает Данзас, заезжал сначала к Россету и, не застав последнего дома, поехал уже к нему. Пушкин остановил Данзаса и сказал: — Данзас, я ехал к тебе, садись со мной в сани и поедем во французское посольство, где ты будешь свидетелем одного разговора. Данзас, не говоря ни слова, сел с ним в сани, и они поехали в Большую Миллионную. Во время пути Пушкин говорил с Данзасом, как будто ничего не бывало, совершенно о посторонних вещах. После обыкновенного приветствия с хозяином Пушкин сказал громко, обращаясь к Данзасу: — Je vais vous mettre maintenant au fait de tout, — и начал рассказывать ему всё, что происходило между ним, Дантесом и Гекереном, то есть то, что читателям известно из сказанного нами выше. Вот мой секундант... Потом обратился к Данзасу с вопросом: — Consentez-vous? Драться Пушкин с Дантесом должен был в тот же день 27 января в 5-м часу пополудни. Место поединка было назначено секундантами за Чёрной речкой возле Комендантской дачи. Оружием выбраны пистолеты. Стреляться соперники должны были на расстоянии двадцати шагов, с тем, чтобы каждый мог сделать пять шагов и подойти к барьеру; никому не было дано преимущества первого выстрела; каждый должен был сделать один выстрел, когда будет ему угодно, но в случае промаха с обеих сторон дело должно было начаться снова на тех же условиях. Личных объяснений между противниками никаких допущено не было; в случае же надобности за них должны были объясняться секунданты. С этой роковой бумагой Данзас возвратился к Пушкину. Он застал его дома, одного. Не прочитав даже условий, Пушкин согласился на всё. В разговоре о предстоящей дуэли Данзас заметил ему, что, по его мнению, он бы должен был стреляться с бароном Гекереном, отцом, а не с сыном, так как оскорбительное письмо он написал Гекерену, а не Дантесу. На это Пушкин ему отвечал, что Гекерен, по официальному своему положению, драться не может. Условясь с Пушкиным сойтись в кондитерской Вольфа, Данзас отправился сделать нужные приготовления. Уложив их в сани, Данзас приехал к Вольфу, где Пушкин уже ожидал его. Было около 4-х часов. Выпив стакан лимонаду или воды, Данзас не помнит, Пушкин вышел с ним из кондитерской; сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту. Бог весть что думал Пушкин. По наружности он был покоен... Конечно, ни один сколько-нибудь мыслящий русский человек не был бы в состоянии оставаться равнодушным, провожая Пушкина, быть может, на верную смерть; тем более понятно, что чувствовал Данзас. Сердце его сжималось при одной мысли, что через несколько минут, может быть, Пушкина уже не станет. Напрасно усиливался он льстить себя надеждою, что дуэль расстроится, что кто-нибудь её остановит, кто-нибудь спасёт Пушкина; мучительная мысль не отставала. На Дворцовой набережной они встретили в экипаже г-жу Пушкину. Данзас узнал её, надежда в нём блеснула, встреча эта могла поправить всё. Но жена Пушкина была близорука; а Пушкин смотрел в другую сторону. День был ясный. Петербургское великосветское общество каталось на горах, и в то время некоторые уже оттуда возвращались. Много знакомых и Пушкину и Данзасу встречались, раскланивались с ними, но никто как будто и не догадывался, куда они ехали; а между тем история Пушкина с Гекеренами была хорошо известна всему этому обществу. На Неве Пушкин спросил Данзаса, шутя: «Не в крепость ли ты везёшь меня? На Каменноостровском проспекте они встретили в санях двух знакомых офицеров Конного полка: князя В. Голицына и Головина. Думая, что Пушкин и Данзас ехали на горы, Голицын закричал им: «Что вы так поздно едете, все уже оттуда разъезжаются?! Они нашли такое саженях в полутораста от Комендантской дачи, более крупный и густой кустарник окружал здесь площадку и мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков то, что на ней происходило. Избрав это место, они утоптали ногами снег на том пространстве, которое нужно было для поединка, и потом позвали противников. Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов пятнадцать. Закутанный в медвежью шубу, Пушкин молчал, по-видимому, был столько же покоен, как и во всё время пути, но в нём выражалось сильное нетерпение приступить скорее к делу. Во время этих приготовлений нетерпение Пушкина обнаружилось словами к своему секунданту: — Et bien! Всё было кончено. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. Пушкин первый подошёл к барьеру и, остановись, начал наводить пистолет. Секунданты бросились к нему, и, когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами: — Attendez! Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и потому Данзас подал ему другой. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку. Пушкин был ранен в правую сторону живота; пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась. У Комендантской дачи они нашли карету, присланную на всякий случай бароном Гекереном, отцом. Данзас принял это предложение, но отказался от другого, сделанного ему в то же время Дантесом предложения, скрыть участие его в дуэли. Не сказав, что карета была барона Гекерена, Данзас посадил в неё Пушкина и, сев с ним рядом, поехал в город. Во время дороги Пушкин держался довольно твёрдо; но, чувствуя по временам сильную боль, он начал подозревать опасность своей раны.
Пушкин остановил Данзаса и сказал: — Данзас, я ехал к тебе, садись со мной в сани и поедем во французское посольство, где ты будешь свидетелем одного разговора. Данзас, не говоря ни слова, сел с ним в сани, и они поехали в Большую Миллионную. Во время пути Пушкин говорил с Данзасом, как будто ничего не бывало, совершенно о посторонних вещах. После обыкновенного приветствия с хозяином Пушкин сказал громко, обращаясь к Данзасу: — Je vais vous mettre maintenant au fait de tout, — и начал рассказывать ему всё, что происходило между ним, Дантесом и Гекереном, то есть то, что читателям известно из сказанного нами выше. Вот мой секундант... Потом обратился к Данзасу с вопросом: — Consentez-vous? Драться Пушкин с Дантесом должен был в тот же день 27 января в 5-м часу пополудни. Место поединка было назначено секундантами за Чёрной речкой возле Комендантской дачи. Оружием выбраны пистолеты. Стреляться соперники должны были на расстоянии двадцати шагов, с тем, чтобы каждый мог сделать пять шагов и подойти к барьеру; никому не было дано преимущества первого выстрела; каждый должен был сделать один выстрел, когда будет ему угодно, но в случае промаха с обеих сторон дело должно было начаться снова на тех же условиях. Личных объяснений между противниками никаких допущено не было; в случае же надобности за них должны были объясняться секунданты. С этой роковой бумагой Данзас возвратился к Пушкину. Он застал его дома, одного. Не прочитав даже условий, Пушкин согласился на всё. В разговоре о предстоящей дуэли Данзас заметил ему, что, по его мнению, он бы должен был стреляться с бароном Гекереном, отцом, а не с сыном, так как оскорбительное письмо он написал Гекерену, а не Дантесу. На это Пушкин ему отвечал, что Гекерен, по официальному своему положению, драться не может. Условясь с Пушкиным сойтись в кондитерской Вольфа, Данзас отправился сделать нужные приготовления. Уложив их в сани, Данзас приехал к Вольфу, где Пушкин уже ожидал его. Было около 4-х часов. Выпив стакан лимонаду или воды, Данзас не помнит, Пушкин вышел с ним из кондитерской; сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту. Бог весть что думал Пушкин. По наружности он был покоен... Конечно, ни один сколько-нибудь мыслящий русский человек не был бы в состоянии оставаться равнодушным, провожая Пушкина, быть может, на верную смерть; тем более понятно, что чувствовал Данзас. Сердце его сжималось при одной мысли, что через несколько минут, может быть, Пушкина уже не станет. Напрасно усиливался он льстить себя надеждою, что дуэль расстроится, что кто-нибудь её остановит, кто-нибудь спасёт Пушкина; мучительная мысль не отставала. На Дворцовой набережной они встретили в экипаже г-жу Пушкину. Данзас узнал её, надежда в нём блеснула, встреча эта могла поправить всё. Но жена Пушкина была близорука; а Пушкин смотрел в другую сторону. День был ясный. Петербургское великосветское общество каталось на горах, и в то время некоторые уже оттуда возвращались. Много знакомых и Пушкину и Данзасу встречались, раскланивались с ними, но никто как будто и не догадывался, куда они ехали; а между тем история Пушкина с Гекеренами была хорошо известна всему этому обществу. На Неве Пушкин спросил Данзаса, шутя: «Не в крепость ли ты везёшь меня? На Каменноостровском проспекте они встретили в санях двух знакомых офицеров Конного полка: князя В. Голицына и Головина. Думая, что Пушкин и Данзас ехали на горы, Голицын закричал им: «Что вы так поздно едете, все уже оттуда разъезжаются?! Они нашли такое саженях в полутораста от Комендантской дачи, более крупный и густой кустарник окружал здесь площадку и мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков то, что на ней происходило. Избрав это место, они утоптали ногами снег на том пространстве, которое нужно было для поединка, и потом позвали противников. Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов пятнадцать. Закутанный в медвежью шубу, Пушкин молчал, по-видимому, был столько же покоен, как и во всё время пути, но в нём выражалось сильное нетерпение приступить скорее к делу. Во время этих приготовлений нетерпение Пушкина обнаружилось словами к своему секунданту: — Et bien! Всё было кончено. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. Пушкин первый подошёл к барьеру и, остановись, начал наводить пистолет. Секунданты бросились к нему, и, когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами: — Attendez! Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и потому Данзас подал ему другой. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку. Пушкин был ранен в правую сторону живота; пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась. У Комендантской дачи они нашли карету, присланную на всякий случай бароном Гекереном, отцом. Данзас принял это предложение, но отказался от другого, сделанного ему в то же время Дантесом предложения, скрыть участие его в дуэли. Не сказав, что карета была барона Гекерена, Данзас посадил в неё Пушкина и, сев с ним рядом, поехал в город. Во время дороги Пушкин держался довольно твёрдо; но, чувствуя по временам сильную боль, он начал подозревать опасность своей раны. Пушкин вспомнил про дуэль общего знакомого их, офицера Московского полка Щербачёва, стрелявшегося с Дороховым, на которой Щербачёв был смертельно ранен в живот, и, жалуясь на боль, сказал Данзасу: «Я боюсь, не ранен ли я так, как Щербачев». Он напомнил также Данзасу и о своей прежней дуэли в Кишиневе с Зубовым. Во время дороги Пушкин в особенности беспокоился о том, чтобы по приезде домой не испугать жены, и давал наставления Данзасу, как поступить, чтобы этого не случилось. Пушкин жил на Мойке, в нижнем этаже дома Волконского. У подъезда Пушкин просил Данзаса выйти вперёд, послать людей вынести его из кареты, и если жена его дома, то предупредить её и сказать, что рана не опасна. В передней люди сказали Данзасу, что Натальи Николаевны не было дома, но, когда Данзас сказал им, в чем дело, и послал их вынести раненого Пушкина из кареты, они объявили, что госпожа их дома. Данзас чрез столовую, в которой накрыт уже был стол, и гостиную пошёл прямо без доклада в кабинет жены Пушкина.
Смерть Пушкина: как это было на самом деле
Известен случай, когда на экзамене юный поэт прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое было высоко оценено Г. Биография Александра Сергеевича Пушкина ярка и насыщенна, его жизнеописанию посвящено множество научных исследований и литературных произведений. Творческое наследие Александр Сергеевича Пушкина — романы, повести, стихи, сказки и т. В 2022 году исполняется 185 лет со дня гибели А. Поэт умер 10 февраля 1837 года 29 января по старому стилю в Санкт-Петербурге, в своей последней квартире на Мойке, д. С тех пор эта скорбная дата стала Днем памяти Александра Сергеевича Пушкина и отмечается по всей стране.
У нас есть счастливая возможность узнать это из воспоминаний многих близких семье Пушкина людей. Но самые обширные и фактологически точные отчеты о последних днях поэта мы находим у Василия Андреевича Жуковского, человека, который неотступно находился у постели умирающего. В его записях и, конечно, в последнем письме Сергею Львовичу Пушкину отразилось многое: и отношения Александра Сергеевича с императором Николаем I, и преображение умершего в смерти, и отношение самого Жуковского к дорогому другу.
Влияние Василия Андреевича Жуковского на формирование Александра Сергеевича Пушкина как поэта велико и признано всеми. Виссарион Белинский сказал когда-то, что без Жуковского мы бы не имели и Пушкина. Их дружба была вполне закономерна, как закономерно притяжение двух гениев-современников. Много работ написано о заимствованиях традиций Жуковского в творчестве Пушкина. Много исследований по вопросу отношений Пушкина и царской власти, где непременно рассматривается личность Жуковского-придворного и его непрестанная помощь молодому поэту. Однако ничтожно мало написано о роли Василия Андреевича в печально известной последней пушкинской дуэли. А ведь он — единственный человек, писавший конспективные заметки о ходе этого дела от самого начала — 4 ноября 1836 года, до самого конца — посмертного обыска в квартире поэта непосредственно во время событий. Он оставил точные сведения, пошаговое развитие конфликта Пушкина с Геккернами, голые факты без оглядки на цензуру.
Оставшиеся записки и письма свидетельствуют о фактической точности этих конспективных заметок. Важен не только событийный ряд, но и чуткие заметки Жуковского о душевном состоянии Пушкина. Оттуда мы узнаем: раненого Пушкина принесли в дом и сразу послали за Жуковским. Он два последних дня находился неотступно у постели умирающего, вывешивая для посетителей на дверь листки о состоянии поэта. Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. Записку передал Жуковский. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».
Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина. Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром»[1].
Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина. В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина.
В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка».
Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н.
Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти.
Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г.
Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России.
Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами.
Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты».
Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в. Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным.
Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев. Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н.
Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С. Уваров и К. Светские и придворные успехи Н. Гончаровой сопровождались злословием и подмётными письмами, которые сыграли важную роль в сложной интриге, разрешившейся дуэлью Пушкина с французом на русской службе кавалергардом Ж. Смерть и похороны Исповедовал и причастил А.
Пушкина протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий 1774 — около 1841 , настоятель придворной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя на Конюшенной площади. Посмертная маска А. Скульпторы: С. Гальберг и П. Мещерская, дочь Н. Карамзина, запомнила его слова о Пушкине: «я для себя самого желаю такого конца как он имел» Пушкин и его современники. Санкт-Петербург, 1908.
Для совершения отпевания поэта, которое первоначально предполагалось в Исаакиевском соборе , Г. Строганов приглашал митрополита Серафима Глаголевского , но архиерей уклонился: погибавшие на дуэлях приравнивались церковью к самоубийцам. В конце концов Николай I разрешил отпеть Пушкина в придворной Конюшенной церкви, Песоцкий совершил отпевание. Тело Пушкина сопровождал к месту погребения в Святогорском Успенском монастыре А. На могиле, вырытой рядом с захоронением матери, которую поэт похоронил за несколько месяцев до собственной смерти, оплатив при этом место для себя, был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». По условиям зимнего времени могила была сделана неглубокой, и весной гроб был перезахоронен окончательно. Памятник на могиле работы скульптора А.
Пермагорова 1786—1854 поставлен в 1841 г. Пушкин и русская литература Пушкин — основоположник новой русской литературы: обобщив наследие отечественной литературы 18 в. Пушкин канонизировал форму русской романтической элегии и романтической поэмы, создал ряд экспериментальных форм роман в стихах, драматические сцены, исторический роман, граничащий с документальной прозой, и др. Созданная Пушкиным сложная художественная система открыта самым разным культурным контекстам, как русским, так и европейским, — как вобравшая в себя существенные элементы поэтики классицизма, сентиментализма , романтизма и предвосхитившая ряд открытий реализма. Творчество Пушкина — основной подтекст русской литературы 19—20 вв. Вскоре после смерти Пушкина в русской культуре утвердилось представление, согласно которому творческое наследие и личность Пушкина — прообраз будущего русского человека и общества Н. Гоголь и основное вневременное идеальное содержание русской жизни А.
Во 2-й половине 19 в. Боратынский , А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, М. Погодин, А. Хомяков , С. Шевырёв и др.
Среди писателей, испытавших наибольшее влияние Пушкина, — Н. Гоголь, И. Тургенев , А. Майков , А. Фет , Ф. Достоевский , Вл. Соловьёв , А.
Блок , В.
Дуэль подразумевала не только сам поединок, но и определенную последовательность действий, «этикет дуэли»: вызвать на дуэль можно было бросив своему обидчику перчатку, также необходимо было озаботиться выбором секунданта - то есть, надёжного товарища, который будет сопровождать дуэлянта вплоть до самого поединка. Александр Сергеевич Пушкин погиб очень рано, но за свою короткую жизнь он создал настоящую классику русской литературы: детские сказки «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», а также более серьёзные произведения, например, «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Стихотворения Пушкина до сих пор считаются бриллиантами русской поэзии и литературы. В свободное от работы время люблю читать, заниматься растениями и путешествовать.
Причиной смерти поэта стала фатальная дуэль с молодым кавалергардом Дантесом, который оказывал знаки внимания жене Пушкина, Наталье Николаевне.
Последние дни Пушкина.
«В каком годе умер Александр Сергеевич Пушкин?» — Яндекс Кью | Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным. |
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин | Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным. |
Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры
Когда день рождения Пушкина? | В конце 1825 года, после смерти Александра I, Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом. |
ДЕНЬ ПАМЯТИ А. С. ПУШКИНА. 185-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ ПОЭТА - События - Русский музей | Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным. |
Пушкин Александр Сергеевич — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву | 10 февраля – день смерти Александра Сергеевича Пушкина 8 февраля 1837 года произошла трагическая дуэль великого поэта России с кавалергард-поручиком французом Жоржем Дантесом. |
Дуэль и смерть Пушкина
Главная» Новости» День смерти пушкина 29 января. 6 июня исполняется 214 лет со дня рождения Александра Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился (26 мая) 6 июня 1799 года в Москве, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. 10 февраля 1837 года после дуэли умер Александр Пушкин: подробнее о смерти поэта читайте на ФедералПресс. Однако после смерти Пушкина многие из тех, кто раньше брал сторону Геккеренов, вынуждены были изменить о них мнение.
В Петербурге прошел день памяти Пушкина
Смерть Александра Пушкина стала трагедией для всей императорской России и была широко отражена в культуре и поэзии того времени. Что привело к гибели Пушкина 4 ноября 1836 года Александр Пушкин получил анонимное письмо с заголовком «Патент на звание рогоносца». Смерть Александра Пушкина стала трагедией для всей императорской России и была широко отражена в культуре и поэзии того времени.
Пушкин Александр Сергеевич
По поручению Николая I гроб с телом Пушкина для перевозки к месту погребения сопровождал друг Пушкина А. Поэта похоронили утром 6 18 февраля 1837 года на кладбище Святогорского монастыря в Псковской Губернии. Сам Дантес дожил до глубокой старости, стал очень известным во Франции политическим деятелем, был членом французского сената. В почтенном возрасте он говорил , что если бы не та злосчастная дуэль, в результате которой ему пришлось покинуть Россию, то его судьба сложилась бы не так удачливо и скорее всего, ему пришлось бы доживать свой век в отставке где-нибудь на окраине России без большого достатка и в кругу многочисленной семьи.
Столкновение Пушкина с Дантесом по подсчётам было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни великого поэта. Сам он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись только четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. Информацию подготовил участник партпроекта «Кадровый резерв.
Пулю так и не смогли извлечь, она осталась в позвоночнике, что неминуемо вело к смерти. Врачи два дня боролись за жизнь Александра Сергеевича, но все было тщетно. Пушкина похоронили в Святогорском монастыре, а проститься с ним, по разным данным, пришло от 10 до 50 тысяч человек. Из года в год поклонники поэта, ценители русской культуры, приходят сюда, чтобы почтить его память. Успенский собор и находящиеся рядом монастырские постройки сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. За это время могила Пушкина пришла в запустение и сильно обветшала. Реставраторам пришлось сильно потрудиться, чтобы восстановить памятник истории. Работы длились восемь лет и были завершены в 1953 году. В таком виде могила Александра Сергеевича сохранилась до наших дней.
Традиции в День памяти Пушкина В День памяти Пушкина во многих городах России традиционно проходят мероприятия, выставки, экскурсии, посвященные творчеству поэта. Как правило, в российских школах 10 февраля проводятся Пушкинские чтения. Жители Санкт-Петербурга каждый год 10 февраля собираются во дворе дома на набережной реки Мойки, 12, чтобы почтить память поэта. В торжественной церемонии принимают участие известные артисты, поэты и писатели. Пушкина подготовил специальную программу. Напомним, что музей состоит из шести музейных объектов в разных городах. Так, в городе Пушкин там, где Музей-Лицей пройдет церемония возложения цветов к памятнику Пушкина в Лицейском саду. В Петербурге в Концертном зале на набережной Мойки, 12, зрителей ждет литературно-музыкальная программа. Также в Петербурге для желающих будет бесплатно открыт Мемориальный музей-квартира А.
Пушкина Мойка, 12 — с 10:00 до 14:00 и с 15:10 до 17:30. Основная литературно-монографическая экспозиция "А. Жизнь и творчество" открыта с 10:00 до 13:30 и с 15:20 до 18:00 последняя группа входит в музей за час до закрытия. В этот день по Музею-квартире А.
Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя. Однако после отправки письма отцу Пушкина Жуковский вместе с жандармами проводит «посмертный обыск» кабинета Александра Сергеевича Пушкина. К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу. Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе. Оставлены только слова благодарности, которые просит передать царю Пушкин. Даже фраза о «царских милостях» заменена на этикетный оборот «отеческие заботы». Исследование пушкинистов доказывает, что не только мнение Жуковского об императоре изменило первоначальный образ царя, но и что сам Николай не желал предстать перед читателями в роли покровителя Пушкина[5].
Пушкин получил тяжёлое ранение на дуэли и вскоре скончался в окружении своих друзей и семьи. После того как в Петербурге узнали, что Пушкин смертельно ранен, у его дома неизменно была толпа людей - знакомых и незнакомых, которые переживали за его судьбу и здоровье. Причиной дуэли стала личная ссора поэта с офицером Жоржем Дантесом, который был лично знаком с женой Пушкина, Натальей Гончаровой, и оказывал ей знаки внимания. Пушкин был вынужден бросить вызов своему обидчику. В то время аристократы, знатные и состоятельные люди, чаще всего решали свои споры и конфликты на дуэли.