имя, наконец продлившее список дирижеров, на которых в Москве «правильно ходить», и переместившее Теодора Курентзиса и Владимира Юровского из разряда «молодых» в разряд «зрелых». концерт, филипп чижевский Дирижеру Филиппу Чижевскому и его ансамблю предстоит переосмыслить музыку Моцарта. Филипп Чижевский — молодой динамичный музыкант, всегда неожиданный аранжировщик, способный открыть для слушателя новые грани хорошо знакомых произведений, если не сказать их суть.
Подписаться на нашу рассылку
- Билеты на концерт «Брукнер+», Дирижер Филипп Чижевский
- Интервью с дирижером Филиппом Чижевским
- Филипп Чижевский, Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова
- Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
О мероприятии
- «Музыка – это не музей»: интервью с дирижером Филиппом Чижевским | Музыкальное обозрение
- Время. Дыхание. Адреналин.
- Ансамбль Questa Musica. Дирижер — Филипп Чижевский
- Филипп Чижевский – выступления в сезоне 2023-2024
- Филипп Чижевский – выступления в сезоне 2023-2024
Оперная дива Евгения Бургойне и дирижер Филипп Чижевский рассказали о концерте в Бурятии
Такой вот нежданной подсказкой для прохождения квеста, устроенного Филиппом Чижевским, обернулась попытка переслушать для ясности первый опус программы. Дирижер Филипп Чижевский. Интервью с Филиппом Чижевским, ставшего в 2023 году самым востребованным в России дирижером, — о том, как исполнять барочную музыку и современную, чем Брукнер отличается от Малера, как работается с Константином Богомоловым, как работать в мире ограничений и. Филипп Чижевский — о том, что значит быть дирижером, как выстраиваются отношения с оркестром и что общего между старинной и современной музыкой. Такой вот нежданной подсказкой для прохождения квеста, устроенного Филиппом Чижевским, обернулась попытка переслушать для ясности первый опус программы. Дирижер Филипп Чижевский.
подписаться на рассылку
- Государственная академическая симфоническая Капелла РФ
- Концерт. Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica / Антракт / Независимая газета
- подписаться на рассылку
- «Музыка – это не музей»: интервью с дирижером Филиппом Чижевским
- Дирижер Филипп Чижевский исполнил великую ораторию Генделя "Мессия" в Московской филармонии
- Время. Дыхание. Адреналин.
Филипп Чижевский: «Дирижер — это инструмент для оркестра»
Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, 2018, режиссер-постановщик — Константин Богомолов. С 2011 года — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России художественный руководитель и главный дирижер — Валерий Полянский. Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал вместе с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета режиссер-постановщик — Ханс-Йоахим Фрай. В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров Концертный зал имени П.
Карманов, Электротеатр Станиславский, 2017 оперный сериал «Сверлийцы» автор идеи и режиссер Б. Юхананов, композиторы: Д. Курляндский, Б. Филановский, А. Сюмак, С.
Невский, А. Сысоев, В. Раннев, Электротеатр Станиславский, 2015 «Так поступают все женщины» В. Стравинского режиссер О. Глушков, театральный центр «На Страстном», 2013 «Франциск» С. Невского мировая премьера оперы, режиссер В. Бочаров, Большой театр, 2012 «Дидона и Эней» Г. Пёрселла режиссер А.
Его тексты можно воспринимать как искусство, которое у тебя может вызывать рвотный рефлекс, а потом ты выходишь на свежий воздух и думаешь: «Как же все хорошо! Это все весьма и весьма точно. Костя очень музыкальный. И для него, и для вас очень важен имидж. Как вы себе одежду и обувь подбираете? Покупаю одежду себе довольно спонтанно. В Москве есть несколько магазинов. Не буду их рекламировать. У нас не об этом беседа. Вообще, имидж для дирижера важен? Наверное, да, потому что это сценическое искусство. Не имидж, а стиль, скорее. Просто, как ты одет. Для меня это бывает важно. Иногда для меня важно, в чем я хожу по дому, просто перемещаюсь от гостиной к кабинету и так далее. Иногда в большей степени, иногда в меньшей, но да, важно. Я люблю одежду. Мне нравятся вещи, мне нравятся ткани, мне нравятся цвета. В принципе, я люблю визуальное искусство и люблю людей. Мне нравится, как люди одеты, как люди украшают одежду и одежда украшает людей, на самом деле, дополняет, подчеркивает что-то. Как я уже сказал, покупаю вещи спонтанно. Просто проезжаю мимо, думаю: зайду, посмотрю. Что-то приглянулось. Я вообще не думаю, для чего это. Иногда, впрочем, думаю: вот я сегодня дирижирую такой-то программой. Советуюсь с женой: «Как ты думаешь, что мне сегодня надеть? Иногда я соглашаюсь, иногда не соглашаюсь. Все просто. Кислородная подушка Вы сказали, что у вас нет любимых композиторов. А любимые оркестры и дирижеры есть? Из современников мне очень близко, что делает Пааво Ярви. Слышал его, в частности, в Московской филармонии, с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. Я не был, к сожалению. Молодежка — супер, они молодцы. Этот проект Алексея Алексеевича Шалашова — мне кажется, он мегаудачный и мегаамбициозный, очень нужный, потому что он дает свободу молодым людям, которые еще могут впитывать информацию, у них мозги не атрофировались. Они не думают о том, что съесть завтра, потому что «я приехал из Оренбурга», «мне еще нужно что-то снять, какую-то конуру, хлеб с майонезом сделать». У них есть зарплата, есть где репетировать, есть возможность играть на прекрасных инструментах, получать образовательные программы, мастер-классы от ведущих музыкантов и мировых, и наших соотечественников , выступать на лучших площадках, иметь все для того, чтобы быть успешным в профессии. А что делает Пааво Ярви? У него во всем есть вкус в пропорциях. Не что-то такое, как Франкенштейн — вот это очень медленно, это очень быстро, и так далее. Сам этим, бывает, грешу… Надеюсь, грешил… Или вот придумал какое-то украшение и думаешь: как же классно я это придумал. А потом себя поймал на мысли: ты думаешь про украшение, а музыку написал, условно, Генри Пёрселл. Пааво Ярви, интерпретируя музыку, пропуская ее через себя, уходит на второй план. Он преподносит композитора и в этом очень деликатен. В общем, это сочетание личности дирижера и диалога с композитором. И отношение к музыкантам крайне уважительное, то есть сотворчество. Мне очень близко то, что он делает. Его приезд в Москву был фактически последним перед… Да. Насколько по вам лично и по вашему коллективу ударила эта ситуация? Приходится ли корректировать репертуар? Что с нотами? С нотами беда полнейшая. Если это старая музыка, ты имеешь право ее исполнить, но ты не можешь заказать хорошее издание. Или ты каким-то чудом достал партитуру, и наборщики с этой партитуры набирают оркестровые голоса. Будут опечатки? Конечно, будут, потому что набирал человек, зато 95, 98 или 99 процентов текста ты получишь, а остальное исправишь. Сейчас все выкручиваются и друг другу помогают. Когда мы делали «Летучего голландца» в Перми, у нас были партии издательства Schott, которые мы сейчас, естественно, не можем заказать. Мы брали из Большого театра, потому что там Александр Ведерников это делал в 2004-м. Хотели бы мы позвать каких-то солистов? Конечно, хотели бы. Планируются российские премьеры: Скрипичного концерта Бернда Алоиса Циммермана и последнего опуса Оливье Мессиана «Озарения потустороннего». Вопрос, что будет с нотами, остается открытым. Пока есть возможность, я буду в профессии, потому что это моя жизнь. Это как воздух: ты дышишь; если тебе перекроют кислород, ты умрешь. Поэтому репетиции, программы — это бесконечный процесс. То есть я нахожусь сейчас в каком-то своем большом произведении, которое называется «жизнь», и я где-то нахожусь, в каком-то месте формы. Родился в Москве в 1984. Окончил Московское хоровое училище им. Свешникова, затем Московскую консерваторию по двум специальностям: хоровое класс проф. Калинина и оперно-симфоническое дирижирование класс проф. Полянского, у него же учился в аспирантуре. С 2011 по настоящее время — преподаватель МГК им. Чайковского кафедра оперно-симфонического дирижирования. С 2008 по 2011 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности хоровое дирижирование. В 2008 Филипп Чижевский совместно с Марией Грилихес создает ансамбль Questa Musica, с которым активно концертирует в России и за рубежом, осуществляет множество крупных проектов, мировых и российских премьер. С 2011 по 2023 — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. С 2014 — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра. Опера «Дидона и Эней» режиссер — А. Опера «Франциск» режиссер — В. Юхананов, композиторы: Д. Курляндский, Б. Филановский, А. Сюмак, С. Невский, А. Сысоев, В. Ревич, постановка Б. Юхананова, музыка С. Невского, К. Бодрова, Д. Курляндского, К. Чернегина, П. Оратория «Триумф времени и Бесчувствия» режиссер — К. Опера «Кармен» режиссер — К. Богомолов, Пермский театр оперы и балета им. Опера «Летучий голландец» режиссер — К. Чайковского, 2023. Концертные программы Филиппа Чижевского включены в абонементы Московской государственной филармонии, афишу Большого зала Московской государственной консерватории, концертного зала «Зарядье», ГЭС-2, Электротеатра и других залов столицы. Ансамбль Questa Musica. Солисты: Л. Гайсина, Д. Телятникова, С. Годин, И. Концертный зал имени П. Гайсина, Э. Стамеллу, Ю. Никанорова, Д. Годин, М. Нор, И. Петров, К. Солистка — В. Юрлова, Государственный академический русский хор имени А. Солисты: М. Монне, П. Панина, Ю. Фаворин, А. Опера в концертном исполнении. Солист — Л. АСО Московской филармонии. Солист — А. Солист — С. Государственный квартет имени Бородина. Шнитке, Концерт для скрипки с оркестром Б. Циммермана российская премьера , «Озарения потустороннего» О. Мессиана российская премьера. Солист — Д. Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, среди которых: Tokyo New City Orchestra, Brno Philharmonic Orchestra, Brandenburgische Staatsorchester, Литовский камерный оркестр, оркестр театра Новая Опера, Национальный филармонический оркестр России, оркестры «Новая Россия» и «Русская филармония», Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Светланова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Большой симфонический оркестр им. Чайковского, Государственный академический камерный оркестр России, Российский национальный оркестр, Новосибирский камерный оркестр, Симфонический оркестр Республики Татарстан, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, оркестр Пермского театра оперы и балета, оркестр ГАБТа и др. Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету — это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово.
С помощью банковской карты на сайте онлайн или наличными курьеру Как получить билет? Дирижер — Филипп Чижевский. Часто оркестр своей игрой сопровождает театральные постановки, участвует в концертах филармонии.
Филипп Чижевский: «Мое кредо – открывать партитуру с чистого листа»
Всегда должно хотеться еще. Просто банальный пример: вот мы приходим в музей, допустим, какая-то интересная выставка, должны ли мы осмотреть весь музей? Совсем не обязательно. Ты приходишь в Лувр и смотришь его целиком? Посмотрел какой-то зал, или Джоконду, и все, хватит. Или Билл Виола, выставка которого была в Пушкинском музее: ты можешь прийти и посмотреть его «Вознесение Тристана», а другие работы, например, не смотреть или посмотреть в другой день. Информация должна быть освоена.
Вот за это я в первую очередь при составлении программ. Объективно для меня важно — успею ли я это отрепетировать нормально, хватит ли сил эмоциональных исполнить это на концерте так, как нам представляется. Говорю «нам», потому что не отделяю cебя от оркестра, от музыкантов, камерный или большой состав, все равно мы все вместе. Я для них, я помогаю музыкантам сыграть и стараюсь быть небесполезным с точки зрения их внутреннего раскрепощения — вот это важно. А зрители… Не знаю. Я никогда не думаю — дойдет, не дойдет, будет интересно, не будет интересно.
Я веду с ними диалог, как мы беседуем с вами, я вам что-то говорю, вы можете про себя думать: с этим не согласен, а вот это он правильно сказал. Так же и зритель, когда слушает: «Вот эту фразу он сделал слишком медленно. А вот это классно», — допустим, если он разбирается. Либо такое настроение, когда ты сидишь и «кайфуешь», слушаешь музыку, это здорово — поскольку нам, музыкантам, когда мы слушаем коллег, порой бывает очень сложно: мы не можем абстрагироваться от нашего «дурацкого» образования, когда все равно, хочешь ты или нет, ты начинаешь анализировать и сопоставлять. Опять же Кейдж — он в этом очень точен, то есть он дистанцируется от своего сочинения, но при этой дистанции максимально к нему приближен. Что должно быть в программе?
Да ничего. Нет никаких рецептов. Нужно еще что-то к этой музыке? Менеджер концертных программ может сказать, что маловато будет. Начинаешь ломать голову, а что с этим можно поставить. В итоге это сочинение может вообще уйти из программы.
Если ты играешь что-то большое, то, соответственно, первое отделение может идти 10-15 минут. В следующем сезоне у нас будет программа, мне кажется, очень интересно составленная. Блестящая оркестровка! И это не транскрипция, а именно оригинальный опус Шёнберга. После него мы сыграем Седьмую симфонию Малера, основное блюдо. Причем, кстати, здесь еще неизвестно, что основное, потому что мне в этой программе интересно все.
А сколько программ в год вы играете и сколько репетиций идеально для концерта? Не знаю. Тоже нет рецепта. Бывает так, что на второй репетиции тебе кажется, что все готово, а потом репетируешь дальше, после третьей уходишь и думаешь: «надо отменять концерт». Это нормальная ситуация. Количество программ никогда не считал и не считаю.
Знаю только, что их больше становится с каждым годом, что вполне естественно. Хотелось бы прийти, наверное, в итоге к чему-то устоявшемуся, но это, с одной стороны, и желание, и нежелание, потому что когда ты имеешь возможность репетировать сколько угодно одну программу в полгода, то у тебя и ответственность другая. Во-первых, ты должен все время повышать планку от репетиции к репетиции, чтобы музыканты понимали, для чего это огромное количество репетиций, а не просто работа работается. И, соответственно, тот результат, к которому ты приходишь — он должен уже быть какой-то итоговый. Воспринимаю ли я концерт как итог? Нет, не воспринимаю.
Даже если я сыграл какое-то большое, знаковое сочинение — оно для меня так же важно, как и следующая программа, допустим, какая-то камерная, и я всегда держу в голове, что я к этому вернусь, и вот это мне созвучно. То есть для меня это не финал. Поэтому я спокойно отношусь и к записям, концертные они или не концертные. Это этап. Ансамбль Questa Musica Если представить себе такую ситуацию, что вам предложили бы возглавить большой государственный оркестр… Часто задают этот вопрос. Вам это интересно?
Конечно, все интересно. Я все обсуждаю. И предложения поступали. Но сейчас так: у меня есть коллектив, с которым мы играем программы, они расширяются, мы делаем какие-то более крупные сочинения. Мне нравится, что мы делаем с ансамблем, очень нравятся и программы с другими коллективами, где я приглашенный дирижер. Значит, не пришло время возглавить большой государственный оркестр , может, оно никогда не придет.
Я не отношусь к назначению как к чему-то окончательному — назначили, и все. Хотя были замечательные примеры, когда дирижеры руководили коллективом до конца своих дней. Евгений Александрович Мравинский. Или Артуро Тосканини: продирижировал «Аидой» совершенно случайно, потому что дирижер не пришел. Тосканини встал из-за второго пульта виолончелей и продирижировал в спектакле Верди «Аида» по памяти, и все, стал дирижировать. Караян, еще один пример.
Был ли во всем этом плюс? Формировался авторский почерк. Мы слушаем записи и можем сказать: «Вот это точно Серджиу Челибидаке». Или: «Вот так струнные звучали только с Караяном». Или: «Вот этот Вагнер совершенно точно с Гансом Кнаппертсбушем». А Questa Musica — как бы вы охарактеризовали этот коллектив?
Этот коллектив как мой ребенок. Я довольно рано стал отцом. Это мой ребенок. Как его охарактеризовать? Questa Musica — то, с чем я живу и буду жить. У нас нет никакой господдержки, у нас просто много проектов.
Люди, в основном, одни и те же. Есть музыканты, играющие только барочные программы на исторических инструментах. Есть универсалисты, играющие с нами разные программы в различных строях. Если нет государственной поддержки, значит, есть частная? У нас просто нет никакой поддержки. У нас много концертов, и кто нас зовет — они платят деньги за все репетиции, если нам нужна репетиционная база — за репбазу, и так далее, за все составляющие.
Поэтому получается, в общем, недешево для тех, кто нас зовет. Со своими я люблю играть, наверное, больше всего. Поскольку коллектив у нас в таком свободном статусе, удивительно, на самом деле, что мы существуем и как-то все у нас тьфу-тьфу-тьфу! Наши музыканты — кто-то солист, кто-то нигде, кроме «Квесты», не работает, кто-то работает в оркестре и совмещает с нашими проектами. Я постоянно думаю о том, что мы будем делать, что бы нам сыграть. Мы дружим, общаемся, вместе проводим время.
Это как семья. А другие коллективы — это другие коллективы, это могут быть прекрасные проекты, и когда я свободен, опять же я себе выбираю, что мне играть, что не играть, где-то могу отказаться, а где-то согласиться. Семья и кисть Насколько на вас повлияли ваши родители? Очень сильно. Кто они? Они скрипачи оба.
Обоих уже похоронил, к сожалению. Мама умерла в сентябре, чуть меньше года назад. Причем, наверное, как часто бывает у артистов, я узнал об этом в антракте. Дирижировал я «Мессией» Генделя, и второе отделение у меня выстроилось как молитва об упокоении души. А отец у меня был очень непростой в плане того, как он вообще жил. Когда он брал скрипку в руки и просто играл неважно, что, «Венгерские танцы» Брамса, например , мне это очень многое давало и дает, потому что я вспоминаю.
Своими звуками скрипки он меня, можно сказать, наставлял. Не словами, а звуками. С мамой же вообще связано все становление, потому что это было общение на абсолютно разные темы. Мама увлекалась всем, чем только можно, от фигурного катания до астрономии. Я, на самом деле, тоже много чем увлекаюсь. У меня много знакомых художников, я даже сам начал немножко баловаться в этом плане.
А учились этому специально? Просто взял и стал рисовать. На карантине сидел у товарища в мастерской, взял кисть, и пошло-поехало. Не отношусь к этому серьезно, хотя даже делал выставку в галерее Андрея Бартенева. Это как некий выход энергии. Когда сидит человек перед тобой, он беззащитен — так же, как и, может быть, сочинение автора, потому что оно тебе никак не даст сдачи, если ты играешь в неправильных темпах или выполняешь не те динамические оттенки, не соблюдаешь авторские указания, оно тебе сдачи не даст.
Я находил для себя какие-то такие связи. Кстати, два композитора просили меня перерисовать их портреты. Человек, личность, модель своим поведением диктует, как будет вести моя рука. Это интересный, живой процесс. Мама меня уже в два с половиной года в кружок отдала, у меня там было и изо, и танцы, и хор. Можно сказать, что музыкой я начал заниматься раньше, чем говорить.
Немножко иронично, но тем не менее. Чему я несказанно рад, счастлив, и нахождение в той профессии, которой я сейчас занимаюсь — это и есть моя жизнь. Как сказал Конфуций: если ваше хобби станет работой, то вы не будете работать ни одного дня в своей жизни. Хорошо помните себя 15, 10 лет назад? Что было важно тогда, а что — сейчас? Что-то открывалось в профессии?
Да, мне кажется, очень многое открывалось, и каждый день, наверное. Когда я вышел к оркестру консерватории с Пятой симфонией Бетховена, это был переломный момент. Это в каком возрасте произошло? Это был не первый выход к оркестру, но один из первых. Я был студентом консерватории, и мне казалось, что все отлично. Камера была, помню, снимал себя.
Потом посмотрел все это дело, и у меня, конечно, было огромное разочарование… Мне казалось, я так контрастно все показываю, так классно, такая мощь! Такой момент самолюбования присутствовал. Если ты не умеешь водить машину, а тебя посадили за Феррари и отправили на скоростную трассу, ты можешь очень быстро разбиться. И как-то я задумался, что, наверное, все гораздо сложнее и непонятнее. Стал искать какие-то моменты сам, приходил в класс Валерия Полянского. У него я много взял, не в плане мануала даже, а в плане каких-то общечеловеческих принципов.
Он огромный трудоголик, а себя я все-таки считаю лентяем. Я никогда не заставлял себя что-то делать через силу. Делал всегда, что хотел.
Мы этот переход можем ощутить только в этой атмосфере концерта. Если нет хотя бы одной составляющей, то есть зритель-исполнитель-композитор, как минимум, эффект уже не тот. Зритель дает энергию, которая необходима исполнителям. Во времена пандемии и онлайн-концертов ощущения были другие. Да, артист стоит на сцене, играет музыку, его снимает камера, это транслируется. Он знает, что у него большая аудитория, естественно, больше, чем в концертном зале.
Но, тем не менее, это ощущения совершенно не те. Я абстрагируюсь от анализа музыки и просто получаю удовольствие. Зритель приходит за эмоциями, а музыканты часто себя этого лишают, потому что начинают анализировать: здесь не очень чисто, здесь плохой баланс и так далее — и ты уже анализируешь, а не получаешь удовольствие.
А заключительный концерт тура пройдет 30 апреля в концертном зале Президентского симфонического оркестра CSO Ada Ankara — на закрытии 38-го Международного музыкального фестиваля в Анкаре, являющегося одним из крупнейших событий в Турции в области классической музыки и неизменно привлекающего внимание большого числа туристов и жителей Анкары. В Анкаре солировать будет известный пианист, лауреат более двадцати международных конкурсов Андрей Коробейников, с которым БСО им. Чайковского связывает длительная дружба: концерты оркестра с участием Андрея Коробейникова проходили в крупнейших залах России, Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландов, Словакии и других стран. А в Стамбуле с оркестром выступят молодые солисты: пианист Адам Гуцериев и виолончелистка Дали Гуцериева.
Я появился на свет, когда ей было 39, а брат — в 41 год.
Брат занимается музыкой? Нет, он в медицине. И музыкой не занимался никогда. А дети мои занимаются музыкой: сын Лука — профессионально скрипкой, Ева — арфой. Старшая дочь, Катя — нет. С педагогом не повезло. Сначала отдали, как многие, наверное, на фортепиано, и не задалось. Чем друг другу приглянулись?
Как мы с Костей познакомились? Сейчас скажу. Помню нашу первую встречу очень хорошо. Это был мой день рождения. Гетьман позвонил мне и говорит: «Есть такое предложение. Хочу, чтобы ты со своим оркестром сделал ораторию Генделя, только на исторических инструментах». Для меня это был настоящий подарок. А когда в проекте появился Владимир Сорокин?
Сорокин появился гораздо позже, как интерпретатор текста. Я спросил Гетьмана: «А кто режиссером будет? К тому моменту я не видел ни одного его драматического спектакля. Сейчас много что видел. Я не большой поклонник драмы, но я ходил и на классику, и на препарированную классику. Собственно, отправной точкой всего этого дела была «Платформа» Кирилла Серебренникова. Мегаважный проект был для России, безусловно, да и не только для России, в принципе, это международная история. Там я много дирижировал современной музыкой, и были какие-то такие межцеховые проекты, объединяющие.
В принципе, это история, ориентированная на все современное. А встретились мы с Костей в Большом театре. Сели в Атриуме и говорили. Костя рассказывал о том, как он видит спектакль. Это была наша первая встреча, а мы уже говорили о спектакле. Дальше началась большая работа, очень интересная, абсолютно творческая, очень свободная, когда мы не были скованы ничем, когда директор сказал: «Ребята, делайте что хотите. Я иду за вами». Это была работа мечты, можно сказать, поэтому она получилась.
Я считаю, она получилась и с точки зрения музыки, и с точки зрения того, что хотел сделать Костя. Ему интересно работать с текстом, он в этом, мягко говоря, кое-что понимает и делает это всегда цепляюще, так или иначе. Он иногда делает в лоб какие-то вещи, хочет задеть, но это все дело вкуса. Его тексты можно воспринимать как искусство, которое у тебя может вызывать рвотный рефлекс, а потом ты выходишь на свежий воздух и думаешь: «Как же все хорошо! Это все весьма и весьма точно. Костя очень музыкальный. И для него, и для вас очень важен имидж. Как вы себе одежду и обувь подбираете?
Покупаю одежду себе довольно спонтанно. В Москве есть несколько магазинов. Не буду их рекламировать. У нас не об этом беседа. Вообще, имидж для дирижера важен? Наверное, да, потому что это сценическое искусство. Не имидж, а стиль, скорее. Просто, как ты одет.
Для меня это бывает важно. Иногда для меня важно, в чем я хожу по дому, просто перемещаюсь от гостиной к кабинету и так далее. Иногда в большей степени, иногда в меньшей, но да, важно. Я люблю одежду. Мне нравятся вещи, мне нравятся ткани, мне нравятся цвета. В принципе, я люблю визуальное искусство и люблю людей. Мне нравится, как люди одеты, как люди украшают одежду и одежда украшает людей, на самом деле, дополняет, подчеркивает что-то. Как я уже сказал, покупаю вещи спонтанно.
Просто проезжаю мимо, думаю: зайду, посмотрю. Что-то приглянулось. Я вообще не думаю, для чего это. Иногда, впрочем, думаю: вот я сегодня дирижирую такой-то программой. Советуюсь с женой: «Как ты думаешь, что мне сегодня надеть? Иногда я соглашаюсь, иногда не соглашаюсь. Все просто. Кислородная подушка Вы сказали, что у вас нет любимых композиторов.
А любимые оркестры и дирижеры есть? Из современников мне очень близко, что делает Пааво Ярви. Слышал его, в частности, в Московской филармонии, с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром. Я не был, к сожалению. Молодежка — супер, они молодцы. Этот проект Алексея Алексеевича Шалашова — мне кажется, он мегаудачный и мегаамбициозный, очень нужный, потому что он дает свободу молодым людям, которые еще могут впитывать информацию, у них мозги не атрофировались. Они не думают о том, что съесть завтра, потому что «я приехал из Оренбурга», «мне еще нужно что-то снять, какую-то конуру, хлеб с майонезом сделать». У них есть зарплата, есть где репетировать, есть возможность играть на прекрасных инструментах, получать образовательные программы, мастер-классы от ведущих музыкантов и мировых, и наших соотечественников , выступать на лучших площадках, иметь все для того, чтобы быть успешным в профессии.
А что делает Пааво Ярви? У него во всем есть вкус в пропорциях. Не что-то такое, как Франкенштейн — вот это очень медленно, это очень быстро, и так далее. Сам этим, бывает, грешу… Надеюсь, грешил… Или вот придумал какое-то украшение и думаешь: как же классно я это придумал. А потом себя поймал на мысли: ты думаешь про украшение, а музыку написал, условно, Генри Пёрселл. Пааво Ярви, интерпретируя музыку, пропуская ее через себя, уходит на второй план. Он преподносит композитора и в этом очень деликатен. В общем, это сочетание личности дирижера и диалога с композитором.
И отношение к музыкантам крайне уважительное, то есть сотворчество. Мне очень близко то, что он делает. Его приезд в Москву был фактически последним перед… Да. Насколько по вам лично и по вашему коллективу ударила эта ситуация? Приходится ли корректировать репертуар? Что с нотами? С нотами беда полнейшая. Если это старая музыка, ты имеешь право ее исполнить, но ты не можешь заказать хорошее издание.
Или ты каким-то чудом достал партитуру, и наборщики с этой партитуры набирают оркестровые голоса. Будут опечатки? Конечно, будут, потому что набирал человек, зато 95, 98 или 99 процентов текста ты получишь, а остальное исправишь. Сейчас все выкручиваются и друг другу помогают. Когда мы делали «Летучего голландца» в Перми, у нас были партии издательства Schott, которые мы сейчас, естественно, не можем заказать. Мы брали из Большого театра, потому что там Александр Ведерников это делал в 2004-м. Хотели бы мы позвать каких-то солистов? Конечно, хотели бы.
Планируются российские премьеры: Скрипичного концерта Бернда Алоиса Циммермана и последнего опуса Оливье Мессиана «Озарения потустороннего». Вопрос, что будет с нотами, остается открытым. Пока есть возможность, я буду в профессии, потому что это моя жизнь. Это как воздух: ты дышишь; если тебе перекроют кислород, ты умрешь. Поэтому репетиции, программы — это бесконечный процесс. То есть я нахожусь сейчас в каком-то своем большом произведении, которое называется «жизнь», и я где-то нахожусь, в каком-то месте формы. Родился в Москве в 1984. Окончил Московское хоровое училище им.
Свешникова, затем Московскую консерваторию по двум специальностям: хоровое класс проф. Калинина и оперно-симфоническое дирижирование класс проф. Полянского, у него же учился в аспирантуре. С 2011 по настоящее время — преподаватель МГК им. Чайковского кафедра оперно-симфонического дирижирования. С 2008 по 2011 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности хоровое дирижирование. В 2008 Филипп Чижевский совместно с Марией Грилихес создает ансамбль Questa Musica, с которым активно концертирует в России и за рубежом, осуществляет множество крупных проектов, мировых и российских премьер.
С 2011 по 2023 — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. С 2014 — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра. Опера «Дидона и Эней» режиссер — А. Опера «Франциск» режиссер — В. Юхананов, композиторы: Д. Курляндский, Б. Филановский, А. Сюмак, С.
Невский, А. Сысоев, В. Ревич, постановка Б. Юхананова, музыка С. Невского, К. Бодрова, Д. Курляндского, К. Чернегина, П.
Оратория «Триумф времени и Бесчувствия» режиссер — К. Опера «Кармен» режиссер — К. Богомолов, Пермский театр оперы и балета им. Опера «Летучий голландец» режиссер — К. Чайковского, 2023. Концертные программы Филиппа Чижевского включены в абонементы Московской государственной филармонии, афишу Большого зала Московской государственной консерватории, концертного зала «Зарядье», ГЭС-2, Электротеатра и других залов столицы. Ансамбль Questa Musica.
Дирижер Филипп Чижевский исполнил великую ораторию Генделя "Мессия" в Московской филармонии
Выпустил премьеры опер «Франциск» С. Невского в рамках проекта «Лаборатория современной оперы», 2012 и «Перикола» Ж. Оффенбаха режиссер — Филипп Григорьян, 2019. В качестве дирижера осуществил постановки таких произведений, как оратория «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя Московский академический Музыкальный театр имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, режиссер — К. Богомолов, 2018 , оперный сериал «Сверлийцы» Электротеатр Станиславский, автор идеи и режиссер — Б.
Юхананов, 2015 , опера «Кармен» Бизе Пермский театр оперы и балеты, режиссер — К. Богомолов, 2021 , а также оперы «Дневник Анны Франк» Г. Фрида и «Белая роза» У.
Как и у Курентзиса, новейшая музыка в его репертуаре отлично уживается со старинной.
Поначалу его, конечно, все время сравнивали со старшим коллегой. Но меня это никак не раздражало. Я к Курентзису отношусь в высшей степени уважительно». Сложно ли справляться с такой стилистически требовательной музыкой без привозных спецов?
Хотя на самом деле кто-то и приезжает. Мы вот сейчас летали в Красноярск с француженкой Македой Монне. Прилетела в Красноярск на трех самолетах. Там был фестиваль Хворостовского, мы делали с ней барочную программу».
Еще из крупного на вторую половину сезона запланированы Девятая симфония Брукнера и Седьмая Малера. Брукнер и Малер — вершины европейской симфонической традиции, у дирижеров принято их сопоставлять. А Брукнер просто от нее отдаляется — вот у него планета Земля, вот Меркурий, вот Юпитер. Он может их приближать, удалять.
Мне нравится его широкий, космический стиль. У него эмоции совершенно другого порядка. Когда я был с Лешей Сысоевым в тундре, я не о Малере вспоминал, а о Брукнере». Разговор о тундре получается детальнее любого разговора о том или ином композиторе.
Но без него никак. Я уже запуталась. Ты мне про что-то такое уже рассказывал. А теперь новая серия страшилок ходит в музыкантских кругах.
Полярный Урал, сплав по речкам на две недели. Путешествовали с гидом, то есть мы были не одни. А второй раз мы чуть не сдохли. Год назад мы были на Канином полуострове.
Это от Архангельска лететь на самолете 4 часа. Потом нас забрасывали двое суток на огромных вездеходах в центр полуострова. Омывается он Баренцевым и Белым морями. Дальше только Земля Франца-Иосифа.
Мы были в единственно возможное для посещения этих мест время года — месяц август. Это был комбинированный поход. У каждого была лодка, специально сделанная под заказ. Весло сборное.
Квартет солистов звучал в этот вечер не на одном уровне мастерства. Сопрано Лилия Гайсина покоряла чистотой и внутренней сдержанностью, а восторженная ария Rejoice greatly "Ликуй от радости" , как и возвышенная ария I know that my Redeemer liveth "Я знаю, мой Искупитель жив... Меццо-сопрано Дарья Телятникова была явно не в голосе, что особенно было заметно в исполнении знаменитой арии Не was despised and rejected of men "Он был презираем и отвергнут людьми... Красиво и стильно звучал бас-баритон Игорь Подоплелов. Тенор Сергей Годин пел вполне ровно, но индивидуальности не хватало, а ведь именно ему волей композитора достался первый номер оратории - речитатив, задающий тон всему произведению, Comfort ye, comfort ye my people "Утешайте, утешайте народ Мой". И когда звучала Hallelujah "Аллилуия" - торжественная литургическая аккламация , вставать никто не призывал, но, когда хор с участием солистов бисировал, зал благодарно поднялся. Кстати Следующий концерт ансамбля Questa Musica Филиппа Чижевского в рамках филармонического абонемента "Барокко" состоится 1 ноября 2022 года - в концертной версии прозвучит опера Генри Перселла "Дидона и Эней".
Я больше скажу: и антикультурные тоже важны, потому что в музыке много бреда, абсолютного, ты можешь нарочито делать какие-то вещи. Некоторые композиторы как правило, это уже позже стало происходить пишут: senza espressivo. Пожалуйста, не надо никакой выразительности! Случалось, я говорил музыкантам: «Вот эти ноты, четверти, сыграйте их тупо, просто тупо сыграйте — пам-пам. Будет то, что надо». Они играли — «тупо». Все, больше ничего не нужно. Ты выходишь на улицу — там много странного, и красивого, и некрасивого, и ужасного, все это есть в музыке. Когда есть градация, есть эмоции. Если все будет красиво, то это будет зефир в шоколаде с сахарной пудрой и еще с карамельным соусом. Если это потреблять все время, извините, вас будет тошнить. Рецепты блюд Когда вы подбираете себе репертуар на определенный концерт, что включается внутри в первую очередь? Это должна быть яркая, эффектная музыка, ориентированная на публику? Или для вас первично беспроигрышное сочетание опусов? Может быть, необычное сочетание инструментов? Историческая уместность того или иного сочинения? Мой вопрос касается и новой музыки. В принципе, все, что вы перечислили, присутствует в составлении программ, но это, скорее, внешняя сторона — ориентировано на ответную реакцию зала: вот сейчас мы их удивим, самое старое сделаем, самое новое сделаем, самое громкое, самое быстрое, самое медленное, самое тихое. Я все-таки руководствуюсь актуальностью для себя на сегодняшний день. Какие-то вещи, которые мне хочется исполнить и я могу их исполнить, откладываю на потом. Думаю: нет, поживу еще с этим материалом какое-то время. То есть, приходит время каких-то сочинений, и они сами всплывают. Знал я это сочинение? Но должно было прийти время. Какие-то программы бывают предложены, я их корректирую. Важно, как я сам для себя могу объяснить ту или иную программу. И не важно, какая она — эффектная или неэффектная. Не люблю длинные программы. Мне кажется, что «пере» — всегда плохо как для исполнителей, так и для слушателей. Всегда должно хотеться еще. Просто банальный пример: вот мы приходим в музей, допустим, какая-то интересная выставка, должны ли мы осмотреть весь музей? Совсем не обязательно. Ты приходишь в Лувр и смотришь его целиком? Посмотрел какой-то зал, или Джоконду, и все, хватит. Или Билл Виола, выставка которого была в Пушкинском музее: ты можешь прийти и посмотреть его «Вознесение Тристана», а другие работы, например, не смотреть или посмотреть в другой день. Информация должна быть освоена. Вот за это я в первую очередь при составлении программ. Объективно для меня важно — успею ли я это отрепетировать нормально, хватит ли сил эмоциональных исполнить это на концерте так, как нам представляется. Говорю «нам», потому что не отделяю cебя от оркестра, от музыкантов, камерный или большой состав, все равно мы все вместе. Я для них, я помогаю музыкантам сыграть и стараюсь быть небесполезным с точки зрения их внутреннего раскрепощения — вот это важно. А зрители… Не знаю. Я никогда не думаю — дойдет, не дойдет, будет интересно, не будет интересно. Я веду с ними диалог, как мы беседуем с вами, я вам что-то говорю, вы можете про себя думать: с этим не согласен, а вот это он правильно сказал. Так же и зритель, когда слушает: «Вот эту фразу он сделал слишком медленно. А вот это классно», — допустим, если он разбирается. Либо такое настроение, когда ты сидишь и «кайфуешь», слушаешь музыку, это здорово — поскольку нам, музыкантам, когда мы слушаем коллег, порой бывает очень сложно: мы не можем абстрагироваться от нашего «дурацкого» образования, когда все равно, хочешь ты или нет, ты начинаешь анализировать и сопоставлять. Опять же Кейдж — он в этом очень точен, то есть он дистанцируется от своего сочинения, но при этой дистанции максимально к нему приближен. Что должно быть в программе? Да ничего. Нет никаких рецептов. Нужно еще что-то к этой музыке? Менеджер концертных программ может сказать, что маловато будет. Начинаешь ломать голову, а что с этим можно поставить. В итоге это сочинение может вообще уйти из программы. Если ты играешь что-то большое, то, соответственно, первое отделение может идти 10-15 минут. В следующем сезоне у нас будет программа, мне кажется, очень интересно составленная. Блестящая оркестровка! И это не транскрипция, а именно оригинальный опус Шёнберга. После него мы сыграем Седьмую симфонию Малера, основное блюдо. Причем, кстати, здесь еще неизвестно, что основное, потому что мне в этой программе интересно все. А сколько программ в год вы играете и сколько репетиций идеально для концерта? Не знаю. Тоже нет рецепта. Бывает так, что на второй репетиции тебе кажется, что все готово, а потом репетируешь дальше, после третьей уходишь и думаешь: «надо отменять концерт». Это нормальная ситуация. Количество программ никогда не считал и не считаю. Знаю только, что их больше становится с каждым годом, что вполне естественно. Хотелось бы прийти, наверное, в итоге к чему-то устоявшемуся, но это, с одной стороны, и желание, и нежелание, потому что когда ты имеешь возможность репетировать сколько угодно одну программу в полгода, то у тебя и ответственность другая. Во-первых, ты должен все время повышать планку от репетиции к репетиции, чтобы музыканты понимали, для чего это огромное количество репетиций, а не просто работа работается. И, соответственно, тот результат, к которому ты приходишь — он должен уже быть какой-то итоговый. Воспринимаю ли я концерт как итог? Нет, не воспринимаю. Даже если я сыграл какое-то большое, знаковое сочинение — оно для меня так же важно, как и следующая программа, допустим, какая-то камерная, и я всегда держу в голове, что я к этому вернусь, и вот это мне созвучно. То есть для меня это не финал. Поэтому я спокойно отношусь и к записям, концертные они или не концертные. Это этап. Ансамбль Questa Musica Если представить себе такую ситуацию, что вам предложили бы возглавить большой государственный оркестр… Часто задают этот вопрос. Вам это интересно? Конечно, все интересно. Я все обсуждаю. И предложения поступали. Но сейчас так: у меня есть коллектив, с которым мы играем программы, они расширяются, мы делаем какие-то более крупные сочинения. Мне нравится, что мы делаем с ансамблем, очень нравятся и программы с другими коллективами, где я приглашенный дирижер. Значит, не пришло время возглавить большой государственный оркестр , может, оно никогда не придет. Я не отношусь к назначению как к чему-то окончательному — назначили, и все. Хотя были замечательные примеры, когда дирижеры руководили коллективом до конца своих дней. Евгений Александрович Мравинский. Или Артуро Тосканини: продирижировал «Аидой» совершенно случайно, потому что дирижер не пришел. Тосканини встал из-за второго пульта виолончелей и продирижировал в спектакле Верди «Аида» по памяти, и все, стал дирижировать. Караян, еще один пример. Был ли во всем этом плюс? Формировался авторский почерк. Мы слушаем записи и можем сказать: «Вот это точно Серджиу Челибидаке». Или: «Вот так струнные звучали только с Караяном». Или: «Вот этот Вагнер совершенно точно с Гансом Кнаппертсбушем». А Questa Musica — как бы вы охарактеризовали этот коллектив? Этот коллектив как мой ребенок. Я довольно рано стал отцом. Это мой ребенок. Как его охарактеризовать? Questa Musica — то, с чем я живу и буду жить. У нас нет никакой господдержки, у нас просто много проектов. Люди, в основном, одни и те же. Есть музыканты, играющие только барочные программы на исторических инструментах. Есть универсалисты, играющие с нами разные программы в различных строях. Если нет государственной поддержки, значит, есть частная? У нас просто нет никакой поддержки. У нас много концертов, и кто нас зовет — они платят деньги за все репетиции, если нам нужна репетиционная база — за репбазу, и так далее, за все составляющие. Поэтому получается, в общем, недешево для тех, кто нас зовет. Со своими я люблю играть, наверное, больше всего. Поскольку коллектив у нас в таком свободном статусе, удивительно, на самом деле, что мы существуем и как-то все у нас тьфу-тьфу-тьфу! Наши музыканты — кто-то солист, кто-то нигде, кроме «Квесты», не работает, кто-то работает в оркестре и совмещает с нашими проектами. Я постоянно думаю о том, что мы будем делать, что бы нам сыграть. Мы дружим, общаемся, вместе проводим время. Это как семья. А другие коллективы — это другие коллективы, это могут быть прекрасные проекты, и когда я свободен, опять же я себе выбираю, что мне играть, что не играть, где-то могу отказаться, а где-то согласиться. Семья и кисть Насколько на вас повлияли ваши родители? Очень сильно. Кто они? Они скрипачи оба. Обоих уже похоронил, к сожалению. Мама умерла в сентябре, чуть меньше года назад. Причем, наверное, как часто бывает у артистов, я узнал об этом в антракте. Дирижировал я «Мессией» Генделя, и второе отделение у меня выстроилось как молитва об упокоении души. А отец у меня был очень непростой в плане того, как он вообще жил. Когда он брал скрипку в руки и просто играл неважно, что, «Венгерские танцы» Брамса, например , мне это очень многое давало и дает, потому что я вспоминаю. Своими звуками скрипки он меня, можно сказать, наставлял. Не словами, а звуками. С мамой же вообще связано все становление, потому что это было общение на абсолютно разные темы. Мама увлекалась всем, чем только можно, от фигурного катания до астрономии. Я, на самом деле, тоже много чем увлекаюсь. У меня много знакомых художников, я даже сам начал немножко баловаться в этом плане. А учились этому специально? Просто взял и стал рисовать. На карантине сидел у товарища в мастерской, взял кисть, и пошло-поехало. Не отношусь к этому серьезно, хотя даже делал выставку в галерее Андрея Бартенева.
Билеты на концерт «Брукнер+», Дирижер Филипп Чижевский
Новости и пресса | Главная» Новости» Чижевский филипп дирижер афиша. |
Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто | Завершая концертный сезон 2022–2023, дирижер Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica исполнят в Галерее Нико «Прощальную» симфонию Йозефа Гайдна, а в первом отделении. |
Оперная дива Евгения Бургойне и дирижер Филипп Чижевский рассказали о концерте в Бурятии
Филипп Чижевский — лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «лучший дирижёр в опере» и всероссийского конкурса дирижёров, приглашённый дирижёр Большого театра России, дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России. Открывая цикл барочных концертов в Зале им. Чайковского, дирижер Филипп Чижевский и его команда Questa Musica исполнили великую ораторию Генделя "Мессия". имя, наконец продлившее список дирижеров, на которых в Москве «правильно ходить», и переместившее Теодора Курентзиса и Владимира Юровского из разряда «молодых» в разряд «зрелых». Дирижер Филипп Чижевский известен своим пристальным вниманием к старинной музыке, аутентичному звучанию и смелыми экспериментами в области современной музыки. Филипп Чижевский. Дирижер. Биография Спектакли Галерея Пресса Новости театра. Другие новости Москвы.
Интервью с дирижером Филиппом Чижевским
Филипп Чижевский — лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «лучший дирижёр в опере» и всероссийского конкурса дирижёров, приглашённый дирижёр Большого театра России, дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России. Филипп Чижевский. Дирижер. Биография Спектакли Галерея Пресса Новости театра. Дирижер и основатель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский. Филипп Чижевский – известный российский дирижёр нового поколения.
Филипп Чижевский — сообщество поклонников
Филипп Чижевский - Персоны - Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича | Филипп Чижевский слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. |
Telegram: Contact @baletmoskva | Филипп Чижевский слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. |
Филипп Чижевский: «Мое кредо – открывать партитуру с чистого листа» | Однако, по словам дирижера-постановщика Филиппа Чижевского, спектакль все равно будет несколько другим. В интервью РИА Новости музыкант рассказал о радикализме этой оперы Вагнера и о том, почему музыка любой эпохи может быть современной. |